Чем может быть осложнено сложное предложение в синтаксическом разборе
Чем может быть осложнено предложение
Вне зависимости от количества грамматических основ предложения в русском языке могут быть осложнены разными синтаксическими конструкциями, к числу которых относятся:
Обособленные обороты в предложениях
Некоторые члены предложения, выраженные причастными и деепричастными оборотами, обособляются, выделяясь на письме запятыми. Причастные и деепричастные обороты – это сочетания причастий и деепричастий с зависимыми от них словами. В случаях, когда подобные обороты выполняют функцию определения и находятся после определяемых слов, они превращаются в конструкции, осложняющие предложение. Примеры:
Письма, написанные известным актером, хранятся в архиве музея.
Сережа подарил маме открытку, сделанную из разноцветной бумаги.
Имущество, полученное по наследству, не принесло ей счастья.
Машина, угнанная на прошлой неделе, была найдена возле центральной площади.
Цветы, собранные ребятами, стояли в красивой голубой вазе.
Обстоятельства, выраженные сочетаниями, в составе которых имеется деепричастие, обосабливаются всегда:
Начиная работать над этим проектом, он даже не мог представить, сколько трудностей ожидает его впереди.
Сашка пил горячий чай и ел румяные булочки, чавкая от удовольствия.
Переехав в другой город, Полина начала скучать по старым друзьям.
Через несколько дней, обдумав предложение, Владимир вернулся.
Однородные члены
Однородными называются слова, которые выполняют одинаковую синтаксическую функцию в предложении и относятся к одному и тому же слову. Однородные члены также осложняют предложение:
Возле каждого дома была красивая, опрятная и ухоженная лужайка.
На день рождения Алеша получил в подарок велосипед, игрушечную машинку и новый свитер.
В некоторых случаях конструкции дополняются обобщающими словами:
Цветы были везде: на тротуарах, в парке, в вазах, стоящих на подоконниках.
Мы собирались посетить все достопримечательности города: музеи, галереи, дворцы и древние церкви.
Вводные слова и обращения
Еще одним видом конструкций, осложняющих предложение и выделяющихся с помощью запятых, являются вводные сочетания и обращения.
Вводными называются слова и сочетания, имеющие дополнительное, чаще всего эмоционально-экспрессивное значение. Примеры:
К счастью, она успела прийти вовремя.
Во-первых, самые хорошие результаты были у наших участников, а не у них.
Марина, к сожаленью, не смогла приехать.
Обращения используются для указания лица, к которому обращена речь говорящего. Они не являются частью предложения и выделяются на письме запятыми:
Олеся, помоги маме накрыть стол.
Дорогие гости, присаживайтесь!
Сравнения
Сравнительные обороты служат для сопоставления предметов, людей или явлений на основе их сходств. Они присоединяются к предложению с помощью союзов со сравнительным значением:
Она нахмурилась, как затянутое серыми облаками осеннее небо.
Все указанные конструкции могут присутствовать в составе как простых, так и сложных предложений.
Осложнённое предложение
Осложнённое предложение — это простое предложение, в котором имеются осложняющие его структуру элементы в виде однородных и обособленных членов предложения, обращений, вводных слов и вставных конструкций.
Центром предложения являются главные члены — подлежащее и сказуемое, которые составляет грамматическую основу. Кроме подлежащего и сказуемого, в предложении могут быть поясняющие их второстепенные члены:
Второстепенные члены углубляют, расширяют или конкретизирует смысл высказывания. Если в сообщении имеется хотя бы один второстепенный член, такое простое предложение называется распространённым.
Сравним:
Пришла весна (нераспространённое предложение).
Структура как нераспространенного, так и распространенного простого предложения может быть осложнённой. В синтаксисе русского языка различают два вида осложнения предложения:
Рассмотрим подробнее все виды осложнения в структуре простого предложения.
Однородные члены предложения
Чтобы понять, что простое распространенное (нераспространенное) предложение осложнено однородными членами, укажем их характерные признаки:
Простое предложение могут осложнять все члены предложения:
Однородные члены предложения, не соединенные союзами, разделяются запятыми. Если однородные члены соединяются одиночным союзом «и», то запятая между ними не ставится. При перечислении однородных членов с повторяющимися союзами «и…и», «ни…ни», «или…или», «то…то», «не то…не то» и пр. запятая ставится перед второй частью союза.
Примеры
К следующему уроку прочтите стихотворения Ф. Тютчева и басни И.А. Крылова.
Над лесом и полем повисла разноцветная радуга.
В предложении, осложненном однородными членами, могут использоваться обобщающие слова.
В лесу нас радует всё: приятный сосновый запах, звонкое щебетанье птиц, душистая спелая земляника.
Обособленные члены предложения
Простое осложнённое предложение составляют второстепенные члены:
В качестве обособленных определений выступают как одиночные прилагательные, так и причастные обороты, а также существительные с зависимыми словами — приложения.
Обособленные дополнения выражаются именами существительными (местоимениями) с предлогами «кроме», «помимо», «исключая», «включая» и пр.
В осложненном предложении деепричастия и деепричастные обороты, существительные с предлогами «невзирая на», «несмотря на», «вопреки» и сравнительные обороты выступают в роли обособленных обстоятельств.
Примеры
Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения
Простое осложнённое предложение включает слова и обороты, уточняющие, пояснительные предшествующие члены предложения, к которым присоединяются словами «например», «даже», «особенно», «в частности», «в том числе» и союзами «то есть», «а именно».
Здесь, за уступом скалы, было почти безветренно.
Многие от скуки зевали, например Толя.
Загородный дом был построен в новом вкусе, то есть с балюстрадой.
Анна любит разные цветы, в том числе полевые ромашки.
Присоединительные обороты содержат уточнение, пояснение или дополнительное замечание ко всему предложению.
Анна в деревне скучала, притом сильно.
У дедушки Матвея выиграть в шахматы, даже случайно, невозможно.
Анна Петровна не любит кошек, особенно из-за их шерсти в доме.
Машинально (не заметив как) она ответила на вопрос неправильно.
В осложнённое предложение включаются слова и конструкции, которые не являются его членами. Обращение, вводные слова и вставные конструкции грамматически не связаны с членами предложения и всегда выделяются знаками препинания.
Обращение
Обращение служит для привлечения внимания собеседника к тому, о чём идет речь. Слово или словосочетание имеет форму именительного падежа и произносится с характерной звательной интонацией.
И как ты, лапочка, все успеваешь сделать вовремя?
Где ты пропадаешь, милая моя, с утра до вечера?
Вводные слова
Вводные слова, словосочетания и предложения выражают отношение говорящего к предмету речи, указывают на источник сообщения, порядок мыслей, способ их изложения и пр.
Кажется, мне нечего возразить на ваше замечание.
Я, к большому моему сожалению, все-таки опоздал.
Нудный дождь, как нам кажется, зарядил до самого вечера.
Вставные конструкции
В простых предложениях в качестве осложняющего элемента используются вставные конструкции, которые содержат добавочные сведения, замечания, указания и пр. Для их выделения используется тире или скобки.
Неожиданный приход Насти — это было видно невооруженным глазом — не обрадовал их.
Через год (а время — лучший лекарь) все забудут о твоем проступке.
Мое откровенное заявление (что меня нисколько не удивило) никому не понравилось.
Научимся отличать простое осложненное предложение от сложного. Важно усвоить, что в сложном предложении содержится две и более грамматические основы, а в простом — только одна.
Выделив грамматическую основу, можно понять, что это простое предложение, осложнённое обращением и обособленным определением.
Видеоурок «Простое осложнённое предложение»
Осложненное предложение – что это такое понятным языком и про какие 5 осложнителей вам обязательно надо знать
Предложение, в котором есть хотя бы один из пяти осложнителей.
Осложненное предложение – это предложение, в котором есть хотя бы один из пяти осложнителей:
Разбираю каждый из пяти осложнителей
У меня есть отдельные статьи о каждом из них, поэтому я очень углубленно их анализировать не буду, но отмечу основные характеристики, про которые надо знать.
Однородные члены
Однородными могут быть любые члены предложения. Их можно узнать по перечислительной интонации, а также по двум признакам: одно главное слово, одинаковый вопрос. Примеры:
Чтобы понять, однородные члены предложения или нет – надо помнить про многие нюансы. Например, «зеленые, синие ленты» – однородные, а вот «маленькая извилистая речка» – неоднородные.
Читайте подробнее в отдельной статье, я постарался там все «разжевать».
Обращения
Их можно обнаружить по звательной интонации: «Я хочу есть, мам», «Я сегодня, Маш, не купил цветов», «Мурзик, кис-кис-кис».
Обращения нельзя выделять как члены предложения, потому что они ни от каких других слов не зависят. Но их обязательно надо выделить запятыми с обеих сторон.
Вводные слова
Это такие слова, которые можно «выкинуть» из предложения, и оно ничего от этого не потеряет. Например: «Я, в общем, подготовился к экзаменам, но все равно не сдал» – «Я подготовился к экзамену, но все равно не сдал».
Слова «итак», «во-первых», «во-вторых», «по словам очевидцев» – как раз вводные. Мы произносим их с выделительной интонацией и всегда выделяем запятыми на письме.
Статьи про вводные слова у меня пока нет, но я скоро обязательно ее напишу.
Вставные конструкции
Это слова или даже целые предложения, которые хочется «взять в скобки». Причем и интонационно, и на письме. Например: «Мой друг (по природе своей очень застенчивый) не побоялся прийти к нам в гости, когда мы его пригласили».
Обратите внимание, вставные конструкции могут еще выделяться двойными тире. Но скобки – более распространенный и общепринятый вариант их выделения.
Обособленные члены
Это такие члены предложения, которые мы «обособляем», то есть выделяем запятыми внутри предложения. Их отличие от вводных слов, вставных конструкций и обращений в том, что они всегда являются членами предложения.
Обособляются чаще всего причастные и деепричастные обороты. У меня про них есть отдельные статьи, где я объясняю, в каких случаях запятые нужны, а в каких нет. Посмотрите.
Прямая речь ничего не осложняет
Я на первом курсе вуза почему-то тупил и говорил, что прямая речь может осложнять предложение. Это не так. Потому что прямая речь делает простое предложение сложным.
Смотрите: “Я сказал: «Мы не будем участвовать в этом дурацком конкурсе!»”. Почему предложение сложное? Потому что в нем две грамматические основы: «Я сказал» и «Мы не будем участвовать».
Так что запомните, прямая речь ничего не осложняет.
Что говорить про осложнители при синтаксическом разборе
Когда вы делаете характеристику предложения, вы в самом конце должны про него сказать: «Осложненное. Осложнено …» – и перечислить осложнители.
Обратите внимание, в одном простом предложении может быть сразу пять осложнителей. Хотя встречается такое редко: «Во-первых, Саша, я тебе сказал, что Софья Павловна (учитель русского) завтра соберет ваши тетради и, проверив их, сразу выставит оценки за четверть».
Это предложение осложненное, оно осложнено обращением (Саша), вводным словом (во-первых), вставной конструкцией (учитель русского), однородными сказуемыми (соберет, выставит), обособленным обстоятельством, которое выражено деепричастным оборотом (проверив их).
Что отмечать на схеме осложненного предложения
Ничего. У простых предложений вообще нет смысла рисовать схему, потому что в этой схеме будет только две скобки. Схемы мы рисуем для сложных предложений, чтобы показать, что с чем связано, какие есть логико-грамматические части.
Иногда учителя требуют показывать осложнение внутри схемы. Они делают это для того, чтобы заставить ребенка в очередной раз увидеть осложнение. Если ваш учитель требует – выделяйте.
Обращения выделяются буквой «О», а однородные члены берутся в кружочек. Обратите внимание, если между однородными членами есть союзы – их тоже надо отображать на схеме.
Например, вот предложение: «Саша, вскипяти чайник и покорми хомячка». Оно осложнено обращением и двумя однородными сказуемыми. На схеме это будет выглядеть примерно так:
Обособленные члены надо подчеркивать в зависимости от того, каким членом предложения они являются. Над причастными и деепричастными оборотами надо еще рисовать крышку и писать внутри, что это за обороты. Например: «Балерина, танцуя на сцене, жила настоящей жизнью». Схема такая.
Если у вас при однородных членах есть обобщающие слова, то они выделяются кружком с точкой внутри. Возьмем для примера предложение: «На бал пришли все представители знати: бароны, графы, высшие сановники».
Полезные материалы по теме
Подпишитесь на мою рассылку. Я буду еженедельно присылать вам лучшие статьи по русскому языку. В ближайшие 5-6 месяцев их будет много.
Посмотрите мое видео о том, как надо выделять причастный оборот при разборе предложения по членам. Ученики всегда здесь путаются и либо никак не выделяют, либо выделяют просто как обстоятельство.
Посмотрите три моих подборки с курсами по русскому языку. Они вам помогут подготовиться к экзаменам и проверочным работам. В каждой подборке вас ждут «плюшки» – бесплатные справочники и пособия, которые можно скачивать прямо из статей. Я их сам подбирал, они очень хорошие:
Напишите, пожалуйста, ваше мнение о статье в комментариях. Напишите обо всех недостатках, которые вы видите, чтобы я мог их доработать и сделать этот материал лучше. Свои вопросы можете писать там же, я отвечаю в течение суток.
Грамматический разбор на уроках русского языка. Тема: «Осложненные предложения. Сложное предложение»
Учащиеся средней школы должны овладеть не только глубокими теоретическими познаниями, но и прочными практическими навыками. С этой целью немаловажная роль в учебном процессе отведена грамматическому разбору, который помогает практически усвоить изучаемые в курсе современного русского языка грамматические категории, осмыслить правила орфографии и пунктуации, систематизировать и закрепить полученные знания. Этот вид упражнений служит эффективным приёмом организации самостоятельных занятий по русскому языку, приёмом самоконтроля и проверки знаний. Грамматический разбор широко используется при изучении всех разделов грамматики.
Предмет данной серии статей – грамматический разбор на уроках русского языка в школе. Грамматический разбор – это анализ в данном тексте определённых грамматических явлений (целые предложения или их части, члены предложения, отдельные морфемы и т.д.), отнесение их к тому или иному грамматическому разряду и грамматическую характеристики разбиваемого предложения или отдельного слова.
На уроках русского языка любой вид разбора предполагает мотивировку ответа: от ученика требуется развёрнутый, логически обоснованный, связный ответ, в котором даётся описание языкового явления и обосновывается отнесение его к той или иной грамматической категории.
Таким образом, грамматический разбор содействует повышению общей языковой культуры детей, развивает их речь, помогает осмыслить логическую связь явлений языка.
Актуальность статей заключается в осмыслении важности разграничения понятий и видов грамматического разбора. В данной серии статей рассматриваются образцы фонетического, различных видов морфологического и синтаксического, а также орфографического и пунктуационного разбора.
Новизна работы заключается в широте привлеченного материала для анализа различных видов грамматического разбора.
В первой статье рассматривается порядок и образцы фонетического разбора, морфемный, словообразовательный и этимологический анализ. Фонетика – немаловажна и трудная часть курса русского языка в школе. Предлагаемые схемы помогут учащимся организовать самостоятельное изучение данной темы и систематизировать полученные знания.
Во второй статье рассмотрены порядок и примеры морфологического разбора.
Орфографическому и пунктуационному разбору отведено важное место в школьном курсе, следовательно, учащиеся должны хорошо владеть этими видами разбора. Так как орфография, пунктуация тесно связаны с грамматикой, в данную статью включены схемы орфографического и пунктуационного разбора.
В третьей статье дан подробный анализ орфографического разбора, синтакчического разбора словосочетания, простого предложения: всех его типов (назывного, определенно-личного, неопределенно-личного, обобщенно-личного и бессоюзного предложения), дан порядок их анализа и образцы разбора односоставных предложений.
В четвертой статье рассмотрен анализ осложненных предложений, дан порядок и образец разбора по членам предложения, анализ сложносочиненного и сложноподчиненного предложения и предложения сложноподчиненного усложненного типа.
И, наконец, в пятой статье рассматриваются вопросы, связанные с бессоюзным сложным предложением (многочленные бессоюзные сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи)
Цель данной серии статей – помочь учащимся в подготовке к ЕГЭ и к урокам русского языка.
Одна из задач подготовки учащихся к экзаменам – научить их применять на практике теоретические знания, полученные при изучении школьного курса русского языка.
Определить круг вопросов по каждой теме и основное направление в работе учителям русского языка и учащимся помогут содержащиеся в каждом разделе статьи краткие методические указания. Рекомендации даны к наиболее трудным темам.
Целесообразно приступать к полному грамматическому разбору после изучения всего материала данной темы или раздела.
При упражнениях в грамматическом разборе по предлагаемым схемам учителю необходимо добиваться исчерпывающих ответов на вопросы. Это позволит сознательно усвоить и закрепить почти весь теоретический материал курса.
Выполняя предложенные упражнения, учащийся должен осмыслить и запомнить порядок разбора и его объём и научиться излагать свои наблюдения литературным языком в виде связного рассуждения.
Методологическую основу работы составили методы и способы грамматического разбора в вузе и в школе. В статью включен анализ многочисленных предложений с разными видами связи (союзной – сочинительной и подчинительной; союзной и бессоюзной), а также анализ бессоюзных предложений.
Опорными стали труды акад. В.В. Виноградова, Д.Э Розенталя, Н.С. Валгиной, Т.Ф.Ивановой, Н.М.Шанского и др.
Осложнённые предложения
При анализе осложненных простых предложений (см. П. 6) прежде всего отмечается, чем осложнено это предложение, затем раскрывается грамматические и функциональные особенности осложнявшим конструкций. Например, характеризуя обособленные члены предложения, надо сначала назвать, какие члены предложения обособлены, затем определить условия обособления, функции обособленных членов; при анализе однородных членов нужно вначале классифицировать их как члены предложения (подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство), установить характер связи между этими членами предложения и средства её выражения (интонация, союзы); вводные конструкции характеризуется с точки зрения их грамматической структуры (слово, сочетание слов, глагольное, именное, наречное; предложение), эмоциональная оценка, способ выражения мысли; последовательность их изложения и т. д.
Образец разбора осложнённых предложений
(разберём п.6, т. е. проанализируем лишь осложняющие конструкции)
Охваченный охотничьим волнением, я побежал, держа ружьё наперевес, сквозь густой кустарник, ломая ветви и не обращая внимания на их жестокие удары. (А. Куприн «Олеся»).
а) предложение осложнено обособленным определением и двумя обособленными обстоятельствами.
б) определение «Охваченный охотничьим волнением» выражено причастным оборотом, стоит перед определяемым словом, обособляется, потому что указывает на признак подлежащего и одновременно по смыслу относится к сказуемому, выражая добавочное обстоятельственное значение причины (почему побежал?)
в) обстоятельство образа действия «держа ружьё наперевес» выражено деепричастным оборотом, относится к сказуемому и обособляется.
в) обстоятельство «ломая ветви и не обращая внимания на их жестокие удары» выражено деепричастным оборотом и обособляется.
Члены предложения
Принципы классификации членов предложения учащимся хорошо знаком ещё с начальной школы (подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство). Новые знания в старшей школе учащиеся получают, когда речь заходит о классификации сказуемых. По структурному признаку выделяются простые и составные сказуемые. По морфологическому выражению сказуемые делятся на именные и глагольные. Таким образом, разбор по членам предложения становится более летальным и глубоким.
Порядок разбора по членам предложения
1) Главные члены двусоставного предложения или главный член односоставного предложения, способ их выражения;
а) подлежащее, грамматический способ его выражения; для подлежащего, выряженного словосочетанием: какими частями речи являются его члены и в какой форме употреблены;
б) сказуемое; его тип (простое глагольное сказуемое, составное глагольное сказуемое, составное именное сказуемое); способ выражения сказуемого: значение и способ выражения составных частей в составных сказуемых; тип связки и способ выражения именной части в именном сказуемом; согласованное, несогласованное сказуемое.
2) Второстепенные члены предложения (сначала относящиеся к подлежащему, затем – к сказуемому); их характеристика:
а) дополнение; тип дополнения по слову, от которого оно зависит (приимённое, приглагольное, принаречное); на какой вопрос отвечает; прямое или косвенное ; грамматический способ его выражения;
б) определение; согласованное или несогласованное; к какому слову относится; на какой вопрос отвечает; чем выражено;
в) приложение, его значение; к какому слову относится; чем выражено; согласуется ли с определяемым словом; в чём согласуется; знаки препинания при приложении.
г) обстоятельство; разряд по значению (места, времени, причины, образа и способа действия, меры, цели,условия, уступки) на какой вопрос отвечает; грамматический способ выражения;
Образец разбора по членам предложения.
Юному композитору Моцарту поручили сочинить оркестровую серенаду. (М. А. Давыдова «Вольфганг Амадей Моцарт. Биографический очерк»)
Поручили – главный член (сказуемое) односоставного, неопределённо-личного предложения; простое глагольное сказуемое, выраженное глаголом в форме изъявительного наклонения, прошедшего времени, множественного числа;
Моцарту – приглагольное дополнение, зависит от глагола-сказуемого и отвечает на вопрос (предложили) кому?, дополнение косвенное, выраженное формой дательного падежа имени существительного (собственного)
Композитору – приложение, указывает на профессию; относится к существительному-дополнению (Моцарту), выражено нарицательным существительным; согласуется с определяемым словом в падеже (Д.п.), в данном случае происходит совпадение форм рода и числа.
Юному – согласованное определение к приложению композитору; отвечает на вопрос(какому композитору?), выражено прилагательным.
Сочинить – приглагольное дополнение, зависит от глагола-сказуемого, отвечает на вопрос что предложили?; выражено объектным инфинитивом;
Серенаду – приглагольное дополнение, зависит от переходного глагола сочинить, прямое дополнение, выражено существительным в винительном падеже без предлога.
Оркестровую – согласованное определение к дополнению серенаду, отвечает на вопрос (какую серенаду?), выражено прилагательным.
Сложное предложение
В основу предлагаемых схем положена наиболее распространена в современной науке классификация сложных предложений на сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзные. При работе над данной темой следует обратить внимание на следующие вопросы:
1) Определение сложного предложения.
2) Средства связи частей сложного предложения.
3) Особенности сочинения и подчинения частей сложного предложения. Определение сложносочинённого и сложноподчинённого предложения.
4) Структурно-семантический принцип классификации сложноподчинённых предложений.
5) Типы бессоюзных предложений.
Анализ сложных предложений по предлагаемым схемам возможен лишь при условии глубокого изучения перечисленных вопросов.
При проведении грамматического разбора сложного предложения нужно придерживаться следующего порядка: после прочтения предложения и аргументации поставленных знаков препинания (в трудных случаях мотивировка того или иного знака препинания может быть дана лишь после анализа структурных особенностей предложения) следует определить количество простых предложений, составляющих сложное. Для этого требуется найти в каждой части грамматическую основу (подлежащее и сказуемое в двусоставном предложении; главный член в односоставном предложении), определить границы этих частей, отделив их вертикальными линиями и пронумеровав.
После этого нужно обратить внимание на средства связи частей и по ним определить тип сложного предложения (сложносочинённое, сложноподчинённое, бессоюзное).
Сложносочинённые предложения
Классификация сложносочиненных предложений дается с учётом характера смысловых отношений и средств связи между его частями. В соответствии с этим выделяются сложносочиненные предложения с соединительными, разделительными и противительными союзами (соответственно и смысловыми отношениями).
Порядок разбора сложносочинённых предложений
1) Количество простых предложений, входящих в состав сложносочинённого предложения, их границы.
2) Какими союзами связываются простые предложения, их значение (соединительные, разделительные, противительные)
3) Грамматический способ выражения этих отношений (союзы и их типы, видо-временные формы глаголов-сказуемых, порядок следования частей, синтаксический параллелизм, неполнота одной из частей).
Я иду черной лошадиной тропой, и мне чудится в шелесте берез укор вечных свидетельниц человеческого горя и радости. (В. Белов «На Родине»)
Сложноподчинённые предложения
Для анализа сложноподчиненного предложения важно определить его структурные особенности (отнесённость придают очного предложения ко всему главному или к отдельному слову; использование в качестве средств связи частей союза или союзного слова и выявление смысловых отношений между частями сложноподчинённого предложения.
Порядок разбора сложноподчинённого предложения
То, что так мучило её вчера, теперь казалось сущим пустяком.
1) Предложение сложноподчиненное, состоит из главного(зачитать) и придаточного (зачитать), которое находится внутри главного.
2) Придаточное относится к слову в главном предложении, к местоимению то, употребленному в значении существительного.
3) Придаточное предложение присоединяется к слову при помощи относительного местоимения (союзного слова) что.
4) Смысловые отношения близки к определительным (вопроса поставить нельзя).
5) Это сложноподчинённое предложение с придаточным местоименно-определительным.
Схема предложения.
Предложения сложноподчинённые усложнённого типа
Порядок разбора сложноподчинённых предложений усложнённого типа
1) Количество простых предложений, их границы.
2) Тип усложнённого предложения: предложение с несколькими главными частями, предложение с несколькими придаточными, их разновидность: с последовательным подчинением, с однородным, неоднородным соподчинением, параллельным подчинением или смешанного типа.
Образец разбора сложноподчинённых предложений усложненного типа
В особенности радовало Левина то, что он знал теперь, что выдержит. (Л.Н.Толстой «Анна Каренина»)
Предложение сложноподчиненное, усложненного типа, состоит из главного(зачитать) и двух придаточных (зачитать). Придаточные связаны между собой последовательным подчинением. К главному относится придаточное 1 степени, к нему относится придаточное второй степени.
Дальнейший разбор идёт по приведённой выше схеме разбора сложноподчинённого предложения минимальной конструкции.
(1)Женя так крепко спала, (2)что, (3)когда утром зазвонил телефон,(2) она не сразу поняла, (4)что находится в чужом доме. (по А.Гайдару «Тимур и его команда»)
Это сложноподчинённого предложение усложнённого типа (многочленное), состоящее из четырёх частей (назвать ).По характеру взаимоотношения частей это предложение смешанного типа: с последовательным и неоднородным соподчинением. Придаточные предложения связаны между собой последовательным подчинением (1,2,3 предложения) и параллельным подчинением (3,4 предложения по отношению ко 2-му). К главному предложению (1) относится придаточное 1-й степени (2); к придаточному первой степени (2) относятся два придаточных второй степени (3, 4), которые связаны параллельным подчинением.
Дальнейший разбор идёт по приведённой выше схеме разбора сложноподчинённого предложения минимальной конструкции.