Чем можно объяснить эффект масштаба

Отдача от масштаба производства

В долгосрочном периоде запасы любых ресурсов можно увеличить или уменьшить. «Инертные» и «мобильные» ресурсы становятся в рамках этого периода переменными. Значит, предприятие для приспособления к рыночному спросу может варьировать свой масштаб производства, пропорционально изменяя все используемые ресурсы.

Эффект масштаба – соотношение (коэффициент) изменения объема производства при изменении количества всех используемых ресурсов.

Положительный эффект масштаба. Возникает при такой организации производства, когда долговременные средние издержки падают по мере увеличения объема выпуска продукции. Основным условием такой организации производства является специализация производства и управления. Причем по мере роста размеров производства увеличиваются возможности использования преимуществ специализации в производстве и управлении. Большие масштабы производства позволят лучше использовать труд специалистов по управлению благодаря его более глубокой специализации. Мелкие производства вообще не способны использовать труд специалиста-управленца по назначению.

Источником экономии, обусловленной масштабом производства, также является эффективное использование оборудования. Крупное оборудование более производительно и издержки по его использованию составляют 2/3 результата. Мелкое производство зачастую оказывается неспособным воспользоваться наиболее эффективным (с технологической точки зрения) производственным оборудованием. Результат такого положения – потеря технической экономии.

Экономия, обусловленная масштабами производства, во многом связана с возможностью развития побочных производств, выпуска продукции на основе отходов от основного производства. Здесь тоже крупное предприятие будет иметь больше возможностей, чем мелкое.

Все основные источники экономии, обусловленные изменением масштаба производства, тесно связаны с масштабом производства. Изменение масштаба производства в сторону увеличения создает положительный эффект масштаба. Однако это не единственный результат роста масштаба производства. По мере увеличения масштаба производства проявляется как экономия, так и ущерб.

Отрицательный эффект масштаба. Возникает при организации производства, когда долгосрочные средние издержки возрастают по мере увеличения объема выпускаемой продукции. Главная причина возникновения отрицательного эффекта масштаба связана с нарушением управляемости очень крупного производства.

По мере роста производство все больше попадает в зависимость от иерархических методов координации деятельности его персонала. С ростом иерархичности растут издержки на передачу и обработку информации, необходимой для принятия решений. Для разветвленных организационных структур свойственна тенденция ослабления стимулов к проявлению личной инициативы и возникновения интересов,отличных от интересов производства. Вследствие этого требуются большие затраты для поддержания должного уровня мотивации сотрудников.

На крупных предприятиях снижается эффективность взаимодействия между его отдельными подразделениями, затрудняется контроль за реализацией решений, принимаемых руководством.

Источник

Эффект масштаба

Чем можно объяснить эффект масштаба. Смотреть фото Чем можно объяснить эффект масштаба. Смотреть картинку Чем можно объяснить эффект масштаба. Картинка про Чем можно объяснить эффект масштаба. Фото Чем можно объяснить эффект масштаба

Чем можно объяснить эффект масштаба. Смотреть фото Чем можно объяснить эффект масштаба. Смотреть картинку Чем можно объяснить эффект масштаба. Картинка про Чем можно объяснить эффект масштаба. Фото Чем можно объяснить эффект масштаба

Эффе́кт масшта́ба связан с изменением стоимости единицы продукции в зависимости от масштабов её производства фирмой. Рассматривается в долгосрочном периоде. Снижение затрат на единицу продукции при укрупнении производства называется экономией на масштабе. Вид кривой долгосрочных издержек связан с эффектом масштаба производства.

Экономией на масштабе могут воспользоваться компании любого размера, увеличив объем своей операционной деятельности. Наиболее распространёнными методами являются закупки (получение оптовых скидок), менеджмент (используется специализация менеджеров), финансы (получение менее дорогих кредитов), маркетинг (распространение затрат на рекламу для большего ассортимента продукции). Использование любого из этих факторов снижает долгосрочные средние затраты (англ. Long Run Average Costs LRAC ) сдвигая на графике вниз и вправо кривую краткосрочных средних затрат (англ. Short-run average total cost SRATC ).

Содержание

Формальное определение

Можно сказать, что для производственной функции Чем можно объяснить эффект масштаба. Смотреть фото Чем можно объяснить эффект масштаба. Смотреть картинку Чем можно объяснить эффект масштаба. Картинка про Чем можно объяснить эффект масштаба. Фото Чем можно объяснить эффект масштабапри:

Положительный эффект от масштаба

Происходит, когда при увеличении количества выпускаемой продукции и уровня влияния на рынке, затраты на единицу продукции уменьшаются. Обычно связан с углублением разделения труда и может рассматриваться как последствие синергии. Благодаря этому эффекту, очень выгодным оказался переход от ручного труда к мануфактуре и затем к конвейеру с одновременным увеличением производства. Также появляется возможность применения дорогостоящих технологий и производства побочных продуктов из отходов.

Чем можно объяснить эффект масштаба. Смотреть фото Чем можно объяснить эффект масштаба. Смотреть картинку Чем можно объяснить эффект масштаба. Картинка про Чем можно объяснить эффект масштаба. Фото Чем можно объяснить эффект масштаба

Чем можно объяснить эффект масштаба. Смотреть фото Чем можно объяснить эффект масштаба. Смотреть картинку Чем можно объяснить эффект масштаба. Картинка про Чем можно объяснить эффект масштаба. Фото Чем можно объяснить эффект масштаба

В модели, когда издержки делятся на постоянные и переменные положительный эффект от масштаба описывается уменьшением величины постоянных издержек в единице продукции с сохранением того же количества переменных издержек при увеличении количества производимой продукции:

Чем можно объяснить эффект масштаба. Смотреть фото Чем можно объяснить эффект масштаба. Смотреть картинку Чем можно объяснить эффект масштаба. Картинка про Чем можно объяснить эффект масштаба. Фото Чем можно объяснить эффект масштабагде с — себестоимость единицы продукции; TFC — общая величина постоянных издержек; Q — количество выпускаемой продукции; VC — переменные издержки на единицу продукции

Пока наблюдается положительный эффект от масштаба — предприятию следует наращивать свои производственные мощности, если конъюнктура рынка позволяет.

Специализация в международной торговле

Положительный эффект масштаба приводится в качестве предпосылки того, почему двум странам выгодно торговать между собой. В случае, если есть всего две страны и два товара и каждая из стран специализируется на выпуске одного продукта — то, обмениваясь, каждая из них может выйти за рамки своей кривой производственных возможностей.

Отрицательный эффект от масштаба

Обратный положительному эффекту, при котором средние издержки увеличиваются вместе с ростом предприятия. Связывается с некоторой потерей управляемости и снижением гибкости реакции на изменения во внешней среде, нарастанием внутриорганизационных противоречий. Наблюдается из-за технических причин при добыче полезных ископаемых, связан с тем, что извлечь каждую последующую тонну угля или баррель нефти из-под земли сложнее, чем предыдущую.

Примечания

Нуреев Р. М. | Курс микроэкономики | стр. 204-205

Чем можно объяснить эффект масштаба. Смотреть фото Чем можно объяснить эффект масштаба. Смотреть картинку Чем можно объяснить эффект масштаба. Картинка про Чем можно объяснить эффект масштаба. Фото Чем можно объяснить эффект масштаба

Полезное

Смотреть что такое «Эффект масштаба» в других словарях:

Эффект масштаба — эффект снижения затрат на единицу произведенной продукции при распределении постоянных затрат на все большее количество произведенной продукции. Эффект масштаба обуславливается факторами, которые в долгосрочном периоде сокращают средние издержки… … Финансовый словарь

ЭФФЕКТ МАСШТАБА — (returns to scale) 1. Взаимосвязь между объемом производственных ресурсов и количеством произведенной из них продукции. При очень небольшом количестве продукции удвоение объема ресурсов влечет за собой рост объема произведенной продукции более… … Словарь бизнес-терминов

ЭФФЕКТ МАСШТАБА — (returns to scale) Зависимость между пропорциональными изменениями объема производственных ресурсов и изменениями в объеме выпускаемой из них продукции. Если увеличение объема ресурсов на N процентов дает прирост продукции также на N процентов,… … Экономический словарь

Эффект масштаба — [returns to scale, scale effect] в теории производственных функций соотношение между изменением объемов используемых ресурсов и изменением соответствующих производственных результатов. Характерный пример экономия на массовости производства. Чем… … Экономико-математический словарь

эффект масштаба — В теории производственных функций соотношение между изменением объемов используемых ресурсов и изменением соответствующих производственных результатов. Характерный пример экономия на массовости производства. Чем больше масштабы производства, тем… … Справочник технического переводчика

ЭФФЕКТ МАСШТАБА — эффект, возникающий при такой организации производства, при которой долговременные средние издержки сокращаются по мере увеличения объема выпускаемой продукции … Большой экономический словарь

ЭФФЕКТ МАСШТАБА — относительный выигрыш коммерсанта при увеличении масштаба сделки в связи с экономией на накладных расходах. В случае продажи двух партий одинакового товара на одинаковых условиях продавец получает более высокую прибыль на единицу товара, так как… … Внешнеэкономический толковый словарь

ЭФФЕКТ МАСШТАБА — (англ. returns to scale) – в теории производственных функций соотношение между изменением объемов используемых ресурсов и изменением соответствующих производственных результатов. Характерный пример – экономия на массовости производства. Чем… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

Эффект масштаба производства — В долгосрочном периоде все издержки считаются переменными. Вид кривой долгосрочных издержек связан с эффектом масштаба производства: Положительный эффект или увеличение эффекта от масштаба производства среднесрочные и долгосрочные издержки… … Википедия

Эффект масштаба/экономия, обусловленная ростом масштабов производства — ECONOMIES OF SCALE Сокращение в долгосрочном периоде средних издержек или издержек на единицу продукции по мере роста объемов производства (при условии, что изменяется количество всех ресурсов). Рассмотрим график. На графике представлена типичная … Словарь-справочник по экономике

Источник

Экономия от масштаба

Экономическая выгода от более высокого уровня выпуска

Что такое эффект масштаба?

Экономия от масштаба относится к преимуществу затрат, которое испытывает фирма при увеличении уровня выпуска. Преимущество возникает из-за обратной зависимости между фиксированными затратами на единицу продукции и произведенным количеством. Чем больше объем произведенной продукции, тем ниже фиксированные затраты на единицу продукции. Эффект масштаба также приводит к снижению средних переменных затрат (средних нефиксированных затрат) с увеличением выпуска. Это достигается за счет операционной эффективности и синергии в результате увеличения масштабов производства.

Фирма может реализовать эффект масштаба на любом этапе производственного процесса. В этом случае производство относится к экономической концепции производства и включает в себя все виды деятельности, связанные с товаром, без участия конечного покупателя. Таким образом, компания может принять решение об использовании эффекта масштаба в своем отделе маркетинга, наняв большое количество специалистов по маркетингу. Бизнес также может принять то же самое в отношении разделения источников ресурсов, перейдя от человеческого труда к машинному.

Влияние эффекта масштаба на производственные затраты

Чем можно объяснить эффект масштаба. Смотреть фото Чем можно объяснить эффект масштаба. Смотреть картинку Чем можно объяснить эффект масштаба. Картинка про Чем можно объяснить эффект масштаба. Фото Чем можно объяснить эффект масштаба

На приведенном выше графике показаны средние долгосрочные затраты, с которыми сталкивается фирма, в зависимости от уровня ее выпуска. Когда фирма увеличивает объем выпуска с Q до Q2, ее средние затраты падают с C до C1. Таким образом, можно сказать, что компания получает эффект масштаба до уровня выпуска Q2. (В экономике ключевой результат, который следует из анализа производственного процесса, состоит в том, что максимизирующая прибыль фирма всегда производит такой уровень выпуска, который приводит к наименьшим средним затратам на единицу продукции).

Типы экономии от масштаба

1 Внутренняя экономия от масштаба

Это относится к экономике, уникальной для фирмы. Например, фирма может иметь патент на машину для массового производства, что позволяет ей снизить среднюю стоимость производства больше, чем у других фирм в отрасли.

2 Внешняя экономия от масштаба

Они относятся к экономии за счет масштаба, которой пользуется вся отрасль. Например, предположим, что правительство хочет увеличить производство стали. Для этого правительство объявляет, что всем производителям стали, в которых занято более 10 000 рабочих, будет предоставлена 20% налоговая льгота. Таким образом, фирмы, на которых занято менее 10 000 работников, потенциально могут снизить среднюю себестоимость продукции, наняв больше работников. Это пример внешней экономии за счет масштаба, которая влияет на всю отрасль или сектор экономики.

Источники экономии от масштаба

1 Покупка

Фирмы могли бы снизить средние затраты, закупая материалы, необходимые для производственного процесса, оптом или у специальных оптовых торговцев.

2 Управленческие

Фирмы могут снизить средние затраты за счет улучшения структуры управления внутри фирмы. Фирма может нанять более квалифицированных или более опытных менеджеров.

3 Технологический

Технический прогресс может коренным образом изменить производственный процесс. Например, несколько лет назад гидроразрыв полностью изменил нефтяную промышленность. Однако только крупные нефтяные компании, которые могли позволить себе инвестировать в дорогостоящее оборудование для гидроразрыва пласта, могли воспользоваться преимуществами новой технологии.

Экономия от масштаба

Чем можно объяснить эффект масштаба. Смотреть фото Чем можно объяснить эффект масштаба. Смотреть картинку Чем можно объяснить эффект масштаба. Картинка про Чем можно объяснить эффект масштаба. Фото Чем можно объяснить эффект масштаба

Рассмотрим график, показанный выше. Любое увеличение выпуска сверх второго квартала ведет к увеличению средних затрат. Это пример эффекта масштаба — рост средних затрат из-за увеличения масштаба производства.

По мере того, как фирмы становятся больше, они становятся все сложнее. Таким фирмам необходимо уравновешивать эффект масштаба и эффект масштаба. Например, фирма могла бы реализовать определенную экономию на масштабе в своем маркетинговом подразделении, если бы увеличила выпуск. Однако увеличение объема производства может привести к снижению экономии на масштабе в управленческом подразделении фирмы.

Фредерик Герцберг, выдающийся профессор менеджмента, предложил причину, по которой компаниям не следует слепо ориентироваться на экономию за счет масштаба:

«Числа притупляют наши чувства к тому, что считается, и вызывают восхищение эффектом масштаба. Страсть заключается в ощущении качества опыта, а не в попытке его измерить ».

Дополнительные ресурсы:

Спасибо, что прочитали это руководство по экономии от масштаба. Finansistem является официальным поставщиком FMVA Designation в области финансового моделирования и оценки. Эти дополнительные ресурсы Finansistem будут полезны для продвижения вашей карьеры:

Источник

Масштаба эффект

Мы постоянно наблюдаем, как фирмы стремятся повысить свою конкурентоспособность, применяя самые разные средства для роста компании. Кто-то поглощает своего конкурента, кто-то эволюционно расширяет мощности своего предприятия (покупает оборудование, набирает и обучает новых специалистов). Однако не у всех получается ожидаемый положительный результат. Быть может, рассмотрев более подробно истоки и сферы применения эффекта масштаба, мы сможем сделать еще один шаг к тому, чтобы лучше узнать старого знакомого, его новые грани.

Содержание

1. Связь эффекта масштаба с разделением труда и убывающей отдачей

Эффект масштаба – это повышение эффективности производства при росте размеров предприятия, в частности его численности, обусловленное, в первую очередь:

Возможности применения более глубокого разделения труда у более крупного предприятия очевидны, но напомним, почему глубокое разделение труда позволяет повысить эффективность производства.

По мнению Адама Смита разделение труда позволяет повысить эффективность производства по следующим трем причинам:

Психологические аспекты использования разделения труда

Конечно, если мы говорим о сложной человеческой деятельности, то при разделении труда главным фактором повышения эффективности становится накопление знаний специалистом. Он уже прошел путь собственных проб и ошибок, а также изучил верные пути решения проблем в своей специальности, обратившись к коллегам и научной литературе по своей специальности. Именно потому он выполняет свою работу много эффективнее начинающих, которым еще предстоит пройти его путь.

Адам Смит жил в эпоху преобладания физического труда. Но и для интеллектуального труда перечисленные 3 причины сохраняют свою актуальность. Это связано с тем, что они в большой мере имеют психологическую природу.

Убывающая отдача

Эффект масштаба проявляется в снижении издержек при производстве каждой новой единицы произведенной продукции.

Однако при достижении определенной границы, такие издержки начинают снова расти. Именно поэтому, можно встретить два термина «Положительный эффект масштаба» и «Отрицательный эффект масштаба». Последний связывают с увеличением сложности управления крупной компанией, меньшей гибкостью и большим бюрократизмом очень крупного предприятия.

А вот теперь давайте рассмотрим простой пример. Если спортсмен, например бегун на средние дистанции, будет каждый день увеличивать время своих пробежек, какие результаты его тренировок мы, скорее всего, будем наблюдать? Понятно, что у каждого спортсмена проявится своя индивидуальность в результатах, но очевидно, что если начальное время тренировок недостаточно, то по мере роста времени пробежек результаты спортсмена сначала будут улучшаться – это своего рода эффект масштаба. Однако, начиная с некоторого момента, результаты начнут ухудшаться. Причины этого достаточно понятны – спортсмену требуется восстановление сил, и если времени отдыха недостаточно, он себя измотает избыточными тренировками. Это убывающая отдача на уровне отдельного человека.

Менеджмент и гармония

Слово гармония применительно к производству первым применил, вероятно, Кароль Адамецки. Он сравнивал управление предприятием (производственным участком) с работой дирижера, который должен обеспечить соответствующее гармоничное звучание оркестра. Давайте временно используем это слово для нашего анализа.

Разделение труда и гармония

Эффект масштаба и гармония

Рост предприятия требует все более совершенных систем управления (обеспечивающих гармонию единого развивающегося целого). И понятно, что хорошего качества уровень менеджмента позволит отодвинуть точку нарушения гармонии (начало убывающей отдачи).

Кстати, тоже самое можно наблюдать и в нашем примере про спортсмена – оптимизация системы тренировок (на разные группы мышц) позволит спортсмену (в нашем примере – это бегун на средние дистанции) больше времени заниматься результативно без убывающей отдачи.

Убывающая отдача и гармония

Итак, развитие системы происходит, в частности, следующим образом:

Если не вникать в математические тонкости убывающей отдачи (а в микроэкономике эффект масштаба и убывающая отдача чаще всего представлены в виде графиков в осях издержки производства и объем выпускаемой продукции), то убывающая отдача есть в определенной степени величина обратная гармонии между частями целого (предприятия, человека и др. «работающих объектов»): уменьшается гармония – увеличиваются производственные потери.

Откуда следует, что если мы хотим отсрочить проявление убывающей отдачи, нам нужно постоянно добиваться соблюдения гармонии между частями целого.

Итак, эффект масштаба, разделение труда, убывающая отдача – это три взаимосвязанных закона развития систем, и менеджмент, обеспечивающий гармонию целого, – это необходимость координации частей подсистем, входящих в целое. Это одна из причин, почему их следует рассматривать одновременно.

2. Микро результаты, связанные с применением эффекта масштаба

В статье «Универсальный солдат для бизнеса: нанотехнологии управления» приводится пример использования эффекта масштаба на микроуровне – при разработке словарика иностранного языка, построенного по частиречному принципу, когда используется своего рода «разделение труда» между частями речи в таком словарике.

Рассмотрим еще один пример – процесс разработки консультантом стратегии фирмы (фрагмент такой работы – подготовку и проведение SWOT-анализа), ну, или помощи в такой разработке (в зависимости от режима консультирования).

Критически настроенный читатель скажет – «Какие еще микро уровни анализа! Консультант просто применял научный метод – наблюдение (сбор информации), анализ (классификацию информации), трансформацию (формулировка сильных и слабых сторон, опасностей и возможностей), и синтез – выведение стратегических решений, которые, после приведению в систему формируются в стратегию компании!»

Верно. Но потому-то научный метод и является таким мощным инструментом проведения исследований в любой сфере, что сам опирается на законы развития систем – эффект масштаба, разделение труда и учет убывающей отдачи (путем формирования гармонии = синтезируемой системы).

3. Макро результаты, связанные с применением эффекта масштаба

А). Если владельцы бизнеса решили быстро расширить свою компанию путем приобретения (слияния или поглощения), то они, несомненно, рискуют, что слияние (или поглощение) может оказаться не очень удачным в силу разных обстоятельств (разность в культурах компаний, несвязанная диверсификация и др.). Такое не раз описывалось в публикациях. Высоки финансовые риски.

На практике, чаще всего, наблюдается, когда после слияния схожих компаний, менеджмент объединенного бизнеса проводит реструктуризацию компании таким образом, чтобы убрать по возможности дублирующие функции, при этом чаще всего наблюдается особенно глубокое разделение труда между головным офисом и его филиальными структурами. Причины этого, чаще всего, связаны с дефицитом высококвалифированных кадров, которые концентрируются в головном офисе, эти кадры можно считать «самым дорогостоящим оборудованием» объединенной компании.

ПРИМ. Отметим, что крайне редко можно встретить разделение труда между самими филиальными структурами, в то время, как решения такого макро разделения труда (вытекающие из макро эффекта масштаба, если под этим термином понимать ЭМ за пределами одной фирмы) достаточно перспективны.

Б). Если мы понаблюдаем за эволюционным развитием компаний, то в большинстве случаев мы видим появление все новых направлений деятельности. То есть, не только более глубокое разделение труда между функциональными подразделениями (и внутри них), но и между специализированными бизнес-направлениями фирмы.

В этом случае также высоки риски, но связанные с большим временем, что требуется, для эволюционного роста: пока компания эволюционно растет, конкуренты могут уйти далеко вперед за счет своей мощности, размеров.

С). В то же время на Западе, уже не один год активно развивается сотрудничество фирм без изменения собственника. Это стратегические альянсы, когда фирмы для решения разнообразных общих целей начинают работать настолько тесно, что можно их рассматривать (теоретически) как единую компанию, имеющую общую стратегию и согласованное текущее управление. Конкуренция между фирмами переходит в стадию конкуренции между сетями взаимосвязанных партнерскими связями фирм.

Спрашивается, что выигрывают компании в таких объединениях в первую очередь – это использование эффекта масштаба на макро уровне. Повторимся, при совместной разработке, производстве новых продуктов и т.д. специалистов каждой компании можно рассматривать как уникальное «оборудование», обеспечивающее высокую производительность результатов умственного труда стратегического альянса. Риски и проблемы создания стратегических партнерств тоже есть, и немалые, они изучаются специалистами, но уже бесспорно, что совместная работа партнеров в короткие сроки может повысить конкурентоспособность каждого входящего в альянс. Риски такой работы и потери в случае неудач могут быть значительно ниже, чем риск и потери неудачного приобретения бизнеса в собственность, либо риски, связанные с длинным циклом эволюционного роста компаний.

Вместо выводов

В то время, как разделение труда при достижении эффекта масштаба на макро уровне имеет значительные преимущества.

— Если при индивидуальном РТ специалист достигает автоматизма, то входящие в партнерство фирмы уже обладают таким «автоматизмом» – отлаженными бизнес процессами специализированной деятельности.

— «Инструменты и приспособления», которые придумывает при РТ отдельный человек – это уже существующие или формирующиеся корневые компетенции игроков, входящих в СА. И т.д.

Спрашивается, что же мешает нашим предприятиям использовать такой современный инструмент как СА? Да, пожалуй, ничего. Всего лишь осознание выгод стратегического сотрудничества, да умение продавать выгоду стратегического сотрудничества своему потенциальному партнеру.

Вы скажите – так это и есть почти непреодолимая преграда, да еще в условиях низкого доверия между руководителями российского бизнеса – потенциальными партнерами.

Не совсем так. Инструментарий современных техник продаж может обеспечить руководителей достаточным арсеналом средств установления новых доверительных отношений. Если профессиональные продавцы умеют добиться доверия своих покупателей, что мешает высшим руководителям овладеть этим инструментарием, чтобы формировать нужные для повышения конкурентоспособности своего бизнеса партнерства?

И что же, спрашивается, делать? Учитесь профессионально продавать!

Это заготовка эницклопедической статьи по данной теме. Вы можете внести вклад в развитие проекта, улучшив и дополнив текст публикации в соответствии с правилами проекта. Руководство пользователя вы можете найти здесь

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *