Чем моют картофель для магазина
Безопасно ли покупать мытые овощи
Хозяйки заметили, что помытые магазинные овощи долго не портятся, в отличие от тех, которые моют самостоятельно. Возникает вопрос: чем их обрабатывают, не опасно ли это и как правильно хранить помытые корнеплоды?
Чтобы убрать грязь, например, картошки или моркови, производители чаще всего применяют не просто воду. Нередко используются вещества, следы которых могут оставаться на овощах и теоретически продлевать срок их хранения за счет противомикробного действия.
Наталья Василиевич, доцент МГУТУ им. Разумовского: «Эти моющие средства неопасны, они разрешены к применению. Это такие средства, как мыльный раствор, глюкозиды, олеат калия, натуральные отдушки, подсолнечное масло. Вначале овощи, если имеются большие загрязнения, замачиваются в мыльном растворе на несколько часов, потом все эти средства должны быть удалены с поверхности продуктов».
Некоторые производители экономят воду и споласкивают недостаточно, возникают остатки на кожуре, которые иногда они даже дают неприятный химический запах, от него лучше избавляться дополнительным мытьем дома.
Но далеко не всегда эти вещества позволяют овощам храниться дольше. Авторы программы «Живая еда» провели эксперимент: купили мытые картошку и морковь, взяли эти же овощи с землей, часть помыли сами, а затем оставили на 2,5 недели при комнатной температуре. В итоге вся морковь засохла, а клубни картофеля стали постепенно увядать, то есть разницы между образцами не было.
Специалисты считают, что в такой теплой среде ничто не спасло бы корнеплоды. Их хранить оптимально при температуре градусов. Лучше всего класть в погреб, присыпая землей или песком, это позволит естественным образом исключить доступ лишней влаги и кислорода. Подойдет для хранения и темный ящик на утепленном балконе, либо можно использовать специальный мешок, держа его в нижнем ящике холодильника. Там хорошие условия, чтобы овощи дышали и не загнивали.
В целом немытые овощи обычно хранятся дольше, ведь у них не повреждена естественная защита кожура. Но и с мытыми можно добиваться неплохих результатов.
Людмила Елисеева, профессор кафедры товароведения и товарной экспертизы РЭУ им. Плеханова: «Уже никто не хочет покупать грязные овощи и дома мыть. Да, любит, покупает с запасом и считает, что немытые дольше сохранятся. В этом есть смысл. Если мы помыли, высушили и поместили туда, где нет излишней влаги у самой поверхности и есть пониженная температура, овощи будет хорошо храниться».
Программа «Живая еда» предупреждает: главное не покупать побитые и порезанные овощи, так как там самые благоприятные условия для размножения микроорганизмов.
Как правильно мыть картошку: названы лучшие способы
Картофель также может быть покрыт пестицидами и бактериями.
Некоторые методы более эффективны, чем другие. / pixabay
Корнеплоды, такие как картофель, выращивают в почве, поэтому неудивительно, что во время сбора урожая присутствует некоторая грязь. Картофель также может быть покрыт пестицидами и бактериями. Зная это, вы не должны пропускать тщательный скраб для картофеля, прежде чем съесть его.
На рынке имеется множество моющих средств, но для мытья картофеля не требуются специальные моющие средства, пишет Livestrong.com.
Хотя может показаться очевидным, как мыть картофель, некоторые методы более эффективны, чем другие.
Зачем мыть картофель перед приготовлением?
Есть несколько причин, по которым картофель важно мыть перед приготовлением:
Картошка прорастает глубоко в почве, собирая много грязи и контактируя с удобрениями, которые покрывают внешнюю кожуру. Обычные посевы картофеля как правило опрыскивают пестицидами для защиты от сорняков и насекомых.
Они могут содержать бактерии от других людей, которые оказались на картошке во время транспортировки с фермы в продуктовый магазин или на вашу кухню.
Даже если вы выбросите кожуру, Центры по контролю и профилактике заболеваний все равно рекомендуют мыть овощи снаружи. Это связано с тем, что микробы и мусор на кожуре картофеля могут попасть внутрь картофеля, когда он разрезается.
Как мыть картофель
Есть несколько разных видов картофеля, и все они должны мыться одинаково.
Единственное оборудование, необходимое для ополаскивания картофеля, включает воду и дополнительную щетку для овощей. Согласно Министерству сельского хозяйства США, мыть картофель моющими средствами, мылом или овощами не требуется и не рекомендуется. Картофель следует мыть только непосредственно перед его приготовлением.
В соответствии с Управлением по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов, выполните следующие действия, чтобы тщательно мыть картофель перед чисткой, нарезкой, приготовлением и употреблением в пищу:
Мойте руки в течение 20 секунд теплой водой с мылом.
Чтобы избежать перекрестного загрязнения, убедитесь, что все поверхности и посуда очищены и продезинфицированы.
Вымойте картофель под теплой водопроводной водой, чтобы удалить грязь и микробы.
С помощью щетки для овощей почистите картофель, чтобы удалить грязь, прилипшую к оболочке картофеля.
Необязательно: если вы замачиваете, поместите картофель в чистую миску, наполненную теплой водопроводной водой, на 20 минут или меньше.
Промойте картофель под проточной водой, чтобы удалить остатки грязи и мусора.
Промокните насухо бумажным или чистым кухонным полотенцем.
После мытья картофеля обязательно удалите все зеленые, проросшие или помятые части чистым и продезинфицированным ножом. Очищать картофельную кожуру необязательно и оставлять на усмотрение.
Хотя большая часть питательных веществ картофеля хранится в коже, он также является домом для большинства грязи и бактерий. Тщательное мытье картофеля особенно важно, если вы собираетесь есть кожуру картофеля.
Как выбрать картофель
Выбирая картофель, ищите гладкую поверхность без «глазок», обесцвечивания и порезов, как рекомендовано Государственным университетом Северной Дакоты.
Некоторые виды картофеля могут иметь зеленый оттенок или иметь признаки прорастания снаружи. По данным Министерства сельского хозяйства США, кожица зеленого картофеля имеет горький вкус и может причинить вред при употреблении в пищу в больших количествах.
Просто обрежьте зеленую или проросшую кожуру и приготовьте остальную часть картофеля, как обычно. Согласно Национальной медицинской библиотеке США, если картофель под кожицей зеленый, выбросьте его.
Чем моют картофель для магазина
До недавнего времени отдавала предпочтение мытым овощам. Разница в цене между чистыми и грязными плодами моркови и картофеля незаметна. Зато как удобно – на кухне никакой грязи. Я и не задумывалась над тем, как моют морковь и картофель, пока муж не вернулся с магазина. Его отговорили покупать гламурные овощи. Причина – в предпродажной подготовке продукции. Оказывается, корнеплоды обрабатывают химическими препаратами.
О вреде мытых овощей
Морковь и картофель замачивают в растворе с добавлением поверхностно-активных веществ, аналогичные содержатся в средствах для мытья посуды. Производитель не думает о здоровье потребителей. Возможно, применяет не качественную «химию», которая впитывается в овощи.
Отсюда заболевания: гастрит, колит, аллергия.
Вряд ли производитель несколько раз меняет воду, чтобы убрать моющие вещества. После чистки щетками мытая продукция сохнет. На поверхности остается часть таблицы Менделеева в виде вредных соединений.
Эксперимент
Доверяйте, но проверяйте. Проведите дома тест. Попробуйте дома отмыть королеву овощей – грязную морковь. Даже используя щётку, тщательно промывая корнеплод или клубень, вряд ли получится добиться эффекта магазинной моркови.
Возражения
С кожурой часть вредной «химии» попадает в мусорное вёдро. Но если варить картофель или морковь для салата, то они впитаются и останутся. Редис вообще режем, не снимая верхнего слоя.
Выбирайте: соблазниться мытой продукцией импортного происхождения или отдать предпочтение грязной, невзрачной, но экологически чистой. Исследование от «Воскресенского блога» субъективно. Качество овощей определяют в лаборатории. А вы задумывались об опасности мытой моркови из магазина?
Мытье картофеля
Автор идеи: Андрей Андреевич
E-mail: afrost@irk.ru
Бизнес, который я предлагаю, реально работает. Он может быть как основным, так и нет.
Не требуется существенных затрат времени, больших начальных вложений и высокой квалификации. При этом он дает возможность семье из 4-5 человек вполне безбедно существовать в течение длительного времени. Активный период — с ноября по июль.
Суть идеи очень простая. Берем картофель, моем, сушим, сортируем и красиво упаковываем. Самое главное, чтобы он был качественным и красивым.
«Не напрягаясь» вдвоем можно приготовить к продаже 3 мешка картофеля (120 кг) за несколько часов. Допустим, что некондиция составит от 5 до 10% (в среднем 7%).
Покупаем 130 кг по 4 руб./кг 130 х 4 = 520 руб.
Продаем 120 кг по 10 руб./кг 120 х 10 = 1200 руб.
Пакеты 60 шт. по 0,25 руб./шт. 60 х 0,25 = 15 руб.
Скрепки для степлера 180 шт. 1 руб.
Этикетка 60 шт. по 0,2 руб./шт. 60 х 0,2 = 12 руб.
Транспорт 2 часа по 120 руб./час 2 х 120 = 240 руб.
Итого:
Выручка — 1200 руб.
Затраты — 800 руб.
Прибыль — 400 руб.
Ванная (есть в каждой благоустроенной квартире)
Высечка диаметром 12 мм
Полиэтиленовые мешки 25х40 см, толщиной 30-40 мк
Скобы для степлера
Если есть своя машина, даже старенький Москвич, дело существенно упрощается. Если нет — тоже не смертельно. Всегда найдется автолюбитель, желаюший иметь стабильный приработок.
А когда дело пойдет, поставщики сами вам будут возить домой картошку, да еще и принимать назад некондицию.
В вашем регионе цены могут быть и другими, но мелкооптовая цена мытого фасованного картофеля как минимум вдвое выше оптовой цены обычного.
Расчет ведется на партию в 3 мешка. Именно столько вмещает в себя обыкновенная чугунная ванна. Под сушилку переоборудуется встроенный шкаф. В него устанавливается 10-12 сеток из оцинкованной стали. Шкаф размером 50х80 см вмещает как раз 3 мешка. Желательно внизу установить вентилятор на 150-200 оборотов в минуту.
На начальном этапе можно обойтись и без сушильного шкафа. Свободного от мебели места на полу в зале площадью 18 квадратных метров как раз хватает для 3 мешков вымытой картошки. За ночь она гарантированно высыхает.
Итак, покупаем на оптовом рынке, в овощехранилище, у соседа по гаражу, даче или еще у кого-то 3 мешка картофеля, в крайнем случае достаем из подвала свой картофель. Привозим его домой, высыпаем в ванную и замачиваем в не очень холодной воде. Перемешиваем картофель руками или ногами, сделать это не трудно, спасибо Архимеду. Меняем 2-3 раза воду. Если нет ростков, за канализацию можно не беспокоиться. Если ростки есть, придется перед засыпкой в ванную их оборвать. После такой промывки остаются только особо «вредные» картофелины, которые придется очищать щеткой.
После этого сушка. Пока картофель сохнет, в сушилке с обдувом на это уходит час-два, готовим пакеты. За основу берутся фасовочные пакеты толщиной 30-40 микрон, укладываются в стопку 100 шт. и высечкой пробивается 2 ряда отверстий по 3 шт. в ряду с расстоянием между рядами 10 см. Они нужны для обеспечения сохранности картофеля.
Этикетку готовим заранее. Дизайн этикетки достаточно простой. Важно, чтобы этикетка выглядела фирменно и информация на ней соответствовала закону о защите прав потребителей. Длина этикетки равна ширине пакета. Она должна сгибаться пополам вдоль длинной стороны. Вам еще потребуется картонка размером с согнутую этикетку толщиной 0,5-0,7 мм.
Начинаем фасовать. Сгибаем этикетки, готовим картонки, заряжаем степлер, ставим весы. Если нет настоящих весов, на первом этапе вполне подойдут самодельные «качалки», где вместо гирь лежат 2 пачки соли. Укладываем в подготовленные пакеты красивый картофель, подгоняем вес, затем свободной частью пакета оборачиваем картонку (для жесткости), одеваем сверху этикетку и скрепляем в трех местах степлером.
Теперь полюбуйтесь на то, какую красоту вы сотворили для людей и продолжайте в том же духе, не забывая думать о ваших покупателях. На самом деле это очень важно. Как только вы перестанете это делать и начнете работать только для денег, ваш бизнес начнет разрушаться. Ведь вы продаете не только картофель, но и вкладываете в него часть своей души.
Мытый, фасованный картофель очень конкурентоспособен именно в магазинах, особенно расположенных в центральных районах города. Здесь, как правило, больше покупателей, способных по достоинству оценить заботу о них. Кроме того, у владельцев магазина не будет конфликта с органами санэпидемнадзора, поэтому торгуют им не столько специализированные овощные магазины, сколько продуктовые, имеющие отделы, торгующие фруктами.
Один магазин продает в неделю от 40 до 200 кг картофеля. Реально, работая вдвоем, обслуживать 10-15 магазинов. При этом, в том же отделе может продаваться обычный картофель по цене вдвое ниже вашего, не создавая конкуренции.
Для тех, кто заинтересовался и имеет что спросить, пишите.
Бизнес план по мойке картофеля
Привлекательной идеей для собственного микробизнеса может стать фасовка картофеля.
Этот овощ пользуется наибольшим спросом среди потребителей.
Как правило, даже в небольшом супермаркете реализуется от 50 до 200 килограмм картофеля.
Руководители таких торговых точек заботятся о покупателях и поэтому предпочитают работать с поставщиками мытой и расфасованной по пакетам продукции.
Сколько нужно денег для бизнеса по фасовке картофеля
Для организации своего дела, связанного с фасовкой картофеля, не потребуется крупный начальный капитал.
Стартовать в этой микробизнесе можно с минимальными вложениями от 175 тысяч рублей.
Для реализации такой задумки потребуется легковой автомобиль.
Если у предпринимателя его нет, он всегда может найти человека с собственным транспортом, который нуждается в постоянной подработке.
С чего начать бизнес по фасовке картофеля
На начальном этапе предприниматель может закупить небольшое количество картофеля, например, 3 мешка.
Общий вес первой партии продукции, таким образом, составит около 120 килограмм.
Приобретать картофель желательно на оптовых базах или овощехранилищах.
В этом случае его отпускная цена составит 4-5 рублей за килограмм.
Мыть приобретенный картофель можно в обычной чугунной ванне.
Для расфасовки закупленного овоща бизнесмену нужно будет приобрести весы, полиэтиленовые пакеты размером 25 на 40 сантиметров, степлер, скобы для него, а также этикетки.
Промывать картофель следует в холодной воде. Менять воду нужно минимум 2-3 раза. Сильно загрязненные клубни необходимо очищать с помощью щеток.
Бизнесмен должен быть готов к тому, что около 5-10% приобретенной партии картофеля окажется некондицией.
Такие клубни можно будет использовать для собственных целей, но не для последующей реализации.
Для сушки овощей предпринимателю следует приобрести специальное оборудование (сушильный шкаф).
На начальном этапе вполне можно обойтись и без него. Промытый картофель можно просушить на полу.
Однако в этом случае увеличатся временные затраты на подготовку овощей к реализации.
Обработать 120 килограмм картофеля можно в течение дня (при условии наличия хотя бы одного помощника).
Отпускная стоимость расфасованной продукции составляет около 10-12 рублей за килограмм.
Ежедневный доход предпринимателя в этом случае составит около 800 рублей, а чистая прибыль (с вычетом расходов на транспорт и упаковочный материал) около 400 рублей.
На начальном этапе бизнесмену необходимо найти хотя бы несколько торговых точек для сбыта подготовленной продукции.
В дальнейшем масштабы деятельности можно расширить, арендовав для расфасовки картофеля отдельное помещение.
Сколько можно заработать на фасовке картофеля
Картофель – осенний корнеплод. Именно поэтому самым выгодным приобретением покупки овоща является именно осень. Если купить картофель сразу послу уборки, а продать весной заработать можно свыше 100 тыс. руб. в месяц. Но для этого необходимо ее где-то хранить. Проще всего приобретать овощ, обрабатывать его и сразу же сдавать в торговые сети для продажи. Даже при таком простом подходе к деятельности удастся стабильно получать от 40 тыс. руб. в месяц: один магазин в месяц продает более 200 кг картофеля. Одновременно обслуживая несколько десятков магазинов прибыль повышается в разы.
Как выбрать оборудование для бизнеса
Фасовку картофеля можно проводить в подсобном помещении, гараже. Для работы потребуется емкость для мытья овоща, весы, сушка, пакеты для фасовки и степлер. На первых шагах развития можно обойтись без сушильного шкафа: картошка сушиться естественным методом. Повысить производительность можно, если установить специальное оборудование для фасовки овощей.
Какой ОКВЭД необходимо указать при регистрации склада расфасовки
Оптимальным вариантом ОКВЭД является код 74.82 – упаковывание.
Какие документы нужны для открытия
Для легализации деятельности достаточно зарегистрировать индивидуальное предпринимательство, предоставив в налоговую инспекцию копию паспорта, заявление и квитанцию об уплате пошлины.
Какую систему налогообложения выбрать
Упрощенная система налогообложения является оптимальным вариантом уплаты обязательных платежей.
Нужно ли разрешение для фасовки картофеля
Фасовка картофеля не подлежит лицензированию.
Технология фасовки картофеля
Технология фасовки картофеля заключается в следующем: приобретение оптовой партии овоща, отбор по размеру, приведение в продаваемый внешний вид (мытье, отбор порченного картофеля), фасовка. Деятельность можно вести в собственном гараже или сарае. Арендовать склад нецелесообразно.
Новичку в бизнесе по расфасовке картофеля
1. Краткий инвестиционный меморандум
Во все времена картофель являлся одним из самых популярных овощей. Картофель присутствует на столе у всего населения нашей страны. Для многих он является основным продуктом. Среднестатистический россиянин съедает около 70 кг картофеля в год. В связи с этим можно сказать, что спрос на данную продукцию постоянен и с реализацией проблем не будет. При этом стоит отметить, что крупные федеральные игроки в настоящее время отсутствуют, большая часть картофеля, выращивается и продается в одном регионе.
При таких благоприятных условиях окупаемость проекта составляет 16 месяцев, а безубыточность проекта приходится на 2 месяц.
Для открытия компании потребуется арендовать земельный участок, предназначенный для сельскохозяйственных работ. Площадь участка составит 22 гектара. На участке также будет располагаться овощехранилище для картофеля. Также для обеспечения деятельности сельскохозяйственного производства будет нанято в штат 16 сотрудников.
В среднем ежемесячно будет продаваться около 43 тонн картофеля. Это товарная продукция. Также из выращенного картофеля будет откладываться посевной картофель на следующий сезон. Средняя цена реализации составит около 15 рублей за 1 килограмм. Стоит отметить, что зимой и весной стоимость будет увеличиваться. Учитывая данные факторы, показатели будут следующие:
Сумма первоначальных инвестиций — 3 857 000 рублей
Ежемесячная прибыль — 200 000 рублей
Срок окупаемости — 16 месяцев
Точка безубыточности — 2 месяца
Рентабельность продаж — 37%
2. Описание бизнеса, продукта или услуги
Как мы уже отметили ранее, картофель является одним из самых популярных овощей в нашей стране. Рынок не является консолидированным и преобладают в основном региональные игроки. В результате для новых игроков имеется отличная возможность зайти в рынок и заполучить долю рынка.
Основной деятельностью является выращивание картофеля с дальнейшей его продажей оптовым покупателям.
Процесс посева и выращивания картофеля следующий:
Помимо общей технологии и процесса выращивания необходимо соблюсти следующие требования:
В качестве посевного картофеля планируется закупить элитный молодой сорт «Голубизна».
Помимо определения используемой технологии, предпринимателю также потребуется подобрать земельный участок. Общая площадь составит около 22 гектар. Лучше всего будет арендовать участок недалеко от города сбыта. Оптимальное расстояние около 100 км. Это позволит сэкономить на аренде и иметь постоянный сбыт продукции.
Также для правильного хранения картофеля необходимо построить собственное овощехранилище. Это позволит продавать продукцию зимой, весной и летом. Общая площадь хранилища составит 500 м2. Это будет высокий ангар, расположенный на территории участка. Помимо этого, внутри него будет располагаться административное помещение и гараж для хранения техники.
Для начала работы потребуется приобрести следующее оборудование:
Это оборудование позволит автоматизировать процесс посева, сбора и сортировки картофеля. Лицензирование деятельности отсутствует, но для продажи картофеля на оптовый рынок потребуется пройти санитарный контроль. Также необходимо получить разрешение на ввод в эксплуатацию овощехранилища.
Для быстрого выхода на прибыль и реализации всего объема продукции потребуется правильно определить целевую аудиторию.
Основными клиентами сельскохозяйственного производства будут крупные оптовые покупатели. Они представлены в виде больших овощных баз, крупных дистрибьюторов, гипермаркетов. Только данные сегменты клиентов смогут приобретать вашу продукцию в больших объемах.
Для заключения контрактов потребуется предоставлять данным клиентов особые условия. Это может выражаться в отсрочке платежа, более низких ценах за выкупленный объем. Как только вы наладите с ними постоянную и эффективную работу можно начинать плавно повышать цены.
Так как данная продукция не относится к высокотехнологичным, то способы продвижения ограничиваются.
К основным каналам можно отнести:
Реклама в средствах массовой информации и с помощью контекстной рекламы не является эффективной, так как они напрямую взаимодействуют с потребителем, а не с оптовыми фирмами, которые являются целевой аудиторией.
За более подробным планом рекламной кампании стоит обратиться к частному маркетологу или агентству.
Чтобы успешно запустить бизнес, предпринимателю потребуется следующее:
Этап/продолжительность, нед.
Закупка техники и оборудования
Получение разрешений и начало работы
Таким образом на открытие хозяйства потребуется около 10 недель. Первоначально необходимо зарегистрировать юридическое лицо. Организационно-правовая форма: крестьянско-фермерское хозяйство (ОКВЭД — 01.11.2 «Выращивание картофеля, столовых корнеплодных и клубнеплодных культур с высоким содержанием крахмала и инулина»). В качестве системы налогообложения выбран единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН). Налоговая ставка — 6%. По результатам получения документов в налоговой службе можно открывать счет в банке.
Следующим этапом идет поиск земельного участка. Для выбора наиболее плодородных земель обратитесь за помощью к брокеру по земельным участкам. Как только договор будет подписан приступайте к поиску строительной организации и строительству овощехранилища. Этот этап займет около 4 недель.
Далее найдите поставщиков сельскохозяйственной техники и офисной техники. Закупите необходимое оборудование.
По результатам приступайте к найму персонала. Затем пригласите соответствующие органы для получения разрешений и начинайте работу.
6. Организационная структура
Организационная структура производства будет следующая:
Таким образом, общая численность персонала составит 16 человек. Директор является собственником бизнеса. Он отвечает за продвижение продукции на выставках, участвует в переговорах, ведет работу с бухгалтерией, а также разрабатывает рекламу совместно с маркетологом.
Технолог-агроном ответственен за разработку технологии посева, контролирует качество земли, подбирает удобрения. Менеджеры по продажам отвечают за привлечение новых клиентов, ведут переговоры на начальных этапах, проводят маркетинговые мероприятия на выставках. Механик следит за состоянием техники и в случае поломки осуществляет ремонт. Машинисты-трактористы работают за тракторами, проводят посевные и уборочные работы. Разнорабочие подчиняются технологу-агроному. Они отвечают за хозяйственную деятельность, рассыпают удобрения, окучивают некоторые участки земли. Охранники работают по сменному графику и отвечают за охрану имущества.
Фонд оплаты труда, руб.
Постоянные расходы
Оклад
Количество сотрудников
Сумма
Средняя з/п в месяц на сотрудника
Менеджер по продажам
Итого ФОТ
Полный расчет ФОТ с учетом премиальной части и страховых взносов представлен в финансовой модели.
Капитальные затраты на открытие сельскохозяйственного производства, руб.
Наименование
Количество
Цена за 1 шт.
Общая сумма
Машина для обработки почвы
Итого:
2 338 000
Таким образом, общие затраты на закупку оборудования составят 2 338 000 рублей. Самой крупной покупкой является приобретение трактора — 800 000 рублей. Также 500 000 рублей будет стоит картофелеуборочный комбайн.
Инвестиции на открытие
Регистрация, включая получение всех разрешений
Стоимость строительства овощехранилища
Стоимость закупки посадочного материала
Стоимость закупки удобрений и обработка почвы
Аренда земельного участка
Итого
3 857 000
Инвестиции на открытие составляют 3 857 000 рублей. Крупнейшей статьей расходов является закупка оборудования — 2 338 000 рублей. Также 1 000 000 рублей уйдет на строительство овощехранилища. В первый месяц необходимо также заплатить за аренду земельного участка за 2 месяца 88 000 рублей.
Ежемесячные затраты
ФОТ (включая отчисления)
Ежемесячная закупка ГСМ
Итого
583 666
Сумма ежемесячных затрат составляет 583 666 рублей. Самой крупной статьей расходов является ФОТ. Каждый месяц будет уходить 372 166 рублей. Амортизация оборудования составляет 62 500 рублей.
План продаж на 24 месяца с учетом сезонности, прогноз эффективности инвестиций и расчет экономических показателей бизнеса представлен в финансовой модели.
Основными рисками при открытии производства является:
Данный риск связан с погодными условиями. Для исключения риска нужно подготовить большие объёмы воды в резервуарах или заключить договор с поставщиком воды.
Для исключения данного риска необходимо определить свои преимущества, правильно выстроить сбытовую политику.
Финансовая модель выращивания картофеля
Идея запустить бизнес, который помогал бы заведениям общепита как можно быстрее получать очищенные овощи и использовать их при приготовлении пищи, пришла к Санжару Каримбекову 7 лет назад. Тогда ему было 17 лет и он стирал пальцы в донерной, очищая картофель от кожуры. Не имея в кармане даже 5 тыс. тенге, все-таки не отпускал мысль открыть свой бизнес. Корреспондент «Капитал.kz» узнал у предпринимателя, как ему удалось найти инвестора и запустить первое в Казахстане производство очищенных вакумированных овощей.
— С чего начинался ваш предпринимательский путь?
— Работать я начал с 17 лет на автомойке, так как у нашей семьи была высокая потребность в деньгах. Когда я учился в четвертом классе, мы с семьей переехали из Узбекистана в столицу Казахстана – на тот момент мы жили во времянке, бывало так, что у нас не хватало средств даже на питание, одежду.
Проработав несколько месяцев на автомойке, решил утроиться в донерную. Но там я также не задержался надолго, так как мне задолжали зарплату за два месяца. На тот момент передо мной стояла цель – построить дом для родителей, и я решил заняться каким-то бизнесом. Первый мой проект, который мы запустили вместе с братом, – продажа сэндвичей. Первоначальный наш капитал не превышал 30 тыс. тенге – эту сумму я занял у брата. Сэндвичи я готовил дома, садился в автобус и развозил их по магазинам. В день – около 60-70 сэндвичей. Один из моих друзей, заметив, как успешно продвигается мой бизнес, решил вложить в него 300 тыс. тенге. Мы наняли 6 сотрудников и взяли в аренду небольшой офис. В результате продажи через 3 месяца выросли со 100 до 1,5 тыс. сэндвичей в день. Поработав 2,5-3 года, стало ясно, что тех инвестиций, которые были вложены, недостаточно. Спустя время мы вышли в убыток на 900 тыс. тенге. Решили закрыть бизнес, погасив долги.
— На тот момент вы совмещали и учебу в школе, и работу…
— В тот период мне было 18 лет, и я учился в столичном колледже на гранте, по специальности«Учет и аудит». Мне пришлось уйти со второго курса очного отделения и перевестись на заочное отделение для того, чтобы продолжить зарабатывать средства для семьи. Из-за непосещаемости меня отчислили на год из колледжа – а позже восстановили.
— После продажи сэндвичей вы продолжили работать в сфере общепита?
— Да, мне захотелось попробовать себя в ресторанном бизнесе. На тот момент я уже провел около 300 собеседований, у меня была уверенность, что место управляющего рестораном мне по плечу. Я составил резюме и отправил его в десятки компаний. На одно из них откликнулся один крупный ресторан, меня позвали на собеседование. На нем владелец заведения задал вопрос: «Если ты еще не был официантом, то как ты хочешь стать управляющим?» И мы тогда заключили с ним пари: если я проработаю неделю бесплатно, заполню его ресторан посетителями на 80%, то он мне даст место управляющего. Я выиграл пари и проработал управляющим 4 месяца – мне захотелось открыть свое дело. Я организовал фирму по взаимодействию торговых представителей с магазинами, она проработала 2 месяца. Мне удалось накопить немного средств и построить небольшой дом для родителей в пригороде столицы. После были еще проекты, но они требовали постоянных вложений, которых у меня не было.
— Как вы пришли к текущему бизнесу?
— В 2012 году, когда я еще работал в донерной и чистил картошку, самая большая проблема была в том, как более качественно и быстро почистить картошку для фри. И уже тогда мне пришла мысль: «Почему бы когда-нибудь не запустить бизнес по быстрой очистке картофеля и других овощей». Более основательно прорабатывать идею по организации картофельного дела я стал в 2017 году, когда мне исполнилось 22 года. Но на тот момент мне сложно было найти равноценного партнера, который бы почти не вмешивался в операционную часть. Свою помощь мне предложил друг, инвестировав в проект 500 тыс. тенге. Мы решили запустить цех по производству сырого картофеля фри, взяли в аренду небольшое помещение и стали экспериментировать с технологиями по обработке картофеля. Я думал, что изготавливать фри просто, но оказалось, что это не так.
— Какая технология должна была быть при изготовлении фри?
— На тестирование технологии по производству фри мы потратили за 5 месяцев 4 тонны картофеля, экспериментировали с50 сортами. Как выяснилось, наша технология по обработке картофеля была не продумана. Оказывается, для фри, которым мы теперь уже снабжаем рестораны, нужен специальный сорт картофеля – это мы выяснили в процессе экспериментов. Как-то у меня был период, когда я ночевал на производстве. В тот момент, в январе-феврале 2018 года, температура в тамбуре доходила до минус 35 градусов – там был картофель. В один из февральских дней я решил пожарить тот подмороженный картофель, и, к моему удивлению, получился отличный картофель фри, даже лучше, чем в ресторанах. Оказалось, чтонужна глубокая заморозка корнеплода, за счет этого меняется структура картофеля. Но в этом фри был один изъян – в нем не было хруста, а хруст – это самое главное во фри, который подается на гарнир. В Казахстане некоторые рестораны и кафе неправильно изготавливают фри – они измельчают картофель на дольки и потом его обжаривают. А по технологии корнеплод нужно сначала сварить, а потом обжарить. При этом надо использовать специальный сорт картофеля, который не разварится – «инноватор». В РК мы были первыми, кто запустил производство фри. Мне эта идея показалась интересной, ведь картофель – гарнир номер один в мире. Помимо ресторанов мы работаем с донерными, поставляем им фри из стандартного картофеля, без хруста.
— Сколько человек на тот момент было у вас в команде?
— Два человека: я и работник цеха. Я до обеда занимался чисткой картофеля, а после ездил на встречи и вел переговоры с поставщиками и инвесторами.
— Где вы приобретали картофель?
— Только в Казахстане.
— Как пришло понимание, что производство фри доходно?
— На рынке килограмм импортного фри продавался по 500 тенге, сырой картофель: 60-80 тенге. Наш фри (для донерных, без хруста) мы продаем по 165 тенге за килограмм. По нашим подсчетам, маржинальность очищенного картофеля составляла 30%. К тому же, заведениям общепита выгодно покупать очищенный картофель, потому что при очистке картофеляпотери составляют 25-40% продукта.
— Сколько вы инвестировали в покупку оборудования?
— Около 3,5 млн тенге мы вложили в оборудование для чистки картофеля, морозильные камеры, фритюрницы. Уточню, сейчас приостановили производство картофеля фри для ресторанов, потому что нам требуется докупить определенное оборудование.
Вакумированный очищенный картофель
— Как пришла мысль о выпуске вакумированных овощей?
— Эту идею в 2018 году я подглядел в России, там есть крупный производитель вакумированных овощей: картофеля, морковки и лука.
— Сколько стоит ваша продукция?
— К примеру, килограмм нашего вакумированного картофеля стоит 130 тенге, на рынке неочищенный – 85 тенге. Инвестиции в сумме 18 млн тенге под это направление выделила компания по поддержке стартап-проектов. Постепенно я стал искать менторов, которые помогали бы мне развиваться. На одном из тренингов я познакомился с аналитиком, который согласился поддержать меня. Но, учитывая, что у меня не было денег, чтобы оплатить его услуги, я предложил ему 3%-ную долю в проекте. И он согласился.Также я нашел еще одного ментора.
— Удалось ли вам привлечь дополнительный капитал?
— На эти средства было приобретено помещение площадью 240 кв. м и докуплено оборудование мощностью 6 тонн в сутки. Наш штат также стал расширяться, сейчас у нас работает 6 человек, из них три производственника. Мы сотрудничаем с 14 крупными точками общепита. В апреле наши обороты составляли 1,2 млн тенге, в мае – почти 2 млн тенге. Мы приобретаем овощи только в Казахстане, сейчас мы перерабатываем менее 1 тонны овощей в день.
— Как намерены нарастить обороты?
— В июне планируем увеличить обороты в 2 раза. На окупаемость хотим выйти в сентябре этого года.