Школьное здание обшито вертикальными деревянными панелями и имеет вытянутую форму с хаотичным расположением окон. Торцевые фасады максимально открыты солнечному свету благодаря сплошному остеклению. Скатная динамичная крыша школы в сочетании с ритмичной композицией окон создают игривое настроение, стимулирующее детей на занятия творчеством и развивая их воображение.
Авторы: BORD Architectural Studio
Здание вмещает до 500 учеников и имеет различные по размеру классы для трех возрастных групп с довольно непохожими потребностями. Для самых маленьких детей архитекторы создали совершенно самостоятельный мир внутри здания с индивидуальным входом. Выделена большая территория для непосредственного использования детьми детского сада и учащимися начальных классов.
Общественные зоны, административные офисы, актовый зал и столовая расположены на первом этаже, второй этаж отведен полностью под обучение. Просторные аудитории расположены так, что между ними образуются продольные, динамически пульсирующие пространства. Эта структура продолжается и за пределами здания, в направлении леса, следуя по круговой линии и создавая садовые участки как переход между искусственной и естественной средами обитания.
Реконструкция начальной школы Фувень. Китай
Авторы: Институт дизайна ландшафта и архитектуры Китайской академии искусств и студия Wangwei.
В основу дизайна обновленной школы легли скатные крыши и окружающая холмистая местность. Лестницы, веревочные мосты, горки и тоннели образовали единый канал, похожий на извилистую дорогу в горах. Он переплетается с бамбуковым лесом, фруктовыми деревьями, горными цветами и небольшим бассейном. Канал соединяет тематические корпуса различной высоты, в которых расположились классные комнаты с пространствами для чтения, игр, коммуникационных исследований и наблюдений, с волшебным миром миниатюрных горных деревень. Школа похожа на уютный дом, где дети свободно растут на природе.
С помощью разноцветных панелей из поликарбоната, плитки terrazzo, деревянных досок, имитирующих бамбук, складывающихся окон и дверей, архитекторы создали здоровое, художественное, естественное место для жизни, в котором дети могут наблюдать за горами, облаками, ветром и звездами. То, чего очень хотят дети, учителя и родители, и чего так не хватает большинству городских и сельских школ.
Зачем отделять спорт от науки? Вместо этого архитекторы ОМА решили слить спортивную зону и научный блок в один линейный объем с игровым полем в конце. Основные спортивные помещения находятся на одном уровне с полем, и спортивный зал выходит прямо на него. Научный блок, который включает в себя классы, лаборатории и оранжерею, «окутал» спортивные площадки.
Бюро OMA выиграло конкурс, организованный в 2013 году, когда колледж Брайтона нуждался в расширении научной школы и создании современного спортивного сооружения для развития таланта и физического благополучия. В техническом задании спортивный центр и научный отдел были представлены как два отдельных проекта. После пересмотренного брифа в 2013 году и второго этапа конкурса в 2014 году, проект был утвержден в 2015 году, а еще через 2 года началось строительство.
Школа Мункегард. Гентофт, Дания
Авторы: Dorte Mandrup Arkitekter.
Школа Мункегард в Гентофте построена в 1957 году архитектором Арне Якобсеном. В 2009 году культовая школа была восстановлена и модернизирована для размещения новых междисциплинарных курсов и дифференцированного обучения.
Расширение было предназначено для взаимодействия и стимулирования учащихся для общения, формального и неформального, с помощью использования адаптируемых и гибких учебных пространств. Старая школа состояла из повторяющихся узоров построек и дворов. Архитектор Дорт Мандруп решил в новой пристройке воспроизвести существовавшую тему, добавив четыре больших двора, выполненных в виде кристаллических отверстий.
Школа Alfa Omega. Тангеранг, Индонезия
Архитектурное бюро RAW Architecture спроектировало зигзагообразную крышу из бамбука для школы, расположенной на болотистом участке в индонезийском городе Тангеранг.
Школа Alfa Omega рассчитана на 300 учеников и построена всего за полгода в непростых природных условиях. Конструктивно здание школы разделено по горизонтали. Наверху бетонных свай высотой чуть более двух метров, находится стальной каркас с остеклением и каменными стенами, поверх которых сооружен этаж из бамбука, увенчанный соломенной крышей.
Выбор в пользу совместного использования стали и бамбука обусловлен разнообразием архитектурных возможностей первого материала и гибкостью, в сочетании с простотой обслуживания, второго.
Остекление в полный рост в пределах стального каркаса здания обеспечивает вид как на внешнюю сторону, так и на соседние школьные постройки. Проходы вокруг классов защищены свесом соломенных крыш, а пространство между каждым блоком можно пересечь с помощью небольших мостиков. Alfa Omega School построена с помощью местных ремесленников, и большая часть материалов была получена в радиусе трех миль от здания, что сильно повлияло на скорость строительства школы.
По словам архитекторов, материалы и дизайн помогают зданию оставаться при стабильной внутренней температуре +27 градусов по Цельсию круглый год.
«Зеленая» школа в Париже. Франция
А вторы: Chartier Dalix Architectes.
Проект здания начальной школы и социального центра был разработан в рамках уникальной инновационной программы, в основу которой легло создание собственной природной среды. Концепция здания опиралась на разработку пространства, которое черпало бы свои компоненты из уже существующего контекста, в которую оно интегрировалось. Таким образом, здание стало городским анклавом со своей растительной средой, защищенной людьми.
Школа в Сабу. Буркина-Фасо
Авторы: Studio 505+LT&T
Эта яркая школа в Сингапуре выглядит так, как будто она сделана из гигантских радужных леденцов. Красочные объемы здания вертятся и изгибаются, повторяя холмистую местность и образуя просторный многоуровневый внутренний двор. В рамках расширения и перестройки начальной школы Nanyang Primary School, расположенной в Сингапуре, архитекторы австралийской Studio 505 и местного бюро LT&T разработали проект нескольких новых зданий. Важной задачей было обеспечение инклюзивности среды для детей всех возрастов.
Радужные фасады создавались путем нанесения эмульсионной краски на профилированные сборные железобетонные конструкции, используемые в тандеме с блоками из окрашенного алюминия. Сказочный внешний вид с преобладанием динамичных горизонтальных разноцветных полос создает игривую обстановку, позволяющую детям быть активными участниками и хранителями общего пространства школы.
Современные, экологичные, уютные, вдохновляющие, помогающие, самобытные – в голове не укладывается, но все эти эпитеты про школы! Про самые необычные школы мира, с альтернативным подходом, отвечающие всем стандартам гуманной педагогики, которые, отказавшись от стандартов и системы, успешно функционируют, выдвигая педагогику на новый уровень.
1. ВАЛЬДОРФСКАЯ ШКОЛА В МЮНСТЕРЕ, ГЕРМАНИЯ
Вальдорфские школы в равной степени стремятся развивать интеллектуальные, творческие, художественные, практические и социальные навыки у детей и молодежи.
Вальдорфские студенты изучают два иностранных языка с первого года обучения.
Мальчики и девочки вместе вяжут, шьют и вышивают, а также рубят, молотят и пилят на уроках рукоделия.
Предметы садоводства и эвритмии (искусство танца) являются неотъемлемой частью учебной программы.
Все ученики проводят 12 лет обучения, не садясь за парту.
Учебная программа вальдорфских школ ориентирована на развитие эмоционального и чувственного восприятия.
Одно из важных средств планирования программы обучения – это уроки эпохи. Они проводятся по предметам, предметные области которых могут рассматриваться автономно (немецкий язык, история, математика, естественные науки и т.д.).
Школы с Вальфдорским походом также существуют и в России.
2. ШКОЛА САММЕРХИЛЛ, ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
Школа Саммерхилл, основанная в 1921 году, является одной из самых известных школ в мире и оказала влияние на образовательную практику во многих школах и университетах.
Благодаря системе самоуправления и свободе она более восьмидесяти лет боролась против принуждения к конформизму, за право детей самостоятельно принимать решения.
В настоящее время школа представляет собой процветающее демократическое сообщество, демонстрирующее, что дети становятся уверенными в себе, терпимыми и внимательными, когда им дают возможность быть самими собой.
Саммерхилл – это община, насчитывающая около ста человек, около 75 из которых – дети в возрасте от 5 до 17 лет, а остальные – учителя, родители и другой персонал.
Помимо структурированного расписания здесь есть бесплатный доступ к произведениям искусства, столярным работам и компьютерам. Есть также и открытые площадки, где ученики вне классов могут собираться, развлекаться, общаться, играть в игры и заниматься творчеством.
Спорт, игры и другие развлечения создаются учениками и взрослыми в соответствии с их потребностями.
Зимой и весной существует общественный комитет, избираемый общиной для организации игр и мероприятий во второй половине дня и вечером. К ним относятся: захват флага, словесные игры, настольные игры, спонтанная игра, рассказывание историй и походы в кино.
3. ШКОЛА УОТЕРШИД (WATERSHED), КОЛОРАДО, США
Посещать школу Уотершед – это приключение. Ученики отправляются в новые места, общаются с друзьями, исследуют мир.
Основная учебная деятельность этой необычной школы – это экспедиции, семестровые междисциплинарные курсы, которые позволяют глубоко погрузиться в реальную тему или вопрос. Учащиеся совершают захватывающие экскурсии за пределы кампуса, чтобы получать знания непосредственно из «первых рук».
Учащиеся в данной школе проводят больше времени вне класса, общаясь с реальными людьми и решая реальные проблемы и жизненные задачи. Каждая экспедиция проводится совместно двумя преподавателями в 2-4-часовых блоках.
Старшеклассники начинают год с девятидневной поездки вглубь страны на природу в дикие условия.
Они учатся ценным навыкам на открытом воздухе и ежедневно по очереди возглавляют группу.
Они также совершают «24-часовое соло» (одиночный поход или восхождение в гору), которое помогает развить характер и способность к рефлексии.
В школе поощряется желание учеников идти на риск и рисковать.
Каждый семестр завершается общешкольной ярмаркой – фестивалем искусств. Вместо выпускных экзаменов день посвящается студенческим презентациям. Это возможность для студентов представить свою оригинальную работу, демонстрирующую понимание в своих курсах обучения.
4. ЗЕЛËНАЯ ШКОЛА, БАЛИ, ИНДОНЕЗИЯ
Основатели зелёной школы, Джон и Синтия Харди, взяли свое видение целостного образования и применили его к архитектуре образовательного учреждения. Кампус погружен в джунгли, что даёт возможность постоянно осознавать влияние, которое мы оказываем на окружающую среду.
Программа обучения Зеленой школы следует уникально разработанному континууму учебных целей, которые призваны обеспечить учащимся основу для развития своих знаний и навыков через сложный и интегрированный опыт, соответствующий принципам обучения.
Цели учебной программы:
В «Зеленой школе» предприимчивость – это способ существования и действия, часть обучения для устойчивого мира путем развития навыков, привычек и отношения к одноклассникам, который позволит управлять своим обучением и менять окружающий мир к лучшему.
5. ОРЕСТАД, КОПЕНГАГЕН, ДАНИЯ
Школа представляет собой прозрачное пространство с большой лестницей посередине. Идея архитектуры заключалась в том, чтобы бросить вызов традиционному походу в педагогике и помочь обеспечить разнообразное обучение.
Большая часть обучения ориентирована на проекты работу в группах. Таким образом студенты обучаются таким навыкам, как независимость, ответственность и коммуникабельность.
Книги, материалы и задания учащихся являются цифровыми. Студенты имеют доступ ко всем своим предметам и программам для отдельных модулей. Единственное, что ученики должны брать с собой в школу, – это компьютер.
6. ГБОУ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА САМООПРЕДЕЛЕНИЯ № 734 ИМЕНИ А.Н. ТУБЕЛЬСКОГО», МОСКВА
В мае 2021 года школе № 734 исполнится 51 год.
Первой возглавила школу Искра Васильевна Тандит. Она осуществила самое главное: собрала педагогический коллектив, который сделал школу с «человеческим лицом». Для неё самым важным было осмысленное создание взросло-детского коллектива на основе традиций, которые жили бы потом много лет. И это получилось!
Классы много путешествуют по Москве, ездят в другие города, что позволяет участвовать не только в школьных проектах, но и в выездных (например, общероссийский проект «Город в подарок»). Многие годы волонтерские группы выезжали в г. Херсонес на восстановление исторических памятников.
Школа по-прежнему живет в атмосфере творчества, коллективных дел, при этом сохраняются традиции. В начальной школе очень много работают над проблемой организации полного дня. Осуществляются различные проекты: основанный на фантазиях и знаниях по разным предметам проект «Город», коллективное чтение книг, новые праздники и мн. др.
В старшей школе ребята активно участвуют в проектной деятельности, практических мастерских, совместных творческих мероприятиях. В образовательном процессе большое значение имеют сюжетно-ролевые игры. Это межпредметные погружения в историческую эпоху. Образовательный эффект имеет и подготовительный период, и сама игра с воспроизведением обычаев, костюмов, танцев и рыцарских турниров.
7. ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ШКОЛА КЕХИЛА В ТЕЛЬ-АВИВЕ, ИЗРАИЛЬ
Учащиеся сами выбирают изучаемые предметы, поэтому им нравится учиться (каждый выстраивает систему обучения в соответствии с тем, что им интересно изучать).
Ученики (вместе с персоналом и родителями) выбирают учителей, поэтому персонал учреждения состоит из заботливых и внимательных людей, которые действительно нравятся ученикам.
Учителям предоставляется большая свобода действий, поэтому им нравится преподавать и преподавать так, чтобы это интересовало и бросало вызов ученикам.
У каждого ребенка есть личный наставник, которого они выбирают и который сопровождает их в течение года с социальной, образовательной и эмоциональной точки зрения.
Основная группа школы называется «Группа наставничества» и состоит из 20 детей, выбравших одного и того же репетитора или личного репетитора. Дети встречаются с этой группой каждое утро в начале и в конце дня и два часа в неделю проводят групповые занятия.
8. ШКОЛА СТИВА ДЖОБСА, США
В дополнение к школьной программе, утвержденной Министерством национального образования США, педагогика в школе основана на 5 основных принципах:
Принятая программа подкрепляется постепенным переходом к трехъязычию, владение которым сегодня является важным условием академического и профессионального успеха.
Кроме того, школа стремится раскрыть потенциал ребенка, предлагая ему структуру, способствующую развитию и обучению, которая принимает его особенности и его собственный ритм. Образовательный процесс также направлен на то, чтобы ученик лучше узнавал себя, процветал, удовлетворял свое любопытство и разрабатывал стратегии, которые могут помочь ему наилучшим образом показать себя в повседневной жизни.
Когда ученики находятся в школе, они перемещаются по различным предметным комнатам в соответствии со своим индивидуальным расписанием: например, языковая комната, математическая комната, творческая лаборатория, тренажерный зал или технологическая лаборатория. Они также могут посещать запланированные мероприятия, на которые они зарегистрировались.
В начальных школах у каждого ребенка есть круглосуточный доступ к «виртуальной школе» через персональный iPad.
9. THINK GLOBAL SCHOOL, США
Основательница этой необычной школы, Джоанн Макпайк, была вдохновлена на создание глобальной школы THINK своим сыном Алексом. Путешественник, у которого к 14 годам было более 70 марок в паспорте, не был готов убирать чемодан только для учебы в старшей школе. Вместе они придумали школу, которая будет заниматься путешествиями по миру, индивидуальным обучением и позитивными изменениями. Затем они воплотили свое видение в жизнь.
Сегодня THINK Global School – единственная в своем роде средняя школа, предлагающая полное погружение в десятки стран и культур: от хижин до многоэтажных общежитий. Здесь каждый семестр приносит что-то новое! За год учащиеся посещают до двенадцати разных стран, погружаясь в цвета, ароматы и языки местных культур.
10. СЕРАЯ ШКОЛА ВОЛШЕБСТВА. КАЛИФОРНИЯ, США
Серая школа волшебства – это образовательная организация зарегистрированная в штате Калифорния 14 марта 2004 года. 1 августа того же года был запущен онлайн-кампус, служащий платформой для изучения волшебства, доступные всему миру. Открытая для всех, эта серая школа предлагает более 500 классов на 16 факультетах: от алхимии, исцеления и прорицания до церемониальной магии и защиты от тёмных искусств. Хотя изначально «Серая школа» была предназначена для обучения молодежи в возрасте от 11 до 17 лет, в настоящее время она в основном обслуживает взрослых. Фактически, большинство учеников – взрослые в возрасте от 18 до 80 лет.
Школа Волшебства предлагает полную и доступную программу ученичества, по окончании которой ученики получают сертификат мастерства по выбранной ими специальности.
Для молодых учеников (11-17 лет) программа ученичества стоит 10 долларов в месяц или 100 долларов в год, а с обучением для взрослых (18+) –стоимость составляет 20 долларов в месяц или 200 долларов в год.
Запишитесь на бесплатный урок!
Бесплатный онлайн-урок вместе с Allright:
Скидка 10% за подписку!
Подписывайся на рассылку: мы отправляем полезные чеклисты, советы по воспитанию и обучению ребенка, а также секретные промокоды, например 10% за эту подписку 😉 *промокод действует только при первой оплате
Май и июнь — время, когда родители начинают искать для своих детей новые школы. В представлении многих в любой российской школе не может быть ничего необычного — те же стены, те же предметы, те же учителя. Вот только это не так. «Мел» собрал для вас 12 интересных школ, которые не позволят вашим детям скучать и помогут превратить обучение в интересный игровой процесс.
В этой московской школе обучаются дети 32-х национальностей: белорусы, русские, евреи, армяне, абхазы, корейцы, латыши, немцы, цыгане, греки, башкиры… И это свое главное достоинство учебное заведение использует в самом широком смысле. Ученики могут изучать как собственные национальные традиции, так и традиции других народов. Русский язык здесь преподаётся как иностранный. Ученики сами выбирают себе группу и, соответственно, язык, литературу, историю. Ещё в расписании есть этнология, культурология, этика и этикет народов мира.
Раньше дети кочевников-оленеводов либо вообще не получали никакого образования, либо были вынуждены оставаться в школах-интернатах и подолгу не видеть родителей. Сегодня эта проблема решилась с помощью кочевых школ, которых в России с каждым годом становится всё больше. В Якутии насчитывается уже больше десяти кочующих классов.
Одна из таких кочевых школ — «Кенэлэкэн», главный филиал Харыйалахской среднеобразовательной школы Оленекского эвенкийского национального района. На каждой новой стоянке у кочевников обязательно появляется маленькая школьная палатка. Учеников там мало, их можно пересчитать по пальцам, но по уровню знаний они мало чем отличаются от своих сверстников из «нормальных» школ. Дети занимаются по специально составленному для них расписанию. Домашнее задание и контрольные работы получают по интернету, а после выполнения отсылают обратно на проверку и также получают свои оценки.
Школа занимается проблемами экологического образования с середины 70-х годов. Дети участвуют в различных природоохранных мероприятиях: делают кормушки, гнездовья для птиц, собирают корм и подкармливают их зимой. В 80-х учащиеся школы вместе с педагогами первыми в Москве создали экологическую тропу в Измайловском лесопарке. До сих пор ученики школы проводят экскурсии для жителей и гостей города. Эта экологическая тропа стала «учебным кабинетом» на природе. Несколько лет назад старое здание школы снесли и построили новое, экологичное и энергоэффективное, с использованием принципов «зелёной архитектуры». Центральная часть по форме напоминает подкову: галереи коридоров огибают старую липовую аллею.
Школа имени Жака-Ива Кусто находится в Санкт-Петербурге. Её особенность во французском языке. Он здесь повсюду, школа № 4 давно получила статус школы с углублённым изучением французского. Его здесь учат чуть ли не с третьего класса, вкупе идёт ещё курс по географии Франции, её литературе, а с 9 класса можно изучать и деловой французский. С 7 класса можно выбрать второй язык — английский. В школе налажен международный обмен, каждый год Санкт-Петербург принимает лицеистов из Парижа и Марселя. А ещё в 80-х годах был создан театр на французском языке, который до сих пор получает заслуженные награды на российских и международных сценах.
Зданию Ногинской школы уже больше 100 лет, за это время оно совсем не изменилось: как внешне, так и внутренне, скорее, напоминает резиденцию царей, чем школу. Чугунные перила, фрески, лепнина, огромные потолки — всё это школа в Подмосковье. С 1908 года в школу ходили дети цеховых рабочих, только мальчики. Через шесть лет в классы стали набирать и девочек. Школа произвела уже 61 выпуск и успешно обучает более 800 человек.
В народе школа Йошкар-Олы больше известна под именем Обыкновенное чудо. Внешне напоминает то ли Хогвартс, то ли замок Золушки из парижского Диснейленда. Здание начали строить в 1990-х годах, деньги в него вложил бизнесмен Сергей Мамаев (говорят, в качестве подарка жене-учительнице). Тогда это был неслыханный шаг: в одном здании собирались объединить начальную школу и детский сад. Сегодня школа доросла уже до полноценного среднего образования — все 11 классов. Рядом со зданием есть конно-спортивный центр, а в школе проводят тренинги для родителей, которые хотят научиться правильно взаимодействовать со своими детьми.
Эта сеть частных британских школ Москвы работает в столице уже 22 года. Обучение проходит строго на английском с использованием стандартов Соединённого Королевства. Даже школьная форма там напоминает одежду из фильмов про английские интернаты. По окончании выпускники получают такой же аттестат зрелости, как по окончании школы в Британии, что даёт им право для свободного обучения в университете любой страны мира. Кроме того, в школе есть и небольшое отделение на русском языке, где обучение проходит так же, как и в остальных школах России.
Школа СААШ работает по двум параллельным программам — российской и американской. Соответственно, образование идёт сразу на двух языках. Обучение делится на три ступени. С 1 по 4 класс изучают программу российской начальной школы. При этом начинается английский и занятия по базовым предметам американской школы. С четвёртого класса добавляется второй иностранный язык (немецкий или французский). Тогда же начинается преподавание на английском языке: обществоведение, география, история и литература Великобритании/США. Третья ступень — это старшая школа, готовит к сдаче международных тестов: TOEFL, SAT/PSAT, GCSE, CET. Здесь работает единственная в столице серьёзная школьная студия по постановке мюзиклов на английском языке. «Марина» сотрудничает с Калифорнийским детским музыкальным театром, организовывает обмены и учебные поездки за рубеж в Великобританию, Ирландию, Голландию, Бельгию, Германию, Австрию и много куда ещё.
Важная школа, в которой вместе учатся обычные дети и дети с инвалидностью. Изначально класс состоял из 10 человек с одним ребёнком с задержками в развитии. Позднее стали набирать детей с более серьёзными заболеваниями (ДЦП, аутизм, синдром Дауна, нарушение слуха), а сами классы миксовать сильнее. Цель школы № 1321 — реабилитация больных детей и воспитание терпимости и человечности у здоровых. К ученикам применяется индивидуальный подход в обучении. Больные дети успешно заканчивают школу и получают аттестаты зрелости. Здоровые получают образование высокого уровня, взрослеют в обстановке терпимости и понимания. Почти все дети занимаются музыкой: играют на флейтах, скрипках, фортепиано, поют в хоре. Всего здесь порядка 30 студий — от мультипликации, журналистики и кругового танца до спортивного ориентирования. Ещё у «Ковчега» есть свой ипподром, где регулярно проводят успокаивающие иппотерапии.
Школа создана в 1991 году на базе киностудии Дворца пионеров на Воробьёвых горах. Здесь дети получают не только аттестат, но и начальную профподготовку. Всего в школе обучается около 100 учеников, есть чёткое разделение на классы и мастерские: режиссёр, сценарист, оператор, актёр, звукорежиссёр, мультипликатор. Дети занимаются полный день, первая половина — обязательные предметы, а вторая — творческие мастерские. Старшеклассники создают фильмы, спектакли и телесюжеты, причём темы выбирают самые острые: забытые в вымерших деревнях беженцы, дети-инвалиды, несовершеннолетние заключённые, брошенные старики, ВИЧ-инфицированные. Ребята посещают колонии, интернаты, дома престарелых. Также здесь проходят экспедиции по России и за рубеж: у школы есть партнёры по совместным проектам в Канаде, Японии, Южной Корее, Таиланде. Набор идёт в 8-10-е классы.
Помогает детям с непереносимостью школы с тех времён, когда домашнее обучение было чуть ли не преступлением. По новому закону об образовании дети, которым неуютно в школе, имеют право на домашнее воспитание. Таким семьям даже положена компенсация — около 5 000 рублей в месяц. В Центре семейного обучения оказывают педагогическую поддержку как раз таким семьям. Дети из Центра Чапковского официально числятся в московских школах на экстернате: они приходят в центр один-два раза в неделю, педагоги подбирают им учебники, объясняют новые темы, дают и проверяют домашние задания — остальное время дети занимаются сами. В своих школах они только сдают экзамены и получают аттестаты.
БОНУС
В качестве бонуса. Проект умной школы нового типа в Иркутске, который должен быть построен к 2019 году. Образовательный комплекс с поселком для приемных семей «Умная школа» спроектирован датскими архитекторами для строительства под на берегу реки Ангара. «В нем будут учиться дети со всего региона с разными стартовыми возможностями. На его базе будет создан ресурсный центр для разработки тиражируемой модели современного школьного образования, которая может быть востребована и в других регионах России», — сообщается на сайте проекта.