Чем можно объяснить большую плодовитость костных рыб по сравнению с акулами
Чем можно объяснить большую плодовитость костных рыб по сравнению с акулами
Пользуясь текстом «Хрящевые и костные рыбы», ответьте на вопросы.
1) Почему скаты, лёжа на дне, пропускают воду через брызгальце, а не через жаберные щели?
2) Чем можно объяснить большую плодовитость костных рыб по сравнению с акулами?
3) Почему акулы должны находиться в постоянном движении?
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
Ответ на первый вопрос:
1) Скаты ведут придонный образ жизни, и, когда они лежат на дне, их жаберные щели закрыты и защищены от песка, поэтому они пропускают воду через брызгальце – остаток жаберной щели, расположенные на спинной стороне.
Ответ на второй вопрос.
2) Костные рыбы мечут икру, которая в основном погибает, съедается хищниками, тонет, смывается на берег и т. п. (Это косвенная забота о потомстве, чем больше количества потомства, тем выше вероятность, что часть выживет). У акул детёныши или яйца развиваются в теле матери.
Ответ на третий вопрос.
3) У акул нет жаберных крышек и плавательного пузыря. Если они остановятся, то их жабры не будут омываться водой, а при отсутствии плавательного пузыря они будут тонуть, поскольку их плотность выше плотности воды
Критерии оценивая выполнения задания | Баллы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Критерии оценивая выполнения задания | Баллы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Критерии оценивая выполнения задания | Баллы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: Ответ на первый вопрос: 1) Скаты ведут придонный образ жизни, и, когда они лежат на дне, их жаберные щели закрыты и защищены от песка, поэтому они пропускают воду через брызгальце – остаток жаберной щели, расположенные на спинной стороне. Ответ на второй вопрос. 2) Костные рыбы мечут икру, которая в основном погибает, съедается хищниками, тонет, смывается на берег и т.п. У акул детёныши или яйца развиваются в теле матери. Ответ на третий вопрос. 3) У акул нет жаберных крышек и плавательного пузыря. Если они остановятся, то их жабры не будут омываться водой, а при отсутствии плавательного пузыря они будут тонуть, поскольку их плотность выше плотности воды | |
Правильный ответ содержит все перечисленные элементы при отсутствии биологических ошибок | |
Ответ включает два из названных выше аргумента, не содержит биологических ошибок ИЛИ Ответ содержит три перечисленных элемента при наличии неточностей или негрубых биологических ошибок | |
Ответ включает один из названных выше аргументов, не содержит биологических ошибок. ИЛИ Ответ включает два названных выше аргумента, но содержит негрубые биологические ошибки | |
Ответ включает один любой из названных выше аргументов, но содержит биологические ошибки. ИЛИ Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 3 |
Ответ учащегося | Балл |
1. Скаты, лёжа на дне, пропускают воду через брызгальце, а не через жаберные щели, потому что их жаберные щели находятся снизу тела, соответственно обращены ко дну и дышать с их помощью нельзя. 2.Акулы больше заботятся о потомстве, чем костные рыбы. 3. Акулы должны находиться в постоянном движении, так как у них нет плавательного пузыря. |
Ответ учащегося | Балл |
1) потому, что лёжа на дне, брызгальце находится на верхней стороне тела, что способствует лучшему пропусканию воды. 2) акулы, вылупившись, могут поедать друг друга 3) находясь в движении, акулы могут заглатывать воду ртом, пропуская её через жаберные щели и дышать при помощи этого. |
Ответ учащегося | Балл |
1) Когда скаты находятся на дне, им проще пропускать воду через брызгальце, так как оно находится сверху тела. 2) Костные рыбы вынашивают икру во рту, защищая своё потомство от врагов, и тем самым обеспечивают себе большое потомство. Акулята же при рождении могут съесть своих братьев и сестёр. 3) Для лучшего газообмена, для поиска пищи. |
Ответ учащегося | Балл |
1) Скаты пропускают воду через брызгальце потому, что их жабры находятся на нижней части тела. Если пропускать воду через жабры, то вместе с водой в полость тела попадёт песок и легкие камни, что приводит к загрязнению жабр 2) Акулы являются живородящими рыбами, то есть мальки вынашиваются и развиваются в чреве матери. А костные рыбы откладывают икру (большое её количество) и в большинстве своём оплодотворение является внешним. 3) акулы должны всегда находиться в движении, так как акула хрящевая рыба, поэтому у нее нет жаберных крышек. Акулы дышат, заглатывая воду и пропуская её через жаберные щели. А заглатывание воды ртом происходит только в движении. |
Ответ учащегося | Балл |
1) За счёт остатка жаберной щели 2) Костные рыбы откладывают гораздо больше икринок, чем рождают или откладывают яйца хрящевые рыбы. 3) Акулы способны дышать только во время движения. |
Задание 30
Пользуясь таблицей «Зависимость интенсивности фотосинтеза от освещённости», в которую учёный записал результаты своих опытов, ответьте на следующие вопросы. и знаниями из курса биологии, ответьте на следующие вопросы.
Интенсивность света (в свечах) | Объём поглощённого углекислого газа за 1 мин. (в см³) | ||
Серия 1 | Серия 2 | Серия 3 | В среднем |
1) Чем можно объяснить, что данные, полученные в трёх сериях опытов, несколько отличаются?
2) Как зависит интенсивность фотосинтеза от освещённости?
3) Какой ещё один фактор, кроме освещённости, который влияет на интенсивность фотосинтеза у растений, Вы можете привести?
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: Ответ на первый вопрос: 1) различия в данных могут быть вызваны ошибками в измерениях или статистической погрешностью. Ответ на второй вопрос. 2) с возрастанием освещённости интенсивность фотосинтеза увеличивается Ответ на третий вопрос. 3) температурный фактор | |
Правильный ответ содержит все перечисленные элементы при отсутствии биологических ошибок | |
Ответ включает два из названных выше аргумента, не содержит биологических ошибок ИЛИ Ответ содержит три перечисленных элемента при наличии неточностей или негрубых биологических ошибок | |
Ответ включает один из названных выше аргументов, не содержит биологических ошибок. ИЛИ Ответ включает два названных выше аргумента, но содержит негрубые биологические ошибки | |
Ответ включает один любой из названных выше аргументов, но содержит биологические ошибки. ИЛИ Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 3 |
Ответ учащегося | Балл |
1) в трёх сериях опытов значения немного колеблется. Я считаю это связано с лучами Солнца или света, которые доходили до фотосинтезирующих растений. К примеру или это было на Солнце, то какая-нибудь маленькая туча или какое-то тело создало тень. 2) Чем больше освещённость, тем больше поглощается углекислого газа 3) температура окружающей среды |
Ответ учащегося | Балл |
1) освещение от свечей является неравномерным 2) чем (больше) сильнее освещение, тем интенсивнее идёт фотосинтез 3) Ещё один фактор, влияющий на большую интенсивность фотосинтеза – это содержание кислорода и углекислого газа в пространстве |
Ответ учащегося | Балл |
1) разность данных можно объяснить тем, что интенсивность света не была абсолютно точна во всех сериях 2) Фотосинтез зависит от освещённости прямо пропорционально. То есть чем выше освещённость, тем интенсивнее фотосинтез 3) Кол-во доступной для растения воды влияет на интенсивность фотосинтеза |
Ответ учащегося | Балл |
1) Он может быть не всегда точным, а приблезительным. 2) Чем больше освещённость, тем активнее фотосинтез. 3) Дополнительным фактором является углекислый газ |
Ответ учащегося | Балл |
1) разное растение. 2) чем больше интенсивность света, тем больше объём газа. 3) кол-во кислорода и воды |
Задание 31
17-летняя Татьяна в студенческие зимние каникулы посетила Тобольск. Перед началом экскурсии «Тобольский кремль – шедевр каменного зодчества» она пообедала в местном кафе быстрого питания. Девушка заказала себе следующие блюда и напитки: маленькую порцию картофеля фри, Фреш МакМаффин, салат «Цезарь» и апельсиновый сок.
Используя данные таблиц 1,2 и 3, определите:
· рекомендуемую калорийность обеда, если Татьяна питается четыре раза в день;
· энергетическую ценность заказанного обеда;
· количество углеводов в блюдах и напитках, а также отношение поступивших с пищей углеводов к их суточной норме.
Таблица энергетической и пищевой ценности продукции кафе быстрого питания
Чем можно объяснить большую плодовитость костных рыб по сравнению с акулами
#29 задание из ОГЭ по биологии
1) При выполнение данного задания внимательно и не спеша прочитай сам текст, например: https://bio-oge.sdamgia.ru/problem?id=2247
2) Прочитайте задание к тексту и проанализируйте его:
Ответы на поставленные вопросы не предполагают прямого цитирования самого текста. При создании правильного ответа необходимо комбинировать информацию из разных его частей и верно использовать имеющиеся знания по биологии. Например, применительно к данному тексту нужно знать функцию плавательного пузыря рыб
3) Приступите к поиску и формулированию ответа на первый вопрос:
— почему скаты, лёжа на дне, пропускают воду через брызгальце, а не через жаберные щели?
В тексте о скатах имеется следующая информация: «Большинство скатов, которые подолгу лежат на дне, пропускают воду через брызгальце (остаток ещё одной жаберной щели), расположенное на верхней стороне тела», однако её недостаточно, чтобы ответить на поставленный вопрос
Вопрос требует назвать причину, а текст указывает лишь на факт, что такое явление есть. Необходимо ещё раз перечитать информацию первого абзаца текста, обратить внимание на особенности строения хрящевых рыб и объяснить, почему скаты вынуждены использовать брызгальце, когда лежат на дне
4) Приступите к поиску и формулированию ответа на второй вопрос:
— чем можно объяснить бОльшую плодовитость костных рыб по сравнению с акулами?
Для ответа на этот вопрос необходимо сравнить информацию, предложенную в тексте второго и третьего абзацев, выяснить, в чём причина большей плодовитости костных рыб по сравнению с хрящевыми (акулами)
Намёк на эту причину дан в конце третьего абзаца: «Некоторые африканские рыбки откладывают от 12 до 14 икринок, а процесс их вынашивания происходит во рту. Луна-рыба вымётывает до 300 млн икринок»
Несмотря на то, что речь идёт о костных рыбах, становится ясно, что чем выше забота о потомстве, тем меньше необходимо икринок для выживания вида
Далее необходимо описать выявленную зависимость, исходя из особенностей хрящевых и костных рыб: «костные рыбы мечут икру, которая может не оплодотвориться или погибнуть, поэтому им нужно бОльшее количество икры; у акул яйца развиваются в теле матери или защищены плотными оболочками, поэтому для выживания вида не требуется большого количества икры»
5) Приступите к поиску и формулированию ответа на третий вопрос:
— почему акулы должны находиться в постоянном движении?
Для правильного ответа на этот вопрос необходимо проанализировать всю информацию в тексте, касающуюся особенностей строения акул. В первом абзаце: «Жаберных крышек нет, поэтому акулы дышат, заглатывая ртом воду и пропуская её через жаберные щели, расположенные спереди по бокам тела или снизу»
Во втором абзаце: «Плавательного пузыря у большинства этих рыб нет. Только у песчаных акул есть «воздушный карман» желудка»
Кроме того, имеется дополнительная информация в третьем абзаце, касающаяся отличий костных рыб от хрящевых (акул): «Жабры прикрыты крышками, движения которых активно прогоняют воду через жабры»
Таким образом, формулируется ответ на поставленный вопрос: «у акул нет жаберных крышек и плавательного пузыря; если они остановятся, то их жабры не будут омываться водой, а при отсутствии плавательного пузыря они будет тонуть, поскольку их плотность выше плотности воды»
Получили свои заветные 3 балла и, чтобы не потерять навык, решаем еще пару текстов: https://bio-oge.sdamgia.ru/test?theme=30
- Чем можно объяснить большое разнообразие живых организмов
- Чем можно объяснить борьбу с космополитизмом в ссср