Чем люди живы толстой эссе
Чем жив человек? Лев Толстой, «Чем люди живы»: краткое содержание и анализ
Человек — существо социальное. Он взаимодействует с внешней окружающей средой, с другим человеком и также с самым собой.
Жизнь человека многолика и разнообразна. И каждый раз можно задаться вопросом, а какая движущая сила заставляет человека жить. Главное, наверное, общение. Ведь человеку не свойственно жить в полной изоляции от других людей. Быть в окружении семьи, общение и постоянная забота о родных и близких людях заставляет человека жить и радоваться жизни.
Двигательная активность на протяжении всей жизни повышает тонус организма и способствует увеличению продолжительности жизни. Стремление человека быть на единение с природой, дышать свежим чистым воздухом, насыщенным ультрафиолетовыми лучами — наполняет человека энергией и воодушевляет его на плодотворные действия. Поскольку дает жизнь всем организмам на Земле солнечный свет.
Существование невозможно без солнечного света. Благодаря солнечной энергии на Земле развивается жизнь. Свет создает кислород и углекислый газ, поддерживает температуру и влажность, все это необходимо для формирования окружающей среды, в которой возможно нормально жить человеку. Древние цивилизации почитали солнце как создателя всех благ. Воздействие солнца на человека заряжает его позитивной энергетикой.
Солнечное излучение стимулирует выработку эндорфинов, «гормонов удовольствия», поэтому считается, что солнечный свет — лучший природный антидепрессант.
Главное, что направляет жизнь человека, когда он вдохновлен, это конечно чувства, особенно любовь. Ведь это движущая сила, которая позволяет человеку в полной мере ощущать смысл жизни, ощущать радость и жизненную силу, внутреннего могущества. Человек делясь своими чувствами с другим обогащается, увеличивает свою душевную силу, что означает, смысл того, ради чего и чем живет человек. Только полностью отдаваясь великому чувству, человек познают и самого себя, открывает в себе скрытые резервы, которые проявляются и развиваются в таких качествах- страсти, привязанности, интимности, преданности, взаимопонимания, взаимоподдержки, удовольствия от общения друг с другом. Дает выносливость организму чувства, вызванное любимым человеком, это физиологическое переживаемое биологическое возбуждение. Любовь-дружба-нежность дает силы жить, творить, развиваться. Сокровенные переживания, интимно-доверительные отношения заставляют нас ценить жизнь, наслаждаться окружающим миром и получать удовлетворение. Отсутствие спешки, спокойная размеренная жизнь, рационально организованный труд и досуг, а также присутствие рядом близкого человека — делают жизнь насыщенной, а человека самодостаточным. Каждый человек создан для счастья и ищет его на протяжении всей жизни. С этой целью человек и существует, самыми глубокими чувствами он живет.
Сочинение 2
В информационную эру всё чаще и чаще можно замечаешь, что люди вокруг все будто не живые, будто они и не испытывают эмоций вовсе. И это отчасти, правда, хоть и не полностью. На данный момент люди совсем не хотят выражать своих эмоций или чувств, они боятся быть осмеянными, ведь сейчас многие люди считают, что эмоции это то, чего нужно стыдиться, однако это совсем не так, именно эмоции делают человека не просто человеком, они делают его живым, заставляя чувствовать всё на себе, отчего и появляется это самое ощущение живости в себе. Ведь чем больше ты испытываешь, то тем более живым и бодрым ты себя чувствуешь.
Люди совсем забыли, как надо общаться с людьми, забыли, о чём нужно говорить, что нужно говорить, и как именно. От того и появляется некий страх быть засмеянным обществом тех людей, которые, по сути, и сами общаться не умеют. И это главная проблема нашего века, да и вообще человека в любую эпоху и столетие – человек просто боится мнения окружающих. Он не готов столкнуться с порицанием большинства, от чего и старается всеми возможными путями этому большинству угодить, что, конечно же, в корне не верно, и идти на такое совсем не нужно. Главное просто чувствовать себя живым, чувствовать себя таким, какой ты себе нравишься.
Есть множество способов почувствовать себя живым для человека. Он может попробовать просто испытать новые ощущения, желательно острые ощущения, которые придадут ему бодрости и сил для того, чтобы двигаться дальше. Можно также завести новые знакомства, чтобы внести в свою некоторое разнообразие, и после этого человек также может почувствовать себя как бы снова живым, обновлённым. Ещё прекрасным способом для обновления своей личности может стать увлечение каким-либо новым хобби, неважно каким, важно то, чтобы оно приносило этому человеку удовольствие, ведь именно для этого хобби и нужно. Так или иначе, есть множество способов, которые могут помочь человеку вновь почувствовать себя живым, если он всё-таки не чувствует этого. Однако самое главное, что требуется от человека – это осознание проблемы. Осознание проблемы может очень сильно помочь человеку в решении этой проблемы, так как это уже половина сделанного дела, просто осознать наличие проблемы.
Таким образом, мы видим, что есть множество способов вылечить себя от не живости, недуга, которым страдает всё современное общество.
Другие темы: ← Может ли дружба перерасти во вражду?↑ 11 классСила любви →
Сочинение-рассуждение на тему «Чем люди живы?»
Передо мной поставлен, казалось бы, простой вопрос. Но чем дольше я задумываюсь, тем сложнее на него ответить.
Наш народ, переболев идеей социалистического строя, разочаровался в его результатах. А результатом стали дефицит, бюрократизм, коррупция. Но ведь для того, чтобы все эти 70 лет просуществовал социализм, нужна была целевая программа. Сколько было общих полезных дел: поднимали целину, строили города, прокладывали железнодорожные магистрали, покоряли космос.
У каждого поколения были свои герои, которым подражали, которыми восхищались.
Нужны стране дети, совершающие добрые дела – подражайте Тимуру и его команде.
Нужны стране передовики труда – пожалуйста, Стаханов.
Нужны бесстрашные летчики – вот вам Валерий Чкалов, Юрий Гагарин.
Нужны сильные, волевые люди – прочитайте книгу Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке», в которой главный герой, Алексей Мересьев, оставшись без ног, научился ходить на протезах и рвется на войну, чтобы защищать Родину, чтобы быть полезным обществу.
Поэтому столько всего нужного для страны было сделано в те годы.
А сколько хороших песен было написано поэтами-песенниками и композиторами. Возьмем, к примеру, Лебедева-Кумача и Исаака Дунаевского. Вся страна пела их песни «Широка страна моя родная», «Легко на сердце от песни веселой». Люди искренне верили в светлое будущее. Этим они жили, перенося лишения, минимализм во всем.
А что получили на изломе эпох между социализмом и капитализмом? Оказывается, не надо жить для других – нужно только для себя. А с этими словами появились криминальные разборки, финансовые пирамиды, олигархи. Грустно также то, что народ не стал жить лучше. А промышленность, сельское хозяйство, культура – все важные отрасли общества замерли, перестали развиваться. Да и героев-кумиров тоже не стало.
Сейчас мы живем, пожалуй, в счастливое время. На наших глазах Россия снова становится сильной державой. Так, в частности, в 2014 году на олимпиаде в Сочи наша олимпийская сборная в общем медальном зачете заняла I место. По всей стране идет подъем промышленности и сельского хозяйства. Например, в Москве мы видим активное строительство новых районов, новых станций метро, расширяется сеть автодорог. Для людей строят парки, скверы. В праздничные дни ярко украшают иллюминацией город. Сами люди включаются в различные социальные программы. Я имею в виду программу «Активный гражданин» на портале правительства Москвы. Люди активно участвуют в благотворительных марафонах и помогают нуждающимся деньгами, медикаментами, вещами. Люди стали добрее, милосерднее.
Таким образом, когда люди живут для других, когда гордятся своей страной, своей работой, когда понимают, что приносят пользу обществу, когда всей душой болеют за свое дело, тогда это, действительно, радость, тогда это настоящая жизнь.
Популярные сочинения
Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ / ГИА
Хотел бы я знать, зачем звезды светятся. Наверно, затем, чтобы рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою Антуан де Сент-Экзюпери, «Маленький принц
Итак, чем жив человек, с точки зрения Маслоу?
Он жив, как это ни банально, прежде всего, необходимостью удовлетворить свои человеческие и личностные потребности. И к ним можно отнести 2 группы таковых, что выстраиваются по мере значимости в виде пирамиды. У ее основания лежат потребности базовые (сон, еда, здоровье, безопасность). Дальше, когда эти, первичные потребности удовлетворены, у человека возникает потребность одобрения и уважения.
Затем следует чувство причастности, выше – любовь и самореализация.
Далее Маслоу рассматривает пирамиду влияния — то есть то, что дает нам социум: убеждения, духовные ценности, философия, культура, религия – и дух. И все эти «размышлизмы» — хорошо, если начинаются хотя бы с этого этапа.
Иными словами, не удовлетворив свои базовые потребности, человек не может полноценно решать и вопросы философско-духовного характера.
Включи мозг
А если совсем по-простому — по барабану «чего он должен и чего не должен делать»: не учите меня жить — лучше помогите материально.
(Я не говорю сейчас о той особой сравнительно небольшой категории людей, которые, отрицая потребности базовые, концентрировались на неком высшем служении. Природа и мотивация таких людей иная и требует специального рассмотрения).
Но вернемся к писателю и его переживаниям «о духе человечества».
Я думаю, существует два вида писательства. Один – это наитие. Откровение. Желание поговорить с самим собой – на виду у всего мира. И если этот разговор значимый и, что называется, по существу, к нему подключаются и другие люди. И второй вид писателей – это летописцы. Это люди, желающие уловить нерв сегодняшнего дня. Эдакие стенографисты эпохи. Но такая стенография, как правило, это еще и суть отражения собственного «я». И если это «я» банально, то банальна и стенограмма. И эта истина, я думаю, распространяется абсолютно на всё.
Вот и сегодня: а судьи кто? А кто зовет? (Я не спрашиваю уже — куда). А за кем идти. А может, просто — «Перемен! Мы ждем перемен. » — так и это уже проходили.
…объясняет доходчиво
Завершая свои размышления тем же, с чего и начала, хочу напомнить слова Марка Аврелия, выписанные Львом Толстым и включенные в его вышеупомянутую книгу.
«Неужели,— говорит Марк Аврелий, — тебя страшит перемена?
Ведь ничто не делается без перемены. Нельзя согреть воды без того, чтобы не совершилось превращения с дровами. Питание невозможно без изменения пищи. Вся мирская жизнь есть не что иное, как перемена. Пойми, что ожидающее тебя превращение имеет тот же точно смысл, что оно только необходимо по самой природе вещей».
Вот как. То есть перемены так или иначе произойдут. И это вещь естественная. А чего флагами-то махать? Разве что — ускорить. «Пусто-0-о-е…» — как говорили некогда всё те же писатели.
И чего это я в размышлизмы углубилась сегодня? Да, наверное, просто потому, что противно. Лукавство. Сплошное лукавство…
Живешь — живи!
Мы никогда не получим то, что хотим, пока не будем благодарны тому, что имеем.
ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ!
Поведение Матрены
Жена сапожника (Матрена) размышляла, закончив домашние дела, о том, что не стоит подавать к столу последнюю краюху хлеба, лучше оставить ее на потом. Путники тем временем возвратились. Матрена, увидев своего мужа без овчины и выпившего, стала ругать его за все, что только смогла вспомнить, в частности и за то, что он чужака привел, когда им самим есть нечего.
Она хотела было уйти из дома, сорвав телогрейку с мужа, но тот упрекнул женщину в том, что она забыла бога. Матрена опомнилась и посмотрела на спутника Семена, молча сидящего на краю лавки.
Баба засовестилась, стала накрывать на стол, даже подала мужчинам хлеба. Накормила женщина странника, после чего приютила на ночь и дала ему одежду. Тот улыбнулся и так посмотрел на нее, что сердце женщины взыграло. Впоследствии она жалела и об отданной одежде, и о последнем хлебе, но вспоминался ей этот светлый взгляд, и отпускала Матрену жадность.
История, произошедшая с сапожником
Рассказ начинается с того, что живущий с женой в наемном доме бедный сапожник, выручив деньги за работу, отправился за овчиной для шубы в село. Очень нужна была ему эта шуба, так как суровой была зима, а телогрейка имелась у супругов одна на двоих. Однако так сложились обстоятельства, что он не купил овчины, а лишь выпил водки на 20 копеек и отправился обратно. По дороге сапожник рассуждал о том, что для согрева выпивка была необходима ему, а жена сейчас станет ругать его за то, что он вернулся пьяный, без денег и овчины. У церкви он заметил обнаженного человека, сидящего скрючившись, но прошел мимо, побоявшись, что тот умер. Однако совесть замучила сапожника за то, что он оставил замерзать на улице несчастного. Он вернулся и заметил, что человек этот жив, приятен лицом, без ссадин и побоев. Семен (так звали главного героя) спросил незнакомца, что он здесь делает и откуда идет. Тот сказал, что он нездешний, бог наказал его. Семен тогда отдал несчастному валенки, телогрейку и забрал этого человека к себе домой.
Ангел рассказывает о том, кто он на самом деле
Однажды этот работник снял фартук и рассказал, почему лишь три раза за 6 лет улыбнулся. Он поведал Семену о том, что был на небе ангелом, и однажды послал бог его забрать душу одной молодой женщины. Прилетел к ней Михаил и видит, что у той две новорожденные девочки. Женщина попросила оставить ее в живых, чтобы позаботиться о детях. Ангел сжалился и возвратился без души на небо. Осерчал на него Господь, велел отнять все же душу у этой женщины, а ангелу приказал отправиться на землю, чтобы понять, что в людях есть, что не дано им, и чем жив человек.
Лев Толстой продолжает рассказ Михаила. Герой говорит о том, что так он оказался у церкви, где его нашел сапожник. Когда Матрена начала ругаться, Михаил почувствовал, что сейчас эта женщина от злости умрет, но та опомнилась, и улыбнулся ангел, так как увидел в ней бога и понял, что есть любовь в людях.
Когда он посмотрел на богатого барина, увидел смертного ангела за его спиной и понял, чего знать людям не дано. А увидав женщину, вырастившую сирот, он понял третью истину — любовью живы люди. Бог простил ангела, у того выросли крылья, и он вознесся на небо.
Сочинения по литературе на тему «Чем люди живы»
Жизнь дана на добрые дела
Человек, который делает добро, чувствует себя счастливым.
Чем люди живы? Что мы ценим в человеке прежде всего? Какие нравственные качества украшают человека? Эти вопросы из века в век волнуют человечество.
Несомненно, взгляды и ценности представителей разных поколений сильно отличаются, но, на мой взгляд, есть качества, которыми люди будут дорожить всегда. Самым важным для человека качеством я считаю доброту.
Л.Н. Толстой утверждал: «Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она даёт успех во всяком деле». Я согласна с мнением великого писателя. Хотя в наш жестокий век не на каждом шагу встретишь таких людей, но они были, есть и будут.
Доброту в человеке нужно воспитывать с детства. Это чувство должно быть неотъемлемой частью личности.
Одним из писателей, который искренне болеет за нравственность нашего общества, является Валентин Распутин. Героям этого писателя присущи доброта, справедливость, милосердие, честность, упорство в достижении цели и другие замечательные качества. С интересом читала его рассказ «Уроки французского». Это произведение о доброте человеческого сердца.
Учительница французского языка Лидия Михайловна по-настоящему спасает своего ученика, помогая ему выжить и сохранить свою духовную чистоту. Мне кажется, что занятия по французскому языку были лишь предлогом для того, чтобы помочь своему ученику справиться с голодом, с тоской, с трудным положением. Уроки французского становятся уроками доброты, великодушия, хотя и неоценёнными, непонятыми. Печален финал произведения. Лидия Михайловна уволена и уезжает на родину, но даже там она не забывает о своём ученике, отправляет ему посылку с продуктами.
Воспользовавшись чрезмерной добротой старика, Коля бежит из избы, прихватив и ружьё Никитича. Оставаясь в душе добрым человеком, Никитич, вновь желая помочь парню, оставляет ему ружьё. Однако парень не оправдал надежд старика: он убивает его, стреляя в спину, чтобы тот не выдал его властям.
Как мы видим, доброта людей очень часто оборачивается к ним злом. Никитич поплатился за свою безмерную доверчивость и доброту жизнью. Другой литературный герой, Данко из рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль» отдаёт сердце людям. Люди, которых повёл мужественный юноша, пали духом. Им стыдно было сознаться в своём бессилии, и они обрушились на Данко. И тогда он сердцем своим осветил путь людям. Герой Горького не остался равнодушным к страданиям других. Только такие люди заслуживают названия человека. Такие нравственные качества человека, как доброта, отзывчивость, высоко оценивались во все времена. Доброе дело… Это и добрые слова, и помощь старым, и поддержка друзей. Ведь творить добро можно на каждом шагу. Думаю, нам стоит чаще задумываться и заботиться о других. Неся им добро, мы сами становимся счастливее.
Что такое настоящая дружба?
Каждому человеку необходим друг – человек, близкий тебе по духу, тот, с кем интересно проводить время. Друг – этот тот человек, кто поддержит тебя и в горе, и в радости, кто всегда постарается помочь советом и делом.
Но все ли из нас умеют дружить? И вообще – что такое настоящая дружба? Бывает так, что два человека постоянно общаются, много времени проводят вместе, но у кого-то из них случается беда или радость, и крепкой дружбы как не бывало. Про таких людей обычно говорят, что они не выдержали испытания. Кто-то из них испугался неприятностей другого, не захотел вмешиваться, беспокоиться… А бывает и еще страшнее – один друг начал завидовать другому: его успехам, радостям, победам… Недаром говорят, что настоящая дружба проверяется не столько бедой, сколько радостью.
Так что же такое настоящая дружба? Мне кажется, она должна быть проверена годами. Когда люди дружат много лет, значит можно сказать, что они вместе пережили очень многое и прошли «испытание на прочность». Настоящий друг, я думаю, желает тебе только хорошего, всячески старается помочь, сделать твою жизнь лучше. Это не значит, что он всегда говорит тебе только приятное, совсем нет! Наоборот, настоящий друг один из немногих может сказать всю правду в лицо, открыть тебе глаза на что-то, показать, где ты был неправ. Ведь это очень важно – вовремя остановить или направить в нужную сторону, помочь понять твои ошибки.
К сожалению, не всегда оказываются настоящей дружбой отношения, которыми мы дорожим, в которые верим. Так случилось и с Ленским, героем романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Дружба Онегина и Ленского произошла, по словам самого Пушкина, «от делать нечего». Действительно, они были совершенно противоположны по характерам, с различным жизненным опытом, с различными устремлениями. Но их объединило положение в сельской глуши. Оба они тяготились навязываемым общением со стороны их соседей, оба были достаточно умны. Понятно, что в иных условиях Онегин и Ленский вряд ли бы стали общаться так тесно, но тем и особенны человеческие взаимоотношения, что различные ситуации сводят и разводят людей иногда совершенно странным образом. Владимир и Евгений инстинктивно нашли друг друга и объединились. То, что их дружба была поверхностной и во многом формальной, доказывает их дуэль. Какой друг будет стреляться с другом, да ещё вдобавок безо всяких объяснений?! Реально их связывало очень немногое, и порвать это немногое было достаточно легко.
Завершить свои размышления мне хотелось бы словами:«Дружба – это понятие двустороннее. Два человека в равной степени должны дорожить своими отношениями, оберегать их, стараться сохранить. И тогда, на мой взгляд, дружба будет по-настоящему крепкой и долговечной».
В чём заключается смысл жизни?
Ответить на этот вопрос очень сложно, потому что люди по-разному смотрят на мир, у всех разные ценности. Кто-то считает смыслом всей жизни служение Родине, кто-то – личную материальную выгоду, престиж, успех, кто-то – служение людям, желание принести пользу обществу. Одни видят смысл жизни в семейной теплоте и продолжении рода, а другие – в религии, в философских идеях, в экстриме, азарте, власти над другими.
Возможно, смысл жизни в самой жизни? Для этого нужно полностью посвятить себя выбранному пути и жить ради других людей, или ради спасения животных, или же бороться с загрязнением планеты. Словом, найти то самое главное, что делает твою жизнь полезной для общества, найти свое призвание.
Я считаю, что на самом деле люди живут все-таки не ради целей, а ради самого процесса жизни. Возможностью чувствовать каждую капельку дождя, падающую на плечи летним днем. Или видеть, как солнечные лучи просвечивают сквозь зеленые листья деревьев. Иметь возможность говорить с другими живыми существами, обмениваться с ними мыслями.
А как отвечают на этот вопрос писатели и поэты? Произведение М.Горького«Песня о Соколе» заставляет читателя задуматься над выбором своего жизненного пути. Каждый человек волен выбирать свою дорогу, свою религию и правду. В «Песне о Соколе» показан спор между Ужом и Соколом. У каждого героя этого короткого произведения своя жизненная позиция, каждый из них сделал свой выбор. Сокол стремится в небо, он видит смысл своей жизни в стремлении к высоте.А Уж, наоборот, ползает среди камней, небо кажется ему далеким, пугающим и совершенно ненужным.Смысл жизни Ужа в том, чтобы прожить отведенный природой срок тихо и спокойно, не утруждая себя какими-то свершениями и подвигами. Жизнь Сокола можно сравнить с кратким, но ярким подвигом. Сокол поднимается над окружающей действительностью, сверкает, подобно яркой звезде.И своей жизнью, судьбой Сокол напоминает о вечном стремлении к чему-то прекрасному и возвышенному. Жизнь Ужа, наоборот, можно сравнить с обыденным, будничным и серым существованием.
Герой другого произведения М.Горького «Старуха Изергиль» Данко видит смысл своего существования в служении людям. Чтобы спасти людей, он совершает духовный подвиг. «Что сделаю я для людей?» — сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям. ». Пылающее сердце Данко — это символ жертвенного служения людям, а сам герой — воплощение всего лучшего в человеке.
Конечно, нельзя требовать от людей невозможного, и великие подвиги не каждому по плечу. Но если мы будем стараться стать добрее, отзывчивее, помогать тем, кто в этом нуждается, то мир наверняка изменится к лучшему. А жизнь человека, дарящего людям душевное тепло, можно назвать прекрасной и имеющей смысл.Я думаю, что на вопрос: «Зачем я живу? Зачем мне дана жизнь?» каждый ответит по-своему. И, вероятно, в этом заключается глубинный смысл разумного человеческого существования.
Тема моего сочинения заимствована из названия одноименного рассказа Л.Н.Толстого. Через все произведение великого гуманиста проходят мысли о том, что люди живы не заботой о себе, а «одною любовью. Кто в любви, тот в боге и бог в нем, потому что бог и есть любовь». Что имел в виду автор, повторяя эту фразу? Думаю, не только о любви к Богу, к Родине, к семье своей размышлял Л.Н.Толстой, но и о любви мужчины к женщине…
Яркие примеры истинной любви нарисовали в своих произведениях русские классики. Вспомним отчаянную Катерину Кабанову, замужнюю женщину, посмевшую полюбить, Андрея Болконского и Пьера Безухова, боготворивших Наташу Ростову, маленького чиновника Желткова, как клятву, произносящего гимн любимой женщине: «Да святится имя твое!»
Любит и герой И.Тургенева, мятежный Базаров, который до встречи с А.С.Одинцовой цинично рассуждал, что любви вообще не существует, женщин за равных не принимал, считал, что свободно мыслят между ними только уроды. И вот встреча с Анной Сергеевной, к которой он тоже поначалу присматривается как к какому-то разряду млекопитающих. Но это все слова! С первой минуты, отметив ее удивительные плечи и то, что на остальных баб не похожа, нигилист ощутил неординарность этой женщины. Встретившись с ней в гостинице, Базаров смущается, конфузится, за что досадует на себя, что «бабы испугался!» В течение дня он не раз удивлял Аркадия многословием, так не свойственным ему, темой избранного разговора, тем, что он явно старался занять свою собеседницу… Все говорило за то, что Базаров очарован провинциальной помещицей. Грубовато звучит его оценка этой женщины – «первый сорт», но в ней слышится откровенное восхищение.
Я люблю читать и перечитывать главу, в которой И.С.Тургенев описывает, как зарождается большая настоящая любовь Базарова. Он, ничего и никого не боявшийся, робеет в гостиной дома Одинцовой, подсмеивается над собой, что смирненьким стал, старается чаще находиться подле нее, поражается тому, как много хочет знать эта «баба с мозгом». В гостях у Одинцовой Базаров постоянно раздражается, ворчит по поводу размеренной торжественной правильности ежедневной жизни. Возмущаясь против жизни по расписанию, которая как по рельсам катится, он еще не осознавал, что у его недовольства другая причина. Раздражала героя тревога, появившаяся в душе, которая «его мучила и бесила». Как только он вспоминал Одинцову, кровь его загоралась. Но Базаров, человек сильный, легко сладил бы со своей кровью. Раздражение появлялось оттого, что, оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе. Влюбленного романтика! Чего только не делает Базаров, чтобы подавить любовь к этой женщине: ходит большими шагами по лесу, ломает ветки, бранится вполголоса, забирается на сеновал, упрямо закрывая глаза, заставляет себя заснуть… Но сквозь закрытые веки видит ее, ощущает, как эти целомудренные руки когда-нибудь обовьются вокруг его шеи, что эти гордые губы ответят на его поцелуи… А как искренен наш герой в минуты объяснения с Одинцовой: «Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно…»
Вот она, любовь, без которой не может жить человек! Любовь, подаренная атеисту Богом!
Люди, наверно, самые сложноустроенные существа. Каждый из нас является личностью, к каждому нужен индивидуальный подход. Но объединяет нас одно – мы живём душой и телом на нашей прекрасной планете Земля.
Для кого-то работа является самым главным, для других семья является путеводной звёздочкой. Семья, дети – они как воздух, без них нельзя, невозможно. Но все ли согласятся с этим мнением? И невольно задаёшься вопросом: а чем люди живы?
Чем люди живы? Снова задаю этот вопрос. Однозначно правильного ответа нет, ведь каждый выбирает свой путь и свой жизненный ориентир.
В общем, я считаю, что доброта – это, прежде всего, дело. Настоящее доброе дело всегда бескорыстно. Оно делается «по велению сердца». Истинная доброта может проявляться и в малых поступках. Она приносит радость не только окружающим людям, но и самому человеку. Без добра жизнь несчастна. Вместе со своей героиней Л. Толстой открывает смысл и правду жизни, ищет путь к счастью, любви и доброте.
«Чем жив человек?» или «В чем смысл жизни?»
Но все же, не только это является смыслом жизни. Древнегреческий философ и ученый энциклопедист Аристотель, например, полагал, что целью всех человеческих поступков является счастье, которое состоит в сущности человека. Не могу не согласиться с ним. По-моему, смысл жизни – это счастье. Ведь когда человек счастлив, ему ничего не нужно, он наслаждается тем, что имеет. Я думаю, горька судьба того, кто обрёл своё счастье.
Пьер Безухов, герой романа Льва Николаевича Толстого «Война и мир», долго искал свой смысл жизни. После смерти отца, он получил большое наследство и титул графа. Но светская жизнь ему была не интересна. Он попробовал посвятить свою жизнь любви, но и эта идея оказалась неудачной. Элен привлекало лишь его наследство. Позже он решил улучшить жизнь крестьян. Он выдал деньги на стройку школ, больниц. Но и эта затея была обречена на провал. Потом он решил воевать, защищать свою родину. Я думаю, именно это стало смыслом его жизни. Защищая свою родину, он становился счастливее, и его жизнь приобретала смысл.
Действительно, смысл жизни – это стремление к счастью. Я думаю, это и есть конкретный ответ. Но все можно дать более обобщенный ответ. Каким бы не был ответ, у каждого человека, мне кажется, должен быть смысл жизни. Каждый человек должен к чему стремиться, он не должен «жить с пустотой».
Чем люди живы? В течение моих семнадцати лет мне никогда не приходилось задумываться над этим вопросом. Человек – это единственное на Земле живое существо, которое имеет разум и способно не только понимать, но и осмысливать, творить и передавать свой опыт новым поколениям. Он имеет уникальную способность к разумному мышлению, поэтому каждый человек умеет вырабатывать свое отношение к жизни. Размышляя о том, что же такое жизнь, мы невольно задаемся вопросом: «В чем смысл жизни?», на который ищем ответ.
Есть некоторые люди, которые даже не задумываются о смысле жизни, они живут, не зная своих предназначений в жизни. По поводу этих людей можно привести цитату киногероя Игоря Костолевского из фильма «Безымянная звезда» он говорит, что «им только кажется, что они живут». Так же и философы смысл жизни неслучайно относят к основополагающим категориям человеческого бытия. Размышления каждого человека о смысле жизни позволяют человеку выработать главные поведенческие правила, которым он следует как в повседневных делах, так и в поступках на разных уровнях: и в семье, и в общении с друзьями, и в обществе в целом. Во многом, в поисках ответов и истины помогает, конечно же, искусство. Когда мы пишем сочинения по картинам каких- либо писателей, мы учимся задумываться не только о себе и о своих чувствах, но и о чувствах других людей, переданных художниками через свои написанные картины.
Каждому человеку важно подумать и понять о том, для чего человеку дана жизнь, как ею распоряжаться так, чтобы потом самим не было больно.
Мой любимый герой Андрей Болконский из романа – эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир», необычная, яркая и короткая жизнь которого наполнена постоянными нравственными исканиями, стремлением к познанию смысла жизни, к добру и правде. При первом же знакомстве с князем Андреем мы видим в нем беспокойного человека, неудовлетворенного своей настоящей жизнью. Желая быть полезным Отечеству, мечтая о военной карьере, князь Болконский в 1805 году уезжает на службу в армию. В это время он увлечен судьбой Бонапарта.
Службу в армии Болконский начинает с низших чинов в числе адъютантов в штабе Кутузова и, в отличие от штабных офицеров, таких, как Друбецкой, не ищет легкой карьеры и наград. Князь Андрей по своей натуре — патриот, он чувствует ответственность за судьбу Отечества, за судьбу русской армии и считает необходимым быть там, где особенно трудно, где решаются судьбы того, что ему дорого.
Когда началась война 1812 года, князь Андрей снова возвращается в свою стихию — в армию, ведь по его мнению, никто не может остаться в стороне, когда Отечество в опасности. Там он должен думать в первую очередь не о себе, а об интересах своего Отечества, о жизни своих солдат. Он был заботлив о своих людях и офицерах и ласков с ними. В полку его называли “наш князь”. Им гордились и любили его.
Не менее интересным является образ Родиона Раскольникова из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Раскольников нарушил нравственный закон, который существует в душе человека с момента его рождения. Этот закон непреложен. Нарушившего его ждут сильнейшие нравственные муки, разрушение духовное и физическое. Его теория деления людей на «тварей дрожащих» и «сильных мира всего» кощунственна, бесчеловечна. Нельзя убивать человека даже ради великих и благих целей. Жизнь – это самое ценное, что у нас есть, и никто не вправе выносить ей приговор просто так, по собственной прихоти. Роман «Преступление и наказание» помог мне понять, что нельзя прийти к благу через убийство, даже если добро во много раз превышает зло. Мы понимаем, что слово «наказание» в названии романа несет очень глубокий смысл. Это не столько уголовное наказание, сколько внутреннее. Само подсознание наказывает героя за содеянное им. Ведь он преступил не просто общественный закон, он решил переступить через себя, через свою сущность. Но это, по убеждению Достоевского, невозможно. Нельзя устроить счастье других на преступлении, убийстве, крови.
Никогда не поздно начать жить по нравственным законам. Жить нужно так, чтобы после себя оставить добрые дела и поступки, чтобы в конце жизни осознать, что жизнь прожита не зря.
Чем люди живы (ценностные ориентиры).
Известный писатель Федор Абрамов высказал интересную мысль: с недавних пор существуют два способа обновления и изменения жизни. Один- реформы и революции, второй-путь нравственного усовершенствования, самовоспитания личности каждого человека.
Сегодня, мне кажется, проблема нравственности становится ведущей. Ведь даже если наше общество сумеет стать благополучным в материальном отношении, богатство не сможет заменить доброту, порядочность, честность. В числе писателей, поставивших в центр своего творчества нравственные проблемы личности, можно назвать Ч. Айтматова, В. Астафьева, В. Распутина и других.
В небольшой повести «Пожар» мы вновь видим особую ситуацию. Вовремя пожара высвечивается душа и высокая нравственность главного героя Егорова, и, позиция других жителей поселка.
Автор развивает здесь одну из своих любимых тем: о корнях человека, о его связи с местом, где он родился и вырос, о том, что отсутствие нравственных корней ведет к моральному вырождению. Пожар в повести разделяет людей на две группы. Первые: те, кто, забыв об опасности, кидается спасти гибнущее имущество. Тут-то и проявляются глубинные качества людей, о которых прежде никто не догадывался: совесть, самопожертвование, чувства локтя. Жадность переходит в жестокость и преступление: убивают сторожа Мишу, который препятствовал им.
Интересно отметить, что мысли о корнях человека и его морали в том или ином варианте присутствуют у многих писателей. В романе Астафьева «Печальный детектив» есть эпизод, вызывающий негодование в каждом нормальном человеке. Следователь на похороны своей матери посылает деньги, боясь испортить свой отпуск.
Вновь возвращаемся к вечной проблеме в романе Василия Белова «Все впереди». Герой его был осужден за халатное отношение к установке (из-за чего она взорвалась) и попал в тюрьму. Вместе с ним мы чувствуем «сердечное чувство» и сострадание к тем, кто вынужден прозябать на черной и на плохо оплачиваемой работе.
Соблюдая нравственное проповеди жила Матрена – героиня Солженицына. Добрая, безотказная, смиренная женщина готова бесплатно трудиться, она ни сердца своего, ни скудного скарба не пожалеет для людей. Чистая, простая, незаметная женщина погибает под паровозом. Материна- праведница в самом высоком смысле слова. На таких «маленьких» людях держатся не только земля, но и русская литература.
Свое негодование, свое отрицание зла, свою ненависть к страшным порокам людей – эгоизму, шкурничеству, потребительскому отношению к жизни- с необыкновенной художественной силой выразил в своих рассказах Шукшин. Идеи нравственности просты, как жизнь, и, как жизнь, сложны. Лучших его героев роднит тоска по высокому идеалу, ненависть к самодовольству, бюрократизму. Высмеивая носителей этих качеств, автор создает целую галерею образов: «государственный человек» Князев, Глеб Капустин.
Напряженно ищут писатели ответа на самые жгучие вопросы нашей жизни: что есть добро и правда? Почему так много зла и жесткости? В чем высший долг человека? Путешествуя по дорогам нравственного мира, мы становимся лучше и мудрее.
Проблема поиска смысла жизни в русской литературе
Как басня, так и жизнь ценится
не за длину, а за содержание
Поиски смысла жизни – это удел каждого мыслящего и совестливого человека. Поэтому-то лучшие наши писатели всегда напряженно искали художественное решение этого вечного вопроса. И наша литература не обошла его. А сегодня, когда старые идеалы потускнели, а новые только завоевывают свое место, эти проблемы стали едва ли не самыми важными.
В одном из своих лирических стихотворений А. С. Пушкин спрашивал:
Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, на что ты мне дана?
Так поэт пытался понять смысл своей жизни, который казался ему неясным, темным. Сегодня мы уверенно говорим, что смысл жизни великого Пушкина заключался в создании непревзойденных образцов поэзии, прозы, драматургии, эпистолярного жанра. Нередко происходит именно так, и неясное самому человеку становится совершенно ясным его отдаленным потомкам.
В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» раскрывается тема поиска смысла жизни. Для того чтобы понять её трактовку, необходимо проанализировать пути исканий Пьера Безухова и Андрея Болконского. Вспомним счастливые минуты в жизни князя Андрея: Аустерлиц, свидание князя Андрея с Пьером в Богучарове, первая встреча с Наташей. Целью этого пути является обретение смысла жизни, понимание самого себя, своего истинного призвания и места на земле. Князь Андрей и Пьер Безухов счастливы тогда, когда приходят к мысли, что жизнь их должна идти не для себя, что жить надо так, чтобы люди не жили независимо от их жизни, чтобы все они жили вместе.
И. Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско» показал судьбу человека, который служил ложным ценностям. Богатство было его богом, и этому богу он поклонялся. Но когда американский миллионер умер, то оказалось, что подлинное счастье прошло мимо человека: он умер, так и не узнав, что такое жизнь.
Пройдет совсем немного времени, и следующее поколение задастся вопросом: «Зачем я живу? Зачем мне дана жизнь?» Каждый ответит на него по-своему. И, вероятно, в этом заключается глубинный смысл разумного человеческого существования в огромной Вселенной.
В поисках смысла жизни (по рассказу И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»)
Главный герой был твердо уверен, что имеет право на все, потому что был богат. Он решил свои оставшиеся годы посвятить отдыху и развлечениям. В чем же заключается смысл жизни для этого человека? С одной стороны, он имеет полное право на отдых. Господин из Сан-Франциско всю жизнь работал не покладая рук. Но стоит приглядеться к тому, кто его окружает и как он проводит время на «Атлантиде». Автор подробно описывает их завтраки, обеды. Эти люди беззаботны, они веселятся, танцуют, красиво одеваются, но их жизнь скучна и однообразна. Каждый день похож на предыдущий. Среди пассажиров нет ни одного настоящего человека, интересующегося искусством, восхищающегося восходом солнца. Писатель не дал им даже имен, так как в них нет души. Вот и в господине к старости не осталось ничего человеческого. Он стал похож на дорогую вещь, сделанную из золота и слоновой кости, одну из тех, которые всегда окружали его. На их примере И.А. Бунин показывает, насколько бездарно и глупо проживали жизнь люди такого общества. Ведь они думали только о себе и о деньгах, не видя истинного смысла жизни. Они наивно полагают, что на деньги можно купить все.
Прибегая к приему антитезы, автор противопоставляет всей этой унылой роскоши совсем другой мир. Мир, где гнут спины рабочие, трудятся горничные, обеспечивающие путешественникам уют и спокойствие; мир Лоренцо и абруццких горцев. То, чем живут горцы – это и есть истинные ценности жизни, в отличие от дорогих, но искусственных ценностей господ. Природа неподвластна влиянию денег. Ведь они оказываются не способными уберечь своего хозяина от внезапной смерти и последующего унижения.
Развенчав призрачную власть купюр над миром, автор заводит речь об истинных ценностях, показывая вовсе безыскусную жизнь обыкновенных людей, «живых» людей, умеющих по-настоящему чувствовать, умеющих жить. Деньги воистину убивают душу человека. Своим рассказом Бунин подчеркивает, что истинную значимость имеет душа, внутреннее развитие человека.
Что определяет нравственный выбор человека?
(По повести В. Распутина «Живи и помни»)
Чем отличается человек от других существ на земле? Тем, что у человека есть разум, сознание. Человек может ответить за свои поступки. Человек может выбрать свой поступок. Проблема выбора – самая главная в жизни любого человека. Ежедневно перед нами ставятся вопросы, как поступить, что будет вернее: свернуть налево или направо? Не каждый человек может свернуть в правильную сторону. Это может сделать только глубоко нравственный человек. Что же такое нравственность, и какие проблемы определяются как нравственные?
Итак, Андрей Гуськов делает свой выбор: он решает самостоятельно ехать домой, хотя бы на один день. С этого момента его жизнь попадает под влияние совсем иных законов бытия, Андрея несет по течению, как щепку, в мутном потоке событий. Будучи по натуре человеком достаточно тонким, он начинает понимать, что каждый день такой жизни отдаляет его от нормальных, честных людей и делает возвращение назад невозможным.
Судьба лихо начинает управлять безвольным человеком.
Обстановка, окружающая героев, неуютна. Встреча Андрея с Настеной происходит в холодной, нетопленой бане. Баня, по народным поверьям, — место, где по ночам появляется всякая нечисть. Так автор начинает в повести тему оборотничества, которая будет проходить через все повествование. В сознании народа оборотни ассоциируются с волками. И Андрей научился выть по-волчьи, у него получается так натурально, что Настена думает, уж не настоящий ли он оборотень.
Андрей все больше черствеет душой. Становится жестоким, даже с некоторым проявлением садизма. Когда он подстрелил косулю, то не стал ее добивать вторым выстрелом, как делают все охотники, а стоял и внимательно наблюдал, как мучается несчастное животное. Андрей стремительно удаляется от людей. Какое бы наказание он не понес, в сознании односельчан он навсегда останется оборотнем, нелюдем.
Но автор оставляет для своего героя возможность мучительно думать о том, чем же он провинился перед судьбой. Андрей не находит ответа на свой вопрос. Но мне кажется, что он просто не хочет, боится заглянуть в уголок своей души, где хранится ответ на него. Поэтому он более склонен искать оправдания своему преступлению. Он видит свое спасение в будущем ребенке. У него мелькает мысль о переломном моменте в его судьбе. Андрей думал, что рождение ребенка возвратит его к нормальной человеческой жизни, и ошибается в очередной раз. Настена и еще не родившийся ребенок погибают. Этот момент и является той карой, которой высшие силы только и могут наказать человека, преступившего все нравственные законы. Андрей обречен на мучительную жизнь.
Но этот призыв: «Живи и помни», я уверен, обращен не только к Андрею, но и к жителям Атамановки, вообще ко всем людям. Ведь на глазах у людей происходят все подобные трагедии, но редко кто отважится предотвратить их. Люди боятся быть откровенными с близкими. Здесь уже действуют законы, сковывающие нравственные порывы невинных людей. Настена даже подружке своей побоялась сказать, что ничем не замарала своего человеческого достоинства, а просто она оказалась между двух огней.
Она выбирает страшный путь для выхода из своего положения — самоубийство. Здесь, мне кажется, автор наводит читателя на мысль о некоей «заразе», передающейся, как болезнь. Ведь Настена, убивая себя, убивает в себе дитя — это двойной грех. Значит, уже страдает третий человек, пусть еще не рожденный. «Зараза» безнравственности распространяется и на жителей Атамановки. Они не только не стараются предотвратить трагедию, но и способствуют её развитию и завершению.
Таким образом, я хочу сделать вывод: всегда существует единственный верный путь, который подсказывает человеку его совесть, но если свернуть с него, то всю жизнь перед собой будут тянуться «глухие кривые окольные тропы. ».(645)
Чем люди живы? В течение моих семнадцати лет мне никогда не приходилось задумываться над этим вопросом. Человек – это единственное на Земле живое существо, которое имеет разум и способно не только понимать, но и осмысливать, творить и передавать свой опыт новым поколениям. Он имеет уникальную способность к разумному мышлению, поэтому каждый человек умеет вырабатывать свое отношение к жизни. Размышляя о том, что же такое жизнь, мы невольно задаемся вопросом: «В чем смысл жизни?», на который ищем ответ.
Есть некоторые люди, которые даже не задумываются о смысле жизни, они живут, не зная своих предназначений в жизни. По поводу этих людей можно привести цитату киногероя Игоря Костолевского из фильма «Безымянная звезда» он говорит, что «им только кажется, что они живут». Так же и философы смысл жизни неслучайно относят к основополагающим категориям человеческого бытия. Размышления каждого человека о смысле жизни позволяют человеку выработать главные поведенческие правила, которым он следует как в повседневных делах, так и в поступках на разных уровнях: и в семье, и в общении с друзьями, и в обществе в целом. Во многом, в поисках ответов и истины помогает,конечно же, искусство. Когда мы пишем сочинения по картинам каких- либо писателей, мы учимся задумываться не только о себе и о своих чувствах, но и о чувствах других людей,переданных художниками через свои написанные картины.
Каждому человеку важно подумать и понять о том, для чего человеку дана жизнь, как ею распоряжаться так, чтобы потом самим не было больно.
Никогда не поздно начать жить так, чтобы дарить окружающим добро: своим родным, близким, друзьям, одноклассникам, коллегам по работе. Жить в соответствии с заповедями- это явно мало. Жить нужно так, чтобы оставить после себя добрые дела и поступки, которые нужны людям. И тогда можно с гордостью сказать, что жизнь прожита не зря, не бесцельно.