Чем может быть опасна школа
Мой детский сад
Информационный портал для родителей и воспитателей
Возможные опасные ситуации в стенах школы
Многие родители даже не подозревают, какие опасные ситуации в школе могут подстерегать их детей. Разумеется, это не повод оставлять малыша необразованным, но принять меры по защите здоровья сына или дочери просто необходимо. Взрослые обязаны объяснить правила поведения своему ребенку, особенно, если он только пошел в 1 класс. Учителя следят за исключением форс-мажоров, но ситуации бывают разные. Рассмотрим типичные опасности в школе.
Какие опасности ждут ребятишек в столовой
Чтобы хорошо учиться, нужно иметь достаточное количество энергии, а, значит хорошо питаться. Нельзя оставлять ребенка без обеда — это плохо отразится на его здоровье. Но нередко наши дети получают отравления после съеденного в школьной столовой или на перемене, что уже само по себе является серьезной опасностью. С чем это может быть связано?
Во-первых, порой чадо пытает сэкономить деньги, выданные ему на питание. Вместо полноценного обеда с горячим супом ребенок предпочитает покупать булочки, чипсы, а потом запить все это сладкой газировкой. После такой «тайной» трапезы родители удивляются, почему их чадо отказывается от здоровой пищи. Обязательно нужно объяснить малышу, что все эти «вкусности» не более, чем настоящая отрава для организма, опасность для его самочувствия. Если очень хочется перекусить на перемене, пусть это будет максимально здоровая еда.
Во-вторых, часто в возникновении опасности виноваты сами повара или их неопытные помощники, которые готовят пищу из некачественных продуктов, в грязной посуде и немытыми руками. Они не задумываются, какой вред наносят своими действиями молодому поколению. Какой может быть выход? Выделите время на проверку состояния кухни – соберите родительский комитет, попросите директора школы о посещении столовой и оценке качества ее работы.
Если вам откажут или будут выявлены недочеты, снабдите малыша горячими блюдами, положенными в специальные боксы. Когда уроков не так много, можно ограничиться легким полезным перекусом на перемене — тогда опасть в виде плохого пищеварения будет зависеть лишь от правильной комбинации продуктов и учета их срока годности и условий хранения.
Опасности в школе и меры предосторожности
Здоровье наших детей – пожалуй, самая большая ценность. В школьные годы, когда ребенок отправляется на обучение и вступает на новую ступень социализации, знакомится с новыми сверстниками, возникают новые трудности и опасности. Главной из них является сама школа, где бушует всеобщая физическая активность, бывают дети из неблагополучных семей с вредными привычками, появляется желание выделиться, выпендриться, не отставать от других.
Потенциальные опасности в школе
Некоторые потенциальные опасности приведем ниже:
Если придерживаться всех перечисленных рекомендаций, дни в школе пройдут беззаботно и без происшествий. Поговорите со своим сорванцом об элементарных правилах поведения, а также не забудьте совместно проработать безопасный маршрут от дома до школы. Мы в ответе за своих детей. Кроме того, стоит рассказать им о том, как оказать первую медицинскую помощь пострадавшему человеку. Ведь может оказаться так, что рядом больше никого не будет. Бдительность и хорошее воспитание дают очень много!
Опасная атмосфера: что делать, если ребенок учится в токсичной школе
Более того, люди с негативным отношением к школе могли сами не осознавать, что находились в так называемой токсичной атмосфере. Что это значит и как защитить ребенка от подобного опыта, рассказываем в материале РБК Трендов.
Что такое токсичная школа
Этим термином в переносном смысле описывается школьный климат, влияющий на состояние учащихся и преподавателей. Важно подчеркнуть: некоторые учителя тоже страдают от нездоровой окружающей среды, но не могут в одиночку ей противостоять. Эксперты отмечают, что такой климат может формироваться из-за поведения руководства учреждения — директоров и завучей. Нередко внести свой вклад в создание токсичной атмосферы могут и другие работники школы, например, уборщицы и охранники.
Как формируется токсичный климат
Часто на плохие установки или действия со стороны некоторых членов школьного коллектива не обращают должного внимания. В итоге такое поведение становится нормой, распространяясь на всех участников учебного процесса. Например, завуч начал называть провинившихся учителей оскорбительными словами. Через некоторое время так на переменах могут начать обзывать друг друга школьники. Срабатывает установка »раз авторитету можно, почему мне нельзя?» Это лишь самый упрощенный пример, каждое распространение и усиление токсичности в школе может происходить по-разному. Именно поэтому важно фиксировать общие признаки, подтверждающие это.
Неэффективные методы обучения
Если вашего ребенка обвиняют в том, что он создает проблемы или бунтует против учебы, присмотритесь. Вполне возможно, что некомпетентные учителя не могут увлечь всех своим предметом и прикрывают это ярлыками. Стигматизация, в свою очередь, приводит к плохим оценкам и нежеланию исправлять свое положение.
Американские ученые обнаружили, что негативная атмосфера в классе влияет на четыре компонента в жизни ученика:
Травля
Школьники часто издеваются друг над другом. При этом они могут подсознательно копировать своих учителей или руководителей школы. Кроме того, ученик, ставший мишенью насмешек, может по разным причинам замалчивать ситуацию. По данным американского минздрава, дети рассказывают только о 20% от всех инцидентов. Но есть некоторые признаки, которые помогают на ранней стадии понять, что ваш ребенок подвергается травле:
Нездоровое давление со стороны окружающих
Часто общественное мнение может быть полезно. Например, отличники могут подбадривать отстающих и помогать им, объясняя непонятное. Однако оно может и негативно влиять на детей, способствуя формированию токсичного климата. Следующие признаки в поведении ребенка помогут заметить вредное давление со стороны сверстников:
Типы образовательной среды
Кандидат психологических наук, доцент МПГУ Елена Башкирова подчеркивает: трудно переоценить влияние психологически комфортной и безопасной образовательной среды на школьника. Она позволяет раскрыть индивидуальность каждого и воспитать личность. Педагог Януш Корчак в своей книге «Как любить ребенка» описывает четыре типа воспитывающей среды:
Итак, согласно типологии Корчака, догматическая среда способствует формированию зависимого и пассивного ребенка; идейная — свободного и активного; безмятежного потребления — свободного, но пассивного, карьерная среда — активного, но зависимого. Токсичные школы относятся, в первую очередь, к догматической, однако их элементы могут присутствовать и в других средах.
Как бороться с токсичностью в школе
Защитную функцию образовательной среды повышает:
Токсичность школы же усиливается из-за:
Советы профессионалов
Шведско-норвежский профессор Дэн Олвеус разработал меры по предотвращению токсичности образовательной среды.
Чтобы еще глубже разобраться в теме, посмотрите это видео с лекцией американского учителя Джошуа Каца. Он рассказывает о глобальном вреде токсичной образовательной среды.
Вредна ли школа для здоровья?
О том, что с поступлением в школу на ребенка падает огромная, временами непосильная нагрузка, говорят много и давно. Еще 20 лет назад страна распевала: «Загружать все больше нас стали почему-то, нынче в школе первый класс вроде института. «
Другая, не менее серьезная причина ухудшения здоровья детей связана с тем, что медики называют «стрессом ограничения времени», в котором ребенок ежедневно находится на протяжении долгих 11 лет. Во время опросов самым частым ответом на вопрос «что тебя беспокоит?» у школьников был «не хватает времени».
Почему так происходит?
Что говорят по этому поводу законы? Разве допускают они столь серьезные нагрузки на детский организм?
«Если сравнивать реальные нагрузки и принятые нормативы Санитарных норм и правил, которые регламентируют учебную и внеучебную нагрузку школьников, — говорит Марьяна Безруких, д. б. н., директор Института возрастной физиологии, — то, разумеется, перегрузка есть и в школе, и занятиями вне школы. Хотя, надо иметь в виду, что эти нормативы прописаны «в часах», и никак не учитывается адекватность нагрузок возрасту, их интенсивность, информационная насыщенность и т. п. А ведь, как правило, уже с первого класса у малышей бывает не четыре, а пять (иногда и шесть) уроков, которые в расписании обозначены как факультативы или занятия по выбору, но обязательны для всех. И домашние задания задаются буквально с первых дней, а на приготовление уроков уходит не менее 1,5 часа».
Особенно тяжело учиться в тех школах, в которые так стремится отдать своих детей большинство родителей. Речь идет о «специальных», с углубленным изучением разных предметов, в лицеях и гимназиях. «Рабочий день у этих детей в основной и старшей школе, — рассказывает Марьяна Безруких, — не меньше Фактически дети не гуляют, не отдыхают, у них нет времени на чтение, занятия спортом и т. п. Нередко малыши занимаются и музыкой, и иностранным языком, и спортом, все рассчитано по минутам, а уроки — вечером, когда нет сил. Исследования, которые ведутся в нашем институте, показывают, что уроки дети готовят, как правило, вечером, когда они утомлены и эффективность работы очень низка. Многие дети не только пропускают прогулки (а они должны гулять не меньше 2,5 часа в день, а еще и недосыпают
В чем причины перегрузок
Но дело даже не только в том, что учеба занимает слишком много времени. А еще и в том, что в это время в детскую голову пытаются вложить как можно больший объем информации. Чем дальше, тем больше появляется знаний, которые нужны образованному человеку. И школа идет по самому простому пути — просто «подклеивает» новые знания к старым, не меняя самой формы преподавания. «Существующая система обучения, — комментирует Марьяна Безруких, — это система репродуктивного знания, то есть зазубривания, порой бессистемного заучивания — самая затратная по времени и силам. И самая неэффективная. В процессе обучения не учитываются ни возрастные, ни индивидуальные особенности развития ребенка, его познавательной деятельности. А ведь это главное условие сохранения физического и психического здоровья».
Еще недавно считалось, что вся беда в том, что в классе много детей. Но, как показывают современные исследования европейских ученых, оптимальное количество учеников в классе — 25 человек. При этом у ребенка появляется достаточно контактов с другими, а дети на самом деле идут в школу не за знаниями, а именно за контактами. Но вот учителя при возрастающем потоке информации работают по старинке, то есть стоя перед классом и рассказывая предмет. У большинства из них нет навыков действительно интерактивного общения, творчества, исследовательской работы, причем с учетом возможностей и потребностей каждого ребенка. Например, мало кто понимает, что чтение и письмо на скорость приносят один вред. Физиологи давно говорят о том, что такое форсирование приводит к обратному результату: формирование этих важных навыков замедляется. И это уже не говоря о том, что у ребенка пропадает охота и читать, и писать. Возможно, причины в том, что педагогическое образование не предполагает серьезного изучения возрастной физиологии детей. Учителя хорошо знают свой предмет и не знакомы с особенностями ребенка этого возраста.
«Разговаривая с родителями, — рассказывает Марьяна Безруких, — я вижу, как они усугубляют ситуацию. Например, заставляют даже младшеклассников дополнительно заниматься с репетиторами. Это происходит уже с первого класса! Многие родители бывают слишком жесткими с детьми. Например, мама первоклассницы жалуется: «Дочь скатилась с «квадратиков» на «черточки» (в их школе специально не ставят оценок в первом классе, но маму это не останавливает), поэтому в наказание я запрещаю ей брать с собой в школу игрушки. » Это настоящая родительская безграмотность!»
Что планируется изменить?
Уже несколько лет продолжается реформа школы. Некоторые из изменений видны всем: например, внедрение ЕГЭ, споры о котором не утихают. Или обещанный переход на систему образования, вызывающий не меньше обсуждений. Другие касаются подготовки учителей — так, уже совсем скоро учителям будет дана возможность не реже, чем раз пять лет, проходить учебу, повышать квалификацию, для этого разрабатывается система бюджетных сертификатов. В марте Госдума планирует рассмотреть закон «Об образовании», касающийся всех ступеней образования. Министерство образования и науки РФ разработало проект «Наша новая школа», который сейчас активно обсуждают педагоги. В нем речь идет и об изменении подготовки учителей, и о внедрении новых технологий в обучение — интерактивные доски и парты, дистанционное образование, электронные дневники.
Что же касается уменьшения нагрузки на школьника, здесь решения пока не найдено. Врачи настойчиво ведут разговоры о здоровьесберегающих технологиях обучения, о том, что надо обязательно увеличивать количество часов физкультуры, а помимо нее внедрять в занятия двигательные, активные элементы. Кроме того. образовательные программы обязательно надо тестировать на предмет их безопасности для здоровья детей. потому что некоторые «продвинутые» методики наносят вред.
Не так давно на популярном педагогическом портале появилась информация о возможных переменах в средней школе: что в недалеком будущем в первой половине учебного дня дети будут изучать три обязательных предмета (бесплатно), а во второй половине — все, что не входит в обязательную программу и оплачивается дополнительно (труд, музыка, физкультура и т. д.). Информация вызывала бурную реакцию и не была подтверждена официальными организациями. Но она спровоцировала дискуссию о том, надо ли отделять «серьезные» и «второстепенные» предметы по времени. «Ни в коем случае, — считает Марьяна Безруких, — заниматься такими предметами, как математика, русский, физика, несколько часов подряд очень трудно. Даже взрослому трудно так переключаться с одной серьезной мыслительной деятельности на другую. Поэтому необходимы перерывы в виде той же физкультуры или музыки!»
Что же делать нам, родителям? Во-первых, — и самое главное — не нагнетать обстановку и не усиливать и без того сложное состояние перегрузки школьника. Не спешите с учебой, отдавайте в школу не раньше, чем в шесть с половиной лет — по мнению медиков, до этого времени мозг еще не готов к систематической учебе. Прежде чем вести ребенка на занятия в секцию или нанимать ему репетитора, посоветуйтесь с врачом, с психологом и с учителем. Помните, что ребенка ни в коем случае нельзя лишать «благословенного безделья» — времени, когда он может вообще ничем не заниматься. И, наконец, старайтесь как можно больше свободного времени проводить вместе — гуляйте, занимайтесь спортом, играйте, рассказывайте друг другу истории. Чем более любимым и нужным будет чувствовать себя ребенок дома, тем легче будет ему учиться.
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
Школа – это тюрьма, наносящая вред нашим детям
Родители отправляют детей в школу из лучших побуждений, полагая, что именно это нужно их чадам, дабы стать полезными и счастливыми взрослыми людьми. У многих имеются сомнения в качестве школьного обучения, однако мудрость гласит, что эти проблемы можно решить, если заплатить больше денег, привлечь лучших учителей, применить более требовательную учебную программу и/или проводить более строгие и скрупулезные экзамены.
Но что если настоящая проблема заключается в самой школе? Печальный факт заключается в том, что один из самых дорогих нашему сердцу институтов по своей природе обманывает ожидания наших детей и нашего общества.
Школа – это то место, находиться в котором детей принуждают, и где их свобода во многом ограничивается, причем ограничивается намного больше, чем на это согласились бы взрослые на своих собственных рабочих местах. В последние десятилетия мы принуждаем наших детей проводить все больше времени в такой обстановке. Есть довольно убедительные доказательства (которые я обобщаю в своей последней книге), говорящие о том, что это наносит многим детям серьезный психологический вред. Кроме того, чем больше ученые узнают о том, как дети могут учиться естественным образом, тем больше мы приходим к осознанию того факта, что наиболее полно и эффективно, с максимальным энтузиазмом и охотой они учатся в условиях, которые прямо противоположны школьным.
Обязательное школьное обучение уже несколько поколений является твердо установленной истиной, закрепившейся в нашей культуре. Сегодня основной массе людей трудно даже представить себе, как дети смогут научиться тому, чему должны научиться ради достижения успеха в обществе, если не будет школы. Президент Обама и министр образования Арне Данкан (Arne Duncan) настолько влюблены в школьное обучение, что им хочется еще больше увеличить продолжительность уроков и время учебы в школе. Большинство людей исходит из того, что базовая концепция школьного образования, которая известна нам сегодня, появилась на основе научных данных о том, как дети смогут учиться наилучшим образом. Но на самом деле, это далеко не так.
Школы в своем сегодняшнем виде являются продуктом истории, а не научных исследований процесса обучения детей. Те схемы и программы, которые применяются сейчас в школах, разрабатывались еще во времена протестантской Реформации, когда школы создавались для того, чтобы дети учились читать Библию, без вопросов верили в Священное Писание и безо всяких сомнений подчинялись власть имущим. Создатели первых школ предельно ясно говорили об этом в своих трудах. Они даже не думали о том, что школа может стать тем местом, где ученикам будет прививаться критическое мышление, творческая инициатива и способность учиться самостоятельно – то есть все то, что крайне необходимо для достижения успеха в сегодняшней экономике. Для них своеволие было грехом, и его необходимо было выбивать из детей палкой, но ни в коей мере не поощрять.
Когда контроль над школами взяло в свои руки государство, сделавшее образование обязательным и направленным на цели светского характера, основные структуры и методы обучения остались без изменений. Последующие попытки проведения реформ потерпели неудачу, поскольку хотя они и предусматривали некие изменения в школьной структуре, но основы образования никто менять не собирался. Централизованная, иерархическая система и методика обучения с последующими проверками и экзаменами, в которой мотивом для учебы и приобретения знаний являлась система поощрений и наказаний, но не любознательность и не реальное и глубоко прочувствованное стремление к познанию, очень хорошо подходили для индоктринации и воспитания послушания. Но для других целей это было непригодно. Неудивительно, что многие из величайших предпринимателей и новаторов нашего мира либо рано покидали школу (как Томас Эдисон), либо говорили, что ненавидели ее и учились не благодаря школе, а вопреки ей (Альберт Эйнштейн).
«Неудивительно, что сегодня даже самые лучшие ученики (а может, они в особенности) зачастую говорят о том, что «перегорают» в процессе обучения. Один из недавних выпускников-отличников решил отложить поступление в колледж и объяснил это газетному репортеру следующим образом: «Я был поглощен мыслью о том, что надо хорошо учиться, и поэтому последние два года я мало спал. Каждый вечер я тратил по пять-шесть часов на домашнюю работу. И дальнейшая учеба сейчас мне нужна меньше всего».
Большинство учеников, будь то отличники, середняки или неуспевающие, в средних и старших классах уже утрачивают интерес к познанию. Недавно Михай Чиксентмихайи (Mihaly Czikszentmihalyl) и Джереми Хантер (Jeremy Hunter) провели исследование по данному вопросу. Они раздали 800 ученикам с шестого по двенадцатый класс из 33 разных школ со всех уголков страны специальные часы, которые бессистемно в течение дня подавали особый сигнал. Когда звучал такой сигнал, ученики должны были заполнить анкету, ответив на вопросы о том, где они находятся, что делают и насколько они счастливы или несчастливы в данный момент. Самыми несчастными оказались те дети, который в такие моменты находились в школе, а самыми счастливыми те, кто был за пределами школьных стен, занимаясь играми или болтая с друзьями. В школе им зачастую было скучно, тревожно, а иногда все вместе. Другие исследователи показывают, что с каждым классом у учеников появляется все более негативное отношение к изучаемым предметам, особенно к математике и к естествознанию.
Как общество мы имеем тенденцию отмахиваться от таких вещей. Нас не удивляет то, что процесс обучения неприятен. Мы думаем об этом как о горьких таблетках, которые трудно глотать, но которые в конечном итоге полезны и необходимы детям. Некоторые люди даже полагают, что непривлекательность школы это даже хорошо для детей, потому что они там учатся с терпением относиться к неприятностям, которых после школы у них в жизни будет огромное множество. Возможно, такой печальный взгляд на жизнь берет свое начало именно в школьной учебе. Конечно, в жизни есть свои взлеты и падения, которые случаются как в детском, так и во взрослом возрасте. Но существует масса возможностей терпеливо переносить неприятности и без школьного обучения. Исследования показывают, что люди всех возрастов учатся лучше всего тогда, когда у них имеется собственная мотивация, когда они изучают вопросы, на которые им самим хочется найти ответы, когда они сами ставят перед собой цели в жизни. В таких обстоятельствах учеба обычно доставляет удовольствие и радость.
Значительную часть своей научной карьеры я посвятил изучению вопросов о том, как дети учатся и познают мир. Они приходят в мир, который прекрасно приспособлен для того, чтобы дети сами могли направлять свой процесс обучения. Природа наделила их мощными познавательными инстинктами, среди которых любознательность, любовь к игре, веселость, общительность, внимательность ко всему тому, что происходит вокруг, желание вырасти и стремление делать то, чем занимаются дети постарше и взрослые.
Доказательства всего этого в применении к маленьким детям проходят перед глазами любого, кто наблюдал за ростом ребенка с рождения и до школы. Дети самостоятельно, благодаря собственным усилиям, учатся ходить, бегать, прыгать и взбираться наверх. Дети с нуля выучивают свой родной язык, а освоив его, учатся настаивать на своем, спорить, развлекать других и надоедать им, дружить, очаровывать и задавать вопросы. Спрашивая и исследуя, они приобретают огромные знания об окружающем их физическом и социальном мире. А во время игры они отрабатывают навыки и умения, способствующие их физическому, умственному, общественному и эмоциональному развитию. И делают они это еще до того, как кто-то попытается систематически учить их чему бы то ни было.
Такое поразительное стремление и способность к познанию не отключается, когда ребенку исполняется пять или шесть лет. Это мы отключаем их со своей принудительной системой школьного обучения. Самый важный, самый прочный урок нашей системы школьного образования состоит в том, что учиться работать не следует, и что этого надо избегать по мере возможности.
В своих исследованиях я сосредоточил основное внимание на детях «школьного возраста», которых не отправляют в школу, или посылают учиться в школу, не являющуюся таковой в традиционном понимании. Я изучал процесс обучения и познания у детей в тех обществах, где нет школ, в частности, в культурах охотников и собирателей, из которых появилось и выросло человечество. Я также исследовал учебно-познавательный процесс у тех детей из нашего общества, которым доверяют самостоятельно заниматься своим образованием, предоставляя им соответствующие возможности и средства. В таких условиях естественная любознательность детей и их стремление к познанию сохраняются на протяжении всего детства и юности, переходя во взрослый возраст.
Есть еще один ученый, который подтвердил мощь и силу самоуправляемого процесса учения и познания. Это Сугата Митра (Sugata Mitra). Он установил компьютеры в самых бедных кварталах Индии, где большинство детей не ходит в школу, а многие остаются неграмотными. Везде, где он устанавливал компьютеры, вокруг них собирались десятки детей, которые без помощи взрослых учились им пользоваться. Те, кто не умел читать, овладевали навыками чтения при работе на компьютере и с помощью других детей. Компьютеры дали им доступ к огромному миру знаний. В одной отдаленной деревушке дети, понятия не имевшие о микроорганизмах, узнали про бактерии и вирусы благодаря компьютеру, а после этого начали соответствующим образом использовать полученные знания в беседах.
Эксперименты Митры показывают, как три ключевых аспекта человеческой природы, такие как любознательность, любовь к игре и общительность, в сочетании дают прекрасный результат, служа целям образования. Любознательность влечет детей к компьютеру, подталкивает к его изучению. Желание поиграть заставляет их осваивать многие компьютерные навыки, а общительность позволяет ребенку распространять свои знания среди десятков других детей со скоростью лесного пожара.
В нашей сегодняшней культуре существует множество путей, следуя которым дети могут применить свои естественные устремления и инстинкты, направленные на познание всего того, что может пригодиться им во взрослой жизни. Более двух миллионов детей в Соединенных Штатах сегодня занимаются учебой в домашних условиях, а также в окружении гораздо большем, чем школа. Все больше семей сегодня отказываются от обязательных школьных программ, отдавая предпочтение самоуправляемому процессу познания и учебы. Эти родители не проводят уроки и тесты, а создают такую обстановку в доме, которая способствует учебе. Они помогают своим детям подключаться к деятельности общины, у которой те могут многому научиться. Некоторые из этих семей избрали такой подход давно, и теперь у них уже взрослые дети, добивающиеся больших успехов в вузах и в своей карьере.
Вместе со своей коллегой Джиной Райли (Gina Riley) я недавно провел опрос в 232 таких семьях. Согласно их ответам, главное преимущество такого подхода заключается в том, что дети сохраняют любознательность, инициативность и стремление к учебе, а также в свободе и гармонии всей семьи, освобождающейся от школьных нагрузок и расписаний, от необходимости силой и хитростью заставлять детей делать домашнее задание, которое им не интересно. Как сказала одна из матерей, «наша жизнь по сути дела свободна от стресса … У нас очень близкие отношения, которые строятся на любви, взаимном доверии и взаимном уважении». Далее она написала: «Как преподаватель я вижу, что моя дочь обладает великолепными навыками критического мышления, каких нет у многих моих взрослых студентов … Моя дочь живет и учится в реальном мире, и ей это нравится. Чего еще я могу желать?»
Мы с Райли в настоящее время заканчиваем свое исследование 80 взрослых людей, которые сами в школьном возрасте получили домашнее образование, пользуясь методами самоуправляемого обучения. Окончательные результаты пока не обобщены, но уже сейчас понятно, что учившиеся таким образом принадлежат к разным социально-экономическим слоям населения, но все они в целом вполне успешно вошли во взрослую жизнь.
Поскольку такой самоуправляемый подход к домашнему образованию пользуется все большей популярностью, появляются новые и новые центры и организации, предлагающие свои ресурсы, социальные связи и дополнительные учебные возможности для детей и родителей, пользующихся этой системой обучения (многие из них изложены на новом образовательном вебсайте AlternativesToSchool.com). С такой базой, а также с библиотеками и прочими общественными ресурсами, постоянно имеющимися в наличии, и конечно же, с интернетом возможности для учебы становятся безграничными.
Но не у каждой семьи есть возможности и желание заниматься самоуправляемым обучением детей на дому. Для многих оптимальным вариантом является так называемая демократическая школа, где дети сами выбирают, что им изучать, делая это в обстановке оптимальных возможностей для обучения, где есть много других детей, с которыми они общаются и у которых узнают много нового. (Такие школы не следует путать со школами Монтессори и с другими видами «прогрессивных» школ, где больше возможностей для игры и больше выбора, чем в обычных школах, но где, тем не менее, сохраняется иерархическая система власти «учитель-ученик», а также относительно единообразная учебная программа, в рамках которой должны учиться все ученики).
На протяжении многих лет я наблюдал за процессом обучения в одной из таких школ. Это школа Садберри Вэлли, находящаяся во Фрэмингеме, штат Массачусетс. Данное заведение называют школой, но оно отличается от того, что мы привыкли понимать под этим словом. Ученики в возрасте от четырех до 18 лет вольны целый день делать все, что захотят, если они не нарушают школьные правила. А правила эти, выработанные демократическим путем самими учениками и учителями на совместном собрании, не имеют никакого отношения к учебе. Они нацелены на поддержание мира и порядка, а реализуются эти правила при помощи юридической системы, созданной по образу и подобию системы нашего общества. В настоящее время в этой школе около 150 учеников и 10 человек персонала. Работает она на основе бюджета, выделяемого на каждого ученика, причем он более чем наполовину меньше, чем в соседних государственных школах. В эту школу принимают практически любого подавшего заявление при условии, что на это согласны родители.
Сегодня в США работает примерно два десятка школ, созданных по модели Садберри Вэлли. Есть и другие аналогичные школы, сохранившие у себя большую часть ее характерных черт. По сравнению с другими частными школами там берут довольно небольшие деньги за учебу, а в некоторых имеется скользящая шкала оплаты. Ученики поступают из самых разных семей, и обладают самыми разными характерами.
Тому, кто не видел это воочию, очень трудно представить, как может работать такая школа. Однако Садберри Вэлли существует уже 45 лет, и у этой школы сотни выпускников, вполне преуспевающих в реальном мире.
Много лет тому назад я со своим коллегой Дэвидом Чанофф (David Chanoff) провел серию исследований выпускников этой школы. Мы выяснили, что те, кто решил получить высшее образование (75%), без особого труда поступили в выбранные вузы, а после поступления учились вполне успешно. Некоторые, включая тех, кто до этого никогда не учился ни на каких официальных курсах, поступили в престижные колледжи и университеты. Все они вне зависимости от того, получили или нет высшее образование, легко находили себе работу. У этих людей самые разные профессии, в том числе, в сфере бизнеса, искусства, науки, медицины, в сфере обслуживания, а также рабочие профессии, требующие высокой квалификации. По мнению большинства из них, главное преимущество учебы в школе Садберри Вэлли заключается в том, что у них появилось чувство персональной ответственности, а также способность к самоконтролю, которые сослужили им хорошую службу во всех жизненных аспектах. Многие также говорили о важности усвоенных демократических ценностей, которые применялись на практике у них в школе. Недавно и сама школа провела два масштабных опроса своих выпускников, которые дали аналогичные результаты и были опубликованы в виде книг.
Ученики в такой атмосфере учатся читать, считать, работать на компьютере в игровой манере – точно так же, как дети в обществах охотников и собирателей учатся охотиться и собирать. У них также появляются более конкретные интересы и увлечения, что может напрямую или косвенно привести к выбору карьеры. Например, один весьма успешный машиностроитель и изобретатель в детстве всегда что-то строил, собирал и разбирал, стремясь в ходе игры понять, как работают те или иные вещи. Другой выпускник, ставший профессором и преподавателем математики, активно и творчески играл в математические игры. А третья выпускница, ставшая модельером модной одежды, делала одежду для кукол, а затем стала шить ее для себя и для друзей.
Я убежден в следующем. Школа Садберри Вэлли добивается таких успехов в качестве образовательного учреждения по той причине, что она обеспечивает оптимальные условия для того, чтобы дети, пользуясь своими естественными способностями, занимались самообразованием. Эти условия следующие: а) неограниченная возможность играть, изучать и исследовать (это позволяет детям открывать свои интересы и увлечения, и заниматься ими); б) возможность общаться со многими заботливыми и грамотными взрослыми, которые помогают детям, а не судят их; в) свободное общение между детьми разных возрастов и со взрослыми (игра с участием разновозрастных детей больше способствует познанию, чем игра, в которую вовлечены люди одного уровня); г) прямое участие в жизнедеятельности стабильного, нравственного, демократического коллектива людей, в котором у детей появляется чувство ответственности за других, а не только за себя. А теперь подумайте вот о чем: в обычных школах нет ни одного из вышеперечисленных условий.
Я не намерен утверждать, что самоуправляемое образование является панацеей. Жизнь не всегда идет плавно и гладко, вне зависимости от окружающей обстановки. Но мои собственные исследования и исследования других специалистов в данной области прочно убедили меня в том, что естественного стремления и способностей молодых людей к познанию и обучению вполне достаточно для создания мотивации на всем протяжении их учебы. Когда дети хотят получить помощь от других, или когда они нуждаются в ней, они обязательно об этом попросят. Нам не нужно заставлять людей учиться; все, что необходимо, это обеспечить им свободу и возможности для учебы. Конечно, не все познают и выучат одни и те же вещи, сделав это одинаково и одновременно. Но это даже хорошо. Наше общество преуспевает благодаря многообразию. Наша культура нуждается в людях, обладающих самыми разнообразными навыками, умениями, интересами и характерами. Больше всего нам нужны люди, живущие увлеченно, отвечающие за самих себя всю свою жизнь. Таково общее мерило людей, самостоятельно занимающихся своим образованием.
Питер Грей – профессор кафедры психологии Бостонского колледжа. Он автор авторитетного вузовского учебника по психологии. Грей ведет популярный блог под названием Freedom to Learn в журнале Psychology Today.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.