Чем можно объяснить популярность преданий в свое время

Конспект урока литературы в 8 классе

Цель и задачи урока

Цель: знакомство с понятием «предание», использованием этого жанра фольклора в произведениях писателей, знакомство с героями — государственными деятелями.

создание условий для формирования универсальных учебных действий (УУД): личностных, метапредметных, предметных;

развитие логического и критического мышления, умения отбирать материал, аргументировать свою точку зрения;

удовлетворение познавательных и духовных потребностей учеников;

формирование предметных знаний и умений.

знакомство с новым для учащихся фольклорным жанром и его особенностями;

обучение написанию сочинения-рассуждения;

работа над средствами выразительности;

ученик способен построить произвольное и осознанное речевое высказывание;

ученик может осуществить выбор оснований и критериев для сравнения;

ученик может построить логическую цепь рассуждений;

ученик может выдвигать гипотезы и их обоснование;

ученик способен формулировать проблемы.

ученик может планировать свою деятельность;

ученик способен с достаточной точностью выражать свои мысли.

ученик может проводить анализ преданий;

ученик способен находить и систематизировать информацию в научном тексте;

ученик может написать сочинение-рассуждение по литературоведческому высказыванию.

Педагогическая технология – проблемно-диалоговое обучение.

метод проблемного изложения;

Тип урока: Изучение нового материала

Формы работы учащихся: в парах, индивидуально

Методы контроля на уроке:

· Устный и письменный.

· Фронтальный, парный, индивидуальный.

Необходимое техническое оборудование

компьютер, проектор, мультимедийная презентация.

I. Организационный момент.

II. Объявление целей и задач урока.

Знать историю и культуру своей страны — обязанность всех, населяющих территорию государства, ибо древние мудрецы говорили: «Кто не помнит своего прошлого, не имеет и будущего».

Чему будет посвящён сегодняшний урок?

Тема нашего урока – предания.

Как вы думаете, в каком разделе находится данная тема?

Как по-другому называется УНТ?

Кто автор фольклора?

Назовите жанры фольклора.

Сформулируйте цели сегодняшнего урока. Что мы должны узнать, чему научиться, что сделать?

Узнать, что такое предание.

Познакомиться с особенностями данного жанра фольклора.

Познакомиться с произведениями, написанными в этом жанре.

Познакомиться со своеобразием языка преданий.

На занятии мы познакомимся с преданиями как историческим жанром русской прозы. Рассмотрим классификацию преданий, узнаем, о чем они рассказывают, могут ли являться историческими документами. Запишите тему нашего урока в маршрутном листе (слайд 3)

Удивительное путешествие по волшебному миру литературы мы начинаем с устного народного творчества, с фольклора.

Знаком ли вам этот термин? (Дети отвечают) (слайд 4)

— История фольклора уходит в глубокое прошлое человечества и связана с мифологическими представлениями человека о мире. У всех народов существовали люди, связанные с созданием и исполнением фольклорных произведений. Это русские гусляры и скоморохи, украинские кобзари, казахские и киргизские акыны, французские трубадуры и т.д. Ещё в XVI в. на Руси даже при царском дворе держали сказочников, которые знали на память до десяти произведений.

— Как вы уже знаете, сегодня мы будем работать над преданиями. С этим жанром вы познакомились ранее. Какие предания вы помните? Может быть, кто-то попытается дать определение этому понятию? (Слайд 5.) Запишите определение в маршрутный лист.

— Какова же была основная тема «устной живописи»? На что обращают наше внимание народные сказители? Обратимся к «преданьям старины глубокой».

IV. Изучение нового материала.

Популярность преданий можно объяснить тем, что грамотность и книги были мало кому доступны, а знать свое место в жизни и разбираться в событиях хотелось каждому. До XIX века предания заменяли литературу, трактуя события прошлого и настоящего времени. Предания рассказывают нам о событиях, про которые нельзя прочитать в книгах, но чаще всего приукрашенных. Например, народ считал, что в прежние времена жили великаны, поэтому на местах сражений находятся большие кости.

Исследователи фольклора спорят о классификации этого жанра. В.К. Соколова в работе «Русские исторические предания» выделяет 6 циклов, давайте отметим их на нашем маршрутном листе (слайд 6)

VII. Первичное закрепление.

Проверка д/задания (выразительный пересказ преданий подготовленными учениками) + аналитическая беседа по произведениям.

– Дома вы познакомились с преданиями из цикла жизни Ивана Грозного и Петра I. Начнём работу над этими произведениями. Перескажите предание «Воцарение Ивана Грозного». (Cлайд 7.)

(1 ученик пересказывает + оценивание выступления)

— Кто герой предания? (Иван IV.) За что народ, согласно преданию, прозвал его Грозным? (За жестокость.)

— Как вы думаете, соответствует ли сюжет действительности? (Нет.)

— Этот сюжет полностью вымышлен. В действительности же трехлетний Иван IV унаследовал престол от отца Василия III. Предание «Воцарение Ивана Грозного» отражает сочувственное отношение народа к царю как к борцу с противопоставленным ему боярством, завоевателю Казанского ханства.

2) Краткий пересказ предания «Сороки-ведьмы» (1 ученик пересказывает + оценивание выступления).

— Каким предстает перед нами Иван IV?

— С какой целью он решил уничтожить колдовство? Найдите цитату в тексте предания. («Долго горевал о погибели народа христианского и задумал наконец извести нечистых людей на этом свете. »)

— В предании «Сороки-ведьмы» народ показывает свое негативное отношение к колдовству и чародейству. В нем также отражается веяние нового времени — борьба самого царя с нечестью. Этот мотив выражен очень ярко.

3)Не менее интересен и такой персонаж преданий, как Петр I. (Слайд 7). Обратимся к преданию «Петр и плотник» (инсценировка предания учащимися)

— Каким человеком предстает перед нами Петр? (Если плохо исполняешь свое дело, плохо знаешь ремесло, то терпи и учись прилежно. За науку надо благодарить.)

— На что обращает внимание народный сказитель? (На справедливость царя. Взялся мужик ли, царь ли за работу — делай хорошо. Перед мастерством все равны: надо учиться упорно и прилежно, овладевать мастерством и совершенствовать его.)

V. Динамическая пауза. (Игра по принципу «Съедобное-несъедобное», вместо продуктов называются большие или малые жанры фольклора, в зависимости от того, к какой группе принадлежит жанр, совершается определенное действие)

VI. Закрепление.

Вывод: предания использовались поэтами для создания произведений; предания запечатлевали для последующих поколений образы героев и исторические события.

— Внимательно прочитайте топонимическое предание, записанное в Саратовском крае академиком А. А. Шахматовым.

-Скажите, о каких географических объектах говорилось в предании? (О Каменном дворе и Караульных горах, Банном овраге)

Давайте обратимся к нашему маршрутному листу.Поработаем в парах. Ваша задача определить, к какой группе, согласно классификации, относятся услышанные нами предания, а также вам необходимо самостоятельно решить тест. Желаю успехов.

(Учащиеся решают тест с последующей взаимопроверкой)

Источник

Чем можно объяснить популярность преданий в свое время

Единое национальное тестирование

История Казахстана

Онлайн тесты и шпаргалки по истории Казахстана

Всемирная история

Онлайн тесты и шпаргалки по Всемирной истории.

Математика

Онлайн тесты и шпаргалки по математике.

Химия

Онлайн тесты и шпаргалки по химии.

Физика

Онлайн тесты и шпаргалки по физике.

Биология

Онлайн тесты и шпаргалки по биологии.

География

Онлайн тесты и шпаргалки по географии.

Русский язык

Онлайн тесты и шпаргалки по русскому языку.

Готовые работы

ДИПЛОМНЫЕ РАБОТЫ
КУРСОВЫЕ РАБОТЫ
МАГИСТЕРСКИЕ ДИССЕРТАЦИИ
ОТЧЕТЫ ПО ПРАКТИКЕ

После прохождения любого типа студенческой практики (учебной, производственной, преддипломной) требуется составить отчёт. Этот документ будет подтверждением практической работы студента и основой формирования оценки за практику. Обычно, чтобы составить отчёт по практике, требуется собрать и проанализировать информацию о предприятии, рассмотреть структуру и распорядок работы организации, в которой проходится практика, составить календарный план и описать свою практическую деятельность.
Мы поможет написать отчёт о прохождении практики с учетом специфики деятельности конкретного предприятия.

Новости сайта

Обучение по государственному образовательному заказу (магистратура)

Чем можно объяснить популярность преданий в свое время. Смотреть фото Чем можно объяснить популярность преданий в свое время. Смотреть картинку Чем можно объяснить популярность преданий в свое время. Картинка про Чем можно объяснить популярность преданий в свое время. Фото Чем можно объяснить популярность преданий в свое времяКомплексное тестирование проводилось с 3 по 7 декабря текущего года. 10 декабря текущего года текущего года начинается прием заявлений для участия в конкурсе по присуждению государственных образовательных грантов на подготовку магистров.

Для участия в конкурсе на присуждение государственного образовательного гранта на подготовку магистров поступающий до 18:00 часов (по местному времени) 14 декабря подает заявление через виртуальную приемную комиссию любой организации высшего и послевузовского образования (далее – ОВПО). Поступающие в магистратуру в заявлении указывают одну группу образовательных программ и до 3-х (трех) ОВПО.

На обучение по государственному образовательному заказу на конкурсной основе зачисляются лица, набравшие наивысшие баллы по КТ и (или) вступительному экзамену и (или) творческих экзаменов: 1) для научно-педагогической магистратуры с казахским или русским языком обучения, в том числе по группам образовательных программ, требующих творческой подготовки, по группам образовательных программ, требующих знания арабского языка – не менее 75 баллов; 2) для профильной магистратуры с английским или с казахским или русским языком обучения – не менее 50 баллов.

Источник

Чем можно объяснить популярность преданий в свое время

На занятии мы познакомимся с преданиями как историческим жанром русской прозы. Рассмотрим классификацию преданий, узнаем, о чем они рассказывают, могут ли являться историческими документами. Прочитаем несколько преданий о Емельяне Пугачеве и о Ермаке.

На уроке мы продолжаем изучение устного народного творчеств и познакомимся с русской исторической прозой – преданиями.

Предания – это рассказ, который передается устно от поколения к поколению.

«Преданья старины глубокой» – так пишет А.С. Пушкин о событиях, которые лежат в основе его поэмы «Руслан и Людмила».

Исследователи фольклора спорят о классификации этого жанра. В.К. Соколова в работе «Русские исторические предания» выделяет 6 циклов (рис. 1).

Чем можно объяснить популярность преданий в свое время. Смотреть фото Чем можно объяснить популярность преданий в свое время. Смотреть картинку Чем можно объяснить популярность преданий в свое время. Картинка про Чем можно объяснить популярность преданий в свое время. Фото Чем можно объяснить популярность преданий в свое время

Рис. 1. Классификация преданий В.К. Соколовой (Источник)

Н.А. Криничная выделяет 8 сюжетных тематических групп (рис. 2).

Чем можно объяснить популярность преданий в свое время. Смотреть фото Чем можно объяснить популярность преданий в свое время. Смотреть картинку Чем можно объяснить популярность преданий в свое время. Картинка про Чем можно объяснить популярность преданий в свое время. Фото Чем можно объяснить популярность преданий в свое время

Рис. 2. Классификация Н.А. Криничной (Источник)

Популярность преданий можно объяснить тем, что грамотность и книги были мало кому доступны, а знать свое место в жизни и разбираться в событиях хотелось каждому. До XIX века предания заменяли литературу, трактуя события прошлого и настоящего времени. Предания рассказывают нам о событиях, про которые нельзя прочитать в книгах, но чаще всего приукрашенных. Например, народ считал, что в прежние времена жили великаны (рис. 3), поэтому на местах сражений находятся большие кости.

Чем можно объяснить популярность преданий в свое время. Смотреть фото Чем можно объяснить популярность преданий в свое время. Смотреть картинку Чем можно объяснить популярность преданий в свое время. Картинка про Чем можно объяснить популярность преданий в свое время. Фото Чем можно объяснить популярность преданий в свое время

Рис. 3. Скелет великана (Источник)

Народные герои наделяются волшебными качествами, например, Ермак считался неуязвимым, Степан Разин был колдуном. В центре событий в преданиях находится яркая историческая личность – царь, князь, генерал, атаман, разбойник. Из них можно узнать о великих исторических событиях: о взятии Иваном Грозным Казани (рис. 4), о покорении Ермаком Сибири.

Чем можно объяснить популярность преданий в свое время. Смотреть фото Чем можно объяснить популярность преданий в свое время. Смотреть картинку Чем можно объяснить популярность преданий в свое время. Картинка про Чем можно объяснить популярность преданий в свое время. Фото Чем можно объяснить популярность преданий в свое время

Рис. 4. Взятие Иваном Грозным Казани (Источник)

Вызывала интерес частная жизнь исторических личностей, например предания о том, как Петр I крестил сына простого крестьянина, о полководце XVIII века Румянцеве, который ловил рыбу в своем имении, о разговоре Суворова с солдатами.

Героями преданий становились силачи и разбойники (рис. 5). Разбойники нападают на людей и грабят их, клады прячут, зарывая в земле. Рассказывают предания о разбойничьих деревнях, жители которых заманивают путников к себе ночевать, а ночью убивают и грабят их.

Чем можно объяснить популярность преданий в свое время. Смотреть фото Чем можно объяснить популярность преданий в свое время. Смотреть картинку Чем можно объяснить популярность преданий в свое время. Картинка про Чем можно объяснить популярность преданий в свое время. Фото Чем можно объяснить популярность преданий в свое время

Не во всех преданиях разбойники являются отрицательными персонажами, часто они представлены как народные заступники, которые грабят богатых и помогают бедным. Такими героями являлись Степан Разин и Емельян Пугачев (рис. 6). Множество преданий о них свидетельствует о том, что они пользовались популярностью у простого народа.

Чем можно объяснить популярность преданий в свое время. Смотреть фото Чем можно объяснить популярность преданий в свое время. Смотреть картинку Чем можно объяснить популярность преданий в свое время. Картинка про Чем можно объяснить популярность преданий в свое время. Фото Чем можно объяснить популярность преданий в свое время

Прочитайте предание «Пугачев и пушка» (рис. 7).

Чем можно объяснить популярность преданий в свое время. Смотреть фото Чем можно объяснить популярность преданий в свое время. Смотреть картинку Чем можно объяснить популярность преданий в свое время. Картинка про Чем можно объяснить популярность преданий в свое время. Фото Чем можно объяснить популярность преданий в свое время

Рис. 7. Предание «Пугачев и пушка» (Источник)

В предании большую роль играет рассказчик, который излагает событие и передает свое отношение к нему, а образ Пугачева грозен и внушает читателю мистический ужас. Расправа над человеком, который не подчинился самозванцу, является закономерной для того времени. Расправа над пушкой кажется бессмысленной (рис. 8), здесь повествование окрашено иронией рассказчика над Пугачевым.

Чем можно объяснить популярность преданий в свое время. Смотреть фото Чем можно объяснить популярность преданий в свое время. Смотреть картинку Чем можно объяснить популярность преданий в свое время. Картинка про Чем можно объяснить популярность преданий в свое время. Фото Чем можно объяснить популярность преданий в свое время

Прочитайте предание «О происхождении Пугачева» (рис. 9).

Чем можно объяснить популярность преданий в свое время. Смотреть фото Чем можно объяснить популярность преданий в свое время. Смотреть картинку Чем можно объяснить популярность преданий в свое время. Картинка про Чем можно объяснить популярность преданий в свое время. Фото Чем можно объяснить популярность преданий в свое время

Рис. 9. Предание «О происхождении Пугачева» (Источник)

Данное предание не соответствует исторической правде: рассказчик считает, что Пугачев на самом деле был царем, и не говорит о смертной казни. Пугачев якобы является в Москву, и императрица уступает ему престол. Хотелось народу верить в это.

Народные предания не могут являться историческими документами, потому что народу свойственно приукрашивать прошлое.

Прочитайте самостоятельно предание «О покорении Ермаком Сибири». Об этом историческом событии мы говорили на прошлом занятии, когда разбирали исторические песни. Составим план этого предания (рис. 10).

Чем можно объяснить популярность преданий в свое время. Смотреть фото Чем можно объяснить популярность преданий в свое время. Смотреть картинку Чем можно объяснить популярность преданий в свое время. Картинка про Чем можно объяснить популярность преданий в свое время. Фото Чем можно объяснить популярность преданий в свое время

Рис. 10. План предания «О покорении Ермаком Сибири» (Источник)

Основная задача предания – рассказать об истории освоения сибирских земель. Но снова события приукрашены, ничего не говорится о враждебном отношении Ивана Грозного к Ермаку. Для Ивана Грозного цель похода – освоение Сибири, для Ермака – получение свободы. В предании противопоставлены бояре и бедный слуга-крестьянин, боярские советы бестолковы, а советы крестьянина – дельные для царя. Данное предание воплощает мечту народа о том, чтобы царь оценил народную мудрость и преданность.

Предания – своеобразный источник эпических жанров русской литературы. Писатели обращаются к народному творчеству для создания ярких образов, например А.С. Пушкин в произведении «Капитанская дочка».

Список литературы

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

Домашнее задание

Источник

Устное народное творчество. Предания как исторический жанр русской прозы

На занятии мы познакомимся с преданиями как историческим жанром русской прозы. Рассмотрим классификацию преданий, узнаем, о чем они рассказывают, могут ли являться историческими документами. Прочитаем несколько преданий о Емельяне Пугачеве и о Ермаке.

Н.А. Криничная выделяет 8 сюжетных тематических групп (рис. 2).

Чем можно объяснить популярность преданий в свое время. Смотреть фото Чем можно объяснить популярность преданий в свое время. Смотреть картинку Чем можно объяснить популярность преданий в свое время. Картинка про Чем можно объяснить популярность преданий в свое время. Фото Чем можно объяснить популярность преданий в свое время

Рис. 2. Классификация Н.А. Криничной ()

Популярность преданий можно объяснить тем, что грамотность и книги были мало кому доступны, а знать свое место в жизни и разбираться в событиях хотелось каждому. До XIX века предания заменяли литературу, трактуя события прошлого и настоящего времени. Предания рассказывают нам о событиях, про которые нельзя прочитать в книгах, но чаще всего приукрашенных. Например, народ считал, что в прежние времена жили великаны (рис. 3), поэтому на местах сражений находятся большие кости.

Чем можно объяснить популярность преданий в свое время. Смотреть фото Чем можно объяснить популярность преданий в свое время. Смотреть картинку Чем можно объяснить популярность преданий в свое время. Картинка про Чем можно объяснить популярность преданий в свое время. Фото Чем можно объяснить популярность преданий в свое время

Рис. 3. Скелет великана ()

Чем можно объяснить популярность преданий в свое время. Смотреть фото Чем можно объяснить популярность преданий в свое время. Смотреть картинку Чем можно объяснить популярность преданий в свое время. Картинка про Чем можно объяснить популярность преданий в свое время. Фото Чем можно объяснить популярность преданий в свое время

Рис. 4. Взятие Иваном Грозным Казани ()

Вызывала интерес частная жизнь исторических личностей, например предания о том, как Петр I крестил сына простого крестьянина, о полководце XVIII века Румянцеве, который ловил рыбу в своем имении, о разговоре Суворова с солдатами.

Героями преданий становились силачи и разбойники (рис. 5). Разбойники нападают на людей и грабят их, клады прячут, зарывая в земле. Рассказывают предания о разбойничьих деревнях, жители которых заманивают путников к себе ночевать, а ночью убивают и грабят их.

Чем можно объяснить популярность преданий в свое время. Смотреть фото Чем можно объяснить популярность преданий в свое время. Смотреть картинку Чем можно объяснить популярность преданий в свое время. Картинка про Чем можно объяснить популярность преданий в свое время. Фото Чем можно объяснить популярность преданий в свое время

Не во всех преданиях разбойники являются отрицательными персонажами, часто они представлены как народные заступники, которые грабят богатых и помогают бедным. Такими героями являлись Степан Разин и Емельян Пугачев (рис. 6). Множество преданий о них свидетельствует о том, что они пользовались популярностью у простого народа.

Чем можно объяснить популярность преданий в свое время. Смотреть фото Чем можно объяснить популярность преданий в свое время. Смотреть картинку Чем можно объяснить популярность преданий в свое время. Картинка про Чем можно объяснить популярность преданий в свое время. Фото Чем можно объяснить популярность преданий в свое время

Прочитайте предание «Пугачев и пушка» (рис. 7).

Чем можно объяснить популярность преданий в свое время. Смотреть фото Чем можно объяснить популярность преданий в свое время. Смотреть картинку Чем можно объяснить популярность преданий в свое время. Картинка про Чем можно объяснить популярность преданий в свое время. Фото Чем можно объяснить популярность преданий в свое время

Рис. 7. Предание «Пугачев и пушка» ()

В предании большую роль играет рассказчик, который излагает событие и передает свое отношение к нему, а образ Пугачева грозен и внушает читателю мистический ужас. Расправа над человеком, который не подчинился самозванцу, является закономерной для того времени. Расправа над пушкой кажется бессмысленной (рис. 8), здесь повествование окрашено иронией рассказчика над Пугачевым.

Чем можно объяснить популярность преданий в свое время. Смотреть фото Чем можно объяснить популярность преданий в свое время. Смотреть картинку Чем можно объяснить популярность преданий в свое время. Картинка про Чем можно объяснить популярность преданий в свое время. Фото Чем можно объяснить популярность преданий в свое время

Прочитайте предание «О происхождении Пугачева» (рис. 9).

Чем можно объяснить популярность преданий в свое время. Смотреть фото Чем можно объяснить популярность преданий в свое время. Смотреть картинку Чем можно объяснить популярность преданий в свое время. Картинка про Чем можно объяснить популярность преданий в свое время. Фото Чем можно объяснить популярность преданий в свое время

Рис. 9. Предание «О происхождении Пугачева» ()

Данное предание не соответствует исторической правде: рассказчик считает, что Пугачев на самом деле был царем, и не говорит о смертной казни. Пугачев якобы является в Москву, и императрица уступает ему престол. Хотелось народу верить в это.

Народные предания не могут являться историческими документами, потому что народу свойственно приукрашивать прошлое.

Прочитайте самостоятельно предание «О покорении Ермаком Сибири». Об этом историческом событии мы говорили на прошлом занятии, когда разбирали исторические песни. Составим план этого предания (рис. 10).

Чем можно объяснить популярность преданий в свое время. Смотреть фото Чем можно объяснить популярность преданий в свое время. Смотреть картинку Чем можно объяснить популярность преданий в свое время. Картинка про Чем можно объяснить популярность преданий в свое время. Фото Чем можно объяснить популярность преданий в свое время

Рис. 10. План предания «О покорении Ермаком Сибири» ()

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Фольклор – устное народное творчество Фольклор (англ. «народная мудрость») Совокупность созданных в народной среде поэтических произведений, бытующих в устной форме. 2. Устное народное поэтическое творчество

Особенности фольклора Коллективность (нет конкретного автора, автор – весь народ) Устная форма бытования (незначительные изменения при пересказе) Традиционность (фольклорные произведения передаются из поколения в поколение, сохраняя традиции народа)

Жанры фольклора фольклор пословицы поговорки песня присказка сказка былина с читалка потешка предание

Исторические предания Первые исторические предания – о Рюрике, родоначальнике первой княжеской династии «Прибытие Рюрика в Ладогу» В. М. Васнецов.

Исторические предания Цикл преданий об Иване Грозном

Исторические предания Предания о Петре Первом

Топонимические предания Существует предание об основании Киева. Киев будто бы основал князь Кий, у которого были братья Щек и Хорив и сестра Лыбедь. По их именам были названы холмы Щековица и Хоривица и река Лыбедь.

Обогащаем свою речь Объясните значение словосочетаний Содержит сведения Родоначальник первой княжеской династии Цикл сказаний Петровская эпоха Раскованность в поведении героев Землепашцы Мастеровые Содержит известие, информацию о чём-либо От этого человека пошёл княжеский род, т. е. он первым получил княжеский титул Ряд художественных произведений, объединяемых общностью действующих лиц, тематики Годы правления Петра Первого до его смерти Свободный и непринужденный в обращении с людьми в поведении Крестьянин, занимающийся землепашеством. Относящийся к ремесленникам, мастерам, к рабочим людям.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная викторина для обобщающего урока в 6 классе по разделам: «Устное народное творчество», «Древнерусская литература», «Русская литература XIX века».

Литературная игра для обобщающего урока в 6 классе дает возможность проверить знания по разделам «Устное народное творчество», «Древнерусская литература», «Литература 18, 19 века».

Презентация к уроку литературы 6 класс по творчеству Н.В.Гоголя.

Данная презентация поможет сообщить сведения о жизни, литературном творчестве, дружбе Н.В.Гоголя.

Урок – КВН Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество» Подготовила учитель начальных классов МОУ «Раковская основная общеобразовательная школа Буинского района РТ» Нестерова Татьяна Петровна

Чем можно объяснить популярность преданий в свое время. Смотреть фото Чем можно объяснить популярность преданий в свое время. Смотреть картинку Чем можно объяснить популярность преданий в свое время. Картинка про Чем можно объяснить популярность преданий в свое время. Фото Чем можно объяснить популярность преданий в свое время

Конкурс «Кроссворд» Народное искусство слова – песни, загадки, пословицы, сказки, легенды, былины. Разгадайте кроссворд (стр.51 учебника), и вы узнаете, как еще называют устное народное творчество. Ответ: народное творчество еще называют фольклор

Чем можно объяснить популярность преданий в свое время. Смотреть фото Чем можно объяснить популярность преданий в свое время. Смотреть картинку Чем можно объяснить популярность преданий в свое время. Картинка про Чем можно объяснить популярность преданий в свое время. Фото Чем можно объяснить популярность преданий в свое время

Чем можно объяснить популярность преданий в свое время. Смотреть фото Чем можно объяснить популярность преданий в свое время. Смотреть картинку Чем можно объяснить популярность преданий в свое время. Картинка про Чем можно объяснить популярность преданий в свое время. Фото Чем можно объяснить популярность преданий в свое время

Чем можно объяснить популярность преданий в свое время. Смотреть фото Чем можно объяснить популярность преданий в свое время. Смотреть картинку Чем можно объяснить популярность преданий в свое время. Картинка про Чем можно объяснить популярность преданий в свое время. Фото Чем можно объяснить популярность преданий в свое время

Удивляется народ: Едет печка, дым идет, А Емеля на печи Ест большие калачи! Чай сам наливается По его хотению, А сказка называется … «По щучьему велению».

Чем можно объяснить популярность преданий в свое время. Смотреть фото Чем можно объяснить популярность преданий в свое время. Смотреть картинку Чем можно объяснить популярность преданий в свое время. Картинка про Чем можно объяснить популярность преданий в свое время. Фото Чем можно объяснить популярность преданий в свое время

Сидит в корзине девочка У мишки за спиной. Он сам, того не ведая Несет ее домой. Ну, отгадал загадку? Тогда скорей ответь! Название этой сказки … «Маша и медведь»

Чем можно объяснить популярность преданий в свое время. Смотреть фото Чем можно объяснить популярность преданий в свое время. Смотреть картинку Чем можно объяснить популярность преданий в свое время. Картинка про Чем можно объяснить популярность преданий в свое время. Фото Чем можно объяснить популярность преданий в свое время

Скок – поскок, скок – поскок – Через море и лесок! По пути нашел Жар–птицу И красавицу-девицу, Ну а глупого царя Обмануть сумел не зря. Так Иванушке помог Умный маленький конек, Всем известный … Горбунок

Чем можно объяснить популярность преданий в свое время. Смотреть фото Чем можно объяснить популярность преданий в свое время. Смотреть картинку Чем можно объяснить популярность преданий в свое время. Картинка про Чем можно объяснить популярность преданий в свое время. Фото Чем можно объяснить популярность преданий в свое время

Конкурс «Что такое сказка?» Составьте полное определение сказки. В этом вам помогут опорные слова: это произведение; изображается чудесное, необычное: раньше передавалось из уст в уста 2. Определите зачины и концовки: «За тридевять земель, в тридесятом государстве…» «Жили-были…» «Стали они жить-поживать да добра наживать…» «Я там был, мед-пиво пил, по бороде текло, а в рот не попало…»

урока литературы в 7 классе по теме «Предания»

Методические приемы: краткий пересказ, аналитическая беседа, выразительное чтение.

Оборудование: мультимедийная презентация, проектор.

Здравствуйте, ребята! Начинаем урок литературы.

Тема нашего урока «Устное народное творчество. Предания» (Слайд 1). Запишите её в тетрадь.

Подумайте, чему мы будем учиться? (Ответы детей.)

Цели урока вынесены на слайд для того, чтобы в конце нашей кропотливой работы над преданиями мы смогли определить, всё ли задуманное успели сделать. Познакомимся с ними – Слайд 2.

Удивительное путешествие по волшебному миру литературы мы начинаем с устного народного творчества, с фольклора.

Знаком ли вам этот термин? (Дети отвечают. Слайд 3).

История фольклора уходит в глубокое прошлое человечества и связана с мифологическими представлениями человека о мире. У всех народов существовали люди, связанные с созданием и исполнением фольклорных произведений. Это русские гусляры и скоморохи, украинские кобзари, казахские и киргизские акыны, французские трубадуры и т.д. Ещё в XVI в. на Руси даже при царском дворе держали сказочников, которые знали на память до десяти произведений.

А теперь вспомним теорию литературы. (Слайд 4.) Как и авторские произведения, фольклорные делятся на 3 рода: эпические, лирические и драматические. Каждый из родов имеет свои жанры (Слайд 4). Наиболее древними жанрами являются былины, легенды, песни, отражающие религиозные представления и верования; позднее возникли исторические песни и народные баллады. Перенесите информацию со слайда в тетрадь.

Как вы уже знаете, сегодня мы будем работать над преданиями. С этим жанром вы познакомились ранее. Какие предания вы помните? Может быть, кто-то попытается дать определение этому понятию? (Слайд 5.) Запишите определение в тетрадь.

— Создателями этой литературы были простые крестьяне, ремесленники, мелкое духовенство. В древности, когда сама земля еще была молода, к преданиям относились очень серьезно. Они представляли собой историю рода, государства. Старшее поколение бережно передавало эти рассказы молодым, чтобы они также трепетно хранили их, передавая из уст в уста. И хотя предания порой до краев наполнены вымыслом, они все же четко отражают сущность событий.

— Какова же была основная тема «устной живописи»? На что обращают наше внимание народные сказители? Обратимся к «преданьям старины глубокой».

2. Проверка д/задания (выразительный пересказ преданий) + аналитическая беседа по произведениям.

(1 ученик пересказывает + оценивание выступления)

Кто герой предания? (Иван IV.) За что народ, согласно преданию, прозвал его Грозным? (За жестокость.)

Как вы думаете, соответствует ли сюжет действительности? (Нет.)

— Этот сюжет полностью вымышлен. В действительности же трехлетний Иван IV унаследовал престол от отца Василия III. Предание «Воцарение Ивана Грозного» отражает сочувственное отношение народа к царю как к борцу с противопоставленным ему боярством, завоевателю Казанского ханства.

2) Краткий пересказ предания «Сороки-ведьмы» (1 ученик пересказывает + оценивание выступления).

— Каким предстает перед нами Иван IV?

— С какой целью он решил уничтожить колдовство? Найдите цитату в тексте предания. («Долго горевал о погибели народа христианского и задумал наконец извести нечистых людей на этом свете. »)

— Каким человеком предстает перед нами Петр? (Если плохо исполняешь свое дело, плохо знаешь ремесло, то терпи и учись прилежно. За науку надо благодарить.)

1. Чтение статьи «Предания».

2. Беседа по вопросам.

Что нового узнали из статьи?

Кто чаще всего является героями преданий?

Откуда взяты эти строки? (Слайд 8.)

И там я был, и мед я пил;

У моря видел дуб зеленый;

Под ним сидел, и кот ученый

Свои мне сказки говорил.

Одну я помню: сказку эту

Поведаю теперь я свету.

В начале поэмы и в конце ее:

Дела давно минувших дней,

Преданья старины глубокой!

(А. С. Пушкин «Руслан и Людмила».)

Ребята, для чего я зачитала эти строки? (Ответы детей.)

Вывод: предания использовались поэтами для создания произведений; предания запечатлевали для последующих поколений образы героев и исторические события.

Послушайте внимательно топонимическое предание, записанное в Саратовском крае академиком А. А. Шахматовым. (Учитель читает.)

Скажите, о каких географических объектах говорилось в предании? (О Каменном дворе и Караульных горах, Банном овраге.)

Вспомните, какие цели в начале урока мы ставили. (Вернуться по ссылке на слайд 2.) Достигли мы их? (Нажать на стрелку для перехода на слайд №11 «Итоги урока».)

Что нового узнали на уроке? Что понравилось? Какой вид работы вызвал у вас затруднение?

Подводя итог по теме «Предания», хочется сказать следующее: все свои надежды, представления, суждения, мечты и страхи вложил народ в устное творчество. Но самое главное, пожалуй, это то, что, читая «преданья старины глубокой», в каждом слове мы ощущаем великую русскую душу, глубоко чувствующую и переживающую историю своей Родины.

Письменный ответ на вопрос «Каково отношение народа к событиям и героям преданий (на примере одного предания)?»,

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *