Чем можно помянуть человека
Как правильно поминать умерших: вопросы и ответы
В какие дни поминают умерших? Можно ли отпевать самоубийц? Как молиться об усопших родителях? Протоиерей Игорь ФОМИН ответил на самые распространенные вопросы о том как правильно поминать усопших.
Какой молитвой поминать усопших? Как часто поминать усопших?
Умерших христиане поминают каждый день. В каждом молитвослове вы можете найти молитву об усопших, она — неотъемлемая часть домашнего молитвенного правила. Также усопших можно поминать, читая Псалтирь. Ежедневно христиане читают по одной кафизме из Псалтири. И в одной из глав мы поминаем наших сродников (родных), друзей, которые отошли ко Господу.
Зачем поминать усопших?
Дело в том, что жизнь продолжается и после смерти. Причем окончательная участь человека решается не после смерти, а по втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа, которое мы все ждем. Поэтому до второго пришествия мы еще можем изменить эту участь. Когда живы — мы можем сделать это сами, делая добрые дела и веруя во Христа. Умерев, мы уже не можем повлиять на собственное посмертие, но это могут сделать люди, которые о нас помнят, болеют сердцем. Лучший способ изменить посмертную участь усопшего — это молитва о нем.
Когда поминают умерших? В какие дни поминают усопших?
Время дня, когда можно помянуть усопшего, Церковью не регламентируется. Есть народные традиции, которые восходят к язычеству и четко прописывают, как и в какой час вспоминать умерших, — но они не имеют никакого отношения к христианской молитве. Бог живет в пространстве без времени, и мы можем достучаться до небес в любой момент дня и ночи.
Церковь установила особые дни поминовения тех, кто нам дорог и отошел в мир иной, — так называемые Родительские субботы. Их в году несколько, и все, кроме одной (9 мая — Поминовение усопших воинов), имеют переходящую дату:
Суббота мясопустная (Вселенская родительская суббота) 5 марта 2016 года.
Суббота 2-й седмицы Великого поста 26 марта 2016 года.
Суббота 3-й седмицы Великого поста 2 апреля 2016 года.
Суббота 4-й седмицы Великого поста 9 апреля 2016 года.
Радоница 10 мая 2016 года
9 мая — Поминовение усопших воинов
Суббота Троицкая (суббота перед праздником Троицы). 18 июня 2016 года.
Суббота Димитриевская (суббота перед днем памяти Дмитрия Солунского, который отмечается 8 ноября). 5 ноября 2016 года.
Кроме Родительских суббот усопших поминают в храме за каждым богослужением — на проскомидии, части Божественной Литургии, которая ее предваряет. Перед Литургией можно подать записки «о поминовении». В записке пишется имя, с которым человека крестили, в родительном падеже.
Как поминают на 9 дней? Как поминают на 40 дней? Как поминать на полгода? Как поминать на год?
Девятый и сороковой дни со дня смерти — особые вехи на пути от жизни земной в жизнь вечную. Этот переход происходит не сразу, а постепенно. В этот период (до сорокового дня) умерший человек дает ответ перед Господом. Этот момент чрезвычайно важен для усопшего, он сродни родам, появлению на свет маленького человечка. Поэтому в этот период почившему требуется наша помощь. Молитвой, добрыми делами, изменением себя в лучшую сторону в честь и память близкого нам.
Полгода — такого церковного поминовения не существует. Но не будет ничего плохого, если вы помяните и на полгода, например, прийдя в храм помолиться.
Годовщина — это день памяти, когда мы — те, кто любил человека, — собираемся все вместе. Господь завещал нам: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф.18 20). И совместное поминовение, когда мы читаем молитву о родственниках и друзьях, которые уже не с нами, — это яркое, звучное свидетельство перед Господом о том, что умершие не забыты, что их любят.
Надо ли поминать в день рождения?
Да, я считаю, что на день рождения человека поминать нужно. Момент рождения — один из значимых, великих этапов в жизни каждого, поэтому будет хорошо, если вы сходите в храм, помолитесь дома, съездите на кладбище, чтобы помянуть человека.
Можно ли отпевать самоубийц? Как поминать самоубийц?
Чем можно помянуть? Можно ли помянуть водкой? Почему поминают блинами?
Тризны, поминальные трапезы, пришли к нам из глубины веков. Но в древности они выглядели по-другому. Это было угощение, застолье не для родственников умершего, а для нищих, калек, сирот, то есть тех, кто нуждается в помощи и никогда сам себе не сможет устроить подобную трапезу.
К сожалению, со временем тризна превратилась из дела милосердия в обычное домашнее застолье, причем часто с обильным употреблением алкоголя…
Разумеется, такие возлияния никакого отношения к настоящему христианскому поминовению не имеют и никак на посмертную судьбу покойного повлиять не могут.
Как помянуть некрещеного?
Человек, который не захотел соединить себя с Церковью Христовой, естественно, в храме поминаться не может. Его посмертная участь остается на усмотрение Господа, и мы здесь повлиять на ситуацию никак не можем.
Некрещеных родственников можно поминать, молясь о них дома и творя добрые дела в их честь и память. Стараться изменить свою жизнь к лучшему, быть верными Христу, вспоминая все хорошее, что сделал за свою жизнь тот, кто умер некрещеным.
Как поминают мусульман? Как поминают евреев? Как поминают католиков?
В этом вопросе нет разницы, мусульманин ли был умерший, католик или иудей. Они не находятся в лоне Православной Церкви, поэтому поминаются как некрещеные. Их имена нельзя писать в записках на проскомидию (проскомидия — часть Божественной Литургии, которая ее предваряет), но в их память можно творить добрые дела и молиться дома.
Как в храме поминать усопших?
В храме поминаются все те умершие, кто сочетал себя с Христовой Церковью в Таинстве Крещения. Даже если человек по каким-то причинам не ходил в храм в течении жизни, но крещен был, его можно и нужно поминать. Вы можете перед Божественной Литургией подать записочку «на проскомидию».
Проскомидия — часть Божественной Литургии, которая ее предваряет. На проскомидии заготавливаются хлеб и вино для будущего Таинства Причащения — преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. На ней не только приготавливаются будущее Тело Христово (Агнец — большая просфора) и будущая Кровь Христова для Таинства (вино), но и читается молитва за христиан — живых или умерших. За Матерь Божию, святых и нас, простых верующих, вынимаются частички из просфорок. Обратите внимание, когда вам дают маленькую просфорку после Причастия — из нее как будто «кто-то выковырял кусочек». Это священник вынимает частицы из просфор за каждое имя, написанное в записке «на проскомидию».
В конце Литургии кусочки хлеба, символизирующие души живых или умерших христиан, погружаются в чашу с Кровью Христовой. Священник в эту минуту читает молитву «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною молитвами святых Твоих».
Также в храмах проходят специальные поминальные службы — панихиды. Можно подать отдельно записку на панихиду. Но важно не только подать записку, но и постараться лично присутствовать на службе, где она будет читаться. О времени этой службы можно узнать у служителей храма, которым подается записка.
Как поминать усопших дома?
В каждом молитвослове вы можете найти молитву об усопших, она — неотъемлемая часть домашнего молитвенного правила. Также усопших можно поминать, читая Псалтирь. Ежедневно христиане читают по одной кафизме из Псалтири. И в одной из глав мы поминаем наших сродников (родных), друзей, которые отошли ко Господу.
Как поминать в пост?
Во время поста бывают особые дни поминовения усопших — Родительские субботы и воскресный день, когда служатся полные (в отличие от сокращенных в другие дни поста) Божественные Литургии. Во время этих богослужений совершается проскомидийное поминовение умерших, когда за каждого человека из большой просфоры вынимается частичка, символизирующая его душу.
Как поминать новопреставленного?
С первого дня упокоения человека над его телом читается Псалтирь. Если умерший — священник, то читается Евангелие. Псалтирь надо продолжать читать и после похорон — до сорокового дня.
Также новопреставленный поминается на отпевании. Отпевание положено совершать на третий день после смерти, и важно, чтобы проводилось оно не заочно, а над телом почившего. Дело в том, что на отпевание приходят все те, кто любил человека, и молитва их — особая, соборная.
Помянуть новопреставленного можно и жертвой. Например, раздать нуждающимся его хорошие, добротные вещи — одежду, предметы обихода. Делать это можно с первого дня после смерти человека.
Когда поминать родителей?
Особых дней, когда нужно поминать именно родителей, тех, кто дал нам жизнь, в Церкви нет. Родителей можно поминать всегда. И на Родительские субботы в храме, и ежедневно дома, и подавая записочки «на проскомидию». К Господу можно обращаться в любой день и час, Он обязательно вас услышит.
Как поминать животных?
Животных в христианстве поминать не принято. Учение Церкви говорит о том, что жизнь вечная уготована только человеку, так как душа, о которой мы молимся, есть лишь у человека.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Поминки: суть, правила и дни поминок
Поминки после похорон: правила, когда провести, как считать дни после смерти, суть обряда поминовения.
Дни поминок после смерти
От какой даты отсчитывать 9 и 40 дни после смерти? Считать нужно от даты смерти, а не похорон. Если человек умер до полудня, то поминки устраивают на восьмой день. Важно, чтобы прошло не больше 9 или 40 суток с момента смерти.
Суть поминок в православном христианстве
Поминки помогают душе вознестись в рай. Суть обряда поминовения, все слова и молитвы — это прошение перед Богом за усопшего перед вынесением приговора.
Сразу после смерти душа человека — без пристанища.
40 дней родные и близкие молятся об усопшем, посещают храмы, заказывают службы за упокой раба Божьего, раздают милостыню, а на 9 и 40 дни проводят поминки — обязательный ритуал прощания.
Даты поминок
Поминки в день похорон
Первые поминки проходят в день похорон, и по православной традиции это третий день после смерти. В этот день на поминках присутствуют все, кто пришел проводить усопшего в последний путь. По обычаю, они проходят в доме покойного. Но сегодня все чаще проведение поминок поручают сотруднику ритуальной службы в траурном зале или в кафе для поминок.
На 9 день после смерти
Вторые поминки устраивают на 9 день после смерти, когда собираются лишь самые близкие. Даже накрывать стол не обязательно; важно, чтобы была освященная в церкви кутья. В этот день правильно будет посетить кладбище, прибраться на могиле и помолиться за усопшего. В узком кругу лучших друзей и ближайших родственников можно обсудить, как организовать более многолюдные поминки 40 дня, кто и кому разошлет приглашения к мероприятию. Самое время заказать некролог (страницу памяти) от друзей и семьи, а также траурные открытки для обряда поминовения.
40 день или сороковины
В этот день, по православной вере, на Господнем суде решается судьба души покойного, поэтому в сороковины принято собираться, как и в день похорон, в более широком составе друзей, родственников и коллег покойного. Нужно вспоминать усопшего словами скорби, поминальными речами, эпитафиями и молиться за упокой души.
Следует посетить могилу, освятить кутью и, по возможности, заказать в церкви службу.
В годовщину смерти
Следующими днями поминовения будут годовщина смерти, день рождения и именины. Православный канон не предписывает в эти дни обязательное посещение могилы. Это зависит от возможностей близких. А вот Родительская суббота для христиан — тот день, когда визит на кладбище считается долгом перед предками.
В иных религиях обряд поминовения организован по-другому. Например, мусульманские поминки принято проводить в день похорон, а затем на седьмой и сороковой дни после смерти.
Проведение поминок
Признаться, православный канон вступает в противоречие с устоявшимися традициями поминок времен СССР, 90-х годов и укоренившимися в народе отголосками язычества. Так, есть обычай на незанятое место покойного за столом ставить рюмку водки, накрытую куском чёрного хлеба. Возле этого места рассаживаются ближайшие родственники покойного, а остальные — как кому удобно. Если мероприятие многолюдное, то ведущий должен заблаговременно позаботиться о рассадке и предложить гостям зарезервированные для них места.
Поминая усопшего, принято собираться за скромным и регламентированным столом, причем РПЦ не приемлет алкоголя на поминках.
Свеча перед портретом покойного тоже будет отступлением от церковных правил — их ставят только перед ликом святых. Правильно будет купить икону святого покровителя усопшего и зажечь свечку перед ней, а фотопортрет усопшего ничем не заслонять.
Одежда аккуратная, строгая, неброских цветов. Поведение должно соответствовать поводу: скромность, деликатность, умеренность во всем.
Постные поминки: меню поминального стола
В идеале по православным канонам блюда для поминок должны быть постными, а кушанья поминальной трапезы должны быть освящены в церкви. Если же эти правила вам соблюсти тяжело, можно хотя бы приготовить несколько традиционных православных поминальных блюд. Во-первых, это кутья — сладкая рассыпчатая крупяная каша из риса или пшена с изюмом, приправленная мёдом. Затем — блины без начинки и кисель. Кутья традиционно подаётся на стол вначале и предлагается в первую очередь самым близким родственникам усопшего. Кроме этого, уместно готовить на поминки несложные и классические блюда — пироги с разными начинками, свежие овощи, варёный или печёный картофель, крутые яйца. Поминальный стол не предполагает кулинарных изысков. Остатки угощения традиционно принято разделять меж расходящимися гостями.
Что говорить на поминках
Первое слово на поминках традиционно получает глава семьи. В дальнейшем обязанность следить за общей беседой и мягко направлять её возлагается на одного из родных, но всё же не на ближайшего родственника, чьё горе воспринимается пока очень остро. На эту роль выбирают человека, который хорошо знал покойного, и кто способен управлять столом.
К поминкам не применимы привычные нормы застолья. Паузу в траурной речи от нахлынувшего горя не стоит закрывать пустыми репликами, тем более, на отвлечённую тему. Молчание на поминках — это не только нормально, но и правильно: в тишине каждый вспоминает умершего и полнее ощущает свою связь с ним.
Траурная речь на поминках
Когда вы решите высказаться — встаньте и расскажите вкратце, чем вам запомнился покойный. Не нужно перечислять весь список достоинств, а лучше ярко обрисовать некий интересный факт. Хорошо бы припомнить какой-нибудь случай, когда усопший помог вам лично. Расскажите про него, но избегайте упоминаний про кого-то из гостей церемонии.
Многие чувствуют себя увереннее, когда заранее отрепетируют свою речь. Она не должна быть слишком затянутой, ведь высказаться на поминках может каждый. Пусть мозаика воспоминаний сложится из небольших, но ярких фрагментов жизни и добрых дел покойного.
Соболезнования, как и любое искреннее выражение чувств, некоторым даются нелегко. Не стоит включать глубоко личные слова в речь, которую вы будете произносить во всеуслышание. Естественно и правильно, выражая соболезнования, предложить посильную помощь, а в таком заявлении, сделанном прилюдно, всегда есть оттенок тщеславия.
Подумайте о траурном подарке!
Наедине вам будет проще от души проявить сочувствие близким покойного и узнать, не можете ли вы что-нибудь сделать для них. Тем более, с предложением помощи не стоит тянуть до официальных поминок: от вас может понадобиться сделать что-то как раз связанное с их организацией.
Поминки нужны живым не меньше, чем усопшему. Этот ритуал призван облегчить переживания и помочь принять новую реальность.
Похороны, поминки и увековечение памяти — это еще и хлопоты, и расходы. Помощь деньгами или соответствующими случаю подарками в эти дни уместна и благородна. Подавленные горем, ближайшие родственники в эти дни могут не подумать о будущем памятнике на могилу или о странице памяти о покойном. Между тем, покупка таких ценных подарков вскладчину стала бы весомой помощью родным и близким и знаком памяти об усопшем.
Поминовение усопших
О необходимости поминовения усопших
Молитвы за усопших
Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы ( Лк.20:38 ).
Поминове́ние усо́пших — богоугодное действие, ходатайственного характера, направленное на улучшение участи усопших.
По учению Святой Православной Церкви все верующие в Господа Иисуса Христа не умирают, но живут вечно. «Всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет во век» ( Ин.11:26 ). Поэтому умирающие православные христиане не перестают быть членами Святой Церкви, сохраняя молитвенное общение со всеми остальными ее чадами.
В памятные для усопшего дни (кончины, именин, рождения) он именуется приснопоминаемым или приснопамятным.
Любовь не умирает
Плодом жизни любого человека является только одно – любовь, которую он смог проявить в своей жизни. После временного разлучения души и тела до Страшного Суда, усопший уже не может творить дела любви, но его любовь может умножаться через его близких в его память.
Близкие могут духовно возрождаться, желая помочь усопшему, поминать его на Литургии, молиться о нём, творить дела милосердия в его память.
— Поминовение на Божественной литургии
«Всякий желающий проявить свою любовь к умершим и подать им реальную помощь может наилучшим образом сделать это молитвой о них и, в особенности, подачей записки для поминовения на Божественной литургии. Ничего лучшего и большего сделать для них мы не можем. Это им всегда необходимо…» (архиеп. Иоанн (Максимович)).
— Милостыня
Кроме молитвы за усопших ещё одним действием поминовения их является милостыня. Под милостынею понимается не только подаяние нищим в память усопшего, но всякое благодеяние по отношению к нуждающимся.
Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Роскошное погребение, не есть любовь к умершему, но тщеславие. Если хочешь соболезновать об умершем, покажу тебе иной способ погребения и научу тебя полагать ризы, убранство, достойное его и его прославляющее: это милостыня».
— Молитва
Любовь к умершим родственникам возлагает на нас, ныне здравствующих, святую обязанность – молиться о спасении их душ. По словам священника Николая Успенского, «…молясь об усопших родственниках, мы доставляем им единственное благо, которого жаждут их души, – помилование от Господа».
Для молитв за умерших назначен и особый день в седмице – суббота, в которую полагается заупокойная служба (кроме праздников, если случатся в этот день).
Помимо частных поминовений усопших, Святая Церковь установила общие поминовения. Дни особого общего поминовения усопших называются родительскими субботами. В эти дни поминаются все от века умершие христиане. Почему именно в субботы, а не в другие дни, полагается моление об упокоении душ? Потому что день субботы, как день покоя, по своему значению есть наиболее примечательный для моления – упокоить умерших со святыми. А родительскими они называются потому, что каждый человек поминает, прежде всего, самых близких людей – своих родителей. Это:
Накануне родительских дней вечером в храмах совершаются парастасы – заупокойные всенощные бдения, а после литургии бывают вселенские панихиды.
Из глубокой древности идет обычай совершать о каждом усопшем поминовение в третий, девятый и сороковой дни по его кончине, а также совершать сорокоусты. Сорокоуст – это непрерывное поминовение в течение 40 дней по кончине.
Также поминовению усопшего посвящается годовой день смерти, день рождения и именин в том смысле, что умерший жив и бессмертен по духу и некогда совершенно обновится, когда Господь воздвигнет тело его.
Помимо участия в заупокойных богослужениях, Святая Церковь заповедует своим чадам поминать усопших и на домашней молитве. Здесь каждому молящемуся предоставляется некоторая свобода для проявления личного усердия. В дополнение к вечерним и утренним молитвам иноки и миряне прочитывают помянник, совершая поименное поминовение живых и мертвых. Кроме того, существует древний обычай читать Псалтирь по усопшим. На домашней молитве по благословению духовника может быть совершено поминовение и тех, кого нельзя поминать на церковном богослужении – своих родных и близких, скончавшихся вне ограды Православной Церкви – некрещеных, еретиков и т.д. Оптинские старцы разрешали на домашней молитве поминать даже самоубийц.
Слышат ли усопшие наши молитвы о них?
Общение между земной и Небесной Церковью несомненно существует. Оно основано на христианской любви и выражается в молитвенной помощи друг другу. Спаситель говорит: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» ( Лук.20:38 ). Апостол Павел пишет: «Любовь никогда не перестаёт» ( 1Кор.13:8 ).
Вопрос о том, как именно отражаются на усопших молитвы за них со стороны членов земной Церкви, не имеет в Православном Догматическом Богословии детального, вплоть до подробностей, раскрытия. О чём можно говорить с уверенностью, богоугодные молитвы за почивших ближних не остаются бесплодными; благодаря молитвенному повиновению почившие могут получать утешение и отраду. Мы не можем точно сказать, что усопшие именно слышат наши молитвы, но можем утверждать, что они чувствуют их.
О каких-то деталях из жизни усопших и о том, как на них сказываются обращенные к Богу молитвы, можно узнать из содержания частных откровений, преподававшихся в разное время тем или иным святым.
Так, из откровения преподобному Григорию, ученику святого Василия Нового, известно, что душа блаженной Феодоры (после её физической смерти), проходя через мытарства, ощущала на себе следствие молитв духовника, отца Василия. При этом она понимала, кто за неё молится. Его молитвы способствовали ей в прохождении мытарств.
Довольно внимательно к этому вопросу относился святитель Григорий Двоеслов. В одном из наиболее известных произведений этого автора, «Диалоги…», представлена история о двух благочестивых женах, которые, к сожалению, не могли обуздать свои языки. Они не сделали этого даже и после того, как были обличены и наставлены «человеком Божьим», предупредившем их, что если не исправятся, то он отлучит их от Церкви. Вскоре остроязычные женщины умерли и были погребены в пределах местного храма. Когда в храме совершалась Евхаристия, и диакон, в определенное время, согласно традиции, указывал лишённым общения покинуть собрание верных, бывшая кормилица умерших жен видела, как они, вдруг, поднимались из гробов и удалялись вон. Когда она сообщила об этих видениях «человеку Божьему», тот вручил ей просфору и велел принести её Господу. После того, как она выполнила распоряжение святого, усопшие больше не «поднимались» из гробов и не удалялись из церкви. Из сказанного следует, что каким-то таинственным образом душам женщин становилось известным возглашение диакона, однако каким, святитель Григорий не объясняет.
Свидетельств подобного рода известно немало, однако, следует помнить, что не всё, о чём в них сообщается, можно понимать буквально: в них много загадочного и символического.
Кроме того, доверять можно не всяким свидетельствам. Например, далеко не всякое «явление» «родственника» во сне есть действительное явление родственника. Скажем, под видом родственных душ спящему могут являться лукавые духи. С другой стороны, «явление почившего родственника» может быть естественным результатом напряженных воспоминаний или переживаний о нём. Правильным действием в случае «явления» усопшего ближнего будет — усилить молитву как о себе, так и о ближнем, чей образ был явлен во сне.
Откуда пошел обычай поминать усопших через определенные периоды после смерти?
Митрополит Макарий (Булгаков) пишет, что «объяснение этого обычая находим у немногих, хотя неодинаковое, впрочем, вообще согласное с духом благочестия. Так в книге Постановлений апостольских читаем: “Третий день по кончине умерших должно проводить в псалмопениях, чтениях и молитвах ради Того, кто в третий день воскрес из мертвых; девятый – в воспоминание живых и умерших; сороковой – по древнему примеру; ибо столько дней народ оплакивал Моисея; наконец, день годичный – в память самого умершего”. У св. Макария Александрийского говорится, что в продолжение сорока дней душа умершего странствует по мытарствам, и поминовение еe в третий, девятый и сороковой день соответствует возношениям ее ангелами в эти именно дни на поклонение небесному Судии, который, наконец, в сороковой день определяет ей известную участь до последнего суда. Евстратий, константинопольский пресвитер и Филипп пустынник излагают следующее объяснение: в третий день творится первое торжественное поминовение усопшего в соответствие тому, что в третий день воскрес Христос и в первый раз явился ученикам своим; в девятый день творится такое же поминовение, – так как чрез восемь дней в девятый после воскресения Господь вторично явился ученикам своим; наконец, в сороковой день совершается последнее такое же поминовение потому, что в сороковой день Господь в последний раз явился Апостолам и вознесся на небеса. Писатели последующего времени представили и другие благочестивые объяснения этого древнего обычая Церкви».
Чем можно утешиться скорбящему по умершем сроднике?
За умерших надо молиться. Для них церковная молитва — это настоящая пища, а не водка, налитая на кладбище, никому не нужная, кроме бесов и алкоголиков.
убиенный священник Даниил Сысоев
Очень часто люди интересуются, как можно узнать о судьбе умершего близкого человека? В медицине есть такое понятие — гипердиагноз. Когда я работал на Скорой помощи, то у нас было четкое правило: если у человека стенокардия, то терапия должна быть как при инфаркте миокарда. Если у человека острый живот, то надо предполагать самое худшее — перитонит или аппендицит, и не применять никакие средства, чтобы снять симптоматику. Надо было всё время подразумевать худшее, чтобы к этому худшему быть готовыми.
Так надо относиться и к усопшим родным и близким — как будто у них всё плохо и требуется наша помощь, наша молитва, наше участие в их жизни. А не самоуспокоение: ну, наверное, у них всё хорошо, тогда я особо молиться не буду. Лучше перетрудиться в любви, лучше передать, чем недодать.
Не надо из праздного любопытства вопрошать, как там мои усопшие родственники? Всё мы узнаем только тогда, когда увидим своими глазами, то бишь, когда сами перейдем в мир иной. Епископ Игнатий Брянчанинов предупреждает, что такого рода откровения могут быть как с левой стороны, так и с правой стороны, как от ангелов, так и от бесов. Поэтому не надо в потусторонний мир добровольно залезать, не надо предвосхищать откровения о том мире, если это не происходит вдруг каким-то чрезвычайным образом.
архимандрит-Мелхиседек Артюхин