Чем мне понравился рассказ пушкина дубровский
Почему мне понравилось произведение дубровский. Почему мне понравился роман дубровский Понравился ли вам роман дубровский
Сочинение: Мое отношение к роману «Дубровский» (А. С. Пушкин)
(371 слово) Мое впечатление о романе «Дубровский» можно назвать восторженным, ведь сюжет книги меня сильно заинтриговал, герои вызвали сочувствие и другие эмоции, а мораль заставила задуматься о том, что одна ошибка порождает множество последствий, трагических и необратимых.
Каждый герой книги по своему-интересен и уникален. Так, автор описывает Владимира, сына старшего Дубровского, сильным и боевым. Юноша теряет отца, узнает о краже имения Кистенёвки. Любовь не внушает доверия, Мария отказывает разделить совместную жизнь, встретить вместе старость. Владимир все это терпит, однако страдает. Отраду он ищет в помощи крестьянам и борьбе с несправедливостью. При этом Дубровского сложно назвать положительным героем, ведь в каждом кроется недостаток. Так и он изначально выбирает месть вместо прощения. Однако любовь одерживает верх, и Владимир отказывается от возмездия. Так, Мария просит помешать старику, который хватается за девушку, нарекает женой, трофеем кичится перед скрюченными и завистливыми дедами. Дубровский отдает спасению последние силы. Но он опоздал: Мария вступает в брак и отказывается бежать. Ее можно понять: девушка была воспитана в патриархальном и религиозном мире, где венчание означало духовую связь жениха и невесты до гроба.
С Дубровским все ясно: доброта, принципы. Читатель мысленно переходит на его сторону, пдевушки, когда читают, наверняка влюбляются. С Троекуровым дела идут хуже, ведь сравнивать всеобщее уважение старика и поруганную честь молодого человека, когда рядом Владимир добывает имя правдой, невозможно. Достоинство Кирилла Петровича определяет статус дворянина, люди боятся гнева хозяина, так как нехватка вежливости чревата голодом. Почтение к Троекурову вынуждено, ведь все в округе зависят от его денег. Поэтому гордость Троекурова наблюдать мерзко. Он же не находит ничего плохого в том, чтобы запрещать дочери выбирать мужчину, беззаконно отнимать дом у друга. Издевательства над людьми подводят аристократа к жалкому исходу. Шанс снять маску, добиться истинного и вездесущего прощения, навеки утрачен.
Видя поступки и мысли героев, мы можем сделать вывод, что роман «Дубровский» учит нас быть более благоразумными и осторожными в отношениях с другими людьми. Трагедии можно было бы избежать, если бы Троекуров не был таким несправедливым и властным человеком, если бы он мог слышать и слушать близких. Но не менее остро поставлена проблема вседозволенности: власти не мешают ему нарушать закон, а напротив, помогают сделать это. Богатство и накал проблематики делают прочтение романа по-настоящему инверсным и полезным для читателя, а неоднозначные герои становятся верными спутниками наших размышлений. Таково мое отношение к роману «Дубровский».
Автор: Елена Соколюк
Дубровский – благородный герой
Амплуа Дубровского – романтичный и благородный разбойник. Не по своей воле ему пришлось превратиться в разбойника, заняться воровством и грабежом. Его поддержали крестьяне, отправившиеся с ним в бега, и не за что не желавшие служить Троекурову. Дубровский нападает на богатых помещиков, но никогда не трогает бедных и честных, зачастую помогая им. В герое есть и положительные и отрицательные черты. Он совершил очень благородный поступок, отказавшись от мести Троекурову ради любви. Также он не собирается портить жизнь Марии, которая выходит замуж за богатого, но нелюбимого человека. В конце повести, он осознает, что живет неправильно, распускает свою банду и покидает родные края. Даже превратившись в разбойника, Владимир Дубровский не потерял совесть и остался честным перед собой и перед окружающими!
Данная статья поможет школьникам написать сочинение «Владимир Дубровский – благородный разбойник». Здесь рассматривается образ героя, его взаимоотношения с другими персонажами.
Ответ
Дубровский – главный герой романа – сын бедного помещика Андрея Дубровского. Человек он очень смелый, серьёзный, внешность у него довольно таки привлекательная, хоть с первого взгляда и не очень сильно выделявшаяся среди дворян. Имел довольно таки бледное лицо, прямой нос и русые волосы. Особенно стоит отметить его голос. Он очень звучен и прелестен. Всё это делает его вид очень благородным.
Также стоит отметить и другие его не менее важные хорошие качества: доброта, честность, великодушие, манерность, щедрость, отвага. Но были в нём и некоторые недостатки, такие как: расточительность, игромания. Находясь в Петербурге, он проиграл много денег в карты. Но самое главное и хорошее его качество – человечность. Очень сильно он любил отца и переживал за его здоровье, также его несомненную душевную доброту показывает и тот факт, что он очень сильно любил крепостных отца. О том, что Дубровский действительно добрый говорит ещё и тот факт, что он полюбил Марию, хотя её отец – Троекуров Кирилла Петрович и был его заклятым врагом. Владимир готов был простить любые обиды связанные с деньгами, лишь бы Машино сердце принадлежало только ему.
Для этого человека не было труда практически ни в чём, он с лёгкостью выучил французский язык, выдал себя за учителя, долгое время занимался с Марией танцами и пением. Также занимался он и обучением сына Троекурова – Саши, обучал он его географии и арифметике.
Дубровский был человек, который мудр и умён не по годам. Ведь любое дело связанное с разбоем и криминалом очень трудно проделать, чтобы не оставить следов. Также стоит отметить, что Владимир неплохо знал психологию человека. Он знал, как договориться с настоящим учителем, как втереться в доверие к Троекурову так, чтобы он даже и не понял, что имеет дело с Дубровским. Во многих делах он может преодолеть себя и это очень хорошо абсолютно для любого человека.
Я считаю, что Владимир Дубровский – настоящий мужчина, обладающий бесценными качествами и умениями, имеющий огромный запас мудрости, доброты и знаний.
Источник: Образ и характеристика Владимира Дубровского в повести Дубровский Пушкина сочинение
почему мне понравилось произведение Дубровский
Ответ
Конечно же, эпизод с медведем. Дубровский, который под именем француза Дефоржа проник в дом Троекуровых, повёл себя не так как другие люди, которых по приказу Кирилла Петровича заталкивали в комнату, в которой на привязи находился разъярённый голодный медведь. Испытуемый от лап медведя мог спастись только в одном-единственном уголочке комнаты, до которого, кстати, не сразу добирался. Как повёл себя в этой комнате Дубровский – читайте.
А ещё впечатляет последняя встреча Маши Троекуровой, которая только что была обвенчана со старым князем Верейским, с большим опозданием пришедшим ей на помощь Дубровским. Почему Дубровский опоздал и не спас Машу от этого брака, что сказала Маша Дубровскому, когда он сообщил ей, что она свободна, – читайте в произведении.
А вот эпизод встречи молодого Дубровского с отцом – не самый впечатляющий, чувства, переживания героев именно в этом эпизоде показаны весьма скупо – с помощью всего лишь нескольких слов: с жаром, радость, сильное потрясение. Вот как этот эпизод выглядит у Пушкина (не в кинофильме!) :
«…Егоровна… с плачем обняла своего воспитанника. – Здорово, здорово, няня, – повторял он, прижимая к сердцу добрую старуху, – что батюшка, где он? каков он? В эту минуту в залу вошел, насилу передвигая ноги, старик высокого роста, бледный и худой, в халате и колпаке. – Здравствуй, Володька! – сказал он слабым голосом, и Владимир с жаром обнял отца своего. Радость произвела в больном слишком сильное потрясение, он ослабел, ноги под ним подкосились, и он бы упал, если бы сын не поддержал его. – Зачем ты встал с постели, – говорила ему Егоровна, – на ногах не стоишь, а туда же норовишь, куда и люди. Старика отнесли в спальню. Он силился с ним разговаривать, но мысли мешались в его голове, и слова не имели никакой связи. Он замолчал и впал в усыпление. Владимир поражен был его состоянием. Он расположился в его спальне – и просил оставить его наедине с отцом».
Как написать сочинение: «Что больше всего запомнилось в романе Дубровский»?
Задание по литературе для 6 класса Самое лучшее сочинение на тему: «Что вам больше всего запомнилось в романе Дубровский?»
Сочинение на тему «Что мне понравилось больше всего в романе «Дубровский» для 6 класса.
В этой повести Пушкина много интересных и захватывающих эпизодов. На меня например произвели большое впечатление сцена суда над Дубровским, сцена пожара в имении Дубровского, сцена в имении Троекруова, когда Спицын был нежданно разочарован «французом», сцена попытки спасения Маши от князя Верейского.
Очень интересным и романтичным мне представляется момент с испытанием француза Дефоржа, когда Троекуров по своему обыкновению затолкал его в комнату с медведем.
Очень это была жестокая забава, от которой пострадали многие люди и лично у меня мурашки бегут по коже, стоит мне только представить тот ужас и отчаяние человека, который оказывался перед разъяренным хищником, который слышал клацанье зубов и видел страшные когти перед своим лицом.
Это страх и ужас, причем далеко не тихий!
Это был очень сильный эпизод романа, который произвел на меня неизгладимое впечатление.
Что мне больше всего запомнилось в романе «Дубровский».
Наверное самое большое впечатление на меня произвела трагическая развязка романа, когда Дубровский опоздал спасти Машу.
Это место в романе всегда казалось мне неправильным, оставляло чувство неудовлетворения таких исходом событий.
Почему же именно такую судьбу выбрал для своих героев Пушкин?
Вот и остались Дубровский и Маша неприкаянными в своей любви, вот и пришлось им расстаться, разойтись в разные стороны.
Это несомненно самое сильное место повести, которое, как я думаю у многих вызывает внутренний протест.
Почему мне понравилось произведение дубровский. Почему мне понравился роман дубровский Понравился ли вам роман дубровский
usadba-valuevo.ru
Главный герой повести «Дубровский» — молодой офицер Владимир Дубровский. Его отец, отставной поручик, владел небольшим имением. Старший Дубровский дружил с богатым соседом, помещиком Троекуровым, с которым когда-то вместе служил. Но между друзьями произошла ссора. Тогда своенравный Троекуров решил отомстить соседу, и отсудить у того имение. Затея удалась, и старший Дубровский серьезно заболел после этого. Владимиру Дубровскому пришлось оставить службу и выехать к больному отцу.
Разозленный Троекуров отправил чиновников забирать имение Дубровских прямо в день похорон его бывшего друга. Крестьяне, узнавшие, что они переходят к другому хозяину, попытались бунтовать, но Владимир их успокоил, как мог. Испуганные чиновники остались ночевать в имении, боясь нападения крестьян.
Ночью Владимир принял решение сжечь родной дом, чтобы он не достался Троекурову. Он отправил кузнеца Архипа открыть дверь в дом, чтобы чиновники могли из него выбраться. Сам Дубровский с верными крестьянами покинул усадьбу, скрывшись в неизвестном направлении. Но Архип, наоборот, запер дверь, и когда дом запылал, из него никто не смог выйти. Чиновники погибли в огне.
Вскоре в окрестных местах появились разбойники, начались грабежи на дорогах и в поместьях. Народная молва приписывала все эти нападения молодому Дубровскому. Не трогали разбойники только Троекурова, и причина этому была непонятна.
Но каково было удивление Маши, когда однажды Дефорж назначил ей свидание и признался, что на самом деле он — Владимир Дубровский. Дубровский объяснил Маше, что любовь к ней принудила его отказаться от планов мести Троекурову. После свидания с Машей Дефорж-Дубровский покинул дом Троекуровых.
Спустя какое-то время к Маше посватался богатый сосед Троекурова – князь Верейский. Отец Маши был очень доволен этим сватовством, но сама она не хотела выходить замуж за пятидесятилетнего старика. Воспитанная в домашних условиях и оттого будучи наивной, Маша написала князю письмо с просьбой отказаться от сватовства. Но Верейский не внял ее уговорам, и сообщил о письме Маши ее отцу. Свадьбу решено было ускорить, а невесту посадили под замок. Маша сумела сообщить Дубровскому о предстоящей свадьбе, так нежеланной для нее. Но Дубровский опоздал. Когда он настиг карету с князем и Машей, было уже поздно – венчание состоялось. Маша не могла нарушить обязательств, данных ею перед церковным алтарем, и она отказалась уезжать вместе с Дубровским.
А вскоре из-за постоянных преследований и столкновений с правительственными солдатами Дубровскому пришлось распустить верных ему людей и покинуть родные края. Таково краткое содержание повести.
Главная мысль повести «Дубровский» состоит в том, что горячность и поспешность в действиях никогда не приводили ни к чему доброму. Как отец Владимира в сердцах поссорился с Троекуровым, отчего вскоре потерял здоровье и имение, так и его сын в порыве горячности принял решение сжечь родной дом, чтобы тот не достался Троекурову. Следствием его несдержанности стала гибель людей, а сам Дубровский перешел в разряд нарушителей закона, разбойников. Повесть А.С.Пушкина «Дубровский» учит быть вдумчивым и хладнокровным в принятии важных решений и не поддаваться эмоциям, которые могут способствовать неправильному выбору способов решения проблемы.
В повести мне понравился главный герой, Владимир Дубровский. Он наделал много ошибок, но при этом имел открытую душу. Когда однажды он остановил посыльного с деньгами, которые одна женщина послала своему сыну, Дубровский не стал отнимать этих денег и отпустил посыльного. Владимиру Дубровскому свойственно также и великодушие. Когда он осознал, что полюбил Машу Троекурову, дочь человека, который погубил его отца, он сумел найти в себе силы, чтобы простить Троекурова и отказаться от планов мести.
Какие пословицы подходят к повести «Дубровский»?
Всякому своя обида горька. Любовь не пожар, а загорится — не потушишь. Умей прощать и мощь твоя умножится.
Сюжетом романа «Дубровский» послужила реальная история, рассказанная А. С. Пушкину его другом П. В. Нащокиным. Небогатый дворянин Островский, лишившись имения и оставшись с одними дворовыми, сделался грабителем. Судьба родовитого, но бедного дворянина, каким по рождения был и сам автор, не оставила Пушкина равнодушным. Так родился образ романтического дворянина-бунтаря Владимира Дубровского.
Сын отставного поручика гвардии, рано лишившийся матери, Дубровский на восьмом году жизни был отправлен в Петербург в кадетское училище. Отец не жалел ничего для его содержания, и молодой человек позволял себе «роскошные прихоти», «не заботясь о будущем». Но неожиданное известие о тяжелой болезни отца изменило всю жизнь Владимира.
Получив отпуск, Дубровский спешит домой, Вскоре после его приезда умирает отец. По указу суда Владимир лишается имения. Чтобы не допустить осквернения родного дома, он поджигает усадьбу. В огне погибают ночующие в доме приказные. Дубровский вынужден скрыться. С ним уходят его крестьяне, не желавшие «другого барина». Так Дубровский становится предводителем шайки разбойников. Он решает мстить главному виновнику своих несчастий Троекурову, Случайно встретив француза, едущего к Троекурову учителем, Дубровский покупает у него документы и является к своему вагу под именем Дефоржа. Но любовь к Маше, дочери Троекурова, заставляет Дубровского изменить свои планы, Он прощает Кирилу Петровича, связанного с Машей «узами крови».
Перед нами предстает образ романтического героя, наделенного многими положительными чертами. Дубровский смел, умен, деятелен. Ему присуща совестливость и порядочность. Владимир способен на сильные, глубокие чувства: любовь к родителям, к Марье Кириловне, ненависть к Троекурову. Умение владеть собой в сложных ситуациях, честность, верность данному им слову добавляют Владимиру обаяния. Благородство чувств и поступков превращают его в глаза многих окружающих из разбойника в героя. Дубровский не сдается под ударами судьбы, но его бунт имеет личные причины. Он — не крестьянский вождь. Владимир забирает дворовых с собой, с одной стороны, из чувства ответственности за них как хозяина, а, с другой стороны, рассчитывая использовать их в своих интересах.
Я считаю, что Пушкину, другу декабристов, ненавидевшему крепостничество, очень симпатичен его герой. Владимир борется за справедливость, отстаивает свои права. В каждом человеке, даже крепостном, он видит в первую очередь личность, а не предмет.
Мне Дубровский тоже нравится. Но мне его жаль. Ему не удалась ни месть, ни любовь. Я считаю, что за свое счастье и счастье любимой девушки надо бороться, а не предоставлять все на волю случая.
О привязанности к «Дубровскому» говорят и упоминания оперечитывании:
«Когда я первый раз прочитала роман, он мне очень понравился, я его много раз перечитывала. Но после того как я посмотрела фильм «Дубровский», мое восхищение уменьшилось. Я совсем по-другому представляла себе героев».
Экранизация «Дубровского» действительно грешит многими отступлениями от пушкинской мысли и сюжета. И как важно, чтобы результат школьного анализа не был похож на эту реакцию после просмотра фильма! Девочка не нашла в фильме того, что ей было дорого в романе, и произведение для нее померкло. Анализ не должен обмануть ожиданий учеников. Успешность изучения, подготовленная страстным интересом к «Дубровскому», во многом зависит от того, как читательские впечатления учеников будут участвовать в анализе, развиваться и обогащаться в нем. Для того чтобы понять, что открыто в романе детьми при первом чтении, присмотримся к мотивам восторженного одобрения, которым сопровождалось чтение «Дубровского».
Эти мотивы разнообразны, и 35 процентов пятиклассников даже не осознают их, нерасчлененно, в самом общем виде передавая содержание романа. Для 90 процентов учеников интерес чтения продиктован увлекательностью сюжета.
«Интересно узнать дальнейшую судьбу героев», «волнуют повороты», действия, события меня захватывают».
Такого рода реплик много. Однако интересом к событийной стороне произведения впечатления не ограничиваются. Многим «Дубровский» интересен и потому, что он написан Пушкиным. Ученики говорят о естественности, правде отношений и описаний, о выразительности картин, многие из которых они как будто видели своими глазами.
Учеников занимают социальные отношения людей далекого от них времени. Хотя незнание эпохи и делает ответы учеников наивными, но пушкинский роман для них — открытие неведомых, «странных» общественных порядков.
«Роман «Дубровский» читать было интересно. В этом произведении рассказывается о бедном и богатом. Неограниченная власть богача. Если богач что-нибудь захотел получить, то он может и без права завладеть этим. Но не все бедняки боятся богатых, есть и смелые люди, которым своя честь дороже, чем жизнь».
«Понравилось, что здесь раскрыты Пушкиным люди, с одной стороны, бедные, но с хорошими чертами души, благородства, безупречной любви».
«Роман «Дубровский» мне понравился. Хотя бы по стилю его написания. Мне понравилось то, что он не кончается, как часто кончаются многие повести: «Добро побеждает зло», — и все в порядке. В романе отражены все качества русского народа: доброта, самоотверженность, а главное — преданность».
Верная общая оценка романа не всегда последовательно развивается в ответах на более частные вопросы. Сопряжение общей оценки романа и характеристики эпизодов, лиц, авторских описаний не сразу дается пятиклассникам. Найти это соединение — одна из задач предстоящего анализа.
Отвечая на второй вопрос анкеты: «Кого из героев романа вы полюбили и почему? Кто вызвал неприязнь?» — дети очень активно и определенно выражают свои симпатии и антипатии. Владимир Дубровский и его отец, Маша, Егоровна, Архип и вообще «люди Дубровского» — вот герои, почти безупречные в глазах пятиклассников. Троекуров, Шабашкин, Спицын, Пара-мошка, вообще «помещики», гораздо реже Верейский, вызывают у детей ненависть, презрение, недоумение перед тем, как могут люди быть такими жестокими, низкими, мелочными. Группировка действующих лиц, определившаяся в конфликте романа, таким образом, не затрудняет учеников.
«Больше всех мне понравился Владимир Дубровский. Он был честен, хотя звучит это в первых откликах еще «неотчетливо». Однако почва для доступной постановки этих проблем создана чуткостью читательского восприятия. Нисколько не снимая детского протеста против жестокости, самодурства, грубости Троекурова, против надменного его всесилия, стоит постараться показать, что Пушкин рисует его не кровожадным злодеем, а человеком, в котором дурные свойства расцветают благодаря его общественному положению. Ученики прямо противопоставляют Троекурову А. Г. Дубровского: «Мне понравился гордый Андрей Гаврилович Дубровский. Он и умирая остался верен себе и выгнал Троекурова вон». Вероятно, в анализе необходимо старика Дубровского охарактеризовать более сложно, обнаружив его властность, нетерпимость и крутой нрав. Владимир Дубровский для ребят герой «без страха и упрека», рыцарь. За что его хвалят? «Смелый юноша, любит музыку и книги, любознательный». Кому-то очень нравится, что Дубровский прекрасно знал французский язык. Кто-то хвалит Дубровского за то, что он был «простодушным» с крестьянами, «считал их своими друзьями, хотя был их хозяином». Мотивы одобрения героя часто наивны: «Хорошая черта, что он советует разбойникам бросить грабить, потому что они уже разбогатели и остальную жизнь могут прожить в честном труде».
Но дело не в наивности. Многим пятиклассникам Дубровский полюбился за его действительные достоинства: открытость, честность, верность долгу и слову, смелость, находчивость и решительность, нежность, благородство не только манер, но и души. Однако безапелляционное одобрение Дубровского детьми не вполне созвучно пушкинской оценке героя. Поэтому в анализе нужно показать и причины поражения Дубровского. Повод для обнаружения внутренних противоречий в характере Дубровского дают сами пятиклассники. Одни из них ценят в Дубровском дерзость, бескомпромиссность:
«Владимир Дубровский был гордый и умный человек. Он мстил Троекурову за то, что тот отнял у его отца имение, хотел обесчестить его». Другие, напротив, приветствуют победу человечности над местью: «Больше всего мне в романе понравился Владимир Дубровский. Он шел по тому же пути, как и его отец, он возненавидел Троекурова, потому что тот был виновник смерти его отца. Но он не стал мстить, потому что любил Машу».
Вопрос о протесте Владимира Дубровского, о причинах его ухода от мести поможет в ходе анализа углубить представления о герое романа.
Вопрос о том, какие эпизоды романа запомнились особенно ярко, не затруднил учеников. Первое чтение оставляет в памяти события, наполненные острым драматическим действием, сцены, решающие судьбы героев: пожар в Кистеневке, история с медведем, ссора на псарне, история с кольцом, суд, ограбление Спицына (мы перечисляем эпизоды по степени убывающего внимания к ним). Однако ученики с более высоким уровнем литературного развития называют в числе запомнившихся сцены, исполненные психологического напряжения, сложных душевных движений: признание Дубровского Маше, Владимир в роще после похорон отца, последняя встреча Маши и Дубровского, помолвка Марьи Кириловны с князем Верейским. Характерно, что с эпизодами, которые больше всего взволновали учеников, запечатлелись в их сознании, связана активная работа образного мышления. Сила эмоций читателя приводит к конкретизации литературных образов. Это заметно в подборе изобразительных деталей, которыми сопровождается упоминание запомнившихся сцен.
«Мне запомнился момент, когда Дубровский-отец в суде, видя свое бессилие, кидает чернильницу».
Думается, что столь распространенный в школе анализ центральных сцен романа, как и характеристика отдельных героев, лишь подтверждает то, что добыто первым чтением. Это, как мы видим, ученики, пусть не детально, пусть иногда прямолинейно, умеют делать сами. Труднее им представить роман как цепь событий, отделить внешние поводы от существенных причин, в случайном увидеть закономерное. Необходимость осознать «пространство» между центральными сценами романа и стремление понять авторскую оценку событий и лиц побуждает нас избрать целостный путь разбора «Дубровского» в 5-м классе, осложнив его на многих уроках созданием проблемных ситуаций. Материалом для их организации оказывается прежде всего противоречивость читательского восприятия, с которой мы уже сталкивались, отмечая разность оценки поведения Владимира Дубровского. Но особенно отчетливо возможность создания проблемных ситуаций на материале читательского восприятия проступает в ответах на следующие вопросы анкеты.
Четвертый вопрос анкеты формулировался так: «Когда герой романа наиболее привлекателен для вас: в роли Дефоржа или под своим именем?
Большинство учеников (67 процентов) отдают предпочтение герою без маски.
«Мне больше понравился герой повести в роли Дубровского. Здесь он более решительный и благородный человек».
«Мне понравился герой в роли Дубровского, потому что он боролся со
своими врагами открыто, не скрывая своего имени».
Таким образом, учеников подкупают активность, искренность героя, его бескомпромиссность. Они требуют от него общественного действия, и в этом заметно проявление их собственных ценностных ориентацией.
Одобрение Дефоржа связано обычно с выдвижением отдельных частных достоинств, а не с общей оценкой поведения героя.
«Больше всего понравился мне герой романа в роли Дефоржа. Дубровскому, возненавидевшему Троекурова после смерти отца, нужна была большая выдержка, чтобы спокойно жить в доме Троекурова».
«В Дефорже мне нравится воспитанность и образованность».
«Дубровский мне больше всего понравился в роли Дефоржа. Ведь здесь ему выпала самая трудная роль. Ему надо было все время говорить по-французски, хотя его родной язык русский. В роли разбойника и раньше он был сам собой, а тут он был французом Дефоржем».
«Дефорж, потому что во время пребывания в доме Троекурова он проявил риск и отвагу».
Разделение мнений учеников ведет к возможности создания проблемной ситуации. Ученики чувствуют уже при первом чтении романа, что роль Дефоржа как бы суживает жизнь Дубровского, но открывает для него возможности «жизни сердца».
«Дубровский мне понравился в роли Дефоржа. Ради своей любви он не пожалел жизни».
Последний вопрос анкеты обращал внимание на трагический финал романа: «Почему Маша не приняла свободы из рук Дубровского?».
Большинство учеников (53 процента) видит лишь одну причину отказа Марьи Кириловны уйти с Дубровским — верность клятве венчания.
«Маша отказалась оставить Верейского и уйти с Дубровским, потому что после обряда венчания она считала себя связанной навсегда с ненавистным мужем, она была религиозной. Она считала своим долгом следовать за ним, сдержать свое слово. Так Маша сама себя погубила. Она являлась жертвой дворянского воспитания».
Кое-кто считает, что во всем виноват случай: «Кольцо вовремя не попало к Дубровскому, и Маша была обвенчана с князем». Некоторые дети пишут на этом основании о религиозности Маши, другие полагают, что все объясняется страхом перед отцом или обидой.
«Маша долго ждала помощи Дубровского и, отчаявшись, решила выйти за князя Верейского. Она почувствовала себя преданной».
«Раньше при свадьбе дети шли под благословение родителей. И здесь Машу благословил отец, и если бы она ушла с Дубровским, то она бы ослушалась отца, которого очень любила. И это считалось большим грехом. А у Маши не хватило силы воли пойти наперекор отцу, и она вышла замуж за князя».
Однако значительная группа ответов (39 процентов) не ограничивается одним мотивом поступка Марьи Кириловны и пытается объяснить итог отношений Владимира и Маши всей жизнью героини. При этом во многих ответах звучит мысль о сословности как причине разъединения героев. Девочка из сельской школы пишет:
«Мне кажется, Маша Троекурова не приняла свободы потому, что боялась. Боязнь возникла потому, что постоянные гости всегда говорили о Дубровском очень плохо, они говорили о его налетах, грабежах, никогда не говорили о нем ничего хорошего. Маша боялась его самого и его разбойничьей жизни. Я считаю, что Маша поступила неправильно, за что и была наказана на всю жизнь».
В детских, очень наивных, внешне неуклюжих мотивировках можно заметить понимание пушкинской мысли, вернее, те чувства, которые могут привести к ее пониманию.
«По-моему, главной причиной является то, что Маша воспитывалась в доме богатого помещика, жила в достатке и не привыкла к лишениям и боялась их. Поэтому она не связала свою судьбу с Дубровским. И, может быть, еще потому, что, дав слово быть верной своему мужу, князю Верейскому, боялась его нарушить».
«Потому что она была воспитана в доме богатого дворянина и не могла принять свободы от бедного дворянина, к тому же она верила в Бога и дала клятву в церкви, что она будет верна своему мужу».
Интересным моментом восприятия, ведущим к проблемной ситуации, Оказывается не только многомотивность объяснений поступка героя, но и разная нравственная оценка его. Многомотивность объясняется художественной природой искусства, особенно пушкинского, где внешне простодушные первые объяснения скрывают многообразие других, более глубоких. Эта пушкинская способность заставить читателя угадывать многие причины событий рождена поэтически ощущением жизни как явления сложного, многомерного, бесконечного.
Разность нравственной оценки героя рождена исторической эволюцией морали. Сложность этого явления дети чувствуют, но подчас не знают, как к нему отнестись.
«Маша не приняла свободы от Дубровского потому, мне кажется, что она побоялась отца. Она сделала очень неправильно. Не знаю, может быть, она поступила и правильно, потому что в давние времена, если человек обвенчался, нельзя было переходить к другому. Точно так же поступила и Маша».
«Маша не приняла свободы из рук Дубровского, сказав, что уже помолвлена и дала свое согласие. Она поступила по закону. Но если она любила Дубровского, то она могла бы отступиться от закона и принять свободу из рук Дубровского».
«Маша очень ждала Дубровского перед свадьбой. Она так на него надеялась, но он опоздал. Маша уже не могла отказаться от данной ею клятвы. Она считала это недопустимым. Я считаю, что Маша поступила отчасти правильно, а отчасти неправильно. Она не представляла себе жизнь с Дубровским. У него не было собственного дома. Живя с Дубровским, она не жила бы в роскоши. Она очень оскорбила и потрясла своим отказом Дубровского».
Как мы видим, сочувствие юных читателей Маше Троекуровой соседствует с неодобрением ее решения. Дети понимают, что чувство героя столкнулось с «законом», которому она подчинена. В сложности эмоциональной оценки читателя сказывается противоречивость образа героини романа.
При всех странностях, неправильностях и искажениях в понимании авторской мысли читательское восприятие обнаруживает чуткость и силу эмоций учеников, способность глубоко задуматься над прочитанным. Дальнейший анализ должен способствовать осмыслению верных и чутких читательских реакций, которые возникают при первоначальном чтении, и освобождению от всего произвольного, от того, что ложно и примитивно понято в силу культурной неподготовленности или возрастной наивности учеников.
ПЛАН АНАЛИЗА РОМАНА
Путь читателя к писателю, который ученики проделают в процессе анализа, окажется плодотворным лишь в том случае, если мы соединим приемы литературоведческого изучения произведений искусства и приемы активизации сотворчества читателя. Литературоведческая концепция, предлагаемая в книге, не может быть полностью реализована при изучении «Дубровского» в 5-м классе. Однако не только содержанием, но самой методикой анализа произведения мы можем приблизить ученика к пониманию авторской мысли, вывести школьный разбор из схемы противопоставления «злонравного» Троекурова и благородных Дубровских. Направление, сообщенное школьному анализу литературоведческой концепцией, скажется и в выборе приемов работы, проясняющих авторскую мысль: композиционный анализ (сопоставление эпизодов «На псарне» и «Шабашкин у Троекурова»), стилистический анализ (черновая редакция первой главы, речь Дубровского, крестьян), сравнение плана романа и его осуществления (почему В. Дубровский не «вяжет» суд? почему в окончательной редакции романа учитель не «убегает с барышней»?), обнаружение логики поступков героев (почему Дубровский открылся Спицыну и Маше?) и т. д.
В школьном анализе используются и приемы, позволяющие выявить движение читательского восприятия, разбудить сотворчество, привести их во взаимодействие с авторской мыслью. К такого рода приемам мы относим заочную экскурсию («Барская усадьба»), устное словесное рисование («Дубровский и Троекуров в суде»), составление киносценария («Пожар в Кистеневке»), пересказ с изменением лица рассказчика («Обед в Покровском» от лица В. Дубровского), диспут («Верейский и Троекуров»), выразительное чтение.
Таким образом, общий план изучения «Дубровского» в 5-м классе складывается следующим образом.
«Барская усадьба». Заочная экскурсия, знакомящая учеников с исторической эпохой, отраженной в романе.
«Ссора друзей». Беседа, в ходе которой сопоставляются судьбы и характеры А. Г. Дубровского и Троекурова и сравниваются эпизоды «На псарне» и «Шабашкин у Троекурова».
«Отец и сын». Устное словесное рисование сцены в суде. Анализ эпизодов «Приезд в Кистеневку Владимира Дубровского» и «Визит дружбы» Троекурова». Отношения семейные и сословные.
. «Пожар в Кистеневке». Составление киносценария по VI главе.
. «Учитель». Работа над творческими пересказами «Случай с медведем» и «Обед в Покровском» от лица Владимира Дубровского.
. «Любовь и бегство». Составление монтажа и выразительное чтение сцен, связанных с отношениями Маши и Владимира Дубровского.
«Верейский и Троекуров». Диспут.
«Судьба героя». Беседа, сопоставляющая план романа и его осуществление.
Взаимодействие читательского восприятия и авторской мысли, развитие творческих способностей ученика и посильное приобщение его к многозначному содержанию романа, открытому наукой о литературе, формирование этических и эстетических представлений и чувств в ходе школьного анализа — таковы методические принципы, положенные в основу системы уроков по изучению «Дубровского» в школе.
На первый взгляд эта система может показаться сложной для пятиклассников. Но необходимо учитывать, что теперь 5-й класс — второй год изучения курса литературы, что акселе рация физическая сопровождается и ускоренным умственным развитием. Нельзя не считаться с тем, что современный школьник получает во много раз больше информации, чем раньше.
Обилие информации может стать балластом, препятствием на пути развития личности и даже оказывать разрушительное действие, если процесс этот происходит хаотично, если знания не складываются в мировоззрение. Опасно перегрузить сознание ребенка «недетскими» вопросами, непосильными для его уровня. Но не менее опасно оставить ученика беззащитным, не ориентированным в сложных коллизиях, которые предлагает ему жизнь. Гармония личности основана не на незнании жизни и игре с нею в прятки, а на глубоком осознании ее и преодолении противоречий, которые могут оказаться катастрофическими, гибельными, если долго их не замечать или отмахиваться от них.
1. Почему Владимир стал разбойником.
2. Владимир Дубровский и Маша Троекурова:
a. История героев и их семей: дружба отцов. b. Оба рано лишились матери. c. Были одиноки и впечатлительны. d. Троекуров когда-то прочил (предполагал) Машу за Владимира (1-11) главы.
3. Владимир отказался от мести Троекурову, полюбив Машу — проникает в ее дом (12 глава). Маша понимает, что любит Дефоржа (история с медведем).
4. Объяснения Дубровского с Машей (12 глава).
5. Маша боится Дубровского и чувств к нему, они разные и по происхождению и по положению в обществе (Маша аристократка, Владимир разорённый дворянин, разбойник) (12 глава).
6. Сватовство Верейского и угроза свадьбы. Согласие Маши принять помощь Дубровского (14-15 главы).
7. Свадьба Маши, она проявляет твёрдость, верность данному слову. Она готова стать женой разбойник, но клятву переступить не может.
8. Отчаяние Дубровского: он оставляет шайку (19 глава).
9. Честь и верность данному слову, главные ценности для Владимира и Маши.
10. Моё отношение к героям.
Читая произведение А. С. Пушкина » Дубровский», я познакомился с главным героем романа — Владимиром Дубровским, который по воле судьбы стал разбойником.
Владимир — бедный дворянин. Его отец был хорошим другом Троекурова, но умер из-за него. Когда у Дубровского отобрали имение Владимир даже стал разбойником. Мария Троекурова была аристократкой и выросла в очень богатой семье. И Маша и Владимир рано лишились матерей, ее отец хотел обвенчать молодых, но Дубровский Андрей Гаврилович не согласился и тем самым порвал дружбу.
Мне Маша Троекурова понравилась меньше чем Владимир Дубровский, потому что она сразу не воспользовалась его предложением и ей пришлось выйти за муж за Верейского. Она также была очень привередливой и думала только о себе. Дубровский же был добрый, благородный и справедливый. Он даже грабил только богатых. Поэтому Владимир мне понравился больше, чем Марья Кирилловна.
Уважаемые ученики, сочинение по Дубровскому для 6 класса публикуется без исправления ошибок. Есть учителя, которые проверяют сочинение на предмет наличия в интернете. Может получится так, что на проверку попадут два аналогичных текста. Почитайте примерный вариант домашней работы ГДЗ и напишите свое сочинение по литературе на тему «Дубровский».
Похожие статьи
Презентации для детей по творчеству к чуковского
« Карты Проппа, как средство обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию» материал по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Страхующая циркового гимнаста веревка
Моё впечатление о Дубровском
А. С. Пушкин написал повесть «Дубровский». В ней главный герой – Владимир Дубровский. Дубровский был высоким, красивым, храбрым. Он носил чин офицера. Очень любил своего отца, ради которого и ушел в отставку. Владимир получил письмо, в котором было написано, что все имение, которое было у Дубровского – старшего переходит Троекурову, и решается приехать к отцу. Но когда он к нему приезжает, Дубровский – старший умирает прямо на руках у своего сына. Вскоре после смерти отца к Дубровскому приходит извещение, что дом и все, что осталось, после суда переходит к Троекурову. Жители Кистеневки не хотели переходить к другому хозяину, и поэтому Дубровский решается спалить дом и увести жителей в лес. Чтобы прокормить свой народ, Дубровский становится разбойником. Ему приходится останавливать на дорогах богатых помещиков и грабить их, не давая им проходу. Дубровский очень хочет отомстить Троекурову. И вдруг Дубровскому везет: благодаря поддельному паспорту, перехваченному у Дефоржа, который собирался устроиться учителем французского языка у Троекурова, он сам устроился учителем у своего врага. Дубровский ждал удобного случая для мести, но встретился с Машей, дочкой Троекурова, и влюбился в нее. Из-за любви к Маше он не смог отомстить Троекурову. Но любовь Дубровского к Маше оказалась неудачной, потому что Маша вышла поневоле замуж за соседа. Дубровский хотел ее спасти, но безуспешно. Я считаю, что Дубровский стал разбойником поневоле, потому что ему надо было прокормить своих людей.