Чем можно заменить аккорд f на гитаре
Для начинающих! Как проще ставить аккорды F и Hm на гитаре! Видео-урок!
Легкий способ постановки аккордов F и Hm
Наиболее часто встречающиеся аккорды на баррэ — F и Hm.
Как правило именно они зачастую «портят» общую картину. Например, в композиции «КОНЧИТСЯ ЛЕТО» (Кино) в проигрыше есть аккорд Hm. Или в дворовой песне «ДЕТСТВО ЗОЛОТОЕ» — есть аккорд F. И других…
1. Аккорд F (Фа-мажор):
Обычный вариант | Упрощенный вариант |
В упрощенном варианте шестая струна не играется.
2. Аккорд Hm (Cи-минор):
Обычный вариант | Упрощенный вариант |
В упрощенном варианте 6 и 5 струны не играются.
1- указательный
2- средний
3- безымянный
4-мизинец
Разница видна невооруженным взглядом.
Для лучшего усвоения записал видео-урок:
Аккорд F на гитаре
Именно аккорд F на гитаре должен стать Вашим первым баррэ-аккордом, потому что он будет использоваться наиболее часто. В технике постановки баррэ есть несколько нюансов. Указательный палец ни в коем случае не должен быть параллельно порожку. Указательный палец должен быть под наклоном, иначе у Вас не получится нормально зажать струны.
Как зажимать аккорд F?
Итак, как же нужно зажимать аккорд F?
Все струны должны звучать. Абсолютно все!
Примерно так (на картинке выше) зажимается барре аккорд F на гитаре. В отличие от обычных аккордов здесь придется зажать сразу все струны указательным пальцем на первом ладу. В этом и есть суть барре.
Посмотрите видео о том как играть аккорд F на гитаре, оно очень полезное
А теперь посмотрите комментарий:
отсюда делаем вывод, что аккорд и правда сложный 🙂
Аккорд F на гитаре очень важен. По своей сути, он похож на аккорд E, только вот все струны в этом случае зажимаются другими пальцами, потому что указательный выполняет роль каподастра. Если Вы освоите этот аккорд, то Вам не составит труда ставить другие полезные баррэ-аккорды. Тем более, именно этот аккорд (аккорд F) самый популярный среди баррэ-аккордов и используется во многих песнях.
Первое время может казаться, что у Вас вообще никогда не получится поставить аккорд (пальцы маленькие, слабые, струны плохие и прочее), но на самом деле это все отговорки. Я помню, что я дня 3-4 упорно учился ставить этот аккорд. То есть, за один день у Вас и не должно ничего получиться! Самое главное – не терять усердия, а тренироваться и дальше ставить этот аккорд. Со временем он у Вас начнет получаться лучше и лучше.
Следующие для изучения аккорды:
Как научиться играть на баре аккорд F?
Часть 1
Баре (баррэ) — один из основных приёмов аккордовой техники на гитаре. Заключается он в том, что указательный палец (а иногда и средний, и безымянный, и даже мизинец) зажимает на ладу все струны либо несколько струн (2, 3 или четыре). По количеству зажатых струн различают большое и малое баре.
Умеешь играть баре F – умеешь играть больше песен
Многие начинающие гитаристы, освоившие простые аккорды в первой позиции — Am, Dm, E, С и G — рано или поздно начинают осознавать то, что неумение играть баре является серьёзным ограничением в пополнении своего песенного репертуара.
Например. Песня понравилась, хочется сыграть её и спеть, только вот загвоздка, в гармонической последовательности, помимо уже привычных и лёгких Am и Dm, есть и аккорд F — баре на гитаре (камень преткновения!). А без него никак… или почти никак. Нет, конечно, можно найти вариант аккомпанемента на некоторые песни в другой тональности (допустим, в Em – ми миноре), без баре, но будет ли удобно петь. Ведь она (тональность) запросто может оказаться «высокой» или «низкой» для голоса.
Но так ли страшен и недосягаем аккорд F на гитаре, как его себе представляют начинающие гитаристы? Безусловно, нет — если правильно подойти к его изучению и освоению.
С чего начать?
В этой статье рассматривается аппликатура Фа мажор в первой позиции для начинающих. Иногда её ещё называют аккорд F на гитаре без баре. Поскольку указательный палец зажимает только две струны, а не все шесть струн.
Как видно из фото, это более лёгкий вариант по сравнению со стандартной аппликатурой. Он как нельзя лучше подходит для первого знакомства с техникой баре.
Упрощённая аппликатура F по звучанию практически не уступает стандартной. Отличие состоит лишь в том, что приглушается (не звучит) шестая струна. То есть для аккомпанемента такое решение вполне приемлемо. Схема расположения пальцев на грифе подойдёт и для боя, и для перебора (тоника аккорда на 4 струне).
Давайте рассмотрим несколько простых упражнений, которые помогут вам быстро научиться играть малое баре аккорда F на гитаре.
Подготовка гитары
Перед тем, как приступить к разбору упражнений, обратите внимание на высоту расположения струн над грифом. В области XII лада она не должна превышать 2-4мм. При необходимости отрегулируйте гриф гитары.
Если не знаете, как это делается, попросите опытного коллегу гитариста, а ещё лучше — гитарного мастера. В противном случае, все ваши усилия, направленные на освоение аккорда F, будут мало результативными или вообще не увенчаются успехом. На рёбрах (боковой части) указательного пальца появятся изрядные мазоли. И, как итог, вообще пропадёт всякая охота «связываться» с баре.
Упражнение №1: как ставить указательный палец
Первым делом потренируем указательный палец: научимся прижимать первые две струны. Это и будет ваше первое баре, даже, если быть точным, — мини-баре. Кстати говоря, этот приём активно применяется и опытными гитаристами при исполнении не только аккомпанемента, но и соло.
Боковой частью указательного пальца прижмите 2 первые струны на I ладу.
Контролируйте положение левой руки:
Предупреждение! Ни в коем случае не допускайте появление болевых ощущений в кисти левой руки. При первых признаках утомления немедленно прекратите проигрывать упражнение. Затем опустите руку, расслабьте мышцы и слегка «встряхните» кисть несколько раз. После восстановления можете снова приступать к занятию.
Ну что получается? Если ещё нет, не расстраивайтесь, обязательно получится. Давайте теперь задействуем в упражнении правую руку, чтобы мини-баре прозвучало.
Кстати, играть мы его будем под гитарную минусовку. Согласитесь, что это достойная альтернатива «скучному» метроному (в особенности, для начинающих музыкантов, не искушённых долгими занятиями). Да и вы, в какой-то мере почувствуете себя участником группы.
А вот и табы/ноты упражнения:
На малом баре в I позиции 4 такта играется один и тот же перебор — 3, 2, 1, 2 струна. Его можно играть и пальцами, и медиатором — без разницы. (Над каждым звуком выписаны медиаторные штрихи.) В концовке упражнения, в пятом такте, на первую долю ударьте по первым трём струнам вниз.
Не смущайтесь замысловатого названия аккорда — Csus4/G. Сконцентрироваться на анализе его звукового состава можно позже. В данный момент приоритет — техника баре.
После того, как разберёте нотную запись, освоите упражнение в медленном темпе, приступайте к проигрыванию под аккомпанемент.
Вот минусовка:
Упражнение №2: добавляем средний палец
Как наверное вы уже поняли из названия подзаголовка, аппликатуру F на гитаре мы осваиваем постепенно. На этом этапе помимо малого баре на первой и второй струне будем тренировать средний палец.
Послушайте как играется:
Перебор такой же — на первых трёх струнах.
Перед тем, как ставить аккорд и проигрывать его под минус, последовательно разберите и проиграйте каждый такт упражнений. Не забывайте контролировать постановку кисти и пальцев! Не перегружайте руку.
Минусовка для занятий:
Упражнение №3: развиваем мизинец
Обратите внимание на расположение пальцев аккорда F. Вам случайно он другой аккорд ничем не напоминает? В особенности на 5, 4 и 3 струнах. Догадались, нет? Да, это не иначе, как уже хорошо знакомый E (ми мажор) смещённый по грифу на лад вверх. Но в данном случае, при использовании баре, он уже прижимается не 1, 2, 3 пальцами, а 2, 3, 4. А мизинец, нужно сказать, по своей анатомической природе палец слабый, и может также вызывать определённые технические трудности при освоении баре.
Поэтому — проработаем этот момент отдельно. Да и указательный палец пока отдохнёт от экзекуции под названием «прижатие нескольких струн одновременно» 🙂
Вот так звучит упражнение для развития мизинца:
Теперь разберём нотную запись:
Перебор: 5 или 4 (в зависимости от аккорда; смотрите внимательно табы!), 3, 2 и 1.
Минусовка:
Упражнение №4: играем баре F!
Теперь самое время собрать все «компоненты» облегчённой аппликатуры фа мажора в единое целое. То есть потренироваться сыграть его в том виде, в котором он будет использоваться в аккомпанементе.
И снова «пошаговое» упражнение в помощь:
Разбираем ноты и табы баре:
Перебор такой же, как и в Упр. №3.
Минус:
Как заниматься?
На изучение этой аппликатуры может уйти не один день, и не два, и даже не неделя. И вы должны быть к этому готовы, чтобы уберечь себя от поспешных разочарований: от фривольного «потом когда-нибудь выучу это баре» до фатального «нет-нет этот аккорд не для моих пальцев… не для меня».
1. Залог успеха — каждодневные занятия и, конечно же, усидчивость.
2. Изучайте упражнения постепенно, не пытайтесь изучить все упражнения за один день.
Ориентируйтесь на результат. Главное — достичь чистого, чёткого исполнения. Например, если вам понадобится 2-3 дня, а то и больше, чтобы освоить и сыграть упражнение №1, значит, так тому и быть. Не стоит переживать по этому поводу. Медленно, но уверено идите к цели. А поспешите, всё равно все огрехи и недоработанные моменты в последующих упражнениях незамедлительно «дадут о себе знать».
3. Баре — это не «аккорд выходного дня», это аккордовая техника.
А освоение F (фа мажора) — это только первый крохотный шаг в её изучении. Но он должен быть сделан уверено! Помните об этом. Впереди вас ждут великие дела — баре доминантсептаккордов, нонаккордов, уменьшённых септаккордов и много-много ещё чего интересного.
4. Протяжённость занятий нормируйте по степени утомляемости руки.
Постепенно мышцы кисти адаптируются к «особому виду нагрузки», и болевые ощущения уйдут, и, соответственно, время занятий естественным образом будет увеличиваться.
Плюс к этому — по прошествии 4-10 занятий вы можете чередовать упражнение №3 с другими упражнениями: в начале с №1 и №2, а затем и с №4. Поскольку оно играется без баре (нагрузка на кисть меньше).
Успехов вам в освоении аккорда F на гитаре!
P. S. А если что будет не понятно, задавайте вопросы. Оставляйте свои заметки в комментариях.
Как заменить аккорды баре на гитаре
Аккорды заменяющие баре пригодятся начинающим: тем, кто не освоил приём баррэ или плохо им владеет, но хочет сыграть песню с аккордами на баррэ. Будет полезна эта «технология» и для гитаристов поопытней: тем, кто хочет упростить аппликатуры, сделать аккомпанемент легче; и тем, кто в принципе предпочитает обходиться без баррэ.
Далее на этом занятии: о том, как заменить аккорды баре в стандартных формах (E, A, Em, Am и др.) на упрощённые аппликатуры без баррэ и как заменить большое баррэ на малое (прижимать в позиции не все струны, а всего лишь четыре, три или две струны).
Как использовать аппликатуры
Все аккордовые сетки (кроме отдельных примеров) на замену баррэ можно использовать для любого звука. В них обозначена тоника аккорда синими точками (кружочками) на струнах (линиях сетки). Найдите необходимую тонику на грифе и постройте от неё аккорд по аппликатуре.
Например:
Аппликатура мажорного аккорда без 6-ой струны на замену баррэ в форме E, тоника (основной звук) аккорда на 1-ой и 4-ой струне:
Используем эту аппликатуру, чтобы сыграть аккорд A (ля мажор) без баррэ. Будем ориентироваться по тонике на 1-ой струне. Нам нужен звук Ля – это 1-ая струна, 5 лад. Теперь ставим пальцы в V позиции как изображено в сетке:
Таким же образом можно найти аккорд по тонике и на другой струне. В данном примере, тоника в аппликатуре и на 4-ой струне. Для аккорда A (ля мажора) – тоника ля – 4-ая струна, 7-ой лад. Сначала можно мизинцем (как указано в сетке) взять этот звук (тонику) на четвёртой струне. А потом поставить остальные пальцы – на 5-ой струне безымянный, на 3-ей – средний, 1-ая и 2-ая – указательным.
Все рассматриваемые аппликатуры можно использовать на акустической гитаре и электрогитаре.
Мажорные аккорды
Для формы E
Итак, начнём с формы E на баррэ – аппликатура открытого аккорда ми мажор, но с приёмом баррэ. В стандартном виде он выглядит вот так:
Очень распространённый аккорд. Многие новички знают эту аппликатуру, как баре F на I ладу.
А теперь рассмотрим, как заменить баре в форме E – какие упрощённые аппликатуры можно использовать на основе этой формы.
Вариантов замены довольно много:
1. Не используем 6-ую и 5-ую струну. Можно обойтись и без басовых ради аппликатурного удобства. В итоге – вместо большого баррэ только лишь мини-баррэ.
2. Только без 6-ой басовой. Почти как предыдущий. Только 4-ая струна прижимается мизинцем, а 5-ая – безымянным.
3. Без 1-ой и 2-ой струны. «Нижняя часть» стандартной формы E. Без верхних звуков прижимать все струны в позиции не нужно.
4. 5-ая приглушенная, без 1-ой струны. Указательным прижимаем 6-ую и глушим подушечкой этого же пальца 5-ую. А на 2, 3 и 4 струнах выстраиваем пальцами «лесенку».
5. 5-ая приглушенная, без 1-ой струны, с большим пальцем. Такой же вариант, чтобы заменить аккорд баррэ в виде E, но с другой постановкой пальцев. Басовая струна прижимается большим пальцем.
Из двух видов этой замены (4-ая и 5-ая сетки) – кому какой удобней. Второй (с большим пальцем) особенно удобен для электрогитары. И, кстати, это один из любимых аккордов Джими Хендрикса.
6. На трёх струнах + бас на 6-ой. И в этом аккорде задействуем большой палец (почему бы и нет, если требуется замена аккордов с баррэ).
Для игры ритмом (боем) такое пальцевое «хитросплетение» не очень-то подходит, а вот перебором аккорд может отлично прозвучать.
7. Без 6-ой и 1-ой. Ещё одно решение – без баррэ. Но главное – не задевать шестую и первую струны, они не используются в этой форме.
8. На трёх струнах – 4-ой, 3-ей и 2-ой. Мажорное трезвучие в основном виде. Трёхструнная аппликатура, конечно, не похвастается полным, сочным звучанием. Тем не менее, может пригодиться для каких-нибудь быстрых переходов, обыгровок.
Для формы A
Ну что ж, а теперь разберёмся, какими аккордами заменить баре в форме A (открытого ля мажора из «нулевой» позиции).
Вот так выглядит этот аккорд в полном виде – в сетке и на фото. Не совсем удобный, особенно для высоких позиций – на ладу эдак 8-ом, 10-ом и далее:
И замены для формы A на баре – наиболее распространённые варианты:
1. Три струны безымянным. Без 6-ой и 1-ой – и, соответственно, без большого баррэ. Такая постановка избавляет от проблемы размещения трёх пальцев на высоких (узких) ладах, за пределами VII-ой позиции.
2. Три струны мизинцем. Абсолютная такая же сетка, только 4-ю, 3-ю и 2-ю прижимаем другим пальцем. С одной стороны – мизинец сам по себе довольно слабый палец для нескольких струн, с другой стороны – иногда именно так удобней на гитаре взять мажорный аккорд в позиции.
3. Без басовых – 6-ой и 5-ой. Если отказаться от нижних звуков – такой себе аккорд на четыре пальца. Ну и, конечно, легче. Ведь «изображать» указательным верхний порожек в позиции (давить все струны) не нужно.
Эту упрощённую форму A без баррэ довольно часто использовал в своих песнях Егор Летов.
4. На три струны – звуки в широком расположении. Красивый, лёгкий. Особенно классно звучит при игре щипком или каким-нибудь хитрым перебором.
5. Только тоника и мажорная терция (без квинты) – на три струны. Указательным не только прижимаем 5-ую струну, но и приглушиваем 4-ую.
6. Трезвучие на 4-ой, 3-ей и 2-ой. Упрощённый вариант, малое баррэ указательным пальцем.
Для формы C
Баррэ в виде «лесенки» C (до мажора из открытой позиции) не так часто используется, как, например, форма E или A. Поскольку его аппликатура расширена и довольно сложная. Вот так он выглядит на грифе:
И, конечно, есть способы упростить форму C на баре. Далее разберём, как можно заменить её на более простые аккорды.
1. Форма С без баррэ. 6-ая и 1-ая не звучит.
2. Без 3-ей и 6-ой. Наверняка вам знаком этот аккорд по открытой позиции – До мажор с добавлением соль на 1-ой струне. Только для закрытой позиции в качестве простой альтернативы баррэ, в этой сетке 3-ая струна не звучит. Если играть ритмом, то её обязательно нужно глушить.
3. Без басовых – малое баррэ. Но в басу звучит терция, а не тоника. Например, если от соль – это G/B (в VII позиции).
4. Трезвучие – три струны – без 6-ой, 3-ей и 1-ой. Больше подходит для игры щипком.
Для формы G
Форма G на баррэ практически не используется. И, как правило, в аккомпанементе применяются простые аппликатуры на её основе.
Сетка и фото формы G в позиции:
Как видите «комбинация для пальцев» не из простых.
Итак, чем заменить баре в форме G – упрощённые его разновидности:
1. С терцией в басу – без 6-ой и 1-ой. Указательным прижать только три струны.
2. Без басовых – малое баррэ.
3. Без 1-ой струны. Мизинец не нужно «тянуть» на первую струну, и аккорд взять уже значительно легче.
Минорные аккорды
Вот мы подобрались и к минорным аккордам на баррэ. Изучим, какие аккорды заменяют распространённые формы Am и Em в позициях.
Для формы Em
Аппликатурная форма Em уже сама по себе довольно лёгкая. В таком виде как есть. Возможно, вы уже и знаете этот аккорд:
Тем не менее, и это большое баррэ можно заменить на аппликатуры попроще:
1. Без 6-ой струны. Если без басовой – то можно обойтись и малым баррэ.
2. Без 6-ой и 5-ой. По такому же принципу «обходим» большое баррэ, только аккорд на 4-ые струны.
3. Без 6-ой и 5-ой с терцией минорного аккорда на 1-ой струне. Для мизинца небольшая растяжка – и немного другой оттенок.
4. Без 5-ой и 4-ой. «Хитрое» малое баррэ, бас прижимаем большим пальцем.
5. На три струны – самый лёгкий.
Для формы Am
Обычный минорный аккорд в форме Am – это большое баррэ без 6-ой струны:
Рассмотрим, как заменить баррэ в аппликатуре Am. Вариантов не так уж и много, но всё же есть.
1. Без 6-ой и 1-ой. Указательный прижимает только 5-ую струну, а не все струны в позиции.
2. Без басовых. Указательным – только 1-ую струну.
Септаккорды
Формы минорных и мажорных септаккордов с баррэ иногда можно упростить или же заменить на принципиально другую аппликатуру в соседней позиции. Но выбор аппликатурного решения зависит от особенностей аккордовой последовательности (какой предшествующий аккорд и последующий), а также от специфики музыкального стиля. То есть прежде всего нужно ориентироваться на звучание: альтернативная аппликатура септаккорда без баррэ должна хорошо сочетаться с другими аккордами.
Какими аккордами заменить баре септаккордов минорных и мажорных – далее разберём в сетках и на фото.
Малые мажорные септаккорды (доминантсептаккорды)
Для формы E7
Распространённый доминантсептаккорд с баре в виде аппликатуры E7:
Чем можно его заменить? К примеру, аппликатурой на четыре пальца без баррэ, и практически в этой же позиции. То есть на основе исходной формы E7.
Шестая и первая струны не звучат. Как E, только ещё добавляем мизинец на вторую струну. Ещё одна особенность этой замены – в басу звучит квинта доминантсептаккорда. Например, B7 с баррэ (на VII ладу) – на B7/F# (тоника си – 4-ая струна, 9-ый лад).
Для формы A7
Аппликатурная форма A7 на баррэ (см. в сетке и на фото):
Её тоже можно заменить на аккорды без баррэ, но только в принципиально другой аппликатуре в соседней позиции.
1. Доминантсептаккорд в форме С7. Тоника аккорда также на 5-ой струне, но звуки аккорда расположены вниз по грифу.
2. На основе формы C7 на 4-ёх струнах. С тоникой на 2-ой струне, в той же позиции, что и предыдущая аппликатура.
Чтобы вам легче было освоить эти замены, дополнительно разберём пример для конкретного аккорда.
Аккорд E7: в форме A7 на баррэ заменим на форму C7 без баррэ:
Чтобы не использовать баррэ в VII позиции, доминантсептаккорд берём в V позиции.
Так, например, удобней играть E7 в V-ой позиции в последовательностях с Am, Dm на баррэ.
Малые минорные септаккорды
Для формы Am7
Баррэ в виде формы Am7:
Такой вариант минорного септаккорда довольно лёгкий в плане аппликатуры. Но при условии, конечно, того, что гитарист владеет приёмом баре.
Но если требуется замена этой формы, можно использовать другие аккорды без баррэ в этой же позиции и смежной (соседней). Хотя нельзя сказать однозначно, что они всегда хорошо будут звучать в любой последовательности. Пробуйте и определяйте на слух.
1. В этой же позиции, что и изначальная форма Am7, без басовых. Септима аккорда на 1-ой струне.
2. С тоникой на 5-ой струне. Без 6-ой и 1-ой, аппликатура на 4-е пальца. Аккорд хоть и без баре, но его аппликатура довольно сложная (на четыре лада). Но, возможно, для вас такая форма будет удобней – вместо того, чтобы прижимать все струны в позиции.
Пример для Cm7: замена формы Am7 c баре на обычные (без баре):
Для формы Em7
Вот такое баррэ в форме открытого Em7:
Можно заменить упрощёнными аккордами:
1. Без 5-ой и 1-ой. В той же позиции, что и основная форма с баррэ. Безымянным прижимаются три струны. Средний палец, прижимая 6-ую струну, приглушает и 5-ую.
2. В соседней позиции выше по грифу, с тоникой на 4-ой струне.
Пример замены для Am7 на 5-ом ладу: форма Em7 с баррэ – на аппликатуры без баррэ (в этой же позиции и соседней):
На замену аккорды с надстройками без баррэ
Иногда заменить баррэ можно и аккордами с надстройками без баррэ. Прижимать все струны в позиции не нужно, и в то же время в мажорный или минорный аккорд добавляются оттенки.
В качестве примера рассмотрим варианты для формы Em: какая может быть замена аккордов с баррэ на простые аппликатуры без баррэ, но с надстройками.
Как заменить баррэ Fm (фа минор):
Без баре F#m (фа-диез минор):
Аккорд Gm без баррэ (соль минор):
В помощь каподастр
Как заменить баре с помощью каподастра? Очень просто. Достаточно установить его в нужную позицию, то есть определить тональность. И играть как в «нулевой» позиции на открытых, простых аккордах. Всё тот же Am, Dm, E и другие. В баррэ необходимость отпадает, его функции выполняет каподастр, прижимая все струны в позиции (на определённом ладу).
Допустим, если песня в До миноре на трёх аккордах – Cm/Fm/G, в обычном варианте все эти аккорды на баррэ.
А если задействовать каподастр:
1. Чтобы не брать баррэ Cm на 3-ем ладу, ставим на этом же ладу каподастр.
2. И теперь берём аппликатуру Am как на первых ладах, но это уже До минор (Cm).
В сетках каподастр на ладу обозначен сплошной жирной линией.
3. Fm в этой же, 3-ей позиции с каподастром, играем в аппликатуре самого что ни на есть обычного Dm.
4. И для аккорда G – аппликатура E.
На этом завершаем занятие. Как видите аккордов, заменяющих баррэ, довольного много. И минорных, и мажорных, и септаккордов. Но это не означает то, что вам вообще не нужно изучать и осваивать баррэ. Ведь это один из основных приёмов гитарной техники. И аппликатуры с баррэ тоже должны присутствовать в вашем аккордовом арсенале. Есть песни, которые в оригинале играются именно на баррэ.
Так что разумно применяйте выше рассмотренные способы замены баррэ. Прежде всего ориентируйтесь на звучание аккомпанемента, сочетание упрощённых аппликатур с другими аккордами и музыкальный стиль.