Чем моют палубу на корабле
Как поддерживают чистоту на кораблях
Обслуживание на современном круизном лайнере примерно такое же, как в отелях на суше. Оно тоже разбивается по классам и звездам. На любом лайнере специальные служащие прибирают помещения после обеда по запросу. Если необходимо убраться в каюте, вы через портативный компьютер на борту подаете запрос, после чего к вам приходит уборщик.
Почитаемым предметом на корабле считается швабра — «машка» — для драйки верхней палубы. У нее особая конструкция — из каболок (смоляных шпагатов) пенькового троса.
У моряков есть свои традиции. Во время штиля, чтобы вызвать ветер, нужно побултыхать шваброй за бортом, а еще лучше выбросить за него старую швабру. После того как ветер подул, швабру убирают в трюм, чтобы его не спугнуть. Нечаянное падение швабры за борт— плохая примета.
/span>
«Взять Машку за ляжку» — взять швабру и драить палубу
Прачечная самообслуживания на лайнере Disney Fantasy
На современных лайнерах есть прачечная со стиральными машинками, моющими средствами, гладильной доской и утюгом. Моющие средства такие же, как для отелей. В идеале должны использоваться натуральные средства с щадящим составом — отходы выливают в воду.
В камбузе (кухне на судне) и кают-компании (столовой и месте отдыха командного состава корабля) должны соблюдаться санитарные нормы, как во всех помещениях общественного питания на суше.
На военных кораблях
Интерьер круизного лайнера 20-х годов
Уборка на военном корабле проводится 4 раза в день. По субботам — «аврал» — большая приборка, корабль моется внутри и снаружи.
Морячки драят палубу «Аризоны» (USS Arizona) — американского линкора типа «Пенсильвания». Потоплен японской авиацией 7 декабря 1941 года в Пёрл-Харборе
Большое внимание уделяется очистке пушек и орудию. Банник — деревянная цилиндрическая колодка со щеткой, насаженная на древко. Служит для очистки канала орудия от порохового нагара.
Зачем моряки моют палубу?
Ответы:
Вот именно, что палубу не моют. Ее драют. От английского слова dry, что означает «сухой». Слово пришло на флот из английского морского сленга, и было заимствовано. Вероятно русские поняли слово «драй», как глагол в повелительном наклонении. Мол, отдрай ее. На деле же важна не столько чистота палубы, хотя и она так же, сколько достаточно сухое ее покрытие. Если судно движется в штормовом море, и волны перекатывают через палубу, то ни о какой сухости говорить не приходится. Но если шторм стих, то команда занимается тем, что вытирает палубу досуха.
Это делается потому, что мокрая палуба представляет серьезную опасность для команды. Человек может подскользнуться и упасть. Сломать себе что то жизненно важное. Но даже если и не важное. Больной член команды не способен работать. Это ставит под угрозу жизнь экипажа. Более того, по мокрой палубе человек может скатиться за борт. Правда ограждения, которые используются, в большинстве случаев не дадут этому случиться, но опасность не игнорируется. На парусном флоте, при работе с парусным вооружением, все детали рангоута приводились в движения с помощью человеческой силы. Да, там были такелажные блоки, и все такое. Но тянули их в итоге матросы, подобно тому, как спортсмены перетягивают канат. Забава пришла тоже с флота. Так вот, эффективно тянуть такелаж стоя на скользкой палубе невозможно. Следовательно, парус может быть вовремя не переложен. А это уже предпосылка к аварийной ситуации. А по сему, чистоте и сухости палубы уделялось и уделяется ( теперь уже во многом по традиции ) особое внимание. Моряки народ суеверный. И имеют на то все основания.
Во-первых, палуба не должна быть скользкой, поэтому ее очищают от жира, а в моющий раствор добавляли песок, чтобы палуба была шероховатой. Во-вторых, дерево гниет, во время уборки палубу очищают от всех органических веществ и морской соли. В-третьих, палуба должна быть влажной, на сухой палубе между доскам появляются щели, через которые вода попадает внутрь судна. Наконец, при уборке палубы устранялись все повреждения на ней, проводилась шпаклевка. Конечно, чистота важна для здоровья, но реально экипажи питались часто гнилой пищей и водой, не могли соблюдать элементарные правила гигиены, поэтому чистота палубы значения для здоровья не имела. А раньше мыли палубу морской водой, пресная вода, которая обычно была гнилой и вонючей, всегда была на вес золота. На современных судах и кораблях это занятие упростилось, окраска и пропитка палубы укрепляющими составами свела этот ритуал к обычному мытью пола. Кстати, палубу окрашиваю краской с абразивным порошком, который устраняет скольжение.
В квартире тоже грязи нету. Обувь же перед входом снимаете. А полы все равно мойте. Так и на корабле. Чистота должна быть везде.
В хорошую погоду на паруснике делать особо нечего, матросы народ не очень образованный и цивильный (раньше особенно), вот чтобы не было ненужных эксцессов от скуки, придумано занятие.
Не уверена, что ответ верный, но занятный.
Потому что по кораблю матросы ходят босиком и вляпаться в какую нибудь какашку это катастрофа.
Надраить палубу и задраить люки!
Почему такие совершенно разные действия, как герметичное закупоривание и усердное мытьё или натирание до блеска чего-либо, в речи моряков описываются однокоренными глаголами? Что есть драение в его первоначальном смысле?
Как и многие другие морские термины в русском языке, глагол драить заимствован из голландского языка: draaien — «проворачивать, крутить, вертеть». Задраить — значит наглухо закрутить болты на люке, иллюминаторе и тому подобном. В основном же «драить» на корабле относится к натягиванию канатов и верёвок путём их закручивания. Надраить значило «натянуть снасть туго, вытягивать в струнку» — находим у Даля. Раздраить, напротив, значило растянуть врозь, отсюда разговорное слово «раздрай», означающее раздор, ссору.
Каким же образом надраивают палубу? Всем известно, что её ни крутят, ни натягивают, а скоблят и трут до блеска. Дело в том, что на первых российских кораблях (а иногда и на некоторых современных) палубы скоблили деревянными брусками (с мокрым песком вместо чистящего порошка). Такие же деревянные бруски использовались для закручивания снастей, и назывались драйками — отсюда и взялось переносное значение глагола «драить», ныне ставшее его основным — «чистить, натирать до блеска».
8.3. Корабельные приборки
8.3. Корабельные приборки
Корабельные приборки – мероприятия, направленные на поддержание чистоты и порядка на корабле в соответствии с санитарно-гигиеническими правилами. Обязанности личного состава по приборкам определяются специальным корабельным расписанием, в которое включаются все офицеры, старшины и матросы корабля. В основу расписания по приборкам положено расписание по заведованиям, в нем определены обязанности и ответственность личного состава в соответствии со служебным положением каждого члена экипажа. Расписанием по приборкам охватываются все жилые и служебные помещения, палубы и надстройки, рубки, борта, плавсредства, рангоут, такелаж и т. д. Возможны случаи, когда приборка корабля производится по специально составленному плану.
Руководство приборками на корабле и определение их качества возлагаются на помощника командира корабля, который привлекает для этого начальника медицинской службы и главного боцмана.
– моют и протирают все палубы и платформы, скатывают из шлангов надстройки и наружные борта, очишают и промывают шпигаты;
– подметают, протирают, вентилируют жилые и служебные помещения и коридоры;
– тщательно прибирают камбузы, умывальники и гальюны;
– удаляют пыль и влагу с механизмов, приборов и устройств, чистят и смазывают металлические предметы вооружения;
– удаляют грязь и отработанное масло с пайолов, из-под пайолов, из льялов, приводят в порядок верстаки, станки и рабочие места в мастерских, машинных и котельных отделениях.
Особое внимание обращается на чистоту ступенек, поручней и площадок трапов (на них не должно оставаться никаких признаков масла или грязи).
Зимой, кроме того, скалывают лед и убирают снег с верхней палубы, надстроек и мостиков.
Большая приборка производится обычно накануне дней отдыха, после авральных работ, длительных походов и т. д. Кроме работ, выполняемых во время малой приборки:
– выносят из жилых помещений постельные принадлежности, обмундирование и личные вещи, выколачивают, просушивают и проветривают их;
– делают мокрую приборку, просушивают и проветривают жилые и служебные помещения, чистят мягкую мебель, матрацы и другой съемный легкий инвентарь;
– моют верхнюю палубу, борта, трапы, надстройки, трубы, мачты, шлюпки и катера;
– осуществляют профилактическую дезинфекцию мест общего пользования (гальюнов, умывальников, бань) и все виды плановых дезинсекционных работ большого объема (уничтожение насекомых, грызунов и пр.).
Особо тщательно производят приборку и периодическую дезинфекцию в помещениях для хранения продовольствия, камбузах и прачечных. В междудонном пространстве, цепных ящиках, цистернах и других помещениях, которые не нуждаются в частой приборке, убирает по мере необходимости особо назначенный личный состав под руководством заведующих этими помещениями. Уборка причалов, пирсов, территорий, прилегающих к помещениям, занимаемым экипажами на берегу, и акваторий производится во время больших приборок, а также по мере необходимости в любое время.
Качество большой приборки проверяет старший помощник командира корабля, который привлекает также помощника командира, начальника медицинской службы и главного боцмана. О результатах проверки докладывают командиру корабля, который, если сочтет необходимым, делает обход по кораблю в сопровождении указанных выше лиц.
Порядок проведения приборок. Приборка производится сверху вниз и начинается с мытья окрашенных поверхностей. В первую очередь моют мачты, надстройки, рубки и расположенные поблизости кранцы, кожухи, шлюпбалки, люки и прочее оборудование. Для мытья используется теплый мыльно-содовый раствор, который наносится на небольшие участки, тщательно растирается, а затем смывается пресной водой. После мытья и смывания окрашенная поверхность сушится чистой сухой ветошью до тех пор, пока поверхность не приобретет ровный цвет. Для отмывания масляных и жировых пятен используют влажную парусину, смоченную скипидаром или уайт-спиритом. Ржавчину, появившуюся на надстройках, мачтах или других окрашенных поверхностях, немедленно удаляют, очищенные места покрывают суриком, а затем красят.
Перед мытьем шлюпок необходимо предварительно вынуть все снабжение и открыть пробки. После мытья шлюпка скатывается водой и высушивается досуха ветошью. Весла протираются парусиной с мокрым песком. Парус расстилается на палубе и моется, а затем скатывается водой и просушивается.
Н а р у ж н ы й б о р т моется после надстроек, сверху вниз с беседок. Концы поперечных распорок беседок обвязываются мешковиной или мягкой ветошью для предохранения окрашенной поверхности борта от повреждений. Для мойки скуловых частей корабля и кормовых подзоров применяются плоты, рабочие катера и шлюпки.
Д е р е в я н н а я п а л у б а перед мытьем надстроек, мачт и т. д. смачивается водой, чтобы ка ней не оставалось следов мыльного раствора. По окончании мытья надстроек, мачт, рубок и других объектов, расположенных выше верхней палубы, приступают к мытью самой палубы. Сначала палубу смачивают из шланга забортной водой, посыпают мелким речным песком и протирают торцами и голиками вдоль досок. Иногда для мойки палубы используют мыльно-содовый раствор, а очень грязную палубу перед мойкой на несколько минут смачивают 5% раствором каустической соды, разведенным пресной водой (или 4% раствором хлорной извести). Приборка завершается скатыванием палубы водой из шлангов с одновременным протиранием голиками для окончательного удаления остатков мыла и песка. При этом нужно следить, чтобы брызги не попадали на окрашенные поверхности надстроек, оборудования и вооружение, а также не заливался борт.
Остатки воды после скатывания сгоняют резиновыми лопатками в ватервейсы, а в местах углублений выбирают швабрами.
М е т а л л и ч е с к а я п а л у б а сначала подметается, затем ее скатывают водой из шланга, воду удаляют и просушивают палубу. Особое внимание обращается на тщательность удаления воды из труднодоступных мест (под кранцами, у надстроек), а также ватервейсов и шпигатов. В случае появления на металлической палубе ржавчины ее удаляют, если палуба окрашена, то и закрашивают очищенные участки.
П р и б о р к а ж и л ы х п о м е щ е н и й начинается с мытья подволоков, переборок, рундучков и другого оборудования горячей мыльной водой. Все поверхности после мытья протираются ветошью насухо. Линолеум палуб протирается слегка влажной шваброй (или ветошью); если он сильно загрязнен, его промывают теплой водой с мылом (обилие воды ведет к преждевременной порче линолеума и загниванию палубы под ним). После мытья помещения тщательно вентилируют, используя для этой цели естественную и искусственную вентиляцию. Изношенный линолеум заменяют новым по мере необходимости.
П р и б о р к а м е с т о б щ е г о п о л ь з о в а н и я (умывальников, бань, душевых, прачечных, гальюнов) производится всегда мокрая и завершается дезинфекцией с использованием растворов едкой и хлорной извести, хлорамина или лизола. Палубы этих помещений, обычно цементированные или покрытые метлахской плиткой, предохраняются деревянными решетками, которые промываются и дезинфицируются с особой тщательностью. Особое внимание обращается на промывание и чистоту шпигатов.
М е д н ы е в е щ и чистятся специальными пастами (ГОИ, окксь хрома, асидол и т. д.) или мелкотертым просеянным кирпичом, затем протираются мелкотолченым просеянным мелом.
У п л о т н и т е л ь н а я р е з и н а на водонепроницаемых дверях, горловинах, иллюминаторах мелится обычно по окончании приборок разведенным на воде мелом.
Успешное проведение приборки корабля во многом зависит от правильной организации и качественной подготовки к ней. Поэтому перед приборкой (особенно большой) заранее готовится мыльно-содовый раствор, обычно в большой таре (бочке), который непрерывно подогревается свежим паром, поступающим по трубке. Приборочный инструмент, инвентарь и материалы должны быть заранее подготовлены и разнесены (выданы) на объекты приборок. Приборка производится в последовательности, исключающей загрязнение уже прибранных участков.
По окончании приборки приборочный инструмент, инвентарь и материал, предварительно очищенные, отмытые и высушенные, укладываются в приборочные кранцы и хранятся в полной готовности к использованию.
Читайте также
Раздел третий. Содержание корабля Глава 8. Корабельные работы 8.1. Осмотры корпуса корабля
Раздел третий. Содержание корабля Глава 8. Корабельные работы 8.1. Осмотры корпуса корабля Все части корпуса корабля и корабельные помещения распределяются в заведование определенных лиц согласно расписанию по заведованиям, которые обязаны детально знать свое
Раздел пятый. Корабельные плавучие и спасательные средства Глава 12. Корабельные плавсредства 12.1. Назначение и классификация
Раздел пятый. Корабельные плавучие и спасательные средства Глава 12. Корабельные плавсредства 12.1. Назначение и классификация Корабельными плавсредствами называют шлюпки и катера, положенные данному кораблю по табелю снабжения. Они обеспечивают:– сообщение корабля с
12.2. Корабельные шлюпки
12.2. Корабельные шлюпки Деревянный шестивесельный ял (рис. 12.1). Основой набора его корпуса служит дубовый брус – киль, к которому в носу крепится форштевень, в корме – ахтерштевень, изготовленные также из дуба. Для предохранения от механических ударов на киль и форштевень
12.3. Корабельные моторные катера
12.3. Корабельные моторные катера Большой разъездной катер (рис. 12.5) – мореходный запалубленный стальной катер с одновальной дизельной установкой марки ЗД6С, с кубриком, приподнятой рулевой рубкой, салоном и открытым кокпитом для пассажиров. Он хорошо зарекомендовал себя
Уход за корпусом палубами и надстройками
В процессе эксплуатации судно должно всегда находиться в хорошем техническом и санитарно-гигиеническом состоянии, обеспечивающем безаварийное плавание, сохранную перевозку грузов и безопасность пассажиров, нормальные условия для работы и жизни экипажа.
Государственный контроль за техническим состоянием судов осуществляет Регистр. Он устанавливает технические требования, обеспечивающие условия безаварийного плавания, в установленные сроки производит периодические освидетельствования судна и выдает документы, удостоверяющие пригодность судна к эксплуатации в том или ином ограниченном или неограниченном районе плавания.
Систематический контроль за санитарно-гигиеническим состоянием судна осуществляет Государственная санитарная инспекция. Повседневный контроль за состоянием судна, обеспечением правильной эксплуатации его корпуса, помещений и всех технических средств, а также надлежащего ухода за ними возлагается на лиц командного состава в порядке выполнения ими служебных обязанностей, определяемых Уставом службы на судах ММФ.
Обязанности и задачи судовых экипажей в организации ухода, обслуживания и технической эксплуатации судна регламентируются также Положением о технической эксплуатации морского флота, Правилами технической эксплуатации корпуса, помещений, устройств и систем судна (ПТЭ), Правилами Регистра, Наставлением по борьбе за живучесть судов ММФ (НБЖС), Правилами окраски судов, руководящими техническими материалами (РТМ) ММФ и другими документами.
При осмотре корпуса особое внимание следует обращать на состояние наружной обшивки, так как она является основной частью корпуса, обеспечивающей его прочность и водонепроницаемость.
Основными ее дефектами являются: нарушение непроницаемости клепаных и сварных соединений; гофрировка, вмятины, интенсивный эрозионный износ в подводной части кормовой оконечности судна, утонение металла обшивки вследствие коррозионного износа. Гофры, бухтины и вмятины, стрелка прогиба, размеры и протяженность которых превышают допускаемые нормативы, должны быть выправлены при первой возможности.
Как известно, наибольшей коррозии наружная обшивка подвергается вблизи переменных ватерлиний. Сильно корродируют обшивка у форштевня, а также кормовой подзор с ахтерштевнем, рудерпостом и пяткой руля. Эти районы корпуса должны периодически осматриваться и подкрашиваться.
Особенно интенсивно образуется ржавчина под якорными клюзами, под шпигатами и забортными отверстиями сточной и фановой систем, у приемных сеток судовых систем и т. п. Во время стоянки в порту эти места следует очищать от грязи, появившейся ржавчины и подкрашивать.
Основной причиной преждевременного износа металлических палуб является коррозия. Для защиты от коррозии палубы покрывают специальными красками, обладающими высокой стойкостью к истиранию и другим воздействиям.
На верхних палубах наиболее интенсивной коррозии подвергаются ватервейсы. Их либо цементируют, либо покрывают водостойкими красками с высокой механической прочностью. Необходимо следить за тем, чтобы цемент не имел трещин, так как при проникновении через них воды металл под цементным покрытием начинает интенсивно корродировать.
При износе окрасочного слоя ватервейс следует зачистить до металла и окрасить заново. Во избежание застоя воды в ватервейсе надо содержать в чистоте шпигаты.
Деревянный настил палуб должен быть водонепроницаемым. Свидетельством течи настила и ржавления металла под ним является появление на досках ржавых пятен. Такой участок необходимо просушить, очистить пазы и стыки от плохо держащегося вара и залить растопленным варом или варом с древесной смолой в соотношении 2:1.
Если при вскрытии пазов и стыков обнаружится, что, старая конопатка имеет запах гнили, ее необходимо заменить новой из прядей пенькового смоленого троса. Конопатка должна плотно заполнять стыки и пазы на глубину шпунта и несколько выступать в щель паза.
Палубы конопатят при помощи плоского пробойника и мушкеля. Если пазы глубокие, то лучше вместо одной толстой пряди троса проконопатить их послойно двумя-тремя прядями во избежание порчи досок настила при сильной забивке толстой пряди.
Для улучшения качества конопатки пазы и стыки настила перед конопаткой надо промазать натуральной олифой и просушить. Заливку пазов варом производят из специального ковшика и повторяют дважды, так как первый слой со временем оседает.
После второй заливки вар зачищают вровень с палубой при помощи скребков. Чтобы предохранить работающих на очистке палубы от смоляной пыли, разъедающей глаза и руки, поверхность палубы смачивают водой. Работы по конопатке палубы надо производить только в сухую погоду.
При конопатке тикового настила вместо вара используют замазки, приготовленные из свинцовых белил и мела, замешанных на олифе с добавлением сиккатива. Гнилую доску палубного настила необходимо заменить при ближайшем ремонте.
Если гнилью поражена только часть доски, то вырубают и заменяют только эту часть. В случае поражения доски гнилью только сверху выдалбливают лишь пораженную часть и ставят наличник.
Деревянные палубы периодически скатывают и моют забортной водой. В сухие жаркие дни во избежание рассыхания их скатывают утром и вечером. Не реже 1 раза в неделю производят генеральную мойку палуб.
При мойке их протирают мелким песком с помощью жестких щеток и голиков. Очень загрязненные или покрытые маслом места за несколько часов до мытья палубы рекомендуется смазать раствором известкового молока.
После мойки палубы пролопачивают резиновыми скребками и протирают швабрами. Особенно тщательно следует удалять воду из углов, у кромок комингсов и переборок, так как задерживающаяся там вода способствует образованию гнили настила и ржавчины металла.
При обледенении открытых палуб очистку их ото льда следует производить осторожно, не допуская повреждения деревянного настила. Для предохранения от гниения деревянные палубы периодически покрывают олифой, а иногда и лакируют.
Окрашенные стальные поверхности надстроек и рубок надо периодически мыть теплой мыльной водой мягкими щетками. Грязные места нужно сначала отмывать горячей водой со слабым раствором кальцинированной соды или раствором хлорной извести а затем чистой водой. Загрязненные поверхности рубок и надстроек из легких сплавов надо мыть теплой водой с добавлением стиральных порошков, нейтральных по отношению к сплавам.
Иллюминаторы и их штормовые крышки должны легко открываться и закрываться. Прокладочная резина должна быть исправной. Винтовые барашки необходимо периодически смазывать, они должны вращаться легко и свободно. Полная окраска обшивки корпуса, палуб, надстроек и рубок должна возобновляться ежегодно.