Чем мне понравилось произведение отцы и дети
Отзыв о произведении Тургенева Отцы и дети
Трогательный роман «Отцы и дети» написан Иваном Сергеевичем Тургеневым в 1861 году. Этот увлекательный рассказ легок для чтения в любом возрасте и всегда будет актуален. Каждый человек, почитавший эту книгу, может взглянуть по-новому на отношения к старшему или младшему поколению. Тургенев затронул очень немало важную и жизненную тему, которая показывает взаимоотношения между людьми. Иван Сергеевич раскрыл и описал ту самою пропасть, что разделяет родителей и детей. В книге хорошо раскрыта настоящая русская душа в разных сословиях и хорошо описаны времена того века, которые так сильно похожи на настоящее время. Прочитав произведение, то можно найти себя в центральных героях и переосмыслить свои поступки, свое мнение на какую-нибудь тему. Еще она поможет обдумать и увидеть читателю свою жизнь.
Больше всего из романа «Отцы и дети» мне запомнился один из главных героев — Евгений Базаров. Молодой Евгений считал себя нигилистом и отрицал много бесспорных и вполне жизненно естественных, разумных вещей и даже отрицал собственные чувства. ОН был влюблен в Анну Одинцову, но свои чувства он до смерти скрывал. Его поведение было странным, необычным, противоречивым. И в конце романа его настигает наказание за то, что он не принимал основные, немало важные принципы жизни и ее ценности. Его существование оборвалась из-за нелепого случая. Многие молодые читатели Евгения Базарова, после прочитанного романа, ставили в пример для подражания. Подобные идеалы и бескомпромиссность, приоритет полезного над прекрасным воспринимают как отражение в мировоззрении Евгения.
После чего есть над чем подумать, стоит ли живому разумному, созданию сопротивляется своей судьбе и отрицать самые очевидные и неизбежные вещи, к которым прислушиваются все живое на планете?
Прочитав занимательный, изумительный роман «Отцы и дети» Тургенева, то на читателя нахлынут новые чувства, новые впечатления и разного вида размышления. Собственно, это и есть главная ценность книги, которую Тургенев хотел донести до каждого читателя.
У всех людей свои взгляды, кому-то она понравиться, кому-то нет. Но данный роман считается одним из лучших классическим произведением, которое написал русский классик —Иван Сергеевич Тургенев. Прочитав до конца, ее не возможно забыть, она вызвала бурю эмоций и дала пищу для размышления о жизни. Ну, а если прочесть ее заново, то можно в ней найти что-то новое, то, что не заметили с первого раза прочтения. Данное произведение подходит для разного возраста людей, и она создана на все времена.
2 вариант
Роман «Отцы и дети» стал вершиной творчества Ивана Тургенева. Произведение было написано в 1861 году, но до сих пор, проблемы, затронутые в романе, остаются актуальны. Автор показывает читателю жизнь и окружение Евгения Базарова, одного из главных героев романа.
Тургенев описывает детство Базарова: оно было беззаботным, родители не притесняли мальчика. В детстве Евгений всегда делал то, что хотел. Из текста произведения можно судить, что Базаров любил своих родителей, хотя пытался скрыть этот факт от окружающих.
Иван Тургенев изображает главного героя романа «самостоятельным». Действительно, доля правды в этом есть, ведь Базаров сам строит свою судьбу, сам отвергает любовь и сам себя считает нигилистом, хотя таковым, в принципе, не является. Если взглянуть «в корень», то становится ясно, что Евгений очень эгоистичная натура, имеющая высокое чувство самодостоинства. Базаров считал себя выше других, но его суждения были ложными, так как отвергая любовь, он сам не смог от нее «убежать».
Не всем читателям может понравиться беспринципность Базарова и его образ. Но в романе у Евгения есть свой антипод – Кирсанов Павел Петрович, представитель старшего поколения. Павел Петрович очень принципиальный человек, а Евгений Базаров ему кажется угрозой для общества.
Несмотря на то, что Иван Тургенев затрагивает вопросы, касающиеся проблем между поколениями, ответов на вопросы автор так и не находит. Последняя глава показывает, что все, кроме Базарова, обрели свое счастье. Книга не легкая, но после ее прочтения на душе остается легкий осадок от того, что проблема отцов и детей будет существовать веками.
Также читают:
Картинка к сочинению Отзыв о романе Отцы и дети
Популярные сегодня темы
На картине изображен теплый, погожий летний день. Погода стоит безветренная, оттого немного душно, поэтому окно в доме открыто. Его деревянная рама выкрашена в белый цвет, правая створка распахнута наружу
овествователь романа, офицер из России, странствует по Кавказу. Встречает он здесь Максима Максимыча – штабс-капитана. Максим Максимыч выбалтывает историю о Григории Печорине
В поэме «Полтава», написанной великим русским поэтом Александром Сергеевичем Пушкиным, повествуется о знаменательных событиях, которые сыграли в истории Российского государства далеко не последнюю роль. Конечно же, предпосылки этих событий
Рассказ описывает Россию в те времена, когда действовало крепостное право. Мальчик Митька Мышкин был крепостным и жил в деревне Закопанка. Хозяева решили продать несколько семей крепостных, в том числе семью Митьки
Великая Отечественная война 1941-1945 годов всё больше отдаляется от нас. Выросли уже несколько поколений людей, которые не помнят не только саму войну, но и последствий страшных битв на территории нашей страны
Отцы и дети
Эта и ещё 2 книги
за 299 ₽
Понятно, что в XIX веке носили другую одежду, готовили еду не в микроволновках, не использовали кондиционеры и пр. А вот отношения отцов и детей – те же самые. И те, и другие считают себя правыми. Дети вырастают и также ополчаются на своих детей, а те – на своих родителей.
Тургенев не дает готовых ответов на вопросы – а как же надо воспитывать–то их. Но на примере родителей Базарова показывает, как любят ребенка «не для себя, а для него».
Отец Аркадия тоже довольно лояльно относится к сыну. Оппозиционер же – дядя Аркадия. Англоман; всегда знает, как правильно и что надо делать, и всех инакомыслящих старается перевоспитать. Вот он–то и вступает в бесконечные и бесполезные, кстати, споры с Базаровым и Аркадием.
Читать эту книгу, я думаю, полезно и взрослым, и подросткам. Понимаешь, что жизнь – одна, что всё может случиться, и что своих надо любить сейчас, в этот момент, а не ставить свои условия.
Понятно, что в XIX веке носили другую одежду, готовили еду не в микроволновках, не использовали кондиционеры и пр. А вот отношения отцов и детей – те же самые. И те, и другие считают себя правыми. Дети вырастают и также ополчаются на своих детей, а те – на своих родителей.
Тургенев не дает готовых ответов на вопросы – а как же надо воспитывать–то их. Но на примере родителей Базарова показывает, как любят ребенка «не для себя, а для него».
Отец Аркадия тоже довольно лояльно относится к сыну. Оппозиционер же – дядя Аркадия. Англоман; всегда знает, как правильно и что надо делать, и всех инакомыслящих старается перевоспитать. Вот он–то и вступает в бесконечные и бесполезные, кстати, споры с Базаровым и Аркадием.
Читать эту книгу, я думаю, полезно и взрослым, и подросткам. Понимаешь, что жизнь – одна, что всё может случиться, и что своих надо любить сейчас, в этот момент, а не ставить свои условия.
К своему стыду не смог прочитать данное произведение в школе, а мне уже 35! Но сейчас потихоньку наверстываю упущенное. Только положительные впечатления от почитанного. Классика – есть классика. Согласен со предыдущими отзывами, что по истечении такого количества времени проблемы точно такие же. Любите и уважайте своих близких, надо быть добрее!
К своему стыду не смог прочитать данное произведение в школе, а мне уже 35! Но сейчас потихоньку наверстываю упущенное. Только положительные впечатления от почитанного. Классика – есть классика. Согласен со предыдущими отзывами, что по истечении такого количества времени проблемы точно такие же. Любите и уважайте своих близких, надо быть добрее!
Удивительная книга Ивана Сергеевича Тургенева. Совсем не похожа на книги 19 века. Она читается на одном дыхании. В ней затрагиваются проблемы,присущие и современному обществу тоже:любовь,дружба,убеждения,принципы,деньги,отношения,эгоизм и многое другое. Интересно было узнать концовку данного произведения,что же произойдет с главными героями. Книга оставила просто огромное и удивительное впечатление.Советую прочитать всем,кто не читал!
Удивительная книга Ивана Сергеевича Тургенева. Совсем не похожа на книги 19 века. Она читается на одном дыхании. В ней затрагиваются проблемы,присущие и современному обществу тоже:любовь,дружба,убеждения,принципы,деньги,отношения,эгоизм и многое другое. Интересно было узнать концовку данного произведения,что же произойдет с главными героями. Книга оставила просто огромное и удивительное впечатление.Советую прочитать всем,кто не читал!
Хорошая книга.Затрагивает душу.Читая это произведение в школе, совсем не понимаешь того глубокого смысла, который оно несёт в себе.И очень жаль родителей Базарова.
Хорошая книга.Затрагивает душу.Читая это произведение в школе, совсем не понимаешь того глубокого смысла, который оно несёт в себе.И очень жаль родителей Базарова.
Конечно странно читать отзыв со словами «ничего сверхклассического не обнаружил». Сверхклассика, как таковая – абсурд по определению. Классика – это признанная, общемировая литература. Когда читают такую литературу упускают время его написания. В данном случае период отмены крепостного права, мода «инакомыслия», нигилизма. Очень многогранное произведение и рассматривать его без понимания откуда и каким образом те или иные личности появляются в среде вне истории бессмысленно. Столкнуть столь разнообразные характеры по силам только гениальным авторам как Тургенев, Достоевский, Толстой и тд.
Конечно странно читать отзыв со словами «ничего сверхклассического не обнаружил». Сверхклассика, как таковая – абсурд по определению. Классика – это признанная, общемировая литература. Когда читают такую литературу упускают время его написания. В данном случае период отмены крепостного права, мода «инакомыслия», нигилизма. Очень многогранное произведение и рассматривать его без понимания откуда и каким образом те или иные личности появляются в среде вне истории бессмысленно. Столкнуть столь разнообразные характеры по силам только гениальным авторам как Тургенев, Достоевский, Толстой и тд.
Книга очень интересная. Давно хотела прочитать. Жаль Базарова. Мне кажется его характер не совсем раскрыт. Не ожидала такого конца, вообще-то не люблю писать отзывы
Книга очень интересная. Давно хотела прочитать. Жаль Базарова. Мне кажется его характер не совсем раскрыт. Не ожидала такого конца, вообще-то не люблю писать отзывы
Базаров. Базаров это и есть «дети» – эгоистичные максималисты. На протежении всего произведения Базаров не хочет признавать старшее поколение, и только на смертом ложе он взрослеет…Все герои запоминаются, ведь каждый персонаж это «ощущение» отдельное…
Базаров. Базаров это и есть «дети» – эгоистичные максималисты. На протежении всего произведения Базаров не хочет признавать старшее поколение, и только на смертом ложе он взрослеет…Все герои запоминаются, ведь каждый персонаж это «ощущение» отдельное…
Надо читать книги соответственно своему возрасту. Рано, ох как рано, читать «Отцы и дети» в школе. И вот, я уже перерос и Павла Петровича, и уж конечно Базарова. Могу сказать, что, скорее всего, это даже и не спор поколений. Это спор просто двух людей. Такой же диспут мог бы произойти у старших Кирсановых и Базаровых. Кстати, молодые Кирсанов и Базаров, люди одного поколения, но всё же разные.
В школе нам пытались привить симпатию к Евгению Базарову. Острый и пытливый ум. Знаток естествознания и психологии. Наше будущее. И противоположность ему – Павел Петрович, пижон, бездельник с лакированными ногтями…
Я рад, что Тургенев «убил» Базарова. Не хочется, чтобы «герой» – отрицатель перешёл от словесных интервенций к действиям. В первом отклике правильно заметил автор. Не такой уж он и «нигилист», когда встретил Одинцову. Но сарказм по отношению к Аркадию и его чувствам остался. Как это напоминает и современных, которые говорят одно, а чувствуют другое. Но есть линия его партии, от которой отойти «убеждения» не позволяют.
Кстати, есть и разочарование в возвышении романа. Ничего сверхклассического я не обнаружил.. На свой вкус…
Сочинение Отзыв о романе Отцы и дети
Роман создавался в то время, когда в России возникла напряжённая обстановка в связи с предстоящими переменами: был поставлен вопрос об отмене крепостного права. Действие происходит в 1859 году. Это было время больших перемен. Основная мысль книги – понять, что является главным в предстоящем развитии жизни: продолжение размеренного и привычного течения жизни или новые, неожиданные, непонятные и пугающие направления, которые должны наступить. Назревают конфликты старого мира: устоявшихся порядков, правил, традиций и новых и свежих перспективных идей и реформ. Дворянство как класс должно уйти в прошлое, уступив и уступить дорогу молодому поколению реформаторов. И.С.Тургенев был образованным человеком, много учился и в России и в Европе. Он видел разную жизнь, сравнивал развитие западных стран и мог предполагать, что и в родной стране необходимы изменения в лучшую сторону. Но он не находил решения проблемы, хотя знал, что изменения будут. Он был борцом за отмену крепостного права и видел грядущие перемены.
Смысл названия романа «Отцы и дети» говорит о том, что речь пойдёт о двух поколениях, и не просто о семейных отношениях, а о вечном конфликте между поколениями. А также о несхожести мыслей, взглядов, понятий, поведения. Мы знаем, что каждый следующий период времени в истории жизни страны вносит много нового, непривычного, непонятного для людей старшего поколения.
Отзыв о романе Отцы и дети
Популярные сочинения
Уже под конец марта наконец-то начали появляться первые признаки появления весны. Радостное щебетание птиц, слышное даже в центре города, еде доносится из-под крон ещё лысых деревьев.
У каждого свое понимание морали. Это набор необязательных правил поведения, мораль и нравственность зависит от религии, в которую вы верите, или от традиций, которым вы следуете
Я считаю, что у всех людей должна быть семья. Это тот очаг, где человека поддержат, дадут напутствие или просто выслушают. Люди, которые не имеют семьи, одиноки и несчастны. Им не с кем поговорить
Тургенев отцы и дети мое впечатление. Мое первое впечатление от прочтения романа «Отцы и дети
Главная проблематика романа
В своем произведении автор не только поднимает проблему столкновения двух противоположных поколений, но и пытается найти решение, указать вход из создавшегося положения. Противостояние двух лагерей можно рассматривать как борьбу между старым и новым, радикалами и либералами, между демократизмом и аристократизмом, целеустремленностью и растерянностью.
Автор считает, что настала пора перемен и в романе пытается показать. На смену старым представителям дворянского строя идут молодые и беспокойные, ищущие и борющиеся. Старый строй уже изжил себя, но новый еще не сформировался, не появился и смысл романа «Отцы и дети» ясно указывает на неспособность общества жить ни по-старому, ни по-новому. Это время, своего рода, переходное, граница эпох.
Популярные сочинения
Новое общество
Представителем нового поколения является Базаров. Именно ему отводится основная роль, которая создает конфликт романа «Отцы и дети». Он представляет целую плеяду молодых людей, которые приняли за веру форму полного отрицания. Они отрицают все старое, но на смену этому старому ничего не приносят.
Очень ярко конфликтующее мировоззрение показано между Павлом Кирсановым и Евгением Базаровым. Прямолинейность и грубость против манер и изысканности. Образы романа «Отцы и дети» многогранны и противоречивы. Но, четко обозначенная Базаровым система его ценностей, не делает его счастливым. Он сам обозначил свое предназначение для общества: ломать старое. А вот как строить новое на разрушенном фундаменте идей и взглядов – то уже не его дело. Рассматривается проблема эмансипации. Автор показывает это как возможную альтернативу патриархального строя. Но вот только женский образ эмансипе дан неприглядный, совершенно отличающийся от обычной тургеневской девушки. И, опять-таки, сделано это не случайно, а с четким намерением показать, что перед тем, как разрушить что-то устоявшееся, необходимо найти ему замену. Если этого не происходит, то и перемены не удаются, даже то, что однозначно предназначалось для положительного решения проблемы, может измениться в другое русло и стать резко отрицательным явлением.
Роман «Отцы и дети» актуален и сегодня, характеристика героев в нем, своеобразное тому подтверждение. Это произведение собрало в себе самое большое количество проблем, которые ставит автор перед своим поколением. Но и на сегодняшний день многие вопросы тургеневского романа не нашли ответа.
Материалы, размещенные на этой странице, помогут учащимся 10 классов при подготовке сочинения на тему «Смысл романа «Отцы и дети»».
Тест по произведению
Личные впечатления о романе отцы и дети. Мое первое впечатление от прочтения романа «Отцы и дети
Сочинение ученицы 10 класса НП ДВОК «Пенаты» Макиевской Кьяры (руководитель Берёзкина Юлия Владимировна)
«Над какими вопросами заставляет задуматься читателя роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»?»
Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», впервые опубликованный в 1862 году, стал знаковым для своего времени. Произведение произвело на читателей сильное и неоднозначное впечатление, однако образ главного героя Евгения Базарова был воспринят большей частью молодежи как пример для подражания, ведь идеалы молодежи тех времен были отлично отражены в мировоззрении главного героя. В своем романе И.С. Тургенев сумел отразить основные социально-политические проблемы России 1853-1861 года. И все же роман «Отцы и дети» привлекает меня не только точно переданной атмосферой России, стоящей на пороге реформ, но и рядом поднятых автором нравственно-философских проблем.
Одна из главных проблем произведения заключена в его названии. Это проблема взаимоотношения родителей и детей, пропасть между поколениями, различия взглядов. Проблема «отцов и детей» — извечная проблема, возникающая перед людьми из поколения в поколение. В романе «Отцы и дети» эта проблема особенно ярко раскрывается на примере вечных споров и разногласий Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова. Павел Петрович является самым настоящим антиподом Базарова. Павел Петрович – типичный представитель аристократии тех времен, дворянин по происхождению. Евгений Базаров же с гордостью рассказывает о своем простом происхождении: “Мой дед землю пахал…” Базаров ценит практичность, предпочитает мыслить рационально, отрицая искусство, творчество, духовность: «Рафаэль гроша медного не стоит». Практичность Базарова проявляется даже в его внешнем виде: «Базаров был чрезвычайно прост: никогда не юлил. Говорил, что думал. Одевался просто даже в какой-то мере старомодно: балахон с кистями, шляпа с большими полями. Но это его не тревожило, он носил что есть и что удобно, мода его не волновала». Павел Петрович, романтик и консерватор, не мог понять Базарова. Даже жизнь в деревне не повлияла на его трепетное отношение к внешнему виду. Павел Петрович всегда считался красивым мужчиной: «С детства Павел Петрович отличался красотою, был немного насмешлив и как-то забавно желчен — он не мог не нравиться». Павел Петрович был не в состоянии понять и принять нигилизм, являющийся неким принципом жизни Базарова, науке предпочитал художественную литературу. Под нигилистом понимал человека, не уважающего ничего и никого. И Павел Петрович, и Базаров были довольно радикальны в своих взглядах, они абсолютно не желали принимать во внимание аргументы друг друга, каждый оставался при своем мнении. В 24 главе романа конфликт поколений, а именно конфликт между Базаровым и Павлом Петровичем, достигает своей кульминации.
Николай Петрович и Аркадий не настолько категоричны в своих убеждениях, но в данном споре также поддерживают разные стороны.
Несмотря на очевидные различия Павла Петровича и Базарова, общего у них очень много, можно даже утверждать, что они довольно похожи. Оба они не подвержены чужим влияниям, и лишь пережитое и прочувствованное ими самими заставляет героев изменить взгляды на некоторые вопросы. Как демократ Базаров, так и аристократ Кирсанов имеют огромное влияние на окружающих, и в силе характера нельзя отказать ни тому, ни другому.
Конфликт «отцов и детей» не является единственным конфликтом в романе. Композиция романа зеркальная: Базаров дважды объезжает одни и те же места. Это даёт возможность Тургеневу показать и второй конфликт в романе. Этот конфликт связан с главным героем, его душевным состоянием. История любви Базарова – важнейшая тема романа. В первой части произведения мы также сталкиваемся с несколькими историями любви, но их можно считать предысториями героев по отношению к их дальнейшим судьбам. Даже с позиции любовного конфликта между Павлом Петровичем и Базаровым намного больше общего, чем кажется с первого взгляда. Любовь полностью меняет жизнь каждого. Из-за любви к княгине Р. Павел Петрович отказывается от своей прежней жизни и карьеры. Любовь к Анне Сергеевне Одинцовой выше и сильнее всех теорий — Базаров начинает понимать несостоятельность своих идеалов.
Первая половина произведения по большей мере заставляет задуматься об устоях дореформенной России, о целесообразности тех или иных политических взглядов, принципов и взглядов на жизнь. Вторая половина произведения больше поднимает различные нравственно-философские вопросы и заставляет задуматься о настоящих ценностях жизни. Недаром сюжет произведения был задуман именно таким. Из произведения мы узнаем, что самым ярким персонажам, ставящим свои принципы превыше всего на свете, не была уготована счастливая судьба: Базаров погибает, Павел Петрович переезжает в Дрезден, где продолжает придерживаться своих прежних взглядов, живя в одиночестве. В свою очередь Аркадий и Катя, Николай Петрович и Фенечка живут счастливо, оберегая всеми силами друг друга, живя большой и счастливой семьей. Жизнь продолжается, идет своим чередом. Недаром в конце романа в центре внимания остаются только две счастливых семьи, а Базаров, борющийся за иное будущее, и Павел Петрович, «архаическое явление», пропадают. Семья, дружба, любовь – это ценности, остающиеся в жизни навсегда. Это нечто вечное, неподвластное времени, а такие яркие явления, как Павел Петрович или Базаров, – это эпоха, которая рано или поздно заканчивается, которая существует лишь в определенный отрезок времени.
Таким образом, в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенев поднимает множество актуальных для общества вопросов. Примечательно, что произведение не теряет своей актуальности и в настоящее время, а также вряд ли потеряет в будущем, так как проблемы, поднятые автором, являются вечными, сквозными в русской литературе. Читатель не может после прочтения не задуматься об истинных жизненных ценностях, о роли семьи в жизни каждого человека. После прочтения романа «Отцы и дети» задумываешься о важности дружеских отношений между родителями и детьми, таких отношений, какие были между Аркадием и Николаем Петровичем. Нельзя жить, руководствуясь только разумом, грамотное равновесие между разумом и душой – то, чего не хватало Базарову. Стоит отметить, что роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» — произведение, запоминающееся своей глубиной, произведение, поднимающее множество вопросов, ответы на которые читателю предстоит искать внутри себя, неосознанно сравнивая себя с главными героями произведения.
В русской литературе существует немало книг, достойных того, чтобы их читали и изучали, чтобы ими восхищались и о них говорили. Одним из таких произведений является, на мой взгляд, роман И.С. Тургенева «Отцы и дети».
Это произведение можно назвать романом-дискуссией, романом-спором. В нем писатель выражает свое отношение к «модному» в 60-е годы 19 века философскому течению – нигилизму.
Напомню, что основу этой концепции составляло полное отрицание всего накопленного опыта человечества. Нигилисты утверждали, что их жизненная задача – уничтожить наследие предков и, тем самым, освободить людей от «ненужного хлама», то есть всего богатства мировой культурной мысли.
Главным героем «Отцов и детей» является именно такой нигилист – Евгений Базаров. Это молодой разночинец, студент медицинского факультета. Важно происхождение героя – с детства он не был приобщен к традиционной культуре, к тому, что русская аристократия впитала с молоком матери. Может, именно поэтому герой так презрительно относится к поэзии, музыке, природе, любви, наконец?
Все, что составляет «жизнь души», Базаров презирает, все это подвергается его безжалостным насмешкам. Герой считает, что важно лишь то, что материально, то, что касается насущных, физиологических потребностей. А все остальное – это «бредни», выдумки неприспособленных к жизни, слабых людей.
Такая точка зрения – это один идейный полюс в романе. Кардинально противоположна ему другая – мнение Павла Петровича Кирсанова, аристократа, русского дворянина. Для этого человека все то, что Базаров призывает уничтожить, составляет суть жизни, ее основу. Поэтому он так возмущен идеями главного героя, принимает их в «штыки», считает опасными и разрушительными. Именно поэтому он, при первом удобном случае, отчаянно спорит с нигилистом, хотя и чувствует, что Базаров сильнее.
Итак, Евгений Васильевич презрительно относится к поэзии и музыке. Он считает, что «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». Вспомним, как герой насмехается над отцом Аркадия, когда уличает Николая Петровича в этих «грехах»: «Стихи он напрасно читает и в хозяйстве вряд ли смыслит…», «Помилуй! в сорок четыре года человек, pater familias, в…м уезде — играет на виолончели!» и так далее.
Кроме того, Базаров не верит и в природу как нечто живое, имеющее свои законы, более мудрые и вечные, чем законы человеческого общества. Герой говорит Аркадию: «И природа пустяки в том значении, в каком ты ее понимаешь. Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».
К человеческим отношениям Евгений Базаров подходит также с сугубо прагматической, материалистической точки зрения. Так, например, он считает, что любовь между мужчиной и женщиной объясняется всего лишь физиологией, инстинктами, и здесь нет места высоким чувствам.
Свой спор с героем, развенчание его взглядов Тургенев начинает именно с опровержения его взглядов на любовь. Совершенно неожиданно Базаров влюбляется, влюбляется именно так, как пишут об этом в презираемых им романах, – до остервенения, до самозабвения, до потери чувства собственного достоинства. Сцена объяснения героя в любви – одна из самых эмоциональных сцен романа: «Базаров уперся лбом в стекло окна. Он задыхался; все тело его видимо трепетало. … это страсть в нем билась, сильная и тяжелая — страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей».
Базаров сознает, что влюбился. Этот факт для героя сродни катастрофе, стихийному бедствию – он понимает, что вся его теория разрушилась, что он обычный человек, такой же «слабак», как Кирсановы и им подобные. Что же делать дальше? Как жить? У Базарова не осталось опоры, стержня, на который бы можно было опереться. Он не в состоянии в корне поменять свое мировоззрение, принять то, что он понял, – вечные ценности существуют и всегда будут существовать, являясь основой человеческого бытия.
С этого момента начинается духовная гибель героя, его угасание, которое заканчивается физической смертью Базарова в финале произведения. Важно, что последний человек, которого Евгений Васильевич захотел увидеть в своей жизни, была именно Анна Сергеевна Одинцова.
Таким образом, Тургенев развенчивает позицию своего героя, а вместе с ней и нигилистическую теорию вообще. Но мы понимаем, что писатель не одобряет и позиции Павла Петровича Кирсанова, который закостенел в своих «принсипах» и не хочет развиваться, двигаться вперед.
Тургенев понимает всю значимость технического прогресса, его важность и необходимость. Но, в то же время, первостепенными, как утверждает писатель в своем романе, являются вечные ценности, опыт, переданный предками. Отказываясь от всего этого, человек разрушает себя, обрекает свое потомство на исчезновение.
«Отцы и дети» — книга, которая произвела на меня сильное впечатление и заставила задуматься над многими вопросами. Но, несмотря на всю серьезность этого произведения, многие его страницы насыщены тонким юмором, иронией, прекрасными описаниями русской природы. Я провел немало чудесных минут, общаясь с автором и героями этого романа, и поэтому решил рассказать вам именно о нем.
Этот роман из школьной программы. Никогда не отличавшаяся прилежностью, почему-то этот роман прочла и признаюсь, он оставил неизгладимый след на сердце… Когда читала последние строки не могла удержаться: слезы так и наворчивались. Помню, села и поплакала от души)) жалко было молодого Базарова и бедных родителей…
Про нарицательное уже название проблемы «отцы и дети» много говорить не хочу. каждому она известна, каждый хоть разок сталкивался с ней. «Дети» бегут вперед батьки за прогрессом, забывая традиции, а «отцы» упорно не хотят пользоваться новинками этого прогресса и менять свои сложившиеся годами взгляды. Вообще, эта тем актуальна всегда. То что сейчас все нововведение, особенного научного характера, гаджеты, мы принимаем как прогресс, то в 18-19 века даже новые взгляды, отличные от традиционных были сродни этому самому прогрессу.
Автор показывает, как меняется Россия, как такие вот «Базаровы», способны хоть и частично, видоизменять взгляды своего окружения. Пусть, Аркакий, его товарищ, все же отошел от нигилистических мыслей, потому что был слишком «Мякеньким и либеральным барчиной», но отойти отошел, а мысли все же обновились (стал замечательным управляющим своего поместья и хозяйства)… так и Старший брат Николая Петровича, сначала в штыки воспринявший нового гостя, после показательной дуэли, вдруг проникся к нему уважением и посчитал, что Базаров не такой уж и плохой человек…Так и хочется сказать: » Правильными темпами идет обновление «мозгов»…». если будет резче-то будет революция, а так народ зреет и по-тихонько приходит к новому, более осмысленно, повзрослев, так сказать. В нужных пропорциях сохраняя в голове традиции и новое мышление.
Базаров-словно яркая вспышка, как гром среди ясного неба, появился ярко, «промыл мозги» как мог и исчез… Все думают, что он действительно ярый нигилист, отрицающий всякую власть и традиции, но сам-то в душе, оказывается, вполне себе романтичный юноша. Эти новые мысли, душевные терзания не дают ему покоя: то что он отрицал, то чему всех учил, вдруг оказывается есть в нем (нежнеы чувства. романтика. сентиментальность) и он ничего не может поделать с этим… Как же болезненно Базаров воспринимает отказ Одинцовой, которая, подобно ему, с легкостью отказывает ему и отрицает его чувства…
На примере главного героя, он оказывается по обе стороны баррикады. Противоречивые мысли, осознание безвыходности, когда он не может контролировать себя и свои мысли и чувства опустошают этого человека, и по невнимательности и рассеянности, он очень глупо погибает… И только старые дряхлые родители помнят его и приходят к нему каждый раз… а для других он так и остался яркой вспышкой, пятном….
На примере этой маленькой и вполне себе обычной семьи, отражается настроения общества. У людей меняется мировоззрение: более активные и дерзкие, движимые своими идеями прорываются вперед, подгибая под себе более слабых. Но даже самый сильный и дерзкий всегда имеет слабое место, потому что неуязвимых не бывает. Как бы Базаров он не насмехался над традициями, каким бы себя ярым нигилистом не считал, встреча с женщиной, которая пробудила в нем настоящие чувства, изменила не только его взгляды, но и жизнь, которую пришлось переосмысливать.
А конфликт между поколениями всегда были и будут. Дети-двигатели прогресса, а родители-хранители традиций. Так гармонично устроен мир. Это просто закон социального развития, без которого нет прогресса, нет эволюции…
У меня появилось желание извиниться (не знаю — перед Базаровым? перед Тургеневым?) за бестолковое первое чтение и те первые впечатления, о которых я писала. Там, где я видела одну путаницу во взглядах, я разглядела удивительную силу и последовательность человека, который ошибается, «хватает через край», но ищет. Вчера, листая учебник, я наткнулась на слова, которые сказал о себе Толстой, но они, по-моему, очень подходят и к таким, как Базаров: «Надо биться, ошибаться, падать и опять вставать, а спокойствие — душевная подлость. Мне казалось, что Базаров равнодушен ко всему прекрасному. Он полюбил, и полюбил по-настоящему. Это чувство породило в нем другого человека, которого не замечал в себе, и сам Базаров. Как он хотел вырвать из себя эту любовь! И не смог, потому что очень сильный был человек, значит, и полюбил очень сильно и навсегда. «…Свобода, о которой хлопочет правительство…» — нет ли в этих словах надежды на реформу как на реальное освобождение? И нет ли пренебрежения к народу в словах о мужицком пьянстве? Нет ни того, ни другого, во всяком случае, для читателя, непредвзято читающего текст. Слово «свобода» применительно к готовящейся реформе (не забудем — действие романа происходит в 1859 году) было обычным и среди крестьян, и среди передовой интеллигенции, как бы при этом ни расценивалась сама возможность свободы. Вот свидетельство из стихотворения Н. А. Некрасова «Деревенские новости» (1860): Сходится в хате моей. Больше да больше народу: — Ну, говори поскорей, Что ты слыхал про свободу? И о реформе, уже свершившейся, страшно разочаровавшей поэта, он все-таки счел возможным написать стихотворение «Свобода» (1861): Знаю: на место сетей крепостных Люди придумали много иных, Так, но распутать их легче народу. Муза! с надеждой приветствуй свободу! В словах Базарова так же трудно услышать одобрение реформы, как и в стихах Некрасова. К тому же и вся реплика героя носит гневно-иронический характер. И в своем отношении к мужицкому пьянству Базаров — очевидный единомышленник Добролюбова (статья «Народное дело», 1859) и Некрасова, которые видели в кабаке и водке заклятых врагов народной свободы. Вскоре после тургеневских уроков девятиклассники будут изучать поэму «Кому на Руси жить хорошо», будут читать главу из нее «Пьяная ночь»… Итак, выходит, что автора «Отцов и детей» упрекают за отступление от исторической правды там, где он строго следует ей. Подобные упреки по поводу других мест романа ничуть не более основательны. Они порождены известным периодом развития науки о литературе и являются результатом невнимания к специфической, ничем не заменимой общественной роли словесного искусства, способного — в лучших творениях — через любые препятствия пробиваться к жизненной правде. По мнению Писарева, Базарову свойственны печоринский темперамент, печоринские душевные силы. И вообще он появляется в ряду целой галереи «умных людей»- Онегиных, Печориных, Бельтовых, Рудиных. Это люди, не желающие жить жизнью тех сотен тысяч «неделимых», (атомов), что никогда «не пользовались своим головным мозгом как орудием самостоятельного мышления» и потому «жили себе припеваючи». «Умные люди» всегда скучали, грустили, даже, тосковали от неудовлетворенного стремления действовать, приносить пользу. Но теперь новый тип таких людей. Теперь «умным людям» стало ясно, что тосковать — мало? что счастье выпросить нельзя, его надо завоевать. К сожалению, они пока не видят пути к этому. «В практическом отношений они так же бессильны, как и Рудин, но они сознали снос бессилие и перестали махать руками. «Я не могу действовать теперь,- думает про себя каждый из этих новых людей,- не стану и пробовать; я презираю все, что меня окружает, и не стану скрывать этого презрения. В борьбу со злом я пойду тогда, когда почувствую себя сильным». Базаровы, по мысли критика, вовсе не бездельники. Наоборот, в отличие от своих предшественников они пролетарии-труженики, они вынуждены зарабатывать на кусок хлеба. Но главное их достоинство в ином. «У Печориных есть, воля без знания, у Рудиных — знание без воли; у Базарова есть и знания, и воля. Мысль и дело сливаются в одно твердое целое». Дело Базаровых — это именно критическая работа мысли, осуществляемая высокоразвитой, полностью самостоятельной личностью, свободной от всяких суеверий, авторитетов, принятых норм. Критик, несомненно, прав, когда говорит о независимости Базарова. Но в самом ли деле у герои никаких нравственных законов, принципов и целой? Верно, он не выставляет их напоказ, молчит на прямой вопрос Павла Петровича, говорит Аркадию, что действует так или иначе «в силу ощущения», что у пего «мозг так устроен». По вспомним схватку Евгения Базарова с Павлом Кирсановым. Неужто за отрицанием там не видно никаких идеалов, никаких убеждений? «Мой дед землю пахал»,- говорит Базаров «с надменною гордостью». Для него важно не только как аргумент в споре, что его скорее, чем Павла Петровича, признают «своим соотечественником». Базаров презирает «аристократишек», т. е. людей, которые кичатся правами, полученными не личными заслугами, а по наследству. Правда, Базаров сам готов идти против своего народа — против его невежества, пьянства, суеверия, патриархальной покорности. Не ясно ли, что за всем этим истинно демократические идеалы героя?
В очередной раз прохаживаясь между стеллажами городской библиотеки, я поняла, что не хочу тратить время на детективы, любовные романчики или современные бестселлеры. Захотелось чего-то русского, глубокомысленного, и я подошла к классике. Блуждая взглядом по книгам, я остановилась на Тургеневе и поняла, что совершенно не помню, о чем произведение «Отцы и дети», которое мы когда-то проходили по школьной программе. Помню лишь, что толком его не поняла и мне оно тогда показалось жуть каким скучным.
В этот раз книга была прочитана от корки до корки, включая рецензию на данное произведение Писарева под названием «Базаров».
Не знаю почему, но мне всё больше хочется знать, как жили люди раньше, когда не было телевизоров, компьютеров и мультиварок. Более того, конкретно после этого произведения мне захотелось почитать русскую историю, написанную в те времена. Спрошу Карамзина в следующий раз в библиотеке.
Произведение начинается с того, что старик-отец (Николай Кирсанов) встречает на дороге своего сына студента (Аркадия Кирсанова).
Но выясняется, что Аркаша едет не один, а с другом — Евгением Базаровым. Аркаша находится под большим его влиянием, смотрит в рот, считает своим учителем, но Базаров не приходится по вкусу его родственникам, особенно дяде-аристократу Павлу Кирсанову.
На почве разногласия молодежных взглядов и взглядов старшего поколения в конце концов происходит конфликт. Внешний — между Базаровым и Кирсановым, и внутренний — в душе Базарова. Ведь ему, такому беспринципному «нигилисту», угораздило… влюбиться. Да в кого! В дамочку, которая ему форы даст в его беспринципности!
Чем закончится эта история? Не буду спойлерить, лишь скажу, что никакой сладости и ванили не будет.
Главные герои «Отцы и дети» Тургенева
И всё же, я хочу познакомить читателей с главными героями и даже показать их благодаря иллюстрациям из книги.
На мой взгляд, этого человека можно уважать только за одно качество — неимоверную работоспособность. Будущий доктор, он уже сейчас ежедневно изучает естественные науки, на практике и в теории. Он уже сейчас может оказать качественную медицинскую помощь. Базаров вырос в скромных условиях, но в детстве у него было всё необходимое. Хочется отметить и тот факт, что Евгений во время обучения не обременял родителей, не просил у них денег.
Базаров не признает авторитетов, плюёт на обычаи и нравы, но это было бы ничего, если бы он не хамил людям. Порой он мне кажется просто невоспитанным человеком, который прикрывает свои культурные пробелы философией нигилизма. Он не понимает в музыке и в искусстве, и потому отрицает их. Он никогда не любил, поэтому отрицает любовь. Светлые чувства вроде дружбы и любви он называет брезгливо «романтикой» или «вздором». Он груб с людьми, друзей в открытую называет глупцами и держит их рядом с собой в качестве свиты воздыхателей. Конфликт в его душе происходит, когда он влюбляется. Ломается его система взглядов и вот он уже ошарашенно замечает за собой, что и он становится романтиком. И в связи с этим он пытается спастись бегством.
Пожалуй, она намного хуже Базарова. Это очень умная и рассчетливая женщина, которая не побрезговала свадьбой со стариком ради наследования его состояния. Теперь же она живет с его богатством: разнеженная, скучающая, не имеющая смысла жизни. Но когда она знакомиться с Базаровым, ей становится интересно: а что же это за птица такая интересная?
В конце произведения мне показалось, что Анна оттает, когда увидит Базарова, но нет. Она приехала лишь убедиться в своей фригидности отсутствии чувств.
Аркадий Кирсанов и Катерина Одинцова
Аркадий Кирсанов — человек очень мягкий, добрый и романтичный. Последние полгода увлечен идеями Базарова, но его внутреннее естество бунтует против этих самых идей. А мы узнаем его в конце концов как человека старой закалки: он любит слушать музыку, мечтать, ревновать, он способен на любовь, нежность, комплименты. При этом он честен и открыт перед людьми.
Катя, младшая сестра Анны, — человек со стержнем. Она мягка, красива, но умеет гнуть свою линию и подчинять. Катя не испорчена жизнью.
Это антагонист Базарова. Мужчина аристократичный, желчный, но по мне — ничего из себя не представляющий. Да, он образован, умен, воспитан, но жизнь его прошла даром. Правда и он совершил поступок, достойный уважения. Он влюбился, но отказался от своей любви во благо близкого человека.
Вот эта героиня для меня осталась загадкой. Лично мне показалось, что это волк в овечьей шкуре. Сейчас она такая милая, покорная, добрая, открытая, боязливая и простая. Но это пока она НИКТО. Но впереди брак с дворянином, и как она себя покажет — еще неизвестно. Почему я сомневаюсь на ее счет? Уж слишком она вольно вела себя с Базаровым, я бы сказала, что она сама спровоцировала его. Возможно, в будущем она станет очень похожа на Анну Одинцову, ведь выходит она не за ровесника, а за человека, годящегося ей в отцы.
Этим персонажам могу только посочувствовать. Вырастили они сволочь, которая плевать хотела на всех и вся. Просто жаль стариков.
А ведь они любили Базарова больше всех на свете.
Любовь в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»
В книге нам показаны 2 вида любви.
Любовь Базарова — яростная, жесткая, страстная. Когда он проявил свои чувства, даже Одинцовой нехорошо стало, страшно.
Любовь Аркаши — мягкая, уступчивая, духовная. Это тот случай, когда сначала появляется дружба и взаимопонимание, а потом чувство влюбленности.
Именно из второго вида любви образуются крепкие браки. Я считаю, что такие отношения не скучны. Благодаря им идешь домой, как в крепость, а не ждешь — какое же цунами тебя ждет сегодня вечером.
Смысл романа Отцы и дети И.С.Тургенева
На мой взгляд, И.С.Тургенев хотел сказать читателю следующее.
Да, разница во взглядах между поколением отцов и детей будет всегда. И от этого никуда не деться. Мир развивается. Но есть непреложные принципы, которые позволят понять друг друга отцу и ребенку. В первую очередь, это любовь. Любовь — это то чувство, которое помогает любящим идти на компромисс, мириться с недостатками, которое закроет рот, когда надо промолчать, чтобы избежать ссоры и обиды, которое наделит красноречием, когда нужно поддержать друг друга словами.
Именно чувство любви обеспечит больного родителя стаканом воды в старости.
И да, если вы дочитали до этой строки, то сейчас — самое время позвонить родителям и сказать им просто несколько ласковых слов.