Чем можно заменить разбавитель rxt 01
ЧЕМ ЗАМЕНИТЬ ФИРМЕННЫЙ РАЗБАВИТЕЛЬ ДЛЯ АКРИЛА
Предисловие:
Большинства современных акриловых красок является можно разбавлять водой.
Но введение в краску только воды сопровождается довольно быстрым снижением вязкости.
Лучшие результаты наблюдаются при разбавлении краски лаком-ослабителем или его смесью с водой.
Например, при введении 10–15% лака-ослабителя (разбавленного на 10-15% дистиллированной водой акрилового водоэмульсионного лака) вязкость красок изменяется медленно, не происходит изменения оттенка краски, а устойчивость к истиранию и соскабливанию, стойкость к воздействию жиров, парафина и других веществ выше, чем при использовании в качестве разбавителя только воды.
Особенно это важно при использовании водоразбавляемых красок там, где технологические особенности способа нанесения требуют более сильного разбавления красок (и появляющиеся при переразбавлении только водой повышенное фонение и пенообразование, ухудшение прочностных характеристик красочного слоя и т. п. являются дополнительным стимулом к использованию лака-ослабителя).
Теперь конкретика:
Внимание.
Так вот, ни в коем случае не используйте чистый 96% изопропанол в качестве растворителя.
Мало того, что он испаряется за секунды, он во много раз эффективнее растворяет ЛЮБЫЕ краски.
С небольшим нажимом изопропанол смывает нитроэмали (которые в баллончиках) после нескольких суток просушки, легко сносит обычные эмали и любые акриловые краски.
Стойкими к абсолютизированному изопропанолу являются только 2-компонентные краски с отвердителем после полной полимеризации.
Чем заменить штатные разбавители для фирменных красок
Очень много вопросов снимает.
Забавно, но сколь-нибудь системно к теме растворителей никто из увлекающихся моделизмом подойти не пытался. Форумы полнятся вопросами о том, из чего состоит тот или иной фирменный состав, как его заменить, на чем сэкономить, чем смывать и разбавлять краску и т.п. Попробую изложить то, что известно на эту тему мне с общетеоритечиских позиций и примерами из практики.
Сначала длинное теоретическое предисловие, которое читать необязательно:
С точки зрения органической химии (а неорганических красок и растворителей за исключением чистых пигментов в моделизме не используется), растворители характеризуются таким параметром как полярность. То есть они делятся на полярные и неполярные с кучей промежуточных вариаций. Попробуем разобраться, что же такое эта полярность на пальцах. При этом сразу предупреждаю, я не химик, и профессионал к изложенным фактам легко может придраться
Полярность, грубо говоря, связана со строением молекулы растворителя. Молекула может быть диполем (например, вода или большинство спиртов). А может и не быть (например, бензол). Растворители, молекула которых является диполем, называются полярными. Растворители, молекула которых диполем не является, называются неполярными. В теории тот состав, который растворяется каким-то полярным растворителем, может быть растворен другим полярным растворителем той же или более высокой полярности. С неполярными то же самое. А вот между собой полярные и неполярные растворители не дружат, причем иногда с плачевными последствиями: сворачивание краски, образование нерастворимых пузырьков, гранул и т.п.
Большинство коммерческих РАЗБАВИТЕЛЕЙ для краски состоят не из чистого вещества, а из как минимум двух компонентов: растворителя и ретардера. Иногда присутствует и третий компонент: связующее для пигмента. Практические примеры:
Если задаться целью изготовить аналог тамиевского растворителя для акрила, пропиленгликоль вполне можно заменить, например, глицерином. Результат будет тем же. Важно, чтобы вода была деминерализована, поскольку иначе соли могут повысить или понизить ту самую полярность с плохо предсказуемыми результатами.
Тамиевский растворитель для эмалей устроен схожим образом, но без воды. В нем основой выступает уайт-спирит, а в качестве ретардера используется минеральное масло (меняется от года к году). Эмали, в принципе, можно растворять и чистым уайт-спиритом, и сохнет она тогда быстрее, но это не рекомендуется. Если сильно развести эмаль (или любую масляную краску) в уайт-спирите, полученный раствор быстро распадется на частички пигмента и окружающий их уайт-спирит. Масло в большинстве красок используется как красочная основа, и если его недостаточно, то получившаяся смесь ведет себя неоднородно, как очень жидкая суспензия. В домашних условиях при растворении эмалей и масляных красок проще всего добавить к уайт-спириту растительное масло, лучше очищенное художественное льняное. Впрочем, на худой конец пойдет и рапсовое, только в нем слишком много примесей, и сохнет оно исключительно долго.
Напоследок несколько слов о тех растворителях, которые продаются в хозяйственных магазинах. Продукция отечественного химпрома не отличается ни чистотой ни экологичностью, так что лучше не экономить. Растворители 646 и 647 предназначены прежде всего для растворения нитроэмалей, которые (за исключением баллончиков) в моделизме используются нечасто. В основном они состоят из толуола (от 40%), бутилацетата и этилацетата. В 646-й рецептуре больше толуола (порядка половины), и есть также этиловый спирт и ацетон, он лучше испаряется и оставляет меньше следов.
Обратите внимание: в советских растворителях отсутствует ингибитор/ретардер. Возвращаяясь к началу этого поста: это именно РАСТВОРИТЕЛИ, они не предназначены их создателями для разведения краски. Так что для тонких работ они подходят не лучшим образом: быстро испаряются, ухудшают растекаемость краски и ее укрывистость, расщепляют красочную основу и очень бодро растворяют полистирол. Не говоря уж об их исключительной вонючести и ядовитости компонентов. Хотя для очистки и промывки их использовать более чем допустимо.
Чем заменить фирменный разбавитель для акрила
Замедлитель высыхания для акриловых красок: особенности применения
Особенностью акриловых красок является высокая скорость их высыхания после нанесения на холст, бумагу или другую поверхность. Это качество ценится при проведении многих видов художественных работ. Однако бывают случаи, когда слишком быстрое загустение слоя краски, наоборот, нежелательно.
Увеличить время фиксации акрилового колера может применение специального состава – замедлителя высыхания.
Особенности
Замедлить высыхание краски бывает необходимо, если нужно продолжить работу с определенным слоем, создать на нем переливы оттенков или поработать с полутонами. В этом случае художник применяет прием растушевки, который не может быть выполнен с густой краской. Так же изменение консистенции и скорости высыхания колера необходимо при прорисовке теней.
Состав, замедляющий загустение и высыхание нанесенного слоя акриловой краски, представляет из себя прозрачную гелеобразную массу.
В зависимости от процента содержания гликоля в замедляющем составе, время полного высыхания слоя колера может варьироваться от получаса до 4-5 часов. Также скорость загустения и высыхания колера будет меняться в зависимости от соотношения акриловой краски и загустителя, в котором они были смешаны.
При разбавлении акрилового колера водой первоначальный тон сильно искажается, а консистенция колера становится водянистой и неудобной для нанесения. Замедлитель же не искажает исходный цвет. При его применении оттенок не меняется и не тускнеет. Часто цвет, наоборот, приобретают лучшую фактуру и становится более ярким. Поэтому нередко замедляющий состав используют с целью достижения того или иного визуального эффекта при рисовании.
Правила использования
При работе с составом, замедляющим высыхание акриловых красок, нужно придерживаться определенных правил:
Альтернативный способ применения
Многим художникам знаком и другой способ использования замедляющего состава. В этом случае акриловый колер не смешивают с замедлителем.
Особенности
Замедлителем называют густую гелеобразную массу без цвета (прозрачную). В составе такой смеси присутствует гликоль – вещество без особого запаха, помогающее влаге дольше задерживаться в акриловых красках.
Незаменимым замедлитель считается в случаях, когда необходимо поработать с определенным оттенком, чтобы получить плавные переходы, осуществить передачу всех полутонов, мягче обозначить растушевки, а также нарисовать тени. От объема добавляемого состава зависит время высыхания акриловых красок, которое может занять от 30 минут до 5 часов.
Экспериментируя со вспомогательным материалом, следует понимать, что количество введенного замедлителя по-разному отражается на поведении и соответствующей консистенции полученной массы.
Неразбавленные колеры отличаются высокой вязкостью. Это позволит создавать различную фактуру, придавать более четкую рельефность красочному слою, наносить более крупные мазки. Высыхать такое покрытие будет за 40 минут. Разбавленный же колер отлично тянется вслед за кистью. Срок его высыхания составляет 10 минут.
Особенности
Замедлить высыхание краски бывает необходимо, если нужно продолжить работу с определенным слоем, создать на нем переливы оттенков или поработать с полутонами. В этом случае художник применяет прием растушевки, который не может быть выполнен с густой краской. Так же изменение консистенции и скорости высыхания колера необходимо при прорисовке теней.
Состав, замедляющий загустение и высыхание нанесенного слоя акриловой краски, представляет из себя прозрачную гелеобразную массу.
В зависимости от процента содержания гликоля в замедляющем составе, время полного высыхания слоя колера может варьироваться от получаса до 4-5 часов
. Также скорость загустения и высыхания колера будет меняться в зависимости от соотношения акриловой краски и загустителя, в котором они были смешаны.
При разбавлении акрилового колера водой первоначальный тон сильно искажается
, а консистенция колера становится водянистой и неудобной для нанесения. Замедлитель же не искажает исходный цвет. При его применении оттенок не меняется и не тускнеет. Часто цвет, наоборот, приобретают лучшую фактуру и становится более ярким
. Поэтому нередко замедляющий состав используют с целью достижения того или иного визуального эффекта при рисовании.
Составы
Добавка, способствующая замедленному высыханию, легко смешивается в соотношении 1: 4. В процессе изготовления состава не образуется пена или пузыри. Слои, наносимые мастихином (специальная лопаточка), по пастозности практически не отличаются от колера без добавок, поэтому при работе этот инструмент станет намного подвижней. Полное высыхание происходит за 3 часа.
Увеличивая количество вспомогательного материала ровно в половину, (при соотношении замедлителя и акрилового материала 1: 2) появляется возможность создания фактуры, а также можно начинать работу мастихином. При этом структура будет мягкой и обтекаемой по рельефу. В момент смешивания могут появиться мелкие пузырьки. Тонкий слой такого разбавленного колера высыхает за 3 часа.
Разносится этот акриловый материал легко. Срок высыхания – один час.
Пропорциональное смешение
При пропорциональном комбинировании акрилового колера с замедлителем в соотношении смешения 1: 1 получается желеобразная смесь. Сам процесс довольно затруднительный. Данный состав не подходит для мастихина, зато работать кистью будет легко благодаря полученному желеобразному составу, создавая свободное скольжение по полотну. Краска высыхает за 2 часа.
Добавки
Различные вспомогательные материалы добавляют обычным акриловым краскам особые свойства. Цвета становится прозрачными, жидкими или густыми, матовыми, блестящими или светонепроницаемыми.
Для придания универсальности акриловые красители разбавляются сразу несколькими отдельными добавками. К примеру, замедлитель считается незаменимым, когда необходимо тщательно проработать цвета.
ЧЕМ ЗАМЕНИТЬ ФИРМЕННЫЙ РАЗБАВИТЕЛЬ ДЛЯ АКРИЛА
Большинства современных акриловых красок является можно разбавлять водой.
Но введение в краску только воды сопровождается довольно быстрым снижением вязкости.
Лучшие результаты наблюдаются при разбавлении краски лаком-ослабителем или его смесью с водой.
Например, при введении 10–15% лака-ослабителя (разбавленного на 10-15% дистиллированной водой акрилового водоэмульсионного лака) вязкость красок изменяется медленно, не происходит изменения оттенка краски, а устойчивость к истиранию и соскабливанию, стойкость к воздействию жиров, парафина и других веществ выше, чем при использовании в качестве разбавителя только воды.
Особенно это важно при использовании водоразбавляемых красок там, где технологические особенности способа нанесения требуют более сильного разбавления красок (и появляющиеся при переразбавлении только водой повышенное фонение и пенообразование, ухудшение прочностных характеристик красочного слоя и т. п
являются дополнительным стимулом к использованию лака-ослабителя).
Ихний РАЗБАВИТЕЛЬ для акриловой краски представляет собой 60-65% раствор изопропилового спирта в дистиллированной воде с содержанием примерно 7% пропиленгликоля.
Здесь растворителем является изопропиловый спирт, а ретардер – пропиленгликоль. Ретардер нужен для того, чтобы состав не высыхал слишком быстро, он замедляет испарение, а заодно улучшает растекание краски. Если бы его не было, краска бы высыхала еще в аэрографе, да еще бы и комковалась.
Если задаться целью изготовить аналог стандартного фирменного РАЗБАВИТЕЛЯ для акрила, пропиленгликоль вполне можно заменить, например, глицерином. Результат будет тем же
Важно, чтобы вода была деминерализована (дистиллят), поскольку иначе соли могут повысить или понизить ту самую полярность с плохо предсказуемыми результатами
Еще нужно отметить, что коммерческие растворители для использования в помещении чаще всего используют неядовитые (слабо ядовитые) вещества.
Растворитель для акрила, состоящий из 60% раствора (ядовитого) метилового спирта с добавкой (тоже ядовитого) этиленгликоля работал бы ничуть не хуже (даже лучше), но использовать его в работе – верный путь к слепоте.
На худой конец вместо пропиленгликоля можно использовать этиленгликоль (он содержится в тормозной жидкости), но это не рекомендуется – лучше уж найти глицерин.
Внимание. Я уже сказал, что действующее вещество в растворителе для акрила – изопропиловый спирт (изопропанол)
Я уже сказал, что действующее вещество в растворителе для акрила – изопропиловый спирт (изопропанол).
Так вот, ни в коем случае не используйте чистый 96% изопропанол в качестве растворителя.
Мало того, что он испаряется за секунды, он во много раз эффективнее растворяет ЛЮБЫЕ краски.
С небольшим нажимом изопропанол смывает нитроэмали (которые в баллончиках) после нескольких суток просушки, легко сносит обычные эмали и любые акриловые краски.
Стойкими к абсолютизированному изопропанолу являются только 2-компонентные краски с отвердителем после полной полимеризации.
Подводя итог
Не следует добавлять слишком большое количество замедлителя в акриловые колеры, чтобы не допустить нежелательных изменений состава красок. Большое количество вспомогательного материала способствует появлению пузырьков, замедленному смешиванию. Можно добавлять не более 25% замедлителя от общего объема акриловой смеси. Только так удастся сохранить яркий блеск, увеличенную разносимость и необходимую плотность цвета.
Прием добавления замедлителей в краски обычно используется художниками при создании полотен акрилом под «акварель». Для художественного декупажа же подобную методику используют редко.
При необходимости краски всегда можно развести водой с добавлением определенного количества замедлителя. Получившийся состав необходимо тщательно перемешать. После проделанной подготовительной работы следует приступать непосредственно к окрашиванию основы. Для этого используют кисть или специальную губку. При желании выполняют оттиск, к примеру, с использованием пакета.
Пример использования замедлителя высыхания для акриловых красок смотрите далее.
Чем заменить штатные разбавители для фирменных красок
В поисках заменителя разбавителя эмалей попробовал английский уайт-спирит MANGERS и я вам скажу ни чем не хуже той же Тиккурилы. Почти не воняет и с эмалями Revell, MM, Humbrol, очень хорошо взаимодействует.
Добавлено спустя 37 минут 7 секунд:
Я развожу тамиевский акрил жидкостью для мытья стекол HELP. Разведенная краска подходит для аэрографа и кисти. Промываю и мою кисти и аэрограф опять же HELP. Результат отличный кисти не пушатся и аэрограф цел. Кроме HELP может подойти любая жидкость для мытья стекол, которая содержит изопропиловый спирт. Важно, чтобы в составе жидкоости не было ПАВ (поверхностно активных веществ), они дают пену.