Чем можно объяснить краткие сроки существования 1 и 2 государственных дум
ГДЗ по истории 9 класс учебник Соловьев, Шевырев параграф 32
1. Дайте оценку избирательному закону 11 декабря 1905 г. Чьи интересы он обеспечивал?
Закон от 11 декабря 1905 г. по 3 п. (1) участие в выборах могли принимать только рабочие, занимавшие наиболее дорогие квартиры. Современники описали избирательные ухищрения и махинации царского правительства, когда каждый губернатор действовал по своему разумению, каждый пристав по-своему «толковал» избирательный закон. Обеспечивал интересы правительства и правящего класса, зажиточных дворян и буржуев.
Объяснение: Хотя первоначально положение о выборах в Государственную думу было издано 6-9 августа 1905 г. Избирательные права предоставлялись лишь лицам, «владеющим собственностью». И не могли участвовать в выборах целые категории населения, прямо перечисленные в законе: женщины, лица моложе 25 лет, военнослужащие, находящиеся на действительной службе, учащиеся, «бродячие инородцы», (т. е. народы, которые вели кочевой образ жизни,) и все неимущие — рабочие, ремесленники, батраки, деревенская беднота, не являющиеся домохозяевами. Таким макаром 85% мест в Думе предоставлялось помещикам. А закон от 11 декабря ужесточил и ещё больше сузил круг лиц.
2. Охарактеризуйте полномочия Государственной думы, предусмотренные Манифестом 17 октября 1905 г.
Основные законы предоставили Государственной думе и Государственному совету право законодательной инициативы, они получили право утверждать, отклонять или перерабатывать законопроекты, представляемые правительством.
Царь имел право абсолютного вето. Однако Дума могла повторно рассматривать вопрос, отклоненный царем, и тем самым оказывать на него давление.
20 февраля 1906 г. было принято новое положение о Государственной думе. Этим актом определялась ее компетенция: предварительная разработка и обсуждение законодательных предложений, утверждение государственного бюджета, обсуждение вопросов о строительстве железных дорог и учреждении акционерных обществ. Законопроекты, принятые Думой, подлежали утверждению Государственным советом и императором.
Дума избиралась сроком на пять лет. Отстранение депутатов Государственной думы могло осуществляться сенатом. Император своим указом мог досрочно распустить Думу.
3. Проведите обсуждение деятельности I и II Государственных дум по следующим пунктам: а) время существования; б) состав депутатов; в) отношения с правительством.
4. Чем можно объяснить краткие сроки существования I и II Государственных дум?
Первая Гос. Дума имела революционный характер( в связи с земельным вопросом, а также вопрос об амнистии всех политических заключённых, отмене смертной казни, упразднении Государственного Совета, установлении ответственности Совета министров перед Думой. ), поэтому правительство распустило её.
Вторая по составу была радикальные Первой (43%- левые партии), её деятельность показала слабую политическую культуру низов и верхов, т.к. это был первый опыт республики в стране.
5*. Рассмотрите проблему. II Государственная дума была созвана в период, когда правительство возглавлял деятель, наметивший программу серьёзных реформ, — П.А. Столыпин. Почему его курс не получил думской поддержки, а сама II Дума была вскоре распущена?
Потому что политика Столыпина сочетала в себе борьбу с революционным движением с постепенным обновлением государственного строя. Поддерживая местное дворянство, он разрушал крестьянскую общину и создавал условия для опоры самодержавия: мелкий класс собственников.
Причина роспуска Думы: революционное настроение депутатов, которые были в оппозиции к правительству.
ГДЗ по истории 9 класс учебник Соловьев, Шевырев параграф 32
1. Дайте оценку избирательному закону 11 декабря 1905 г. Чьи интересы он обеспечивал?
Закон от 11 декабря 1905 г. по 3 п. (1) участие в выборах могли принимать только рабочие, занимавшие наиболее дорогие квартиры. Современники описали избирательные ухищрения и махинации царского правительства, когда каждый губернатор действовал по своему разумению, каждый пристав по-своему «толковал» избирательный закон. Обеспечивал интересы правительства и правящего класса, зажиточных дворян и буржуев.
Объяснение: Хотя первоначально положение о выборах в Государственную думу было издано 6-9 августа 1905 г. Избирательные права предоставлялись лишь лицам, «владеющим собственностью». И не могли участвовать в выборах целые категории населения, прямо перечисленные в законе: женщины, лица моложе 25 лет, военнослужащие, находящиеся на действительной службе, учащиеся, «бродячие инородцы», (т. е. народы, которые вели кочевой образ жизни,) и все неимущие — рабочие, ремесленники, батраки, деревенская беднота, не являющиеся домохозяевами. Таким макаром 85% мест в Думе предоставлялось помещикам. А закон от 11 декабря ужесточил и ещё больше сузил круг лиц.
2. Охарактеризуйте полномочия Государственной думы, предусмотренные Манифестом 17 октября 1905 г.
Основные законы предоставили Государственной думе и Государственному совету право законодательной инициативы, они получили право утверждать, отклонять или перерабатывать законопроекты, представляемые правительством.
Царь имел право абсолютного вето. Однако Дума могла повторно рассматривать вопрос, отклоненный царем, и тем самым оказывать на него давление.
20 февраля 1906 г. было принято новое положение о Государственной думе. Этим актом определялась ее компетенция: предварительная разработка и обсуждение законодательных предложений, утверждение государственного бюджета, обсуждение вопросов о строительстве железных дорог и учреждении акционерных обществ. Законопроекты, принятые Думой, подлежали утверждению Государственным советом и императором.
Дума избиралась сроком на пять лет. Отстранение депутатов Государственной думы могло осуществляться сенатом. Император своим указом мог досрочно распустить Думу.
3. Проведите обсуждение деятельности I и II Государственных дум по следующим пунктам: а) время существования; б) состав депутатов; в) отношения с правительством.
4. Чем можно объяснить краткие сроки существования I и II Государственных дум?
Первая Гос. Дума имела революционный характер( в связи с земельным вопросом, а также вопрос об амнистии всех политических заключённых, отмене смертной казни, упразднении Государственного Совета, установлении ответственности Совета министров перед Думой. ), поэтому правительство распустило её.
Вторая по составу была радикальные Первой (43%- левые партии), её деятельность показала слабую политическую культуру низов и верхов, т.к. это был первый опыт республики в стране.
5*. Рассмотрите проблему. II Государственная дума была созвана в период, когда правительство возглавлял деятель, наметивший программу серьёзных реформ, — П.А. Столыпин. Почему его курс не получил думской поддержки, а сама II Дума была вскоре распущена?
Потому что политика Столыпина сочетала в себе борьбу с революционным движением с постепенным обновлением государственного строя. Поддерживая местное дворянство, он разрушал крестьянскую общину и создавал условия для опоры самодержавия: мелкий класс собственников.
Причина роспуска Думы: революционное настроение депутатов, которые были в оппозиции к правительству.
§ 9. I и II Государственные думы. Последний период первой российской революции
§ 9. I и II Государственные думы. Последний период первой российской революции
Закон о выборах в Государственную думу. Подготовленный правительством Витте закон был издан ещё в декабре 1905 г., в разгар Московского вооружённого восстания. Согласно ему Дума избиралась сроком на пять лет и могла быть распущена императором одновременно с назначением новых выборов и определением времени её созыва. Выборы были куриальными, многостепенными и неравными. Все избиратели делились на 4 разряда (курии): землевладельцы, горожане, крестьяне, рабочие. По куриям избирались губернские выборщики. При этом один выборщик приходился на 2 тыс. землевладельцев, 4 тыс. горожан, 30 тыс. крестьян, 90 тыс. рабочих. Выборщики губернских собраний выдвигали депутатов в Думу. Женщины и половина мужского населения страны из-за ряда цензовых ограничений не получили избирательных прав.
«Дума народных надежд». Так называли либеральные публицисты I Государственную думу (27 апреля – 8 июля 1906 г.). Она известна также под названием кадетской Думы, так как более трети её депутатов представляли партию кадетов. Второй по численности депутатской группой была крестьянская, образовавшая самостоятельную фракцию трудовиков (Трудовая группа). Большевики и эсеры выборы в Думу бойкотировали.
В Таврическом дворце, сидя под огромным портретом Николая II, вёл заседания председатель Думы кадет С. А. Муромцев, известный учёный-юрист, профессор Московского университета. В центре обсуждений находился аграрный вопрос. Кадеты предлагали создать государственный земельный фонд из казённых, монастырских, удельных и части помещичьих земель, подлежащих принудительному отчуждению за «справедливое вознаграждение». Распоряжаться землёй должны были специальные комитеты с равным представительством от властей, помещиков и крестьян.
Муромцев Сергей Андреевич (1850 – 1910)
Трудовики требовали ликвидации помещичьего землевладения и передачи всех земель (за исключением наделов, не превышающих трудовую норму) в общенародный фонд. Они не отрицали возможности выкупа земли, но за счёт государства и по минимальной цене. Членов земельных комитетов трудовики предлагали выбирать на основе всеобщего избирательного права.
Обсуждение аграрного вопроса всколыхнуло страну, и это вызвало страх у консервативных кругов. В ночь на 9 июля Дума была распущена императорским манифестом, в котором подчёркивалось, что она вместо законодательной деятельности «разжигает смуту». I Государственная дума просуществовала 72 дня.
Революционное движение 1906 – 1907 гг. Дважды – весной 1906 и весной 1907 г. – наблюдался новый подъём стачечного движения. Горячим было лето 1906 г. Крестьянские волнения по своему масштабу были сравнимы с осенними выступлениями 1905 г. Крестьяне возмущались выкупными платежами и настаивали на их отмене. Наряду с требованием «Земли!» выдвигалось требование «Воли!», т. е. уничтожения крестьянской сословности и создания бессословного земства. Крестьяне выступали за введение всеобщего начального обучения. Раздавались голоса и за ограничение торговли крепкими спиртными напитками. «Человек, борющийся за правду и землю, не должен быть пьян», – заявлялось в наказе крестьян Звенигородского уезда Московской губернии. Во многих крестьянских наказах содержались и политические требования «государственного перестроения».
Столыпин Петр Аркадьевич (1862 – 1911)
В ноябре 1906 г. были изданы указы о свободном выходе из общины с установлением частной собственности на крестьянские наделы. Ранее была разрешена продажа через Крестьянский банк казённых, удельных и кабинетских земель. Отменялись ограничения в личных правах крестьян: получение паспорта уже не требовало разрешения общины, предоставлялась полная свобода в выборе места жительства и занятий. Всё это, наряду с полной отменой с января 1907 г. выкупных платежей, успокоило деревню. Крупномасштабные крестьянские волнения больше не возобновлялись. Но острота земельного вопроса так и не была снята.
II Государственная дума. Вторая дума приступила к работе 20 февраля 1907 г. По сравнению с Первой в её составе уменьшилось число кадетов, сохранили свои позиции трудовики, появилась довольно значительная социал-демократическая фракция. В целом Дума полевела, что таило опасность её роспуска в будущем. Кадеты стали проявлять большую осторожность, проводя тактику «бережения Думы».
Выступая в Думе, Столыпин заявил: «Отечество наше должно превратиться в правовое». Предложенная им программа из 30 законопроектов отражала правительственный курс на либеральные реформы. Но уже в начале работы Думы обозначилось её политическое соперничество с исполнительной властью.
Во Второй Думе, как и в Первой, главным политическим вопросом был аграрный. Трудовики отстаивали свой прежний законопроект. Кадеты же смягчили свою позицию, сведя к минимуму принудительное отчуждение земли.
Недовольное радикализмом депутатов, правительство нашло повод для роспуска Думы, без юридических оснований обвинив членов социал-демократической фракции в подготовке государственного переворота. 3 июня 1907 г. были опубликованы указ и манифест о роспуске II Думы, которая просуществовала 103 дня. Этим событием завершилась первая российская революция, оказавшая огромное воздействие на сознание всех слоёв российского общества.
Главными итогами революции стало ограничение самодержавной власти императора новыми «Основными законами», учреждение выборных высших законодательных органов государственной власти, проведение выборов в Думу с участием политических партий, конституционное закрепление прав и свобод. Немаловажное значение имело также некоторое улучшение положения рабочих (рост заработной платы, создание профсоюзов, страхование и т. д.) и крестьян (отмена выкупных платежей, свободный выход из общины и т. д.).
1. Как формировалась I Государственная дума? 2. Что изменилось в деятельности законодательной и исполнительной власти? 3. Объясните, почему Николай II распустил I Государственную думу. 4. Что сделало правительство для ослабления крестьянского движения? 5. Что изменилось в формировании II Государственной думы и почему её деятельность была прекращена?
Исследуем документы
Из письма профессора Московского университета Е. Н. Трубецкого Николаю II по поводу роспуска I Государственной думы
Стремление крестьян к земле имеет неудержимую силу: одними добровольными продажами земли они не удовлетворятся; и всякий, кто будет противиться принудительному отчуждению, будет сметён с лица земли. Крестьяне с напряжённым вниманием следили за конфликтом Думы и министерства… Теперь, когда Дума распущена, они убеждены, что причиной роспуска послужил отказ в наделении землёй. И Ваши советники переложили этот отказ на монарха. Они сумели превратить вопрос земельный в вопрос династический, в вопрос об образе правления.
? Что заставило Е. Н. Трубецкого написать это письмо и о чём он предупреждал Николая II?
Основные положения аграрных проектов трудовиков и кадетов
? Сравните основные положения аграрных проектов трудовиков и кадетов. В чём их отличие?
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Деятельность I и II Государственных дум: неожиданная оппозиционность
Решение о создании в России Государственной думы как национального парламента было принято Николаем II и его приближенными под давлением революционных событий 1905 года. Однако полномочия Думы и положения избирательного закона были сформулированы таким образом, чтобы с высокой вероятностью получить представительский орган, абсолютно лояльный к монархии. Но деятельность и Государственных дум показала: достичь желаемого результата власти не удалось.
Создание Думы, ее полномочия и способ формирования
Созыв в России Государственной думы был объявлен знаменитым Манифестом от 17 (30) октября 1905 года. Манифест был издан с целью уменьшить напряженность в обществе и воспрепятствовать дальнейшему развитию революции. Поэтому и полномочия Думы им устанавливались более широкие, чем было задумано властью изначально.
Первоначальный проект (предложенный министром внутренних дел А.Г. Булыгиным) делал думу исключительно совещательно-рекомендательным органом, причем рабочие и беднейшее крестьянство лишалось избирательных прав. Но октябрьский Манифест уже наделил Думу законодательными функциями, установив, что она должна одобрять все нормы, предлагаемые правительством, а также сама имеет право законодательной инициативы.
Выборы в I и II Государственные думы проводились согласно закону от 11 декабря 1905 года. Они были сословными и многоступенчатыми. Устанавливалось 4 курии: для землевладельцев, городского населения, крестьян и рабочих. При этом число депутатов на душу населения зависела от курии (в результате 1 голос помещика-землевладельца равнялся 3 голосам зажиточных горожан, 15 крестьянским или 45 рабочим). Выборы могли проходить в 3-4 ступени (это тоже зависело от курии, а также от особенностей распределения населения в округе).
Значительная часть населения все равно не получила избирательных прав: все женщины, все учащиеся, заключенные, военнослужащие, представители кочевых народов, крестьяне, не имеющие домохозяйств и рабочие мелких и средних предприятий. Был установлен высокий возрастной ценз для избирателей – 25 лет. Избирательный закон также был создан таким образом, что разные регионы империи получали неравное представительство в Думе: Польша проводила в Думу 7% депутатов, Кавказ – 6%, а вся Сибирь с Дальним Востоком – 4%. На долю же Европейской России приходилось 79% представительства.
Все эти особенности должны были служить одной цели: не допустить избрания депутатами революционно настроенных лиц и вообще кого-либо, оппозиционного правительственной линии. Ставка делалась на крестьянина, которого многие считали оплотом религиозности и самодержавия.
I Государственная дума и ее работа
Однако уже результаты первых выборов показали, что рассветы не оправдались, и избиратель продвигает в парламент людей, оппозиционных системе. Первая Дума просуществовала всего 72 дня, проведя лишь одну сессию. Царь распустил ее из-за явной оппозиционности и нежелания одобрять предлагаемые «сверху» законопроекты.
Состав I Государственной думы
По результатам выборов было избрано 497 депутатов, однако в работе Думы участвовало 448 человек (часть мандатов было аннулировано, некоторые не смогли приехать, были и другие причины отсутствия). В социальном плане наибольшую группу среди них составляли помещики и землевладельцы, было много также преподавателей, промышленников и юристов.
Но в политическом плане наибольшую фракцию (176 человек) составили сторонники партии кадетов, то есть центристская сила. Большая фракция была также у трудовиков. Крайне правых оказалось ничтожно мало. Зато оказалось не так уж мало представителей левых – 23 эсера, 18 социал-демократов.
Соответственно, и настроена по отношению к правительственным проектам Дума была критично. Ее нельзя назвать революционной, но она проявляла желание быть реформаторской.
Деятельность I Государственной думы
Дума работала с 27 апреля (10 мая) по 9 (22) июля 1906 года. За это время полностью через все законодательные инстанции прошел только один законопроект. Депутаты сознательно и демонстративно противопоставляли себя Кабинету министров и Государственному Совету, являвшемуся де-факто верхней палатой парламента.
Основной сферой интересов думцев был аграрный вопрос, но депутатами было подано и немало других, достаточно радикальных, проектов. Однако самые революционные из них Дума все же в результате не рассматривала. В числе прочего, было предложено:
Кабинет И.Л. Горемыкина последовательно отклонил все депутатские запросы. Они же одобрили только выделение финансовой помощи пострадавшим от неурожая, причем дума даже сократила сумму на это до 15 млн. с предложенных Министерством финансов 50 млн.
Роспуск I Государственной думы
Отсутствие результата в деле одобрения правительственных законопроектов стало поводом для разгона Думы. Новый премьер П.А. Столыпин прямо заметил, что депутаты берут на себя слишком много, а их повышенный интерес к аграрному вопросу нежелателен. 8 июля 1906 года царем был подписан указ о роспуске Думы. На следующий день депутаты просто обнаружили зал заседаний запертым, а к дверям был прибит текст указа.
Значительная группа депутатов (180, а по некоторым данным 230 человек), возмущенных роспуском, подписали так называемое Выборгское воззвание, призывающее избирателей к гражданскому неповиновению. Это было признано преступлением, подписанты попали на 3 месяца в тюрьму и были лишены избирательных прав.
Деятельность II Государственной думы
Вторая Дума работала с 20 февраля по 3 июня 1907 года. Она также была выражено оппозиционной правительству. Ее разгон сопровождался изменением избирательного закона и считается моментом окончания первой русской революции.
Состав II Государственной думы
По составу вторая Дума оказалась «левее» первой. Хотя количество крайне правых в ней увеличилась, но куда значительнее вырос левый блок – социал-демократов, трудовиков, Крестьянского союза, эсеров. Во вторую Думу были избраны и большевики. Кадеты же утратили свое доминирующее положение.
Социальный состав тоже изменился. Теперь самую большую часть от 518 депутатов составляли крестьяне (169 человек). При этом 32% депутатов имели лишь начальное образование, а 1% составляли вовсе неграмотные.
Законодательная деятельность II Думы
В условиях усиления противостояния революционных и контрреволюционных сил основным вопросом для депутатов второй Думы стала деятельность военно-полевых судов и полиции. Однако аграрный вопрос тоже сохранял актуальность. Депутаты все время работали под страхом разгона (сказался опыт предшественников), и потому старались действовать не столь открыто, как первая Дума.
Разрабатываемые во фракциях проекты законов по аграрному вопросу не сыграли никакой исторической роли из-за малого срока работы Думы. Однако депутаты рассматривали проект бюджета, вопрос о призыве в армию новобранцев, о предоставлении помощи голодающим. Правительством было подано на рассмотрение 287 законопроектов, из которых депутаты приняли только 20, а силу закона обрели 3.
«Камнем преткновения» стал вопрос о военно-полевых судах и чрезвычайных мерах против участников революционных выступлений. Депутаты проголосовали против репрессий, что вызвало недовольство правительства. С подачи премьера и министра внутренних дел П.А. Столыпина был разработан новый закон о выборах. Отказ Думы 1 июня 1907 года отстранить от работы депутатов-социалистов и дать разрешение на арест некоторых из них (по обвинению в «стремлении к ниспровержению государственного строя») был использован как повод для ее разгона.
Соответствующий указ был опубликован 3 июня. Далее выборы проводились по новому закону – власти удалось избавиться от большинства достижений революции.
Итоги работы Государственной думы I и II созывов
Практический законодательный итог деятельности депутатов оказался ничтожен – 1 норма у первого созыва и 3 у второго. Важнее оказался итог политический. Деятельность I и II Государственных дум показала, что никакие приемы правительства страны не в силах обеспечить присутствие в представительском органе только лояльных к нему людей. Даже депутаты, в целом настроенные антиреволюционно, демонстрировали оппозиционность.
Хотя после 1907 года открытые проявления революционности в обществе существенно уменьшились, последующие созывы Думы тоже оказались достаточно оппозиционными, чтобы создать нестабильность власти. Избранные представители российского населения не желали быть просто исполнителями монаршей воли, а самодержавие не демонстрировало готовности идти на существенные уступки настроениям масс.
И 2 государственные думы России (кратко)
Расстрел мирного шествия 9 января 1905 г. и последовавшие вслед за этим революционные события привели к осознанию в высших эшелонах власти необходимость проведения реформ государственного строя России.
Первой реакцией правительства стал изданный царем рескрипт на имя министра внутренних дел А.Г.Булганина, в котором говорилось о намерениях предварительной разработки изменений законодательства и привлечения к этой работе народных представителей.
6 августа были обнародованы «Учреждение Государственной Думы» и «Положение о выборах в Государственную Думу». Однако в 1905 г. Дума не была созвана в связи с революционными событиями. 11 декабря 1905 г. обнародован указ о расширении избирательных прав граждан.
В феврале 1906 г. избран Государственный Совет. Из совещательного органа он был преобразован в верхнюю палату парламента и уравнивался с Думой в законодательных правах. Выборы в Думу состоялись в феврале-марте 1906 г.
Некоторые депутаты требовали уничтожения частной собственности на землю и превращения ее в общенародное достояние. 4 июня Дума постановила обратиться к гражданам с разъяснением по аграрному вопросу. Однако правительство заявило о неприкосновенности частных земель.
8 июня Николай II распустил Думу, обвинив ее в разжигании смуты в стране.
С первого заседания был поставлен вопрос о долговременности работы и взаимоотношениях с правительством. Необходимо было построить тактику работы таким образом, чтобы не быть разогнанными правительством подобно I Думе, кадеты, войдя в единый блок с трудовиками и национальными группами, создали большинство. Они сняли вопросы об амнистии, отмене смертной казни и др.
Основным оставался аграрный вопрос, обсуждались основные положения «столыпинской» реформы. Правые и октябристы поддерживали реформу. Кадеты выступали за смягченный ее вариант, сведя к минимуму количество отчуждаемых у помещиков земель. Левое крыло Думы отказалось утверждать ее проект. 24 марта 1907 г. аграрная комиссия Думы отметила необходимость отчуждения помещичьих земель в пользу крестьян.
Таким образом, II Дума оказалась еще левее, чем I Дума. Правительство, неудовлетворенное ходом ее работы, стало искать причины для разгона Думы. По сфабрикованному обвинению в ночь на 3 июня 1907 г. арестовали членов социал-демократической Фракции, а днем был опубликован указ о роспуске II Думы.
Правительство обвинило Думу в неэффективности работы, затягивании рассмотрения и принятия законов, причастности некоторых ее депутатов к подготовке государственного переворота.