Чем можно объяснить одновременный рост занятости и безработицы
Задачи по макроэкономике. Часть 10 (безработица)
Задача №18 (расчет уровня безработицы)
В таблице представлены данные о трудовых ресурсах и занятости в первом и пятом году рассматриваемого периода (в тыс. чел.):
Рекомендуемые задачи по дисциплине
Задачи по макроэкономике. Часть 15 (инфляция)
Задача №303 (расчет уровня инфляции и индекса цен) Если индекс цен в прошлом году был 110, а в этом году – 121, то каким будет уровень инфляции в.
Задачи по макроэкономике. Часть 16 (закон Оукена)
Задача №415 (задача по закону Оукена) Пример 1. Предположим, что в данном году естественный уровень безработицы составлял 5%, а фактический уровень – 9%.
Задачи по макроэкономике. Часть 10 (безработица)
Задача №18 (расчет уровня безработицы) В таблице представлены данные о трудовых ресурсах и занятости в первом и пятом году рассматриваемого периода (в тыс.
Задачи по макроэкономике. Часть 19 (макроэкономические показатели)
Задача №14 (расчет макроэкономических показателей) По приведенным ниже исходным данным рассчитать: объем ВНП по потоку доходов; объем ВНП по потоку.
Задачи по макроэкономике. Часть 20 (макроэкономические показатели)
Задача №15 (расчет ВНП, ЧНП, объема потребления и инвестиций) Национальное производство включает два товара: Х (потребительский товар) и У.
1. Численность безработных рассчитывается путем исключения из числа рабочей силы числа занятых. В первом году число безработных составляло:
Б1=84889-80796=4093 тыс. чел.
В пятом году:
Б5=95453-87524=7929 тыс. чел.
Уровень безработицы – это отношение числа безработных к численности рабочей силы, выраженное в процентах. В первом году уровень безработицы составлял: У1б=4093*100/84889=4,8%,
в пятом году:
У2б=7929*100/95453=8,3%.
2. Одновременный рост занятости и безработицы можно объяснить тем, что численность рабочей силы росла быстрее, чем занятость.
3. Можно ли утверждать, что в пятом году рассматриваемого периода существовала полная занятость? Нет, так как уровень безработицы, равный 8,3%, согласно оценкам многих экономистов, превышает естественный уровень безработицы и не соответствует полной занятости.
Как объяснить одновременный рост занятости и безработицы?
Задача по экономике
Возможно, речь идёт о структурной безработице и общей занятости. То есть число людей, не находящих себе работу по специальности и желаемому уровню заработка, растёт. Но жить на что-то надо, поэтому устраиваются на работу, не соответствующую навыкам и образованию.
Объяснить можно так:
Например в прошлом году числились трудоустроенными 10 человек, а в этом году 12.
А безработными числились 6 человек, а в этом году 8. Такая ситуация может быть, когда, например, прирост трудоспособного населения обгоняет создание новых рабочих мест.
Я считаю, что причина этого кроется, прежде всего, в низком уровне квалификации этих самых руководителей, которые не обладая достаточным уровнем образования и интеллекта, боятся увидеть рядом с собой работника, который окажется лучше чем он сам. В этом случае возникает комплекс неполноценности и постоянная боязнь того, что такой специалист может сместить его с должности.
Умный руководитель, наоборот, подбирает себе команду, с которой можно решать любые, даже самые сложные вопросы, чтобы обеспечить уровень доходов и зарплат, который позволит жить хорошо и организации, и всем работникам.
Истоками данной проблемы, как мне кажется, являются последствия Октябрьской революции 1917г., когда, ради «передачи собственности народу», изгонялись с работы все старые квалифицированные кадры. Пришедшие на руководящие должности новые начальники, не имевшие ни знаний, ни опыта, не могли потерпеть рядом с собой умных. Эту традицию попытались изменить по мере развития Советской власти, но, с развалом СССР, всё вернулось к положению начала этой самой власти.
На самом деле специальность «Экономика» дает довольно обширный выбор направления работы и профессионального развития, в том числе и в государственной структуре. Наверное, это одна из немногих специальностей, которая всегда дает выбор подобрать что-то себе по душе, и при этом с относительно хорошими заработками — по крайней мере, переквалифицироваться обычно несложно. И какое именно высшее учебное заведение Вы при этом окончите, не столь важно. В любом случае образование дает Вам возможность получить разностороннюю профессию. По поводу того, где Вы будете работать, сейчас зависит больше от везения или полезных знакомств. Боюсь, что без протекции попасть в управление будет сложновато, и тут уже будет совершенно неважно, какой именно ВУЗ Вы закончили. И, разумеется, Вас никто не посадит на руководящую должность сразу после получения диплома. Начинать все равно придется с каких-то незначительных должностей, а затем уже стараться развиваться по карьерной лестнице. В любом случае этот диплом даст Вам шанс получить именно ту работу, которую Вы желаете, и, конечно, же данная специальность не ограничивается возможностью работать только в бухгалтерии. В принципе, и с позиции бухгалтера можно переводиться на более высокие должности, если появится вакансия. Дальше уже все будет зависеть только от Вас, потому что мало просто получить диплом. На практике нужно будет набираться опыта в профессии, развиваться, обретать новые навыки, благодаря которым Вы сможете в итоге стать управленцем.
В любом случае, лучше всего выбирать профессию по душе, которая в идеале еще и могла бы приносить хороший доход. Если есть интерес к экономике, то по большому счету вообще неважно, где получать теоретическое образование, так как навыки приобретать все равно будете на практике. И вот только с их применением можно будет окончательно понять, правильно ли выбрана профессия или все-таки придется переучиваться на что-то совершенно другое. Например, некоторые из тех, с кем мы учились в университете на экономистов, затем получали совершенно другое образование, и в процессе работы практически не пересекались с экономическими специальностями.
Ну, я статистику не смотрел, просто расскажу про то, что вижу своими глазами. Одно оборонное предприятие начали разваливать в 90-е, после 2000 развалили. На его месте складские и офисные помещения, торговые центры. Второй завод, что поменьше, совсем недавно закрыли, но уже тоже расчистили территорию под строительство домов. Я говорю о Велозаводе и заводе СОЖ. Кроме того, два гиганта авиационной промышленности были раздроблены, проданы ими были непрофильные активы типа детских садов, логистики, даже клининга. Вместо завода Свердлова стало несколько маленьких заводиков, часть из которых закрылась, при том не так давно. Инженерно-конструкторское бюро было сокращено и присоединино к заводу «Инкар», который также распродал свои непрофильные активы. Зато на территории Инженерно-конструкторского бюро прекрасно размещается комфортная автостоянка. Я говорю о предприятиях авиационного комплекса между прочим, которым у нас гордятся. Фабрика швейная сократилась с 4-ых этажей до трети этажа, всё остальное стало торговым центром, лет 10 назад.
Теперь о том, что у нас открылось. Открылись комфортные торговые центры, автосалоны, магазины, строятся дома. Даже построили картонный завод.
Ну, это в округе, буквально несколько микрорайонов. Больше с ходу не вспомню.
Вообще, по городу ситуация такая, что большие предприятия все сокращают свои территории, отдавая под склады, коммерцию, торговые центы, строительство домов. По тому же принципу развивается ситуация с учебными военными заведениями и военными частями. Две части точно закрылись. Два училища военных тоже. Везде коммерция. Садики распроданы. Новый садик знаю только один, построил ЛУКойл.
Из новых заводов знаю только ещё завод шоколада Nestle маленький и завод по производству водки.
Больше не знаю, может плохо смотрю.
Почему низкая безработица не всегда помогает экономике
Центробанки многих развитых стран столкнулись с парадоксальной проблемой: несмотря на самый низкий уровень безработицы за последние десятилетия, рост зарплат и инфляция остаются очень медленными. Ускорить их не помогает даже ультрамягкая денежная политика, проводящаяся после финансового кризиса.
Некоторые экономисты, возможно, нашли ответ, пишет The Wall Street Journal (WSJ). По их мнению, причина в том, что люди стали реже менять работу. В то же время европейцы жалуются на качество новых рабочих мест, не обеспечивающих им привычной стабильности.
Главное – конкуренция
Многим развитым странам удалось не просто вернуть безработицу на докризисный уровень, но и добиться ее дальнейшего снижения. В США она опустилась с 10,2% на пике в октябре 2009 г. до 3,5% в сентябре 2019 г., самого низкого уровня за последние 50 лет (в октябре составила 3,6%). Однако годовой темп роста зарплат в США и других странах Организации стран экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) значительно снизился и в 2010–2018 гг. составлял в среднем менее 1%.
Как образуется зазор между статистикой и реальностью
Данные ОЭСР также указывают на то, что после финансового кризиса люди стали реже менять работу. Из-за этого они упускают возможность повысить свой доход, считают некоторые специалисты. Согласно недавнему исследованию Джузеппе Москарини из Йельского университета, меняющие работу американцы зарабатывают в среднем на 4% больше тех, кто остается на прежнем месте. Также, по его оценкам, в среднем 40% роста зарплаты в течение карьеры американцам обеспечивает именно переход на новую работу, а не их опыт или навыки. «Центробанкам стоит уделять больше внимания тому, как часто люди меняют работу и что это говорит об их предпочтениях», – указывает Москарини.
Эта теория выглядит следующим образом. Вне зависимости от уровня безработицы сотрудники могут требовать прибавку к зарплате только в том случае, если у них есть более выгодные предложения из других компаний. При этом предполагается, что наиболее эффективные компании способны платить больше, чтобы переманить или удержать сотрудников, а менее эффективные проигрывают конкуренцию. Таким образом, чем чаще люди меняют работу, тем быстрее должны расти зарплаты и производительность. «Главная причина роста зарплат – конкуренция, будь то реальная текучка кадров или ее угроза», – утверждает лауреат Нобелевской премии по экономике Кристофер Писсаридес (цитата по WSJ).
Ради экономического роста скрытую безработицу придется сделать реальной
Чтобы выполнить цель правительства по росту ВВП на 3–3,5% в год, производительность труда (ВВП на одного занятого в стране) должна ежегодно увеличиваться на 4–4,5%, подсчитали в Центре макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП). При этом потенциал роста производительности в сырьевых отраслях ограничен, так что речь идет о повышении производительности прежде всего в обрабатывающих отраслях. «В ядре экономики – в нерентных отраслях и вне бюджетного сектора – производительность должна расти на 5–6% в год с выходом на среднеевропейский уровень», – отмечает руководитель направления «Макроэкономика» ЦМАКП Дмитрий Белоусов.
Достичь такого роста можно только за счет перевода скрытой безработицы в явную, т. е. массового сокращения занятости, поскольку задачи по росту производительности труда и сохранению рабочих мест противоречат друг другу. «Из-за искусственного – и обусловленного понятными социальными причинами – сдерживания высвобождения занятых в России производительность труда в два – два с половиной раза отстает от уровня наиболее развитых и в полтора – от уровня менее развитых стран», – указывает Белоусов. Пытаясь найти компромисс между низкой безработицей и повышением темпов роста, правительство делает ставку на развитие информационных технологий. «Но влияние этого сектора на экономический рост в перспективный период невелико – всего 9% от прироста экономики», – предупреждает экономист.
Единственный путь для ускорения экономического развития – не препятствовать увольнениям, а снять «социальные ограничения» на труд: дать возможность переобучения тем, кто остался без работы, предоставить им дешевое жилье, обеспечить финансовый запас прочности и, возможно, переезд к новому месту работы. «Это необходимые элементы политики производительности», – указывается в отчете ЦМАКП.
«Нужен отдельный комплекс мероприятий по профессиональному переобучению, в том числе дистанционному, – говорит Белоусов. – К сожалению, такого нацпроекта сейчас нет. Одновременно необходим территориальный маневр рабочей силы, т. е. масштабное жилищное строительство под переезд и целенаправленное формирование новых центров развития».
Вторая волна коронавируса тормозит деловую активность
Подстроить уже имеющиеся производства под новые задачи не всегда реально, считают в ЦМАКП. «Рост эффективности выпуска устаревшей продукции не компенсирует потерь из-за архаичной структуры экономики: лучшее производство мотыг не компенсирует отсутствия экскаваторов», – отмечает Белоусов. Зато рост производительности труда станет основой для повышения реальной заработной платы и, соответственно, потребительского спроса.
«Цель по повышению производительности труда была поставлена еще в 2012 г., однако мы все еще в среднем по экономике в 5–6 раз отстаем по этому показателю от западных стран. В ряде отраслей отставание еще больше – на порядок», – отмечает директор Института экономики роста им. Столыпина Анастасия Алехнович. При этом она считает, что сдерживающим фактором здесь является низкая конкуренция и дефицит инвестиционных ресурсов. «В частных конкурентоспособных производственных компаниях низкоквалифицированных кадров нет, – подчеркивает она. – Наоборот, есть дефицит кадров высококвалифицированных и каждая компания постоянно тратит огромные средства на подбор и обучение персонала, так как готового просто нет на рынке. Поэтому об увольнениях в контексте роста производительности труда вопрос не стоит. Руководители проводят дополнительное обучение сотрудников, когда им надо, перекидывают персонал на другие участки, на которых они нужны».
Зато привлечь финансирование для модернизации производства и повышения качества продукции зачастую бывает просто невозможно. «Компании, привлекающие деньги на создание новых производств, для банков выглядят рискованными заемщиками, поэтому им часто отказывают в кредитах, – объясняет эксперт. – Фонда развития промышленности или Фонда Бортника для решения проблемы недостаточно – объем необходимых инвестиций гораздо больше». Кроме того, компании зачастую не могут использовать и источники внутренних инвестиций в технологии и технологическое обновление. «Многие предприятия отказываются списывать затраты на НИОКР, так как сталкиваются с дополнительными проверками и проблемами при налоговом администрировании, поскольку налоговики не доверяют таким компаниям, – рассказывает Алехнович. – Если частная компания показывает свои затраты как НИОКР или пытается предъявить их к зачету с коэффициентом 1,5 – это считается способом ухода от налогов и потому является поводом для проведения проверок».
«Простым увольнением работников производительность труда не поднять», – соглашается с Алехнович директор Института стратегического анализа «ФБК Grant Thornton» Игорь Николаев, отмечая, что в условиях дефицита кадров такая стратегия может вообще не сработать. «Гораздо важнее сделать упор на мотивацию менеджеров, от которых зависит качество работы, и прежде всего обеспечить им конкурентную оплату труда», – указывает специалист.
«Нужен отдельный комплекс мероприятий по профессиональному переобучению, в том числе дистанционному, – говорит Белоусов. – К сожалению, такого нацпроекта сейчас нет. Одновременно необходим территориальный маневр рабочей силы, т. е. масштабное жилищное строительство под переезд и целенаправленное формирование новых центров развития».
Подстроить уже имеющиеся производства под новые задачи не всегда реально, считают в ЦМАКП. «Рост эффективности выпуска устаревшей продукции не компенсирует потерь из-за архаичной структуры экономики: лучшее производство мотыг не компенсирует отсутствия экскаваторов», – отмечает Белоусов. Зато рост производительности труда станет основой для повышения реальной заработной платы и, соответственно, потребительского спроса.
«Цель по повышению производительности труда была поставлена еще в 2012 г., однако мы все еще в среднем по экономике в 5–6 раз отстаем по этому показателю от западных стран. В ряде отраслей отставание еще больше – на порядок», – отмечает директор Института экономики роста им. Столыпина Анастасия Алехнович. При этом она считает, что сдерживающим фактором здесь является низкая конкуренция и дефицит инвестиционных ресурсов. «В частных конкурентоспособных производственных компаниях низкоквалифицированных кадров нет, – подчеркивает она. – Наоборот, есть дефицит кадров высококвалифицированных и каждая компания постоянно тратит огромные средства на подбор и обучение персонала, так как готового просто нет на рынке. Поэтому об увольнениях в контексте роста производительности труда вопрос не стоит. Руководители проводят дополнительное обучение сотрудников, когда им надо, перекидывают персонал на другие участки, на которых они нужны».
Зато привлечь финансирование для модернизации производства и повышения качества продукции зачастую бывает просто невозможно. «Компании, привлекающие деньги на создание новых производств, для банков выглядят рискованными заемщиками, поэтому им часто отказывают в кредитах, – объясняет эксперт. – Фонда развития промышленности или Фонда Бортника для решения проблемы недостаточно – объем необходимых инвестиций гораздо больше». Кроме того, компании зачастую не могут использовать и источники внутренних инвестиций в технологии и технологическое обновление. «Многие предприятия отказываются списывать затраты на НИОКР, так как сталкиваются с дополнительными проверками и проблемами при налоговом администрировании, поскольку налоговики не доверяют таким компаниям, – рассказывает Алехнович. – Если частная компания показывает свои затраты как НИОКР или пытается предъявить их к зачету с коэффициентом 1,5 – это считается способом ухода от налогов и потому является поводом для проведения проверок».
СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ, РЫНОК ТРУДА И ЗАНЯТОСТЬ ПЕРСОНАЛА
Задачи по определению статуса занятости
Методические указания
В первую группу входят граждане, занятые в государственном секторе экономики, кооперативах, частном секторе.
Во вторую группу входят учащиеся с отрывом от производства, военнослужащие.
Часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг, составляет экономически активное население (рабочую силу). Численность экономически активного населения устанавливается по состоянию на определенный период и включает как занятых, так и безработных.
К занятым в составе экономически активного населения относятся лица обоего пола в возрасте 16 лет и старше, а также лица младших возрастов, которые в рассматриваемый период:
• выполняли работу по найму за вознаграждение (на условиях полного либо неполного рабочего времени), а также иную приносящую доход работу (самостоятельно или у отдельных граждан);
• временно отсутствовали на работе из-за болезни, травмы, отпуска, выходных дней, забастовки или других подобных причин;
• выполняли работу без оплаты на семейном предприятии.
К безработным относятся лица от 16 лет и старше, которые в
• не имели работы (доходного занятия);
• и в то же время занимались поиском работы (обращались в службу занятости, к администрации предприятия, использовали личные связи, помещали объявления в печати и др.) или предпринимали шаги к организации собственного дела;
• и в то же время были готовы приступить к работе.
Следовательно, при отнесении к безработным должны присутствовать все три критерия, перечисленные выше. К безработным относятся также лица, обучающиеся по направлению служб занятости или выполняющие оплачиваемые общественные работы, получаемые через службы занятости.
Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней.
В составе безработных выделяются лица, не занятые трудовой деятельностью, зарегистрированные в службе занятости в качестве ищущих работу, а также признанные безработными.
В международной практике распространено понятие «гражданское экономически активное население», в состав которого не включают военнослужащих.
а) среди населения в трудоспособном возрасте:
• учащиеся и студенты, слушатели и курсанты, обучающиеся в дневных учебных заведениях и не занятые никакой деятельностью, кроме учебы;
• лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми, больными и т.п.;
• лица, прекратившие поиск работы в связи с исчерпанием всех возможностей ее получения, однако они могут и готовы работать;
• лица, которым нет необходимости работать независимо от источника их дохода;
б) среди населения, не входящего в состав трудовых ресурсов:
• лица, получающие пенсии (по старости, на льготных условиях, по случаю потери кормильца) и не занятые никакой деятельностью;
• инвалиды, получающие пенсии и не занятые никакой деятельностью.
Задача 1.3.1.1
Исходные данные и постановка задачи
Определите статус лиц, перечисленных ниже:
а) работник, уволенный по собственному желанию и ищущий работу;
б) работник, переведенный на режим неполного рабочего дня;
в) учитель, который по состоянию здоровья (инвалидности) больше не может работать;
г) уволенный рабочий, который в течение длительного времени не мог найти работу и поэтому прекратил ее поиски;
д) студент, который учится на дневном отделении учебного заведения;
е) автомеханик, который учится на вечернем отделении учебного заведения;
ж) домашняя хозяйка, которая занимается только своим домом и семьей;
з) домашняя хозяйка, которая часть времени работает в качестве библиотекаря,
с точки зрения их отношения к занятости, если они классифицируются как:
• экономически активное население в составе трудовых ресурсов (Эа);
• экономически неактивное население (Эн);
• не включаемые в состав трудовых ресурсов (Н).
Задача 1.3.1.2
Исходные данные и постановка задачи
Определите статус лиц, перечисленных ниже:
а) работник, находящийся в очередном отпуске;
б) работник, уволенный в связи с сокращением штата и ищущий работу;
в) жена, помогающая мужу на семейном предприятии;
г) ученик, проходящий профподготовку на производстве и получающий стипендию;
е) работник, получивший инвалидность на производстве;
ж) человек, давно потерявший работу и прекративший поиски новой работы,
с точки зрения их отношения к занятости и безработице, если они классифицируются как:
• экономически активное население в составе трудовых ресурсов (Эа);
• экономически неактивное население (Эн);
• не входящие в состав трудовых ресурсов (Н).
Задачи по занятости и безработице
Методические указания
Ситуация на рынке труда оценивается не только через абсолютную численность занятых и безработных, но и через уровень безработицы и уровень занятости, которые определяются как удельный вес соответствующей категории рабочей силы в численности экономически активного населения на начало (конец) периода. При этом принято отличать фактическую безработицу, рассчитанную по методологии МОТ (Международная организация труда) на основе выборочных обследований, от официально зарегистрированной в государственных органах службы занятости.
Фактический уровень безработицы (%) выражается следующим образом:
Уровень официально зарегистрированной безработицы (%) определяется по формуле
При отсутствии величины численности экономически активного населения ее можно рассчитать следующим образом:
Уровень занятости экономически активного населения (%) составит
Уровень занятости трудовых ресурсов (%) равен УЗт = З / Т * 100.
Задача 1.3.2.1
Решение
Уровень занятости в народном хозяйстве составляет:
(69,5 млн. / 86,0 млн.) 100 = 80,8%.
Доля в трудовых ресурсах:
(5,6 млн. / 86,0 млн.) 100 = 6,5%;
(2,4 млн. / 86,0 млн.) 100 = 2,8%;
незанятых трудоспособных граждан в трудоспособном возрасте: (8,5 млн. / 86,0 млн.) 100 = 9,9%;
в том числе ищущих работу:
(3,3 млн. / 86,0 млн.) 100 = 3,8%.
Задача 1.3.2.2
Постановка задачи: а) определите начальный уровень безработицы; б) определите численность занятых, количество безработных и уровень безработицы месяц спустя.
Решение
а) начальный уровень безработицы определяется по формуле
Численность экономически активного населения составляет:
Э = Б + З = 15 млн. человек + 85 млн. человек = 100 млн. человек.
УБ = (15 млн. человек / 100 млн. человек) 100 = 15%;
б) месяц спустя численность занятых составляет:
УБ = [14,5 млн. человек / (84,5 млн. человек + 14,5 млн. человек)] 100 = 14,6%.
Задача 1.3.2.3
Постановка задачи. Какой объем продукции в стоимостном выражении недопроизведен в стране (коэффициент Оукена 2,5%)?
Решение
Согласно закону Оукена, превышение фактического уровня безработицы над естественным на 1% влечет за собой отставание фактического объема ВНП от потенциального на 2,5%.
Ответ. В стране недопроизведено продукции на 75 млрд. дол.
Задача 1.3.2.4
Исходные данные. В таблице представлены данные о трудовых ресурсах и занятости в первом и пятом году рассматриваемого периода (в тыс. человек).
Первый год | Пятый год | |
Экономически активное население | 84 889 | 95 453 |
Из них занятые | 80 796 | 87 524 |
Естественный уровень безработицы составил на пятом году рассматриваемого периода 7% экономически активного населения. Постановка задачи
1. Рассчитайте численность безработных и фактический уровень безработицы в первом и пятом году рассматриваемого периода.
2. Как объяснить одновременный рост занятости и безработицы?
3. Можно ли утверждать, что на пятом году рассматриваемого периода существовала полная занятость?
Задача 1.3.2.5
Исходные данные. В таблице представлены данные о трудовых ресурсах и занятости в первом и пятом году рассматриваемого периода (в тыс. человек).
Первый год | Пятый год | |
Занятые в составе экономически активного населения | 80 500 | 95 000 |
Безработные |
Постановка задачи. Рассчитайте уровень безработицы в первом и пятом году рассматриваемого периода и объясните одновременный рост занятости и безработицы.
Задача 1.3.2.6
Исходные данные и постановка задачи. Рассчитайте официальный уровень безработицы на конец года, если из 10 млн. человек, имевших работу на начало года, за год были уволены и встали на учет в службе занятости 0,1 млн. человек, из числа официально зарегистрированных на начало года безработных (0,8 млн.) 0,05 млн. прекратили поиски работы, а 0,1 млн. человек были трудоустроены.
Задача 1.3.2.7
Задача 1.3.2.8
Постановка задачи. Определите на конец месяца: 1) численность занятых; 2) количество безработных и 3) фактический уровень безработицы.
Задача 1.3.2.9
Исходные данные. В таблице приведены данные, характеризующие объемы фактического и потенциального ВНП(млрд. руб.). В 2001 г. экономика развивалась в условиях полной занятости при уровне безработицы 6%.
Год | Потенциальный ВНП | Фактический ВНП |
3712,5 |
Постановка задачи. Используя закон Оукена, рассчитайте уровень безработицы в 2002 и 2003 гг.
Задача 1.3.2.10
б) численность экономически активного населения росла быстрее, чем занятость населения;
в) на пятом году рассматриваемого периода не существовало полной занятости, поскольку уровень безработицы (8,3%) превышал ее естественный уровень (7%).
Задача 1.3.2.5. Уровень безработицы в первом и пятом году рассматриваемого периода составил 5,6 и 6,9% соответственно; одновременный рост занятости и безработицы объясняется тем, что численность экономически активного населения (рассчитываемая как сумма численности занятых и числа безработных) росла быстрее, чем численность занятых.
Задача 1.3.2.6. Уровень безработицы на конец года составил 7,5%.
Задача 1.3.2.7. Уровень безработицы возрастет за год на 1% (с 7% в начале года до 8% в конце).
Задача 1.3.2.9. Уровень безработицы в 2002 и 2003 гг. составил 7 и 10% соответственно.
Задача 1.3.2.10. Численность официально зарегистрированных службой занятости безработных составила 35 тыс. человек.