Чем можно заменить намаз
Намаз, совершение которого равноценно принятому хаджу и умре | ВИДЕО
Достоинства зуха-намаза многочисленны и судьбоносны для тех, кто делает его своей ежедневной привычкой. Это добровольный дополнительный намаз, состоящий как минимум из двух ракаатов, совершаемый между периодом времени от восхода солнца до обеденного намаза.
Зуха-намаз является настоятельной сунной и является источником благодати и множества наград. Зуха-намаз представляет важность с точки зрения обретения довольства Аллаха Всевышнего и выражения благодарности Ему.
Время для совершения зуха-намаза (духа) начинается после восхода солнца, когда солнце поднимается на высоту копья – приблизительно 3,5 метров над горизонтом (примерно через 15-20 минут после восхода солнца), и заканчивается в полдень, когда солнце окажется в зените до наступления времени обеденного намаза.
Лучшее время для совершения зуха-намаза наступает по истечении 1/4 части светового дня. В промежутке между рассветом и обеденным намазом период зуха-намаз занимает такое же место, как и период предзакатного намаза – между обеденным и вечерним намазами. Это время, когда солнце уже хорошо согревает землю и верблюжата ищут спасение от жары в тени взрослых верблюдов.
В первом ракаате после «Аль-Фатиха» читают суры «Аш-Шамс» и «Аль-Кафирун», а во втором – «Аз-Зуха» и «Аль-Ихлас». В последующем в первых ракаатах читают «Аль-Кафирун», а во вторых – «Аль-Ихлас».
Зуха-намаз лучше совершать в мечети. Но лучше совершить его дома по истечении 1/4 части светового дня, чем слишком рано в мечети; то есть больше ценится время совершения этой молитвы, чем место. Если зуха-намаз пропущен, то его возмещение является суннатом.
После зуха-намаза рекомендуется читать следующее дуа:
اللّهُمَّ إن الضُّحاءَ ضحاؤك والبهاءَ بَهاؤك والجَمالَ جمالك والقوةَ قوتك والقدرةَ قدرتك والعِصمةَ عصمتك اللهم إن كان رزقي في السماء فأنزله وإن كان في الارض فأخرجه وإن كان مُعسَّرا فيَسِّره وإن كان حراما فطهِّره وإن كان بعيدا فقرِّبه بحق ضحائك وبهائك وجمالك وقوتك وقدرتك آتني ما آتيت عبادك الصالحين
«Аллахумма инна з-зухаа зухау-ка, ва-ль-бахаа бахау-ка, ва-ль-джамала джамалу-ка, ва-ль-куввата куввату-ка, ва-ль-кудрата кудрату-ка, ва-ль-‘исмата ‘исмату-ка. Аллахумма ин кана ризки фи ссамаи фа-анзил-ху, ва ин кана фи-ль-арзи фа-ахридж-ху, ва ин кана му‘ассаран фа-яссир-ху, ва ин кана хараман фатаххир-ху, ва ин кана ба‘идан фа-карриб-ху, би-хакки зухаи-ка, ва бахаи-ка, ва джамали-ка, ва куввати-ка, ва кудрати-ка, атини ма атайта ‘ибадака с-салихина».
(«О мой Аллах, и время зуха – это Твое время, и ценности – Твои ценности, и красота – Твоя красота, и сила – Твоя сила, и могущество – Твое могущество. О мой Аллах, если та милость и богатство, обладателем которых я стану – на небесах, ниспошли их на землю, если в земле – выведи их наружу, если труднодоступны они – облегчи мне их достижение, если они запретны – сделай их дозволенными, если они далеки – приблизь их ко мне. Ради Твоего зуха, ценностей и красоты, силы и могущества дай мне то, что Ты даешь праведным рабам Своим»).
А в книге «И‘анат ат-талибин» написано, что рекомендуется ещё сорок или сто раз читать: «Рабби гфирли ва рхамни, ва туб ‘алайя иннака анта т-таввабу-р-рахим».
В хадисах много говорится о достоинствах молитвы зуха. Так, в одном из них, приводимом Табарани в сборнике «Авсат», говорится, что Пророк ﷺ сказал:
«В Раю есть врата, которые называются Зуха. В Судный день от имени Всевышнего Аллаха ангел возгласит: «О вы, рабы Аллаха, которые старательно совершали молитву зуха, где вы? Это ваши врата, войдите в них по милости Аллаха»».
В другом хадисе, приведённом Ибн Маджой и Тирмизи, говорится: «У того, кто постоянно совершает зуха, смоются все грехи, будь их даже столь много, сколько пузырьков в морской пене».
Это означает, что смываются мелкие грехи. Что касается грехов, за которые надо платить штраф (кафарат), или связанных с другими людьми, то сначала следует выплатить штраф, возместить долги, добиться прощения людей, по отношению к которым совершён грех, отдать им то, что причитается, и затем покаяться (совершить тавбу).
У человека 360 суставов, и на каждый из них каждый день возлагается милостыня. Двухракаатная молитва-зуха заменяет и эту милостыню.
От Абу Зарра (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему благословение Аллаха) сказал:
يُصْبحُ عَلَى كُلِّ سُلامَى منْ أَحَدِكُمْ صَدَقةٌ : فَكُلُّ تَسبيحَةٍ صَدَقَةٌ ، وَكُلُّ تَحمِيدةٍ صَدَقَة ، وَكُلُّ تَهْلِيلَةٍ صَدَقَةٌ ، وَكُلُّ تَكبيرَةٍ صَدَقَةٌ ، وَأمْرٌ بِالمعرُوفِ صَدَقةٌ ، ونَهيٌ عَنِ المُنْكَرِ صَدَقةٌ ، وَيُجزِىءُ مِنْ ذلِكَ رَكْعَتَانِ يَركَعُهُما مِنَ الضُّحَى
«Каждый день с наступлением утра каждому из вас следует подавать милостыню (садака) столько раз, сколько есть в его теле суставов. Каждое произнесение слов «Субхана-Ллах» (пречист Аллах) есть садака, и каждое произнесение слов «Аль-хамду ли-Ллях» (хвала Аллаху) есть садака, и каждое произнесение слов «Ля иляха илля-Ллах» (нет божества, достойного поклонения, кроме Всевышнего Аллаха) есть садака, и каждое произнесение слов «Аллаху Акбар» (Аллах велик) есть садака, и побуждение к одобряемому есть садака, и удержание от порицаемого есть садака, но всё это заменяют собой два рак’ата зуха-намаза (добровольного дополнительного суннат-намаза)». (Муслим 720, Абу Дауд 1286)
От Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллаха) передаётся, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
من صلى الضحى ثنتي عشرة ركعة بنى الله له قصرا من ذهب في الجنة
«Для того, кто совершит зуха-намаз в двенадцать рак’атов, Аллах возведёт в Раю дворец из золота». (Тирмизи).
При определённых условиях награда за совершение зуха-намаза равноценна награде за совершение хаджа и умры.
От Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллаха) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
مَنْ صَلَّى الغَدَاةَ فِي جَمَاعَةٍ ثُمَّ قَعَدَ يَذْكُرُ اللَّهَ حَتَّى تَطْلُعَ الشَّمْسُ، ثُمَّ صَلَّى رَكْعَتَيْنِ كَانَتْ لَهُ كَأَجْرِ حَجَّةٍ وَعُمْرَةٍ
«Для того, кто совершил утреннюю молитву в джама’ате, после чего остался сидеть на месте и поминал Аллаха до тех пор, пока не взошло солнце, а затем совершил два рак’ата молитвы, это станет такой же наградой, как за совершение полноценного, полноценного, полноценного хаджа и ‘умры». (Тирмизи 58)
Обратите внимание, какое огромное вознаграждение можно получить за зуха-намаз. Совершив всего лишь один суннат-намаз, человек исполняет Сунну Пророка (мир ему и благословение Аллаха); восполняет милостыню каждого сустава; ему прощаются грехи и построят в Раю дворец из золота; при определённых условиях за совершение зуха-намаза он получает награду, равноценную награде за совершение хаджа и умры.
Стоит отметить, что получение награды, равноценной награде за совершение хаджа и умры, не означает, что этот человек совершил обязательные хадж и умру. То есть это не отменяет обязательность совершения хаджа и умры.
И да поможет нам Всевышний Аллах следовать Сунне Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) во всём.
Понравилась статья? Будем благодарны за репост!
Подготовил Нурмухаммад Изудинов
Намаз витр: взгляд с позиции всех 4 мазхабов
В религиозной практике мусульман отдельного внимания заслуживает намаз витр. Его хукм (положение), по мнению практически всех богословов, находится на уровне сунны-муаккада.
Само слово «витр» переводится как нечётный, что указывает на количество ракаатов в этом намазе. Время его совершения – с того момента, как прочитана ночная молитва (иша), до рассвета, то есть начала утреннего намаза.
Согласно ханафитскому мазхабу, пропуск молитвы витр должен быть восполнен в другое время, тогда как в рамках остальных трёх богословско-правовых школ такой необходимости нет.
В сборниках авторитетнейших хадисоведов можно найти множество изречений Пророка Мухаммада (с.г.в.), в которых говорится о необходимости совершения этой молитвы, если человек хочет быть из тех, кто стремится последовательно совершать сунну. В частности, можно привести в качестве примера следующий хадис: «Витр является обязанностью. Тот человек, кто считает ненужным выполнять эту молитву, не из нас» (Абу Дауд, аль-Хаким, Ахмад).
Порядок выполнения молитвы витр (ВИДЕО)
Относительно порядка совершения этой молитвы среди учёных различных мазхабов есть небольшие разногласия. Представим здесь все способы совершения намаза витр.
1. Согласно ханафитской и маликитской богословско-правовым школам, считается самым приемлемым решением совершить три ракаата. Порядок в этом случае аналогичен тому, как предписано совершать вечернюю молитву (магриб). Исключением является только то, что в каждом из трёх ракаатов читается кораническая сура, а в третьем – ещё и дуа-кунут (её текст приведен чуть ниже – прим. «Islam.Global»). Доказательством дозволенности совершать витр-намаз именно так является хадис, переданный Айшой (р.а.): «Пророк (с.г.в.) совершал витр в три ракаата, произнося приветствие (салям) только в самом конце молитвы» (Муслим).
2. Согласно другому способу, который разрешён в рамках шафиитского и ханбалитского мазхабов, витр также совершается в три ракаата, но сидение (кууд) во втором ракаате не делается – молящийся сразу же встаёт и читает «Фатиху», дополнительную суру, делает такбир, произносит дуа-кунут и завершает молитву в обычном порядке. Аргумент в пользу этого способа так же есть в Пречистой сунне. Ан-Насаи и Хаким приводят хадис, согласно которому Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.) выполнял молитву без сидения между вторым и третьим ракаатом.
3. В рамках маликитского мазхаба распространена манера чтения этого намаза, по которому молитва фактически делится на две части. Два первых ракаата завершаются произнесением приветствия (саляма). Далее делается небольшая пауза, после которой молящийся читает ещё один ракаат. От Ибн Умара приводится хадис, согласно которому Пророк Мухаммад (с.г.в.) делил витр-намаз на две части: два ракаата с приветствием и один ракаат (Ахмад).
4. Совершение более, чем три ракаата (пять, семь, одиннадцать). Такой порядок разрешён в шафиитском и ханбалитском мазхабах. Кроме того, в рамках этих двух богословско-правовых школ можно совершать витр-намаз и в один ракаат, на что есть соответствующие доказательства из сунны Заключительного посланника Всевышнего (с.г.в.). Аль-Бухари и Муслим приводят хадис, в котором Пророк Мухаммад (с.г.в.) отмечает, что в случае скорого наступления рассвета допустим один ракаат.
Пример того, как читать молитву витр в соответствие с мазхабом ханафитов, представлен на видео:
Суры и дуа намаза витр
Описание совершения молитвы витр будет неполным, если не упомянуть о том, какие именно суры и дуа в ходе неё читаются.
В первом ракаате вслед за «Фатихой», согласно сунне Пророка Мухаммада (с.г.в.), молящемуся желательно использовать суру «Аля»:
«Саббихисма Раббикаль-`А`ля. Аль-Лязи Халяка Фасаууаа. Уаль-Лязи Каддара Фахадаа. Уаль-Лязи Ахраджаль-Мар`аа. Фаджа`аляху Гуса`ан Ахуаа. Санукри`ука Фаля Тансаа. Иля Ма Ша`а Аллаху. Иннаху Йа`лямуль-Джахра Уа Ма Йахфаа. Уа нусайирука лил-юсра. Фазаккир Ин Нафа`атиз-Зикраа. Сайаззаккару Ман Йахшаа. Уа Йатаджаннабухаль-Ашкаа. Аль-Лязи Йаслян-Нараль-Кубраа. Сумма Ля Йамуту Фиха Уа Ля Йахйаа. Кад Афляха Ман Тазаккаа. Уа Закарасма Раббихи Фасалля. Баль Ту`сируналь-Хайаатад-Дунья. Уаль-Ахирату Хайрун Уа Абкаа. Инна Хаза Ляфис-Сухуфиль-Уля. Суху-фи Ибрахиима Уа Мусаа» (87:1-19)
Перевод смысла (по Э.Кулиеву): «Славь имя Господа твоего Всевышнего, Который сотворил всё сущее и всему придал соразмерность, Который предопределил судьбу творений и указал путь, Который взрастил пастбища, а потом превратил их в тёмный сор. Мы позволим тебе прочесть Коран, и ты не забудешь ничего, кроме того, что пожелает Аллах. Он знает явное и то, что сокрыто. Мы облегчим тебе путь к легчайшему. Наставляй же людей, если напоминание принесёт пользу. Воспримет его тот, кто страшится, и отвернётся от него самый несчастный, который войдет в Огонь величайший. Не умрёт он там и не будет жить. Преуспел тот, кто очистился, поминал имя своего Господа и совершал намаз. Но нет! Вы отдаете предпочтение мирской жизни, хотя Последняя жизнь – лучше и дольше. Воистину, это записано в первых свитках – свитках Ибрахима и Мусы».
Во втором ракаате советуют в качестве дополнительной читать суру «Кафирун»:
«Куль я Аюхаль-Кафируун. Ля Агъбудума Тагъбудуун. Уаля-Антум Габидууна Маа-Агъбуд. УаЛя-Ана Габидун Маа-Абадттум. УаЛя-Антум Габидууна Маа-Агъбуд. Лякум Диннукум Уа Лияд-Диин.» (109:1-6)
Перевод смысла: «Скажи: «О неверующие! Я не поклоняюсь тому, чему поклоняетесь вы, а вы не поклоняетесь Тому, Кому поклоняюсь я. Я не поклоняюсь так, как поклоняетесь вы (или тому, чему поклоняетесь вы), а вы не поклоняетесь так, как поклоняюсь я (или Тому, Кому поклоняюсь я). Вы исповедуете свою религию, а я исповедую свою!»»
В третьем ракаате молящемуся рекомендуется читать суру «Ихлас»:
«Куль-хуАллааху Ахадэ. Аллаахус-Самадэ. Лям йалидэ уа-лям йуулядэ. Уа-лям якулляху куфу ан-Ахадэ.» (112:1-4)
Перевод смысла: «Скажи: «Он – Аллах Единый, Аллах Самодостаточный. Он не родил и не был рождён, и нет никого, равного Ему»»
В намазе витр в третьем рака’ате также необходимо читать дуа-кунут:
«Аллахумма, ин-наа настагыйнукя уа настагъфирукя уа нугъмину-бикя уа наттауаккялю галяйкя уа нузъни галяйкяль-хайра куллях. Нашкурукя уа ля накъфурукя уа нахънагу лякя уа нахълягу уа натруку ман якъфурук. Аллахумма! Иякя нагъбуду уа лякя нусъалли уа нас-джуду уа иляйкя нас’а уа нахъфид. Нар-джу рахмаатакя уа нахъ-афу газабакяль-джидд. Ин-наа газабакя биль-кяфириина мульхикъ!»
Перевод: «О, Аллах! Поистине, мы просим Твоей помощи и прощения, верим в Тебя и произносим хвалу за то добро, которым Ты одариваешь. Мы всецело благодарим Тебя, мы не являемся неблагодарными Тебе, подчиняемся Твоему повелению и полностью предаёмся Тебе. Мы не имеем ничего общего с теми, кто отверг Тебя. О, Аллах! Только Тебе совершаем поклонение, к Тебе обращены наши просьбы и мольбы, пред Тобой мы преклоняем колени. И мы прилагаем усилия на Твоём пути. И полагаемся только на милость Твою и страшимся Твоей суровой кары! Нет никаких сомнений, что Твоя кара поразит неверующих!»
Молящийся, если он следует мазхабу Абу Ханифы, должен читать дуа-кунут до совершения рукугъ (поясного поклона). По завершению чтения аятов «Ихлас» он поднимает руки до ушей, произнося такбир, потом опускает их. Далее (не вслух) необходимо прочитать дуа-кунут, после которой совершается поясной поклон и намаз завершается в обычном порядке.
В шафиитском мазхабе эти действия совершают несколько по-иному. Верующий делает рукугъ, возвращается в вертикальное положение кыям, воздевает руки к груди и вслух произносит дуа-кунут. Важно отметить, что в шафиитском мазхабе чтение дуа-кунут в данном намазе вменяется в обязанность только во 2-й половине священного месяца Рамазан.
В маликитском мазхабе дуа-кунут может быть прочитана как до поясного поклона, так и после него. Однако в его рамках не нужно воздевать руки к груди и вслух произносить молитву.
В рамках ханбалитского мазхаба молящийся читает дуа-кунут после поясного поклона, поднимая руки до груди.
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Намаз и достоинство его совершения
Намаз – это основная форма поклонения в исламском вероучении. Будучи одним из пяти столпов ислама, он играет важнейшую роль в жизни каждого мусульманина, так как ежедневно верующие обязаны совершать пятикратную молитву.
Утренний ритуал поклонения именуется в исламе фаджр (у тюркских народов – сабах, видео с примером чтения представлено в конце статьи)
Слово «намаз» имеет персидское происхождение и в переводе с языка фарси обозначает «молитва, молитвенное место». Подобное наименование получило распространение и в тюркском мире, где обряд поклонения именуется намазом. У арабов молитва применяется понятие «салят», которое в арабском языке имеет аналогичный смысл.
В Священном Коране Всевышний говорит нам:
Совершайте намаз, выплачивайте закят и крепко держитесь за Аллаха (22:78)
Воистину, намаз предписан верующим в определённое время (4:103)
Основной единицей в молитве служит ракаат – цикл совершения обязательных действий с произнесением определённых сур и дуа, следующих друг за другом в строго установленном порядке.
Для совершения намаза каждый верующий должен соблюсти ряд условий:
Человек должен быть мусульманином, т.е. исповедовать ислам. Но это вовсе не означает, что приверженцам других вероисповеданий и атеистам не записывается грех за намеренный пропуск молитвы-салят. Если же человек на протяжении определённого периода жизни был атеистом или исповедовал иную религию, то намаз становится для него обязательным с момента принятия ислама.
Человек должен быть совершеннолетним. Под совершеннолетием в данном случае подразумевается не юридическая дееспособность, а период наступления половой зрелости, которая, в зависимости от пола и иных характеристик человеческого организма, наступает у всех по-разному.
Человек должен быть психически здоровым. Люди, страдающие теми или иными заболеваниями, связанными с психическими отклонениями, согласно исламскому вероучению, освобождаются от обязательности выполнения намаза.
Молящийся должен находиться в состоянии ритуальной чистоты. Перед молитвой верующему следует совершить специальное омовение (тахарат).
Совершение намаза должно происходить в строго установленное время. В обязанность верующего вменяется молиться в отведённое для этого время. Исключением могут служить определённые форс-мажорные ситуации, которые не позволили мусульманину вовремя помолиться.
Человек должен иметь намерение (ният) для чтения молитвы. Перед тем, как встать на намаз, мусульманину следует произнести соответствующее намерение (на любом языке – вслух, шёпотом или про себя).
Верующий должен совершать намаз в чистом месте и в чистой одежде. Для молитвы полагается надеть одежду, очищенную от нечистот, и по мере возможности выбрать подходящее для совершения поклонения место.
Мусульманину следует прикрыть на время намаза определённые части тела (аурат). Здесь подразумеваются срамные, а также некоторые иные части тела, которые различны у мужчин и женщин.
Совершать намаз следует, обращаясь лицом в сторону Каабы. Перед намазом следует встать лицом по направлению к Каабе, расположенной в Мекке. Исключением из правила может служить молитва на движущемся транспорте.
Виды намазов
Обязательные (фард)
К этой категории относятся молитвы, совершение которых является прямой обязанностью мусульман. За них верующий получает большую награду от Всевышнего, оставление таких намазов считается большим грехом. Примерами служат ежедневные пятикратные обязательные молитвы, а также выполнение джаназа-намаза.
Необходимые (ваджиб)
За их совершение верующий тоже получает награду, а за оставление ему засчитывается грех. К данной категории намазов относятся праздничная молитва в дни Ид аль-Фитр (Ураза-байрам) и Ид аль-Адха (Курбан-байрам), а также витр-намаз (согласно ханафитскому мазхабу).
Желательные (суннат)
За них верующему полагается награда, но за оставление не записывается грех. Примером такого намаза может служить таравих-намаз в Священный месяц Рамадан.
Это дополнительные молитвы, за совершение которых Всевышним обещана награда, а за невыполнение не засчитывается грех. К данной категории относятся, например, намазы духа и тахаджуд.
Достоинства совершения намаза
Совершение намаза обладает множеством наград и достоинств для каждого верующего. Один из хадисов кудси гласит, что Господь обещал тем, кто соблюдает предписанные Им молитвы, райские сады: «Пятикратный намаз Мною сделан твоей общине обязанностью. Я обещал тому, кто будет его своевременно выполнять – Рай, а тому, кто не будет, Я не обещал ничего» (хадис приводит Ибн Маджа)
Кроме того, соблюдение этого столпа ислама способствует стиранию грехов человека. Однажды Заключительный посланник Создателя Мухаммад (с.г.в.) обратился к сподвижникам с вопросом: «Ответьте мне, если бы у ворот дома каждого из вас текла река, и каждый бы купался в ней по 5 раз в день, то остался ли бы он грязным?» Те ответили: «От грязи не осталось бы и следа». На что Пророк (с.г.в.) сказал: «Это подобно пяти намазам, посредством которых Всевышний стирает грехи» (Муслим).
Особой ценностью для любого мусульманина обладают коллективные молитвы. Награда за их совершение превосходит индивидуальные намазы. На это указывает следующий хадис: «За намаз, который выполнен с джамаатом (коллективно), вознаграждение больше в двадцать семь раз, чем за намаз, который выполняется индивидуально» (Муслим, Тирмизи).
Актуальное расписание намазов для сотен российских городов и СНГ можно посмотреть по ссылке.
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Ассаляму алейкум!Есть ли на мне грех за то что я из-за школы и олимпиады не успел на зухр.И дуа утром, вечером,после туалета,перед едой нужно говорить поднимая руки(как обычное дуа)?
Уа алейкум ассалям уа рахматуЛлахи уа баракатуху! Можете просить у Аллаха в дуа после заврешения каждого из пяти ежедневных намазов, а также, при желании, совершать дополнительные нафль-намазы (достаточно и двух ракаатов) с намерением об исцелении сына. Пусть Всевышний услышит Ваши молитвы и дарует ему здоровье!
Вы ж меня извините, но где написано, что намаз надо читать только на арабском.Намаз
это молитва, и когда молишься, то какая разница на каком языке? Главное, что ты молишься. Начать молитву из Карана и закончить разговором с Аллахом!
А что делать если нет возможности совершить гюсуль
Нафиль-намазы – подарок Аллаха
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Намаз-тасбих является величайшим подарком Аллаха, и наградой за этот намаз является прощение всех грехов, старых и новых, независимо от того, сделаны они тайно или явно, по незнанию или сознательно. Так что старайтесь выполнять намаз-тасбих ежедневно, а если не можете, то раз в неделю (предпочтительнее по пятницам) или раз в месяц. Если не можете и это, то раз в году, и, наконец, в самом крайнем случае хотя бы раз в жизни» (передали Абу Дауд, ибн Маджа и Байхаки). «Необходимо следовать особенно этой сунне людям, которые погрязли в грехах и не знают их количество, подобно нам» (имам Шарани).
Абдуллах сын Мубарака сказал: «Желательно привыкнуть к совершению молитвы тасбих в любое время и не забывать про неё».
Намаз до послеобеденной молитвы
Количество ракаатов: от 2 до 4 по желанию.
Время выполнения: до послеобеденной молитвы, т. е. после наступления времени послеобеденной молитвы и до её совершения. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Кто совершит четыре ракаата до послеобеденной молитвы, того не коснётся огонь Ада»
Также передано, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершил этот намаз в два ракаата. Из-за этого Кудури сказал, что можно выбирать между этими двумя количествами ракаатов.
Намаз до ночной молитвы
Количество ракаатов: 4.
Время выполнения: до ночной молитвы, т. е. после наступления времени ночной молитвы и до её совершения. Передают от матери правоверных Айши (да будет доволен ей Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершал до ночной молитвы четыре ракааата.
Аввабин-намаз
Количество ракаатов: от 6 до 20 по желанию.
Время выполнения: между четвёртым и пятым намазами, т. е. после захода солнца и после выполнения четвёртого намаза (аль-магриба).
Изречения Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Кто выполнит 6 ракаатов после четвёртого намаза аль-магриб до наступления времени пятого намаза аль-иша без злых разговоров, тот получит награду как за 12 лет ибадата (поклонения)».
«Кто выполнит 6 ракаатов после намаза аль-магриб, тот получит прощение прегрешений, даже если их так много, как пены в океане». (передал Табрани).
«Кто выполнит 20 ракаатов после намаза аль-магриб, того Аллах одарит домом в раю».
В упомянутые в хадисе 6 ракаатов входят 2 ракаата сунны муаккада и 4 – дополнительной сунны.
Зуха-намаз
Количество ракаатов: от 2 до 12. Лучше выполнять, начиная от 4 и до 12 ракаатов.
Время выполнения: после восхода солнца по истечении нежелательного времени (макрух) для совершения намазов, и завершается с приближением солнца к зениту (за 20–40 мин. до наступления намаза аз-Зухр).
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто постоянно читает 2 ракаата намаза-зуха, тому будут прощены грехи (малые), даже если их так много, как пены в море» (Ибн Маджа).
«Каждое утро за каждый ваш сустав нужно давать садака. Каждый тасбих («Субханаллах») – садака, каждый тахмид (слова «Альхамдулиллях») – садака, каждый тахлиль (слова «Ля иляха илляллах») – садака, каждый такбир (слова «Аллаху Акбар») – садака. И побуждение к одобряемому – садака, и удержание от порицаемого – садака. Но всё это заменяют собой два раката намаза-зуха» (Муслим).
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Будут прощены прегрешения того, кто регулярно выполняет намаз-зуха».
Передают от сына Дарды, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто выполняет 2 ракаата намаза-зуха, тот не будет считаться ленивым; кто выполняет 4 ракаата – тот будет среди преданных; кто выполняет 6 ракаатов – тот будет свободен от всех волнений в течение всего этого дня; кто выполняет 8 ракаатов – тот будет среди благочестивых; а тому, кто выполняет 12 ракаатов, Аллах построит в Раю дворец из золота» (передали Ибн Маджа, Тирмизи).
Одна из польз молитвы зуха – это то, что если человек постоянно совершает эту молитву, то джинны отдаляются от него.
Тахият-намаз
Количество ракаатов: 2. В книге «Кахастани» указаны 2 или 4.
Время выполнения: после входа в мечеть и до того, как сесть. Вот слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Когда кто-либо из вас входит в мечеть, то пусть не садится, пока не совершит два ракаата».
«Если это время не макрух; если зашедший в мечеть человек сразу совершил какой-либо другой намаз (фард или сунна), то это заменяет собой эту молитву приветствия».
Если человек зашёл в мечеть во время джума-намаза, то тахиятуль масджид не читается. В Книге «Кахастани» приведено: «Кто пришёл в мечеть после утренней молитвы и после аср-молитвы, тот не читает тахиятуль масджид, а читает тасбихи и салаваты, и этим он исполняет права мечети. В Книге «Дурар» от Зия (да будет доволен им Аллах) сказано: «Кто не имеет возможности совершить тахиятуль масджид из-за отсутствия омовения или по другим причинам, тому следует сказать четыре раза тасбих: “Cyбxaнa ллaхи вaль-xaмдyли-лляхи вa ляя иляяхa илля ллaхy вa ллaхy Акбap”. Если человек заходит в одну и ту же мечеть несколько раз в сутки, то одной молитвы приветствия достаточно. Желательно сказать при входе в мечеть: “Аллахуммафтах ли абваба рахматик”, и когда выходишь: “Аллахумма асалука мин рахматик”».
Намаз омовения
Количество ракаатов: 2.
Время выполнения: намаз омовения совершается сразу после омовения (до высыхания воды на поверхностях омытых частей тела), если это время не макрух. В Книге «Мишкат» сказано: «Если после омовения совершить фарз-намаз, то человек получит вознаграждение за этот намаз подобно тому, как он получит вознаграждение за молитву тахиятул масджид».
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто из вас наилучшим образом совершит омовение, после чего выполнит два ракаата молитвы, делая это с глубокой искренностью, тот непременно заслуживает Рая» (Муслим).
Хаджат (нужда) намаз
Количество ракаатов: в книге «Маракъиль фалах» сказано – 2 ракаата, в книге «Дурар» – 4 ракаата, в книге «Хави» – 12 ракаатов.
Время выполнения: когда есть нужда получить что-либо дозволенное или чтобы не коснулась беда.
Передают от Абдуллы сына Абу Авфа (да будет доволен им Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «У кого появится нужда к Аллаху или кому-либо из сыновей Адама u, то пусть совершит омовение лучшим образом и после выполнит два ракаата, после восхвалит Создателя и благословит Его Посланника (да благословит его Аллах и приветствует), потом скажет: “Ла илаhа илла ллаhул Хакимул Карим, субхана Раббил Аршил азим, Альхамдулиллахи Раббил аламин, асалука муджибати рахматик ва азаима магфиратик вал ганимата мин кулли бир ва саламата мин кулли исм ла тадаъ ли занбан илла гафартаh ва ла гамман илла фарраджтаh ва ла хаджата лака фиhа риза илла казайтаhа я Архама Рахимин”».
В книге «Таджнис» сказано: «Намаз нужды состоит из 4 ракаатов, и в одном из хадисов сказано, что в первом ракаате читается сура «Фатиха» один раз и аят аль-Курси три раза, а в последующих трёх ракаатах читается по одному разу «Фатиха», «Ихлас», «Фалак» и «Нас», при этом человек получит воздаяние, как будто он совершил этот намаз в ночь Лайлат уль-Кадр.
Наши учёные-богословы сказали: «Мы совершали эту молитву, и исполнились наши нужды».
Таубу-намаз
Количество ракаатов: 2.
Время выполнения: можно выполнять в любое время, кроме времени восхода и захода солнца и полудня. Нужно быть постоянными в этой молитве каждый раз, когда попадаем в грех, если даже повторяется грех каждый день 70 раз или чаще, потому что очищение от греха происходит в начале каждого поклонения, подобно омовению в начале намаза. (Имам Шарани)
Совершать искреннюю таубу перед Аллахом рекомендуется в следующем порядке: сначала совершите надлежащим образом малое омовение или сунна-купание (маракиль фалах), далее совершите намаз, состоящий из двух ракаатов, а закончив намаз, искренне попросите у Аллаха прощения. Этот намаз называется «салят-ут-тауба» (тауба-намаз).
Два ракаата тауба-намаза похожи на любой иной нафль-намаз. Нет никаких конкретных сур, которые нужно читать во время него. Также нет и никакого особого дуа, которое нужно произносить в данном намазе, помимо тех дуа, которые обычно произносятся во время молитвы.
Завершив намаз, поднимите руки в дуа: начните с восхваления Аллаха, приветствия Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и просите Всевышнего о прощении своих грехов с полным сожалением и раскаянием.
Помните, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал о проливании слёз ради Аллаха:
«У верующего, с чьих глаз нисходят слёзы из страха перед Аллахом и до чьего лица они дотрагиваются, эта часть лица станет запретной для адского огня, даже если слезинка размером лишь с голову мухи».
Во время тавбы рекомендуется произносить Саид-уль-истигфар:
Транслитерация: «Аллахумма Анта Рабби ля иляха илля Ант. Халяктани уа ана ‘абдукя уа ана ‘аля ‘ахдикя уа уа’дикя маста то’ту. А’узу бика мин шарри ма сона’ту. Абу-у лякя би ни’матикя ‘аляйя уа абу-у лякя би замби фагфирли фа иннаху ля ягфируз зунуба илля Анта».
Перевод: «О Аллах! Ты мой Попечитель. Нет бога, кроме Тебя. Ты создал меня, и я – Твой раб. И, насколько возможно, я держусь своего клятвенного обещания и завета (который я дал Тебе). Ищу у Тебя защиты от последствий моих проступков. Я полностью признаю милость, которой Ты одарил меня, и признаю свои ошибки. Так прости же мне мои грехи, ведь никто, кроме Тебя, не может простить грехи!»
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Кто скажет это в течение дня, будучи в том твёрдо убеждён, и умрёт в тот же день до наступления вечера, тот окажется среди обитателей рая. И кто произнесёт это ночью, будучи в том твёрдо убеждён, и умрёт до утра, окажется среди обитателей рая». («Сахих» Аль-Бухари, хадис 594)
Наконец, тот, кто согрешил и теперь желает раскаяться и вновь добыть любовь Аллаха, Его особое расположение и милость, постоянно должен помнить, что Творец всегда готов простить Своего раба, пока тот полон искренности и раскаяния, независимо от того, сколь серьёзны и велики его грехи. В хадисе кудси Создатель говорит:
«О человечество! Даже если бы ваши грехи дотянулись до облаков на небе (из-за столь большого их количества), и вы бы попросили Меня о прощении, то Я бы непременно простил вас! И даже бы не побеспокоился!»
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если совершивший грех покается, после чего сделает омовение (вуду) и совершит намаз, искренне обращаясь к Аллaху о прощении, то Аллах простит его» (передал Тирмизи).
Упомянул шейх Исмаил: «Из мандубатов (желательных) молитв – намаз таубу (покаяния)».
Сафар-намаз
Путнику следует совершать два ракаата в каждом месте, где он остановился, до того как присядет, потому что так поступал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Это цитируется имамом Сархаси в книге «Шарх сайри кабир».
Два вида нафиль-намазов
1) Нафиль-намазы, которые совершаются дополнительно к обязательным намазам. К этим намазам относятся сунны-намазы, которые совершаются до или после фардов, и намаз-таравих, который совершается каждую ночь во время месяца Рамадан.
2) Нафиль-намазы, которые совершаются независимо от фардов. Такие нафиль-намазы также называются мустахабом или мандубом. Они совершаются в разное время.
Остальные намазы считаются не усиленными суннатами, к примеру: намаз-истихара, хаджат, зуха, тахаджут и другие. В этих намазах перед вставанием на третий ракаат, если намаз четырёхракаатный, вместе с ат-тахиятом читают салават и на третьем ракаате начинают истифтах, т. е. «Субханакаллахумма», и после читают суру «Фатиха», добавляя ещё суру, и продолжают как обычно. Суннат усиленный совершают как фарз, потому что из-за его усиления он стал похожим на фарз-намаз, но в третьем и четвёртом ракаате читают суру вместе с «Фатихой».
Шейх Исмаил сказал: «Из нафиль-намазов – два ракаата при дожде, два ракаата скрытно для очищения от лицемерия, намаз при вхождении домой и при выходе, остерегаясь вреда». Да одарит нас Аллах полезными знаниями и даст силы следовать им! Амин!