Чем можно гордиться ребенку
Записки мамы: Верить в своего ребёнка.
Все мы любим своих детей и гордимся ими. Но легко гордиться, когда есть за что, когда дети успешны. Когда они отвечают нашим ожиданиям и амбициям: рано начинают ходить и говорить, в два года складывают кубики Зайцева, а в 4 уже шпарят по-английски, не капризничают, не болеют, едят полезную кашу, приносят только пятёрки и не приносят никаких проблем. В современном обществе сложился некий образ успешного человека, соответственно, и образ успешного ребёнка, возведённый уже в культ. Мамаши в песочнице только и говорят: «А мой ребёнок то-то, а мой ребёнок это…»
А если твой не такой? Ну не то, чтобы ни то и ни сё, но начинает ходить и говорить как все, кубиками Зайцева кидается, на скрипке не играет. А если он ещё закатывает истерики в магазинах, отнимает в песочнице у других малышей игрушки и при этом истошно орёт, если трогают его самосвал? Если ест он как даже не маленький поросёнок, а как большая свинка, что вокруг всё грязно? Если рвёт книжки и полностью игнорирует попытки научить его буквам и цифрам? Если он не вундеркинд, а обычный ребёнок обычных родителей? Нужно ли им гордиться?
А если это проблемный ребёнок, с особенностями, как корректно принято сейчас говорить? С отставанием в развитии, ДЦП, аутизмом. Да мало ли таких детей? Вы замечали, что мамы таких деток не сидят на лавочке с другими и не обсуждают успехи своих детей? А гордятся ли они своими детьми?
Я встречала разных родителей, которые гордятся своими детьми, и которые нет. В основном, первые – это те, которые прилагают очень много усилий для того, чтобы им было чем гордится. Вот с такой мамой мне довелось как-то познакомиться. У неё две дочери, которых она денно и нощно таскала по различным кружкам. После садика — ИЗО, гимнастика, английский, скрипка… Скрипка, кстати, была у частного репетитора в восемь часов вечера! Когда её спросили, а не устают ли дети от такой нагрузки, она жёстко ответила: «Дети должны уметь работать. Я пашу и они должны пахать». Маме, действительно, есть чем годится, её дети успешны. Но счастливы ли они? А гордилась бы она ими, если б они не были такими успешными?
А есть родители, которые развитием детских талантов не занимаются. В кружки не отдают, потому что некогда водить. Какие-то полезные игрушки – конструктор, мозаику, бисер, пластилин детям не дают, так как это всё пачкается и разбрасывается. Положительных качеств в своих детях не видят и поэтому не гордятся и вообще пренебрежительно называют мальками и спиногрызами. И постоянно ставят в пример других детей. А ведь могли гордиться?
Горжусь ли я своими детьми? Конечно. Но стараюсь не сравнивать их с другими детьми, также как не сравниваю с другими людьми себя. Всегда найдётся кто-то лучше, богаче, красивее, успешней. Важно сравнивать себя вчерашнего с собой сегодняшним (с). Важно отмечать успех своего ребёнка не равняясь на других детей. Отмечать, что вчера он не умел что-то делать, а сегодня умеет, не важно, что соседский ребёнок научился этому год назад. Ведь все дети разные – одному хорошо даётся одно, второму другое. Одни мальчики, а другие девочки. Одни интроверты, другие экстраверты. Одни абсолютно здоровы, другие с проблемами в развитии. Кто-то по знаку Зодиака Телец, а кто-то Лев. Кто-то уравновешенный тип, а кто-то неуравновешенный. У одного наследственность такая, а у другого сякая. Сколько разных факторов, влияющих на личность, можно ли допускать мысль, что твой ребёнок будет также себя вести, как соседский?
Важнее гордости за ребёнка — вера. В своего ребёнка нужно верить, каким бы он ни был. Верить в то, что он лучший, верить в его успехи и победы, верить в его способности и таланты, верить в то, что с ним всегда всё будет хорошо, верить в его счастье И не доверять мнению других людей, – кто знает своих детей лучше, чем их родители?
В полгода пошли с Соней к неврологу, тогда я ещё была ответственная мама и ходила на плановые осмотры к врачам. Врач сказала, что у ребёнка гипертонус и уже начала выписывать таблетки и массаж..Я спросила, чем это грозит и получила ответ: «Ну, потом с успеваемостью в школе проблемы будут». До свидания. С тех пор я не хожу на плановые осмотры. Перед детским садом посещали невролога, поставил родовую травму и сказал, что всё в принципе, нормально, только на голове нельзя стоять и нырять. Перед логопедическим садом были у третьего невролога, который сказал: «У вас замечательная девочка, просто годик с логопедом позанимайтесь». Много ещё хорошего чего сказал, вселил в меня огромную веру в моего ребёнка, каждый раз, вспоминая этого врача, посылаю ему солнечный лучик.
Соня заговорила только в 3 года и речь её была непонятна другим людям. Ещё Сонька была крайне застенчивой девочкой. Пошли в садик, но ситуация не улучшилась. Стало понятно, что требуется помощь логопеда, в принципе, неудивительно, логопедия – это наша наследственная проблема. На ПМПК мне сказали, что у меня педагогически запущенный ребёнок. А я всегда считала, что мой ребёнок – ярко выраженный стеснительный интроверт, совсем необязанный знать, чем отличаются фрукты от овощей, и верила, что всё у нас будет хорошо.
А вот у Севы никогда не было покладистого характера. С рождения он был Всеволодом. Когда ему было 1,5-2 года, с ним невозможно было никуда ходить – ему нужно было владеть всеми игрушками, которые ему нравились в магазине или у других детей. Он не принимал никаких общепринятых норм поведения – сесть в грязную лужу (в прямом смысле) посреди дороги у нас было нормой. Вот сидит у меня ребёнок в грязи, преспокойно играется, на все попытки его оттуда вытащить, истошно орёт и брыкается, а ведь люди ходят и замечания делают, а ты стоишь, не можешь ничего сделать и твердишь себе, что твой ребёнок всё равно самый лучший. А что он устраивал в очередях… Сколько я всего наслушалась от врачей в поликлинике, работников Сбербанка, продавцов в магазине. где ещё мы стояли в очереди? Иногда приходилось людей вежливо посылать, иногда делать вид, что я не с ним. И так лет до шести, адекватно вести себя в обществе, воспринимать мои наставления по поводу своего поведения, он начал только недавно. Ещё терпеть никогда не мог цифр и букв, читать до сих пор не умеет, при попытке почитать с ним букварь, через два слова киселём стекает по дивану и делает умирающий вид. И это при том, что получается у него замечательно. Мне остаётся лишь верить, что однажды он принесёт мне букварь сам. И всегда наотрез отказывался рассказывать стихи, только недавно рассказал стих со сцены, я чуть не расплакалась. Он очень общителен, легко адаптируется к новому коллективу, при этом очень самодостаточен – если не с кем играть, он будет прекрасно чувствовать себя один. У него начали проявляться мужские качества характера – упорство в достижении цели, чувство справедливости. Он вообще борец за справедливость – пока что за свою, конечно. Здесь у меня тоже очень много поводов для гордости.
Ребёнок имеет право быть таким, какой он есть. Ребёнок не продолжение своих родителей, он – личность. Не надо его улучшать, чего-то ожидать, тащить, заставлять. Гордитесь своими детьми, какими бы они ни были и верьте, что они станут ещё лучше. Счастливого вам родительства.
Хештеги: #Воспитание, #Самовоспитание, #МыслеМудры, #АсяПарфёнова, #ЗапискиМамы.
Что надо говорить сыну, чтобы можно было им гордиться в будущем
Чтобы гордиться своими сыновьями, с детства в них нужно закладывать положительные качества. О некоторых вещах родители должны говорить ребенку постоянно, чтобы вырастить успешного и уверенного в себе мужчину.
Всегда держи свое слово
Важно с детства приучать сына не раздавать обещаний, которые он не сможет или не собирается выполнять. Научите его думать о сказанных словах. Объясните, что если что-то пообещать, но не сделать, другие люди перестанут верить и воспринимать всерьез.
Расскажите, что мужчину уважают, ценят и доверяют ему, если он честен и держит свое слово. Так гораздо проще найти соратников и партнеров для любого дела, построить семью.
Можете объяснить это на примере притчи. «Мальчика отправили пасти овец и попросили кричать, если покажется волк. Он ходил по полю, следил за овцами какое-то время. А потом ему стало скучно. Залез мальчишка на дерево и стал громко кричать: «Волк! Волк!». Люди прибежали на помощь, узнали, что мальчик обманул, и ушли. Пастух снова заскучал. И опять обманул старших. А потом по-настоящему появился волк. И сколько бы мальчишка не звал на помощь, никто не пришел. В итоге волк съел половину стада. Этого бы не произошло, если бы ребенок не обманывал».
Ты умный, обязательно все поймешь
Интеллект важен для мужчины. Развитые мыслительные способности помогают зарабатывать деньги, решать проблемы, добиваться женщин. Поэтому сыну с детства нужно рассказывать и показывать, желательно на личном примере, для чего надо быть умным, зачем учиться.
Расскажите, как вы чего-то добились благодаря знаниям. Разъясните, что если он многое будет знать, другие дети будут с ним советоваться, прислушиваться к нему.
Когда обладаешь большим объемом знаний, то легко изучать что-то новое. Важно донести до ребенка, что с глупым человеком никто не захочет общаться, а будет только высмеивать.
Если обижают, то давай сдачи
Любой мальчик хотя бы раз в жизни дрался. В мужском характере заложено самоутверждение, проверка собственной значимости в обществе. Чтобы из сына не выросла всеми обижаемая жертва, научите его давать сдачи.
Но объясните, что драться нужно только в крайних случаях, когда речь идет о спасении жизни своей или близкого человека. Желательно все споры решать словесно. Словом можно часто поставить на место, воздействуя на психику. Сказанные фразы откладываются в сознании детей гораздо глубже, чем физическая расправа.
Если ваш ребенок занимается спортом, разъясните, что он сильнее многих сверстников. Значит, должен относиться к ним снисходительнее, как к младшим братьям.
Можете донести это на примере. Однажды у тренера по тхэквондо брали интервью. Задали вопрос, что он будет делать, если на него нападут четверо. Тренер ответил: «Убегу от них так быстро, как только смогу». Над ним посмеялись, ведь он такой сильный и вдруг убежит. На что наставник ответил: «Да, я физически сильнее нападающих, поэтому предпочту убежать, чтобы не покалечить».
Старайся быть лучшим во всем
Объясните сыну, что нужно постоянно стремиться к новым знаниям, так как это поможет в жизни. За любой успех, даже незначительный, хвалите сына. Говорите, какой он молодец. А за неудачу ни в коем случае не ругайте.
Но родителям следует помнить, что нельзя перегибать палку, говоря ребенку, что он лучший во всем.
Может возникнуть «синдром отличника», когда мальчик будет бояться сделать что-то хуже, чем от него ожидают близкие. В таком случае вырастет неуверенный в себе человек, не способный принимать сложные решения.
В то же время покажите важность знаний, желательно на собственном примере. Дети часто задают вопросы. Родитель не может знать всего, поэтому не стыдитесь признать это, попробуйте вместе найти ответы в литературе, в интернете. Покажите важность для вас вопроса ребенка.
Учись жить по средствам
Чтобы ребенок не вырос избалованным транжирой, с детства показывайте ценность денег. Разъясните, что деньги просто так не появляются.
Каждому родителю хочется побаловать своих детей. Старайтесь не переходить грань. Если сын просит что-то купить, а у вас не хватает средств, не бойтесь истерик.
Скажите честно, что сейчас вы не можете себе этого позволить, но если заработаете – купите. Рассказывайте о своей работе, сколько вам заплатят и что можно приобрести на вашу зарплату. Советуйтесь с малышом, что необходимо купить в первую очередь.
В то же время постарайтесь, чтобы ваш сын не чувствовал себя ущербным по сравнению с другими детьми. Если не можете ему что-то приобрести, покажите ценность того, что уже имеется. Например: «У нас же есть конструктор. Давай соберем вместе что-нибудь интересное».
Уважай и цени своих родителей
Чтобы из сына выросла надежная опора в старости, с малых лет приучайте уважать пожилых людей. Обратите его внимание на окружающую действительность.
Если пользуетесь общественным транспортом, покажите, что надо уступать место старикам из уважения к возрасту. Увидели, как кто-то перевел старушку через дорогу или помог донести сумку, тут же сделайте на этом акцент: «Смотри, какой хороший мальчик! Помогает бабушке».
Дети любят подражать взрослым. Позволяйте им по мере возможностей помогать вам в каком-то деле. Не говорите, что еще мал. Найдите ему посильное занятие.
Я в тебя верю
Поддерживайте сына во всех начинаниях. Объясните, что ошибаться не страшно. Если у него что-то не получается, не отворачивайтесь от него. Помогите ему разобраться в причинах неудач. Не жалейте потраченного времени.
Если ребенок плачет, успокойте, выясните, что случилось, и объясните, как это можно исправить. Покажите, что вы всегда рядом, не осудите и придете на помощь. Тогда и повзрослев, сын будет интересоваться вашим мнением.