Чем мне понравился рассказ уроки французского
Мадам Жизнь
Познавательно-развлекательный проект
Отзыв о рассказе В.Распутина «Уроки французского»
Главные герои рассказа «Уроки французского» — деревенский мальчишка, который вынужден уехать на учебу в город, и школьная учительница, Лидия Михайловна. Действие рассказа происходит в послевоенные годы. Страна еще не оправилась от потрясений, вызванных войной. Люди жили бедно, порой не хватало и еды, не говоря уже о полноценных школах в сельской местности. В деревне, где жил герой рассказа, была только начальная школа, а мальчик обладал определенными способностями и мать сделала все для того, чтобы ее сын продолжил учебу. Она договорилась со знакомой в ближайшем городе и определила мальчика к ней на постой. Учение в городской школе шло хорошо, за исключением французского языка, который не давался сельскому мальчишке в части произношения. Со временем обозначилась и другая проблема – хронический голод. Продуктов, которые из деревни присылала мать, не хватало и, чтобы как-то решить проблему, герой рассказа начал играть на деньги с местными ребятами. Обладая упорным характером и способностями, он скоро начал выигрывать. Это дало ему возможность каждый день покупать на рынке кружку молока. Но старшие ребята, организовавшие игру, были недовольны постоянными выигрышами новичка, и они прогнали его, предварительно избив.
В школе учительница французского языка, Лидия Михайловна, которая одновременно была и классным руководителем главного героя рассказа, узнала об истории с уличной игрой, и сумела понять причины, заставившие способного к учебе мальчика играть на деньги. Она решила помочь своему ученику и под предлогом дополнительных занятий французским языком стала приглашать его к себе на квартиру. Но попытки подкормить голодавшего ребенка наткнулись на его упорное сопротивление. Мальчик никоим образом не хотел выглядеть нахлебником и отказывался от еды, предлагаемой учительницей. Тогда Лидия Михайловна придумала хитрый ход. Вспомнив, что мальчик когда-то играл на деньги, чтобы купить молоко, она сумела убедить мальчика играть с ней в одну из таких игр под названием «пристенок» и стала намеренно проигрывать ему небольшие суммы, на которые он смог вновь покупать молоко. Но вскоре зашедший в гости к Лидии Михайловне директор школы застал их за азартной игрой, и учительнице пришлось уволиться и уехать из этих мест.
Таково краткое содержание рассказа.
Главная мысль рассказа «Уроки французского» состоит в том, что нередко в нашей жизни понятия «плохое» и «хорошее» имеют относительное значение. Да, учительница совершила нехороший поступок, она играла с учеником в азартную игру на деньги. Но ее мотивом была помощь голодающему мальчику, который в силу природной гордости отказывался от бесплатных угощений. Трудно сказать, была ли права Лидия Михайловна, выбрав именно такой способ помощи мальчику. Но она искренне пыталась помочь способному ребенку, тянущемуся к знаниям, и голодающему при этом. Она наблюдала в своем классе сытых учеников, которых знания совершенно не интересовали.
Рассказ «Уроки французского» учит быть упорным в учебе, невзирая на трудности с этим связанные. Герой рассказа учился только на пятерки по всем предметам, за исключением французского, который трудно давался вчерашнему сельскому жителю. Но и тут он справился и с помощью Лидии Михайловны освоил незнакомый для него язык.
В рассказе мне понравилась учительница французского языка, Лидия Михайловна, которая не осталась равнодушной к судьбе способного деревенского мальчика и, как умела, помогала ему выжить в суровое послевоенное время. А когда вскрылась история с азартной игрой, она, не задумываясь, взяла всю вину на себя и покинула школу, сказав мальчику, что его никто не будет наказывать за эту историю.
Какие пословицы подходят к рассказу «Уроки французского»?
Без терпенья нет ученья.
Ученику — удача, учителю — радость.
Доброму человеку помощь — не убыток.
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
Мое впечатление от рассказа В. Распутина “Уроки французского”
В рассказе “Уроки французского” писатель Валентин Распутин рассказал о своем детстве. Может быть, поэтому рассказ произвел на меня такое впечатление? Ведь в нем ничего не выдумано.
Я представил себе это время: послевоенное, голодное, когда макароны были невиданной роскошью. Представил этого мальчика – способного, желающего учиться. Однако учиться на голодный желудок так трудно! Голод мучил его даже во сне.
То, что изредка присылала ему из дому мать, кто-то постоянно воровал. И вот он начинает играть на деньги, чтобы на выигранный
Какое же счастье, что на его пути встретилась Лидия Михайловна! Оказывается, и в это трудное голодное время люди не ожесточились, были такие, как Лидия Михайловна, которая, почувствовав, что с ее учеником творится неладное, пришла к нему на помощь. И сделала она это незаметно, чтобы не оскорбить самолюбия мальчика.
Она научила его преодолевать трудности, избавила от излишней застенчивости и робости сельского мальчика, попавшего в районный центр. Понимая,
Лидия Михайловна не стала объясняться с директором, ведь тогда все узнали бы, что она, таким образом, хотела помочь своему ученику. Она предпочла уехать. Но и в другом городе учительница не забыла о своем ученике и прислала ему посылку с макаронами и тремя красными яблоками.
А мальчик видел яблоки прежде только на картинке. Этот эпизод особенно тронул меня. Я думаю, что уроки Лидии Михайловны мальчик помнил всю жизнь, а став писателем, рассказал о них.
Related posts:
Сочинение на тему: Моё впечатление о рассказе Уроки французского, Распутин
Моё впечатление о рассказе
21 предложение/ 440 слов
Трогательный рассказ Валентина Распутина «Уроки французского», созданный писателем в 1973 году, произвел на меня очень сильное впечатление. Прежде всего, это произведение заставило меня задуматься о том, как порой жестока и несправедлива бывает жизнь, и как важно, что в ней все-таки есть добрые люди, которые способны в нужный момент прийти на помощь ближнему.
Таким человеком в произведении является школьная учительница французского языка Лидия Михайловна. Поняв то, что один из ее воспитанников находится в сложной ситуации, эта молодая женщина решает помочь мальчику и поддержать его.
Жизнь главного героя рассказа действительно очень тяжела и безрадостна. Мальчик растет в суровое послевоенное время, когда в стране царит голод и нищета. В лучшем случае он питается только хлебом и картошкой, ну а в худшем — выпивает на ужин лишь стакан кипятка. Покупка молока для героя является настоящим праздником, поскольку этот напиток позволяет ему наконец испытать долгожданную «сытую сладость».
Но в жизни мальчика, помимо постоянного голода и нищеты, есть немало и других неприятных вещей. Ему рано приходится узнать о том, что такое человеческая подлость, жестокость и предательство. Дворовые мальчишки сильно избивают героя только за то, что он смог вырываться вперед в своем деле и теперь честно обыгрывает их в азартную игру и не желает мириться с их жульничеством: «Они били меня по очереди, один и второй… Кто-то третий, маленький и злобный, пинал меня по ногам…»
В тот момент, когда мальчик уже совсем отчаивается и подумывает бросить учебу, чтобы вернуться в свою родную деревню, к нему на помощь и приходит учительница Лидия Михайловна. Эта женщина с невероятной легкостью, настойчивостью и изяществом делает очень благородное дело. Путем нескольких проб и ошибок она все-таки находит подход к своему ученику и начинает у себя дома играть с ним в «пристенок». Делает это учительница лишь для того, чтобы позволить ребенку честно выигрывать у нее деньги и покупать на них себе продукты.
Мне кажется, что этот поступок, несмотря на свою внешнюю аморальность, является высоконравственным, поскольку иным способом заставить мальчика принять помощь было невозможно. Он отказывался от предлагаемого учительницей ужина и возвращал женщине продукты, которые она посылала ему.
Лидия Михайловна прекрасно понимала, что, играя со школьником в азартную игру, она рискует своей работой, но это не остановило ее. За свое благородство женщине пришлось заплатить высокую цену, поскольку, узнав об инциденте, директор школы уволил учительницу. И этот сюжетный поворот рассказа также вызывает во мне сильный эмоциональный отклик, поскольку жизнь действительно бывает очень жестока к самым благородным, честным и чистым людям.
Но тем не менее финал произведения заставляет меня вновь испытать светлые и радостные чувства, поскольку в нем торжествует добро и справедливость. Лидия Михайловна, даже расставшись со своим воспитанником, продолжает помогать ему: присылает мальчику посылку с настоящими кубанскими яблоками, которые раньше он видел только на картинках.
Помогите, пожалуйста написать сочинение- миниатюру на тему: «Почему я советую прочитать рассказ «Уроки французского?»
Любой пункт выбирай и пиши
I. Автобиографический характер рассказа В. Распутина «Уроки французского». (Рассказ «Уроки французского» носит автобиографический характер, это искренний и правдивый рассказ писателя о том, какие трудности ему пришлось пережить в детстве, с какими людьми встретиться.)
II. Поступки мальчика, которые вызывают у меня уважение.
1. Жизнь в деревне. (Главный герой с детства приучен к трудностям. Зная, как тяжело матери, он всячески старается ей помочь. Односельчане, обращаясь к нему за помощью (он был первым грамотеем в деревне), часто благодарили его: кто ведром картошки, кто копейкой. Учеба в школе ему давалась легко, и мать решила, «наперекор всем несчастьям», отправить сына учиться дальше в райцентр.)
2. Что привлекает меня в характере героя. (Прежде всего — его стремление учиться во что бы то ни стало. Он терпеливо выносит и голод, и тоску по дому — только бы учиться. А чтобы учиться, нужны силы, которых с каждым днем становится меньше из-за постоянного недоедания. Мальчик решает победить обстоятельства: он учится играть в «чику», «зарабатывает» каждый день на банку молока, которое ему так необходимо, терпит побои Птахи, но держится с достоинством.)
3. Роль Лидии Михайловны в жизни мальчика. (Лидия Михайловна, учительница французского языка, помогла мальчику в трудную минуту. Узнав, что он голодает и старается любым способом заработать рубль на банку молока, она делает все, чтобы помочь ему: пытается угощать у себя дома после занятий французским, посылает ему посылку, играет в «чику». Своими поступками она заставляет мальчика поверить в доброту и бескорыстие. Жизненные уроки, которые она ему преподала, намного важнее уроков по школьной программе. И писатель с благодарностью вспоминает Лидию Михайловну, сумевшую своим теплом и вниманием согреть его душу.)
III. Почему я советую прочитать рассказ В. Распутина «Уроки французского» своим сверстникам. (Мне очень понравился рассказ «Уроки французского», и я советую прочитать его своим сверстникам. Познакомившись с главным героем, они узнают, что любые трудности можно преодолеть, если у тебя есть цель. А уроки доброты и человечности, которые преподала своему ученику Лидия Михайловна, должны стать главными уроками в их жизни.)
Рецензии на книгу «Уроки французского» Валентин Распутин
Наиболее приемлемым, как мне кажется, в желании проявить внимание к человеку, перешедшему в иное состояние, это стремление перечитать его книги и пересмотреть фильмы. «Уроки французского» запомнились с детства и основными вопросами этого произведения, конечно, являлись вопросы нравственные. Для учителей, болтунов и послушных детей. Разумеется, подобные темы мне в любое время были до лампочки, но вот на что обращает внимание произведение, проявляя свою универсальность, демонстрируя реальный гений автора.
P.S. Образы книжные и кинематографические отличаются, но, может это и к лучшему. Учительница, например, должна быть совсем другой. И главный герой тоже.
люблюлюблюлюблюлюблюлюблю
За человечность. Т.е. и за человечность самих героев, и за человечность, которая начинает пробиваться/разрастаться в нас от каждой страницы этого небольшого Большого рассказа.
За психологизм. Т.е. и за психологизм в изображении героев, и за психологизм самой ситуации.
За трепетность.
За поучительность. Не дидактическую, не наставительную, не навязчивую. А деликатную, угадывающуюся между строк.
Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, — нет, а за то, что сталось с нами после.
Уроки взрослой жизни
В этот сборник входят три рассказа и, хоть аннотация сообщает, что они предназначены для школьников, хочется отметить, что сюжеты скорее для взрослых, вряд ли младшеклассники смогут оценить их по достоинству.
Подводя итог, могу смело рекомендовать этот небольшой сборник всем любителям советской классики.
Училка тоже человек!?
Помню, читал в школе когда-то этот рассказ. Помню, не понравилось. Ну знаете, когда бунтующих школьников принуждают к чему-то (в данном случае, к чтению), то часто выходит лишь отрицательный эффект. Типа, мне не будет нравится это вам во вред, бездушные деспоты! Также мне в раннем детстве не нравилась и пицца, когда против моего желания взрослые настаивали, чтоб я её попробовал. Сейчас же я люблю пиццу. Как и этот рассказ.
Сам рассказ необычайно лёгкий — как вообще мне когда-то он мог показаться тяжелым и нудным? — и тёплый. Пусть на концовку и нельзя уверенно поставить штамп «Happy end», рассказ менее приятным не становится. От него веет уютом и добротой.
В школе кажется, что учителя — это бездушные роботы, в алгоритм которых заложены либо отрицательные эмоции, либо бесстрастие. И ведь не просто так складывается такое впечатление. К сожалению, во многих школах не встретишь таких вот доброжелательных учителей, которые действительно хотят помочь ученикам, а не просто кое-как отделаться. В итоге ученики не хотят идти на встречу к таким педагогам (не задумываясь, почему они такие), а те в свою очередь черствеют, и ученики ещё сильнее не хотят идти на встречу. до бесконечности — замкнутый круг, стремящийся в никуда. Но после этого рассказа веришь в человечность, хочется размягчить эти сухие сухари, сидящие в кабинетах, чтобы между педагогами и воспитанниками появилось взаимопонимание, дабы круг поехал в обратном направлении. В общем, хотелось бы видеть больше учителей с душой, как в этом рассказе. Да и вообще — больше сопереживания, доброты и понимания.
Пусть таких добродушных учителей немного, пусть система и не поощряет такой подход (даже напротив, как отражено в книге), но такие наставники действительно словно заботливые опекуны — близки почти также, как родители. Не просто так ведь возникло это приторное выражение «Школа — второй дом».
Совсем небольшое произведение, но сколько же тем оно в себе содержит.
Прежде всего, это фрагмент из жизни мальчика, вынужденного уехать из родной деревни, чтобы продолжить учебу. Мальчика, оставшегося один на один с безжалостным миром, где никому нет дела, чем и как он живет, ел ли он сегодня, не болен ли. Мальчика, слишком рано ставшего взрослым, привыкшего полагаться только на себя и отвергающего любую помощь.
Это картина 1948 года, когда страна только приходит в себя после страшной войны. И все последствия этого: нищета, голод, неустроенный быт, жестокие забавы подростков, которыми по большому счету некому, да и некогда было заниматься, наличествует в полном объеме.
А еще это история прекрасной учительницы, не просто формально выполняющей свою работу, а всеми силами пытающейся помочь нуждающемуся в этом ученику. Помочь не только с учебой, но и с жизненными проблемами. Причем делает это максимально тактично, почти скрытно, осторожно пробуя различные варианты участия, стараясь ничем не ущемить достоинство гордого мальчишки. В результате, когда все испробовано, даже идет на прямое нарушение правил, но не отступает от задуманного и не жалеет о сделанном.
Это история добра, которое побеждает и одиночество мальчишки, и равнодушие окружающих его людей.
Прочитано для игр Собери их всех! и От А до Я. Тур 2020
Это очень простой рассказ о жизни одного мальчика. Никакого особого сюжета и завязки нет. Просто мальчик очень хотел учиться и был отправлен из деревни в райцентр. И если дома он ещё худо-бедно питался, то там, на квартире, кстати говоря у тётки, для него наступила настоящая голодовка. Мало того, что продуктов стало меньше, не могла мать всё передавать и вдоволь, и вовремя, так их ещё и подворовывали. Какая уж тут учёба, если живот сводит голодными судорогами.
Чтобы подзаработать денег на еду, он вынужден пойти на крайние меры. Но эти меры по меркам того времени аморальные, гнусные и порочные.
И тут на помощь приходит учительница. Добрая, чуткая, она видит своих учеников насквозь. И ей жаль этого талантливого мальчишку, у которого явно проблемы и который явно не доедает.
Говорят, эта книга автобиографична. Значит автору повезло, что у него была такая учительница. Уроки французского стали уроком милосердия. Настоящими де дизненным уроком стало увольнение Лидии Михайловны. Оказывается, пострадать можно и за доброту, и за чуткость. Особенно, если другим недосуг докапываться до правды.
Этот рассказ очень полезно почитать современным детям. Да и взрослым тоже. Самое главное- он не наивен, но и чрезмерного нагнетения нет.
А история с яблоком и вовсе поразила.
Клуб Поклонников Детской Литературы
За совет спасибо MarinaPopova770
«Уроки французского» какая богатая повесть, маленький объем, огромный смысл, морально-нравственное сокровище нации. Живой язык, живые объемные герои, прекрасный сюжет, актуальный во все времена, все здесь к месту. Тяжелое время, голод, послевоенные годы, мать отправляет сына учиться в школу, никто в их деревне не имел образования выше начальной школы, а сын растет толковым, понимая и осознавая, что это важнее, чем еда и голодные дети, мать решается на этот поступок. Сын осознает, на что пошла его мать ради его учебы, показывает себя прекрасно воспитанным, честным, справедливым, находчивым и до конца придерживается своих моральных принципов, в очередной раз демонстрируя, насколько важно воспитание в жизни человека, от каких бед оно может уберечь. Уверена, что этот мальчик в дальнейшем вырос бы достойным мужчиной и мать могла гордиться таким сыном. Учительница Лидия Михайловна, классный руководитель, отличный педагог, знает, как разговаривать с детьми на их языке, у нее есть достоинство, чтобы попытаться понять мотивы поведения ребенка и постараться помочь ему, хотя могла пойти по простому пути, отвести мальчика к директору, чтобы тот прилюдно смог наказать нарушителя правил. Педагог, который осознает, что перед ней стоит ребенок, но у него есть понятие чести, достоинства, что есть мужская гордость. Она смогла ни чем не ущемить своего ученика, дать ему возможность повести себя как мужчина. Ситуация с игрой, конечно, спорная, но оказалась действенной. Ну и достойно учителя вести себя так, как учишь, жить так, как требуешь от учеников, уметь признавать свои ошибки, смело смотреть в лицо страху, быть честной, справедливой, понимающей.
Книга прочитана в рамках игр Школьная вселенная, от А до Я, Собери их всех
— Россия, 1940-ые, послевоенные годы.
Какая добрая, светлая и немножко грустная история!
Застенчивый, добрый и честный мальчишка отправлен одинокой и бедной матерью за 50 километров от дома в школу. Он способный и старательный ученик, у него есть все шансы стать образованным и успешным. Как часто бывает, даже имея необходимые способности, физические потребности мешают осуществлению планов.
Вдали от дома, мальчик часто голодает, рассчитывать на чью-то помощь и поддержку невозможно, приходится выкручиваться самому. Мальчик начинает играть на деньги.
В нужный момент, когда еще всё не закончилось печально, его замечает очаровательный человек, который, пожертвовав собой, дает мальчику ценные уроки не только французского, но и самой обычной человеческой доброты.
Замечательная история! Поднимает настроение, легко на душе.
Главные герои такие, что хочется взять с них пример.
Человек стареет не тогда, когда он доживает до старости, а когда перестает быть ребенком.
Здорово, что у детей есть возможность посмотреть на учителей с другой стороны 🙂
Такая коротенькая книга, а сколько положительных эмоций вызвала!
Рекомендую.