Чем можно торговать на ярмарке выходного дня
Чем можно торговать на ярмарке выходного дня
Статья 11. Требования к организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них
(в ред. Федерального закона от 23.12.2010 N 369-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 23.12.2010 N 369-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Организатор ярмарки разрабатывает и утверждает план мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней, а также определяет режим работы ярмарки, порядок организации ярмарки, порядок предоставления мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке.
(в ред. Федерального закона от 23.12.2010 N 369-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Организатор ярмарки опубликовывает в средствах массовой информации и размещает на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию о плане мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней.
(в ред. Федерального закона от 23.12.2010 N 369-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 23.12.2010 N 369-ФЗ, от 28.12.2013 N 446-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Размер платы за предоставление оборудованных мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке, а также за оказание услуг, связанных с обеспечением торговли (уборка территории, проведение ветеринарно-санитарной экспертизы и другие услуги), определяется организатором ярмарки с учетом необходимости компенсации затрат на организацию ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней.
(в ред. Федерального закона от 23.12.2010 N 369-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Требования к организации продажи товаров (в том числе товаров, подлежащих продаже на ярмарках соответствующих типов и включению в соответствующий перечень) и выполнения работ, оказания услуг на ярмарках устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей, законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, законодательством в области охраны окружающей среды, и других установленных федеральными законами требований.
(часть 6 в ред. Федерального закона от 23.12.2010 N 369-ФЗ)
Как получить место на ярмарке выходного дня
1. Что такое ярмарка выходного дня?
Ярмарки выходного дня — это ярмарки, которые созданы для поддержки сельхозпроизводителей. Они работают с апреля по декабрь включительно (в пятницу, субботу и воскресенье). Торговые места предоставляются бесплатно.
На ярмарках выходного дня можно продавать только сельскохозяйственную продукцию (овощи, фрукты, ягоды, мясные, рыбные, молочные продукты) и продовольственные товары (хлебобулочные изделия, крупы, муку, растительные масла, соль, сахар, приправы, чай, кофе, консервы и кондитерские изделия), произведенные на территории Российской Федерации, государств — членов Евразийского экономического союза.
2. Кто может получить место на ярмарке?
Получить торговое место на ярмарке выходного дня могут:
Физические лица могут получить торговые места только по группе товаров «овощи и фрукты». Причем 60% этих мест должны предоставляться ведущим личное подсобное хозяйство или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством, 20% — главам крестьянских (фермерских) хозяйств. Оставшиеся 20% распределяются между ИП и юрлицами.
На каждой ярмарке одно место должно быть предоставлено пенсионеру (либо инвалиду), чтобы он мог продавать выращенную на своем участке продукцию.
3. Когда проводятся ярмарки?
В Москве ярмарки выходного дня проводятся с апреля по декабрь в пятницу, субботу и воскресенье.
Сроки проведения ярмарок выходного дня утверждаются каждый год организатором ярмарок выходного дня — ГБУ «Московские ярмарки».
4. Как зарегистрироваться и получить место на ярмарке?
Чтобы торговать на ярмарке, вам нужно подать заявку. Сделать это можно только онлайн на сайте mos.ru.
Если у вас нет доступа в интернет, вы можете обратиться в любой центр «Мои документы». Там есть зоны электронных услуг, где установлены компьютеры с бесплатным доступом в сеть.
В одном запросе можно указать только одну ярмарку. При этом количество запросов не ограничено.
Места выдают в порядке очередности: кто раньше подал заявление, тому и предоставляется место. Если вам не хватит мест, вас включат в лист ожидания.
5. Какие документы понадобятся?
Для работы на ярмарке выходного дня вам понадобятся:
Документы должны быть у продавцов в течение всего времени работы на ярмарке. Их могут потребовать уполномоченные должностные лица или организаторы ярмарки.
6. Как найти ярмарку выходного дня?
Ярмарки выходного дня организовывают во всех округах Москвы. Места для их размещения утверждают ежегодно.
Адреса ярмарок выходного дня размещаются в разделе Департамента торговли и услуг города Москвы на mos.ru. Также вы можете найти их на карте на портале открытых данных.
7. Какие технические рекомендации учесть при подаче заявки?
Технические рекомендации:
Советы по авторизации
На портале mos.ru включены дополнительные способы защиты учетных записей пользователей. Если вход на портал осуществляется с нового устройства, производится дополнительная проверка. На номер телефона, указанный в личном кабинете, отправляется СМС-код, который нужно ввести в специальном поле на портале.
8. У меня остались вопросы. Куда обратиться?
Проект курирует Департамент торговли и услуг Москвы. Организацией ярмарок занимается ГБУ «Московские ярмарки».
Сезонная торговля: как работать без штрафов
Каждое лето вокруг нас вырастает огромное количество разных лотков с мороженым, прокатом велосипедов и роликов, батуты и прочие радости жизни. Зимой появляется пиротехника, прокат карнавальных костюмов, Дед Мороз со Снегурочкой. Все это — сезонный бизнес, который ничуть не отличается от бизнеса, который функционирует круглый год с точки зрения его организации и законности. Давайте сегодня разбираться как быть тем, кто работает от сезона к сезону, и что им нужно для работы по всем правилам.
Как зарегистрировать сезонный бизнес
На самом деле так же, как и не сезонный. Определиться с организационно-правовой формой и подать заявление на регистрацию. Для сезонного бизнеса чаще подходят более простые формы:
Где можно осуществлять сезонную торговлю
Стихийная торговля в Российской Федерации запрещена, поэтому собираясь вести сезонную деятельность нужно убедиться, что вы не нарушаете ни чьи права. Как это сделать:
В Москве штраф за торговлю в неположенном месте — от 2 500 до 500 000 руб. по ст. 11.13 КоАП Москвы.
К тому же, если вы планируете продавать в розницу, готовить еду или ваш сезонный бизнес связан со спортивной деятельностью, то нужно отправить уведомление в Роспотребнадзор о начале деятельности. Так указано в Постановлении Правительства от 16.07.2009 № 584.
Для торговли нужна касса
Если вы планируете использовать и безналичный расчет (т. е. оплату картами, Apple Pay, Google Pay и т. п.), тогда выбирайте или кассу, в которую уже встроен эквайринг или дополнительно установите обычный эквайринговый терминал. Безналичная оплата пользуется невероятной популярностью, поэтому должна быть возможность принимать как наличные, так и безналичные платежи.
Терминалы и решения для онлайн-касс от Калуга Астрал.
Электронная подпись тоже нужна?
Электронная цифровая подпись заменяет обычную подпись. Многие предприниматели используют электронный документооборот при котором ЭЦП просто необходима.
Новый сервис электронного документооборота от Астрал.ЭДО.
В сезонной торговле вам тоже не обойтись без ЭЦП. Как минимум, чтобы зарегистрировать онлайн-кассу вам понадобиться цифровой аналог вашей подписи.
ЭЦП нужна для работы с маркированными товарами, например, мороженым. Ведь обмен документами при маркировке происходит в электронном виде.
Директор или предприниматель может получить ЭЦП в ФНС, бесплатно.
Если вам нужно несколько подписей — для сотрудников, то им придется получать их в специальных удостоверяющих центрах. Обратите внимание, что хоть сама ЭЦП в ФНС выдается бесплатно, однако чтобы ее получить, нужно прийти со своим носителем. Приобретать носитель нужно самостоятельно. Обычная флешка для этой цели не подойдет! ФНС РФ исключила возможность записи квалифицированного сертификата на обычный флеш-накопитель.
Купить электронную цифровую подпись Астрал-ЭТ от 900 руб.
Маркировка и прослеживание
С 1 июля начала работать система прослеживаемости товаров. Если вы решили заниматься продажей маркированных или прослеживаемых товаров, то учтите, что есть необходимые требования к работе с ними.
Маркировка товара — это регистрация и учёт продукции в государственной системе «Честный ЗНАК». Она помогает отслеживать весь путь товара от производства до продажи конечному покупателю. Маркировке на сегодняшний день подлежат:
Перечень товаров также будет расширяться, поэтому обязательно необходимо следить не попадает ли ваш товар под маркировку.
Готовые решения Астрал.Маркировка — все для работы с маркированными товарами.
Сезонная торговля, как и несезонная требует соблюдения обязательных требований. Задумались об открытии в жару точки по продаже лимонада, устраиваете новогодние праздники или печете по праздникам торты — обязательно убедитесь, что вы соблюдаете все требования и у вас есть все необходимое для работы по закону.
Как мы участвовали в новогодней ярмарке
И с трудом окупили расходы на подготовку
У нас с сестрой своя кондитерская. Мы печем десерты и продаем их через интернет.
В декабре 2018 года мы участвовали в новогоднем маркете в Санкт-Петербурге: продавали десерты. Потратили на подготовку 22 тысячи рублей, а продали на 27 тысяч. Заработали всего по 2,5 тысячи на человека за два дня.
Расскажу, какие ошибки мы совершили и почему подобная ярмарка для малого бизнеса не всегда дает ожидаемую прибыль.
Зачем мы участвуем в ярмарках
Нашей кондитерской четыре года. На последнем курсе петербургского университета ЛЭТИ я попала на мастер-класс французского кондитера Мишеля Вийома и начала печь сама. Фотографии изделий я выкладывала в инстаграм и так получила первые заказы. Сейчас я работаю профессиональным кондитером в крупном отеле и иногда пеку на заказ. Я делаю муссовые торты и пирожные «макарон» по французским рецептам, чизкейки, ягодные тарты и готовлю сладости для свадеб. Мне помогает сестра Оля.
В мае 2014 года мы впервые решили выйти в офлайн и увеличить клиентскую базу. В Санкт-Петербурге тогда проходил «Ресторанный день», где любой желающий мог открыть свое кафе, ресторан или бар на один день. Условия участия просты: найти место и решить, что продавать. Заработали тогда немного, но зато нашли новых постоянных клиентов. С тех пор мы работали еще на двух ярмарках и остались довольны. Такой формат помогает получить дополнительный доход, понять спрос и наработать опыт на случай, если мы когда-нибудь откроем свое кафе.
В 2018 году мы решили участвовать в маркете в четвертый раз. Помимо основных задач хотели проверить гипотезу о том, что снизился спрос на десерты с традиционным составом. Сейчас пик популярности здорового образа жизни, и многие предпочитают продукты без муки, сахара, молока. Поэтому часть десертов мы сделали для людей, которые не едят мучные и молочные продукты, другая часть состояла из традиционных десертов. Если бы гипотеза подтвердилась, мы пересмотрели бы ассортимент и разработали на будущее новые позиции «без всего».
Но все оказалось не так просто. По прибыли этот маркет стал худшим из всех, где мы участвовали. Почти на каждом этапе можно было избежать ошибок, которые повлияли на продажи. Расскажу об этих ошибках подробнее.
Выбор ярмарки
Участвовать в предновогодней ярмарке мы решили в начале ноября. Поскольку мы живем в Санкт-Петербурге, выбор мест был большой: здесь маркеты проходят практически каждые выходные. Но для нас были важны два момента.
Продолжительность — максимум два выходных дня. У нас обеих есть постоянная работа, поэтому заготовить продукцию даже на три дня мы не смогли бы.
Еще нам хотелось, чтобы ярмарка проходила не в торговом центре, а в красивом городском пространстве. В таких пространствах лучше вентиляция, а в торговых центрах всегда душно. Мы продаем на ярмарках десерты без витрины-холодильника, поэтому, если слишком жарко, они могут испортиться.
Мы выбрали «Маркет у моря» в «Порту Севкабель». Сейчас эта площадка — одно из самых популярных пространств в Петербурге. Она находится в гавани Васильевского острова на территории кабельного завода. В разных корпусах «Севкабеля» регулярно проходят музыкальные фестивали, вечеринки и выставки. Примерно за неделю до маркета стало известно, что на набережной с видом на Финский залив зальют каток. Мы были уверены, что будет много посетителей.
Ошибки и выводы. Изначально организаторы планировали проводить ярмарку только в одном корпусе. Но из-за большого количества участников решили задействовать еще одно помещение. Нам предложили встать не в главном пространстве, а во втором здании. Объяснили, что там будет вся еда и так будет удобнее. Мы согласились.
В первый день ярмарки оказалось, что люди до второго здания не доходят, потому что просто не знают, что в нем тоже проходит маркет. Только на следующий день организаторы повесили на входе в наш корпус флажки и плакат с надписью «Маркет у моря». Нам следовало заранее уточнить все детали организации — еще на этапе выбора ярмарки. Если бы мы сразу все выяснили, то попросили бы поставить нас в другой корпус или выбрали бы другой маркет.
Сколько стоит участие в маркете
Чтобы принять участие в ярмарке, нужно оплатить место. Цена полностью зависит от площадки и организаторов. Например, в 2016 году мы платили 8 тысяч рублей за два дня, а в 2017 — 12 тысяч. В этот раз аренда стоила 7 тысяч. В цену входило само место и один стул. Также можно было пользоваться электричеством, взяв с собой удлинитель. Оплату я переводила организаторам на карту.
Обычно организаторы спрашивают только основную информацию: название бренда, телефон, способ оплаты и размеры стола. Их не интересует, есть ли у нас ИП или санитарные книжки. Также нас никогда не просили прислать ИНН, копии паспортов или других документов. Максимум, что нужно, — написать, что мы планируем продавать. Иногда требуется текст про бренд и фото для анонса в группе маркета.
Место
Во время двух первых маркетов мы торговали на улице. Стоять на улице удобно: светло и комфортно. Поздней весной и летом в Петербурге обычно нежарко, поэтому десерты долго сохраняют товарный вид и свежесть. Когда мы участвовали в третьем маркете, про улицу речи даже не было — дело было под Новый год, а в Петербурге в это время всегда не выше нуля, идет дождь или мокрый снег. Все ярмарки в такую погоду проходят только в помещениях.
мы заплатили за место на ярмарке
Пространство, в котором нам предложили встать в этот раз, называлось «Цех» — это самый большой корпус на территории «Севкабеля» с окнами на набережную. Как нам объяснили, там планировали расположить фудкорт. Фудкорт на ярмарке — это место, где находятся все лавки с едой и напитками, а также есть скамейки и столы, чтобы посетители могли отдохнуть и поесть. На маркетах в такой зоне можно найти все: от фалафеля и пиццы до бургеров и шоколада. Обычно фудкорт расположен на отдельной площадке в конце торговых рядов.
Мы сразу согласились встать в предложенном месте — решили, что нас точно разместят рядом с едой. На предыдущих маркетах организаторы автоматически ставили нас на фудкорт. Когда появилась схема расстановки участников, выяснилось, что наши соседи слева будут торговать галстуками-бабочками. Уже на самой ярмарке появились еще соседи — с носками и медом, а напротив — с еловыми венками.
В первый день стало понятно, что нам придется стоять в пуховиках либо постоянно двигаться — в здании было холодно. Организаторы перед ярмаркой предупреждали, что лучше стоять в легких куртках. Но мы в спешке приготовлений не продумали одежду, поэтому в первый день стояли в кофтах и фартуках и замерзли. Надевать уличные пуховики мы не стали, потому что в них неудобно двигаться.
Вечером выяснилось, что в этот день на набережной заливали каток, а из «Цеха» на него есть выход. Поэтому в здании была открыта дверь, через которую заезжала и выезжала машина для заливки. Из-за этого было очень холодно и дул сквозняк.
Ошибки и выводы. Мы не обратили сразу внимания на то, куда нас поставили, и сделали большой промах. Оказалось, что фудкорт расположен по периметру помещения, а внутри — торговые ряды. В результате в нашем ряду мы были единственные со съедобной продукцией. Посетители не сразу понимали, что у нас еда, и поэтому мало покупали.
Мы не стали тратить время и выезжать на площадку накануне маркета, чтобы оценить обстановку. В результате весь маркет простояли в неудачном месте, а в первый день еще и замерзли.
Обычно на всех ярмарках можно завезти часть товаров на площадку накануне вечером и осмотреться. Так есть шанс оценить место, соседей, температуру в помещении и иногда попросить организаторов поменять место.
В этот раз такая возможность тоже была, но мы ею не воспользовались. Мы не успевали с подготовкой продукции, поэтому не были готовы везти товар на площадку накануне.
Ассортимент и оформление стола
При планировании ассортимента мы придерживались двух критериев:
Поскольку близился Новый год, мы решили сделать новогодний ассортимент и сразу в двух вариантах: с мукой и сахаром и без этих продуктов.
Все позиции были рассчитаны таким образом, что половину мы продаем в первый день и еще половину — во второй. По опыту предыдущих маркетов мы знали, что больше товара не поместится на столе, так как хотели еще и украсить его.
Всего у нас получилось 7 позиций. В планах было еще несколько, но от них пришлось отказаться.
В качестве традиционных позиций мы приготовили то, в чем были уверены:
В процессе приготовления решили дополнить ассортимент чизкейком: оказалось, что у нас много сливочного сыра.
Гипотезу про спрос на десерты без муки и сахара мы решили проверить еще на двух позициях: апельсиновых кексах без муки и рулетах. Рулеты мы сделали трех видов: с японским чаем матча, кокосовый без лактозы и шоколадный без муки. Сливки в кокосовом рулете мы заменили кокосовым молоком, а муку в шоколадном — марципаном.
Оформление стола. Сбоку мы поставили вазу с ветками и цветами, посередине приклеили шоколадные буквы, перед буквами разложили продукцию, которую не надо резать. За буквами — все, что планировали продавать кусками, чтобы не нужно было тянуться с ножом через весь стол. В результате у нас получился самый красивый стол за все годы участия в маркетах.
В первый день мы распродали часть продукции, поэтому нужно было заполнить стол снова. Утром во второй день мы собрали партию «Павловых» и шоколадных пирожных. Рулеты решили больше не печь, поскольку вечером после торговли не было сил да и покупали их плохо. Стол был не так заполнен, как в первый день, и смотрелся не очень эффектно. Зато мы могли с уверенностью говорить, что все свежее.
Ошибки и выводы. Лучше всего покупали чизкейк и апельсиновый кекс без муки, хотя мы возлагали на него меньше всего надежд. В процессе приготовления мы почему-то решили, что он получится невкусным. Хуже всего продавались «елки» и кокосовый рулет.
«Елки» были отличными. Почему они не пошли — мы так и не поняли. Рулет мы сами не рекомендовали покупать — он был жирный и плохо держал форму. Так произошло потому, что крем для него мы сделали на основе кокосовых сливок, а не натуральных. Если бы мы заранее опробовали новый рецепт, то не стали бы делать рулет на продажу. Но мы не успевали, поэтому несколько новых позиций делали вслепую и дегустировали уже на ярмарке. Промахнулись только с рулетом — все остальное было очень вкусное.
По нашим наблюдениям, в Санкт-Петербурге люди действительно стали есть меньше сахара, продуктов животного происхождения и муки. На наше: «Попробуйте пирожные» многие отвечали: «Я сладкое не ем» или «О, у вас все с сахаром и молоком, нет-нет ». Возможно, стоит переосмысливать классические рецепты и искать замену традиционным ингредиентам — муке, сахару и молоку. Но для этого нужно много экспериментировать.
С оформлением тоже нужно продумывать все до мелочей. Мы поставили вазу с водой на стол и в какой-то момент уронили ее. Вода залила полстола и испортила общий вид. Пришлось часть десертов продавать со скидкой. Мы сделали вывод, что не следует ставить емкости с водой на стол, даже для украшения.
Закупка продуктов
Мы покупали продукты в разных местах. Шоколад я купила в профессиональном магазине для кондитеров. Если купить дешевый шоколад в обычном супермаркете, можно испортить вкус десертов. Еще в кондитерском магазине мы купили малиновое пюре, миндально-фундучное пралине, миндальную муку и другие редкие ингредиенты.
мы потратили на шоколад
Обычные продукты — яйца, сливки, сливочное масло и сухофрукты — закупили на оптовой базе. Нам казалось, что там цены ниже. Но потом выяснилось, что сливки, например, дешевле в «Ашане». Впрочем, туда мы тоже ездили не раз, когда внезапно что-то заканчивалось.
Для украшения десертов мы покупали лайм, кокосовые чипсы, полкило клубники и четыре упаковки малины и ориентировались не на цены, а на вид. Тут обычно работает правило «скупой платит дважды». Если купить слишком дешевые ягоды, половина из них в упаковке может быть испорчена и придется покупать еще. Поэтому на них мы не экономим.
Как на ярмарках продают книги, помощь людям и еду
Ярмарки кажутся чем-то красочным, душевным и веселым, но чтобы их организовать, нужно найти помещение, собрать участников, отправить уведомления государству и привлечь посетителей. А потом посчитать расходы-доходы и неприятно удивиться.
Ярмарка-фестиваль «Другие книги»
Рассказывает Анна Яковлева
Формат ярмарки. Мы — независимый книжный магазин «Перемен» — проводим ярмарку-фестиваль «Другие книги» раз в год в конце апреля в Новосибирске.
Ярмарка — лишь часть фестиваля, кроме нее организуем лекции, мастер-классы, встречи с авторами, издателями и переводчиками. Каждый год выбираем узкую тему, например визуальное чтение и комиксы или почему взрослые читают детские книги.
Доходы и расходы. Одна из самых крупных трат — аренда. В нашем магазине фестиваль не проводим, потому что там мало места — пятьдесят квадратов. Первые два года проводили в кинотеатре «Победа», потом перешли в лекторий-бар «Поток», арендуем две локации на полторы тысячи человек. Стоимость аренды не можем озвучить по условиям договора.
Затраты на организацию фестиваля в 2019 году примерно такие:
Расход
Сумма
Билеты для представителей издательств, авторов и лекторов
Проживание для представителей издательств, авторов и лекторов
Дизайн и хостинг сайта
Доставка книг из столиц и по городу
Вода, перекусы для волонтеров и разные мелочи
Материалы для мастер-классов: ножницы, клей, бумага
Типография: афиши, входные браслеты, рубрикаторы для оформления площадки
Вознаграждение участникам крауд-программы
Оплата детских мастер-классов
Это округленные суммы за прошлый год. В этом году фестиваль пройдет 25-26 апреля, и по затратам получается примерно так же, если не считать помощь партнеров.
В этом году запустили краудфандинг на площадке «Планета.ру», чтобы собрать деньги на фестиваль. Самым популярным лотом был билет на программу для иллюстраторов — продали на 139 000 рублей, после вычета комиссии платформы получилось 118 000 рублей.
С расходами иногда помогают спонсоры. Например, в этом году Яндекс-такси выдали нам купоны на проезд лекторов от аэропорта до гостиницы, и мы сэкономили на этом 20 000 рублей. Взамен мы вкладывали закладки с промокодами в книги: каждый, кто покупал книгу, получал скидку сто рублей на поездку в такси.
Мечтаем найти спонсора, чтобы продавать книги по ценам издательств и платить гонорары лекторам. Но пока не нашли, поэтому решили в 2020 году сделать часть фестиваля платной. Билеты на мастер-классы для иллюстраторов и педагогов будут стоит от трехсот до пятисот рублей за два дня, а в программе — до тридцати мастер-классов и лекций. При этом открытый лекторий, ярмарка, интерактивы и бар на первом этаже останутся бесплатными.
Продвижение. Обычно люди узнают о фестивале через сарафанное радио. Основная аудитория — те, кто приходят к нам в магазин, и их друзья.
Для продвижения мы работаем со школами и библиотеками — просим рассказывать о фестивале и размещать афиши.
Во второй год мы вложили много сил, чтобы попасть в СМИ, но в итоге пришло примерно столько же людей. Кажется, есть какой-то лимит тех, кому интересны книжные ярмарки.
Документы. Никаких разрешений мы не получаем, потому что проводим фестиваль на частной территории — арендуем лекторий-бар «Поток», а они сами разбираются с документами.
Один раз мы организовывали летний мини-фестиваль на улице, но я больше времени потратила на согласование точек с районным отделом торговли, чем на организацию самого фестиваля.
Участники. Из книжных магазинов участвуем только мы — это наш проект. На ярмарке продаем книги независимых издательств, например «Самокат», «Поляндрия», «Белая ворона». В среднем в ярмарке участвует двадцать издательств.
Все продажи книг проходят через кассу нашего магазина. Мы как бы выкупаем книги у издателей и перепродаем посетителям ярмарки. В этом году в день фестиваля у нас было пятьсот чеков, а в обычный день в магазине максимум двадцать. Но всё равно в итоге у нас минус 30 000 рублей.
Благотворительная ярмарка «Душевный Bazar»
Рассказывает Инга Моисеева
Формат ярмарки. Изначально прообразом нашей ярмарки были рождественские европейские базарчики, но за десять лет из ярмарки мы выросли в фестиваль. Сейчас ярмарка — лишь одна из частей фестиваля.
Ярмарка — это такой агрегатор некоммерческих организаций, благотворительных фондов и социальных предпринимателей, которые через сувениры общаются с посетителями и рассказывают, как можно поучаствовать в благотворительности. Например, мама больного ребенка вяжет шарфы и продает их на ярмарке, а деньги с продажи идут в фонд поддержки людей с таким заболеванием, как у ее ребенка.
Есть виды активности, не связанные с ярмаркой, например проехать на велокарте с завязанными глазами по звуковым маякам — так знакомят с проектом для незрячих людей; проехать полосу препятствий на кресле-коляске; научиться азам жестового языка.
Фонд «Старость в радость» в этом году приглашал людей подписывать новогодние открытки для бабушек и дедушек, живущих в домах престарелых. Так они показали, что направлений помощи много: внимание, репосты, общение — не всегда нужно переводить деньги.
Доходы и расходы. Мы как некоммерческая организация подаем проект на гранты, чтобы найти деньги на фестиваль. Еще привлекаем спонсоров. У нас есть проектный расчет, но выделить из него траты на ярмарку сложно. На организацию всего события тратим примерно 6,5—7 млн рублей.
Крупный расход — аренда площадки. Место должно быть таким, чтобы было легко добираться, а площадь — около 13 000 квадратных метров. Таких площадок мало, они стоят дорого, а бронировать нужно больше чем за год. Для нас владелец делает скидку, но мы не можем разглашать стоимость аренды.
У участников тоже есть расходы, они зависят от проектов и наличия партнеров, обычно это:
Участие бесплатное. Мы предоставляем место на площадке с учетом пожеланий: количество розеток, площадь, место у стены или островок.
Как организаторы мы не получаем прибыли, потому что такой цели нет. Мы организуем пространство и возможности для коммуникации и сбора пожертвований, результаты примерно такие:
Собрали всего
В рамках ярмарки
В этом году собрали меньше, чем в прошлом, но всё равно довольны — ожидали худшего результата. Вообще сбор денег — это не главная цель фестиваля, важнее коммуникация и просвещение. Еще иногда получается налаживать связи между бизнесом и некоммерческими организациями. Бизнес может помочь с проектами или разместить заказ на корпоративные сувениры.
Продвижение. О фестивале рассказываем в своих соцсетях, на сайте, сотрудничаем со СМИ, предлагаем новость в афишных группах вроде «Куда сходить в Москве». Почти все соглашаются публиковать наши объявления бесплатно.
Спонсоры и участники из бизнес-среды добавляют информацию о нас в свои рассылки, некоммерческие организации и фонды пишут у себя, что будут участвовать, и приглашают читателей.
Участники. У нас конкурсный отбор участников, мы его объявляем весной, за восемь месяцев до мероприятия. Есть документ на сорок страниц с условиями участия — кандидаты должны его прочитать и решить, подходят им эти условия или нет, а затем подать заявку.
Специально участников не привлекаем: мы проводим фестиваль уже десятый год, и они сами следят за нашими объявлениями на сайте и в соцсетях. В этом году мы получили 44 заявки и отобрали 24 участника. У одного участника может быть несколько проектов, в итоге вместе с партнерами и органами власти получилось 70 проектов.
Документы. В разных регионах список документов отличается. В Москве мы отправляем уведомления в МВД, префектуру, медицинские службы и МЧС. Часть вопросов берет на себя площадка. В ответ на уведомление нам приходит письмо: уведомление принято, возражений нет.
Площадку проверяет пожарный инспектор за день до мероприятия, а во время фестиваля дежурят медицинские работники. А вот полиция не нужна, если у площадки есть своя служба безопасности.
Участникам рекомендуем приносить документы о том, что они зарегистрированы и могут принимать пожертвования. Пожертвования собирают в ящик или любым электронным способом, касса на ярмарках для социальных предпринимателей необязательна.
Посетители. В этом году на фестиваль пришли 12 000 человек, мы считаем это хорошим результатом. Рекорд по посетителям был в прошлом году — 18 500 человек. Вход у нас свободный.
Примерно 90% посетителей — москвичи, но есть и те, кто приезжает из других городов. Обычно к нам приходят семьи: пары с детьми и без, взрослые дети с родителями. Если говорить о взрослых, это сотрудники крупных и средних компаний с доходом выше среднего, предприниматели и госслужащие.
Среди посетителей больше тех, кто ищет способ реализации себя в благотворительности, хочет помогать, а на фестиваль приходит, чтобы узнать всё на одной площадке.
Продуктовые ярмарки
Рассказывает Иван Потапов
Формат ярмарки. Я участвовал в трех продуктовых ярмарках в Москве с замороженными и сублимированными ягодами, фруктами, медом, шоколадом и вареньем. Ярмарки проходили в трех торговых центрах:
Во второй и третьей ярмарках я участвовал, чтобы проверить гипотезы: влияет ли расположение торгового центра и места на прибыль. После теста в трех местах я понял, что везде был минус или ноль — значит, формат ярмарок нам не подходит.
Доходы и расходы. Экономика одной ярмарки получилась такой:
До участия в ярмарках, я думал, что продать на 15 000 рублей легко. После, по своему опыту и опыту соседних участников, могу сказать, что продажи на 10 000 рублей — это уже хорошо. Почти все, с кем я познакомился на ярмарках, отрабатывали себе в убыток.
Документы. На всех ярмарках нас не просили показывать документы: ни сертификаты на продукцию, ни свидетельство о регистрации ИП. Мы были единственные с кассой и терминалом эквайринга, остальные участники продавали за наличные либо просили переводить на карту Сбербанка. Почему так, я не знаю.
Короче
Документы для ярмарок
для организатора — уведомление города, МВД, МЧС, медицинской службы;
для участников — зависит от организатора, но чаще всего никаких, касса тоже не нужна.
Ярмарки проводят, чтобы
привлечь внимание к социальным проблемам.
2000—5000 ₽
аренда места на продуктовой ярмарке в Москве на день