Чем может быть полезно интеллектуальное волонтерство профессионалу

«Быть интеллектуальным волонтером выгодно»: бизнесмен и филантроп Гор Нахапетян — о новой бизнес-этике

Интеллектуальное волонтерство — это форма благотворительности, когда человек безвозмездно использует свои профессиональные навыки и знания на благо другим. Оно не менее важно, чем другие виды помощи, финансовой и гуманитарной. Вообще любое волонтерство правильное. В свое время, когда мы играли в КВН, я говорил, что КВН — это образ жизни, так же и здесь. Сегодня мы, кажется, наконец приходим к обществу, в котором, если ты не имеешь в своей жизни частичку волонтерства, ты уже не цельный персонаж. На Западе эта идея давно укоренилась, мы подходим к ней только сейчас, и этому есть объяснение. Мы вышли из Советского Союза, где вообще не было системной благотворительности — государство решало за нас все вопросы. Мы могли подать кому-то около церкви, но на этом все заканчивалось.

Есть вторая проблема. Это миф, что добрые дела нужно делать тихо, и мы с ним активно боремся. Наоборот, нужно кричать, что ты занимаешься благотворительностью, потому что это запускает цепь добра. Надо быть примером в семье, среди друзей и на работе, чтобы все больше людей в это вовлекалось. Форм вовлечения существует множество, интеллектуальное волонтерство, пожалуй, самая авангардная из них, по крайней мере в России. В США оно известно с середины XX века, когда адвокаты соглашались защищать кого-то в суде pro bono (во благо), то есть бесплатно. Сегодня интеллектуальное волонтерство гораздо больше, чем просто помощь одного человека другому. Это, помимо прочего, важный элемент бизнеса.

Зачем это нужно бизнесу

Как говорит преподаватель Московской школы профессиональной филантропии Александр Семин, сейчас то время, когда любая коммуникация эффективна, если она социальна. Если посмотреть на многие успешные рекламные кампании, станет очевидным, что они несут в себе социальную направленность. Косметический бренд теперь продает не просто крем, а идею, что любая женщина может быть красивой, с кремом или без. Модные бренды делают акцент на своей экологичности: посмотрите, мы создаем кроссовки из водорослей и пластика. Цивилизация зашла в определенный тупик, когда человек может уничтожить планету, и в этом тупике наша социальная позиция — благотворительность, волонтерство, любая другая помощь — помогает выживать и дает определенные смыслы. Людям, компаниям и их сотрудникам важно, в какой позиции они находятся, каким ценностям следуют, как участвуют в решении глобальных социальных проблем.

Поэтому сегодня внедрение политики КСО (корпоративной социальной ответственности) и создание программ устойчивого развития — это неотъемлемая часть построения мощного HR-бренда и инструмент, необходимый для сохранения конкурентоспособных позиций компании. Так происходит и с компаниями, которые подключаются к платформе ProCharity фонда «Друзья» и становятся HR-партнерами, то есть донорами интеллектуальных волонтеров в лице своих сотрудников. Это означает, что компания оплачивает своим специалистам рабочее время, которое они посвящают помощи благотворительным организациям (сейчас платформой пользуется 400 социально ориентированных НКО, еще столько же проходит процесс проверки и верификации данных, чтобы получить доступ к платформе. — Forbes Life). Например, дизайнер создает макеты для рекламных листовок какого-то фонда, бухгалтер помогает с отчетами, SMM-менеджер готовит посты для социальных сетей и т. д. Выгоду получают все участники цепочки: и НКО, и работодатель, который поднимает статус своей компании, и сотрудник, чувствующий особую важность своей работы.

Недавно главы крупнейших компаний мира, в том числе Apple, Amazon, General Motors (всего 181 компания), выступили с заявлением, что эра, когда главной задачей CEO было получение максимальной прибыли акционерами компании, прошла. Наступили новые времена с новыми глобальными ценностями и новой бизнес-этикой.

Судя по тому, что уже более 20 корпораций подписались на нашу платформу ProCharity, в России тоже укрепляется эта идея. Нашими партнерами уже стали Тинькофф Банк, «Ростелеком», Альфа-банк, Coca-Cola, «Сибур», IKEA, «Билайн» и многие другие. Помогают не только фондам-участникам платформы, но и самому проекту. Например, IT-компания, входящая в холдинг USM (генеральный директор USM Management Иван Стрешинский является членом правления фонда «Друзья». — Forbes Life), бесплатно занимается технической поддержкой платформы и активно участвует в разработке, тестировании и внедрении новых технологических решений на ProCharity. Генеральный партнер проекта Mastercard поддержал идею развития интеллектуального волонтерства еще на этапе разработки самой платформы, когда прототип программы был буквально чертежом на салфетке. Сейчас в Mastercard сотрудникам выделяют для исключительно волонтерской деятельности несколько дней в месяц — рабочих, оплачиваемых дней, поощряя тем самым своих сотрудников проявлять социальную активность. У больших консалтинговых компаний — McKinsey, BCG — деятельность pro bono тоже является частью корпоративной культуры. McKinsey помогали нашему фонду разрабатывать стратегию для фонда «Доктор Клоун», участника программы «Команда профессионалов». BCG подготовила стратегию Школы для врачей хирургов-онкологов. Появляются рейтинги социально ответственных компаний, премии и ассоциации, которые занимаются популяризацией корпоративного волонтерства и стимулируют развитие услуг pro bono на российском рынке.

Сегодня мы приходим к обществу, в котором, если ты не имеешь в своей жизни частичку волонтерства, ты уже не цельный персонаж

Зачем это нужно каждому

Но необязательно ждать, пока компания, в которой вы работаете, внедрит программу интеллектуального волонтерства — можно и даже нужно действовать самостоятельно. Каждый человек хочет создавать ценность в этом мире, но не каждый может помогать финансово или заниматься классической волонтерской деятельностью. Интеллектуальное волонтерство решает эту проблему и помогает почувствовать особую значимость своей работы. Инвестируя свои профессиональные навыки и время в доброе дело, вы буквально делаете мир чуть лучше и сами становитесь неравнодушным человеком как к чужим проблемам, так и к собственной работе.

Вторая проблема — это доверие, с которым у нас пока есть проблемы. Мы не доверяем друг другу, не доверяем соседям, институтам, бизнесу. С помощью волонтерства радиус доверия увеличивается, люди начинают верить в добро, в себя, свои возможности и способность повлиять на общую ситуацию. Я с радостью возьму на работу человека, у которого в резюме написано, что он интеллектуальный волонтер, потому что мы все хотим находиться в кругу людей, объединенных общими ценностями. Мой сын окончил школу в Англии, получил плохие выпускные оценки, но даже при этом смог поступить в один из лучших вузов мира, Нью-Йоркский университет. Я думаю, он поступил, потому что люди [из приемной комиссии] прочитали его эссе, где он описывал свой волонтерский опыт и участие в социальных проектах. В западной системе образования, как и на рынке труда, эссе играет огромную роль. Важны не только оценки в дипломе и опыт работы, но и то, какой ты человек. Мы все в своих резюме стараемся немного рассказать о себе — о своих увлечениях, любимом спорте, неординарных талантах и навыках. Волонтерство — то, что выделяет кандидата среди других, на что обращают внимание HR-специалисты, в том числе и в России.

В-третьих, интеллектуальное волонтерство — это площадка, где можно развивать свои навыки. Люди со всего мира, окончившие медицинские вузы, едут работать в Африку, чтобы отточить там свое мастерство. Учителя на несколько лет уезжают учить детей в деревнях стран третьего мира, где образовательные учреждения находятся в плачевном состоянии. Юристы берутся за кейсы бездомных людей — и добиваются системных изменений и справедливости для своих подопечных. Все эти люди хотят не только поменять мир, но и меняются сами, набираясь колоссального опыта. Необязательно уезжать на другой край света, чтобы добиться такого эффекта, — достаточно сделать запрос в местные благотворительные организации, чья миссия отзывается лично у вас в душе, и спросить, нужна ли им ваша профессиональная помощь.

Быть интеллектуальным волонтером выгодно, потому что это становится частью вашей личности. Это помогает прокачать профессиональные навыки, повысить вашу стоимость на рынке труда, стать лидером, за которым пойдут другие, — и заодно чистит карму. Волонтерство повышает уровень доверия к вам и дает фантастические знакомства, причем с лучшими людьми — такими же неравнодушными и интересными.

Источник

Интеллектуальное волонтерство: как помощь другим сделает вас профессионалом в работе

Разбираемся, как профессиональные компетенции могут служить во благо человечеству и нам самим.

Сегодня речь пойдет о том, каким образом квалифицированный специалист может внести посильный вклад в благое дело, используя свои профессиональные умения. Часто НКО (некоммерческой организации) или социальным предпринимателям требуется помощь в решении узкопрофильных задач (например, сделать сайт или проект договора), а нужных компетенций для этого у них нет.

Интеллектуальное волонтерство: что это?

За рубежом термином «интеллектуальное волонтерство» никого не удивишь: там это хорошо развито и пользуется спросом. Например, в США ассоциация юристов рекомендует практикующим специалистам не менее 50 часов в год оказывать бесплатные консультации. У нас это направление находится на начальном этапе развития, но уже становится трендом.

Интеллектуальное волонтерство можно определить, как безвозмездное оказание профессиональных услуг благотворительным или другим некоммерческим организациям. Что полезного может сделать специалист для НКО? Написание тестов, разработку сайта, создание логотипа, делопроизводство, проверку договоров и даже разработку маркетинговой стратегии.

Помощь бывает разной

У интеллектуального волонтерства есть несколько разновидностей. Первое — pro bono — оказание бесплатной помощи в рамках своей профессии. Допустим, филолог готовит для НКО перевод текста. Если профессионал делает ту же работу не бесплатно, а с большой скидкой, это уже будет называться low bono. Еще один вид — skill-based — подразумевает, что человек безвозмездно делится навыками, которые не входят в его ежедневные обязанности. Например, дизайнер интерьера хочет расширить свои компетенции и берет задание по разработке оформления логотипа организации.

Решение о том, чтобы заниматься pro bono волонтерством, может приниматься на уровне компании. Особенность корпоративного волонтерства в том, что сотрудники тратят на него не личное, а рабочее время. 90% опрошенных руководителей отметили, что интеллектуальное волонтерство повышает у сотрудников лидерские навыки, а 100% — убеждены, что pro bono позитивно влияет на бренд компании.

Что дает интеллектуальное волонтерство?

Сегодня мало что делается бесплатно: каждый ценит личное время и средства. Волонтерами становятся по разным причинам. Кто-то хочет «прокачать» профессиональные умения и навыки, которые он не способен реализовать на текущем месте работы. Обычно по завершении первого же задания становится понятно, стоит ли этим продолжать заниматься. Допустим, у человека появилось желание освоить разработку сайтов, но нет понимания, с чего начать и как выстроить процесс изучения. Можно помочь социально значимому проекту и заодно прокачать свои навыки в этой теме. Примеры проектов, которые делались таким образом — заруку.рф и ZenSay.

Многим НКО, например, «Фонду помощи бездомным и беспородным животным», периодически нужны статьи-интервью для публикации в СМИ и соцсетях. Для волонтера участие в проекте станет отличным опытом, возможностью проявить способности интервьюера, а для организации — решением стратегической задачи по продвижению идеи.

Большинство добровольцев считают, что полученные в ходе выполнения проекта связи и опыт — гораздо важнее денег. Кроме того, участие в волонтерской деятельности способствует не только расширению кругозора, но и собственных представлений. К примеру, написание статей или волонтерство для проекта об искусстве для детей и молодых людей с особенностями ментального развития, помогает лучше понять проблемы социализации этих людей.

Для выпускников учебных заведений интеллектуальное волонтерство — это возможность получить хорошие кейсы для портфолио. Работодатели, как известно, с осторожностью относятся к начинающим специалистам. Упоминание об участии в социальных проектах обращает на себя внимание и выделяет соискателя среди других потенциальных сотрудников. По результатам социологического опроса, 82% HR-менеджеров, практикующих корпоративное волонтерство, предпочтут кандидата, указавшего в резюме информацию об участии в skill-based или pro bono.

НКО и волонтеры: как найти друг друга?

Интеллектуальное волонтерство в России — направление, практически неизвестное широким массам. Люди плохо информированы о том, что есть такая возможность — реализовать профессиональные компетенции в благотворительных целях. Крупные компании не в курсе, как нематериально могут помочь некоммерческим организациям. А НКО и социальные предприниматели, в свою очередь, не знают, где быстро найти специалистов, которые справились бы с поставленной задачей.

С целью упростить коммуникацию между потенциальными волонтерами и НКО, а также повысить уровень их информированности, были созданы онлайн-платформы интеллектуального волонтерства

Онлайн-платформы для интеллектуального волонтерства

Todogood — платформа социальных изменений, позволяющая профессионалам из бизнес-сферы применить умения и навыки в решении стратегических задач НКО. Чтобы стать волонтером, нужно иметь как минимум двухлетний опыт работы по специальности и возможность уделять pro bono от пяти часов еженедельно. После регистрации, участники выбирают командный проект для реализации, ход которого обязательно курирует ментор — консультант Todogood. Компаниям ресурс предлагает программы и мероприятия под индивидуальные потребности.

Если Todogood больше ориентирован на командную работу, то платформа ProCharity привлекает специалистов для индивидуальной работы. Для начала волонтеру нужно зарегистрироваться на онлайн ресурсе, а затем — откликнуться на задание по профилю. После подтверждения заявки, можно приступать к выполнению проекта. За каждую решенную задачу участник получает баллы, которые впоследствии можно обменять на бонус. Например, билеты со скидкой 30% в сети кинотеатров «КАРО». Procharity можно использовать как инструмент для набора подрядчиков на некоммерческие проекты.

«IT-волонтер» — платформа, на которой можно не только оказать помощь НКО, но и самому создать задачу и воспользоваться услугами специалистов. Бонусами для волонтеров за хорошую работу могут стать небольшой гонорар, упоминание на сайте или в социальных сетях, благодарственное письмо и даже вкусное лакомство.

Если у вас нет возможности помочь материально или вы не знаете, с чего начать путь добровольца, стоит присмотреться к новому направлению — интеллектуальному волонтерству. Быть может, именно в ваших навыках сейчас остро нуждается какой-то благотворительный фонд. Помните, что несколько часов вашей работы могут стать решением серьезной проблемы для другого человека.

Источник

Интеллектуальное волонтерство: помогать с умом

Чем может быть полезно интеллектуальное волонтерство профессионалу. Смотреть фото Чем может быть полезно интеллектуальное волонтерство профессионалу. Смотреть картинку Чем может быть полезно интеллектуальное волонтерство профессионалу. Картинка про Чем может быть полезно интеллектуальное волонтерство профессионалу. Фото Чем может быть полезно интеллектуальное волонтерство профессионалу

Кто такой волонтер, знают, наверное, все. А кто такой интеллектуальный волонтер, и чем он занимается? Об этом рассказала Элина Полухина, директор по корпоративным HR-программам платформы социальных изменений todogood, которая занимается продвижением этого направления.

Чем может быть полезно интеллектуальное волонтерство профессионалу. Смотреть фото Чем может быть полезно интеллектуальное волонтерство профессионалу. Смотреть картинку Чем может быть полезно интеллектуальное волонтерство профессионалу. Картинка про Чем может быть полезно интеллектуальное волонтерство профессионалу. Фото Чем может быть полезно интеллектуальное волонтерство профессионалу

— Что такое интеллектуальное волонтерство?

— Это понятие зародилось в середине прошлого века в США. Наверняка вы слышали в американских фильмах о бесплатных адвокатах, — это как раз оттуда. Еще оно называется pro bono. Обычный волонтер может убирать мусор, сажать деревья, ездить в дома престарелых и т. д. Интеллектуальный волонтер безвозмездно помогает своими профессиональными умениями. Если это юрист, он может проверять договора, дизайнер может создавать логотипы, креатор может генерить идеи. На Западе сейчас это направление очень развито. Там такой формат помогает решать серьезные стратегические задачи для некоммерческих организаций, связанных с развитием, масштабированием, маркетинговой или фандрайзинговой (привлечение денежных средств — прим. ред.) стратегии.

— Каким компаниям помогают интеллектуальные волонтеры?

— Благополучателями являются некоммерческие организации, в основном, благотворительные фонды, например, «Старость в радость», «Ночлежка», социальные предприниматели, Impact Hub, бюджетные организации здравоохранения, образования и культуры, в том числе театр РАМТ, музей Муравьева-Апостола и даже Третьяковская галерея. Все эти организации разные, но выполняют в той или иной степени свою социальную миссию.

— За какой помощью чаще всего организации обращаются?

— Есть три типа проектов, с которым к нам чаще всего приходят. Первый тип, с которым приходят 90% организаций — фандрайзинговая стратегия, то есть способы привлечения средств, второй — маркетинговая, коммуникационная стратегия и третья — бизнес-план. Например, фонд «Старость в радость» пришел за фандразинговой стратегией, чтобы увеличить число сборов и выйти на новую целевую аудиторию. Команда волонтеров разработала им проект, в результате сборы возросли почти на 15%. Третьяковская галерея обращалась с проектом онлайн-образования. Как правило, бюджетные организации приходят за помощью в развитии направлений, у которых по ряду причин не хватает ресурсов для построения системы стратегического развития.

Чем может быть полезно интеллектуальное волонтерство профессионалу. Смотреть фото Чем может быть полезно интеллектуальное волонтерство профессионалу. Смотреть картинку Чем может быть полезно интеллектуальное волонтерство профессионалу. Картинка про Чем может быть полезно интеллектуальное волонтерство профессионалу. Фото Чем может быть полезно интеллектуальное волонтерство профессионалу

— Как вы находите волонтеров?

— Волонтеры приходят из разных компаний. Для этого человеку нужно подать заявку на сайте, заполнить анкету и пройти собеседование, чтобы его занесли в базу согласно компетенциям. Основная часть волонтеров — это молодые специалисты до 30 лет с опытом работы 5–7 лет. Всего с 2016 года больше 1200 человек приняли участие в разных проектах. Это интересно также и молодым специалистам поколения Y и Z. Есть даже топ-менеджеры российских и западных компаний, директора разных направлений. Я сама была директором по персоналу и у себя в компании внедряла интеллектуальное волонтерство. Мы делали проекты для фондов, я проводила стратегические сессии. Сейчас мы развиваем второе направление — корпоративное, когда волонтерами становятся сотрудники одной компании. Мы работаем с эйчар-департаментами компаний, предлагаем новые варианты развития своих скилов, возможность делать добро, меняя мир в лучшую сторону.

— Кто финансирует todogood?

— Если говорить о сотрудничестве с компаниями, то мы являемся агентством, оказывающим услуги, которые оплачивает коммерческая организация также, как оплачивает тим-билдинг или образовательный проект. В эту сумму входит оплата мероприятий. В свою очередь компании предоставляют нам сотрудников, которые развивают свои навыки. Участвуя в таких проектах, работодатель решает задачи командообразования, hr-бренда и его социальной ответственности с помощью выполнения проектов для НКО. Если некоммерческая организация обращается к нам напрямую, то выполнение проекта они оплачивают сами, покрывая организационные и инфраструктурные расходы. Для них стоимость будет меньше, чем для коммерческой организации. Заниматься бесплатно было бы неправильно, так как мы даем экспертную оценку и имеем огромный опыт по подобным проектам. Если говорить о корпоративном формате, то мы так подбираем НКО коммерческой компании, чтобы они сочетались по своей миссии, ценностям и подходам, иногда по направлению деятельности. Например, обе компании помогают экологии или детям и т. д. Мы сопровождаем команды на всех этапах работы.

Чем может быть полезно интеллектуальное волонтерство профессионалу. Смотреть фото Чем может быть полезно интеллектуальное волонтерство профессионалу. Смотреть картинку Чем может быть полезно интеллектуальное волонтерство профессионалу. Картинка про Чем может быть полезно интеллектуальное волонтерство профессионалу. Фото Чем может быть полезно интеллектуальное волонтерство профессионалу

— Ваши клиенты — это крупный бизнес?

— В основном это большие компании. У малого бизнеса другие задачи. Но к нам может обратиться любая компания, мы можем подобрать любой кейс в зависимости от компетенций участников. Дадим сложную задачу или простую. Ограничений никаких нет. Если говорить о стоимости, то она сопоставима с ценой какого-либо тренинга или тим-билдинга, которые заказывают работодатели.

— На ваш взгляд, насколько интеллектуальное волонтерство развито в России?

-В нашей стране оно находится начальном этапе развития. Если смотреть на западный опыт, то это уже становится трендом. Этим начинают интересоваться. Многим компаниям не хватает знаний «что это такое и как это применять», но интерес я вижу огромный. В будущем оно будет актуально, так как поколению Y и Z важны дополнительные смыслы, которые им может предоставить работодатель. Кроме того, люди могут прокачать свои профессиональные навыки, которые не могут реализовать у себя на работе. Выполнив 1–2 проекта, можно стать тимлидом и в дальнейшем руководить командой волонтеров, решая реальные задачи НКО.

*Элина Полухина более 15 лет проработала в сфере HR, была директором по персоналу. На последнем месте работы внедряла принципы волонтерства и благотворительности как части корпоративной культуры. В течение года была интеллектуальным волонтером. За это время помогла благотворительному фонду «Детские домики», дому слепоглухих «Пучково», дому-музею Муравьева-Апостола.

Источник

Что такое интеллектуальное волонтёрство и кому это выгодно

Есть несколько общепринятых способов поучаствовать в благотворительности: можно перечислить пожертвования, отдать свои вещи, ухаживать за животными в приютах и так далее. Но оказывается, у каждого человека есть возможность использовать во благо и свои профессиональные навыки, ведь разным благотворительным фондам тоже нужны программисты, юристы или, например, дизайнеры. Мы разобрались, какие платформы для интеллектуального волонтёрства есть в России, чем они отличаются друг от друга, спросили пермские фонды об их опыте взаимодействия с добровольцами, а также узнали у самих волонтёров, зачем им это нужно.

Что такое интеллектуальное волонтёрство?

«В западных странах это распространённая и понятная практика, когда специалисты делятся своим временем, знаниями и помогают НКО консультациями или своей работой бесплатно, рассказал интернет-журналу „Звезда“ Влад Лавриченко координатор „Теплицы социальных технологий“, общественного проекта, направленного на развитие сотрудничества между некоммерческим сектором и IT-специалистами. Из юридической среды пришло понятие pro bono оказание профессиональной помощи благотворительным, общественным и иным некоммерческим организациям на безвозмездной основе».

Влад говорит, что в России пока ещё немного специалистов вовлечены в волонтёрскую деятельность: не знают, что их помощь очень нужна НКО, не знают, как это разумно сделать, и где найти запросы на такую помощь. Поэтому создаются специальные платформы, призванные решить проблему недостатка информации о возможностях волонтёрства и упростить прямую коммуникацию между теми, кто готов помочь и теми, кому нужна помощь.

«Важная часть в истории с волонтёрством это просветительская, продолжает Влад Лавриченко. Мы рассказываем специалистам о том, почему важно и круто откликаться на задачи некоммерческих организаций. Ведь за рутинными для специалистов задачами (отрисовать логотип, настроить сайт, установить аналитику и т. д.) стоит невероятный социальный эффект. Вся помощь от специалистов это возможность для сотрудников НКО работать во много раз эффективней».

Если говорить о конкретных примерах, то, например, правильно настроенный плагин для сбора пожертвований через сайт позволяет сократить время сбора средств на помощь больным (а это в прямом смысле спасённые жизни), установленный сайт с каталогом животных помогает приютам с собаками и кошками многократно увеличить число животных, которые находят новых хозяев, а красиво смакетированный баннер привлечёт на экофестиваль больше людей, которые станут позже сторонниками НКО. Поэтому если специалисты понимают, насколько важна их помощь, они становятся настоящими волонтёрами с чёткой и понятной мотивацией помощи и участия.

Однако есть и другие мотивации, которые привлекают специалистов откликаться на задачи от НКО. Например, это начинающие специалисты, которые ищут для себя интересные кейсы для портфолио (например, создать макет бокса для пожертвований или разработать дизайн капельницы для пациентов-детей это всё крутые задачи для креатива и самореализации) или кейсы для развития своих навыков (набить руку, попробовать новое).

Чем может быть полезно интеллектуальное волонтерство профессионалу. Смотреть фото Чем может быть полезно интеллектуальное волонтерство профессионалу. Смотреть картинку Чем может быть полезно интеллектуальное волонтерство профессионалу. Картинка про Чем может быть полезно интеллектуальное волонтерство профессионалу. Фото Чем может быть полезно интеллектуальное волонтерство профессионалуФото: Мария Рокоссовская

Более опытные специалисты ищут для себя новые ниши для применения, ищут долгосрочное сотрудничество, а ещё нестандартные задачи для фестивалей, вдохновения и т. д. НКО же, кроме чувства самореализации и ощущения сопричастия к классному делу, иногда могут мотивировать специалистов своими сувенирами, консультациями (например, консультации юристов, психологов, врачей, исходя из темы и проблемы, с которой они работают), а есть ещё грамоты, сертификаты, отзывы, которые часто мотивируют больше, чем деньги от коммерческих заказов.

Какие платформы для интеллектуального волонтёрства есть в России?

На Правильно.ru можно зарегистрироваться в качестве эксперта-волонтёра или участника. Эксперты привлекают средства на добрые дела, делясь своим опытом и знаниями с другими участниками в обмен на их пожертвования. При регистрации на платформе эксперты выбирают, какому фонду или НКО хотят помогать в сборе средств, определяют, в каком формате они готовы общаться и консультировать, и назначают размер пожертвования в обмен на свои консультации. Потом эксперту поступает запрос на общение, он может отвечать на него, а может и отказаться. Если эксперт решает ответить, он может выбрать удобное время в течение трёх дней. После того, как эксперт пообщался с участником, фонд получает пожертвование.

«Мы уверены, что каждый из нас хотел бы кому-то помогать людям с тяжёлыми заболеваниями, детским домам, бездомным животным. Но далеко не у каждого есть возможность лично собирать вещи для пожилых людей, ухаживать за больными, разыскивать пропавшего человека. Тем не менее, это вовсе не означает, что мы не можем помочь. Правильно.ru совершенно новый вид волонтёрства, который не требует ни средств, ни больших усилий с вашей стороны. Даже наоборот: для вас это может стать интересным опытом. А всё, что нужно, интернет, желание помогать и немного времени. Здесь вы можете быть полезны как эксперт и просто человек с интересным опытом. Делясь им с другими участниками в обмен на их пожертвования, вы сможете привлекать средства на добрые дела».

На платформе зарегистрировано 5617 экспертов-волонтёров и 31 фонд. Также на Правильно.ru есть благотворительный магазин скидок и привилегий. В нём можно купить купоны со скидкой на товары интернет-магазинов. Пожертвования с продажи купонов тоже передают благотворительным фондам. 72 эксперта-волонтёра на Правильно.ru пермяки. Среди них есть дизайнеры, психологи, преподаватели, бухгалтера, маркетологи, врачи, программисты, парикмахеры и так далее.

Например, клинический психолог Мария Наймушина готова поделиться своим опытом по вопросам обучения педагогов и работы с учебными заведениями, работы психологических «горячих линий», суицидального поведения, буллинга, кризисной психологии, гештальт-терапии. Пообщаться с Марией в чате в течение трёх дней стоит тысячу рублей, пообщаться по голосовой связи в течение 15 минут 500 рублей, задать короткий вопрос и получить на него ответ тоже 500 рублей. Деньги перечислят в пермскую общественную организацию «Территория семьи» (это единственный пермский фонд, зарегистрированный на Правильно.ru). Интернет-журнал «Звезда» отправил запрос на онлайн-платформу. Мы спросили, оказывали ли пермские эксперты-волонтёры консультации и в каком объёме. Руководитель Правильно.ru Анна Готта ответила, что это сложный запрос в базу данных и что такую выгрузку сделать не получится.

ProCharity это платформа, созданная благотворительным фондом «Друзья» при поддержке Mastercard. ProCharity привлекает волонтёров, готовых помогать фондам своими профессиональными навыками на безвозмездной основе. Волонтёры могут решать разные задачи в сфере маркетинга и коммуникаций, юридических услуг, стратегического консалтинга, финансов и фандрайзинга, обучения и тренингов, дизайна и вёрстки, IT, фото и видео, переводов. Платформа работает так: НКО размещают задачи в перечисленных категориях, волонтёр откликается, обсуждает детали работы над задачей и выполняет её. После того, как НКО принимает работу и оценивает волонтёра (выставляет ему рейтинг и отзыв), волонтёр закрывает задачу и выбирает себе «бонус». Например, это может быть билет на все выставки Мультимедиа Арт Музея, уроки английского языка в онлайн-школе или месяц просмотра интернет-кинотеатра.

Перед тем, как зарегистрировать НКО на платформе, ProCharity проверяет сайт организации, её социальные сети и документацию, оценивает список партнёров и репутацию в открытых источниках. На ProCharity можно зарегистрировать компанию, сотрудники которой тоже смогут выполнять волонтёрские задачи. Идея состоит в том, что волонтёрство повысит уровень счастья у сотрудников компании, сократит текучку и сделает коллектив более мотивированным, а имидж организации более позитивным.

На сайте зарегистрированы 13 компаний, 1145 волонтёров и 215 фондов. Платформой пользуется пермский благотворительный фонд «Берегиня», который помогает детям с онкологическими и другими тяжёлыми заболеваниями. Также на ProCharity зарегистрированы девять волонтёров из Перми. Пока ни один из них не выполнял задания. Для «Берегини» московским волонтёром было выполнено одно задание анализ социальных сетей. Фонду надо было создать единый стиль публикаций с помощью шаблонов и контент-плана. Руководитель «Берегини» Татьяна Голубаева написала положительный отзыв на работу волонтёра, также девушке вручили благодарственное письмо. Сейчас у фонда одно задание в работе помощь в разработке имейл-рассылок. Его выполняет девушка-волонтёр из Уфы.

Чем может быть полезно интеллектуальное волонтерство профессионалу. Смотреть фото Чем может быть полезно интеллектуальное волонтерство профессионалу. Смотреть картинку Чем может быть полезно интеллектуальное волонтерство профессионалу. Картинка про Чем может быть полезно интеллектуальное волонтерство профессионалу. Фото Чем может быть полезно интеллектуальное волонтерство профессионалуФото: Мария Рокоссовская

Todogood ещё одна платформа, которая позволяет профессионалам применить свои навыки в некоммерческом секторе. Здесь более жёсткие требования к волонтёрам: опыт в профессии не менее двух лет, время, которое волонтёр готов уделять благотворительности от пяти часов в неделю, и другие. После регистрации волонтёру нужно выбрать проект, отправить резюме и пройти телефонное интервью.

Волонтёры работают над проектами в командах, лидеров команд выбирает todogood. Каждую проектную команду сопровождает ментор стратегический консультант, ответственный за поддержку волонтёров и контроль реализации проекта. Волонтёры могут решать задачи, связанные со стратегическим управлением, маркетингом, организационной и бизнес-моделью, нестандартными проектами. Компаниям платформа предлагает корпоративные программы для решения HR-задач. Авторы этих программ говорят, что они способствуют более полной самореализации сотрудников, позволяют им почувствовать свою значимость, вовлекают сотрудников в проекты, близкие им по ценностям.

Сейчас в проекте участвует один волонтёр из Перми. В основном работают волонтёры из Москвы, а участников из регионов подключают точечно в проекты по одному-два человека. На платформе зарегистрирован пермский дневной центр «Территория передышки», сейчас идёт сбор проектной команды для разработки стратегии корпоративного фандрайзинга для центра. Волонтёров просят сделать исследование лучших практик корпоративного фандрайзинга, сформировать списки компаний и форматов взаимодействия, сформировать и описать продуктовый пакет «Территории передышки», разработать стратегию работы с корпоративными партнёрами и донорами.

IT-волонтёр и «Пасека»

IT-волонтёр это платформа, созданная проектом «Теплица социальных технологий». На этом сайте волонтёры могут помогать не только НКО, но и друг другу. Для этого нужно зарегистрироваться и создать новую задачу, а модераторы помогут найти нужного специалиста для её решения. Каждый волонтёр за выполненную работу получает отзыв, который дополняется оценкой в виде сердечек. Кроме того, волонтёр получает один балл, как только завершает задачу, к которой присоединился. Чем больше рейтинг волонтёра, тем больше доверия он вызывает. После завершения задачи волонтеры также могут оставить отзыв на заявителя. Такая система отзывов помогает создать комфортную рабочую среду, где незнакомые лично волонтёры и авторы задач полагаются на отзывы и оценки, оставленные предыдущими пользователями.

На основе выполненных задач волонтёр получает один из трёх статусов: «Бенефициар» тот, кто чаще ставит задачи сам, «Активист» тот, кто создаёт задачи и участвует в задачах других, «Супергерой» тот, кто выполняет задач больше, чем ставит. «Теплица социальных технологий» публикует историю успеха каждого волонтёра, оказавшего существенную помощь некоммерческому проекту. Таким образом специалисты могут продвигать свои услуги, выполнять нестандартные задачи и пополнять своё портфолио. Проекты, которые публикуются на платформе, не должны нарушать Всеобщую декларацию прав человека. Заявки от политических партий и религиозных организаций не принимаются. На сайте зарегистрированы 66 пользователей из Перми.

«Пасека» ещё один проект «Теплицы социальных технологий». Это сообщество веб-студий, агентств, IT-компаний и независимых профессионалов, заинтересованных в работе с некоммерческими организациями и социальными проектами. У «Пасеки» есть две модели работы:

Студии и агентства, участвующие в «Пасеке», получают рекламную поддержку, рекомендации заказчиков и гордость за то, что их работа «помогает помогать людям».

Опыт волонтёра

Пермский активист Тимофей Дубровских зарегистрирован на платформе IT-волонтёр, он выполнил две задачи и сам создал одну. Тимофей считает, что волонтёрство онлайн даже более эффективно, чем оффлайн, ведь онлайн-волонтёрство может принести пользу людям по всему миру.

«Теплица социальных технологий» очень вдохновляет тех, кто занимается интеллектуальным волонтёрством в IT-сфере. Люди со всего русскоговорящего сегмента интернета приходят на эту платформу, видят, что они могут сделать и берут задачи. Кому-то нужно сделать сайт, кому-то нужен дизайн, правки на сайте, настроить e-mail рассылку, кому-то нужно сделать хостинг или перенести сайт с одного домена на другой. Я переносил сайт с одного домена на другой за три минуты. Но нужно понимать, как это сделать. Я могу быстро решить задачу, над которой некоммерческая организация думала целый месяц не могла найти человека, не знала, сколько ему заплатить».

«Мне очень нравится проект „Пасека“. Суть в том, чтобы бизнесы оплачивали работу своих сотрудников pro bono. Например, есть небольшая дизайнерская компания, но при этом они хотят помогать некоммерческим организациям и инициативам. Они говорят: „Мы может помогать двум инициативам в месяц“, выбирают эти инициативы и начинают с ними работать. Инициативы за это ничего не платят, потому что работу дизайнерам оплачивают с других заказов. А сотрудники получают свою зарплату, но при этом выполняют интересные и важные задачи. Я надеюсь, что доживу до того времени, когда пермские IT-компании поймут, что нужно выделять из внутреннего бюджета деньги, чтобы их сотрудники и сотрудницы могли работать на некоммерческие проекты. Я сам работал в „ЭР-Телеком“ и я сломался, потому что я работал на телек. Уверен, что там куча людей, которые на грани. И такие проекты, как „Пасека“, могут помочь людям полюбить свою работу, понять, что они делают что-то правильное».

Сам Тимофей получал помощь на IT-волонтёр, когда разрабатывал telegram-бота для веганов. Смысл этого бота в том, что пользователь может спросить номер Е-компонента в продуктах, а бот ответит, по вегану этот компонент или нет. Первую версию бота Тимофей сделал сам, но она плохо работала, ему не хватило технических навыков. Тогда Тимофей создал задачу на «IT-волонтёр», и программист нашёлся. Этому человеку нужно было научиться решать такие задачи, и он взялся за эту работу.

По словам Тимофея, в таких некоммерческих проектах у людей может произойти конфликт интересов. «Мотивация витает в воздухе», исполнитель задачи не несёт никакой ответственности, потому что нет договора. Если сразу же не обсудить условия работы, во время конфликта всё может очень быстро развалиться. Тимофей рассказывает, что был миллион ситуаций, когда люди брали на себя обязательства, но при возникновении каких-либо сложностей отказывались. Он говорит, что на проблемы в общении тратится гораздо больше сил, чем на непосредственное решение задачи. Поэтому люди стараются работать только с теми, кто им нравится. Для этого можно посмотреть личные аккаунты в соцсетях: «Для меня важно, чтобы у меня с этим человеком было что-то общее. В коммерции людей объединяет желание заработать деньги, в волонтёрстве же нужны общие ценности. Нужно, чтобы было общее дело, которое бы всем нравилось, чтобы все верили в то, что делают».

Тимофей рассказывает о конфликтной ситуации, связанной с тем же веганским telegram-ботом. Через какое-то время выяснилось, что бот плохо работает. Программист сначала игнорировал сообщения Тимофея, а потом сказал, что больше не собирается заниматься этим проектом.

«То есть у меня есть продукт, который работает криво, и только разработчик знает, как он работает, и мне больно. Потому что, чтобы исправить ошибки, мне нужно найти достаточно специализированного человека, который может в этом разобраться и, вероятнее всего, за деньги. То есть ему придется разобраться в коде другого человека, а это то же самое, что понять, как он мыслит. Сам разработчик говорит, что он не знает, в чём дело, и разбираться не будет даже за деньги. Он в принципе прав, он не предполагал, что все заглючит, и он не делал это специально. Просто он учился на этом проекте и где-то совершил ошибку, это нормально. Но я в этой ситуации остался в проигрыше, и что теперь делать, я не знаю».

Опыт НКО

Анна Фадеева координатор проекта «Территория передышки», дважды обращалась к помощи добровольцев через платформу «IT-волонтёр». Первый раз необходимо было заверстать стандарт содержания животных в американских приютах:

«В России не было ни одного стандарта по содержанию животных в приютах. Каждый, кто создавал приют, делал это с нуля, проходил через одни и те же ошибки. Мы перевели стандарт содержания животных в приютах, выпущенный Американской ассоциацией ветеринаров, работающих в приютах (ASV) судя по тому, что пишут, это один из самых лучших стандартов в мире. Наша идея была в том, чтобы поделиться лучшими мировыми практиками, чтобы каждый желающий создать приют мог просто открыть эти стандарты и работать по ним».

Переводили документ тоже добровольцы профессиональные переводчики и любители, получилось около 150 страниц текста на гугл-диске. Задача волонтёра была в том, чтобы заверстать документ в «красивый вид» и вставить картинки из оригинала. В первый же день откликнулась волонтёр из Владикавказа Диана Сар.

«Очень быстро, в течение пары недель или месяца, она сделала эту задачу. Я была совершенно шокирована, потому что я вообще ничего о ней не знала. Это было абсолютно бесплатно для нас. Это достаточно большая и монотонная работа. Я мало разбираюсь в этом, но, по моим ощущениям, не так уж это и весело. Готовую работу мы представили на Общероссийском гражданском форуме и распространили в сети, чтобы люди, которые работают в приютах или собираются их открывать, могли использовать этот документ».

В прошлом году та же девушка заверстала пермский справочник бездомного человека. Такие справочники есть в Санкт-Петербурге, Москве и в некоторых других городах. Эту работу тоже делали много добровольцев, каждый писал свой раздел или искал для него информацию. Когда была собрана вся информация, Анна разместила задание на IT-волонтёр, и снова откликнулась Диана. Сейчас Анна обращается напрямую к Диане по вопросам, связанным с вёрсткой и дизайном, недавно справочник переиздали с правками 2019 года.

Координатор по финансированию чудес фонда «Дедморозим» Инна Бабина рассказала об их опыте работы с интеллектуальными волонтёрами:

«Чтобы лучше помогать детям, „Дедморозим“ нужно постоянно привлекать новых сторонников и качественно выстраивать коммуникации с теми, кто помогает уже сейчас. Делать это на профессиональном уровне своими силами невозможно, поэтому мы так рады, когда компании готовы стать интеллектуальными волонтёрами. У нас был опыт поиска таких волонтёров через специальные платформы, их сейчас множество. Но удачных кейсов пока нет: на платформах обычно сидят специалисты не из Перми, а выстраивать дистанционную работу сложно. Поэтому, как правило, нам помогают пермские компании. Сотрудничество выстраивается по-разному. Бывает, что компании предлагают поддержку сами например, когда ближе знакомятся с работой фонда и понимают, что могут быть полезны, или узнают о таком опыте участия в благотворительности от своих коллег. Бывает, что за помощью в компании обращаемся мы, описывая, что нам нужно».

«Дизайн-студия „Да!“ таким образом помогла нам создать годовой отчёт. Мы подготовили его черновую версию, а дизайнеры студии потратили свое рабочее время, чтобы сделать его красивым и понятным. Благодаря их труду отчёт стал похож на журнал, из которого каждый, кто поддерживает подопечных фонда или только принимает решение о помощи, может узнать подробности о нашей работе. Студия LAKOTA регулярно помогает создавать видео-рекламу. Ребята рисуют анимированные ролики о проектах и акциях фонда. Они помогают придумать, как за 20 секунд рассказать о благотворительной акции, чтобы к ней захотели присоединиться пермяки. Например, в LAKOTA нам помогли рассказать о донорстве костного мозга, связанным со множеством страхов, и об акции „Цветы жизни“, которая всегда вызывает дискуссии. Участники „Первого Пермского Бегового“ сообщества придумали самый масштабный в крае благотворительный забег Тёплый забег, и в этом году в третий раз становятся его соорганизаторами. У сообщества есть опыт организации массовых забегов, и его команда каждый раз вкладывает свои знания и силы, чтобы провести Тёплый забег, объединить тысячи пермяков и собрать деньги для помощи подопечным „Дедморозим“».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *