Чем можно заменить солярку

Какие аналоги дизельного топлива существуют?

Чем можно заменить солярку. Смотреть фото Чем можно заменить солярку. Смотреть картинку Чем можно заменить солярку. Картинка про Чем можно заменить солярку. Фото Чем можно заменить солярку

Дизельное топливо – это продукт, получаемый при перегонке нефти и выделение определенных углеродных фракций. С момента изобретения двигателя, с 19 века и по сей день оно является один из самых востребованных продуктов нефтепереработки. Дизельное топливо, обладая рядом существенных преимуществ, занимает лидирующее место среди иных видов горючего. Но несмотря на все плюсы, последнее время из-за высокой стоимости дизельного топлива, многие организации стараются заменять на его аналогами, существенно дешевле процессы производства.

Интересно. Аналогами дизельного топлива являются сходные по цетановому числу продукты перегонки нефти или же соединения, полученные при смешении разных фракций или вторичной переработке тяжёлых нефтепродуктов, например, мазута.

Солярка

Чем можно заменить солярку. Смотреть фото Чем можно заменить солярку. Смотреть картинку Чем можно заменить солярку. Картинка про Чем можно заменить солярку. Фото Чем можно заменить солярку

Строго говоря, соляровое масло является не отдельным продуктом, а одной из фракций нефти и входит в состав дизельного топлива. Cолярка ощутимо дешевле, но заливать её в современные, неприспособленные для этого вида топлива двигатели – нельзя, так как имеются существенные различия по техническим характеристикам.

Интересно. Температура вспышки солярки почти в полтора раза ниже, чем у дизельного топлива – всего +40-45С. А вязкость – в два раза выше – до 9 мм кв./с.

Минус:

Главным минусом солярного масла являются именно иные технические характеристики, сокращающие срок жизни некоторых дизельных двигателей.

Зимой солярка замерзает быстрее дизельного топлива. К тому же прогреть двигатель на холостом ходу не получится — теплоемкость солярки достаточно низкая и эффект будет практически нулевым.

Дизельное топливо, изготовленное согласно техническим условиям (ТУ)

Чем можно заменить солярку. Смотреть фото Чем можно заменить солярку. Смотреть картинку Чем можно заменить солярку. Картинка про Чем можно заменить солярку. Фото Чем можно заменить солярку

Существенным плюсом этого топлива является его цена и схожесть основных технических критериев. По сути оно представляет собой дизельное топливо, в которое для снижения розничной стоимости добавлены различные добавки, такие как дешевые фракции и химические присадки.

Плюс:

Минус:

Главный минус – качество топлива при разбавлении оказывается на совести производителя. А это однозначно сказывается на сроках жизни двигателя.

Судовое маловязкое топливо

Чем можно заменить солярку. Смотреть фото Чем можно заменить солярку. Смотреть картинку Чем можно заменить солярку. Картинка про Чем можно заменить солярку. Фото Чем можно заменить солярку

Судовое маловязкое топливо

Получают не только при перегонке нефти и выделении определенных её фракций, но и при переработке уже использованного мазута. Используется в основном для средне- и высокооборотистых типах двигателей. Отличается повышенным процентным содержанием серы.

СМТ не слишком подходит для легковых автомобилей – в низкооборотистых типах двигателей этот вид топлива не будет полностью смешиваться с кислородом, что приведет к его более быстрому сгоранию и неполной эффективности.

Минус:

Но главный недостаток – значительно увеличенное предельно допустимое количество серы, что приводит к выраженному снижению смазывающей способности топлива и требует применения дополнительных присадок. В отличие от дизельного топлива, изготовленного согласно ТУ, химический состав СМТ строго регламентирован.

Интересно. Так как себестоимость СМТ ниже, чем у дизельного топлива, изготовленного по ТУ, некоторые недобросовестные производители выдают одно горючее за другое.

Печное дизельное топливо

Чем можно заменить солярку. Смотреть фото Чем можно заменить солярку. Смотреть картинку Чем можно заменить солярку. Картинка про Чем можно заменить солярку. Фото Чем можно заменить солярку

Слева обычный бензин, справа печное дизельное топливо

Бюджетный продукт нефтеперегона, который получается при элементарной обработке сырья.

Различают два вида — темное и светлое ПДТ, отличающиеся по уровню очистки конечного продукта. Кроме того, ПДТ разделят по уровню содержания серы — малосерное и сернистое горючее.

Плюс:

Этот вид горючего в среднем на 30% дешевле дизельного топлива и идеально подходит для отопления жилых помещений.

Минус:

Причин, почему не стоит заливать ПДТ вместо дизельного топлива сразу несколько. В среднем содержание серы в печном топливе в сотни раз больше, что сказывается на сцеплении. К тому же надо учитывать зольность, которая будет негативно сказаться на работе и сроке жизни двигателя.

Интересно. В ПДТ допускается добавление органических и минеральных добавок, также влияющих на конечные характеристики топлива.

Дистилляты (бензиновые фракции)

Чем можно заменить солярку. Смотреть фото Чем можно заменить солярку. Смотреть картинку Чем можно заменить солярку. Картинка про Чем можно заменить солярку. Фото Чем можно заменить солярку

Дистилляты (бензиновые фракции)

Это легкие фракции, оставшиеся после дистилляции, переработки нефти. Как и многие аналоги дизельного топлива, они характеризуются низкой вязкостью.

Плюс:

Существенным их плюсом является малое содержание соединений серы, что делает этот вид горючего очень экологичным. Кроме того низкая вязкость не позволяет бензиновым фракциям застывать при низкой температуре. Также их часто используют в качестве сырья.

Биодизель

Чем можно заменить солярку. Смотреть фото Чем можно заменить солярку. Смотреть картинку Чем можно заменить солярку. Картинка про Чем можно заменить солярку. Фото Чем можно заменить солярку

Биодизель в колбах

Сложное моторное топливо, получаемое благодаря реакции переэтерификации из триглицеридов и представляет собой смесь моноалкильных эфиров жирных кислот. По сути – биодизель представляет собой альтернативный и полностью экологичный вид топлива. Он производится из полностью биологического сырья, а значит может использовать отходы любого сельского хозяйства. Вместе с этим снижая потребность человека в нефти.

Плюс:

Биодизель полностью биоразлагаемый, а значит в случае аварии с разливом топлива последствия будут менее катастрофичны, чем в случае с нефтью или дизелем. Также биодизель увеличивает срок жизни двигателя, являясь смазкой для деталей, а так же растворителем для загрязнений.

Минус:

Биодизель не полностью безопасен для окружающей среды – вместо привычного углекислого газа и соединений серы, при сгорании биодизеля в воздух попадают оксиды азота, влияющих на озоновый слой. Но над этой проблемой сейчас активно работают учёные, подбирая подходящие фильтры для нейтрализации этого эффекта.

Кроме этого цена на биодизель значительно выше, ценника на обычное дизельное топливо.

Источник

Печное топливо для дизельных котлов

Чем можно заменить солярку. Смотреть фото Чем можно заменить солярку. Смотреть картинку Чем можно заменить солярку. Картинка про Чем можно заменить солярку. Фото Чем можно заменить солярку

Если использовать печное топливо для дизельных котлов, можно значительно сэкономить, ведь оно стоит дешевле традиционного дизтоплива. Кроме экономии причиной замены стала схожесть характеристик двух нефтепродуктов, из-за которой их часто путают друг с другом. У печного и дизельного топлива много общего, но есть и различия. Они влияют на эксплуатацию отопительного оборудования. Поэтому, выбирая печное топливо для дизельных котлов, стоит больше узнать об особенностях такой замены.

Общие характеристики

Котлы бывают двух видов: бытовые, используемые в загородных домах, где нет возможности подключиться к магистральному газопроводу, и промышленные, применяемые на производстве, где нужно получить горячую воду и тепло. Котлы на дизельном топливе распространены на мебельных и деревообрабатывающих предприятиях, где наблюдается большой расход пара. В бытовых условиях применение такого оборудования дает ряд преимуществ:

Кроме дизеля (солярки) в качестве котельного горючего может применяться мазут или то самое печное топливо (ПТ). Оно представляет собой жидкость от светло-желтого до темно-коричневого цвета с достаточно высокой вязкостью. В основе нефтепродукта углеводороды, содержащие от 14 до 20 атомов углерода. Преимущественно в составе присутствуют:

Особенности и свойства

Основная особенность печного топлива заключается в том, что этот нефтепродукт, несмотря на приближенность по свойствам к дизтопливу, не имеет четких требований и стандартов, которые определяли бы технологию производства, состав и свойства. В то же время производители стремятся улучшать ПТ и добиваться максимальной схожести с дизельным топливом. В результате получается аналог солярки, который является одним из самых дешевых на сегодня.

Следующая особенность ПТ — состав. В нем большее количество серы, чем в дизтопливе. Ее концентрация может составлять:

Количество серы имеет важное значение, поскольку от этого зависит, насколько сильно топливо загрязняет окружающую среду и негативное влияет на детали оборудования. Вредное воздействие связано с образованием серной кислоты, которая разъедает стенки котла. Чем больше концентрация серы, тем быстрее происходит износ деталей агрегата из-за образования коррозии. Поэтому для котлов привлекательнее горючее с низким процентом сернистых соединений.

Отличия от дизельного топлива

Печное топливо — официальный аналог обычного дизтоплива. Это объясняется их схожими характеристиками, но не все из них имеют одинаковые значения. Главное отличие, которым обусловлена разница в свойствах, — это производство. Дизтопливо изготавливают по ГОСТ 305-2013, а печное топливо может производиться по ТУ, в котором нет столь строгих требований к содержанию сторонних примесей. Отсюда более низкая стоимость и другие отличия в основных характеристиках.

Поскольку единого стандарта на печное топливо пока нет, любое предприятие может разработать свои ТУ и производить продукт по ним. Поэтому при покупке стоит обращать внимание на характеристики, предлагаемые конкретным производителем.

Разница между печным и дизтопливом прослеживается в ряде свойств. Печное немного тяжелее дизельного, имеет более высокую вязкость — 8 против 3-6 мм 2 /с. Другие отличия представлены в таблице.

Сырье для производства

Вторичные дизельные фракции

Не более –10 °C — для летней марки дизтоплива, межсезонное, зимнее и арктическое выдерживают более низкие температуры.

Сравнение применительно к котлам отопления

Вязкость — не единственная важная характеристика, которая нормируется со стороны производителей котлов. К примеру, по европейским нормативам EL DIN 51603 горючее для котлов отопления должно иметь следующие характеристики:

Для сравнения печного и дизельного топлива стоит привести характеристики, важные для применения в дизельных котлах.

Массовая доля серы

Коксуемость 10% остатка, %

Зольность и коксуемость показывают, насколько быстро и интенсивно на деталях будет образовываться сажа. Если ее слой будет всего 1 мм, КПД оборудования снизится на 4%. Если толщина увеличится вдвое, то снижение составит 8%. Поэтому указанные параметры должны строго контролироваться при производстве.

По коксуемости, зольности и содержанию серы дизельное топливо предпочтительнее для котлов. У него есть и другие плюсы:

Чем можно заменить солярку. Смотреть фото Чем можно заменить солярку. Смотреть картинку Чем можно заменить солярку. Картинка про Чем можно заменить солярку. Фото Чем можно заменить солярку
Как выглядит печное топливо, хранившееся при разной температуре (при ее снижении горючее постепенно мутнеет)

Проблема использования ДТ заключается в том, что такое отопление обходится дорого. Печное топливо дешевле примерно на 30%.

При такой замене горючего оборудование будет нормально работать, но есть одно «но». У печного топлива не нормируются перечисленные выше показатели. Поэтому при эксплуатации можно раньше столкнуться с необходимостью замены некоторых деталей или всего котла. Подобные издержки, если они возникнут, удается покрыть средствами, сэкономленными за счет замены дорогого дизеля на более дешевое печное топливо. Траты могут быть на частое обслуживание и чистку.

Дополнительно при использовании в качестве горючего ПТ стоит иметь запасные форсунки и топливный насос, поскольку нельзя точно сказать, в какой момент они понадобятся. Несмотря на сложности, печное топливо продолжают активно использовать для отопления. Если выбирать продукт с характеристиками, близкими к требованиям европейского стандарта EL DIN 51603, то никаких проблем с эксплуатацией не возникнет.

Виды печного топлива: темное и светлое

Печное топливо бывает темным и светлым. Разница между ними заключается в вязкости, температуре горения и количестве примесей в составе. В светлом их меньше, поэтому оно больше подходит для современных котлов. Дополнительно его используют в сельскохозяйственной сфере.

Чем можно заменить солярку. Смотреть фото Чем можно заменить солярку. Смотреть картинку Чем можно заменить солярку. Картинка про Чем можно заменить солярку. Фото Чем можно заменить солярку
Темное печное топливо может иметь практически черный цвет

Светлое ПТ обладает более высокой теплоотдачей, т. е. при том же количестве дает больше тепла, чем темное. По этой причине вместо дизеля чаще используют светлое ПТ. В отличие от темного оно более широко распространено в промышленности.

Темное печное топливо чаще применяется для бытовых нужд. Для современных котлов оно не совсем подходит. Нефтепродукт более распространен в отоплении маленьких жилых домов и промышленных помещений. Расход топлива для дизельных котлов небольшой, поэтому оно экономичное. Кроме того, темное ПТ лучше сохраняет текучесть, поэтому может храниться при незначительных отрицательных температурах.

Чем можно заменить солярку. Смотреть фото Чем можно заменить солярку. Смотреть картинку Чем можно заменить солярку. Картинка про Чем можно заменить солярку. Фото Чем можно заменить солярку
Пример организации отопления с дизельным котлом

Некоторые производители ищут способы осветления темного ПТ и уменьшения количества сернистых примесей. На сегодня такая технология получается сложной и дорогостоящей, поэтому пока не получила массового распространения.

Как и из чего производят печное топливо

Печное топливо изготавливают из вторичных дизельных фракций, которые образуются при переработке нефти. Они выкипают при определенной температуре в разном количестве:

В производстве может использоваться отработанное масло. Ввиду соответствия нужным характеристикам сырье подвергают минимальное обработке, что положительно сказывается на конечной стоимости нефтепродукта. Нередко для производства берут мазут, а чтобы улучшить низкотемпературные свойства, в состав добавляют депрессорные присадки из сополимера этилена с винилацетатом.

Чем можно заменить солярку. Смотреть фото Чем можно заменить солярку. Смотреть картинку Чем можно заменить солярку. Картинка про Чем можно заменить солярку. Фото Чем можно заменить солярку
Отработанное масло, которое может использоваться для производства печного топлива

Преимущества и недостатки

Главная причина, почему печным топливом заменяют дизель — это более низкая цена, хотя по характеристикам нефтепродукты очень близки. Стоимость получается выгодной, поскольку при производстве используют дешевое сырье, а готовый нефтепродукт имеет другое, более выгодное налогообложение. Налог на дизтопливо высокий, поэтому и цена в Москве и других городах сравнительно выше, чем у печного.

Другие преимущества ПТ:

К недостаткам ПТ относится следующее:

Подведем итоги: печное топливо для котлов как аналог дизельного

Печное топливо по характеристикам очень напоминает дизельное, но в то же время имеет ряд серьезных отличий. ПТ производится в соответствии с ТУ, которые могут различаться на разных предприятиях. Этим обусловлены менее строгие требования к важным характеристикам: цетановому и йодному числу, вязкости, зольности и содержанию серы.

Большинство предприятий стремятся соответствовать наиболее высоким стандартам, предлагая потребителям качественный нефтепродукт, максимально приближенный по свойствам к дизтопливу. Отсюда можно сделать вывод, что использовать печное топливо для дизельных котлов можно, учитывая особенности эксплуатации и обслуживания оборудования при подобной замене.

Источник

Аналоги дизельного топлива

Аналогами дизельного топлива называют разновидности топлива, получаемые в результате прямой перегонки нефти или переработки ее продуктов (смесей углеводородов). Главным отличием аналогов выступает более низкая стоимость, которая позволяет многим отраслям экономить на топливе, используя при этом качественный нефтепродукт.

Особенности и применение аналогов дизтоплива

Для аналогов дизтоплива характерны свойства, которые максимально приближены к характеристикам дизтоплива, изготавливаемого в соответствии с ГОСТ. Аналоги обладают невысокой стоимостью за литр, которая всегда ниже, чем цена, установленная на дизтопливо. Именно удешевление топлива стало основной причиной разработки аналогов. Еще одним их преимуществом выступает возможность применения в быту, во многих отраслях народного хозяйства и промышленности.

Отличия и виды аналогов дизтоплива

Дизельное топливо – нефтепродукт, состоящий из смеси углеводородов, получаемых при нефтепереработке. Используется как топливо в дизельных двигателях внутреннего сгорания (ДВС). Востребованность продукта объясняется оптимальным сочетанием стоимости, экологических свойств и технических характеристик. Но во многих отраслях есть потребность в альтернативном топливе, которое будет обходиться дешевле. Эта необходимость вызвала появление аналогов, выпускаемых на основе остаточных продуктов нефтепереработки. К ним относятся:

Газовый конденсат

Газовый конденсат – топливо, получаемое при переработке нефти с добавлением вторичных фракций или путем переработки нефтепродуктов. Газовый конденсат обладает невысокими показателями вязкости, что повышает функциональность оборудования за счет хорошего смазывания деталей. Топливо работает даже при самых низких температурах, не требуя применения подогревателя.

Солярка

Соляровое масло – это скорее не аналог и не отдельный нефтепродукт, а нефтяная фракция, входящая в том числе в состав дизтоплива. В процессе производства солярка (разговорный термин) проходит щелочную очистку. Свое название продукт получил от немецкого Solaröl, что означает «солнечное масло». Соляровое масло, в сравнении с дизтопливом, характеризуется более низкой стоимостью, но ввиду различия в свойствах имеет особую сферу применения. В основном солярку используют для тихоходных дизелей: стационарных, судовых, тракторных.

Печное топливо

Печное дизельное топливо считается самым распространенным аналогом. Изготавливается из дизельных фракций вторичной перегонки нефти. Классифицируется на светлое и темное топливо, применяется в котельных и отопительных системах жилых, сельскохозяйственных и промышленных объектов.

Судовое топливо

Судовое маловязкое топливо (СМТ) получают из продуктов перегонки нефти или повторной переработки мазута (достаточно упрощенная технология производства). Характеризуется повышенным содержанием серы, поэтому должно строго соответствовать установленным нормам коррозионной агрессивности. Применяется в средне- и высокооборотных типах двигателей, чаще всего для заправки судовых энергетических установок с целью обеспечить функционирование судов.

Биодизель

Биодизель – так называемый экологичный аналог дизельного топлива, состоящий из жирных кислот и метиловых эфиров. Используя биодизель, можно избежать выхлопных газов и нагара. Еще топливо обладает хорошими смазочными характеристиками, но имеет короткий срок хранения, ограниченный 3 месяцами. Может применяться самостоятельно или в смеси с дизтопливом в разных пропорциях.

Бензиновые фракции

Дистилляты – это бензиновые фракции, которые представляют собой остатки нефтепереработки, отделяемые от нефти в процессе ее перегонки и испарения (дистилляции). Ввиду низкого содержания серы дистилляты экологически безопасны. Их применяют для обеспечения работы дизельных двигателей в условиях холода.

Дизельное топливо, соответствующее ТУ

Дизельное топливо, производимое по ТУ – топливо, которое по характеристикам похоже на дизельное, но изготавливается с использованием альтернативных методов, т. е. по ТУ, которые отличаются от условий, установленных стандартами. Такое топливо может включать примеси дешевого сырья и фракций нефти, что позволяет получить более доступный по стоимости аналог.

Дизтопливо с эмульгаторами

Дизельное топливо с эмульгаторами получают при добавлении к фракциям нефти примесей из коллоидных растворов. В составе могут присутствовать углеводороды минерального и растительного происхождения.

В заключение

К аналогам дизельного топлива относят продукты перегонки нефти, которые сходны с ним по цетановому числу (характеристике воспламеняемости – времени от впрыска топлива в цилиндр до начала горения). В список включают соединения, получаемые при соединении разных фракций нефти или ее вторичной переработке. Аналоги применяют в разных сферах как более дешевое, но не менее качественное топливо.

Источник

ЧЕМ ЗАМЕНИТЬ БЕНЗИН И СОЛЯРКУ

Можно ли иметь жидкое топливо, не имея нефти?

Ветераны вспоминали, что на полях танковых сражений Второй мировой войны хорошо были видны потери — наши подбитые танки чадили густым черным дымом — от солярки, а немецкие заметно отличались по светлому дыму от синтетического бензина. Бензин можно получать из каменного угля. Немцы умели это делать еще во время Второй мировой войны, даже, пожалуй, лидировали в этой области. Были у них проекты промышленно-городских комплексов, производящих на базе месторождений каменного угля горючий газ, бензин и горячую воду для отопления городов — если бы не война и дешевая послевоенная нефть, это, несомненно, было бы реализовано. Последний завод по производству синтетического бензина закрылся в ФРГ в 1960-х годах. Думаю, запасливые западные союзники захватили эту технологию, как и технологии цветной фотографии, благодаря чему в фотоиндустрии сейчас лидируют американцы, а не немцы.

Но, естественно, такой бензин дороже нефтяного, и его производство в центре Европы потребует дорогих мер экологической защиты. В этом и состоит корень проблемы. Современный мир не понимает слов “удобней”, “эколо-гичней” и так далее. Он понимает только “выгодней”. Ну какой предприниматель будет пользоваться дорогим синтетическим топливом, если его конкурент сможет покупать дешевое природное? Чесночный принцип — или все, или никто. Вот если правительство введет налог на природное топливо и уравняет цены на виды топлива по их потребительским свойствам — тогда да.

То есть меры по переходу на иные источники энергии должны проводиться мировым правительством, а не национальными. Но такого пока нет. И если будет — чьи интересы оно будет отстаивать? Индусов, потребляющих 0,5 т. у. т., или американцев с 11 т.у.т.?

Мир, лишившись нефти, будет менее удобным. А главное, станет беднее. Кого это затронет в первую очередь? Да не Буркина-Фасо, понятно. Затронет это основных потребителей нефти. И уже начало затрагивать.

Многое может современное общество (хотел написать “западное” — но и наше тоже) — но одного не может. Не может ограничить собственные потребности. А придется. И дефицит нефти на различных странах и народах скажется по-разному.

РЕЙКЬЯВИК, РЕЙКЬЯВИК

Структура потребления, доля различных энергоресурсов в каждой стране различна и определяется целым комплексом причин.

Частенько приходится слышать в различных аудиториях изумительную историю, что исландцы снабжают бананами и лимонами чуть не всю Европу. Откуда берет начало эта байка — ума не приложу. Даже заглядывал в справочник, чтобы удостовериться — нет, все правильно. В структуре ВВП этой страны преобладает рыбная ловля и рыбообработка (процентов так не менее 70), остальное — животноводство. Конечно, уникальна Исландия тем, что там горячая вода течет прямо из земли, и проблем с отоплением домов (естественно, при желании и теплиц) нет. Но ведь растениям нужна еще и определенная интенсивность освещения, а страна-то северная, зимой-то хоть не холодно, но темно. Да и наоборот: летнее солнце сутки напролет — вряд ли нравится лимонам и бананам. Конечно, их могут выращивать и выращивают, но товарное производство на весь европейский рынок — маловероятно.

Но, оказывается, даже наличие гейзеров не избавляет страну от нефтяной зависимости. Так почему же Исландия находится среди лидеров по душевому потреблению нефти (см. табл.’3), уступая только Люксембургу и США? Думаю, не для котельных исландцы используют нефть. Дело в том, что с точки зрения экономической географии (до революции ее называли еще “коммерческой географией”) — это одна из самых удобных территорий для базирования рыбаков и рыбной промышленности. Легко найти подходящие бухты (береговая линия сильно изрезана), есть пресная вода и горячая в том числе, порты не замерзают, но не бывает и жарко, рыбу легко и безопасно хранить и перерабатывать. Потому и живут исландцы рыбой. И пока морской транспорт недорог, исландцам следует опасаться только исчерпания океанских биоресурсов.

Но рыболовный флот нуждается в жидком топливе. Интересно знать, возможно ли перевести современный рыболовный флот хотя бы на уголь? Боюсь, после исчерпания нефти и нагрузка на биоресурсы океана существенно снизится: ведь именно жидкое топливо расширило в XX веке радиус действия и автономность кораблей. А без определенной тяговооруженности некоторые способы лова будут недоступны — парусником или веслами современный трал не потянешь. И потому парусно-паровой рыболовецкий флот будет менее производителен. Может быть, до этого в XXI веке еще не дойдет, поскольку разработаны варианты получения дизельного топлива и без нефти, но уже можно нам начинать вспоминать, как и из чего делается парусина. Намечается оптовый покупатель!

Существует такой критерий — энергозатраты на единицу получаемой пищевой энергии. Он условный — затрачиваемые калории минерального топлива соотносятся с калориями получаемых пищевых продуктов. Так вот современная рыбная промышленность очень затратив: на 1 калорию рыбопродуктов тратится от 1 калории минерального топлива (традиционное прибрежное рыболовство) до 250 калорий (высоко-механизированное океанское)! ; Естественно, рыбу ловят не только ради калорий: это и белки, и витамины, и микроэлементы. Да и вкусны дары моря! Но все же, все же. и так-то трудна и опасна рыбацкая профессия, а без дизеля? Да и туризм в Исландию (тоже современная статья дохода) примет черты экстремального. Одно дело слетать в Рейкьявик насамолете или сплавать на комфортабельном лайнере — другое дело месяц выворачивать кишки на паруснике. Недаром даже скиф Анахарсис, один из семи греческих мудрецов, затруднялся, к кому относить путешествующих по морю — к живым или мертвым.

В чем-то похожа ситуация в Норвегии. Сейчас норвежцам даже не нужен свой газ — они его почти полностью продают в Европу. По сути^ это они, наряду с Газпромом, Германию и газомснабжают. И нефтью также. Кроме того, благодарягорным рекам, страна полиостью обеспечена электроэнергией, самой дешевой в Европе, поэтому Норвегия — страна алюминиевых заводов. И тем не менее, без нефти не обходится, и по потреблению находится в числе лидеров — видимо, все из-за того же рыболовного флота. Поскольку норвежцы, как и исландцы, самой природой приговорены заниматься рыбой. Крабов камчатских мы им еще завезли. Точнее, завезли-то в свое Баренцево море, но они мигрируют потихоньку в Норвежское море — теплее им там, видите ли.

Правда, в Норвегии нет гейзеров, но пока есть собственная нефть, и поее экспорту норвежцы в последние годы частенько входят в тройку лидеров. А главное — норвежцы ее хозяева, поскольку, как все приличные люди, не раздали иностранцам и приватизаторам, а добывают сами, национальной государственной компанией. Норвежцы освоили еще и интенсивное рыбное хозяйство, а не только рыбное собирательство. Ведь современная рыбная ловля, по сути, ничем не отличается от собирательства, как в каменном веке. А норвежцы умеют вести морское фермерское хозяйство. Норвегия — страна фьордов — узких,-но глубоких и полноводных заливов. Их легко перегораживать, и рыба — даже такая деликатесная, как семга — в них хорошо себя чувствует. Но кроме такого подарка от природы, норвежцы еще умеют рыбу соответствующим образом кормить. Думаю, вообще секретов в этом деле много. Большая часть продаваемой у нас норвежской семги выращена таким образом. Хорошая рыба ^- семга, да еще откормленная на вкусных и сытных кормах, прожившая счастливую жизнь без стрессов и забот.

Вот на примере Исландии хорошо видно, что без нефти современные развитые страны будут отодвинуты поближе к XIX веку. Как мы помним, “веку угля и пара”. Другие пострадают, но видны в их хозяйстве ростки новой цивилизации, для которой нефть не так уж и нужна.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *