Чем мне понравился рассказ дети подземелья

5 сочинений по произведению «Дети подземелья»

Повесть «Дети подземелья» написал известный писатель В. Короленко в 1884 году. Изначально произведение называлось «В дурном обществе». Идея произведения – показать, как жизненные обстоятельства влияют на характеры главных героев.

Чем мне понравился рассказ дети подземелья. Смотреть фото Чем мне понравился рассказ дети подземелья. Смотреть картинку Чем мне понравился рассказ дети подземелья. Картинка про Чем мне понравился рассказ дети подземелья. Фото Чем мне понравился рассказ дети подземелья

Анализ повести «Дети подземелья»

В своем произведении В. Короленко хотел показать жизнь во всей ее многообразии. Идея произведения – показать, как жизненные обстоятельства влияют на характеры главных героев.

Маленький мальчик Вася рано потерял мать, и воспитывается, вместе с сестренкой Соней, строгим отцом. Отец холоден к мальчику и поэтому Вася растет как «пугливый зверек». Мальчик страдает от одиночества и непонимания.

Однажды он знакомится с бродягами, которые жили за городом: мальчиков Вальком, примерно одного возраста с Васей, его сестрой – четырехлетней Марусей и их приемным отцом Паном Тыбурцим. Бродяги жили в заброшенной часовне рядом с кладбищем, а в город ходили воровать еду.

Когда Вася пришел к ним в гости, он не поверил своим глазам. Как дети могут жить в темном, сыром подвале? Так Вася узнал, что такое несправедливость. После увиденного он больше не осуждал воров бродяг. И чем больше Вася общался с бродягами, тем больше он ощущал социальное неравенство и тем больше портились его отношения с отцом.

Мальчики много времени проводили вместе, что не нравилось отцу Васи. Однажды Маруся тяжело заболела. Она лежала в подземелье на сырых холодных камнях и никак не могла вылечиться.

Вася очень переживал за Марусю, дети стали близки, и решил сделать ей приятно, порадовать ее. Он подарил девочке куклу сестры, которую подарила покойная мать. Девочка была в восторге, ей даже стало ненадолго лучше. Отец Васи был в ярости, он никак не мог понять сына. Маруся вскоре умерла, кукла была возвращена, а бродяги ушли в другой город.

Вася и отец открыли для себя новый этап в отношениях, холод сменился на теплоту и любовь.

В данном произведении автор хотел показать, что мир может быть жестоким и несправедливым. Но даже в таком мире нужно иметь такие качества, как доброта, милосердие, понимание и человечность. Автор говорит о том, что нельзя быть равнодушным к проблемам других людей.

Мне понравилось повесть В. Короленко «Дети подземелья». Эта повесть интересная и поучительная.

Сочинение по рассказу Дети подземелья

Меня впечатлил рассказ Короленко «Дети подземелья». И впечатления не всегда приятные, но всегда сильные. Если бы все было просто приятно и красиво, то это была бы сказка. Здесь все слишком похоже на реальную жизнь, которая бывает и жестокой.

Само название навевает мысли о чем-то страшноватом, хотя, все-таки, сказочном. Сам замок, который стоял на одном из насыпных островов около городка, имел страшную славу. Говорили, что в подземельях закопаны сотни пленных, которые и строили замок. Это были турки. Я так и представлял, когда читал, как всем в книге казалось, что раздаются стоны несчастных из-под земли.

В замке, понятно, жили только те, кому терять нечего. Смешно, что выражение “он живет в замке” получило обратное значение, то есть он не богатый граф, а нищий. Мне было непонятно только, почему этим и так несчастным не жилось спокойно!

Они постоянно ругались, дрались, даже устроили войну нищих, в результате которой половину бедняков выгнали из замка. Остались там, а еще на паперти у церквей лишь “благопристойные” бедняки, например, безобразные старухи в чепцах. В общем, подземелья были, во всех смыслах, страшным местом.

Но главного героя они не пугали, а привлекали. Мне понравился характер этого мальчишки. Вася смелый и свободолюбивый. Вот только в тяжелых условиях рос, конечно. Мама его умерла молодой. Отец (судья) ее очень любил. При ее жизни детей не особо замечал из-за своего счастья, а после смерти — из-за горя.

Хотя нет, маленькую сестру он иногда вспоминал, так как она была похожа на мать, а вот сына забыл. Тому даже не разрешала няня играть с сестрой! Поэтому он стал рано утром уходить из дома, бродить целый день, только ночевать дома. И то редко.

Все считали его бродягой, ругали… Суровый отец иногда начинал воспитывать, но просто потому, что должен был. Любви или хотя бы горя своего не показывал.

Так вот, переломный момент рассказа, я думаю, знакомство с двумя нищими детьми — в подземелье. Приятели испугались — бросили Васю среди “чертей”, убежали. А он, неожиданно, нашел настоящих друзей: Валек — сын “главного” нищего и его сестра Маруся.

Она из-за бедности и холода болела, а подарок нового друга (кукла сестры) ее немного утешил. Отец решил, что он ее украл у родной сестры. И, наверное, продал. Но тут в доме судьи появился отец Валека, поблагодарил мальчика, вернул куклу, так как несчастная Маруся умерла.

Думаю, что судье стало стыдно. Только такой шок смог его повернуть к родному сыну.

О чем повесть Короленко – сюжет

Наполненное трагичности и мировоззренческой оценки справедливости действий повествование Владимира Короленко «Дети подземелья» в самом деле, можно называть примером реальных дружеских отношений и сострадания.

Главной вопросом, поднятым в произведении, является нужда, как физическая, так и внутренняя. Будучи литературным творцом-филантропом, Короленко немало уделяет строк этому общественному вопросу в литературной работе, принуждая каждого подумать над своими предпочтениями в этом проблеме.

Сюжет начинается в польском городе XIX столетия. Подросток Василий, сынок судьи проживает мирной и благоустроенной жизнью, только одной бедой в которой оказывается безразличие папы, который являлся объективным и добросовестным судьей, абсолютно незаслуженно изолируется от сына после кончины его мамы, сосредоточив свою заботу именно на дочке Софии, потому как она была очень похожа на нее.

Василий проживает жизнью отшельника в свой духовной оболочке, которая рассыпается именно в тот временной отрезок, когда он сталкивается лицом к лицу с бездомными — Вальком и Марусей, которые вынуждены попрошайничать и заниматься воровством, для того чтобы как-то прожить на некоторое время. Их обычный день — борьба за существование. Он начинается с пещеры, стужи и недостатка пищи.

Подросток на первых порах воспринимает контакт с «нехорошим людьми» как незнакомое развлечение. Потом понемногу изменяется его восприятие насущных процессов и житейских законов, и в моменте наивысшего напряжения болезненного состояния и кончины Маруси, открывается его новое восприятие что белое, а что черное.

Осознавая, что кража — это дорога в один конец, он, однако, на глазах папы «крадет» куклу для Маруси (сувенир мамы, полученный с разрешения сестрички). Когда папа узнает, где находится потерянная кукла, которую отдает обратно Тибальций после кончины Маруси, он понимает всю серьезность выходки родного отпрыска, который преподнесший в виде подарка больной и обездоленной девчонке преподнес ей хоть какой-то восторг в один из дней её жизни.

Папа просит прощения перед сыном и в конце концов этим самым ломает невидимый барьер между ними. Совокупность проблем душевного потрясения, изоляции в этом месте раскрывается по типу «клин клином»: бездна и безысходность созданная одной драмой сглаживается следующий драмой.

Главным внутренним побуждением писателя в этой литературной работе оказывается то, что безденежье олицетворяет собой весь общественный слой проблем, так или иначе тревожащих и психологическую область любой личности.

Писатель рекомендует заняться преображением мира к хорошему, и начать нужно с себя, демонстрируя сострадание и милосердие. Не быть бесчувственным к трудностям остальных людей, ведь на самом деле это духовная бедность личности.

Тема нищеты (Дети подземелья)

Наш классный руководитель дал прочитать нам очень грустную книгу «Дети подземелья». Ее автор В.Г.Короленко поднял в этой книге тему нищеты.

В книге главный герой – маленький мальчик, его зовут Вася. Он жил в захудалом городке под названием Княжье-Вено. Однажды Вася из любопытства полез в старую часовню и встретил там мальчика по имени Валек маленькую девочку Марусю, которые в дальнейшем стали его лучшими друзьями.

Валек – мальчик лет семи, как и Вася. Он одет в лохмотья. Маруся – девочка всего лет четырех. У нее красивые волосы, она очень бледна и одета в такие же лохмотья, как и Валек.

Валек и Маруся были нищие и поэтому не могли учиться в школе. Они не доедали, у них не было одежды не было игрушек, и вообще, у них не было ничего, кроме сырой пещеры и любящего отца – пана Тыбурция.

Иногда Валек воровал для того, чтобы выжить и прокормить любимую сестру. Еще ко всему прочему все нищие, Валек, пан Тыбурций скрывались от полиции и судьи. Многие нищие умирали от недостатка еды, от того что нет нормального дома.

Мне не понравилась эта книга, но наверное, автор хотел, чтобы мы больше внимания обращали на бедных. В общем, это хорошая книга, но очень и очень грустная.

Сочинение-размышление про Детей подземелья

Русский писатель В.Г. Короленко является автором огромного количества замечательных повестей, рассказов, очерков. В своем произведении «Дети подземелья» писатель рассказывает о трудной жизни бедных людей, о детской дружбе, а также протестует против неравенства и несправедливости.

Всю свою жизнь Короленко боролся за правду, против зла и насилия. Повесть «Дети подземелья» я читала с большим волнением. По названию повести мне показалось, что она о каких-нибудь увлекательных приключениях где-то в заброшенном замке. На деле же все оказалось очень грустно.

Заброшенный замок в повести стал домом для многих бездомных людей. Страшно, когда у человека нет дома. Этим людям приходилось каждый день бороться за свою жизнь, добывая себе пропитание. В числе жителей замка оказались герои произведения мальчик Валек, четырехлетняя малышка Маруся и взрослый мужчина Тыбурций.

Встреча с ними навсегда изменила сознание жителя Княж-городка сорванца Васи, а также, восстановила его отношения с отцом, которые разладились после смерти мамы Василия. Эта тяжелейшая утрата оттолкнула друг от друга отца и сына. Каждый из них по-своему переживал свое горе. Мальчику хотелось любви и внимания отца, но при виде угрюмого и строгого лица последнего, ребенок замыкался в себе и робел.

С маленькой сестренкой Васе не разрешала играть нянька, и мальчик, никому не нужный, начал бродяжничать. Дружба с Вальком и Марусей заменила Васе общение с семьей. Ему хотелось хоть чем-то помочь новым знакомым, и он носил им яблоки из сада и другие лакомства.

Мальчик сравнивал Марусю со своей сестрой, и не мог понять, почему малышка такая худенькая и бледная, почти не смеется, не бегает и не играет. Ему очень хотелось развеселить её, но она только плакала. Василия очень удивили слова Валька о том, что «серый камень высосал из Маруси жизнь».

Когда девочка заболела очень серьезно, Вася от отчаяния и беспомощности решается принести ей куклу сестры. И это действительно помогло, но ненадолго. Когда читаешь строчки про болезнь Маруси, так хочется, чтобы произошло чудо, и девочка выздоровела, но чуда не произошло.

Отец Василия был честным и справедливым судьей, но только после слов Тыбурция мальчик понял это. И только благодаря этому же человеку пан судья узнал, что его сын – добрый и хороший мальчик, сочувствующий несчастным людям.

Марусе наверно можно было помочь, вылечив ее, но жители города жили своей жизнью, им не было дела до несчастных жителей заброшенного замка.

Читайте также: Княжна Мэри – характеристика из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Повесть «Дети подземелья» написана В.Г. Короленко очень давно, но и в наше время существуют люди, у которых по каким-либо причинам нет дома. Писатель осуждает общество равнодушных к чужому горю людей. Он призывает оглянуться вокруг и помочь тем, кто нуждается в помощи.

Источник

Рецензии на книгу «Дети подземелья» Владимир Короленко

Чем мне понравился рассказ дети подземелья. Смотреть фото Чем мне понравился рассказ дети подземелья. Смотреть картинку Чем мне понравился рассказ дети подземелья. Картинка про Чем мне понравился рассказ дети подземелья. Фото Чем мне понравился рассказ дети подземелья

Когда я была совсем маленькой, наверное, в возрасте до лет пяти, моё чтение ограничивалось всякими славными детскими историями, в которых всё тепло, хорошо и уютно, а если зло и скалит зубы некоторое время, то в конце произведения обязательно убегает в кусты, поджав наказанный хвост. А где-то как раз в пять лет меня настигла эта повесть Короленко, которая не только обогатила мой словарный запас неожиданными диалектными словечками, но и спустила с литературных небес на землю, нещадно швырнув в суровый отечественный нуар, от которого потом по ночам мне снились картины, достойные Кафки. Конец небольшой повести вбил предпоследний гвоздь в крышку гроба моих детских мыслей о том, что литература — это солнышко, принцессы и вечно улыбающиеся задорные пупсы (последним гвоздем стало детское переложение «Гавроша» и «Козетты», которое навсегда заставило меня уважать вещи мрачные и реалистичные).

Наверное, эту повесть читал каждый, когда учился в школе (ну, или почти каждый, мне не довелось, потому что она попала под сокращение программы). Перечитав её сейчас, я была удивлена тем, насколько она «непроста» для детей и по подбору слов и по особенностям текста, хотя раньше это не замечалось совсем. Ещё больше меня запутала Википедия, которая утверждает, что повесть «Дети подземелья» — это адаптированный и сокращенный рассказ для взрослых «В дурном обществе». Как же надо сокращать рассказ, чтобы получилась повесть? Всё-таки, «В дурном обществе» — тоже повесть, пусть и небольшая. Я просмотрела её по диагонали для сравнения с «Детьми подземелья», в общем-то, сократили совсем немного, только некоторые описательные моменты и отвлечённые размышления автора, а ещё почему-то убрали все моменты упоминания евреев. И всё равно повесть получилась совсем недетская. Было очень интересно разглядеть удивительные моменты, которые в детстве в принципе неинтересны и не видны — это не вечный вопрос «где хорошо, а где плохо», не противостояние богатых и бедных, а рассказ об отце главного героя, которого Короленко описывает с такой болью, что совершенно ясно — это момент глубоко автобиографический. Ну а так. Очень полезная повесть для того, чтобы разбавить категоричное детское деление на чёрное и белое. Детей учат точно: «Говорить правду — хорошо», «Воровать — плохо». Но жизнь не терпит одного только и чёрного и белого, поэтому плодит многочисленные «если. » и «когда. » Есть моменты, когда эти, казалось бы, прозрачные категории хорошего и плохого приходится пересматривать.

И всё-таки, что-то готичное есть в этой повести. Кладбища, полуразрушенная крепость, церковь, серый камень, который пьёт жизнь из хрупкой девочки, а сама девочка похожа на неуклюжий и слабый цветок, выросший в неволе без солнца. Если ребёнку «Дети подземелья» понравятся, то, думаю, на его подростковый период стоит закупиться стиральным порошком для чёрной одежды и подходящими мрачноватыми авторами для домашней библиотеки.

Такая маленькая и такая детская повесть, а столько всего поместилось болезненного: сиротство, потеря любимого человека, сложная отцовская любовь, нищета, голод, относительность понятий «плохо» и «хорошо», дружба социально неравных людей.

Мне не очень понятно, зачем читать такую книгу взрослому – все-таки слишком все концентрированно для много читающего человека, слишком насыщенно, чтобы как следует прожить.

А вот детям – в самый раз, детям – отлично.

«Трижды три темы», 2 тур 2013, совет nassy на тему «Русский роман или повесть XIX –начала XX века»

Из обязательного набора книг про беспризорников

Это произведение входило в школьную программу когда я учился в школе и сегодня тоже входит. Я в школьные годы не читал школьную программу, а вот на племянниках отрываюсь) Вот насильственно прочитали с ними «Детей подземелья». Удивительно нетолерантные были в былые столетия классики) Вот и Короленко, вроде как являющийся украинским классиком, пишет черным по белому о каких-то «хохлах», которые вместе с прочими простыми людьми, составляют типичный набор люда на улице маленького городка Княжье-Вено, прообразом которого, полагают короленковеды, является украинский город Ровно, где провел свое детство Короленко. Описываются они мельком, однако, почему-то в самой что ни на есть Западной Украине дело происходит, и «хохлов» как таковых с гулькин нос, поэтому так это и бросилось мне в глаза. Написано пером, знаете ли, топором не вырубишь. Но это сегодня, в крайне политизированное время такое замечается. Кстати, ради справедливости, «хохлами» раньше называли исключительно за характерный причесон, как у казаков на известной картине Репина. Дети, хочется верить, совершенно деполитизированы.
Но мы с племянниками оказались едины во мнении, что современным детям, возможно, не стоит такое читать до поры. Повесть-то печальная. Это ни разу не приключения. И счастливым концом совсем не пахнет.
Персонаж Короленко, так же как и он сам, сын судьи, по наивности связался с детьми из «дурного общества». Он полагал что «дурное общество» это воры и убийцы, но оказалось, достаточно просто быть нищим чтобы считаться «дурным обществом». Да, им приходится красть еду, потому что купить ее нет возможности. Из города их гоняют, в том числе и привилегированные нищие, которые захватили власть в заброшенном замке, хоть он и ничей. Есть кров над головой, значит с тобой можно и поговорить, эти нищие, официально просящие милостыню, уже не «дурное общество». Эти вот, которых другие нищие изгнали из города, приютились в подземельях под кладбищем за городом.
Конечно, книга поучительная. Но больше для почти взрослых, юношей и девушек, так сказать. Но тут уже дают книги про любовь, войну и мир и т.д. Я бы не включал эту повесть в школьную программу. Сегодняшние реалии таковы, что дух народа надо поднимать, а не опускать подобными печальными произведениями. Возможно, я не прав.
Отмечу, что красивый русский язык, которым было написано это произведение, дает ему право почитаться как классика. Спокойно встанет оно в один ряд с произведениями Диккенса. Кстати, во времена моего детства многие девочки любили читать литературу про беспризорников. Сестра, вот, всю обязательную программу на эту тему прочла, включая и «Детей подземелья». Наверняка есть и сегодня поклонники (по большей части все равно поклонницы) такой литературы. И слава Богу. Возможно, для них это настоящая отдушина.

Мне не понравилась эта повесть, потому что она очень грустная. И мне жалко Валека и Марусю. Эта история основана на реальных событиях. Такое может случиться и в наше время. Что хотел сказать автор в этом произведении? Может, что нужно с пониманием относиться к нищим? Ведь им так тяжело: у них нет дома, нет денег, нет еды, и у них нет возможности все это приобрести, им приходится воровать, чтобы жить.

Взрослым полезно читать книги, предназначенные детям. Читать, вспоминать, переживать и переосмысливать.

Трогательно, душевно, честно, а потому бесценно!

Книга прочитана в рамках игры «Школьная вселенная».
Шестой учебный год. Предмет «Каникулы». Дополнительная книга.

Источник

«Дети подземелья» читательский дневник

Чем мне понравился рассказ дети подземелья. Смотреть фото Чем мне понравился рассказ дети подземелья. Смотреть картинку Чем мне понравился рассказ дети подземелья. Картинка про Чем мне понравился рассказ дети подземелья. Фото Чем мне понравился рассказ дети подземелья

Всего получено оценок: 404.

Всего получено оценок: 404.

«Дети подземелья» – печальное произведение о жизни маленьких бродяжек, которым приходилось ютиться в сыром, холодном подземелье полуразрушенной часовни.

Краткое содержание «Дети подземелья» для читательского дневника

Название: Дети подземелья

Число страниц: 72. Короленко В. Г. «Дети подземелья». Издательство «АСТ». 2016 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1885 год

Чем мне понравился рассказ дети подземелья. Смотреть фото Чем мне понравился рассказ дети подземелья. Смотреть картинку Чем мне понравился рассказ дети подземелья. Картинка про Чем мне понравился рассказ дети подземелья. Фото Чем мне понравился рассказ дети подземелья

Время и место

События в рассказе происходят в конце XIX века в небольшом провинциальном городке Княжье-Вено, на территории Западной Украины.

Главные герои

Вася – добрый, отзывчивый, сострадательный мальчик, сын судьи, рано лишившийся матери.

Валёк – девятилетний мальчик, сирота, нищий, грязный оборвыш, очень самостоятельный, добрый, заботливый.

Маруся – младшая сестра Валёка, слабенькая, больная, грустная девочка.

Соня – младшая сестра Васи, весёлая, милая девочка.

Пан Тыбурций – бродяга, но при этом прекрасно образованный, начитанный мужчина средних лет.

Сюжет

Васе было всего шесть лет, когда умерла его мама. Отец очень страдал и как будто забыл о существовании сына. Лишь изредка он проявлял интерес к его младшей сестрёнке, Соне, и то только потому, что она была похожа на мать.

Вася, почувствовав свою «ненужность», избегал отца и всё больше времени проводил на улице. В то время их семья жила в крошечном городке Княжье-Вено. Главной его достопримечательностью был полуразрушенный старинный замок и часовня. Эти развалины облюбовало местное «дурное общество» – бездомные, нищие, бродяги, словом, все те, кому пришлось пережить на своём веку немало невзгод. Жители городка старались избегать этих людей, к которым относились с презрением.

Однажды Вася решил исследовать замок и часовню и увидел там мальчика и девочку. Вася заговорил с ними и узнал, что это были родные брат и сестра – Валёк и Маруся. Их приёмным отцом был пан Тыбурций – местный нищий, добрый и заботливый мужчина.

Вася подружился с ребятами и старался как можно чаще навещать их. Однажды он узнал, что Валёк вынужден воровать еду, чтобы прокормить свою четырехлетнюю сестрёнку, которая была ослаблена какой-то болезнью. С тех пор Вася каждый раз приносил друзьям какие-то гостинцы: кусок пирога, яблоки, печенье. Маруся была очень слабенькой, грустной девочкой, которая плохо ходила. Валёк объяснил другу, что это оттого, что они вынуждены жить в сыром, холодном подземелье. Вася невольно сравнил Марусю со своей весёлой, жизнерадостной сестрёнкой Сонечкой и поразился, какая между ними была большая разница.

Тыбурцию поначалу не очень нравилось, что их убежище навещает сын судьи. Но когда он увидел, что мальчик сдружился с его подопечными и никому не собирался рассказывать об этих встречах, то успокоился.

С приходом осени состояние здоровья Маруси ухудшилось. Девочка с каждым днём становилась все худее и бледнее и вскоре уже не могла выходить из подземелья. Чтобы как-то поднять ей настроение, Вася тайком принёс ей самую красивую куклу Сони. При виде чудесной куклы Маруся оживилась, однако болезнь всё никак не отступала.

Узнав о том, что сын стащил игрушку младшей сестры, отец запретил выходить ему на улицу. Спустя несколько дней пришёл печальный Тыбурций. Он вернул куклу и рассказал судье, что Маруся умерла, а его сын был очень добр к маленьким нищим. Отец попросил прощения у сына и отпустил его к часовне, передав немного денег Тыбурцию.

После смерти Маруси часовня опустела: нищие разбрелись кто куда. Вася и Соня часто навещали могилку маленькой девочки и, когда пришло время навсегда покинуть город, произнесли над ней свои обеты.

Вывод и своё мнение

Будучи сыном судьи, Вася не побрезговал дружбой с маленькими нищими. Он видел в них прежде всего верных друзей и не обращал внимания на их плохонькую одежду и отсутствие крыши над головой. Для него нищие и бродяги были обычными людьми, но он был поражён, какая огромная пропасть разделяла их и жителей городка. Так мальчик впервые столкнулся с социальной несправедливостью. Хорошо, что у него был справедливый и добрый отец, который поддержал сына.

Главная мысль

Любой человек, независимо от толщины кошелька и своего социального статуса, имеет право на справедливое к себе отношение, заслуживает жалости и сострадания.

Авторские афоризмы

«… от великого до смешного один только шаг…»

«…лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня…»

«…«Живет в замке» – эта фраза стала выражением крайней степени нищеты…»

«…Только несчастные изгнанники не нашли и теперь в городе своей колеи…»

Толкование непонятных слов

Пан – это форма вежливого обращения, применяемая в некоторых славянских языках: польском, чешском, словацком, украинском, белорусском.

Обыватель – ограниченный человек с мещанскими взглядами.

Дукат – устаревшая денежная единица большинства европейских государств.

Лакей – слуга в господском доме, трактире, гостинице.

Часовня – небольшая христианская постройка культового назначения с иконами, не имеющая особого помещения, где бы располагался алтарь.

Новые слова

Декламировать – выразительно произносить художественные произведения.

Оратор – выступающий перед публикой человек, в арсенале которого есть развитое умение убеждать, актёрская игра и красноречие.

Источник

Рецензии на книгу «Дети Подземелья» Владимир Короленко

Чем мне понравился рассказ дети подземелья. Смотреть фото Чем мне понравился рассказ дети подземелья. Смотреть картинку Чем мне понравился рассказ дети подземелья. Картинка про Чем мне понравился рассказ дети подземелья. Фото Чем мне понравился рассказ дети подземелья

В старинном замке у заросшего пруда.

Эту книгу все мы знаем с детства, потому что она проходится в школьной программе, где-то в районе 5-6 классов в куцом укороченном варианте под названием «Дети подземелья». Известно, что сам Короленко относился в мини-варианту своей повести довольно отрицательно, вот что писал он Елпатьевскому в 1916 году:

Есть у меня некоторое предубеждение против специальных изданий для юношества: ведь это нужно заручаться специальными одобрениями «для школьных библиотек». «В дурном обществе», например, так и идет в десятках тысяч экземпляров дешевых изданий в сокращенном и обкромсанном виде. А я совершенно не понимаю, почему юношество должно сначала знакомиться с писателем в этом обкромсанном виде.

И все же издатели и методисты не услышали писателя и повесть до сих пор живет двойной жизнью: в полном варианте и в обкромсаном, как писал Короленко. А поскольку с книгой, как я уже сказал, мы знакомы с детства, то я не буду подробно разбирать главные темы, поднятые автором: социальное неравенство, принятие утраты, человеческое равнодушие и предрассудки, несчастное и обездоленное детство, дружба и сострадание. Всё это Короленко показывает очень ярко, а особого эффекта добивается тем, что видим это мы детскими глазами, пропускаем через детскую психику, и оттого описываемые «язвы общества» воспринимаются еще чувствительнее и острее. Да вы всё это знаете и без меня, поэтому я хотел бы поговорить о кое-чем ином.

Так, мне показалось, что в повести Короленко отчетливо чувствуется, попахивающее могильным смрадом и вековой пылью, дыхание готики, а где готика, там и хоррор. Страницы описания живописного западноукраинского города и старинного графского замка, возможно, самые лучшие в книге. И эти пруды со спокойной водой, которыми окружен город, и остров в одном из прудов, насыпанный еще пленными турками, и замок на этом острове, стоящий «на костях человеческих». Всё это необыкновенно вкусно и завораживающе, Короленко подготовил великолепную атмосферу для развития увлекательного приключения.

И пусть само приключение не состоялось и рассыпалось, превратившись больше в нравоучительную драму, и Вася предстал перед читателями не в образе победителя Дракулы, а, скорее, юной вариации войничского Овода, все же посеянный автором аромат так и не развеялся до самых последних страниц книги, ожидание чего-то необычного долго не хотело умирать, пережив несчастную Марусю.

К сожалению, до наших дней старинный замок, увековеченный в повести, не дожил, в начале прошлого века он был разрушен, и сегодня на его месте располагаются городские гидропарк и стадион. Жаль, конечно, а когда-то он выглядел вот так:

Когда я была совсем маленькой, наверное, в возрасте до лет пяти, моё чтение ограничивалось всякими славными детскими историями, в которых всё тепло, хорошо и уютно, а если зло и скалит зубы некоторое время, то в конце произведения обязательно убегает в кусты, поджав наказанный хвост. А где-то как раз в пять лет меня настигла эта повесть Короленко, которая не только обогатила мой словарный запас неожиданными диалектными словечками, но и спустила с литературных небес на землю, нещадно швырнув в суровый отечественный нуар, от которого потом по ночам мне снились картины, достойные Кафки. Конец небольшой повести вбил предпоследний гвоздь в крышку гроба моих детских мыслей о том, что литература — это солнышко, принцессы и вечно улыбающиеся задорные пупсы (последним гвоздем стало детское переложение «Гавроша» и «Козетты», которое навсегда заставило меня уважать вещи мрачные и реалистичные).

Наверное, эту повесть читал каждый, когда учился в школе (ну, или почти каждый, мне не довелось, потому что она попала под сокращение программы). Перечитав её сейчас, я была удивлена тем, насколько она «непроста» для детей и по подбору слов и по особенностям текста, хотя раньше это не замечалось совсем. Ещё больше меня запутала Википедия, которая утверждает, что повесть «Дети подземелья» — это адаптированный и сокращенный рассказ для взрослых «В дурном обществе». Как же надо сокращать рассказ, чтобы получилась повесть? Всё-таки, «В дурном обществе» — тоже повесть, пусть и небольшая. Я просмотрела её по диагонали для сравнения с «Детьми подземелья», в общем-то, сократили совсем немного, только некоторые описательные моменты и отвлечённые размышления автора, а ещё почему-то убрали все моменты упоминания евреев. И всё равно повесть получилась совсем недетская. Было очень интересно разглядеть удивительные моменты, которые в детстве в принципе неинтересны и не видны — это не вечный вопрос «где хорошо, а где плохо», не противостояние богатых и бедных, а рассказ об отце главного героя, которого Короленко описывает с такой болью, что совершенно ясно — это момент глубоко автобиографический. Ну а так. Очень полезная повесть для того, чтобы разбавить категоричное детское деление на чёрное и белое. Детей учат точно: «Говорить правду — хорошо», «Воровать — плохо». Но жизнь не терпит одного только и чёрного и белого, поэтому плодит многочисленные «если. » и «когда. » Есть моменты, когда эти, казалось бы, прозрачные категории хорошего и плохого приходится пересматривать.

И всё-таки, что-то готичное есть в этой повести. Кладбища, полуразрушенная крепость, церковь, серый камень, который пьёт жизнь из хрупкой девочки, а сама девочка похожа на неуклюжий и слабый цветок, выросший в неволе без солнца. Если ребёнку «Дети подземелья» понравятся, то, думаю, на его подростковый период стоит закупиться стиральным порошком для чёрной одежды и подходящими мрачноватыми авторами для домашней библиотеки.

Сначала долго подступалась к этой книге, чтобы ПЕРЕчитать ее. Теперь долго подступаюсь к тому, чтобы написать о ней.

Я не знаю, какие комментарии нужны при знакомстве с этой книгой: я с детства уверена, что прочитавший эту повесть, сам всё-всё поймет о мире человеческой души, о том, что такое сострадание и милосердие, о том, что именно доброта может спасти мир.

. Я боялась, что, прочитав эту повесть взрослой тетенькой, найду ее чрезмерно сентиментальной, чрезмерно надрывной, скептически пожму плечами.
Нет!
И завтра я пойду к пятиклассникам с искренним чувством восхищения талантливым автором и с моим искренним преклонением перед человечностью этой истории.

UPD: Мои любимые пятиклассники вроде прониклись. Даже очень. Ушли писать сочинение.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *