Чем можно исписать тетрадь
У вас есть пустой блокнот? У меня есть 40 идей, что можно писать внутри
Пять лет назад я писала о том, какими блокнотами я пользуюсь и для чего. Сегодня я расскажу вам о том, какие еще дневники и блокноты можно вести и что в них записывать.
Расшифровала не все виды дневников. Будут вопросы – пишите!
1) Одно предложение в день. Сложно начать вести дневник? Договоритесь с собой и формулируйте всего лишь одно предложение. Но каждый день. Три минуты в день – и в конце месяца вы увидите все опорные точки и важные события.
2) Видение или Mood boards. Эдакая карта желаний, но в блокноте. Сюда вклеиваются вдохновляющие картинки, записываются самые главные цели и желания.
3) Музыкальный дневник. Музыка может вернуть нас в прошлое, зарядить силой и напомнить о чем-то приятном. Записывайте любимые песни или составьте список для похода в караоке!
4) Блокнот для рисования скетчей. Поиграйте с собой в игру «Один рисунок в день» — делайте маленькие зарисовки событий.
5) Bullet Journal — блокнот для всевозможных списков, разлинованный вручную.
6) Личный дневник – описание мыслей, событий дня, планов, мечтаний, ощущений, состояний и открытий.
7) Блокнот для ежедневного списка идей – хранилище идей по темам или место для развития творческого мышления с заданиями (например, записывать по 10 идей каждый день).
8) Блокнот для позитивных утверждений (аффирмаций) – записывайте сюда фразы, в которых чувствуете силу и поддержку.
9) Блокнот для отслеживания целей – обратное планирование, схемы проекта, графики Ганта и так далее.
10) Дневник путешествий – блокнот, в который так и хочется вклеить фотографии, билеты, карты и все, что связано с поездками.
11) Дневник благодарности – записывайте сюда людей, которым вы благодарны (пишите, за что), фиксируйте благодарности миру (тоже очень конкретно) и обязательно записывайте, почему вы молодец (каждый день).
12) Утренние страницы – Джулия Кэмерон предлагала каждое утро выписывать все мысли из головы на бумагу. И исписывать не меньше трех листов формата А4.
15) Дневник питания и калорий
16) Книга для рецептов и планирования меню
18) Список невероятностей — это вызов. Пусть в нем будут те вещи, выполнение которых сейчас вам кажется невозможным.
19) Дневник садоводческих идей.
21) Блокнот с паролями.
22) Трекер движения денег (бюджет и сбережения).
23) Словарь для иностранных слов.
24) Дневник Дома мечты – коллекционируйте здесь идеи и вдохновляющие картинки.
25) Модный блокнот – как меняется ваш стиль? Что сейчас вам нравится, а как вы хотели бы выглядеть?
26) Свадебный органайзер.
27) Дневник беременности.
28) Трекер привычек.
29) Блокнот для терапии – как вы меняетесь после сессий с психологом или терапевтом, что вы планируете сделать или обдумать.
30) Астрологический дневник – если вам интересно наблюдать за звёздами и их влиянием на вас, такой блокнот вас заинтерсует.
31) Блокнот для цитат.
32) Подсказки для креативного письма или компост идей – записывайте сюда любые идеи, которые потом вы развернете в статью, а может, и книгу!
33) Умные карты для взрослых и детей.
34) Блокнот для романа – знаете, как писал свои труды Гоголь? Вручную, переписывая несколько раз. Про этот метод я прочла в книге Екатерины Оаро. Может быть, ваша книга тоже начнется с тетради или блокнота?
35) Блокнот для каллиграфии, для развития навыка красивого письма.
36) Список книг для чтения/прочитанных книг.
Чем можно исписать тетрадь
Введение
Лес, точно терем расписной,Лиловый, золотой, багряный,Веселой, пестрою стенойСтоит над светлою поляной…
Эти строки из стихотворения Ивана Бунина мы вспоминаем, когда заходим в осенний лес. В этом году осень подарила нам немало благоприятных дней для прогулки по лесу. Почти все ученики нашего класса ездили с родителями на отдых, ходили за грибами. Как красиво в осеннем лесу! Как великолепны деревья в своих золотых нарядах! И как жаль, что где-то такая красота вырубается. Деревья используются в промышленности. Мы пока не можем обойтись без древесины. Из неё производят строительные материалы, мебель, картон, скипидар, бумагу. Из различных сортов бумаги делают книги, учебники, тетради и т.д.
Выход из этой проблемы давно найден. Это вторичная переработка бумаги. Но, к сожалению, не все люди бережно относятся к уже ненужной бумаге. Старые газеты, журналы и даже книги часто можно увидеть в мусорных баках. В нашем селе регулярно вывозят бытовой мусор. Недавно стали собирать отдельно пластиковые бутылки. Но в селе отсутствует система сбора макулатуры, и жители отправляют её вместе с остальными отходами на свалку, загрязняя природу. В школе мы организуем Акции по сбору макулатуры для дальнейшей отправки на переработку. Но проведенный нами опрос показал, что значительная часть используемой бумаги сжигается или просто выбрасывается (Приложение 1,2).
Гипотеза: возможно, использование вторичного сырья для создания полезных и нужных вещей, приведет к бережному отношению к школьному имуществу, поможет приобрести навык хозяйственной и экономической деятельности, даст возможность сохранить лесные ресурсы за счет вторичного использования макулатуры.
Темы: «Новая жизнь школьной тетрадки»
Цель: изучение возможности вторичного использования макулатуры (школьной тетради).
Задачи:
узнать историю бумаги, процесс производства бумаги, способы переработки макулатуры;
изучить методы изготовления бумаги в домашних условиях;
изготовить бумагу в домашних условиях;
провести опрос одноклассников о возможности повторного использования школьной тетради, проанализировать результаты анкетирования, сделать выводы;
выполнили творческие работы, используя переработанную бумагу и старые обложки тетрадей;
изготовить плакат «Новая жизнь школьной тетрадки»;
найти другие способы продления жизни тетради
Объект изучения: школьная тетрадь.
Предмет изучения: способы переработки и вторичного использования школьной тетради.
Методы исследования: сбор информации из разных источников, опрос, опыт, анализ.
I. Основная часть
Около трёх десятилетий назад проблемы переработки вторсырья не существовало. В силу того, что отсутствовало многообразие упаковочной тары: вместо пластиковых, полиэтиленовых, пенопластовых и др. упаковок были стекло и бумага. В настоящее время ситуация такова, что упаковочной тары, превращающейся в отходы, слишком много по всему миру, в том числе и в России. Жители выбрасывают ненужные отходы, увеличивая «горы» мусора.
Из анкет мы выяснили, что каждый ученик нашего класса в год в среднем использует от 50 до 70 тетрадей. Произведя расчёты, мы установили, что наш класс только на тетради в год расходует 60кг бумаги. Если всю эту бумагу сдать в макулатуру, то мы спасем 1 дерево!
Для того, чтобы привлечь внимание школьников к проблеме переработки бумаги, мы решили узнать историю появления бумаги, способы её изготовления и переработки.
История возникновения бумаги
Конечно, мы уже знаем, что бумага существовала не всегда. Первобытные люди рисовали на стенах пещеры. Потом появились пергамент, папирус, береста. Почти 2000 лет назад, на смену папирусу и пергаменту пришла бумага. Об изобретении бумаги существуют несколько легенд. По одной из них, бумага была изобретена в Китае.
По другой китайской легенде, бумагу изобрел один раб из Восточного Туркестана (в наше время — территория Узбекистана). Чтобы сохранить в тайне секрет изготовления бумаги, китайский император приказал умертвить изобретателя.
Сырьем для изготовления бумаги служили тутовое дерево, бамбук. Слово «бумага» произошло от слова «бамбиго» — так называли бумагу, изготовленную из бамбука.
В России бумага появилась на несколько столетий раньше, чем в Европе. В Таджикистане были найдены документы 8 века, которые были написаны на бумаге.
Многие столетия бумагу делали вручную. После изобретения французом Робертом (1761—1828) первой бумагоделательной машины производство бумаги и картона сделало резкий скачок вперед. Непрерывно и с большой быстротой увеличивался выпуск бумаги, появлялись новые виды бумаги. Бумагу стали применять не только для письма и печатания книг, для упаковки товаров, но и в строительстве, промышленности, сельском хозяйстве, электротехнике. В России первая бумагоделательная машина была установлена на бумажной фабрике в Петергофе.
Изготовление бумаги на производстве
Производство бумаги очень вредно для окружающей среды, заводы по производству бумаги выделяют очень много углекислого газа в атмосферу. Но начнём всё по порядку, для этого необходимо отправиться в лес, ведь именно деревья, а точнее волокна целлюлозы в ней, служат сырьём для получения бумажной продукции. Часть древесины используемой для получения бумаги это низкорослые или больные деревья, их вырезают, чтобы они не мешали другим деревьям расти и развиваться. Используют и ветки больших деревьев, из которых производят доски, а ветки идут на производство бумаги.
Бумага – это сплетение волокон целлюлозы, основного составляющего древесины. Они расположены очень близко друг к другу, а между ними течет сок деревьев. Эти волокна в природе скреплены между собой чем то вроде клея. Что бы получить целлюлозу древесные щепки помещают в огромный чан с водой и химикатами. Эти химические составляющие помогают расщепить природный клей и получить волокна. Этот процесс производства самый вредный. Полученные волокна выпрямляются и промываются, затем проходят отбеливание с помощью хлора или перекиси водорода. Затем волокна высушивают и разглаживают при помощи множества вращающихся горячих барабанов. В конце бумага выходит плотной и совершенно сухой и её наматывают в огромные рулоны.
Переработка вторичного сырья
Конечно все знают, что бумагу так же можно получить из макулатуры. Мы выяснили, что такой способ получения бумагименее вредный для окружающей среды. Для этого бумагу измельчают и отправляют в огромные котлы с водой, что бы отмыть её от типографской краски и чернил при помощи химикатов. В результате этого процесса получают бумажное тесто. Затем эту массу фильтруют, а воду сливают. Для большей белизны бумаги используют красители.
II. Практическая часть
В практической части нашего проекта мы решили найти как можно больше способов «продления» жизни нашей школьной тетрадки. Для этого мы обратились за помощью к родителям, изучили информацию в журналах и интернете, провели опыт и проявили свои творческие способности и фантазию.
Первая жизнь. Экономичная.
Мы выяснили, что не всегда дети дописывают тетради до конца. Иногда несколько листов остаются неисписанными. Мы предложили ребятам из недописанных листов изготовить блокноты. Ребята использовали полученные изделия как записные книжки, памятки по предметам, черновики для сложных вычислений.
Вторая жизнь. Переработанная.
Мы нашли в интернете несколько методик получения самодельной бумаги. В результате мы соединили все лучшее и смогли получить плотную бумагу (Приложение 3).
Чтобы получить бумагу в домашних условиях из бумажных отходов, была применена следующая методика: разорвать бумагу из исписанных школьных тетрадей на мелкие кусочки и поместить их в таз с горячей водой, добавить стиральный порошок и оставить на ночь; утром откинуть бумагу в дуршлаг и промыть проточной водой, отжать полученную массу, добавить большое количество воды и размолоть бумагу миксером в течение 15 минут. На рамку с натянутой на нее сеткой равномерно выложить массу, подождать, пока стечет вода, прогладить через несколько слоев ткани, аккуратно отделить полученный лист бумаги тупым ножом от рамки.
Для получения гладкой цветной бумаги с вкраплениями было применено окрашивание массы красителем и добавления блесток, кусочков ниток, лепестков цветов.
Из полученной путем переработки бумагу мы использовали для изготовления оригинальной аппликации (Приложение 4).
Третья жизнь. Творческая.
Мы попросили одноклассников подумать, как можно использовать исписанные тетради в творчестве. Некоторые предложили тетради использовать для изготовления шаблонов по технологии. Предложили делать объемные фигурки. Большинство ребят захотели сделать оригами. Конечно, кто не знает любимое занятие всех школьников- пускание самолетиков. Мы попросили одноклассников сделать интересные поделки из тетрадных обложек и провели выставку(Приложение5).
Четвертая жизнь. Инновационная.
Для производства бумаги ежегодно в мире вырубается до четырех миллиардов деревьев. Несмотря на использование всевозможных электронных устройств, в России используются миллионы листов бумаги в год. При этом большая часть напечатанной на бумаге информации читается только один раз.
Но что если один лист бумаги можно было бы использовать множество раз, печатая на нем исчезающими чернилами?
Мы решили выяснить, есть ли такие чернила. Оказывается есть!
Исчезающие чернила. Способ первый. Необходимо смешать 50 мл спиртовой настойки йода с чайной ложкой крахмала и отфильтровать осадок. Такие синие исчезающие чернила полностью теряют цвет через 1-2 дня из-за испарения йода.
Исчезающие чернила. Способ второй. Взять веточку ивы, сжечь ее в уголь, потом мелко истолочь или истереть с водой на плите, на которой живописцы трут свои краски и потом развести водой так, чтобы сделались чернила способные писать на листе бумаги. Написанные такими чернилами буквы и слова через шесть дней совсем исчезнут.
Мы провели опыт и выяснили, что надпись получается яркой и исчезает через несколько дней (Приложение 6). Использование подобных чернил в школе экологически безопасно и экономически выгодно. Позволяет писать в одной тетради весь год.
Заключение
Своей работой мы привлекли внимание школьников к проблеме ресурсосбережения и использования вторичного сырья.
В ходе выполнения поставленных задач мы нашли различные способы вторичного использования школьной тетради. Результатом нашей работы стал плакат «Новая жизнь школьной тетрадки» (Приложение7). Творческие работы были представлены на выставке.
Мы поняли, что переработка бумаги даже в домашних условиях процесс не трудоёмкий и экономичный. Наш опыт по переработке бумаги показал, что при измельчении бумаги необходимо добиваться полного распада на волокна. На это стоит обратить внимание!
Домашнюю бумагу выгодно использовать, т.к. она изготавливается из макулатуры и не требует денежных затрат. Лучше всего использовать такую бумагу для оформления. К тому же бумага, приготовленная в домашних условиях, более экологичная.
Мы теперь знаем точно что:
В России макулатура относится к мусору, который сжигается;
60 кг макулатуры сберегает от вырубки 1 дерево;
Мы живем в бумажном мире. Россия использует 200 млн. т. бумаги каждый год.
При этом почти вся бумага может быть переработана и использована;
Из одной тонны макулатуры можно изготовить 25 тыс. школьных тетрадей!
Четверть школьных тетрадей в России скоро будет выпускаться из макулатуры;
Каждая тонна переработанной бумаги сохраняет 17 деревьев.
Цена за тонну макулатуры колеблется от 1000 рублей до 2000 рублей
Приложение 1
Анкета
Уважаемые ребята и их родители, просим ответить на наши вопросы:
Куда в вашем доме попадает используемая бумага? (тетради, газеты, журналы)
Сжигаем, выбрасываем, используем повторно для домашних нужд, сдаем в макулатуру и др.
Сколько школьных тетрадей в год вы покупаете?__________________
Как можно использовать исписанную школьную тетрадь?
Приложение 2
Результаты опроса
Приложение 3
Технология переработки макулатуры в домашних условиях
Приложение 4
Изделие из переработанной макулатуры
Приложение 5
Творческие работы
Фото 1. Записные книжки, блокноты
Приложение 6
Исчезающие чернила
Чернила:смешать 10 частей йода и 1часть крахмала.
Ватной палочкой написать текст.
Через несколько дней он исчезнет.
Приложение 7
Плакат
Используемые источники
4. Д.Н. Ушаков. Толковый словарь русского языка.
Тетрадь по физике с нечитаемым почерком вызвала споры. Вместо конспектов видят абстрактное искусство
Фотографии конспекта по физике с неразборчивым почерком возмутили некоторых пользователей рунета — кажется, вписанный в квадраты текст оттолкнул часть критиков от мечты стать преподавателями. И пока одни комментаторы предлагали ставить двойки за подобные письмена, другие сравнили тетрадь школьника с предметом абстрактного искусства.
Фотографиями тетради с неразборчивым подчерком поделился преподаватель физики с ником в твиттере N? (@Nik_Versh) — на полупрозрачных листах можно разглядеть мелкий текст, вписанный в небольшие прямоугольники. Блогер сопроводил снимки с надписями, которые практически невозможно прочитать, репликой о нелюбви к проверке конспектов.
Как это читать? Что ты тут писал? Я ненавижу проверять тетрадки!
Пост развирусился в твиттере, став для некоторых критиков подтверждением нелёгкой доли преподавателя — часть комментаторов, увидев нечитабельные записи ученика, кажется, передумали связывать свою жизнь со сферой образования.
Боже, что с тетрадкой, она промочена слезами преподавателей?
Знаете, я передумала идти на учителя в школу. Уж лучше преподавателем в универе.
Однако многие блогеры призвали учителя не тратить время на проверку неаккуратного конспекта — по мнению возмущённых критиков, ученик заслуживает отрицательной оценки, а некоторые пользователи платформы предложили автору записей самостоятельно прочитать материал с листов.
Есть вариант заставить его это прочитать. Сможет — четыре. Не сможет — два или три (ну или оценки на ваше усмотрение, это просто пример).
Ты имеешь право поставить два за почерк и грязь в тетради, там [ничего] не видно.
Подобная категоричность не понравилась части комментаторов, которые пожаловались на несправедливость занижения оценок из-за почерка.
Я думаю, снижать оценку или ставить оценку за почерк — [неправильно]!
Тем более всегда можно найти выход из ситуации. Но нет, лучше же быть тупой [врединой] и, от злости выкручивая собственные пальцы, писать: «Это твои проблемы, я не обязана тратить на это своё время. Используй прописи».
Ставить два за почерк… А если у человека реально такой почерк?
Впрочем, не все пользователи соцсети серьёзно отнеслись к публикации автора — многие блогеры пошутили о сходстве конспекта с антистресс-раскраской и абстрактным искусством.
Я сижу с ноута на расстоянии примерно 60 см от экрана, и эти картинки почему-то напомнили такую заполнялку типа антистресса.
Выглядит как абстрактное искусство. Концептуально.
Ранее Medialeaks рассказал, как МБОУ СОШ стали мемом про выживание. В рунете сравнивают муниципальные бюджетные учебные заведения и гимназии, показывают сломанные парты и рассказывают пугающие истории об обучении.
О том, как фото школы в Одессе с церковным куполом удивило Сеть, можно прочитать в материале Medialeaks. Многие комментаторы решили, что архитектурный ансамбль учебного заведения больше похож на полноценный храм.
Очевидное-невероятное: тетрадь, ручка и ошибки
Могилев Александр Владимирович
02 ноября 2017 • 15:37
И ошибки, которые делают учащиеся. Как к ним относиться? Если добиваться «стопроцентной» правильности работ учащихся, исправлять ВСЕ делаемые ими ошибки, как это скажется на работе этих людей в долговременной перспективе? Уже после того, как они закончат школу и станут самостоятельными специалистами? Но обо всем по порядку.
Тетрадь
Вы задумывались когда-нибудь, зачем школьнику тетрадь? Много тетрадей? Какую функцию она/они выполняют?
Есть тетради по разным предметам, а есть тетради по математике и русскому языку. Из последних ученик, можно сказать, «не вылезает».
Для кого они придуманы? Может быть, они нужны учителю? Ребенок выполняет письменное задание в тетради, сдает ее, а учитель проверяет. Но зачем именно тетрадь? Может быть, проще выполнить работу на листочке? Конечно! И во многих случаях проверочные работы выполняются именно на листах, которые вырываются из тетради. Неужели тетрадь это просто хранилище листов, откуда их можно в случае надобности вырывать? Это похоже на правду. Но тогда получается, что от тетрадей можно отказаться!?
Но если тетради нужны учителю, почему же он так их не любит? Ведь их приходится проверять, и притом в неурочное время, таскать в тяжелых пакетах то домой, то в школу. Далеко не всегда эта работа оплачивается, как положено… И все же, зачем-то учитель заставляет ученика завести и, главное, вести тетради по предметам, а в тетрадях по математике и русскому писать постоянно.
Есть очевидный и неправильный ответ: чтобы чему-то научиться, лучше понять математику и русский язык. Научиться писать и решать. Это заблуждение!
Ничему нельзя научиться и ничего нельзя лучше понять, если писать в тетрадях.
Механические навыки письма слов и цифр, которые были нужны, например, счетоводам и бухгалтерам лет 40-50 назад, до появления компьютеров – это да. Вот и все. В реальном учебном процессе тетрадь и записи в ней выступают в качестве отвлекающего фактора, мешающего понять сущность изучаемого объекта или явления. Вместо того, чтобы концентрировать свое внимание на изучаемом объекте учащиеся вынуждены думать, что и как о нем написать, как это ПРАВИЛЬНО оформить, как будто может существовать какая-то объективная правильность оформления. Но вот надуманной, сложной и запутанной она и является!
А сейчас, жалуются школьники, существуют жесткие требования, сколько строчек пропустить между датой и надписью «Классная работа» и «Домашняя работа» и прочим в тетради!
Короче, тетрадь ничего не упрощает и не облегчает. В настоящее время представители поколений, «привязанных» к школьной тетради, испытывают настоящие психологические муки, когда надо работать головой, что-то придумать или решить.
Мы берем блокноты или какие-то листы и начинаем в них писать какие-то ненужные и лишние фразы, рисовать линии и узоры только для того, чтобы сосредоточиться и сконцентрироваться. Без бумаги и ручки не получается.
А еще возможный ответ на вопрос «зачем тетрадь»: чтобы ученик научился и привык вести тетради. Сейчас дело доходит до анекдота: завести тетради требуют от учащихся даже «продвинутые» учителя физкультуры. Ты можешь не бегать и не прыгать, но завести тетрадь, где будет написано, как надо бегать и прыгать, – обязан! И это ничего, что навыки ведения тетрадей не понадобятся никому во взрослой жизни. Ведь мы в своей взрослой жизни никогда ничего не пишем в тетрадях – ну, за исключением поваренных и садоводческих рецептов.
Школьники почти никогда не открывают тетради, чтобы вспомнить, что там написано, никогда не пользуются записями в тетрадях – кроме случаев, когда с них начинают требовать устной сдачи каких-то правил и определений.
Тетради – инструмент репродуктивной педагогики. Вот, студенты тоже постоянно пишут в тетрадях конспекты лекций. Потому что проще записать лекцию, чем перелопачивать горы книг, а потом просто выучить текст и сдать его на экзамене. Такой вот апофеоз репродуктивной педагогики получается. Тетрадь – как носитель информации от лекции до зачета и до экзамена. Вместо головы студента.
Ну, а после экзамена, тетради можно выбросить, сдать в макулатуру, а еще лучше – сжечь! Торжественный и красивый ритуал получается.
Может быть, тетрадь нужна ученику? Нет! Потому что ученик ненавидит тетрадь. Он ее постоянно забывает, «теряет» при первой возможности, получает за тетради нагоняи, он ненавидит вести тетради.
Тетрадь делает возможным «плотное» участие родителей обучении своих детей.
А еще есть такая заинтересованная в тетрадях для учащихся сторона процесса, как бизнес. Нет, не тот бизнес, который выпускает дешевенькие чистые тетрадочки в клетку или линейку. Кстати, нам катастрофически не хватает разнообразия тетрадей в смысле размера клеток и расстояния между линеечками. Например, очень нужны тетради в клетку 1см Х 1см и даже 2,5 см Х 2,5 см. Или тетради в линейку с чередующейся узкой и двумя широкими полосами. Очень полезные были бы тетради!
Если старшему поколению, чтобы сосредоточиться и поразмышлять, нужна чистая тетрадка и ручка, то как будет сосредотачиваться нынешнее поколение, растущее на цветастых рабочих тетрадях и электронных пособиях в планшетах?
Ну, а вообще-то существуют школьные системы, в которых тетради не предусмотрены (то есть ВООБЩЕ, АБСОЛЮТНО НЕ ПРЕДУСМОТРЕНЫ!) для ведения учащимися записей, ни по математике, ни даже по языку, не говоря уже о других предметах – географии, биологии, истории! Учащиеся пишут работы на листах, а уже потом собирают их в книги, пишут отдельные слова и предложения – на бумажных полосках – для анализа и разбора. Постоянно работают с карточками и буклетами. И все! Все у этих школьников – в голове. Никакого заучивания и сдачи. Вместо репродукции – творческий, креативный процесс.
Письмо в российской школе играет гипертрофированную роль. Наши дети пишут намного больше, чем их зарубежные сверстники. Практически ежедневно они выполняют письменные задания (а учителя их проверяют!). Письмо считается общеучебным навыком, необходимым для обучения вообще, по всем предметам. Однако причины этого покрыты мраком истории.
Когда-то, сразу после гражданской войны была всеобщая бедности и нищета, отсутствовали учебные книги и другие учебные материалы. Библиотеки были редки, а другие хранилища информации не существовали. В результате урок в те времена превратился в лекцию, в ходе которой учитель «дает» всю необходимую учебную информацию, а ребенку приходится ее конспектировать, чтобы потом выучить, практически наизусть. Потом к традициям российского образования добавилось конспектирование печатных текстов или даже целых книг «классиков». Вероятно, потому что книг было мало, и делать отметки (выделять главное) в библиотечных книгах было нельзя.
Но прошли десятилетия, все изменилось, кроме этих временных ментальных привычек от времен, когда ничего не было!
В наши дни просто переписывание дополнено утонченным формализмом, который привносится в школьную систему массовой российской бюрократией, и в последнее время только усиливается и усиливается. Бюрократия ведь и сама все время пишет, а письмо учащихся в школе – это такая вещь, которую можно легко проверить. Чем вы занимались весь прошедший месяц? А подать сюда тетради учащихся!
Ручка
Реформы начались в нашей школе не вчера, и даже не в 1990-е годы. Они происходили с регулярностью в 10-15 лет весь XX и XIX века. Так, если бы мы сейчас перенеслись в 1960-70-е годы с нынешними мифами о замечательной советской системе образования, запущенными, кстати, американцами, нас бы никто не понял – и над нами бы посмеялись. Ибо всегда образование казалось не удовлетворяющим запросам современность и требующим реформ.
Так в 1968 году началась одна из крупнейших реформ отечественной школы, которая заняла все 1970-е годы. В школьной практике было ликвидировано веками совершенствовавшееся традиционное каллиграфическое письмо, основанное на ритме пластических усилий и расслаблений вначале простым карандашом, а потом перьевой ручкой, которую нужно было макать в чернила, при этом встряхивая и выпрямляя руку и расслабляя пальцы. На смену ему пришло письмо «упрощенное» — безнажимное и безотрывное – вначале «вечной» чернильной ручкой, а потом и шариковой. Началось новое наступление технической революции в лице школы на психическое и физическое здоровье подрастающего поколения.
С
разу же многие учителя обратили внимание на резкое ухудшение почерка детей.
Известно, что качество почерка отражает глубинные стереотипы психомоторной конституции, и многие учителя вскоре почувствовали, что с изменением почерка и дети пошли уже не те. Это, как правило, стали дети с возросшей невнимательностью, утомляемостью, неуравновешенностью, неустойчивостью психики, агрессией и т. д.
Возникшие со стороны школы установки по скорости и технике письма, с одной стороны, а также специфика пишущего инструмента — шариковой ручки, — с другой, только усугубили ситуацию и с почерком, и со здоровьем детей.
Новая система письма в целом негативно сказалась на учебно-познавательных способностях детей. Многие учителя даже пытались самостийно возвращать прежнюю систему каллиграфического письма, осуществляемого на базе перьевой ручки. Однако требования новых школьных программ с их технико-скоростными установками (типа техника письма, техника чтения, скоропись), нормативная программная регламентация всего и вся по четвертям исключали любую возможность коррекции возникших проблем. И единственным оправданием исполнителей злой воли остается старый российский подход: шариковая ручка – это прогресс, как сказали бы сейчас, «инновация».
Крайне негативное влияние новая система письма оказала и на осанку и зрение детей, приведя к массовым сколиозам и прочим нарушениям опорно-двигательного аппарата, а также близорукости.
И это – вовсе не результаты реформ, которые проводили пресловутые «либералы». Все находилось под тщательным контролем нашего «рулевого» (партии).
А тем временем «проклятые» буржуи (то есть их дети) продолжают писать в школе простыми карандашами. В начальной школе, или даже все 12 лет обучения. Вообще обходятся без ручек, и ничего!
Ошибки
И их (этих детей буржуев в США и других странах, которые пишут карандашами) можно понять: записи, сделанные карандашом, легко исправить. Взять ластик, стереть ошибочную надпись, написать правильно… И все! Дескать, не та ошибка, которую мы допустили, а та – которую не исправили.
Но у нас, конечно, все иначе. Умом Россию не понять. У нас ученик пишет не карандашом, а ручкой, написанное которой, как известно, не вырубить и топором. И конечно, любой ученик допускает ошибки. И тогда, если он ее заметит, возникает сложный моральный выбор: исправить эту ошибку, и тогда это точно заметит учитель и снизит отметку за исправления. Или оставить все так, и учитель может и не заметить ошибку, и тогда оценка будет выше. А если заметит и исправит, то тоже снизит отметку. Но это уже не важно.
Каждая ошибка – хлеб для педагога.
Он должен ее найти, отметить красным цветом, исправить, вынести на поля, вычесть баллы из отметки. Без исправления ошибок учитель вроде как и не нужен! Вылавливание и исправление ошибок учителем стало важным повседневным ритуалом. Без которого учитель как бы и не работал. Когда в тетрадях были промокашки, то учителя исправляли ошибки даже в надписях на промокашках!
Если наши школы, как я писал в предыдущей статье из серии «Очевидное-невероятное» производят уроки как фабрики продукцию, то топливом, на котором они работают, являются ученические ошибки.
Но к каким последствия приводит такая болезненная страсть к выискиванию ошибок и их расцвечиванию красным?
Очень просто: учащиеся стараются избежать ошибок любой ценой, даже избегая слов и оборотов, которые они не знают, как точно написать, ценой отказа от решения задач, в способе решения которых (или записи!) сомневаются – и вообще, в уклонении от деятельности. Идиому «не ошибается только тот, кто ничего не делает», они понимают буквально: ничего не делай, и ты не ошибешься!
Поэтому характерное для педагогов рвение к выискиванию ошибок ведет вовсе не к тому, что учащиеся начинают как-то лучше учиться и больше знать, это ведет к прямо противоположному следствию: учащиеся начинают меньше решать творческих задач, предпочитая, во избежание неизбежных ошибок, сводить сделанное к шаблонному и минимальному.
Ведь задача у них – не научиться, а получить отметку повыше, а это возможно, если делать поменьше…
Словом, все как в чиновничьей, бюрократической среде. Там тоже очень боятся ошибок, поскольку прекрасно знают, что за ошибку их накажут по всей строгости. А ошибка, это такое дело, что она неизбежна: как бы ты не поступил – всегда что-то вызовет замечания и возражения. Однако если чиновник ничего не делает, не предпринимает каких-то шагов и поступков – то он гарантированно не ошибется. За бездействие у нас не наказывают!
Вот и работает наше чиновничество по принципу, что самое лучшее и безошибочное – это бездействие. И я часто думаю, уж не следствие это того, что все они прошли через нашу школьную систему и ее практику непримиримой борьбы с ошибками?
Хотите практических рекомендаций? Это было бы слишком просто, если бы я их тут привел. Оставляю читателям для самостоятельных упражнений.