Чем можно формировать мотивы для развития физической культуры в вузе

Мотивация студентов к занятиям физической культурой

Чем можно формировать мотивы для развития физической культуры в вузе

Значение спорта, как общественной ценности, не изменяется и не подвергается сомнению. Спорт является профилактикой от многих заболеваний, а сейчас особенно остро стоит вопрос здоровья населения.

К сожалению, большинством людей ценность здоровья осознается тогда, когда оно находится под серьезной угрозой. Данная ситуация обусловлена и такой причиной, как не сформированность мотивационно-ценностных установок на здоровый образ жизни. Отсюда следует, что забота о здоровье есть важнейшая задача в деле подготовки специалистов.

Студенты составляют основной трудовой запас страны, именно они в дальнейшем будут формировать нацию. У большинства студентов отношение к физической культуре носит в большей степени пассивный характер, а некоторые и вовсе негативно относятся к занятиям физическими упражнениями, считая спорт лишней тратой времени. Такие результаты можно объяснить субъективными и объективными факторами.

К субъективным факторам относят:

— личностные качества человека, такие как лень, безвольность, пассивность, его нежелание заниматься спортом;

— отсутствие наглядного примера родителей и традиций здорового образа жизни в семье.

К объективным факторам относят:

— недостаток финансирования программ развития физической культуры и спорта со стороны государства (слаборазвитая материальная спортивная база);

— слабое состояние здоровья занимающихся, множество медицинских противопоказаний к занятиям физической культурой;

— содержание занятий, нагрузка учебного плана, частота проведения занятий, личность преподавателя, его подход к преподаванию и неспособность заинтересовать студентов;

— отношение студентов к спорту, только как к дисциплине в университете, отсутствие должной мотивации, непонимание ценностей и функций спорта и неверное определение места физической активности в их жизни.

Отсюда можно сделать вывод, что в настоящее время место физической культуры в системе культурных ценностей студенческой молодежи не соответствует ее значению в качестве одного из важнейших показателей общей культуры студентов. Но на сегодняшний день обозначилась важная проблема формирования у студентов мотивов к спортивной деятельности.

Существует несколько групп мотивов к занятиям физической культурой. Выделим из них те мотивы, которые по нашему мнению являются наиболее значимыми для современного студента:

Для многих людей спорт остается одним из основных способов укрепления здоровья и поддержания тела в хорошей форме. Именно регулярные занятия физической активностью оказывают положительное воздействие на организм, способствуют укреплению его иммунитета. Особенно сильное воздействие оказывается на сердечно-сосудистую и дыхательную систему. Физическая активность помогает организму перестроиться, дает человеку возможность снять напряжение от выполнения однообразной работы, после тяжелого учебного или рабочего дня, сменить вид деятельности, избавиться от стресса;

— Мотив дружеской солидарности и коммуникации

Желание проводить как можно больше времени с друзьями, общаться со сверстниками подталкивает человека к занятиям спортом, особенно, если этот вид спорта носит командный характер. Игра в команде, совместная деятельность сближают и позволяют улучшить коммуникативные способности, найти новых друзей, наладить отношения в студенческой группе;

Как бы многие не спорили, но внешний вид имеет огромное значение даже при приеме на работу, первое впечатление считается очень важным, поэтому необходимо, чтобы оно было положительным. Чтобы выглядеть хорошо, скорректировать недостатки фигуры, развить гибкость и пластичность, необходимы регулярные физические нагрузки;

Стремление самоутвердиться, стать лидером, победить соперника и быть первым в какой-то деятельности так же может стать мощной мотивацией для занятий физической культурой. Спорт позволяет реализовать себя, выработать силу воли, концентрацию, самоконтроль, помогает справиться с комплексами и страхами, отвлекает от неприятных мыслей;

Благодаря социальным сетям и средствам массовой информации сейчас отмечается рост популярности физической активности. Если еще недавно курение и увлечение спиртными напитками говорило о статусе человека, позволяло ему выглядеть лучше в глазах других, то теперь становится модным заниматься спортом, и все больше молодежи поддерживает идею активного отдыха, здорового образа жизни и правильного питания. Молодые люди стремятся быть похожими на знаменитых спортсменов, не только болеют за сборную нашей страны, за любимые команды других стран на чемпионатах, но и сами активно вступают в спортивные секции или просто занимаются спортом для собственного удовольствия;

У каждого человека спорт в жизни играет свою роль. Для некоторых физическая культура остается лишь обязательной для посещения дисциплиной, установленной учебной программой, по которой необходимо получить зачет, чтобы успешно сдать сессию и продолжить дальнейшее обучение в техникуме по своей специальности.

В ходе нашей работы со студентами, выяснилось, что большинство из них не занимаются дополнительными видами физической активности, а предпочитают посещать только занятия физической культурой в техникуме, так как они являются обязательными. Также многие не понимают, что хорошая физическая подготовленность может помочь в дальнейшей жизни, в частности, в работе в качестве молодого специалиста. У наших обучающихся преобладают административные методы (необходимость получить зачет), что является тревожным показателем, т.к. большинство студентов не заинтересованы в занятиях физической культурой и посещают занятия только потому, что так установлено программой.

В ходе моей работы в техникуме были сделаны следующие выводы, касающиеся способов мотивирования студенческой молодежи, которые мы пытаемся внедрить:

Двухразовые или одноразовые занятия в неделю не могут создать базис устойчивой адаптации организма к мышечной работе. Когда занятия направлены только на выполнение установленного плана, преобладает нормативный подход и отсутствует индивидуальный, а во главу угла ставят только внешние показатели, это только отрицательно сказывается на мотивации. Попытка подогнать личность студента под какие-то усредненные показатели ведет к тому, что студенты не справляются с нагрузкой и из-за этого могут пропускать занятия. Это негуманистический принцип воспитания, от которого нужно отказываться. Поэтому мы, как преподаватели стараемся применить к студенту индивидуальный подход с учетом всех особенностей физического и психологического развития ребенка.

Мы предоставляем студентам возможность работы не только по действующей программе, но и в кружках секциях, так как возможности выбрать интересующий их вид спорта повышает эффективность и результативность занятий физической культурой. Важно, чтобы выбор направлений был достаточно широким, позволяющим каждому найти занятие, соответствующее интересам и уровню физической подготовки. Кроме того, в наших секциях мы стараемся подавать личный пример, что положительно влияет на развитие еще большего интереса у студентов.

Обучающимся, которые защищают честь техникума на различных соревнованиях руководство техникума выделяет прибавку к стипендии. Фотографии победителей и призеров соревнований мы размещаем на стенде лучших спортсменов, который обновляется каждый год.

Необходимым на наш взгляд является проведение различных мероприятий спортивно-оздоровительного характера, которые могли бы заинтересовать студентов, помочь им проявить себя. Поэтому ежегодно у нас проходит Спартакиада, включающая в себя соревнования по различным видам спорта, а также различные Дни здоровья.

В формировании потребности у студентов в физической культуре необходимо развивать личностный и деятельностный подход, провести оптимизацию и интенсификацию учебно-тренировочного процесса, применять современные методы ( игровой метод, включение в программу нетрадиционных видов физической культуры) и теории обучения и всестороннего развития личности молодого специалиста. Данный подход позволяет в максимальной степени раскрыть способности каждого студента, а так же удовлетворить его интерес и потребность в физической активности, обеспечив его доступом к различным видам физической культуры.

Организацию большого выбора секций и спортивных мероприятий сложно провести без хорошей материальной базы, отсутствие которой действительно подмечают не только студенты, но и преподаватели. Даже подготовка к ГТО невозможна без тира или стадиона, где студенты могут тренироваться в беге или кататься на лыжах. Отремонтированные спортивные залы, оснащенные всем необходимым для занятий, а так же раздевалки и душевые, наоборот, привлекают студентов. Отсюда возникает необходимость большего финансирования не только по решению руководства техникума, но и со стороны государства.

Пропаганда спорта может положительно воздействовать на студентов, убедить многих, что физическая культура – это не просто занятия, необходимые для посещения, но так же эффективный способ для реализации и саморазвития. Техникум должен выступать инициатором и организатором целенаправленной и эффективной работы по сохранению, реабилитации и приумножению здоровья студенчества.

Источник

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ

Аннотация: В статье говорится о привлечении и развитии интереса молодежи к здоровому образу жизни. Развитие мотивационно-ценностного отношения студентов к занятиям физической культурой и спортом. Основная задача – это сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, физическая культура, спорт, студенты.

Annotation: the article deals with the attraction and development of young people’s interest in a healthy lifestyle. Development of motivational-value attitude of students to physical culture and sports. The main task is to preserve and strengthen the health of the younger generation.

Key words: healthy lifestyle, physical culture, sports, students.

Однако, условия сегодняшней жизни сильно влияют на физическую активность молодежи, в том числе и студентов технических вузов, что сказывается на понижении их физического развития и подготовленности. Приобщая студентов к самостоятельным занятиям физкультурой, прививая им тягу к регулярным занятиям, ВУЗ способствует физическому и профессиональному усовершенствованию [2].

Компетентный подход включает в себя помимо передачи студентам совокупности знаний, сноровки и навыков спортивной сферы, еще и расширение границ умственного горизонта, междисциплинарного чутья, способности к новаторским решениям, к самообразованию, а также формированию гуманистических ценностей.

Преподавательской задачей является помощь своим ученикам в повышении их мотиваций. Мотивация в спорте подразумевает наличие факторов и процессов, которые являются побудителями спортсменов к действию или бездействию в различных ситуациях.

Общеизвестно, что сегодня мотивы делят на три группы: физиологические (биологические), психологические и социальные. Источники мотивации могут выступать внешними (поощрения, награды) и внутренними (желание быть признанным, самоутвердиться).

Рационализацию поведения студентов может проводить тренер, используя для этого метод кнута и пряника. Это невероятно действенный фактор, область воздействия которого расширяется в том случае, если спортсмена наказывают или хвалят в присутствии товарищей по команде.

В страстном желании победить преподаватель должен привить спортсменам уважение к мнению соперников, желанию и потребностям товарищей и окружающих их людей. Развитие благодаря тренировкам обширного спектра физических умений обещает спортсмену более вероятный (чем у людей, не занимающихся физкультурой) успех в разнообразных видах деятельности и в различных повседневных ситуациях. Эта идея, если доступно преподнести ее спортсменам, будет являться достаточно сильным мотивом к занятиям спортом.

Предельное использование способностей духа и тела подталкивает спортсменов к совершенству не только себя, но и окружающего мира, воспитывает любовь к труду, учит получать сатисфакцию как от кратковременного результата (выигрышей, побед), так и от длительного процесса (упорных тренировок).

В спортивной деятельности престиж спортсмена высокого класса занимает далеко не последнее место в мотивации. Достижение высот, популярности, занимает одну из ступеней необходимой самореализации человека.

Участие в спортивных мероприятиях позволяют молодого человека ощутить потребность общества в нем самом, почувствовать себя частью команды, доказывает, что в обществе он занимает не последнее место.

Мотивация и успех в спортивной деятельности зависят друг от друга прямо пропорционально. Таким образом, тренеру и спортсменам следует стремиться к формированию мотивации достижения высоких результатов в своей спортивной деятельности. Поэтому тренер обязан учитывать индивидуальные методы мотивации каждого из спортсменов, когда он разрабатывает учебно-тренировочный процесс. Ведь знание особенностей мотивации определенного подопечного позволяет максимально подготовить его к достижению высоких результатов.

Важную ступень обеспечения спортивной деятельности со стороны психологии занимает мотивация, побуждающая учащихся упражняться в спорте. Известна схожесть спортивной и игровой деятельности. Мотивы к игре заключены в ней самой. В отличие от деятельности труда, когда работа, которая выполняется индивидуумом, лишь косвенно служит для удовлетворения его потребностей жизнедеятельности, доставляя ему средства утоления тех или иных своих нужд, игра дарует непосредственно чувство удовлетворения, связанное с участием. Так и к спорту человек испытывает

потребности, которые определены удовлетворением, вызываемым самой спортивной деятельностью и успехами, достигаемыми в ней.

Структура мотивов, побуждающих человека к занятиям спортом.

Непосредственные мотивы спортивной деятельности:

— получение удовлетворения от проявления мышечной активности;

— потребность в эстетическом наслаждении красотой и силой собственного тела, грацией, выносливостью и проч.;

— стремление противостоять трудным, порой экстремальным ситуациям;

— стремление к победе, рекордам, возвышению на пьедестале;

— желание выразить и утвердить себя в обществе, быть замеченным. Опосредованные мотивы спортивной деятельности:

— стремление к достижению великолепного внешнего вида, здоровья;

— стремление посредством спортивных занятий получить навыки и умения для практической жизни;

— потребность в занятиях спортом благодаря осознанию социальной важности спорта [4, 6].

Мотивы спортивной деятельности проявляются достаточно динамично. Действительно, во время упорных долгих занятий спортом у одного и того же человека проявляется закономерная смена мотивов.

В настоящее время развивается противопоставление между постоянно растущими требованиями физической подготовки учащихся и упадком образовательного интереса у студенчества к умственным и физическим занятиям по данной дисциплине, а также узким кругом используемых методов в обучающей деятельности по дисциплине «Физическая культура и спорт». Все это снижает интерес и ухудшает тягу к занятиям физкультурой.

Низкая мотивация к занятиям спортом у студентов ВУЗов и не сформированность потребностей в занятиях физической культурой чаще всего вызваны некорректной организацией физкультурно-оздоровительной и спортивной работы. Поэтому важное место занимает поиск новых организационных форм, средств и методов, позволяющих наиболее эффективно заинтересовать студентов физической деятельностью в ВУЗах [7]. Представители студенчества ведут малоподвижный образ жизни,

сталкиваются с различными трудностями, которые связаны:

— со значительным увеличением учебной нагрузки;

— с большей свободой студенческой жизни;

— с обособленностью от родительского контроля (в случае, если ВУЗ и постоянное место жительства находятся в разных областях, городах);

— с проблемами с социальным и межличностным общением т. д.;

— у студентов не развивается потребность в самостоятельном занятии спортивными упражнениями.

Все это не позволяет в достаточной степени заниматься физической культурой и спортом, а следовательно:

— снижает уровень здоровья личности;

— повышает усталость от незначительных нагрузок;

— умственная и физическая работоспособность также снижается;

— увеличивает возможность возникновения искривления позвоночника, потери прочности костей, накоплению лишнего веса и т.п.

Для повышения мотивации к занятиям физической культурой, необходимо повлиять на внутреннюю позицию студента.

Возможные пути достижения:

1. Проводить профилактические беседы со студентами о здоровом образе жизни, о пользе спорта, о его положительном влиянии на внутреннее и внешнее устройство тела. Об ухудшающем действии вредных привычек на здоровье.

2. Так как у каждой личности есть свой идеал, при помощи метода

«подражание», может быть сформировано стремление к улучшению собственных внешних данных с помощью физической культуры и спорта.

3. Использовать активные методы обучения на лекционных занятиях, способствуя развитию образовательного интереса студентов, как к теоретическим знаниям, так и к практическим умениям.

4. Организовывать беседы и встречи с известными спортсменами, мастер-классы. Это покажет студентам, что спорт делает возможным достижение в жизни определенных успехов, т.к. воспитывает невероятную силу воли.

5. Проводить беседы с преподавателями физической культуры о том, как сделать для студентов занятиях физической культурой более привлекательными.

Таким образом, чтобы повысить мотивацию у студентов, нужно разнообразить учебные и секционные занятия, ввести такие дополнительные виды спортивной деятельности, как: спортивную гимнастику, йогу, занятия в бассейне и т.п. Занятия не должны проходить монотонно, могут быть использованы игровой и соревновательный метод.

В то же время, в огромном количестве открываются фитнес-клубы. Появляются все новые виды занятий физической культуры, как аэробика, скандинавская ходьба и они довольно популярны среди населения, в том числе и у студентов. Для достижения роста мотивации к занятиям можно засчитывать единовременное посещение фитнес центра, спортивного мероприятия, не относящегося к структуре ВУЗа, если не за полноценное посещение занятий, то за «отработку» пропуска [4].

Таким образом, используя выявленные мотивы к занятиям физической культурой как ориентир, а также активно используя индивидуальный подход, что возможно только если учитывать различные типы личности студентов, отношения к физической культуре, личностные предпочтения, а также факторы, которые не позволяют студентам свободно заниматься физической культурой, обязательна разработка оптимальных форм и методов организации занятий, максимально соответствующие интересам студенчества.

Физической культуре надлежит гарантировать более полное удовлетворение интересов духовной жизни учащихся; знания, получаемые путем освоения обязательного минимального образовательного материала по физической культуре, должны выстроить базу представления о здоровом образе жизни и обеспечить теоретическое обоснование формирования знаний и умений по физическому улучшению личности в течение всей жизни.

2. Корнева Е.В., Учебное пособие для ВУЗов. М.: Физическая культура

4. Посашкова О.Ю., Мотивация студентов к физической культуре. В сборнике: Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. Социально- гуманитарные и экономические науки сборник статей. М.: СГАСУ. Самара, 2015. С. 135-137.

Источник

Чем можно формировать мотивы для развития физической культуры в вузе

Чем можно формировать мотивы для развития физической культуры в вузе

Материал и методы исследования

Из анализа научной и учебно-методической литературы, опроса и анкетирования студентов различных специальностей и курсов нефизкультурных вузов (Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко, Глазовский инженерно-экономический институт и Университет российской академии образования (Глазовский филиал)) нами выявлены основные группы мотивов к занятиям физической культурой в вузе: оздоровительные, двигательно-деятельностные, соревновательно-конкурентные, эстетические, коммуникативные, познавательно-развивающие, творческие, профессионально-ориентированные, воспитательные, культурологические, статусные, административные и психолого-значимые [2, 5, 6, 8].

Проанализировав примерную программу дисциплины «Физическая культура» федерального компонента цикла общегуманитарных и социальноэкономических дисциплин в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования второго поколения, была определена модель мотивации к занятиям физической культурой в рамках федерального государственного образовательного стандарта (ФГСО) в педагогическом вузе [9, 10]. Среди обучающихся в 2007-2008 учебном году был проведен социологический опрос, в котором приняли участие 584 студента различных факультетов и курсов Глазовского государственного педагогического института им. В.Г. Короленко, с целью выявления доминирующих мотивирующих факторов на занятия физической культурой.

Результаты опроса представлены в модели мотивации к занятиям физической культурой в рамках ФГСО (рисунок).

Чем можно формировать мотивы для развития физической культуры в вузе

Модель мотивации к занятиям физической культурой в рамках ФГСО

Представленная модель и результаты социологического опроса студентов подтверждают, что большая часть студентов, у которых преобладает административная мотивация, не на должном уровне имеют возможность выполнить поставленную перед ними стандартом цель курса «Физическая культура», так как их доминирующие мотивы к занятиям физическими упражнениями не соответствуют задачам физического воспитания в вузе. Также хотелось бы отметить, что одна из основных мотиваций (профессиональноориентированная), которая тесно связана с воспитанием профессионально важных качеств будущего дипломированного специалиста, преобладает только у 1 % обучающихся.

В период с 2008 по 2010 г. (2008-2009 и 2009-2010 учебные года) нами была внедрена в воспитательно-образовательный процесс по физическому воспитанию в вузе программа модернизации занятий физической культурой в педагогическом вузе:

1. Специфика факультетов и различных специальностей, анализ программ позволили содержательно обогатить учебную программу по физической культуре различными видами спорта и нетрадиционными видами физических упражнений для каждого из факультетов педагогического вуза.

Обоснованность введения различных элементов в содержание физического воспитания осуществляется по четырем критериям:

На факультете педагогического и художественного образования активно внедряются новые элементы содержания физического воспитания в образовательный процесс. Будущие учителя музыки обучаются на занятиях физической культуры основам аэробики, восточных танцев, дыхательной гимнастики и ритмики. Упражнения дыхательной гимнастики положительно влияют на органы дыхания студентов, в свою очередь, танцы и ритмические упражнения развивают координационные способности. Студенты специальностей «Педагогика и методика начального и дошкольного образования» занимаются помимо различных видов основной программы по физической культуре разнообразными подвижными играми и различным видам гимнастики, включая иностранные системы. Обучение представленным элементам содержания физического воспитания содействует студентам на практике и в их будущей профессиональной деятельности в преподавании физической культуры в детском саду и в начальной школе.

На историко-лингвистическом факультете совершенствование системы физического воспитания проходит в двух направлениях. Для студентов специальностей «история» и «культурология» введены в содержание физического воспитания занятия туризмом, включая спортивное ориентирование, греблю на байдарках, скалолазание и пулевую стрельбу. Занятия различными видами туризма развивают студентов для активного участия их в экспедициях и различных поисках. Обучение пулевой стрельбе совершенствует в воспитанниках внимание и точность, так как будущие учителя истории при различных исследованиях должны обращать внимание на детали, уметь точно измерять расстояния и замечать «мелочи». Студенты, обучающиеся по специальности «иностранный язык», основная часть которых представлена девушками, на занятиях физической культурой обучаются фитнесу для коррекции фигуры и бадминтоном. В дальнейшем планируется ввести в учебную программу для студентов специальности «Иностранный язык» фигурное катание.

Содержание программы по физической культуре физико-математического факультета, который представлен преимущественно студентами юношами, обогащено силовыми и игровыми видами спорта. Студенты на занятиях физической культурой распределяются в две учебные группы. В первой учебной группе юноши обучаются различным играм: баскетболом, волейболом, футболом, лаптой и т.п. Студенты второй группы занимаются пауэрлифтингом, гиревым спортом, жимом лежа и различными видами силового фитнеса в тренажерном зале. Планируется для студентов активно занимающихся атлетической гимнастикой ввести специализацию силового экстрима.

На факультете социальных коммуникаций и филологии в программу по физическому воспитанию для специальности «Социальный педагог» введены занятия по основам самозащиты для женщин, рукопашного боя и борьбы. В будущей профессиональной деятельности выпускникам пригодятся полученные знания и практические навыки для работы с «трудными подростками» и детьми из неблагополучных семей. Студенты, обучающиеся по специальности «Русский язык и литература» и «Удмуртский язык» имеют возможность заниматься аквааэробикой и различными видами плавания.

Юноши, по результатам медосмотра записанные в специальную медицинскую группу, занимаются на занятиях физической культурой настольным теннисом. Девушки, распределенные предварительной медицинской проверкой в эту же специальную группу, обучаются калланетике, пилатесу, бодифлексу и фитболу. Эти системы физических упражнений отвечают требованиям к занятиям со студентами данной группы тем, что учтены противопоказания к бегу, силовым упражнениям, прыжкам, упражнениям с большой амплитудой. Студенты, освобожденные от занятий физической культурой по состоянию здоровья, занимаются шахматами.

2. Во внеучебное время студенты всех курсов, а также студенты, обучающиеся на заочном отделении, имеют возможность заниматься спортивными специализациями при кафедре безопасности жизнедеятельности и различными видами спорта в секциях спортивного клуба при институте: волейбол, баскетбол, легкая атлетика, бадминтон, силовая гимнастика, гиревой спорт, основы самообороны, пауэрлифтинг, рукопашный бой, парапланеризм, настольный теннис, аква-аэробика, греко-римская борьба, футбол, йога, бальные танцы, шахматы, калланетика, аэробика, бодифлекс, пулевая стрельба, кикбоксинг, восточные танцы, туризм.

3. На основе Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в учебных планах вузов по всем направлениям и специальностям высшего профессионального образования в цикле общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин предусмотрено выделение 408 часов на дисциплину «Физическая культура» в обязательном курсе на весь период обучения с проведением итоговой аттестации. Для построения учебного процесса предлагается примерное распределение обязательных учебных часов на освоение основных разделов программы на 4 года обучения: 1-2 курсы по 4 часа (2 пары) в неделю, 3-4 курсы по 2 часа (1 пара) в неделю. Для обеспечения повышения функциональной и двигательной подготовленности, уровня здоровья и физического развития студентов им предлагаются 6-часовые (3 пары) занятия в неделю в спортивных специализациях и секциях спортивного клуба при вузе. Увеличение времени на занятия физическими упражнениями положительно влияет на личность в оздоровительном, воспитательном, образовательном и профессионально-развивающем аспектах.

4. Ежегодно проводятся внутривузовские научно-методические конференции «Здоровьесберегающие технологии в образовательных учреждениях» и «Модернизация физической культуры в педагогическом вузе», мастер-классы, круглые столы и методические семинары по физической культуре и спорту. На этих мероприятиях демонстрируются современные популярные методики занятий физическими упражнениями и актуальные для подрастающей молодежи системы физических упражнений, активно обсуждаются системы педагогических идей и инновационных взглядов подрастающей молодежи в контексте физкультурно-оздоровительной деятельности, которые способствуют наиболее успешному освоению студентами ценностей профессии педагога и осознания положительного влияния на этот процесс занятий физической культурой.

Для выявления результатов внедрения в воспитательно-образовательный процесс по физическому воспитанию программы модернизации занятий физической культурой в педагогическом вузе в начале

2010-2011 учебного года нами был проведен констатирующий социологический опрос, в котором приняли участие 588 студентов различных факультетов и курсов Глазовского государственного педагогического института им. В.Г. Короленко, с целью выявления доминирующих мотивирующих факторов на занятия физической культурой.

Результаты исследования и их обсуждение

При анализе полученных данных показателей констатирующего социологического опроса студентов с целью выявления доминирующих мотивирующих факторов на занятия физической культурой были выявлены следующие результаты:

Выводы и заключение

Для успешного формирования мотивационно-ценностного отношения студентов к физической культуре в педагогическом вузе, ориентированного на выполнение цели, стоящей перед предметом «Физическая культура» в высших учебных заведениях, нами были разработаны следующие психолого-педагогические условия:

1. Совершенствование ценностного отношения к физическому воспитанию возможно:

2. Достижение максимального соответствия между структурой физкультурно-спортивной деятельности в высшем учебном заведении и направленностью, содержательностью процесса профессионализации, заключающегося в подготовке студента к будущей профессиональной деятельности. Обеспечение взаимосвязи физического воспитания с профессиональной ориентацией личности будущего специалиста, направленной на ценностное понимание занятий физической культурой как одного из способов успешного выполнения социальных и профессиональных функций.

3. С целью удовлетворения потребностей занимающихся физической культурой следует учитывать специфические особенности обучения предмету «Физическая культура» от других дисциплин в высшем учебном заведении. В связи с этим приобретает необходимость проведения занятий физическими упражнениями во внеучебное время и во второй половине дня.

4. Для интенсификации процесса физического воспитания в вузе необходимо увеличение занятий физической культурой за счет вовлечения студентов в физкультурно-спортивную деятельность спортивного клуба вуза. Систематические занятия физической культурой и спортом способствуют активному формированию физической культуры личности.

Список литературы

Сафонова Т.В., д.п.н., профессор кафедры педагогики ФГОБУ ВПО «Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко», г. Глазов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *