Чем можно помочь классному руководителю родителям

Как работать с родителями учеников. Несколько рецептов и практических советов

Чем можно помочь классному руководителю родителям. Смотреть фото Чем можно помочь классному руководителю родителям. Смотреть картинку Чем можно помочь классному руководителю родителям. Картинка про Чем можно помочь классному руководителю родителям. Фото Чем можно помочь классному руководителю родителям

Мы, учителя работаем много. Мы делаем в школе столько всего, что порой забываем об одной очень важной сфере нашей деятельности – работе с родителями. Как сделать родителей учеников своими соратниками, союзниками, помощниками? Как мне представляется, это является первым и главным рецептом в работе с родителями учеников. Итак, повторюсь…

Рецепт первый:

Сделайте родителей учеников своими соратниками, союзниками, помощниками.

Родители учеников мне видятся мощнейшей группой поддержки учителя. Они – очень нужные и важные помощники в нашем с вами деле, нам надо лишь разумно и грамотно построить работу с ними. При этом ни в коем случае не следует бесконечно просить с родителей учеников денег на разные нужды. Гораздо лучше организовать их помощь нам в каких-то конкретных школьных и внеклассных делах. Организовываете мероприятие, вечер, олимпиаду – обращайтесь за помощью к родителям учащихся. Распишите максимально подробно, кто за что отвечает. Наверняка, среди родителей ваших учеников найдётся инициативная группа, которая не откажет вам в помощи, и станет вашей группой поддержки.

Очень поможет в вашей учительской работе постоянная телефонная связь с родителями ваших учащихся. Заведите привычку в экстренных или каких-то важных ситуациях, в трудных случаях обзванивать родителей учащихся по вечерам. Несколько ваших учеников прогуливают уроки? Сразу же за этим должна следовать немедленная реакция учителя – вечерние звонки домой прогульщикам. Плохие результаты важного теста, слабая успеваемость – звоните родителям. Не оставайтесь с проблемами один на один, тем более это – не совсем ваши проблемы, а вернее сказать, совсем не ваши проблемы. Их решению во многом поможет постоянная телефонная связь с родителями учащихся.

Во-первых, родители наших учеников иногда просто не в курсе всех учебных дел своих детей. Так давайте постоянно вводить их в курс дела. Дети многое от них скрывают, а ходить постоянно в школу большинству родителей некогда.

Во-вторых, в конце концов, это – не ваши родные дети. Почему вы все тяготы обучения и воспитания должны брать на себя?! Ведь наши ученики, к счастью, не сироты. Так что максимально привлекаем родителей к делу воспитания подрастающего поколения. И поймите, это – не телефонные вечерние жалобы, а поиск помощников и соратников в вашем нелёгком деле. Да и потом, кому как не родителям следовало бы заниматься своими детьми и быть в курсе всех их дел?

Так давайте их к этому мягко и умно привлекать, используя современные средства связи. Да и, наконец, это – ваша обязанность, держать родителей в курсе дел их детей. Уверяю вас, постоянные вечерние обзванивания родителей проблемных детей во многом решат проблемы с ними. По крайней мере, мы, учителя, должны хотя бы попытаться разделить ответственность за учащихся, повешенную на нас обществом и системой образования, с их родителями. Они ответственны за своих детей в большей степени, чем мы, педагоги.

Филологическая объяснялка.
Английское выражение: to row (sail) in the same boat with somebody.
Дословный перевод: плыть на одной лодке с кем-либо.
Русский эквивалент: действовать сообща, быть связанным общим делом с кем-то.
Помните, уважаемые коллеги, что с родителями учащихся надо плыть на одной лодке.

Рецепт второй:

Используйте родительские собрания и индивидуальные встречи с родителями для их информирования не только об учебном процессе и текущей успеваемости их детей, но и о возрастной психологии, а также о проблемах воспитания подрастающего поколения.
Другими словами, не упускайте ни одного шанса провести умную, содержательную беседу с родителями своих учеников.

Мы же, как правило, на родительских собраниях ограничиваемся простым перечислением фамилий учеников с оглашением их текущих оценок. При этом мы сопровождаем всё это своими комментариями, резкими замечаниями и указаниями.

Рецепт третий:

Время от времени устраивайте для родителей учеников открытые уроки по своему предмету.

Я преподаю английский язык. Лично у меня именно после таких уроков, когда родители почувствовали всю сложность изучения иностранного языка, отношения с ними каким-то чудесным образом не просто улучшились, но и потеплели. Ведь, согласитесь, уважаемые коллеги, мы с вами большую часть времени работаем за закрытой дверью своего кабинета. Мало кто из родителей видит титанические усилия учителя по вкладыванию знаний в головы учеников. Мало кто из них представляет себе, что значит на одном уроке запомнить 5-7 новых слов, прочитать иностранный текст и ответить на вопросы, написать короткий диктант и выучить новую грамматическую структуру. Не надо нам, учителям, боятся всё это родителям учеников наглядно продемонстрировать. Когда они уйдут с нашего открытого урока, почти ничего там не поняв и ничего с этого урока не запомнив (я всегда их спрашиваю после урока повторить изученные там слова!), то, поверьте, их отношение изменится, хоть чуть-чуть.

Сделайте традицией, приглашать родителей на свой урок. Только не на любой, а тот, который считаете нужным и готовите особо. Для отчаянно смелых педагогов предлагаю провести урок преподаваемого вами предмета С РОДИТЕЛЯМИ УЧЕНИКОВ. Их дети пусть же при этом сидят гостями на таком необычном уроке где-то в конце класса.

Рецепт четвёртый:

Распечатывайте некоторые материалы по педагогике, возрастной психологии и воспитанию детей и раздавайте их родителям учеников на собраниях.
Другими словами, воспитывайте, информируйте, учите, образовывайте родителей своих учеников.

Мне кажется, с распечатыванием и копированием материалов сейчас проблем нет. Мне также кажется, мы не используем этот ресурс в должной мере для работы с родителями. Ну, представьте себе, уважаемые коллеги, кто из родителей ваших учеников, придя с работы домой, возьмётся читать книги по педагогике и воспитанию детей. Представили? А мы, учителя, можем раздавать им самые интересные материалы по этой тематике прямо на родительских собраниях. При чём, не стоить копировать и раздавать родителям скучные и слишком научные статьи о том, как правильно воспитывать детей. Надо раздавать яркие, запоминающиеся материалы, с образными сравнениями и многочисленными вопросами к читателям. Такие материалы, которые написаны живым ярким языком и заставляют о многом задуматься.

Разумеется, уважаемые коллеги, я не врач, чтобы прописывать вам рецепты. Я абсолютно уверена, что вы найдёте и другие СВОИ формы работы с родителями. Главное, что мы с вами должны научится использовать эту силу (силу родителей) в мирных целях и на пользу учебному процессу и детям.

Я уверена, превратить родителей учеников в своих соратников и помощников можно собственным спокойствием и интеллектом, своей образованностью (именно образованностью, а не образованием!) и компетентностью, своим профессионализмом и знанием дела, а ещё своим оптимизмом, юмором и просто благородством души. Такова уж наша учительская судьба – продолжать учить детей и просвещать их родителей всегда. Не смотря ни на что, нести людям свет и добро. Ведь материальных ценностей от нашей с вами работы может и не прибавляться, но света и добра вокруг должно непременно увеличиваться.

Так что, уважаемые коллеги, хватит жаловаться и сетовать на трудности учительской жизни. Вместо этого пойдёмте в класс. Пойдёмте сеять!

Всегда ваша соратница по работе с родителями и коллега по учительскому цеху, а также союзница во всех педагогических починах Бикеева Алина Сергеевна

Источник

Проблемный родитель: как с ним говорить и что делать?

Чем можно помочь классному руководителю родителям. Смотреть фото Чем можно помочь классному руководителю родителям. Смотреть картинку Чем можно помочь классному руководителю родителям. Картинка про Чем можно помочь классному руководителю родителям. Фото Чем можно помочь классному руководителю родителям

Работа с родителями составляет значительную часть обязанностей классного руководителя. Это и неудивительно, ведь школа и семья должны согласовывать свои действия ради интересов ребенка. Но что же делать, если родители ученика не хотят идти на контакт?

Причины и следствия

Почему одни родители милы и доброжелательны, а другие ведут себя агрессивно и непримиримо? В чем причина такой неприязни к учителю?

Причин, разумеется, может быть много. Приведем лишь некоторые.

Желательно примерно представлять, в чем причина неприязни, ведь иногда ее можно ликвидировать. Например, разрешить конфликт или попытаться сформировать у родителя более позитивный образ школы, нежели тот, что остался в его памяти.

Как говорить с родителями, чтобы слышать друг друга

В первую очередь надо постараться встать с ними «на одну доску».

Если раньше было принято и с родителями, и с детьми общаться в режиме лекции, то теперь психологи рекомендуют расстаться с этим методом. Ведь если учитель говорит, а родители его слушают, то главный — кто? Правильно: учитель. А раз он главный и старший и знает, как надо делать, то вот пускай и делает. А с родителей и спроса нет: у них ведь нет педагогического образования. Лечат врачи, смеситель чинят сантехники, а обучение и воспитание ребенка — дело дипломированного педагога, а не родителей.

Сейчас такие голоса звучат особенно часто. Прежде родители нередко пытались научить педагогов, как надо учить. Но после пандемии и весеннего дистанционного обучения концепции заметно поменялись.

Но ведь всем нам понятно, что школа без семьи бессильна добиться настоящего успеха. Для впечатляющего результата нужно объединить усилия всех трех участников образовательного процесса: школьника, учителя и семьи.

Чтобы с самого начала не допустить формирования ошибочных представлений о взаимодействии, лучше сразу постараться создать правильную модель. И для этого сделать все, чтобы подчеркнуть общность интересов и устремлений.

Не будем подробно останавливаться на правилах проведения «круга». Рассмотрим лишь специфику родительского собрания в этом формате.

Как ясно по названию, столы надо поставить кру́гом. Если это невозможно, то стулья хотя бы. Если и это невозможно, то ничего не получится. Тогда надо выбрать другое помещение или другой формат.

Чтобы с самого начала создать домашнюю атмосферу, стоит вскипятить чайник и приготовить чай-кофе-печеньки-конфетки. К тому же многие родители только с работы, а голод вызывает раздражение.

Все это вместе с салфетками и одноразовой посудой поместить на отдельном столе, застеленном скатертью или салфеткой. Тот, кто хочет, может попить здесь стоя, а кто-то, может быть, возьмет чашку с собой за «круглый стол».

«Символ слова» можно использовать обычный.

Педагог объясняет, что такое «круг сообщества» и зачем он нужен: «Это поможет нам лучше узнать и понять друг друга». А затем задает вопрос, на который должны ответить все присутствующие (иногда даже может начать учитель). Вот примеры вопросов:

Негативных формулировок лучше не предлагать, по крайней мере, сначала.

Родители говорят по желанию или по очереди. Надо уговорить выступить каждого, даже если это «Все уже сказали». На следующий вопрос этот человек может ответить более развернуто.

Может быть, стоит спросить и про идеальную школу, и про самое главное качество воспитывающего (педагога/родителя), и про наилучший вариант взаимоотношений детей и взрослых.

Благодаря такому приему классный руководитель сумеет не только в какой-то степени сплотить родителей класса, но и понять, чем они живут, как мыслят, к чему стремятся, а чего избегают. А это уже та информация, которая поможет строить взаимодействие с родителями учеников.

Еще одна важнейшая цель «круга сообщества» — убедить родителей, что мы одна команда, что проблемы можно и нужно решать сообща.

Конфликт: как говорить с разгневанным родителем

Но вот оно все-таки произошло: разгневанный родитель у вас на пороге. Что ж, прекрасно, что у вас! Ваши усилия не пропали даром. Он верит, что вы что-то сделаете, иначе бы пошел к директору, а то и написал бы в Департамент (прокуратуру, приемную Президента, ООН. ). Сначала надо понять, что так сильно огорчило маму или папу ребенка. Даже если вы знаете, в чем дело, надо предложить ему или ей высказаться: «Вместе мы наверняка справимся с проблемой».

Психологи советуют применять прием «активного слушания»: это способ показать собеседнику свою включенность и избежать недопонимания.

Применяя эту методику, надо повторять часть слов собеседника. «Правильно ли я вас понял, что. «, «Вам стало обидно за своего ребенка», «Вас возмутило, что учительница не проверила дополнительное задание, которое сама же дала» и т.д. Старайтесь делать акцент на переживаниях, эмоциях. Не спешите возражать.

Когда человек выговорится, изложите свое видение проблемы, но только в том случае, если вы можете это сделать, точно зная, что произошло. Может быть, стоит организовать встречу всех участников конфликта, на которой вы выступите в качестве медиатора?

Если все в целом и так ясно, надо попытаться разрешить конфликт. Но делать это должен не учитель, а все участники конфликта. «Давайте подумаем, что мы можем сделать вместе?» — вот правильный подход. Ведь решения имеют значение для всех нас лишь в том случае, если мы сами их приняли. Ну, или хотя бы сами согласились им следовать.

Главные правила в такой ситуации:

И помним: медиатором может быть только человек, не вовлеченный в конфликт!

Где подстелить соломку

«Знать бы, где упасть…» — сетуют в народе. Но мы-то знаем или может предположить, что может вызвать гнев родителей. А значит, можем «подстелить себе соломку».

Из-за чего обычно возникают конфликты?

Как можно избежать этих конфликтов или купировать их в самом начале? Вовремя выставлять оценки, сохранять наиболее важные работы ученика, держать под рукой «Нормы оценки» по своему предмету (или по всем). И не надо спорить. «Занижена оценка? Конечно, это очень неприятно, я понимаю Ваши чувства. Давайте вместе посмотрим. Вот эта работа. Вот тут какие ошибки. Их десять. Вот правила оценивания таких работ. Тут предписано — глядите — за такую работу ставить 2. Я бы с удовольствием поставила 3, вы же знаете, как я люблю Вашего сына! Но я обязана подчиняться правилам. Давайте вместе подумаем, как нам исправить ситуацию!» Ключевое слово — «вместе».

О внеклассных мероприятиях надо тоже информировать заранее. И договариваться об участии с детьми. Если дети хотят участвовать, то и родители будут рады. Если мама ученика хочет, чтобы он исполнял главную роль, напомните, что все не могут играть одну роль, что на эпизоды соглашались и великие актеры. Но обязательно подчеркните, что вы понимаете чувства мамы, огорченной, что не ее дочь играет Гамлета!

Что касается обид, то от них никто не застрахован. Чтобы несколько себя обезопасить от лишних конфликтов, стоит приучить детей из своего класса идти с обидой сначала к вам. И, конечно, не отказывать детям в выяснении всех обстоятельств по горячим следам. А на встрече с родителем настаивать на разборе произошедшего с участием всех заинтересованных лиц: и обиженного, и обидчика.

Школьный распорядок — это то, что находится вне компетенции конкретных родителя и классного руководителя. Устав школы и все соответствующие распоряжения просто должны быть в наличии в бумажном или электронном виде. «Я понимаю Ваши чувства! Но таковы правила нашей школы. Давайте вместе подумаем, что можно сделать».

«Недостаточное информирование» — это, увы, вина классного руководителя. Чтобы избежать такой проблемы, надо родителей информировать вовремя. С этой целью обычно создают группу в одном из мессенджеров.

А вот синдром «Вы обязаны!» обычно исцелить невозможно. Конечно, неплохо иметь под рукой Закон об образовании, чтобы доказать, что далеко не все, что хотелось бы родителям, обязаны именно мы. Иногда это помогает. Во всех остальных случаях придется просто применять прием активного слушания, подчеркивая, что мы понимаем чувства разгневанного родителя. В такой ситуации цель педагога — снизить градус неудовольствия визитера. Это несчастный человек, он чувствует себя обиженным жизнью. Вы не виноваты в том, что он таков.

Мы надеемся, что наши советы помогут коллегам в работе с проблемными родителями.

Об авторе: Сафонова Елена, учитель русского языка и литературы, стаж работы 20+ лет, ГКОУ СКОШИ №31, г. Москва.

Источник

Взаимодействия классного руководителя и родителей (из опыта работы)

Класс: 2

Вот уже 29 лет я работаю в школе и 26 лет в стенах ЧУ «Гимназия им. Т.Аубакирова», г.Темиртау. Все было за это время: радость и огорчения, победы и поражения. Прошедшие годы – годы поисков, раздумий, открытий. Бывает, что в трудные минуты наступает разочарование. Приходится все пройденное заново анализировать, находить ошибки и исправлять их. Затем – все начинать сначала. Никогда не думала, что буду обобщать свой опыт. Оказывается, это так трудно, посмотреть со стороны на свою работу.

Тема моего обобщения, она актуальна в наше время, «Взаимодействия классного руководителя и родителей»

Хочу начать со старого школьного афоризма:

Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями.

В работе почти каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия – быть классным руководителем. Одни учителя считают эту работу дополнительной нагрузкой к своей преподавательской деятельности, другие называют её самой главной. Как бы ни была сложна работа классного руководителя, без сомнения, она нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс.

Чем можно помочь классному руководителю родителям. Смотреть фото Чем можно помочь классному руководителю родителям. Смотреть картинку Чем можно помочь классному руководителю родителям. Картинка про Чем можно помочь классному руководителю родителям. Фото Чем можно помочь классному руководителю родителям

В моей педагогической деятельности было немного выпусков, но каждый класс мне по-своему дорог, про каждый класс я могу с гордостью сказать: ЭТО МОИ ДЕТИ.

Сколько форм и методов было перепробовано, что скрывать, сколько слёз пролито, и чтобы найти правильный путь к решению своей проблемы мне помог один случай, который был связан с моим младшим сыном, когда меня в очередной раз вызвали на беседу, по поводу плохого поведения. И дома, разбирая очередную ситуацию Сергей сказал фразу, из фильма «Доживём до понедельника». Вот в этой фразе одно слово стало основным в решении моей проблемы.

Счастье – это, когда тебя понимают!

И я начала строить свой маленький классный домик, где фундаментом стало ПОНИМАНИЕ.

Любому человеку необходимо, чтобы его понимали и признавали; чтобы он чувствовал себя необходимым. А ведь родители – это те же дети, но только взрослые. И с ними надо также, как и с детьми. Похвалить, поддержать, дать совет, понять, что их тревожит, а иногда и отругать!

Стенами стало ПОРТНЕРСТВО.

Многолетний опыт работы показывает, если родители и классный руководитель не перекладывают ответственность друг на друга, а равноценно делят ее между собой, то в их отношениях царит гармония и это благоприятно сказывается на воспитании ребёнка.

А крышей стало СОТРУДНЕЧЕСТВО.

И чтобы ПОНИМАНИЕ, ПОРТНЁРСТВО И СОТРУДНЕЧЕСТВО стало единым целым, где родители стали активными участниками, жизнедеятельности класса, я организую работу с родителями в нескольких направлениях, из которых постепенно сложилась целая система взаимодействия учителя и родителей.

CИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ

Чем можно помочь классному руководителю родителям. Смотреть фото Чем можно помочь классному руководителю родителям. Смотреть картинку Чем можно помочь классному руководителю родителям. Картинка про Чем можно помочь классному руководителю родителям. Фото Чем можно помочь классному руководителю родителям

Рассмотрим все направления в отдельности. Начнём с создания родительского комитета. Почему именно это направление я выделила?

Как увидеть этих неравнодушных людей, мне помогает тренинг, который провожу в начале года, когда беру первоклашек. А потом уже в процессе работы, кто-то добавляется, а бывает и отказывается от работы. Родительский комитет меня 1 раз в два года. Даю возможность многим родителям, окунуться в эту работу. Это позволяет активизировать родителей, жить жизнью не только своего ребёнка, но и всего детского коллектива.

Следующее направление – просвещение.

Реальность такова, что педагогическая культура большинства родителей находится на низком уровне. Ведь нет такого специального курса или учебного предмета в университетах и подобных заведениях, где молодых людей учат, как стать хорошими мамами и папами, как нужно взаимодействовать с детьми и правильно воспитывать их. В принципе, этому не обучают нигде и никогда. Отдав ребёнка в гимназию у родителей очень много вопросов, на которые надо найти ответ.

В этом направлении использую индивидуальные консультации, родительские собрания, на которых пусть небольшое количество времени, но рассматриваю вопросы психологии, педагогики, интерактивное общение.

Здесь классный руководитель должен стать психологом. Уметь выслушать, подсказать, дать совет. А главное, надо научиться не только слушать родителя, но и слышать.

Следующее направление – нестандартные родительские собрания.

Чем можно помочь классному руководителю родителям. Смотреть фото Чем можно помочь классному руководителю родителям. Смотреть картинку Чем можно помочь классному руководителю родителям. Картинка про Чем можно помочь классному руководителю родителям. Фото Чем можно помочь классному руководителю родителям

Из практики убедилась, что однотипные родительские собрания не интересны родителям. Ведь в основном родительские собрания сводятся к ознакомлению с успеваемостью и беседами на различные темы, которые не волнуют родителей. Я решила пересмотреть свои подходы к подготовке родительских собраний – одной из главных ступенек в сотрудничестве родителей с гимназией. Хотелось сделать их такими, где не поучают и не ругают, а предлагают задуматься о судьбе детей, их благополучии.

Я стала искать формы не стандартных собраний. Тренинги, деловые игры, решение жизненных ситуаций, где родители играют роль своих детей и стараются решить проблему с позиции своего ребёнка. Выбираю такие темы, чтобы они касались непосредственно детей класса. Пока не получается сделать всё родительское собрание в форме деловой игры, или тренинга, но стараюсь отводить время на собрании для такой работы. И это не секрет, посещаемость родительских собраний в моём классе 90%.

Следующее направление – совместная внеурочная деятельность (КТД по Иванову).

Чем можно помочь классному руководителю родителям. Смотреть фото Чем можно помочь классному руководителю родителям. Смотреть картинку Чем можно помочь классному руководителю родителям. Картинка про Чем можно помочь классному руководителю родителям. Фото Чем можно помочь классному руководителю родителям

У нас очень насыщенная творческая жизнь в гимназии. Конечно, хочется, чтобы родители стали частью этой жизни, были активными её участниками.

Как сделать это? Использую технологию «КТД» И.П.Иванова.

Все вопросы, связанные с любым делом, обсуждаю со всеми родителями. Принимаю идеи, предложения всех. Стараюсь, всё предложенное включить в мероприятия, чтобы родители видели свой вклад и понимали, что их помощь была просто необходима.

Главное здесь – это слова благодарности даже за незначительный вклад в общее дело.

К КТД отношу не только большие мероприятия, традиции класса, которые есть у нас. Ведь бегут школьные годы, меняются учителя, классные руководители, но в памяти детей остаются те дела, которые из года в года проводятся и не забываются.

Во всех классах были свои традиции. Это класс собрал все.

Есть традиции и в родительском коллективе: Ежегодно первое родительское собрание заканчивается за чашкой чаем и вкусным тортом. А последнее родительское собрание заканчивается записью пожеланий в нашу книгу «Воспоминаний».

Следующее направление – совместная проектная деятельность.

Чем можно помочь классному руководителю родителям. Смотреть фото Чем можно помочь классному руководителю родителям. Смотреть картинку Чем можно помочь классному руководителю родителям. Картинка про Чем можно помочь классному руководителю родителям. Фото Чем можно помочь классному руководителю родителям

Почему я решила взять – это направление?

Во-первых, мне самой эта деятельность очень нравится.

Во-вторых, это ещё один из действенных путей к сотрудничеству.

В-третьих, это одна из возможностей научиться понимать мир детства и собственного ребёнка.

В ходе осуществления проектов между родителями и детьми происходит одновременно и взаимодействие, и творческое соревнование. Атмосфера игры и фантазии позволяет лучше узнать своих родных, дети и родители становятся ближе друг к другу.

Хочу предложить вам проект родителей, который они создали без моей помощи. Это небольшой рассказ о наших детях и родителях. Ссылка: https://yadi.sk/i/wQnvhqG3TYNBug0

Обязательным фактором моей деятельности является диагностика результатов. За основу взяла методику Степанова «изучения удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения», но вопросы адаптирую под свой класс, это позволяет мне отследить эффективность моей работы.

На сегодняшний день могу сказать, что работа видна.

Но еще есть над чем работать. Фундамент заложен, стены и крыша есть, будем создавать надёжный и прочный дом. Всё в наших руках.

Перемены не настанут, если мы будем ждать помощи от кого-то другого или ждать нужного момента. Ждать нужно только от самих себя. Мы сами и есть те перемены, которые нам нужны.

Источник

«Трудные» родители: как с ними общаться педагогу

Дарья Дягелец

Чем можно помочь классному руководителю родителям. Смотреть фото Чем можно помочь классному руководителю родителям. Смотреть картинку Чем можно помочь классному руководителю родителям. Картинка про Чем можно помочь классному руководителю родителям. Фото Чем можно помочь классному руководителю родителям
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Работа с родителями входит в обязанности каждого педагога и тем более классного руководителя. Но далеко не всегда с ними получается установить контакт: одни избегают ответственности, другие заваливают претензиями, третьи хамят и идут на прямой конфликт. Дарья Дягелец, учитель истории, классный руководитель и сооснователь студии педагогической поддержки, рассказывает, почему родители становятся «трудными» и как с ними работать педагогу.

Кто такие «трудные» родители

Все «трудные» родители трудны по-разному — они могут быть агрессивными, инфантильными, уставшими от детских проблем, считающими, что попробовали все возможное для установления контакта с детьми. Я для себя использую простую классификацию:

Сюда попадают родители, с которыми сложно установить контакт, потому что они его избегают. Некоторые из них считают, что воспитание ребенка — обязанность школы, другие уже столкнулись с трудностями в детском поведении и не знают, как его скорректировать, но при этом интереса пробовать у них уже нет.

Как правило, это сверхтревожные родители, которые каждую минуту хотят знать, как дела у ребенка, как он учится и не снизились ли у него в середине шестого класса шансы на поступление в университет. Чем престижнее школа и выше ее уровень — тем чаще встречаются такие родители.

Это конфликтные родители — те, кто сразу начинает предъявлять требования, травить учителя в соцсетях и мессенджерах, общаться, не сдерживая эмоций.

Как снизить родительскую тревожность по отношению к школе, читайте в нашем материале «На связи с родителями: инструкция для снятия тревожности».

Как работать с «трудными» родителями

Пробовать разные каналы связи

Для оперативности учитель и классный руководитель начинает общение сразу со всеми родителями, например, в чатах. Это помогает, если нужно предупредить о родительском собрании, переходе на дистанционное обучение, необычном домашнем задании. Но если родители не откликаются, стоит писать каждому. А если не отвечают в мессенджерах, искать другие каналы связи. Например, с одним очень взрослым опекуном моего ученика мы встречаемся лично — другие способы ему не нравятся.

Изучать родителей

Сложнее всего новичкам — все родители не знакомы, их желания и привычки неизвестны. Поэтому полезно использовать диагностические анкеты, чтобы получить хоть малую долю информации — например, спрашивать о том, как родители оценивают детей, их успеваемость, считают ли, что у них есть проблемы в школе.

Большая часть информации откроется учителю постепенно. Например, я знаю, что с некоторыми родителями получается общаться только в первом полугодии — дальше у них начинаются авралы на работе и не остается времени и сил на школьные дела, на просьбы они реагируют нервно.

Постарайтесь общаться, учитывая потребности семей: они не будут вовлечены, если их не заинтересовать. Если родителям без разницы, как учится их школьник, они не будут помогать с домашними заданиями. Но могут помочь с режимом дня, если хотят, чтобы ребенок был здоровым или, например, дисциплинированным.

Подключать администрацию

Это особенно помогает в общении с конфликтными или тревожными родителями. Если родитель угрожает учителю, то, скорее всего, это не сработает с директором — ну или, по крайней мере, руководитель школы сам столкнется с агрессией и сможет ее правильно оценить.

Директор чаще всего встает на сторону педагога, но если происходит наоборот, то не нужно сгоряча обвинять администрацию в предательстве. Если это единичный случай, то, возможно, в администрации и правда считают, что в проблеме виноваты мы. Тогда стоит поговорить с директором без родителей и разобраться, как он видит проблему и как предлагает ее решить.

О том, как избегать конфликтов в школьной среде, читайте в нашем материале «Школа без стресса: правила для учителей и родителей».

Искать сообщников

Социальный педагог, психолог, заместитель по воспитательной работе — эти специалисты помогут в работе с родителями, если учитель не справляется. Социальные педагоги лучше объяснят, почему дети убегают из дома, психолог может провести с родителями консультацию и разобраться с их уровнем стресса.

Если таких специалистов нет в школе, попробуйте подключить ресурсные центры. Например, в Перми есть центр «Вектор» — он специализируется на профилактике и коррекции травли, но помогает и с другими трудностями.

Готовиться к встречам

И методически, и морально. Если предстоит общаться с враждебно настроенными родителями, то стоит самому сходить к психологу и рассказать о своих страхах и боли. Проконсультировать может и школьный психолог, и специалисты из муниципальных центров.

В любом случае необходимо быть в ресурсе перед сложными встречами — иначе велик риск навредить себе и усложнить проблему, которую вы пытаетесь решить. Если родители не сдержат эмоции и будут материться, а вы сорветесь и ответите им тем же, это только приведет к еще большим трудностям.

Как предотвратить появление «трудных» родителей

Самая идеальная мера профилактики — это уроки родительства в школе. Уже с восьмого класса мы можем учить будущих родителей общаться друг с другом, планировать беременность, вести бюджет. Если не хочется делать это под эгидой сексуального воспитания, можно называть подобные занятия «уроками любви, семьи и верности». Родительство — это тоже профессия, и если ей не учить, то, став взрослыми, люди будут сталкиваться с проблемами и дома, и в школе.

О том, как обстоят дела с сексуальным воспитанием в российских школах, читайте в нашем материале «Не будем об этом говорить»: уроки полового воспитания в российских школах».

Если говорить о том, что можно сделать сейчас, — это родительские клубы. Иногда они решают конкретную проблему — например, проблему травли. В одной из школ Краснокамска (Пермский край) родители и учителя столкнулись с травлей в параллели седьмых классов. Они совместно разработали стратегию работы, решили проблему, но свою команду не свернули, а организовали родительский клуб, который теперь действует на постоянной основе. В микрорайонах с большим количеством мусульман в школах есть клубы для мам-мусульманок.

Проблема в том, что такие клубы часто встречаются в обычных школах, а не в гимназиях. Там учителя, администрация и родители гонятся за компетенциями и успехами, а об отношениях и воспитательной работе думают меньше.

Что будет, если с «трудными» родителями ничего не делать

Скорее всего, прямо сейчас ничего страшного не произойдет, но проблема может усилиться через несколько лет. Скажем, сейчас родители устали и не хотят помогать слабо мотивированному восьмикласснику, а через год он не сможет сдать ОГЭ.

Или родители критикуют учителя в мессенджерах, причем «прилюдно» — можно закрыть глаза, но уровень стресса будет только расти.

Поэтому пробуйте разные приемы, обращайтесь за помощью к специалистам в школе и ресурсных центрах и подключайте администрацию. Убеждайте их, что проблема не исчезнет сама — сейчас она может казаться не такой важной, особенно на фоне пандемии, но завтра ее уже будет сложно решить своими силами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *