Чем можно объяснить что именно философия пришла к необходимости постановки основного вопроса

Помощь с контрольной работой по философии, ИМТП

1.Проанализируйте приведенные ниже высказывания о предмете философии.
Философия – это эпоха, схваченная в мыслях.
Философия – это сжатое изложение науки своего времени.
Предмет философии – логический анализ языка науки.
Главный вопрос философии – это вопрос о том, стоит ли человеку жить.
В то время как научное познание идет к отдельным предметам, в философии речь идет о целостности бытия.
а) Немецкая классическая философия, объективный идеализм. По выражению Энгельса, Гегель обладал великолепным историческим чутьём, и именно поэтому он разработал именно диалектическую систему философии.
б) Позитивизм. О. Конт — его основоположник.
в) Аналитическая философия. Витгенштейн — основоположник, впоследствии на основе его идей Венский кружок разработал программу логического позитивизма.
г) Экзистенциализм, атеистический. Главное понятие — свобода.
д) Экзистенциализм. Ясперс считал, что наука и философия не могут существовать друг без друга, но не должны подменять друг друга. Философское познание универсальное, т. к. рассматривает мир сквозь призму человеческого бытия.
2. Ф. Энгельс так сформулировал основной вопрос философии:
«Великий вопрос всей, и в особенности новейшей философии, есть
вопрос об отношении мышления к бытию…»

А. Камю писал: «Есть лишь поистине серьезный философский вопрос: вопрос о самоубийстве. Решить, стоит ли жизнь труда быть прожитой, или она того не стоит, — это значит ответить на основополагающий вопрос философии».

M. Хайдеггер считал, во-первых, что «всякий философский вопрос должен охватывать всю философскую проблематику в целом; во-вторых, всякий философский вопрос должен быть задан так, чтобы спрашивающий тоже вовлекался в него», т. е. тоже подпадал под вопрос.

Чем, по-вашему, можно объяснить, что именно философия пришла к необходимости постановки основного вопроса философии?

Что должно служить основанием для формулировки основного вопроса философии?

Как в самой постановке основного вопроса философии отражается мировоззренческая позиция философа?

Чем объяснить многообразие и разнообразие постановки этого
Ответ: Энгельс: Отношение к бытию предопределяет результат исследования. Т. е. ученый в ходе исследования будет искать факты, которые подтвердят его правоту, его отношение к бытию. С этой точки зрения это важный философский вопрос. Это означает что объективного знания не существует.

Основной философский вопрос — это отправная точка исследования. Это сильно влияет на результаты исследования. Поэтому важно правильно выбрать эту точку.

Что должно служить основанием …-не знаю. Человек, который ответит на этот вопрос, достоин нобелевской премии.

Многообразие и разнообразие постановки основного философского вопроса объясняется многообразием и разнообразием мировоззрений философов.

Источник

1. Ф. Энгельс так сформулировал основной вопрос философии: «Великий вопрос всей, и в особенности новейшей философии, есть вопрос об отношении мышления к бытию…»
А. Камю писал: «Есть лишь поистине серьезный философский вопрос: вопрос о самоубийстве. Решить, стоит ли жизнь труда быть прожитой, или она того не стоит, — это значит ответить на основополагающий вопрос философии».

М. Хайдеггер считал, во-первых, что «всякий философский вопрос должен охватывать всю философскую проблематику в целом; во-вторых, всякий философский вопрос должен быть задан так, чтобы спрашивающий тоже вовлекался в него».

а) Чем, по-вашему, можно объяснить, что именно философия пришла к необходимости постановки основного вопроса философии?

б) Что должно служить основанием для формулировки основного вопроса философии?

в) Как в самой постановке основного вопроса философии отражается мировоззренческая позиция философа?

г) Чем объяснить многообразие и разнообразие постановки этого вопроса?

2. Согласны вы или нет с выводами русского философа XX в. Н.А. Бердяева о сущности и задачах философии, приведенных ниже? Обоснуйте свой ответ:

а) «Допустима философия науки, но не допустима научная философия. По своей сущности и по своей задаче философия никогда не была приспособлением к необходимости… Философы искали премудрой истины, превышающей данный мир. Заветной целью философии всегда было познание свободы, а не необходимости»;

б) «Философия есть принципиально иного качества реакция на мир, чем наука, она из другого рождается и к другому направляется»;

в) «Подчинение философии науке есть подчинение свободы необходимости»;

г) «Научная философия есть порабощенная философия, отдавшая свою первородную свободу во власть необходимости».

3. Сравните нижеприведенные высказывания с мнением К. Ясперса: «Нет философии без политики и политических выводов». Кто прав, по вашему мнению?

а) Бельгийский философ Л. Флам утверждает: «Философия не должна служить никому: ни теологии, ни науке, ни социальному движению. Требовать от философа, чтобы он служил социальному движению, — это значит требовать, чтобы он перестал быть философом…».

б) «Философия не должна быть частью государственной идеологии, ибо идеология — средство достижения единомыслия, в том числе по мировоззренческим проблемам, а философия — это индивидуальная мыслительная деятельность» (М. Мамардашвилли).

4. Какое место в системе знаний отводит Л. Витгенштейн (австрийский философ XX в.) философии, и как он определяет ее предназначение?

а) «Работа в философии — это в значительной мере работа над самим собой. Над собственной точкой зрения, над способом видения предметов (и над тем, что человеку от них требуется).

Философ легко попадает в положение неумелого руководителя, который, вместо того, чтобы заниматься собственным делом и лишь присматривать за тем, правильно ли выполняют свое дело его подчиненные, отнимает у них работу. И потому каждый день он перегружен чужой работой, подчиненные же, взирая на это, подвергают его критике».

б) «Философия не является одной из наук (слово «философия» должно обозначать нечто стоящее под или над, но не рядом с науками). Цель философии — логическое пояснение мыслей».

в) «Философия не учение, а деятельность. Философская работа, по существу, состоит из разъяснений. Результат философии — не «философские предположения», а достигнутая ясность предположений. Мысли, обычно как бы туманные и расплывчатые, философия призвана делать ясными и отчетливыми».

Источник

Основной вопрос философии

Основной вопрос философии

Отправным пунктом для решения этой сложной и многосторонней идейно-теоретической задачи в произведении «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» стала дальнейшая разработка марксистского понимания сущности философского сознания. В этой связи Энгельс выделяет основной вопрос философии и впервые в истории дает его обобщенную теоретическую формулировку. Основным этот вопрос именуется потому, что от его решения, как показал Энгельс, зависит характер истолкования всех других философских законов и категорий и прочих философских проблем, в том числе оценок социальной действительности и определения путей ее коренного преобразования, принципиальное решение острой жизненной коллизии необходимости и свободы и установления ориентиров практической деятельности.

«Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии, – писал Энгельс, – есть вопрос об отношении мышления к бытию»[1403]. При этом данную пару понятий («мышление» и «бытие») – понятийную оппозицию, характерную для классической немецкой философии и в особенности для Гегеля, – Энгельс применял как во многом близкую парным понятиям «природа и дух», «материя и сознание», но им все же не вполне тождественную. Подходя к содержанию основного вопроса философии исторически, Энгельс имеет в виду, что мировоззренческая оппозиция природы и духа соответствует ранним этапам становления и развития философии. Понятия «бытие», «материя», «сознание» носят более обобщенный и теоретически оформленный характер, они характерны для более зрелой стадии развития философского сознания и науки вообще.

Рассматривая коренную антитезу философских направлений, Энгельс писал: «Философы разделились на два больших лагеря сообразно тому, как отвечали они на этот вопрос. Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы, и которые, следовательно, в конечном счете, так или иначе признавали сотворение мира… составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма»[1404]. Тем самым уже из постановки основного вопроса философии он выводил главное направление идейной поляризации историко-философского процесса и закладывал теоретический фундамент для создания последовательно научной концепции истории философии, способной теоретически охватить процесс ее развития как диалектический, как движение через борьбу противоположностей.

Надо заметить, что уже Гоббс, Дидро, Гольбах, Фейербах, а из идеалистов Шеллинг и Гегель довольно определенно выделили материализм и идеализм как основные и противоположные друг другу направления в философии. Но никто из этих мыслителей не выяснил, как возникла эта противоположность и как она исторически видоизменялась. В отличие от них, Энгельс рассматривает ее именно в развитии, раскрывая при этом основные социальные и познавательные детерминанты последнего.

Так, возникновение идеализма Энгельс связывает с тем, что первобытные люди задумывались над вопросом «об отношении… души к внешнему миру»[1405] и человеческому телу. Это была, может быть, самая ранняя форма постановки основного вопроса философии, и здесь корни предфилософского мышления и ранних видов религии совпадают.

Начало ясной поляризации философских течений Энгельс относит к классическому периоду античности, когда возникло, как потом выразился Ленин, противоборство «линий» Платона и Демокрита[1406]. В средние века, отмечал Энгельс, основной вопрос философии выступал в неявном виде, например как вопрос о том, был ли мир создан творцом или же он существует вечно, хотя и находится при этом в определенной корреляции с богом. Далее, в процессе развития науки и философии, материалистическое миропонимание проявлялось в форме так называемого натуралистического пантеизма, превратившего бога как идеальное начало в оживляющую весь космос «естественную „мировую душу“». Деизм, сузивший функции бога до одного только акта творения Вселенной, был другой формой начавшегося отказа от идеалистического понимания действительности. И это было связано с тем, что на заре Нового времени основной вопрос философии встал снова «со всей резкостью»[1407].

Неверно было бы представлять дело так, будто бы ориентация на основной вопрос философии в ходе исследования истории философии превращает ее в упрощенную и даже примитивную схему, сводящуюся к контрасту между основными направлениями – материализмом и идеализмом, и только. Энгельс был противником подобной вульгаризации. Он видел в основном вопросе философии общий ориентир направления исследований, отнюдь не исчерпывающий собой, однако, ни состава существующих философских течений, ни всего богатства содержания изучаемых концепций и систем.

Анализируя процесс движения мысли, Энгельс сам использует целый ряд категориальных оппозиций, охватывающих различные моменты этого движения, – свободу и необходимость, разум в истории и действительность и др. В своей работе о Фейербахе, где рассматриваются и другие представители классической немецкой философии конца XVIII – первой трети XIX века, Энгельс оставил нам образцы очень конкретных оценок творчества Канта, Гегеля, Фейербаха и других мыслителей. В Канте, например, он увидел не только агностика и дуалиста, но и одного из предшественников марксистской диалектики. Как особое течение, находящееся в весьма непростых отношениях с двумя основными выделенными им философскими направлениями, Энгельс исследует агностицизм, основоположники которого в философии Нового времени – Юм и Кант – «играли очень значительную роль»[1408] именно как агностики. Как отмечает Энгельс, особенно сильное развитие агностицизм получил уже после того, как классическая немецкая философия себя исчерпала и появились признаки упадка буржуазной мысли. Критикуя агностицизм, Энгельс подходит к нему как к сложному и неоднозначному явлению, показывая, как в одних случаях (например, у некоторых неокантианцев) эта философская позиция является «лишь стыдливой манерой тайком протаскивать материализм, публично отрекаясь от него»[1409], в других – смягченной разновидностью идеализма и т.д.

В основном вопросе философии Энгельс выявил две стороны, взаимосвязанные и обусловливающие друг друга, – онтологическую и гносеологическую. Отличаясь одна от другой, они в то же время составляют неразрывную целостность. В онтологическом плане основной вопрос философии требует решить, что именно – материя или сознание – действует в мире как исходная порождающая причина и что является результатом этого порождения, иными словами, чт? в бинарной оппозиции духа и материи является первичным и чт? вторичным. Вторая сторона основного вопроса философии связана с необходимостью выяснить, как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому этому миру и в состоянии ли наше мышление познавать действительный мир, можем ли мы в наших представлениях и понятиях о действительном мире составлять верное отражение действительности[1410]. При поверхностном подходе к работе Энгельса может возникнуть впечатление, будто он, по существу, искусственно связал здесь два совершенно разных вопроса. Но постановка вопроса Энгельсом в действительности является логичной и необходимой, ибо в тенденции материализм и идеализм действительно тяготеют к диаметрально различным трактовкам вопроса об источнике нашего познания, об отношении познания (и «психического» вообще) к физическому миру. Мировоззренческое признание первичности материи при последовательном проведении этого тезиса с необходимостью влечет за собой и признание того гносеологического вывода, что именно материя является источником познания. Принципиальная познаваемость материи онтологически обусловлена тем, что сознание не является чем-то чужеродным по отношению к ней, но есть ее, материи, продукт. С другой стороны, правильное решение вопроса о познаваемости мира необходимо опирается на признание первичности материи и вторичности сознания и вообще познавательных способностей человека.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник

Проблема постановки основного вопроса философии. Две его стороны.

Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии.

Материя и сознание (дух) — две неразрывные и в то же вре­мя противоположные характеристики бытия. В связи этим су­ществуют две стороны основного вопроса философии— онтоло­гическая и гносеологическая.

Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса фи­лософии заключается в постановке и решении проблемы: что первично — материя или сознание?

Проблемой бытия систематично и всерьез заинтересовались с появлением философии, но рассуждать о мироздании люди стали значительно раньше, и до нас эти представления дошли в многочисленных мифах и сказаниях.

Наиболее ранние попытки философски осмыслить проблему бытия обнаруживаются уже в древнеиндийской и древнекитайской философиях, истоки возникновения которых восходят к началу первого тысячелетия до н.э. Философия Древнего Китая была ориентирована на социальные проблемы, но все же проявлялся интерес и к первоосновам природы.

Суть гносеологической (познавательной) стороны основного во­проса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в про­цессе познания?

7.Диалектика как теория и метод философского исследования. Исторические формы диалектики и её представители.

Исследование закономерностей развития, построение теории развития осуществляется в рамках диалектики. В философской традиции диалектика есть учение о развитии. Само слово «диалектика» греческое по своему происхождению и в переводе означает «искусство вести беседу», а его употребление в философском смысле обычно приписывается Сократу: он понимал диалектику как искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений, как способ ведения философского диалога, приводящий к истинным определениям понятий.

Средневековая философия наследует от античности этот смысл диалектики: в ней последнее понимается или как логика вообще, или как искусство различения истины и лжи, или же как искусство вести дискуссию.

В новоевропейской философской мысли это понятие наполняется новыми смыслами. Так Гегель по существу впервые трактует диалектику как универсальный метод мышления, базирующийся на идеях развития и противоречивости бытия. По его мнению, диалектика противоположна догматической ориентации прежней метафизики – последняя занималась поиском вечных, неизменных принципов и первоначал всей реальности и в этом смысле игнорировала древнюю диалектику. Подобное противопоставление диалектики и метафизики было подхвачено и усилено К.Марксом и Ф.Энгельсом, которые стали рассматривать диалектику как антипод метафизики.

При этом Гегель, а затем Маркс и Энгельс рассматривали диалектику не только в качестве метода познания, но и как всеобщую теорию бытия, как науку о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления.

Суммируя вышесказанное, можно предложить предельно общее определение диалектики: диалектика есть философское учение о развивающемся бытии и метод его познания, основанный на принципах развития и взаимосвязи.

В истории философии выделяются следующие исторические формы диалектики:
1. Стихийная, наивная диалектика античности (наиболее яркий представитель – Гераклит).
2. Идеалистическая диалектика немецкой классической философии XVIII – первой половины XIX в. (И.Кант, Г.Фихте, Ф.Шеллинг, Г.Гегель).
3. Диалектика революционных демократов XIX в. (А.И.Герцен, В.Г. Белинский, Н.Г.Чернышевский, Н.А. Добролюбов и др.).
4. Материалистическая диалектика (К.Маркс, Ф.Энгельс и В.И.Ленин).

Дата добавления: 2015-01-30 ; просмотров: 14 | Нарушение авторских прав

Источник

Философия (Конспект лекций) (204 стр.)

Как авторы формулируют основной вопрос философии? Всегда ли «основной» совпадает с «главным»? Чем объяснить, что именно философия пришла к необходимости постановки основного вопроса? Что должно служить основанием для формулировки основного вопроса всей философии? Как в постановке вопроса отражается мировоззренческая позиция автора? Каковы социальные и гносеологические корни идеализма? Что такое партийность философии? Как проявляется творческий характер марксистской философии?

Вопросы и задания к текстам

для индивидуальной самостоятельной работы:

«Несчастия человечества прекратятся не ранее, нежели властители будут философствовать или философы властвовать, т.е. не раньше, чем соединятся в одних руках философия и политическая власть». Что имел в виду Платон и о чем предостерегал? Роль философии в жизни человека согласно Платона. Платон о сущности философии и душе философа. К какому периоду формирования философии относится это высказывание? Как оно характеризует особенность философского знания? Кто такой философ?

Кого следует считать мудрым человеком? Прокомментируйте суждение Аристотеля: «Удивление побуждает людей философствовать». Помогает ли философия удовлетворить любопытство и получить все ответы? Как взаимосвязаны друг с другом знание и благо человека?

Как авторы определяют философию? Чем является истинная философия? Каково отношение Августина ко всей предшествующей философской традиции? В чем значимость единства подлинной мудрости и подлинной красоты? Как соотносятся друг с другом разум и откровение? Почему теология для спасения человека не может отказаться от философии?

Какой точки зрения на предмет философии придерживался автор? Согласны ли Вы с ним? Каково соотношение мудрости и счастья, мудрости и радости? В чем, с точки зрения философа, заключается радость? «Философский камень» что это за словосочетание? Что означают поиски «философского камня» в истории человеческой мысли? Если ли синонимы этого словосочетания?

Какова польза от философских знаний? Что значит выражение «правильное суждение»? Какие элементы оно включает и к какому знанию относится? Исключает ли философия теологию?

Что дает человеку изучение философии? Какое место отводит автор философии в системе человеческого знания?

В каком соотношении находится философия с названными четырьмя ступенями мудрости? Как бы Вы определили ступень философии?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *