Чем можно быть заинтересованным
Как заинтересовать людей: основные приемы
Внимание современного человека – весьма ценный ресурс, который имеет большое значение как в бытовых межличностных отношениях, так и в бизнесе. Поэтому на него рассчитываются усилия психологов, маркетологов, социологов и специалистов из других отраслей. Но как заинтересовать людей, если для этого нет никаких веских предпосылок? Универсальный ответ заключается в том, что эти самые предпосылки необходимо создать или усилить. Другое дело, что в зависимости от обстановки делается это разными способами.
Придерживаться интересов собеседника
Самый простой путь к человеку, от которого требуется внимание, заключается в поддержании разговора, касающегося его непосредственных интересов. Соответственно, изначально они должны быть определены. Сама же тема разговора не обязательно должна совпадать с этими интересами – как правило, формируются переходные цепи через косвенные и общие темы. Но как заинтересовать людей, если их круг интересов никак не связан с темой обсуждения? В этом случае действует правило искусственного вовлечения человека в нужный контекст. Например, за счет обозначения проблемы, о которой он ранее не подозревал, но теперь готов увлеченно о ней говорить.
Располагать к себе
Даже если интересы собеседника совпадают с темой повестки, это еще не значит, что цель в виде привлечения его внимания будет достигнута. Более того, даже проявленный с его стороны интерес вовсе не гарантирует, что он будет готов предпринять определенные шаги – к примеру, для покупки определенного товара. Это будет возможно только в случае доверия к рассказчику. И тут возникает другой вопрос – чем можно заинтересовать человека, чтобы он доверился? Если говорить о самом содержании, то в текст желательно включить как можно больше коротких, но личных историй. В принципе выражение личного отношения идет на пользу. Главный же момент находится в плоскости психологической подстройки через ценности и эмоции. Опять же будет нелишним иметь представление о собеседнике, его вкусах, ценностях, принципах и т. д.
Использовать интригу
От глубинного уровня воздействия можно перейти к поверхностному, но не менее важному. Легкий интерес вызывает заложенная в самом начале интрига. Если ее удастся правильно создать, то слушатель будет прикован к изложению рассказчика. Но как заинтриговать человека, чтобы добиться такого эффекта? Два простейших инструмента – это обещание и недосказанность.
В первом случае можно просто пообещать поделиться важным секретом, новостью или просто фактическими данными. Но ни в коем случае нельзя об этом забывать. На некоторое время собеседник будет заинтригован, но потом следует выполнить обещанное, иначе нарушится работа над доверием.
Что касается недосказанности, то ее механизм сложнее и по форме напоминает манипуляцию. В изложении должна быть логическая незавершенность, причем рассказчику не нужно ее как-то обозначать. Как заинтересовать людей таким способом? Можно просто остановиться на ключевом моменте, завершив рассказ скомкано и не раскрыв тем самым важных деталей для развязки. В дальнейшем к этой теме можно возвращаться, что каждый раз будет приковывать внимание слушателей.
Помогать собеседнику
Уже отмечалась значимость тем с постановкой определенных проблем. Как показывают исследования, именно попытки решать существующие или вновь возникающие проблемы сильнее всего толкают людей на определенные действия в виде той же покупки товара, который и станет решением. Иными словами, в вопросе о том, как заинтересовать человека, важно предложение помощи. Причем она должна быть максимально развернуто представлена и четко сформулирована с точки зрения механизма решения проблемы. Если собеседника действительно беспокоит конкретная тема, он непременно прислушается к рассказчику.
Уметь слушать
На всем протяжении коммуникационного процесса важно не забывать слушать человека, которого планируется заинтересовать. Он может давать важную информацию о себе, своем отношении к теме, текущем эмоциональном состоянии и другие сведения, которые можно использовать для привлечения его же внимания.
Но как заинтересовать людей, если они в принципе не хотят идти на контакт? В условиях отсутствия обратной связи также следует применять тактики спонтанного и неожиданного для собеседника воздействия. Это может быть шутка, яркая история, призыв к определенному действию или вопрос, обращенный к слушателю. Необходимо «расшевелить» человека и только после этого ожидать от него уже других реакций, в том числе выражение его личного отношения к предмету разговора и т. д. К слову, сам тот факт, что к нему прислушиваются, будет плюсом в построении дальнейшей коммуникации.
На следующем этапе может потребоваться и прямой вызов на дискуссию, что усилит эффективность коммуникации. Оптимальная форма данного взаимодействия предполагает обмен мнениями на равных. В таких условиях и рождается настоящий взаимный интерес.
Заключение
Основным правилом в привлечении внимания собеседника является создание условий для его участия в определенном и обязательно привлекающем процессе. То есть должна быть конечная цель, для которой человек согласится быть заинтересованным. Как правило, для этого выстраивается целая цепь этапов от привлечения внимания до предложения способа решения проблемы и конкретного действия со стороны слушателя. И на каждом этапе важно сохранять ощущение личной заинтересованности и искренности, о чем говорит и психология. Как заинтересовать человека, если рассказчик вызывает лишь скуку и недоверие? Очевидно, что у него просто нет шансов на получение внимания. И напротив, ощущения искренности говорят о том, что человек вкладывает личные переживания, а это всегда создает атмосферу доверительной коммуникации.
Данные правила и приемы могут показаться сложными, что отчасти верно. Подобные тактики хорошо прорабатываются на практике, но целевой слушатель не должен подозревать, что общение с ним в принципе выстраивается по каким-то правилам. В принципе релизовывать такие приемы желательно в максимально простом и доступном виде.
Быть открытым и заинтересованным: 5 способов стать самым интересным собеседником в комнате
Мы все знаем тех людей, которые, кажется, без особых усилий привлекают внимание. Они легко командуют толпой и, кажется, сияют на любом общественном или профессиональном собрании. В чем секрет? Некоторые люди просто харизматичны? Или это навык, который можно развивать?
Возможно, вы были этим человеком. Может быть, был момент, когда вы почувствовали себя особенно притягательным. Что происходило в тот момент и как вы можете вернуть это очарование?
Мы все хотим быть интересными для других, даже если нам не обязательно комфортно быть в центре внимания. Быть интересным заставляет нас чувствовать себя «увиденным». Это открывает возможности. Это приводит к влиянию.
Понимание того, что является «привлекательным», может помочь в достижении влияния. Секрет того, чтобы быть интересным, заключается не в том, чтобы позиционировать себя как человека, обладающего особой культурой, опытом или достоинством, а в том, что вы предлагаете каждому человеку, с которым вы общаетесь.
Эти советы помогут стать более интересным человеком.
Будьте скромным
В то время, как многие из нас представляют центр внимания тем, кто обладает большой индивидуальностью и громким голосом с множеством мнений и сердечным смехом (кто-то демонстрирует явную уверенность), исследование показывает, что люди будут выбирать себе веселых людей, чтобы быть рядом с ними. Другие люди, которые одобряют скромность, ищут себе более спокойных.
Существует много споров о том, как на самом деле определить скромность в этом случае, но наиболее подходящее определение, по-видимому, «иметь четкую перспективу и уважение к своему месту в контексте».
Как быть скромным? Скромность не следует путать с отсутствием уверенности в себе. И это также не означает, что вы должны быть самоуничижительными. Будьте скромны, желая сказать словом или делом: «Я знаю, кто я. Я знаю, что я могу сделать. И я знаю, что я не могу сделать». И с легким сердцем. Это может быть так же просто, как использовать проверенное и правдивое: «Вы знаете, что, я не знаю ответа на этот вопрос, но я узнаю…», или столь же тонко, как задавать вопросы, когда тема, с которой вы не знакомы, и вы вязались в этот разговор. Не бойтесь появляться с «умом новичка» и быть любопытным.
Будьте щедры
Если вы действительно великодушны, вы вызываете психологическую реакцию взаимности. Вам даже не нужно быть экстравагантно щедрым. Исследования Национальной академии наук показали, что очень простая взаимная деятельность, такая как вступление в разговор, вызывает альтруизм у маленьких детей. Согласно исследованию, то же самое относится и к взрослым. Так что это означает, что если вы просто щедры со своим временем и вниманием, вы можете обнаружить, что ваша щедрость возвращается к вам. Люди будут больше интересоваться и будут обращать на вас внимание в свою очередь.
Как быть щедрым? Говорите «да» часто. Если у вас есть особый опыт, предложите свои идеи или услуги без ожидания окупаемости. Участвуйте в продуктивной работе в отраслевых группах онлайн. Будьте полезным. Ваши добрые дела будут взаимны. Исследование подтверждает это.
Будьте инклюзивным
Быть злой девушкой или парнем, чтобы быть крутым, устарело. Мы можем унижать друг друга или поддерживать друг друга.
Как быть вовлеченным?
Видите, кто-то ходит, держит напиток в руке, ищет кого-то, с кем можно поговорить? Не игнорируйте этого человека и пригласите его в свой разговор. Спросите, не хочет ли он присоединиться к вам и обсудить ту либо иную тему, передав то, что вы только что узнали о человеке, с которым разговаривали. Это также показывает, что вы слушали, что является еще одной тактикой, чтобы казаться интересным для других. Будьте хорошим слушателем и собеседником.
Будьте храбрым
По словам Ванессы Ван Эдвардс, основателя«Науки о людях», наш страх быть другим делает нас скучными. Но посмотрите, что происходит, когда вы открыты и уязвимы, глупы, возможно, даже немного странны. Когда вы смелы и достаточно открыты, чтобы быть самим собой, вы часто обнаружите, что люди будут привлекаться и интересоваться вами. И в худшем случае, если они не стекаются к вам, вы по крайней мере вы оставите взаимодействие, зная, что вы не были фальшивкой.
Заинтересоваться
Дейл Карнеги, как известно, сказал: «Чтобы быть интересным, будьте заинтересованным». Исследование, опубликованное в 2010 году, показало, что люди, которые участвовали в дебатах с партнером в Интернете, оценили партнера более благоприятно, если они получили вопрос от него, в отличие от участников, чьи партнеры не задавали вопросов и не проявляли интереса к их точке зрения. Участники, получившие вопрос, сказали, что они будут более охотно взаимодействовать со своим коллегой в будущем.
Что делать, если человек стеснительный?
В том, чтобы справиться с собственной застенчивостью, сформировать коммуникабельность и быть более интересным, могут помочь психологические тренинги. Психологические тренинги не замещают самостоятельной деятельности, однако считаются в ней превосходным подспорьем. Тренинги удерживают, привлекают, предоставляют подсказки и энергию двигаться далее, могут помочь отыскать новых приятелей. Единственный момент, на чем нужно сосредоточить внимание, – подбор тренингового центра, так как не каждый наставник способен ощутить человека, отыскать верный подход к нему, умело убрать оболочку стеснительности. Подбирайте только лишь опробованные центры с высококвалифицированными экспертами. Там действительно помогут.
12 простых действий, которые сделают тебя интересным в глазах окружающих
Для того чтобы быть интересным окружающим людям, нужно в первую очередь понять, кто ты на самом деле. Этот процесс не из легких, но результат того стоит. Так что попробуй начать с нескольких простых действий.
1. Не старайся казаться лучше, чем ты есть
Людям свойственно хотеть показывать себя с самой выгодной стороны, умалчивая при этом о чём-то негативном или стыдном. Парадоксально, но для того, чтобы заинтересовать человека, напротив, нужно просто быть самим собой.
На подсознательном уровне твой собеседник всё равно почувствует, что ты пытаешься его обмануть. А вот искренние люди, которые не боятся быть уязвимыми и показывают окружающим себя настоящих, завоевывают всеобщее внимание и уважение.
2. Не приглушай индивидуальность в попытках вписаться в коллектив
Пытаясь вписаться в окружение, мы часто стараемся не демонстрировать свой истинный характер, взгляды и предпочтения. Причем чаще всего мы делаем это неосознанно.
Такой подход заранее обречен на провал: невозможно подстроиться под всех. А вот заинтересовать своей индивидуальностью людей, непохожих на тебя, можно. Лучше направь свои усилия на это.
3. Расслабляйся, когда общаешься с кем-либо
Если в разговоре с человеком ты чувствуешь себя напряженным, в скором времени эта эмоция передастся и твоему собеседнику. К тому же, будучи в напряжении, ты вряд ли сможешь построить увлекательный диалог, который в полной мере раскроет твою многогранную личность.
Расслабляйся перед беседой — ты не на допросе и не на важном заседании. Получай удовольствие от общения.
4. Рассказывай забавные ситуации из жизни
Да-да, рассказывай собеседнику те самые «стыдные» истории о том, как ты в детстве сбрил брови или спалил полкухни в общаге, делая яичницу. Такие истории невероятно сближают: ты делишься с человеком кусочком своей жизни, и он, сам того не осознавая, начинает испытывать к тебе интерес и симпатию.
5. Пробуй что-то новое
Когда ты делаешь только то, что хорошо тебе знакомо и уже вошло в привычку, ты неизбежно становишься предсказуемым и скучным. Интерес могут вызвать новый опыт и новые впечатления от него, которыми можно поделиться с собеседником.
Необязательно прыгать с парашютом или рассказывать, как круто ты слетал в Турцию в прошлом году. Удивлять можно и разными мелочами. Можешь поделиться с человеком впечатлениями от последнего концерта, на котором был, от новой прослушанной песни или исполнителя, от вводного урока немецкого или попытки освоить игру на гитаре.
6. Не пытайся задавить собеседника интеллектом
Пытаться произвести впечатление, строя из себя всезнайку, как минимум глупо. В мире есть столько вещей, которых ты не знаешь. Тем более человек-энциклопедия редко оставляет у собеседников хорошие воспоминания. Его чаще всего воспринимают как скучного или даже надменного.
А вот люди, которые не скрывают того, что не знают многих вещей, напротив, притягивают. Особенно если воспринимают информацию собеседника с любопытством и открыто делятся своим мнением.
7. Не следуй за толпой
Не круто читать книгу/смотреть фильм/покупать или делать что-либо только потому, что большинство людей считает это крутым. Если ты поступаешь или мыслишь так же, как и все остальные, ты никогда не будешь интересным. Хотя бы потому, что не сможешь поделиться со своим собеседником ничем, чего бы он мог не знать.
Получай новый опыт, самостоятельно делай выводы, и это не только выделит тебя из толпы, но и улучшит качество твоей жизни.
8. Аргументируй свои слова
Нельзя просто выразить свое несогласие или поделиться своей точкой зрения, надеясь, что твою позицию поймут и примут. Для этого придется постараться прежде всего привести весомые аргументы. В таком случае пустой спор превратится в интересную дискуссию, а ты сам — в человека, с которым можно познавательно и весело провести время.
9. Представляйся нешаблонно
Обычно мы представляемся в компании, где есть незнакомые нам люди, по одному и тому же шаблону: имя, возраст, профессия/место учебы. Разумеется, это только навевает скуку. Попробуй поступать иначе. При знакомстве можешь коротко рассказать о своих хобби, самом большом достижении в жизни или своих вкусах.
Пусть вместо «Олег, 23 года, программист» твоей неформальной «визиткой» будет: «Олег, рисую картины маслом, люблю ужастики, слушаю тяжелый рок». Так ты сможешь не только заинтересовать окружающих, но и дать им почву для беседы с тобой.
10. Слушай собеседника внимательно
Все мы любим поговорить, в особенности — о себе. Не лишай этой радости своего собеседника. Покажи, что ты внимательно его слушаешь, задавай уточняющие вопросы и не прерывай его рассказ. Это поможет создать с человеком глубокую связь, в которой он будет заинтересован.
11. Давай развернутые ответы о себе и своей жизни
Если человек интересуется какой-либо информацией о тебе и твоей жизни, не стоит отвечать односложно — дай ему развернутый ответ. Расскажи, кто ты, почему произошла такая ситуация, как ты реагировал на нее, почему ты сформировал такое мнение и т. д.
Чем более открытым ты будешь в общении, тем больше тобой будут интересоваться.
12. Ищи общие интересы с собеседником
Люди любят говорить о том, что им нравится. И если между тобой и твоим собеседником будет хотя бы один общий интерес, неважно какой (от экзотической кухни до просмотра французского кино), — ваша беседа принесет удовольствие вам обоим.
anchiktigra
СЧАСТЬЕ ЕСТЬ! Философия. Мудрость. Книги.
Автор: Аня Скляр, кандидат философских наук, психолог.
Интересы. Идеалы. (Рубинштейн С. Л. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ)
Интересы
Во все расширяющемся контакте с окружающим миром человек сталкивается со все новыми предметами и сторонами действительности. Когда в силу тех или иных обстоятельств что-либо приобретает некоторую значимость для человека, оно может вызвать у него интерес – специфическую направленность на него личности.
Слово «интерес» многозначно. Можно интересоваться чем-нибудь и быть заинтересованным в чем-нибудь. Это вещи разные, хотя и бесспорно связанные между собой. Нам может быть интересен человек, в котором мы совсем не заинтересованы, и мы можем в силу тех или иных обстоятельств быть заинтересованы в человеке, который нам совсем не интересен.
Так же как потребности и совместно с ними общественные интересы – интересы в том смысле, в каком мы говорим в общественных науках об интересах, – обусловливают «интерес» в психологическом смысле, определяют его направление, являются его источником. Будучи в этом смысле производным от общественных интересов, интерес в психологическом его значении не тожествен ни с общественным интересом в целом, ни с субъективной его стороной. Интерес в психологическом смысле слова является специфической направленностью личности, которая лишь опосредованно обусловлена осознанием ее общественных интересов.
Специфичность интереса, отличающая его от других тенденций, выражающих направленность личности, заключается в том, что интерес – это сосредоточенность на определенном предмете мыслей, вызывающая стремление ближе ознакомиться с ним, глубже в него проникнуть, не упускать его из поля зрения. Интерес – тенденция или направленность личности, заключающаяся в сосредоточенности ее помыслов на определенном предмете. Под помыслом мы при этом разумеем сложное и неразложимое образование – направленную мысль, мысль-заботу, мысль-участие, мысль-приобщение, внутри себя содержащую и специфическую эмоциональную окрашенность.
Как направленность помыслов, интерес существенно отличается от направленности желаний, в котором первично проявляется потребность. Интерес сказывается на направленности внимания, мыслей, помыслов; потребность – во влечениях, желаниях, в воле. Потребность вызывает желание в каком-то смысле обладать предметом, интерес – ознакомиться с ним. Интересы являются поэтому специфическими мотивами культурной и, в частности, познавательной деятельности человека. Попытка свести интерес к потребности, определив его исключительно как осознанную потребность, несостоятельна. Осознание потребности может вызвать интерес к предмету, способному ее удовлетворить, но неосознанная потребность как таковая является все же потребностью (переходящей в желание), а не интересом. Конечно, в единой многообразной направленности личности все стороны взаимосвязаны. Сосредоточение желаний на каком-нибудь предмете обычно влечет сосредоточение на нем интереса; сосредоточение же на предмете интереса, помыслов порождает специфическое желание ближе познакомиться с предметом, глубже в него проникнуть; но все же желание и интерес не совпадают.
Существенное свойство интереса заключается в том, что он всегда направлен на тот или иной предмет (в широком смысле слова). Если о влечениях и о потребностях в стадии влечения можно еще говорить как о внутренних импульсах, отражающих внутреннее органическое состояние и первоначально сознательно не связанных с объектом, то интерес необходимо является интересом к тому или иному объекту, к чему-нибудь или к кому-нибудь: вовсе беспредметных интересов не существует. «Опредмеченность» интереса и его сознательность теснейшим образом связаны; точнее, это две стороны одного и того же; в осознанности предмета, на который направлен интерес, и проявляется прежде всего сознательный характер интереса.
Интерес – это мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности. В каждом интересе обычно в какой-то мере представлены оба момента, но соотношение между ними на разных уровнях сознательности может быть различным. Когда общий уровень сознательности или осознанность данного интереса невысоки, господствует эмоциональная привлекательность. На этом уровне сознательности на вопрос о том, почему интересует то-то, ответ может быть только один: интересует, потому что интересует, нравится, потому что нравится.
Чем выше уровень сознательности, тем большую роль в интересе играет осознание объективной значимости тех задач, в которые включается человек. Однако, как бы ни было высоко и сильно сознание объективной значимости соответствующих задач, оно не может исключить эмоциональной привлекательности того, что вызывает интерес. При отсутствии более или менее непосредственной эмоциональной привлекательности будет сознание значимости, обязанности, долга, но не будет интереса.
Само эмоциональное состояние, вызванное интересом, или, точнее, эмоциональный компонент интереса, имеет специфический характер, отличный, в частности, от того, которым сопровождается или в котором выражается потребность: когда не получают удовлетворения потребности, жить трудно; когда не получают пищу интересы или их нет, жить скучно. Очевидно, с интересом связаны специфические проявления в эмоциональной сфере.
Будучи обусловлен эмоциональной привлекательностью и осознанной значимостью, интерес проявляется прежде всего во внимании. Являясь выражением общей направленности личности, интерес охватывает все психические процессы – восприятия, памяти, мышления. Направляя их по определенному руслу, интерес вместе с тем и активизирует деятельность личности. Когда человек работает с интересом, он, как известно, легче и продуктивнее работает.
Интерес к тому или иному предмету – к науке, музыке, спорту – побуждает к соответствующей деятельности. Тем самым интерес порождает склонность или переходит в нее. Мы различаем интерес как направленность на предмет, побуждающую нас заняться им, и склонность как направленность на соответствующую деятельность. Различая, мы вместе с тем и связываем их теснейшим образом. Но все же они не могут быть признаны тожественными. Так, у того или иного человека интерес к технике может сочетаться с отсутствием склонности к деятельности инженера, какой-либо своей стороной ему непривлекательной; таким образом, внутри единства возможно и противоречие между интересом и склонностью. Однако, поскольку предмет, на который направлена деятельность, и деятельность, направленная на этот предмет, неразрывно связаны и друг в друга переходят, интерес и склонность тоже взаимосвязаны и сплошь и рядом трудно установить между ними грань.
Интересы различаются прежде всего по содержанию, оно более всего определяет их общественную ценность. У одного интересы направлены на общественную работу, на науку или искусство, у другого – на коллекционирование марок, на моду; это, конечно, не равноценные интересы.
В интересе к тому или иному объекту обычно различают непосредственный и опосредованный интерес. Говорят о наличии непосредственного интереса, когда учащийся интересуется самой учебой, изучаемым предметом, когда им руководит стремление к знанию; говорят об опосредованном интересе, когда тот направлен не на знание как таковое, а на что-либо с ним связанное, например на преимущества, которые может дать образовательный ценз. Способность проявлять интерес к науке, к искусству, к общественному делу независимо от личной выгоды составляет одно из ценнейших свойств человека. Однако совершенно неправильно противопоставлять непосредственный интерес и интерес опосредованный. С одной стороны, всякий непосредственный интерес обычно опосредован сознанием важности, значимости, ценности данного предмета или дела; с другой стороны, не менее важным и ценным, чем способность проявить интерес, свободный от личной выгоды, является способность делать дело, которое не представляет непосредственного интереса, но является нужным, важным, общественно значимым. Собственно, если по-настоящему осознать значимость дела, которое делаешь, то оно в силу этого неизбежно станет интересным; таким образом, опосредованный интерес переходит в непосредственный.
Интересы, далее, могут различаться по уровням оформленности. Аморфный уровень выражается в разлитом, не дифференцированном, более или менее легко возбуждаемом (или не возбуждаемом) интересе ко всему вообще и ни к чему в частности.
С охватом интересов связано их распределение. У одних интерес целиком сосредоточен на одном каком-нибудь предмете или узко ограниченной области, что приводит к одностороннему развитию личности и является вместе с тем результатом такого одностороннего развития. У других имеются два или даже несколько центров, вокруг которых группируются их интересы. Лишь при очень удачном сочетании, а именно когда эти интересы лежат в совсем различных областях (например, один – в практической деятельности или науке, а другой – в искусстве) и значительно отличаются друг от друга по своей силе, эта бифокальность интересов не вызывает никаких осложнений. В противном случае она легко может повлечь раздвоенность, которая станет тормозить деятельность как в одном, так и в другом направлении: человек ни во что не войдет целиком, с подлинной страстью, и нигде не преуспеет. Наконец, возможно и такое положение, при котором интересы, достаточно широкие и многосторонние, сконцентрированы в одной области и притом настолько связанной существеннейшими сторонами человеческой деятельности, что вокруг этого единого стержня может сгруппироваться достаточно разветвленная система интересов. Именно такая структура интересов является, очевидно, наиболее благоприятной для всестороннего развития личности и вместе с тем той ее сосредоточенности, которая необходима для успешной деятельности.
Различные охват и распределение интересов, выражающиеся в той или иной их широте и структуре, сочетаются с той или иной их силой или активностью. В одних случаях интерес может выражаться лишь в некоторой предпочтительной направленности, или повернутости, личности, вследствие которой человек скорее обратит внимание на тот или иной предмет, если он помимо его стараний возникает. В других случаях интерес может быть настолько силен, что человек активно ищет ему удовлетворения. Известно немало примеров (М. В. Ломоносов, А. М. Горький), когда интерес к науке или искусству у людей, живших в условиях, в которых он не мог быть удовлетворен, был настолько велик, что они перестраивали свою жизнь и шли на величайшие жертвы, лишь бы этот интерес удовлетворить. В первом случае говорят о пассивном, во втором – об активном интересе; но пассивный и активный интересы – это не столько качественное различие двух видов интересов, сколько допускающие множество градаций количественные различия в их силе или интенсивности. Правда, это количественное различие, достигая определенной меры, переходит в качественное, выражающееся в том, что в одном случае интерес вызывает лишь непроизвольное внимание, во втором он становится непосредственным мотивом для реальных практических действий. Различие пассивного и активного интереса не является абсолютным: пассивный интерес легко переходит в активный, и наоборот.
Сила интереса часто, хотя не обязательно, сочетается с его устойчивостью. У очень импульсивных, эмоциональных, неустойчивых натур бывает, что тот или иной интерес, пока он господствует, является интенсивным, активным, но пора его господства непродолжительна: один интерес быстро сменяется другим. Устойчивость же интереса выражается в длительности, в течение которой он сохраняет свою силу: время служит количественной мерой устойчивости интереса. Связанная с силой, устойчивость интереса в основе своей определяется не столько ею, сколько глубиной, т.е. степенью связи интереса с основным содержанием и свойствами личности. Таким образом, первой предпосылкой самой возможности существования у человека устойчивых интересов является наличие у данной личности стержня, генеральной жизненной линии. Если ее нет, нет и устойчивых интересов; при ее наличии устойчивыми будут те интересы, которые с ней связаны, отчасти ее выражая, отчасти формируя.
При этом интересы, обычно связанные между собой в пучки или, скорее, в динамичные системы, располагаются как бы гнездами и различаются по глубине, поскольку среди них всегда имеются основные, более общие, и производные, более частные. Более общий интерес обычно является и более устойчивым.
Наличие такого общего интереса не означает, конечно, что данный интерес, например к живописи, к музыке, всегда актуален; оно означает лишь, что он легко становится таковым (можно вообще интересоваться музыкой, но в данную минуту не испытывать желания ее слушать). Общие интересы –-латентные интересы, которые легко актуализируются.
Устойчивость этих общих, генерализованных интересов не означает их косности. Именно в силу их генерализованности устойчивость общих интересов может прекрасно сочетаться с их лабильностью, подвижностью, гибкостью, изменчивостью. В различных ситуациях один и тот же общий интерес выступает как различный, применительно к изменившимся конкретным условиям. Таким образом, интересы в общей направленности личности образуют систему подвижных, изменчивых, динамических тенденций с перемещающимся центром тяжести.
Интерес, т. е. направленность внимания, помыслов, может вызвать все, что так или иначе связано с чувством, со сферой человеческих эмоций. Наши мысли легко сосредоточиваются на деле, которое нам дорого, на человеке, которого мы любим.
Склонность обезьяны манипулировать со всяким предметом превратилась у человека в любознательность, принявшую со временем форму теоретической деятельности по получению научного знания. Интерес может вызвать у человека все новое, неожиданное, неизведанное, неразгаданное, проблематичное – все, что ставит перед ним задачи и требует от него работы мысли. Будучи мотивами, побуждениями к деятельности, направленной на создание науки, искусства, интересы являются вместе с тем и результатом этой деятельности. Интерес к технике формировался у человека по мере возникновения и развития техники, интерес к изобразительному искусству – с возникновением и развитием изобразительной деятельности, а интерес к науке – с возникновением и развитием научного знания.
В ходе индивидуального развития интересы формируются по мере того как дети вступают во все более сознательный контакт с окружающим миром и в процессе обучения и воспитания осваивают исторически сложившуюся и развивающуюся культуру. Интересы являются и предпосылкою обучения, и его результатом. Обучение опирается на интересы детей, и оно же формирует их. Интересы служат поэтому, с одной стороны, средством, которым педагог пользуется, чтобы сделать обучение более эффективным, с другой стороны, интересы, их формирование являются целью педагогической работы; формирование полноценных интересов – существеннейшая задача обучения.
Интересы формируются и закрепляются в процессе деятельности, посредством которой человек входит в ту или иную область или предмет. Поэтому сколько-нибудь сложившихся устойчивых интересов, русел, которые сколько-нибудь длительно определяли бы их направленность, у маленьких детей нет. У них обычно имеется лишь некоторая подвижная, легко возбуждаемая и быстро угасающая направленность.
Размытая и неустойчивая направленность интересов ребенка в значительной мере отражает интересы социального окружения. Относительно большую устойчивость приобретают те из интересов, которые связаны с деятельностью детей. В результате у детей старшего дошкольного возраста образуются «сезонные» интересы, увлечения, которые держатся в течение некоторого, не очень длительного периода, сменяясь затем другими. Для развития и поддержания активного интереса к той или иной деятельности очень важно, чтобы деятельность давала материализованный результат, новый продукт и чтобы отдельные звенья ее отчетливо выступали перед ребенком как ступеньки, ведущие к цели.
Существенно новые условия для развития интересов у ребенка возникают с поступлением его в школу и началом обучения различным предметам.
В ходе учебной работы интерес школьников часто фиксируется на предмете, который особенно хорошо поставлен и по которому дети делают особенно ощутимые, очевидные для них самих успехи. Многое здесь зависит от педагога. Но при этом сначала это по большей части интересы недолговечные. Сколько-нибудь устойчивые интересы начинают складываться у учащегося средней школы. Раннее появление устойчивых интересов, сохраняющихся на всю жизнь, наблюдается лишь в тех случаях, когда налицо имеется яркое, рано определившееся дарование. Такое дарование, успешно развивающееся, становится призванием; осознанное как таковое, оно определяет устойчивую направленность основных интересов.
Самым существенным в развитии интересов подростка является: 1) начало установления круга интересов, объединенных в небольшое число между собою связанных систем, приобретающих известную устойчивость; 2) переключение интересов с частного и конкретного (коллекционирование в школьном возрасте) на отвлеченное и общее, в частности рост интереса к вопросам идеологии, мировоззрения; 3) одновременное появление интереса к практическому применению приобретенных знаний, к вопросам практической жизни; 4) рост интереса к психическим переживаниям других людей и особенно своим собственным (юношеские дневники); 5) начинающаяся дифференциация и специализация интересов. Направленность интересов на определенную сферу деятельности, профессию – технику, определенную научную область, литературу, искусство и т. д. совершается под влиянием всей системы условий, в которой развивается подросток.
Господствующие интересы проявляются в преимущественно читаемой литературе – в так называемых читательских интересах. У подростков наблюдается значительный интерес к технической и научно-популярной литературе, а также к путешествиям. Интерес к романам, вообще к художественной литературе возрастает главным образом в юношеские годы, что отчасти объясняется характерным для этого возраста интересом к внутренним переживаниям, к личностным моментам. Интересы в стадии их формирования лабильны и более подвержены влиянию окружающих условий. Так, обычно присущий подросткам интерес к технике особенно возрос у них в связи с индустриализацией страны.
Интересы не являются продуктом будто бы в себе замкнутой природы ребенка. Они возникают из контакта с окружающим миром; особенное влияние на их развитие оказывают окружающие люди. Сознательное использование интересов в педагогическом процессе ни в коем случае не означает, что обучение следует приспособлять к имеющимся интересам учащихся. Педагогический процесс, выбор предметов обучения и т. п. основываются на задачах воспитания, на объективных соображениях, и интересы должны быть направлены соответственно этим объективно обоснованным целям. Интересы нельзя ни фетишизировать, ни игнорировать: их надо учитывать и формировать.
Развитие интересов совершается частично путем их переключения: исходя из существующего интереса, развивают тот, который нужен. Но это, конечно, не означает, что формирование интересов всегда является перенесением имеющихся интересов с одного предмета на другой или преобразованием одного и того же интереса. У человека появляются новые интересы, приходящие на смену отмирающим, старым, по мере того как он в ходе своей жизни включается в новые задачи и по-новому осознает значимость тех задач, которые ставит перед ним жизнь; развитие интересов не замкнутый в себе процесс. Наряду с переключением уже имеющихся интересов новые интересы могут возникнуть вне прямой преемственной связи со старыми, путем включения индивида в интересы нового коллектива в результате новых взаимоотношений, которые у него складываются с окружающими. Формирование интересов у детей и подростков зависит от всей системы условий, определяющих формирование личности. Особое значение для формирования объективно ценных интересов имеет умелое педагогическое воздействие. Чем старше ребенок, тем большую роль может при этом играть осознание им общественной значимости тех задач, которые перед ним ставятся.
Из интересов, формирующихся в подростковом возрасте, большое значение имеют интересы, играющие существенную роль при выборе профессии и определении дальнейшего жизненного пути человека. Тщательная педагогическая работа над формированием интересов, особенно в подростковом и юношеском возрасте, в то время, когда происходит выбор профессии, поступление в специальное высшее учебное заведение, определяющее дальнейший жизненный путь, является исключительно важной и ответственной задачей.
В направленности интересов и путях их формирования наблюдаются значительные индивидуальные различия.
Идеалы
Какое значение ни придавать потребностям и интересам, очевидно, что они не исчерпывают мотивов человеческого поведения; направленность личности не сводится только к ним. Мы делаем не только то, в чем испытываем непосредственную потребность, и занимаемся не только тем, что нас интересует. У нас есть моральные представления о долге, о лежащих на нас обязанностях, которые также регулируют наше поведение.
Должное, с одной стороны, противостоит индивиду, поскольку оно осознается как независимое от него – общественно всеобщезначимое, не подвластное его субъективному произволу; вместе с тем, если мы переживаем нечто как должное, а не только отвлеченно знаем, что оно считается таковым, должное становится предметом наших личных устремлений, общественно значимое становится вместе с тем личностно значимым, собственным убеждением человека, идеей, овладевшей его чувствами и волей. Определяясь мировоззрением, они находят обобщенное абстрактное выражение в нормах поведения, свое конкретное выражение они получают в идеалах.
Идеал может выступать в качестве совокупности норм поведения; иногда это образ, воплощающий наиболее ценные и в этом смысле привлекательные человеческие черты, – образ, который служит образцом. Идеал человека далеко не всегда представляет собой его идеализированное отображение; идеал может находиться даже в компенсаторно-антагонистическом отношении к реальному облику человека; в нем может быть подчеркнуто то, что человек особенно ценит и чего ему как раз недостает. Идеал представляет собой не то, чем человек на самом деле является, а то, чем он хотел бы быть, не то, каков он в действительности, а то, каким он желал бы быть. Но было бы неправильно чисто внешне противопоставлять должное и существующее, то, что человек есть, и то, чего он желает: то, чего человек желает, тоже показательно для того, что он есть, его идеал – для него самого. Идеал человека – это, таким образом, и то, и не то, что он есть. Это предвосхищенное воплощение того, чем он может стать. Это лучшие тенденции, которые, воплотившись в образе-образце, становятся стимулом и регулятором его развития.
Идеалы формируются под непосредственным общественным влиянием. Они в значительной мере определяются идеологией, миросозерцанием. Каждая историческая эпоха имеет свои идеалы – свой идеальный образ человека, в котором время и среда, дух эпохи воплощают наиболее значимые черты. Таков, например, идеал софиста или философа в «век просвещения» в Древней Греции, отважного рыцаря и смиренного монаха в феодальную эпоху. Капитализм и созданная им наука имеют свой идеал: «ее истинный идеал – это аскетический, но занимающийся ростовщичеством скряга и аскетический, но производящий раб».* Наша эпоха создала свой идеал, воплотив в нем черты и свойства, выковывающиеся в борьбе за социалистическое общество и творческом труде по его построению. Иногда идеалом служит обобщенный образ, образ как синтез основных, особенно значимых и ценимых черт. Часто в качестве идеала выступает историческая личность, в которой эти черты особенно ярко воплотились. Наличие определенного идеала вносит четкость и единство в направленность личности.
* Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. С. 131.
В раннем возрасте идеалом в большей мере служат люди ближайшего окружения – отец, мать, старший брат, кто-нибудь из близких, затем учитель. Позже в качестве идеала, на который подросток, юноша хотел бы походить, выступает историческая личность, очень часто кто-либо из современников.
В идеалах человека ярко проявляется его общая направленность. Проявляясь в них, она через них и формируется. Идеалы формируются под определяющим воздействием общественных оценок. Воплощаясь в идеале, через его посредство эти общественные оценки формируют общую направленность личности.
* * *
Потребности, интересы, идеалы составляют различные стороны или моменты многообразной и вместе с тем в известном смысле единой направленности личности, которая выступает в качестве мотивации ее деятельности.
Между различными побуждениями человеческой деятельности, потребностями и интересами человека обычно устанавливается определенная иерархия. Она определяет вступление в действие того или иного побуждения и регулирует направление наших мыслей и поступков.
Сплошь и рядом бывает, что мы полны тревоги и волнений из-за того, что задеты какие-то наши интересы. Но стоит надвинуться серьезной беде, угрожающей значительно более насущным, жизненным интересам, и забота об интересах, судьба которых только что так волновала, теряет всякую актуальность. Они почти перестают для нас существовать. Непонятным, диким кажется, как могли мы принимать так близко к сердцу такие второстепенные интересы: «Можно ли волноваться из-за таких пустяков?» Мы поглощены нависшей над нами угрозой. «Только бы миновала нависшая над нами беда, и больше нам ничего не нужно». Но вот беда миновала, и оказывается: как только угроза более насущным потребностям и интересам отпала или хотя бы только отступила, как снова начинают выступать и затем подниматься во весь рост утратившие было всякую актуальность интересы; «пустяки» снова стали важными; снова на них сосредоточены мысли, с ними связаны заботы и надежды. Самые насущные нужды обеспечены, им ничто не угрожает, – значит, нечего о них и думать. Актуальнее сейчас другое; на очереди другие интересы; наши радости и печали теперь связаны с их судьбой.
Таков общий закон: пока актуальны первичные, более насущные потребности и интересы, отступают вторичные, менее насущные; по мере того как более первичные теряют в своей остроте и актуальности, одни за другими выступают последующие. Потребность и интересы различной значимости для личности выступают в сознании в определенной последовательности. Эта последовательность определяется вышеуказанным законом.
Облик личности существенно определяется, во-первых, уровнем, на котором находятся основные потребности, интересы, вообще тенденции личности. Этим прежде всего определяется большая или меньшая значительность либо убогость ее внутреннего содержания. У одних людей все сведено к элементарным, примитивным интересам; в личности и жизни других они играют подчиненную роль: над ними целый мир других интересов, связанных с самыми высшими областями человеческой деятельности. Облик человека существенно меняется в зависимости от того, какой удельный вес приобретают эти высшие интересы.
Для облика личности существенное значение имеет, во-вторых, круг ее потребностей, интересов, идеалов. Широта этого круга определяет содержательность, диапазон человека.
Различие круга интересов определяет различную по своему содержанию базу духовной жизни личности – от духовно нищенской, убогой жизни одних людей до поражающей своим богатством жизни других. Вопрос о широте духовной жизни личности, очевидно, теснейшим образом переплетается с вопросом об ее уровне. Прежде всего не может быть речи об особой широте и богатстве там, где все потребности и интересы человека ограничены уровнем элементарных потребностей и интересов. Сколько-нибудь значительное увеличение широты, богатства интересов может совершаться лишь посредством перехода к высшим уровням.
Далее, та же степень узости интересов, даже сосредоточие всей направленности личности на одной потребности, на одном интересе, приобретает совершенно иное качество в зависимости от того, на каком уровне лежит эта потребность или интерес; одно дело, когда речь идет о потребности или интересе, который в силу своей элементарности сам является очень узким, совсем другое дело, когда хотя личность и сосредоточена вся на одном интересе, но самый интерес так значителен, что с его высоты перед личностью открываются широкие горизонты.
В тесной связи с вопросами об уровне и богатстве или содержательности потребностей и интересов личности, ее строения и облика находится вопрос об их распределении. Жизнь человека целиком сосредоточена на чем-нибудь одном, на одной узко ограниченной области; все развитие личности совершается односторонне, однобоко, направляясь по одному – у одних более, у других менее значительному – руслу. Бывает и так, что в строении личности имеются две или вообще несколько как бы выдающихся, вершинных точек, между которыми иногда более или менее бесконфликтно распределяется, а иногда, двоясь, расщепляется жизнь человека. Наконец, бывает так – и это, очевидно, самая благоприятная из возможностей, – что личность одновременно и многогранна и едина; ее потребности и интересы одновременно не только содержательны и в этом смысле богаты, но и многообразны и тем не менее сосредоточены вокруг единого центра. В идеале выступает всесторонне и гармонически развитая личность, личность, своими потребностями и интересами связанная с основными сферами человеческой деятельности, так что все они, отражаясь и сочетаясь в ней, образуют подлинное единство.
Изучение потребностей, интересов, идеалов, установок и тенденций, вообще направленности личности дает ответ на вопрос: чего человек хочет, к чему он стремится? Но вслед за вопросом, чего человек хочет, естественно и закономерно встает другой: а что он может? Это вопрос о его способностях, дарованиях, одаренности.