Чем можно заменить палитру для масляных красок
Вспомогательные материалы для живописи маслом: растворители, кисти и палитра 589 слов читать
Чем разводить масляные краски, какие кисти нужны для живописи масляными красками и как должна выглядеть палитра? Эти вопросы задает каждый начинающий художник. Попробуем на них ответить.
Растворители для масляных красок
Чем разводить масляные краски и нужно ли руководствоваться какими-нибудь правилами наложения красок на холст?
Можно писать масляными красками так, как они приготовлены в тюбиках, ничего к ним не прибавляя. Масла в готовую краску лучше не добавлять. Масло, как бы оно ни было отбелено, по высыхании желтеет, и излишек масла в красках темнит всю живопись и может вызвать сморщивание и растрескивание её. Если живописец хочет сделать краску более жидкой, лучше разбавить её какой-нибудь летучей жидкостью, которая, сыграв свою роль разжижителя, улетучится.
Можно употреблять в качестве разжижителя очищенную нефть (петроль), испаряющуюся без остатка, или специально приготовленные для разбавления красок лаки для живописи, которые не надо смешивать с «лаком ретуше» и «лаком картинным», назначение которых другое. Лаком «ретуше» протирают пожухшие картины и вообще высохший слой краски перед вторичным прописыванием. «Лак картинный» служит для покрытия им готовой картины, простоявшей уже не менее года. Начинающие художники могут иногда применять также очищенный керосин.
Нельзя пользоваться жидкостями, на которых написано «лак копаловый», «лак даммаровый», «лак мастичный» без указания, для какого употребления эти лаки предназначены. Обозначения «копаловый», «даммаровый» и т. п. говорят об исходном материале этих лаков, вовсе не указывая на их назначение.
Если художник не имеет возможности приобрести ни петроль, ни лак для живописи, и вынужден прибегать к керосину, последний надо, по крайней мере, профильтровать через слой ваты, на которой останется часть вредных примесей.
Какие кисти нужны для масляной живописи?
Масляной краской пишут почти исключительно кистями из свиной щетины. Чаще употребляют плоские кисти — лопаточки со сравнительно коротким или же с более длинным волосом.
Кисть должна быть упруга и эластична, причем концы щетинок должны быть натуральные, заостренные и никак не обрезанные, иначе кисть будет царапать и класть краску бороздками.
Щетинки должны лежать параллельно, а не топорщиться в разные стороны.
Реже пользуются в масляной живописи кистями и из мягкого волоса. Очень мягкой кистью невозможно взять с палитры густую краску. Из мягких кистей лучшие — колонковые, сделанные из волоса животного колонка, то есть красной куницы. Эти кисти годны для масляной и акварельной живописи. У мокрой колонковой кисти должен быть один совершенно острый конец. Эти кисти незаменимы, когда живописцу надо провести кистью очень тонкую линию или закончить очень мелкую подробность.
Кисти надо содержать в исключительной чистоте. Для чистки кистей предлагают много разных средств. Но лучшим остается самый простой способ мытья кистей в густой мыльной пене, после чего мыло дочиста отмывается водой. Горячей воды надо избегать, так как она может растворить клей, которым кисть склеена у основания, и кисть может вылезти.
Палитра
Краски перед работой располагаются на палитре.
Палитра для масляных красок делается или из целого куска какого-либо легкого дерева (например, груши или ореха), или из клееной фанеры. Палитру перед её употреблением необходимо хорошенько пропитать маслом, чтобы масло из наложенных на палитру красок не впитывалось в палитру. Форма палитре придается разная.
Палитра, помещающаяся в специальном этюдном ящике, обычно делается четырёхугольной. Для того чтобы палитра хорошо лежала на руке, не утомляла её, правый край палитры оставляют более толстым, в то время как левый и верхний состругивают очень тонко. Кроме того, иногда в правый нижний край палитры для противовеса вставляют свинцовую пластинку.
Краски на палитру кладут небольшими кучками (величиной с горошину или орех, в зависимости от размера работы) на верхний край, оставляя как можно больше места для составления смесей. Краски надо располагать в каком-нибудь определённом порядке, чтобы помнить, где какая краска лежит, и брать её кистью, даже не смотря на палитру.
Содержать палитру, так же как и кисти, надо в большой чистоте. По окончании работы неиспользованные кучки чистых красок оставляют на краю палитры для следующего дня работы. Все же смеси с поверхности палитры снимаются, и палитра дочиста и досуха вытирается куском ваты или тряпкой. Нельзя мыть палитру скипидаром, который растворяет масло, пропитывающее палитру, и портит её зеркальную поверхность.
Для чистки палитры существуют и специальные инструменты: шпахтели и мастехины. Первые делаются из рога, вторые — из очень гибкой и эластичной стали.
Какие бывают палитры для живописи?
Палитра — это то, на чем смешивают краски. И поскольку краски бывают разными, то и палитры тоже различаются. Итак, какими же бывают палитры?
Палитры можно поделить на три категории:
Классическая палитра для масляной живописи представляет собой тонкий лист из дерева, покрытый лаком. Традиционно, такая палитра изготавливалась из цельного дерева. Но сегодня палитры все чаще делаются из фанеры. Но это не главное. Главным свойством палитры для масляной живописи является ее сопротивление к впитыванию краски. Легкость, жесткость и прочность, просто обеспечивают комфортную работу. Но устойчивость к впитыванию это главное. Поэтому деревянная поверхность палитры должна быть обязательно покрыта лаком. Лаковое покрытие будет предотвращать впитывание масла из красок. Это нужно не столько для защиты самой палитры, сколько для сохранения свойств масляных красок. Дело в том, что масло, уходя из краски в дерево, делает ее слишком густой. А это не только неудобно в работе, но и плохо будет сказываться на качестве красочного слоя в дальнейшем.
Глянец лакового покрытия важен еще и для того, чтобы палитру было легче чистить. В этом случае краска не проникает глубоко в пористую структуру дерева и ее будет проще счищать с поверхности. Если краски еще не высохли, то их вначале соскребают мастихином, а потом счищают тряпкой, смоченной в разбавителе. Иногда можно обойтись только одной тряпкой. Однако, когда краски уже засохли, кроме мастихина чистить палитру поможет обыкновенный чеснок. Очищенной долькой чеснока протирают засохший слой масляной краски. Чесночный сок способствует размягчению затвердевшего красочного слоя, поэтому его будет проще счищать.
Ввиду вышесказанного, следует добавить, что на практике не важно из чего сделана палитра для масляных красок. Важно какой поверхностью она обладает. Также не последнюю роль играет ее цвет. Если он белый, то глаз художника «автоматически» сопоставляет нужный цвет с белым. Это помогает точнее определять тональность подбираемых оттенков. К тому же, когда художник использует полупрозрачные смеси красок, чтобы увидеть как они будут смотреться на белом грунте холста, белый цвет палитры придется как нельзя кстати.
Что касается формы палитры, то традиционно ее делают овальной, но также бывают и разнообразные фигурные формы. Часто художники пользуются палитрами прямоугольной формы, которые идут в комплекте к этюдникам. Какой бы ни была форма палитры, в ней есть отверстие и выемка для пальцев, чтобы палитру можно было держать в руках во время работы. Но зачастую, художники располагают палитру на этюднике или любой другой опоре.
Палитры для красок на водной основе могут быть разными. Но сегодня, их в основном делают из пластика белого цвета. Гуашевые и акварельные краски легко смываются с пластика даже после высыхания. А вот акриловые и темперные краски, после высыхания, водой уже не растворяются. Поэтому, в этом случае палитру лучше вымыть сразу после работы, пока акрил не засох. Если говорить о практике, то художники, часто используют вместо таких палитр обычную плотную белую бумагу. Это позволяет не только смешивать краски, но и чувствовать как краска ведет себя на листе, ведь создаваемое живописное произведение, тоже будет на такой же бумаге. Это особенно важно в акварельной живописи.
Палитры для акварельных красок могут быть и из пластика, и из белого фарфора (например, тарелка), и из стекла и т. д. Белый цвет в данном случае особенно важен, так как акварель — краска прозрачная, а роль белил в акварельной живописи выполняет белая бумага, которая просвечивается сквозь красочный слой. Именно поэтому, белый цвет палитры здесь просто необходим.
Несмотря на удобство палитр из пластика, многие художники предпочитают использовать в качестве палитры именно белую бумагу, так как это позволяет видеть красочный слой таким, каким он будет непосредственно на листе будущего живописного произведения. То есть можно видеть как краска будет вести себя на бумаге: как она ложится на бумагу, как она растекается, какие разводы образует, как впитывается, какую насыщенность цвета создает… Поэтому смешивать акварельные краски на бумаге лучше, чем на пластике или стекле. К тому же, если использовать пластмассу, то акварель не ложится ровной пленкой, а образует капли. Если же нужно прописать большие участки живописи и потребуется много воды и краски, то из бумаги складывают конусообразную чашу. Из нее краска уже не вытечет, поэтому можно пользоваться большим количеством воды.
Как видим, выбор палитры зависит от типа используемых красок. И главное назначение палитры — обеспечить художнику удобство смешения красок.
Какую выбрать палитру для живописи маслом?
Какую палитру выбрать?
Палитра для художника — неотъемлемый помощник в создании шедевра. Ведь именно благодаря палитре можно создать не просто цвета, а оттенки краски. Палитры используются для смешивания масляных, акварельных, темперы, акриловых красок…
Скорее всего, если Вы увлекаетесь живописью Вы знаете что такое палитра. Давайте рассмотрим какие бывают палитры и какие у них качества.
Прежде всего расскажу Вам о разных палитрах для масляной живописи.
Палитра для живописи должна быть плоской, тонко и легкой.
Палитры для рисования бывают, из разных материалом:
Деревянная палитра
Палитры из дерева наиболее часто используемые среди художников. Деревянная палитра удобна, легка и довольно долговечна. На таких палитрах пишут художники как в студиях, так и на пленэре (деревянная палитра неотъемлемая часть этюдника). На деревянной палитре удобно смешивать краски, ее легко чистить, но после покупки обязательно загрунтуйте свою палитру чтобы дерево не тянуло масло из красок. Для этого вскройте палитру масло в 2-3 слоя, с обязательным полным высыханием каждого слоя. После этого Ваша палитра готова.
Палитра из пластика
Пластиковые палитры — это уже новшество, которое подарило нам современное время. Данные художественные палитры отличаются особой тонкостью и легкость. Из плюсов это то что ее не нужно грунтовать и очень легко держать в руке. Часто в таких палитрах есть даже ячейки для разных красок.
Бумажная палитра для красок.
Удивлены? Да-да, бумажные палитры завоевывают свой авторитет среди современных художников. Это вовсе не та бумага, которая часто используется для акварельных красок. По сути это блокнот с бумажными листами, которые являются одноразовой палитрой. Лицевая сторона каждого листа имеет покрытие которые не дает бумаге промокать и тянуть масло из красок. Бумажная палитра продается по 36-40 листов. Минусом такой палитры является то, что блокнот стоит обычно как деревянная палитра, а то и дороже, но ха комфорт нужно платить.
Палитра из холста?
Именно! Небольшой холст может служить отличной палитрой. Не смотря на то что холст за частую загрунтованный (если вы его покупаете, а не делаете самостоятельно), его все же стоит доработать чтобы палитра была полноценной, просто смешайте на нем разные краски по всей поверхности (кажется у Игоря Сахарова есть видео как это сделать). Это необходимо для того чтобы уменьшить структурность зерна холста, после «закрашивания» палитры из холста дайте ей полностью высохнуть и Ваша «палитра-холст» готова. Не советую брать совсем маленькие холсты для палитры, ведь Вам понадобится место не только для того, чтобы разместить краски, а еще и место для их смешивания.
Бывает, что художники используют палитры из других материалов (крайне редко, за частую если нет под рукой палитры, а порисовать хочется). Это такие нераспространенные материалы для палитры: стекло, металл, картон. Картон кстати тоже нужно грунтовать, можно просто клеем ПВА в несколько слоев.
Также стоит сказать, что палитры бывают: круглая, овальная, квадратная, прямоугольная.
Честно сказать палитры каждый художник подбирает под себя сам. Лично мне нравится дома использовать палитру из холста, а на пленэре деревянную палитру. Выбирайте и Вы, ту которая понравится именно Вам.
Желаю Вам творческих успехов!
Понравилась статья? Оцени! 🙂
6 комментариев к “Какую выбрать палитру для живописи маслом?”
Выбор палитры для меня когда-то стал одним из самых сложных вопросов. Сначала использовала стекло, но потом все же перешла на деревянную палитру, она самая лучшая.
Спасибо за обзор.
Вы правы Татьяна!
Профессиональные и начинающие художники в подавляющем большинстве используют деревянные палитры.
У каждого вида палитр есть свои плюсы и минусы, а лучшую каждый выбирает для себя сам после того как попробует.
Рад, что Вам понравилась статья о художественных палитрах!
Как по мне то одноразовая бумажная палитра самая лучшая. Классно, что ее не нужно мыть, оторвал лист и все, ни о чем не думаешь, а другие нужно чистить и мыть, лишняя трата времени.
Если не желаете мыть и «париться» по поводу того, как ухаживать за деревянной палитрой, то решить эту проблему поможет пищевая пленка. Ею, можно обернуть художественную палитру и снять после рисования. Таким образом ее можно не грунтовать и мыть не придется! 😉
Загрунтовать маслом? Не подскажете каким?
Просто покройте палитру в несколько слоев растительным маслом, льняным или подсолнечным. Иначе палитра будет тянуть масло из красок и сильно мешать в работе.
Оставьте комментарий Отменить ответ
Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.
Чем можно заменить палитру для масляных красок
Для масляной живописи используют традиционно палитру деревянную, но если у Вас есть хорошая пластиковая палитра, то она тоже подойдет. Пластиковая палитра должна быть большой, не прозрачной, чистой и без луночек для красок. Каждый раз после живописи Вам надо счистить краски мастихином, протереть тряпкой и вымыть ее с мылом.Если у Вас останутся краски на палитре, то на ней не удобно будет работать, Вы будете путать сухие замесы с только что разведенными и это будет препятствовать успеху. Деревянные палитры тоже надо держать в чистоте, но достигается это другим способом. Для начала купленную в магазине палитру надо покрыть горячим льняным маслом. Подогреваете масло в емкости и выливаете его на палитру( кисточки от горячего масла могут испортиться, поэтому лучше просто вылить) Лучше это сделать 2 раза. Производитель палитры уже обрабатывает ее на фабрике маслом или лаком, но как правило этого не достаточно! Поэтому надо самостоятельно несколько раз промаслить деревянную палитру и тогда она будет служить Вам многие годы, а вот если этого не сделать, то масло из красок будет уходить в древесину, тянуть за собой цветной пигмент, палитра испачкается и Вы ее просто не ототрете, а если забыть очистить от краски, то можно ее уже выбрасывать на помойку. После живописи деревянную палитру не моют, а протирают льняным маслом. Лишним будет добавить, что многие большие мастера, очень бережно относились к своим инструментам,они имели большой ассортимент различных палитр, которые отличались не только по размеру, но и по цвету древесины. А вот краски на грязной палитре будут перемешиваться, образовывать » фузу» и эта грязь и серость перейдет на холст, что может повредить художественным достоинствам картины.
К первому занятию по живописи надо приготовить:
1. Палитру ( подготовленную к живописи).
2.Масленку ( для разбавителя, лучше взять одинарную с крышкой ).
3. Мастихин ( средний, какой Вам больше понравится, им можно не только палитру чистить, но и картины писать, а так же удалять с холста не правильно прописанные места).
4. Пинен.
5.Лак пихтовый или дамарный, можно взять ретушный, на выбор.
5. Льняное масло.
6. Тряпки, чтобы вытирать кисти.
7. Краски.
8. Картон, холст.
Что нужно для рисования маслом – 10 материалов для живописи
Что нужно, а что нет начинающему художнику? Это статья с полезными советами, которая поможет вам собрать свой набор для живописи масляными красками и начать творить уже сейчас!
Что нужно начинающему художнику?
Меня часто спрашивают, а имеет ли смысл, покупать сразу все материалы, какие только есть для живописи, или достаточно только нескольких художественных материалов? Возможно вы решите, что на первых порах вам достаточно будет только одной кисточки, несколько тюбиков краски и холст. Но, спешу вас разочаровать – это не так. Вернее, не совсем правильно было бы так считать. И вот почему.
Во-первых, это просто приятно, когда ты художник и у тебя все есть под рукой и ты можешь осуществить любую свою идею, так как у тебя есть все для этого. Но по своему опыту и по опыту знакомых художников, могу сказать, что это далеко не всегда возможно, если вы конечно не владелец магазина с материалами.
Но есть определенный стандартный набор-минимум того, что нужно и что точно может пригодиться начинающему художнику. Итак, что же нужно вам для рисования маслом прямо сейчас:
Все эти материалы не только полезны, они еще и облегчат вам жизнь художника – когда все нужное будет под рукой, у вас уже на одну отговорку станет меньше, и вам придется начать рисовать, ведь вы столько всего уже приобрели. Для кого-то это покажется смешным, но для некоторых, чек из художественного магазина станет хорошей мотивацией, чтобы начать.
А теперь давайте остановимся поподробнее на каждом материале из этого списка. Ведь, возможно, после прочтения этой статьи вы сможете собрать свой начальный набор для масляной живописи, решив для себя, что вам точно нужно, а что нет.
Ну а если вам просто не терпится начать рисовать и не хочется тратить время на выбор и подбор материалов, вы можете заказать готовые наборы для живописи в моем магазине.
Я лично собирала их, поэтому могу гарантировать, что это лучшее соотношение цены\качества и самый правильный набор инвентаря для начинающих художников!
Ну а теперь, отдельно к каждому материалу!
Масляные краски
Многие считают, что если продукт сделан за рубежом, то качество у такого продукта очень высокое. Не стану спорить, есть масляные краски, например, британские Winsor&Newton, или, французские Pebeo, которые любят хвалить художники. Конечно, это по-своему хорошие краски, но они чаще всего предназначены для профессионалов, которые пишут уже не один десяток лет и могут себе позволить такие краски.
Начинающим же художникам или любителям, я советую брать краски отечественного производителя от завода «Невская палитра». Они доступнее и по цене, и по качеству практически не уступают импортным краскам.
Плюс, технологи завода постоянно работают над усовершенствованием состава красок, а также над разнообразием палитры цветов. Поэтому, если вы ищите хорошие краски для живописи маслом, выбирайте краски завода «Невская палитра».
Что касается количества, то я рекомендую вам приобрести сначала набор из красок – обычно в него входит 12 цветов в небольших тюбиках. Пока вы еще не научились правильно смешивать цвета, вам будет проще использовать готовые, а при необходимости докупать те, что быстрее всего расходуются, например, белила.
Более подробно о масляных красках, их свойствах и рекомендациях по выбору, я рассказываю в своей статье «Как выбрать масляные краски для живописи»
Кисти для живописи
Еще один важный инструмент в арсенале начинающего художника, это кисти! Выбор кистей зависит от того, что и как вы хотите написать, какой будет ваша первая работа.
Если вы хотите сделать объемную картину 60х90, к примеру, да еще и в какой-нибудь абстракции, то вам понадобятся широкие кисти. Ими будет удобно закрашивать поверхность холста.
А если в работе будет очень много мелких деталей, которые потребуют тщательной прорисовки, то вам не обойтись без маленьких, тонких кисточек.
Для масляных красок лучше выбирать кисти из синтетического ворса или щетины, так как кисти с натуральным ворсом более мягкие и нежные, могут быстро прийти в негодность от разбавителей масляных красок. Все кисти обычно пронумерованы, и чем тоньше ворс, тем меньше цифра.Подробнее про кисти, каждый вид ворса, и как их выбрать, я рассказываю в своей статье «Как выбрать кисти для масляных красок»
Гораздо более глубоко все моменты по кистям, краскам и остальным материалам я разбираю на моем БЕСПЛАТНОМ теоретическом мастер-классе! Там мы обсудим все виды инвентаря, нюансы работы с ним и ухода, техники живописи и многое другое. Мастер-класс полезен как опытным художникам, так и начинающим
Холсты
Выбирая холст для своей первой картины маслом, начинающий художник может споткнуться об ряд вопросов: на подрамнике или на картоне? грунтовать или купить уже загрунтованный? чем грунтовать? что будет, если холст провиснет под слоем краски?
Это нормально, в начале своего творческого пути задавать, казалось бы, такие очевидные вопросы. Ведь вы только учитесь, а для начинающих всегда непросто разобраться во всех тонкостях живописи маслом.
Поэтому, я собрала ответы на все часто задаваемые вопросы о холстах, и рассказала какой и для чего холст лучше выбрать в своей статье «Как выбрать холст для масляной живописи»
Читайте, запоминайте и наслаждайтесь творчеством!
Разбавитель для масляных красок
И опять вопросы, на которые нужны понятные и точные ответы: чем отличается разбавитель от растворителя, как выбрать правильный, что такое «тройник» и зачем масляным краскам льняное масло и так далее.
Все очень просто. Разбавитель разбавляет краску, делая ее более вязкой, а растворитель – растворяет красочный слой. Для живописи маслом универсальным окажется пинен, а на все остальные вопросы о том, какие бывают разбавители для красок и какой лучше выбрать, я рассказываю в статье «Разбавитель для масляных красок».
Очень подробно про каждый вид и для какого конкретно случая подходит тот или иной разбавитель. А еще, как немного сэкономить или создать свой, универсальный разбавитель для красок.
Простой карандаш + ластик-клячка
Незаменимые помощники для художников, при чем не важно какими красками вы пишите, акварелью, акрилом, гуашью или маслом – карандаш с ластиком пригодятся вам в любом случае, хотя бы для того, чтобы создать эскиз.
Грифельные карандаши различают по мягкости/твердости: мягкий карандаш обозначают буквой B, твердый – буквой H. В моих наборах для начинающих художников карандаш HB, что означает, что он средней мягкости.
Ластик-клячка легко мнется, хорошо очищается и отлично стирает карандаш, в отличие от обычной резинки. Такой ластик тоже входит в мой набор для начинающего художника.
Палитра для масляных красок
Она может быть, как пластиковой, так и деревянной. Чтобы вам было проще работать, и легче мыть от красок палитру, вы можете перед началом работы обернуть ее в пищевую пленку.
Если же у вас нет палитры, то вы можете на первое время заменить ее на:
Подробнее о том, как ухаживать за палитрой и отмыть ее от масляных красок, читайте в моей статье «Как отмыть кисти и палитру от масляной краски»
Грунт
Грунтовка холста перед работой – важный этап, от которого также будет зависеть качество работы, время высыхания, и ровный слой наложения краски. Поэтому, своим ученикам я рекомендую, покупать холсты уже загрунтованные. А если вы все-таки хотите покрыть картину грунтом самостоятельно, то выбирайте специальный, художественный грунт. И покрывая картину, помните, что хорошая грунтовка это:
Масленка
Из-за названия некоторые новички думают, что масленка, это баночка для масляной краски. На самом же деле, это такая маленькая емкость, в которую наливают разбавитель для масляных красок.
Масленки бывают одинаковые и двойные, металлические и пластиковые, с крышками и без.
В набор для живописи масляными красками «NY_Box» для начинающих художников, входит двойная пластиковая масленка с закручивающейся крышкой.
Мольберт
Среди инструментов и материалов для живописи, мольберт занимает довольно важное место. Во-первых, за ним очень удобно работать, во-вторых, у вас не искажается восприятие объекта, когда холст стоит вертикально, а не лежит на столе.
В-третьих, если живописью занимается ребенок, то можно подобрать мольберт как для работы стоя, так и сидя. Плюс, работа за мольбертом позволяет держать ровную осанку. А еще, это просто очень красиво, и позволяет вам почувствовать себя настоящим художником.
Но, если вам и этого мало, то советую вам прочитать свою статью «Как выбрать мольберт», в которой я очень подробно рассказываю о каждом виде мольберта и какой для чего лучше подходит.
Мастихин
И последний инструмент, который должен быть у начинающего художника – это мастихин. С ним вы легко напишите картины в пастозной технике и научитесь созвать красивую фактуру масляными красками. Почитать про выбор мастихина можно в статье «Как выбрать мастихин для для масляных красок»
Наборы: что нужно для рисования маслом
Как вы уже знаете, недавно я открыла свой интернет-магазин, где собрала все необходимые материалы для живописи маслом.
Также, я создала готовые наборы, в которых собрала все самое нужное, для масляной живописи из всего вышеперечисленного и даже несколько приятных мелочей.
Этот набор поможет вам избежать проблем с поиском всего необходимого, и вы сразу начнете творить!
Сейчас у меня есть три набора, с разной комплектовкой. Более подробно о наборах, стоимости и что туда входит, смотрите здесь — https://nyshop.pro/product-category/sets/
Если вам была полезна статья, не забудьте поставить оценку! А в комментариях, как обычно, жду ваши вопросы о материалах ☺