Чем мерили в старину на руси 4 класс
Исследовательская работа «Старинные русские меры длины» (4 класс)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Каргатская средняя школа № 3 им.И.А. Домбровского
Выполнила: обучающаяся 4 «Б» класса
МКОУ КСШ №3 им.И.А.Домбровского
Руководитель: учитель начальных классов
Лосева Ирина Валерьевна
1.1. Историческая справка ……………………………………………. 5
1.2. Первые единицы измерения длины…………………………………7
2. Практическая часть
2.1. Социологический опрос……………………………………………. 10
2.3. Практические расчёты
«Старинные меры длины в литературных произведениях» ……………13
В повседневной жизни мы сталкиваемся с математическими величинами ежедневно. Не задумываясь, производим различные вычисления. Современная система измерения длин нам хорошо знакома – метры, километры, сантиметры, миллиметры… Мы пользуемся ими на уроках и в повседневной жизни. Они удобны и понятны.
Интересно, а как измеряли длину на Руси? Почему мы не используем старинные единицы измерения длины в наше время? Ведь воспоминания о них до сих пор живут в нашей речи, в произведениях устного народного творчества и литературы. Пожилые люди в разговоре часто используют присказки и пословицы, не совсем понятные нам: «От горшка два вершка, а уже указчик», «Сто верст молодцу не крюк». Я и мои одноклассники совсем не понимаем смысла этих выражений, даже наши родители имеют смутные представления о старинных русских мерах длины.
Поэтому темой своей исследовательской работы я выбрала «Старинные русские меры длины».
Цель исследования: выяснить, какие меры длины существовали на Руси в старинные времена и почему не используются в настоящее время.
Цель исследования предполагает следующие задачи :
• выяснить, какие меры длины существовали в старинные времена
• понять причины создания новой единой измерительной системы;
• научиться переводить старые меры длины в современные и наоборот;
• найти и объяснить примеры использования старинных мер длины в литературных текстах, пословицах и поговорках;
• провести эксперимент с измерением длины.
В ходе моего исследования я опиралась на гипотезу: предположила, что старинные меры длины утратили свою значимость по причине своей неточности.
Объект исследования: единицы измерения в Древней Руси.
Предмет исследования: применение единиц измерения в современной жизни человека.
— изучение теоретических источников;
1.1. Историческая справка
МЕРА — способ определения количества по принятой единице;
мера вообще прилагается к протяженью и к пространству… Погонная,
линейная мера служит для значения расстояний или величины линий.
МЕРА – 1. Единица измерения. 2. Предел, в котором осуществляется, проявляется что-нибудь.
С помощью изученной литературы, делаю вывод: мера – это
определённая единица измерения.
Измерить – значить сравнить с образцом и понять, во сколько раз измеряемая величина больше или меньше, чем образец.
Измерения – одно из важнейших дел современной жизни. Ни строитель, ни портной, ни агроном, даже врач и космонавт не могут обойтись без измерений и измерительных приборов. Даже в своей обыденной жизни мы постоянно что-то измеряем: время поездки, массу купленной колбасы, длину штор…
Но так было не всегда. Из энциклопедии я узнала, что первыми измерительными приборами на Руси были части тела: пальцы рук, ладонь, ступня, шаги человека. Всё измерялось приблизительно.
Не имели наши предки
Ни линейки, ни рулетки.
Но могли предмет любой
Измерять самим собой.
Ткани мерили локтями,
Землю мерили лаптями,
И имели пальцев пять –
Щели в доме измерять.
В общем, жили не тужили,
Не хлебали лаптем щей…
И всему на свете были
1.2. Первые единицы измерения длины
В старину палец руки называли перстом. Так же назвали и самую маленькую единицу длины. Русский перст был равен ширине указательного пальца, что составляет примерно 2 см. Он использовался для определения размеров мелких предметов.
с прибавкой двух суставов указательного пальца = 27-30 см.
В строительстве, при измерении расстояний применялось более десяти саженей.
Городовая сажень = 2, 85 м.
Великая сажень = 2, 44 м.
Греческая сажень = 2, 30 м.
Казённая сажень = 2, 17 м.
Царская сажень = 1, 97 м.
Церковная сажень = 1, 86 м.
Народная сажень = 1, 76м.
Кладочная сажень = 1, 59 м.
Простая сажень = 1, 50 м.
Малая сажень = 1, 42 м.
Дворовая (мостовая) сажень = 1, 34 м
Сравнив расстояние между указанными городами и данные этой надписи, ученые пришли к выводу, что древнерусская сажень примерно равнялась 151,4 см. Чаще всего сажень применялась при измерении расстояний и при строительных работах.
Для определения больших расстояний в Древней Руси существовала верста . Верста упоминается в летописи 1097 года, она была в 750 раз больше сажени. Этим словом, первоначально называли расстояние, пройденное от одного поворота плуга до другого во время пахоты. Таким образом, получается, что древнерусская верста равнялась примерно 1140 метрам.
Постепенно менялись и основные меры длины: вместо версты в 750 саженей стали применять две разных версты в 500 и 1000 саженей.
Чтобы упростить соотношения в такой системе мер , которая включает в себя новые единицы, Петр I провел реформу, в результате которой основной единицей длины стал аршин, а размеры сажени и прочих единиц немного изменились. Вот какими стали эти меры:
1 сажень = 7 футов = 213,36 см,
1 аршин = 28 дюймов = 2 1 / 3 фута = 71,12 см,
1 фут =12 дюймов=30,48см,
1 вершок = 1 3 / 4 дюйма=6,35см,
1 верста = 500 сажен=1066,6м.
Кроме того, использовались и совсем мелкие единицы: линия , равная десятой доле дюйма и точка , равная десятой доле линии.
В 30-е годы была создана специальная комиссия для приведения в порядок мер и весов в России.
В 1918 году Россия перешла на метрическую систему мер. После этого старинные меры стали постепенно забываться.
Вывод: Из вышеизложенного видно, что соотношения между единицами мер были самые разнообразные. Это вносило большую неразбериху при учете ценностей и особенно в торговле. Пользоваться старинными мерами было неудобно, т.к. у каждого человека своя длина пяди, локтя и аршина.
2.1. Социологический опрос
Далее я провела опрос одноклассников, друзей, родителей, соседей и учителей. Мною были заданы следующие вопросы:
1. Какие современные меры длины вы знаете?
2. Знакомы ли Вам старинные меры длины: аршин, верста, пядь, сажень, вершок и др.?
В опросе приняли участие:
одноклассники – 22 человека;
друзья и знакомые – 11 человек;
родители – 18 человек;
учителя – 5 человек.
Результаты опроса представлены в таблице:
Вывод: Результаты опроса показали, что с современными мерами длины знакомы все опрошенные – 65 человек (100%).
Со старинными мерами длины оказались знакомы только 26 человек (40%).
Изучив справочную литературу, я составила таблицу старинных мер
Мне стало интересно узнать каков мой рост в старинных мерах длины?
Я измерила свой рост, а затем пользуясь таблицей перевела см в старинные меры длины.
Внеклассное занятие «Путешествие в прошлое. Старинные меры длины». 4-й класс
Класс: 4
Цель: расширить круг знаний младших школьников о старинных и современных единицах измерения.
Предметные: познакомить с историей измерения и разными мерами длины.
Метапредметные УУД:
Личностные: проявлять широкий интерес к новому учебному материалу, исследовательской деятельности в области математики; формировать эстетические чувства в процессе моделирования проекта; формировать способность к самооценке; проявлять уважение к мыслям и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к товарищам.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, звуковые колонки, видеофильм на тему «Старинные меры длины», раздаточный материал для групп (бумага формата А-3, маркер, карандаши, фломастеры), линейка, рулетка, таблицы.
1. Организационный момент
— На уроке мы будем работать самостоятельно, используя карточки, парами и группами. Каждый из вас будет иметь возможность оценить свою работу. У нас все получится! Главное, чтобы мы друг другу во всем помогали. Работать будем группами. Вспомним правила работы в группе.
Внимание! Посмотрите на экран. Фрагмент из мультфильма «38 попугаев».
Учитель: А чем герои сказки измеряли длину удава? (Они измеряли длину удава собой: «мартышками», «попугаями», «слонятами»).
Учитель: И что же получилось? (Получилось 38 попугаев и одно попугайское крылышко, 5 мартышек, 2 слонёнка).
Учитель: Что сказал Удав в конце сказки? (Он сказал, что в попугаях он гораздо длиннее).
Учитель: Это на самом деле так? (Нет. Просто мерки для измерения длины удава были разными).
А мы поговорим сегодня о том, как же люди измеряли длину раньше и как они измеряют её сейчас.
2. Знакомство с новой темой
— С глубокой древности наши предки измеряли расстояние собой, своим телом. Это и удобно, и руки с ногами всегда при тебе, их нельзя «забыть дома».
— На Руси первые единицы измерения длины были неточные. Послушайте разговор двух купчих.
Сценка (разыгрывают два ученика) Одной купчихе нужно добраться до города. По дороге она встретила купчиху, которая возвращалась из этого города.
— Скажи, далеко ли еще до города?
— Что за расстояние такое?
Проблемный вопрос:
— Какая единицы измерения длины прозвучала в этой сценке? (верста), что мы должны знать, чтобы помочь купчихе узнать расстояние до города? (Что такое верста, чему она равна?) Слайд 1
Верста.
Многие старинные меры длины ушли в историю, но на устах у народа они остались. Названия этих мер можно встретить в поговорках, пословицах, фразеологизмах, стихах, сказках.
Например, словосочетание Коломенская верста (Слайд) Вдоль дороги через каждую версту ставили полосатые столбы, их тоже называли вёрстами.
— Кто-нибудь знает, что обозначает этот фразеологизм? (Высокий человек.)
Учитель: С глубокой древности, мерой длины всегда был человек, то есть наши предки всегда измеряли расстояние собой, своим: на сколько он протянет руку или выдвинет ногу. Поэтому первым счётным прибором человека были руки и ноги. Это и удобно, и руки с ногами всегда при себе, их нельзя «забыть дома».
Учитель: А знаете, что они означают?
Учитель: Хотите узнать?
3. Работа в группах
У каждой команды на столе лист №1 с заданием.
Прочитайте отрывки из произведений, определите автора и название произведения.
Найдите вам неизвестные вам старинные слова, меры длины, подчеркните их.
Учитель: Читая художественную и научно-популярную литературу, мы встречаем старинные меры длины. Назовите их. (Дюйм, вершок, пядь, ладонь, фут, аршин, локоть, аршин, сажень, верста).
На доске: появляются таблицы: Дюйм, аршин, верста, сажень, вершок.
Задание 1. Лист №1. В литературных произведениях можно встретить названия старинных мер длины.
Автор__________________________
Название________________________
Найдите в толковых словарях значение слова, чему равны меры _____________________
2) Да еще рожу конька
Ростом только в три вершка,
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами
Автор___________________________
Название________________________
Найдите в толковых словарях значение слова, чему равны меры _____________
Автор___________________________
Название______________________________
Найдите в толковых словарях значение слова, чему равны меры _______________
— Найдите в толковых словарях значение слов и узнайте чему равны эти меры длины. Проверяет команда, которая первая выполнила задание.
4. Закрепление мер длины
(Дюйм – это единица длины, равная 1/12 фута. Это 2,54 см. – словарь С.И.Ожегова)
1. Вершок. Продолжаем путешествие. Слайд 3.
Учитель: Вершками раньше измеряли рост мелких домашних животных
2. Аршин.
Слайд 4.
Купцы, продавая товар, как правило, мерили его своим аршином (линейкой) или по-быстрому – отмеряя ‘от плеча’. Чтобы исключить обмер, властями был введён, в качестве эталона – «казенный аршин», представляющий собой деревянную линейку, на концах которой клепались металлические наконечники с государственным клеймом.
Учитель: Как Вы думаете, сейчас этой меркой пользуются? (Наверное, нет).
Учитель: Иногда этой меркой пользуются строители – для измерения толщины досок, внутреннего диаметра труб и автомобильных шин
3. Пядь.
СЛАЙД 4.
Учитель: Найдите в толковом словаре значение слова. («Пядь – это старинная русская мера длины, равная расстоянию между раздвинутыми большим и указательными пальцами», написано в словаре С.И.Ожегова).
Учитель: Иконописцы величину икон измеряли пядями, а в быту – толщину снега.
Учитель: При игре в городки крестьянские ребятишки пользовались этой меркой. А когда вы были маленькими, мама и папа часто измеряли вас пядью, они очень хотели, чтобы вы быстрее выросли.
4. Ладонь.
Учитель: Что говорят нам словари? Найдите и прочитайте. (Из словаря В.И.Даля: «Ладонь – внутренняя сторона кисти руки». Значения слова «ладонь» как меры длины и у С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой тоже нет).
Учитель: На Руси ладонями измеряли высоту лошади.
5. Фут.
Учитель: Прочтите в словарях. (С.И.Ожегов: «Фут – это английская и старая русская мера длины, равная 30,48 см». В. И. Даль: «Фут – мера длины, 12 дюймов, седьмая доля сажени»).
Ученики: Фут – длина стопы человека. Фут – это «стопа» в переводе с английского языка.
Учитель: Фут применяли для измерения пути, роста человека, глубины воды, в строительстве и технике.
Учитель: В каких современных словах мы встречаем часть «фут»? (Футбол, футболист, футболка).
Учитель: Какое отношение к стопе они имеют? (Футбол – игра, в которой мяч отбивают ногами).
6. Локоть.
Учитель: (Из словаря В.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой: «Локоть – старинная русская мера длина, равная 0,5 метра». А в словаре В.И.Даля так: «Локоть – длина от угла этого до конца среднего перста, около 14 вершков»).
Учитель: Локтями измеряли ткань. Купцу для того, чтобы отмерить ткань моднице на платье, удобнее было пользоваться локтями. При этом он старался взять продавца маленького роста. Как вы думаете, почему? (Можно сэкономить ткань, принести прибыль хозяину).
Учитель: Аршинами измеряли также рост человека и высоту деревьев.
7. Сажень.
Учитель: «Сажень – старая русская мера длины, равная трём аршинам» – из словаря С.И.Ожегова.
Учитель: Сажень – это расстояние между вытянутыми руками.
В строительстве для измерения длины бревен и при межевании земельных участков применяли саженные верёвки.
8. Верста.
Ученики: С.И.Ожегов так определяет значение слова «верста»: «Верста – старая русская мера длины, равная 1, 06 км».
Учитель: Верста – это применяемая на Руси мера, которой отчитывали путь. Раньше её звали «поприще». Обозначало первоначально она расстояние от поворота пахотного плуга до следующего поворота. Что примечательно, в разное время в версту вкладывали разную длину, так как была путевая верста, измеряющая расстояние, и межевая, измеряющая землю.
Вёрстами измеряли расстояния. Вдоль дороги через каждую версту ставили полосатые столбы, их тоже называли вёрстами.
2 задание. Возьмите лист №2 и конверт №2
— Вам нужно соотнести картинки старинных мер с мерами длины и приклеить.
Физкультминутка. Игра «Покажите на себе». Проводят ученики
3 дюйма, 7 пядей, 2 вершка, 3 ладони, 1 локоть, 4 фута, 5 саженей, 1 перст
1). От каждой команды выходит по 1 участнику, показывает старинную меру длины в движении, ребята повторяют.
2). Игра « Я свободен». Ребята находят пару. Ученики в паре по команде учителя отвечают на вопрос учителя. Например: «Начинает тот, кто выше ростом».
3 задание. Лист № 3
Игра «Объясни, как понимаешь?»
— В современном русском языке старинные единицы измерения и слова, их обозначающие сохранились, в основном, в виде пословиц и поговорок, устойчивых выражений, а также в литературных произведениях.
Задание 4. Лист 4
Задачи.
Вычисления
«Я от Тугарина сам видел, вышиной он – три сажени,
Про между плеч – сажень косая,
Конь под ним как лютый зверь.»
« Видишь, там сивая кобыла? Кобылу подыми-ка ты, да неси ее полверсты»
— Найди, сколько метров нужно пронести кобылу
Рост царевны равен 2 аршинам 3 вершкам. Она стройная девочка. Её талия примерно 3 пяди. Из одежды она предпочитает синюю юбку, длина которой 1 локоть.
Практическая работа
В то время, когда команды решают задачи, по 2 ученика от команды выполняют практическую работу.
1 команда измеряет в пядях размер парты.
2 команда измеряет длину классной доски в локтях.
4 команда – в футах ширину класса. Показывают записи.
Учитель: Как вы думаете, одинаковыми ли были у людей длина пальцев, ширина ладоней, длины стоп или рук? (Нет).
Учитель: Удобно ли было человеку пользоваться теми единицами измерения длины, о которых мы говорили? (Тоже нет).
Учитель: Так почему же старинные единицы измерения длины были заменены новыми, едиными для всех стран? (Потому что возникла необходимость в более точном измерении, а старинные меры этим требованиям не отвечали).
Учитель: Что же нужно для точного измерения длины, какой вывод мы сделаем? (Мерка должна быть точной и единой для всех)
Учитель: Назовите современные единицы измерения длины (Сейчас мы измеряем длину в мм, см, дм, м, км).
Учитель: Как Вы думаете, современные мерки точнее? (Конечно)
Учитель: Когда они появились, знаете? (Нет)
Учитель: В конце 18 века во время Великой французской революции впервые была введена мера длины, не связанная с телом человека.
За такую единицу была взята одна сорокамиллионная часть длины меридиана, проходящего через Париж. Назвали эту единицу метр, ею и её частями мы пользуемся и сейчас.
Позднее появился сантиметр и дециметр.
5. Итог урока
— С какими единицами измерения длины вы познакомились сегодня на занятии?
— Для чего нам их надо знать?
— Почему возникла необходимость в единых мерах длины?
Я надеюсь, что вам было интересно. Обязательно расскажите родителям, о чем мы говорили на занятии. Научите их. Узнайте, сколько в вас было вершков (4,5), при рождении? И измерьте длину телевизора по диагонали в дюймах Посчитайте сколько фишек вы набрали?
Презентация буклетов. Покажите, какой буклет получился.
6. Рефлексия
В путешествии мы были,
Мили, версты находили.
Меры веса и длины
В старину были странны.
Измеряли все в локтях,
В пядях, футах и вершках.
Дюймы, версты и шаги,
Сажени и аршины.
Человек, не зная скуки,
Измерял все по себе,
Вершок аршина подлинней,
Узнали мы из словарей,
Но чтобы лучше всех их знать,
Нужно математику нам изучать.
Список литературы
1. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста / Е.А.Алябьева. – М.: Творческий центр, 2003.
2. Андерсен Г.-Х. Дюймовочка / Г.-Х.Андерсен. – М. : АСТ, 2013. – 20 с.
3. Аргинская И.И. Математика: учебник для 1-го класса / И.И.Аргинская, Е.П.Бенесон, Л.С.Итина. – Самара: Учебная литература, 2012.
4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В. И. Даль. – М. : «Терра», 1994.
5. Ершов П.П. Конек – Горбунок / П.П.Ершов. – М. : АСТ, 2010. – 120 с.
6. Некрасов Н.А. Дед Мазай и зайцы / Н.А.Некрасов. – М. : Проф-Пресс, 2013. – 8 с.
7. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. – М. : «Азъ», 1995.
8. Пушкин А.С. Сказка о царе Салтане / А.С.Пушкин. – М. : Амфора, 2011. – 48 с.
9. Старинные меры длины [Электронный ресурс].
Русские меры длины В КАРТИНКАХ
Подробно расписанные значения были введены указом Николая I «О системе российских мер и весов» 1835 года. В 1899 же году ввели в оборот метрическую систему, однако она продолжала работать совместно с традиционной русской системой мер. До тех пор, пока советская власть не отменила ее.
Вершок
Самая маленькая единица длины происходит от слова «верх», так что историки склоняются к тому, что вершок был равен верхней фаланге указательного или большого пальца взрослого мужчины.
Вершок настолько мал, что вошел в народный язык в метафорическом ключе: например, в присказке «от греха на вершок» или в поговорке «Слов на мешок, а дел на вершок», которая означала, что человек много говорит, но почти ничего не делает.
Интересно, что вершками измеряли рост человека. Например, в рассказе Ивана Тургенева «Муму» так описывается главный герой, немой дворник Герасим: «мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырём…» Однако 12 вершков это чуть больше полуметра. Секрет в том, что в человеке должно было быть априори два аршина (
142 см, об аршине см. ниже), а уже к ним прибавляли вершки. Также вершки были распространены в измерении отрезов тканей.
Пядь = 17,8 см
При Петре I пядь стали часто называть четвертью и зафиксировали ее размер в 7 дюймах на английский манер. Пядь была очень распространенной мерой, применявшейся в быту (например, для измерения толщины снежного покрова или размера иконы).
Помните поговорку «семь пядей во лбу»? Так говорят про невероятно умного человека.
Локоть
Древнерусский локоть измерялся от локтя до кончика среднего пальца. В разных областях размер локтя отличался, варьировался от 36 до 54 см. Точно известно, что «московский локоть» равнялся двум пядям или 35,6 см.