Чем можно объяснить эмоциональность изложения

Конспект урока литературы «Житие протопопа Аввакума»

ТЕМА : «Житие протопопа Аввакума». Обстоятельства создания «Жития…» Многогранная человеческая личность как центр «Жития…» Герой и автор в одном лице.

— познакомить учащихся с жанром жития и личностью протопопа Аввакума в контексте его эпохи; показать особенности жанра, своеобразие произведения;

— развивать интеллект, память, речь и способность к анализу;

— воспитывать интерес к истории, литературе; продолжить формирование личности учащихся.

I . Организационный этап

1. Работа с эпиграфом урока

Чем пепел, стучащий

— Как вы понимаете эпиграф сегодняшнего урока? О чем он говорит?

В этих поэтических строках речь идет о людях, которые идут в своей борьбе до конца. Они сгорают, как яркие факелы, освещая путь другим, ведя их за собой. И такой конец им кажется вовсе не страшным, не ужасным, а желанным, счастливым, ведь они сгорают во имя великой идеи, славного дела, будущего своего народа, своей страны.

III . Формирование новых понятий и способов действия

— Сегодня мы будем говорить об удивительном человеке, ставшем символом своей эпохи, незаурядной личности, оставившей свой след в веках, о бунтаре, несгибаемом борце, человеке невероятной смелости, дерзнувшем самостоятельно написать свое житие для потомков. Имя его протопоп Аввакум, мятежный священник, посягнувший на непререкаемый авторитет высших церковных иерархов. Иногда его называют огненным протопопом, за пламенную страсть к истине, огненное слово, и жизнь, пылающую, как костер в глухую ночь.

Замечательные слова сказал о нем Ярослав Смеляков:

Мятежный пастырь, книжник дикий,

Он не умел послушным быть,

И не могли его владыки

Ни обломать, ни улестить.

Попытки их не удавались,

Стоял он глупо на своем,

Хотя они над ним старались

И пирогом, и батогом.

В своей истории подробной

Другой какой-нибудь народ

Полупохожих и подобных

Средь прародителей найдет.

Но этот – крест на грязной шее,

В обносках мерзостно худых –

Мне и дороже, и страшнее

Иноязычных, не своих.

Ведь он оставил русской речи

И прямоту, и срамоту,

Язык мятежного предтечи,

Светившийся, как угль во рту.

— Но понять личность и судьбу этого человека мы сможем лишь тогда, когда поймем эпоху, в которую он жил.

Итак, перенесемся в неспокойный XVII век. Длительная кровавая Смута в начале века, массовые выступления горожан и крестьян: волнения в Новгороде и Пскове, Медный бунт, восстание Степана Разина – все эти события ознаменовали собой начало правления в России новой династии Романовых, и особенно беспокойное царствование Алексея Михайловича – «Тишайшего».

Постепенная утрата церковью былого авторитета в общественной и личной жизни, падение нравственности среди служителей культа вызывали тревогу правящих верхов. В связи с этим в 40-е годы XVII в. встал вопрос о проведении церковной реформы

К середине XVII в. в русских книгах и обрядах накопилось много ошибок. Патриарх Иосиф хотел провести реформы по древнерусским книгам, а Алексей Михайлович – по византийским.

В 1652 г. новым патриархом стал Никон. Именно он провел реформу: крещение не двумя, а тремя пальцами, поясные поклоны вместо земных, книги и обряды были исправлены по византийским образцам.

Получив власть над верующими, Никон выступил с идеей превосходства церковной власти над светской. И тогда царь перестал посещать патриарший Успенский Собор. Обиженный патриарх в ответ отказал царю в благословении и, заявив о сложении патриарших полномочий, удалился в построенный по его приказу и под его руководством Новоиерусалимский монастырь.

В 1666 г. царь пригласил в Москву четырех восточных патриархов и устроил суд над Никоном. Он был осужден, лишен сана и отправлен в заточение в монастырь. Собор осудил и противников реформы, их лидеров передали в руки светских властей. Это привело к расколу русской православной церкви.

Сопротивление никонианским начинаниям возникло сразу после выхода новых исправленных служебников в 1654 году. Но первоначально движение староверов было немногочисленным, ограничиваясь всего несколькими сотнями ревнителей старой веры. Среди них были протопоп Аввакум, священноинок Епифаний, дьякон Федор, Иван Неронов, соловецкие монахи. Активное участие в движении приняло сельское духовенство, страдавшее от постоянных притеснений светских и духовных властей. Примкнула к расколу и часть родовитого боярства (боярыня Ф.П. Морозова, ее сестра Е.П. Урусова, князья Хованский, Мышецкий, Потемкин, Соковнин), видевшая в реформе средство усиления царской власти.

Именно эти немногочисленные сторонники старых обрядов противостояли объединенным силам церкви и государства. Главой старообрядцев стал протопоп Аввакум. В 1682 г. по царскому приказу он был сожжен вместе со своими соратниками.

За сухими строками исторической литературы скрывается настоящее пламя – пламя смертного костра и пламя огненных душ. И понять его, почувствовать его обжигающую силу и страсть мы можем, познакомившись с судьбой протопопа Аввакума и его житием.

Сначала немного сведений из его биографии. Авва́кум Петро́в (Аввакум Петрович Кондратьев) родился в 1620 или 1621 году в селе Григорово (Нижегородской губернии, Княгининского уезда) в бедной семье.

Весьма начитанный, строгого нрава, он приобрёл известность довольно рано как подвижник православия, занимавшийся также изгнанием бесов. Женившись на односельчанке, Настасье Марковне, Аввакуум на 21-м году был рукоположен в дьяконы, а в 1643 или 1644 году поставлен в священники. Добросовестное, ревностное отношение к делу привлекло к нему многих из его духовных детей, но некоторых вооружило против него.

Назначенный в 1652 году протопопом в Юрьевец, Аввакум пробыл в этом городе всего 8 недель. Строгий к самому себе, он беспощадно преследовал всякое отступление от церковных правил. Его проповеди и настойчивое утверждение своих принципов веры настроили против него местных жителей, и пришлось ему спасаться бегством в Москву. Как раз около этого времени патриархом становится Никон, начинающий проводить свою церковную реформу.

В 1653 году выходит первая новоисправленная церковная книга и издаются распоряжения против двуперстия и о сокращении числа земных поклонов за великопостной молитвой Ефрема Сирина. Против этих новшеств протестуют Аввакум и костромской протопоп Даниил: они подают челобитную царю, так начинается открытая борьба с Никоном и его реформой за «старую веру».

Несколько месяцев спустя Аввакум был посажен в тюрьму при Андроньевом монастыре, а затем выслан в Тобольск. Через два года пришел указ об отправке его на Лену, а в 1656 году его назначили в экспедицию Афанасия Пашкова в Даурию.

Поход Пашкова сопряжен был со всевозможными лишениями; приходилось переносить холод и голод, подвергаться нападениям инородцев. Аввакум, кроме того, не раз испытывал на себе гнев «озорника»-воеводы, который однажды избил его до потери сознания. В 1662 году по ходатайству московских друзей Аввакум был возвращен из ссылки.

И тогда царским указом от 22 августа 1664 года протопоп Аввакум был выслан в Пустозерск, но достиг только Мезени. Полтора года он жил в Окладниковой слободе, служа в местной церкви. В марте 1666 года (год пострижения в монахи бывшего патриарха Никона) его доставили в Москву на заседание Церковного Собора, где уговаривали покаяться, но протопоп Аввакум продолжал упорствовать в приверженности к старой вере, за что 13 мая 1666 года был расстрижен, предан анафеме и увезен в Никольский монастырь на Угрешу, близ Москвы.

По указу царя от 26 августа 1667 года Аввакум был сослан в Пустозерский острог, где в апреле 1676 года заключен в осыпную земляную тюрьму, где и были написаны его сочинения.

Несмотря на тягостные условия жизни в Пустозерске, Аввакум продолжал свою борьбу за старую веру: из этого отдаленного уголка на всю Россию раздавалась его страстная, могучая речь. То обращался он к властям с увещанием обратиться к старой вере, то писал к своим единомышленникам, ободряя их, возбуждая их фанатизм, призывая к страданиям за истинную веру, наставляя их, как устроить свою жизнь, разрешая различные их недоумения.

В 1686 году на месте казни Аввакума в Пустозерске мезенскими старообрядцами был поставлен крест, ныне утраченный. В 1989 году был установлен памятный знак с колоколом, а в 1991 году старообрядцы Поморской общины из Прибалтики воздвигли крест и освятили его.

Такова нелегкая судьба этого несгибаемого человека. Но, борясь за старую веру, он по сути своей был смелым, почти дерзким новатором. Давайте убедимся в этом, обратившись к особенностям жанра жития.

— Каковы признаки традиционного жанра жития?

Житие – это биография святого, написанная после его смерти и канонизации (причисления к лику святых).

— Каковы особенности этого жанра?

Повествование отличается неторопливостью изложения, спокойной интонацией.

— От какого лица ведется повествование?

Повествование ведется от третьего лица.

— Могло ли житие быть написано при жизни святого?

Нет, только после его смерти, так как причисление к лику святых живого человека было невозможно.

— А теперь посмотрим на «Житие протопопа Аввакума». Кем оно было написано?

— Был ли он при жизни причислен к лику святых?

— Каков характер повествования?

Житие напоминает исповедь-проповедь, форма повествования от первого лица придает тексту эмоциональность, силу.

— А теперь давайте составим таблицу различий между традиционным житием и «Житием протопопа Аввакума».

— Оставьте в тетрадях место для продолжения заполнения этой таблицы на следующем уроке.

3. Словарная работа

Найти в словаре и записать в тетради толкование слов раскольники, старообрядцы, агиографический канон.

IV . Применение. Формирование умений и навыков

1. Выразительное чтение

Учащиеся читают вслух один из фрагментов «Жития протопопа Аввакума». Обсуждают особенности чтения.

В чем своеобразие языка произведения?

«…Реченно просто, и вы, господа ради, чтущии и слышащии, не позазрите просторечию нашему, понеже люблю свой русской природной язык, виршами философскими не обык речи красить, понеже не словес красных бог слушает, но дел наших хощет».

Какому стилю речи свойственно просторечие? (Разговорному.)

Чем можно объяснить эмоциональность изложения?

Каков воображаемый адресат речи Аввакума? На кого рассчитано его обращение?

Какие художественные приемы (тропы) использует автор?

Как речь героя характеризует его?

V . Этап информации о домашнем задании

Источник

Тема: «Житие Аввакума, им самим написанное». Личность протопопа Аввакума, стойкость убеждений, величие духа.

Цель урока: увидеть Аввакума как особенную, неординарную языковую личность, отметить традиционные и новаторские черты его жития.

Задачи урока: 1) Знакомство с текстом старорусского периода развития языка

2) Познакомить с историко-культурной ситуацией времени, о котором идёт речь в житие

3) Прививать навыки лингвокультурологического комплексного анализа текста (лексический, исторический, культурологический уровень)

4) Формировать чувство патриотизма.

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Житие Аввакума, им самим написанное». Личность протопопа Аввакума, стойкость убеждений, величие духа.»

Тема: «Житие Аввакума, им самим написанное».

Личность протопопа Аввакума, стойкость убеждений, величие духа.

Цель урока: увидеть Аввакума как особенную, неординарную языковую личность, отметить традиционные и новаторские черты его жития.

Задачи урока: 1) Знакомство с текстом старорусского периода развития языка

2) Познакомить с историко-культурной ситуацией времени, о котором идёт речь в житие

3) Прививать навыки лингвокультурологического комплексного анализа текста (лексический, исторический, культурологический уровень)

4) Формировать чувство патриотизма.

Словарная работа :
Национальный характер, семейный быт, сила духа, фанатизм, личность, новаторство.

Есть Бог, есть мир, они живут вовек,
А жизнь людей мгновенна и убога.
Но все в себя вмещает человек,
Который любит жизнь и верит в Бога. (Н.Гумилев)

(Предварительно класс необходимо разделить на три творческие группы: литературоведы, историки, текстологи, и дать им задание по изучению исторической обстановки времен протопопа Аввакума, воспоминаний о нем современников, текста «Жития» и подготовить материалы для обсуждения.)

ХОД УРОКА:
Учитель: Ребята, прочитайте эпиграф к нашему уроку.(ученик выразительно читает)

Как вы понимаете смысл этих слов? О человеке, который любил жизнь и верил в бога пойдёт наш разговор- о протопопе Аввакуме,личности яркой и неординарной.. Вступительное слово учителя:
Русская церковь стремилась к правовой и идеологической автономии от церкви византийской, поэтому было чрезвычайно важно добиться канонизации собственных, русских святых, непременным условием которой было наличие жития.

Что же такое житие?

Запишите в тетрадях определение.
Житие-это рассказ о жизни, страданиях или благочестивых подвигах людей, канонизированных церковью, то есть признанных святыми и официально удостоенных почитания. Житийная литература называется агиографией (ОТ ГРЕЧЕСКОГО АГИОС-СВЯТОЙ, ГРАФО-ПИШУ)Чем можно объяснить эмоциональность изложения. Смотреть фото Чем можно объяснить эмоциональность изложения. Смотреть картинку Чем можно объяснить эмоциональность изложения. Картинка про Чем можно объяснить эмоциональность изложения. Фото Чем можно объяснить эмоциональность изложения

А теперь мы свами перенесёмся в 17 век(музыка духовная

«О Всепетая Мати»
Ученик, подготовленный, выходит со свечой, в руках перо и бумага, садится за стол, начинает писать, при этом вслух проговаривает текст из «Жития»:

«Посем у всякаго правовернаго прощения прошу: иное было, кажется, про житие-то мне и не надобно говорить. А я ничто ж есмь. Рекох, и паки реку: аз есмь человек грешник, блудник и хищник, тать и убийца, друг мытарем и грешникам и всякому человеку лицемерец окаянной. Простите же и молитеся о мне, а я о вас должен, чтущих и послушающих. Больши тово жить не умею; а что сделаю я, то людям и сказываю; пускай Богу молятся о мне!»

Учитель. Так обращался к своим читателям писатель XVII века протопоп Аввакум Петров. Какие языковые особенности, характерные для уже известного вам жанра жития, вы заметили в этом обращении? (Приём самоуничижения, клеймения)

— Зачем? (Он не ставит себя выше своего читателя, это своеобразная попытка расположить к себе, вот так себя принижая – грешник, друг мытарей и грешникам и всякому человеку.

Он просит прощения. Прощение в православии – это своего рода оберег от гордыни)

История жизни Аввакума трагична. По духу и темпераменту он был борцом, полемистом, обличителем. Выступая против реформ патриарха Никона, он много претерпел за веру. В конце своей многотрудной жизни в Пустозерске, маленьком городке в устье Печоры, написал он свое «Житие»
-Кому адресовал Аввакум свое писание? Каким он представлял своего читателя? Чем объяснить глубокую эмоциональность его повествования?
-Чем отличается «Житие» Аввакума от традиционных произведений этого жанра? В чем оно близко агиографическим канонам?
-Как оценили личность протопопа Аввакума русские писатели? Разобраться в этом нам помогут литературоведы, историки, текстологи.
Выступление учащихся:
ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ: Аввакум (протопоп) – поборник старой веры, вождь старообрядчества, автор знаменитого жития и ряда других произведений. Родился на Нижегородской земле, в селе Григорьеве, в семье сельского священника Петра, в возрасте 21 год был поставлен в дьяконы церкви с. Лопатицы, спустя года рукоположен в священники, а через 8 лет назначен протопопом Вознесенской церкви в городе Юрьевце Повольском.
ИСТОРИКИ: Возведение Аввакума в протопопы состоялось в 1652 году в канунный год никоновской церковной реформы. В это время Аввакум был тесно связан с кружком ревнителей благочестия, который возглавляли протопоп кремлевского Благовещенского собора, Стефан Вонифатьев с протопопом московского Казанского собора Иваном Нероновым. В члены кружка входил молодой царь Алексей Михайлович. Они стремились возвысить дух церковной жизни Российского государства, ратовали за возрождение активной пасторской деятельности духовенства, боролись с простонародными видами увеселений, видя в нем пережитки язычества.
ТЕКСТОЛОГИ: Из архивных документов известно, что Аввакум перебрался в Москву из Юрьевца в 1652 году к своему духовному отцу Ивану Неронову (в Юрьевце у него случился конфликт с взбунтовавшимися против непреклонного в своем благочестии пастыря прихожанам). В Москве Аввакум был представлен царю самим Стефаном Ванифатьевым. Он служил в одном из приделов Казанского собора и сделался постоянным участником кружка боголюбцев, в который и входил любимец царя, новгородский митрополит Никон, будущий патриарх.
ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ: Аввакум уже настолько был влиятельным среди членов приближенного к царю кружка, что вместе с другими участниками подписал челобитную царю о будущем патриархе; человеке, за которого они хлопотали, был Никон.
ИСТОРИКИ: Видеть Никона патриархом хотел и царь Алексей Михайлович, в 1652 году Никон сделался патриархом, а с Великого поста 1653 года он начал претворять ту церковную реформу, которая привела к расколу церкви, не преодоленному по сей день.
ТЕКСТОЛОГИ: Патриарх послал в Казанский собор «память», (распоряжение) о замене двуперстного крестного знамения на троеперстное и о сокращении земных поклонов при чтении покаянной молитвы. На печатном дворе по распоряжению патриарха стали править тексты богослужебных книг, приводя их в соответствие с современными греческими. Все это вызвало активное неприятие со стороны огромной части народа и духовенства.
ИСТОРИКИ: Среди людей, выступивших с протестом, был Аввакум. Власти ответили на неприятие никоновских реформ репрессиями. Аввакума арестовали в 1653 году, а в сентябре по указу Никона и царя сослали в Сибирь, где он участвовал в экспедиции воеводы Афанасия Пашкова, совершившего многолетний переход от Енисейска до Нерчинска, по еще непокоренной Сибири, испытывая жестокие притеснения воеводы; вместе с ним скиталась и его семья.
ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ» В начале 60 годов царь призвал Аввакума из Сибири. Аввакум снова стал бесстрашно убеждать царя отказаться от новшеств и выступать в защиту старой веры, за что был снова по указу царя сослан в Пустозерский Острог, близ Печоры.
ИСТОРИКИ: В феврале 1666 года Аввакум был доставлен в Москву на суд церковного собора, созванного по инициативе царя для осуждения старообрядчества, решения дела опального Никона и избрания вместо него нового патриарха. Никона осудили и сослали, нового патриарха Иосифа 2 расстригли (тех, кто принадлежал к духовенству) и, подвергнув многих, как еретиков, урезанию языка, разослали по тюрьмам. В конце 1667 года Аввакум вместе с четырьмя своими союзниками, сибирским священником Никифором, Св. Лазарем, дьяконом Федором, иноком Епифанием, был сослан в Пустозерск, посажен в земляную яму и томился в ней до 1682 года. Аввакум вместе с тремя союзниками был казнен 14 апреля 1682 года сожжением в срубе.
УЧИТЕЛЬ: Я думаю, окунувшись в историческую эпоху 17 века, вы сможете представить автобиографию героя, в которой все подчинено защите старой веры как национальной формы сознания. В реформе Аввакум видел посягательство на национальный быт, поэтому любовно изображает бытовые подробности, говорит на сочном, ярком «подлом» языке. Этот текст имеет публицистический пафос.
А теперь поработаем с текстом «Жития», на столах карточки с заданиями и вопросами для анализа.
II. ГРУППОВАЯ РАБОТА
Первая группа анализирует композицию и сюжет:
1.В чем своеобразие композиции текста?
2.Что составляет основу сюжета?
3.В какой последовательности изображены события?
4.Кто главный герой? Что можно сказать о других героях произведения?
Вторая группа анализирует особенности изображения героя, его характера:
1.Как соотносятся в тексте автор и герой?
2.В чем состоит жизненный подвиг Аввакума? За что и против чего он выступает?
3.Каковы приемы изображения и создания образа?
4.Каково ваше мнение о личности Аввакума?
Третья группа анализирует особенности стиля и языка произведения:
1.В чем своеобразие языка произведения? Какому стилю речи свойственно просторечие?
2.Чем можно объяснить эмоциональность изложения?
3.Каков воображаемый адресат речи Аввакума? На кого рассчитано его обращение?
4. Какие художественные тропы использует автор? Как речь героя характеризует его?
Индивидуальное задание :
Чтение послания Аввакума боярыне Морозовой: что оно открывает нам в личности протопопа? (Использовать картину В.Сурикова «Боярыня Морозова».)
III.Обсуждение итогов работы по карточкам
( работа с тетрадями ) Чем можно объяснить эмоциональность изложения. Смотреть фото Чем можно объяснить эмоциональность изложения. Смотреть картинку Чем можно объяснить эмоциональность изложения. Картинка про Чем можно объяснить эмоциональность изложения. Фото Чем можно объяснить эмоциональность изложения

Источник

Урок-обсуждение тема: «Житие Аввакума, им самим написанное»

Главная > Урок

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Тема: «Житие Аввакума, им самим написанное»

Личность протопопа Аввакума, стойкость убеждений, величие духа.

Сила и красота языка сочинений протопопа Аввакума.

Приобщить учащихся к мировой письменной культуре Древней Руси

Подготовить восприятие всей последующей литературы;

Познакомить с нравственно-дидактическими сочинениями древнерусских книжников

Развивать умения анализировать историко-литературные «житийные» описания

Воспитывать бесстрашие, самоотверженность, стойкость.

Основные биографические сведения об авторе, канон жития, агиографическая литература.

Национальный характер, семейный быт, сила духа, фанатизм, личность, новаторство.

(Предварительно класс необходимо разделить на три творческие группы: литературоведы, историки, текстологи, и дать им задание по изучению исторической обстановки времен протопопа Аввакума, воспоминаний о нем современников, текста «Жития» и подготовить материалы для обсуждения.)

Словарь авторов Древней Руси, картина В.Сурикова «Боярыня Морозова», рассказ А.Солженицына «Матренин двор»

Есть Бог, есть мир, они живут вовек,

А жизнь людей мгновенна и убога.

Но все в себя вмещает человек,

Который любит жизнь и верит в Бога. (Н.Гумилев)

Сообщение целей и задач урока, чтение эпиграфа

Русская церковь стремилась к правовой и идеологической автономии от церкви византийской, поэтому было чрезвычайно важно добиться канонизации собственных, русских святых, непременным условием которой было наличие жития. Запишите в тетрадях определение.

Житие-это рассказ о жизни, страданиях или благочестивых подвигах людей, канонизированных церковью, то есть признанных святыми и официально удостоенных почитания. Житийная литература называется агиографией (ОТ ГРЕЧЕСКОГО АГИОС-СВЯТОЙ, ГРАФО-ПИШУ)

Немалую роль играли и причины литературно-эстетические: знакомство с переводными византийскими житиями также могло пробудить у русских книжников желание попробовать силы в этом жанре. Агиографы, как правило, рассказывали и о чудесах, творимых святыми, описывая их, с яркими детальными подробностями.

Во второй половине 11 века создаются «Житие Феодосия Печерского» и два варианта жития Бориса и Глеба.

История жизни Аввакума трагична. По духу и темпераменту он был борцом, полемистом, обличителем. Выступая против реформ патриарха Никона, он много претерпел за веру. В конце своей многотрудной жизни в Пустозерске, маленьком городке в устье Печоры, написал он свое «Житие»

-Кому адресовал Аввакум свое писание? Каким он представлял своего читателя? Чем объяснить глубокую эмоциональность его повествования?

-Чем отличается «Житие» Аввакума от традиционных произведений этого жанра? В чем оно близко агиографическим канонам?

-Как оценили личность протопопа Аввакума русские писатели? Разобраться в этом нам помогут литературоведы, историки, текстологи.

ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ: Аввакум (протопоп) – поборник старой веры, вождь старообрядчества, автор знаменитого жития и ряда других произведений. Родился на Нижегородской земле, в селе Григорьеве, в семье сельского священника Петра, в возрасте 21 год был поставлен в дьяконы церкви с. Лопатицы, спустя 2 года рукоположен в священники, а через 8 лет назначен протопопом Вознесенской церкви в городе Юрьевце Повольском.

ИСТОРИКИ: Возведение Аввакума в протопопы состоялось в 1652 году в канунный год никоновской церковной реформы. В это время Аввакум был тесно связан с кружком ревнителей благочестия, который возглавляли протопоп кремлевского Благовещенского собора, Стефан Вонифатьев с протопопом московского Казанского собора Иваном Нероновым. В члены кружка входил молодой царь Алексей Михайлович. Они стремились возвысить дух церковной жизни Российского государства, ратовали за возрождение активной пасторской деятельности духовенства, боролись с простонародными видами увеселений, видя в нем пережитки язычества.

ТЕКСТОЛОГИ: Из архивных документов известно, что Аввакум перебрался в Москву из Юрьевца в 1652 году к своему духовному отцу Ивану Неронову (в Юрьевце у него случился конфликт с взбунтовавшимися против непреклонного в своем благочестии пастыря прихожанам). В Москве Аввакум был представлен царю самим Стефаном Ванифатьевым. Он служил в одном из приделов Казанского собора и сделался постоянным участником кружка боголюбцев, в который и входил любимец царя, новгородский митрополит Никон, будущий патриарх.

ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ: Аввакум уже настолько был влиятельным среди членов приближенного к царю кружка, что вместе с другими участниками подписал челобитную царю о будущем патриархе; человеке, за которого они хлопотали, был Никон.

ИСТОРИКИ: Видеть Никона патриархом хотел и царь Алексей Михайлович, в 1652 году Никон сделался патриархом, а с Великого поста 1653 года он начал претворять ту церковную реформу, которая привела к расколу церкви, не преодоленному по сей день.

ТЕКСТОЛОГИ: Патриарх послал в Казанский собор «память», (распоряжение) о замене двуперстного крестного знамения на троеперстное и о сокращении земных поклонов при чтении покаянной молитвы. На печатном дворе по распоряжению патриарха стали править тексты богослужебных книг, приводя их в соответствие с современными греческими. Все это вызвало активное неприятие со стороны огромной части народа и духовенства.

ИСТОРИКИ: Среди людей, выступивших с протестом, был Аввакум. Власти ответили на неприятие никоновских реформ репрессиями. Аввакума арестовали в 1653 году, а в сентябре по указу Никона и царя сослали в Сибирь, где он участвовал в экспедиции воеводы Афанасия Пашкова, совершившего многолетний переход от Енисейска до Нерчинска, по еще непокоренной Сибири, испытывая жестокие притеснения воеводы; вместе с ним скиталась и его семья.

ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ» В начале 60 годов царь призвал Аввакума из Сибири. Аввакум снова стал бесстрашно убеждать царя отказаться от новшеств и выступать в защиту старой веры, за что был снова по указу царя сослан в Пустозерский Острог, близ Печоры.

ИСТОРИКИ: В феврале 1666 года Аввакум был доставлен в Москву на суд церковного собора, созванного по инициативе царя для осуждения старообрядчества, решения дела опального Никона и избрания вместо него нового патриарха. Никона осудили и сослали, нового патриарха Иосифа 2 расстригли (тех, кто принадлежал к духовенству) и, подвергнув многих, как еретиков, урезанию языка, разослали по тюрьмам. В конце 1667 года Аввакум вместе с четырьмя своими союзниками, сибирским священником Никифором, Св. Лазарем, дьяконом Федором, иноком Епифанием, был сослан в Пустозерск, посажен в земляную яму и томился в ней до 1682 года. Аввакум вместе с тремя союзниками был казнен 14 апреля 1682 года сожжением в срубе.

УЧИТЕЛЬ: Я думаю, окунувшись в историческую эпоху 17 века, вы сможете представить автобиографию героя, в которой все подчинено защите старой веры как национальной формы сознания. В реформе Аввакум видел посягательство на национальный быт, поэтому любовно изображает бытовые подробности, говорит на сочном, ярком «подлом» языке. Этот текст имеет публицистический пафос.

А теперь поработаем с текстом «Жития», на столах карточки с заданиями и вопросами для анализа.

II. ГРУППОВАЯ РАБОТА

Первая группа анализирует композицию и сюжет:

1.В чем своеобразие композиции текста?

2.Что составляет основу сюжета?

3.В какой последовательности изображены события?

4.Кто главный герой? Что можно сказать о других героях произведения?

Вторая группа анализирует особенности изображения героя, его характера:

1.Как соотносятся в тексте автор и герой?

2.В чем состоит жизненный подвиг Аввакума? За что и против чего он выступает?

3.Каковы приемы изображения и создания образа?

4.Каково ваше мнение о личности Аввакума?

Третья группа анализирует особенности стиля и языка произведения:

1.В чем своеобразие языка произведения? Какому стилю речи свойственно просторечие?

2.Чем можно объяснить эмоциональность изложения?

3.Каков воображаемый адресат речи Аввакума? На кого рассчитано его обращение?

4. Какие художественные тропы использует автор? Как речь героя характеризует его?

Чтение послания Аввакума боярыне Морозовой: что оно открывает нам в личности протопопа? (Использовать картину В.Сурикова «Боярыня Морозова».)

( работа с тетрадями )

Канонические черты жития

Художественные черты жития

1.Житие – это биография святого

1. Аввакум не причислен к лику святых.

2.Житие составлялось после смерти святого.

2.Написано при жизни.

3.Повествование ведется от третьего лица.

3.Житие напоминает исповедь-проповедь, форма повествования от 1 лица придает тексту эмоциональность, силу.

4.Композиция жития строится по строгой схеме.

4.В общих чертах композиция выдержана, нет привычного финала.

5.Способ изображения героя – идеализация.

5.Герой не идеальная личность, он «святой грешник».

6.Внутренний мир героя не изображается в развитии, он избранник с момента рождения.

6.Ярко изображается внутренний мир героя, этому служит внутренний монолог.

7.Прстратство и время изображается условно.

7.Конкретны и реальны.

8.В изображении святого по возможности устранялись все индивидуальные черты характера, частности, случайности.

8.Герой ярко индивидуален, узнаваем, речь его самобытна, эмоциональна, перед нами не абстрактный идеал человека, а земной страдалец, бунтарь.

9.Тон повествования торжественный, серьезный.

9.Появляются комические нотки.

10.Язык жития книжный, с обилием старославянизмов и церковных слов.

10.Язык живой, разговорный, введение просторечий является основным стилистическим приемом; автор как будто не пишет, а свободно говорит.

11.Текст рассчитан на грамотного человека, подготовленного.

11.Автор обращается к читателю из народа – крестьянину, горожанину, которым нелегко понять церковно-славянскую речь.

12.Сюжет жития составляет духовный завет и подвиг святого.

12.Сюжет изображает национальный быт, порядки, семейную жизнь.

УЧИТЕЛЬ: Левая сторона таблицы заполнена заранее на доске, а правая ее часть заполняется в результате ответов учащихся, это итоги вашей работы по карточкам. А теперь давайте послушаем сообщение учащегося по картине В.Сурикова «Боярыня Морозова».

УЧЕНИК: Боярыня Морозова – духовная дщерь Аввакума. Сила ее протеста и приверженности потрясают зрителя. На картине Суриков сохранил черты русского быта 16 и 17 веков: старинные обычаи, одежду. Суровое лицо боярыни как бы освещено огнем. В.И.Суриков шутил, говоря: «Если бы я ад писал, то и сам бы в огне сидел и в огне позировать заставлял». Настолько правдоподобно передана история боярыни и ее соузниц Евдокии Урсовой и Марии Даниловой, «верных горемык миленьких» как называл их Аввакум.

Зачитывает отрывок из послания Аввакума боярыне Морозовой…

Из этого отрывка мы понимаем, что Аввакум ощущает себя пастырем, наставником «Христова стада». Это его миссия. Текст очень эмоционален: от бранной ругани до нежной признательности. Отстоять правду – главное для Аввакума.

УЧИТЕЛЬ: Вот, ребята, мы подошли к тому, что нам нужно сделать выводы о писательской деятельности и новаторстве протопопа Аввакума.

ИСТОРИКИ: В истории русской литературы «Житие» занимает особое место. Будучи традиционалистом в области церковной жизни Аввакум как писатель выступил новатором.

ТЕКСТОЛОГИ: Стиль и поэтика его «Жития» резко выделяются на фоне стиля и литературных принципов, до той поры господствовавших в литературе. Новаторство воплотилось в ярко выраженной ориентации на просторечие, он подчеркивает, что пишет как простец сознательно (занеже люблю свой русский природный язык, виршами философскими не обыкл речь окрасить)

ЛИТЕРАТОРЫ: Еще большее новаторство было то, что он решился создать свое собственное житие и создал блестящее произведение автобиографического жанра.

ИСТОРИКИ: Эти особенности: индивидуальность формы и содержания литературного произведения. Недаром выдающиеся писатели высоко ценили его писания от Достоевского и Лескова до Мамина – Сибиряка и Горького.

ТЕКСТОЛОГИ: Помимо жития Аввакум является автором «Книги бесед» и «Книги толкований», нескольких челобитных царю, писем и посланий семье боярыни Морозовой.

Итог урока : Итак, мы заканчиваем урок на том, что в Аввакуме поражает его бесстрашие, самоотверженность, фанатизм веры, стойкость. Его личность отражает некоторые особенности русского национального характера: вечное правдоискательство и беззаветную преданность вере. Аввакум впервые выступил против культа царской личности, поэтому его религиозная идея приобрела социальный характер. Идея свободы современна и актуальна.

Оценивание ответов учащихся и их комментирование.

ЗАДАНИЕ НА ДОМ: 1-2 вопросы после статьи «Русские писатели о протопопе Аввакуме». Кто заинтересовался судьбой праведника в 20 веке, рекомендую прочитать рассказ А.Солженицына «Матренин двор»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *