Чем можно занять мальчиков на уроках технологии
Игровая технология на уроках технологии для мальчиков
Использование игровых методов на уроках технологии.
Перед современной школой общество ставит цель по подготовке компетентного выпускника, способного адаптироваться в изменяющихся социально-экономических условиях, творчески решать поставленные перед ним задачи.
Данная проблема может быть успешно решена в том случае, если учитель владеет разнообразными методами и приёмами работы с учащимися, создает урок как произведение педагогического мастерства, создает его для детей и вместе с детьми. Хороший урок имеет свое лицо, своеобразие, которое обеспечивается индивидуальным стилем учителя.
Педагогическая наука и практика предлагают немало различных форм учебной деятельности школьников. Одной из них является игровая технология.
Актуальность дидактических игр для предмета «Технология» состоит в том, что они помогают привить молодежи технологическую культуру, развить разносторонние качества личности и способности к осознанному профессиональному самоопределению.
Использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому материалу, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребенка.
Обычно выделяют следующие классификации игр:
« Игра предметная – детская игра с окружающими предметами, в которой ребёнок учится использовать их по прямому назначению.
Игра ролевая – совместная групповая игра, в которой дети берут на себя различные социальные роли (матери, отца, воспитателя, врача, ребёнка, ученика и т.п.) в специально создаваемых ими сюжетных условиях.
Игра символическая – игра, в которой реальность воспроизводится в виде символов, знаков, а действия выполняются в абстрактной, символической форме.
Игра сюжетная – игра, в которой ребёнок воспроизводит сюжеты из реальной жизни людей, рассказов, сказок и т.п.
Игры компьютерные дидактические и развивающие – игровые программы представленные в нескольких видах (абстрактно- логические, сюжетные, ролевые) расширяют кругозор учащихся, стимулируют их познавательный интерес, формируют различные умения и навыки, способствуют психофизическому развитию. Однако излишнее увлечение играми может нанести вред ребёнку».
В настоящее время деловая игра, как не традиционная педагогическая технология вызывает все больше интереса потому, что игра позволяет активизировать учащихся, поднять их мотивацию к обучению. Игровая технология позволяет учащимся быть полноправными активными субъектами образовательного процесса. В игре учебный материал можно представить в наглядной предметной форме, что способствует лучшему пониманию. В игре изменяются взаимоотношения между педагогом и учащимися, они поднимаются на уровень творческого сотрудничества, сам учитель совершенствует своё мастерство.
Игровая технология – это способ деятельности направленный на изучение предмета посредством делового моделирования ситуации и имитационного моделирования изучаемых явлений. Характеристика учебно-деловой игры включает определённые роли, задачи и структурные элементы.
Учитывая специфику предмета можно выделить несколько типов игровых технологий на уроке.
Первый тип : «игры- заигрывания»- они не затрагивают формирование знаний, умений и навыков напрямую, дети воспринимают эти игры как развлечения, а педагог делает выводы. Трудовое обучение данный тип игр затрагивает напрямую тогда, когда решаются вопросы теории и практики.
Второй тип : игры моделируют технологию изготовления того или иного изделия. Игры этого типа делятся на 2 группы:
Ознакомительные игры дают теоретические знания по материаловедению, машиноведению, охране труда, эргономике…
Пробные тренинговые направлены на практическое применение знаний и умений, т.е. составление технологических карт и непосредственное их применение при изготовлении изделия и демонстрацию навыков рабочих приёмов.
Третий тип : игры разминки – для их проведения необходимы конкретные знания учащихся по предмету. Разминки служат хорошим индикатором усвоения школьниками учебного материала, поэтому их целесообразно применять для повторения и закрепления.
Четвёртый тип : профориентационные игры моделируют процесс выбора профессии, построение личного профессионального плана и жизненных перспектив. В качестве моделей служит система основных факторов выбора профессии, где ЛПП намечается с учётом профессиональных склонностей, притязаний информированности о мире профессий, позиции окружающих.
Данный тип включает в себя ценностно-ориентационные игры, которые отражают ту нравственную позицию школьников, на фоне которой происходит выбор профессии. Построить модель этих игр сложно, так как включают понятие счастье, смысл жизни, самореализация личности…
Схема организации и проведения игр любого типа в общем виде
Каждая игра включает в себя 4 этапа (при проведении игр этапы реализуются по-разному)
Подготовительный: может включать изучение программного материала (если игра имеет цель систематизации и закрепления), подготовку сценария игры и необходимого оборудования.
Процессуальный: ход игры.
Этап группового обсуждения: анализ игры и выводы.
Послеигровой этап реализуется через повышение мотивации к обучению, психологическую реабилитацию участников игры.
Основные требования к ведущему учебно-деловой игры
От ведущего игры требуется свободная ориентация в материале по данному предмету
Необходимо наличие профессионального такта: ведущий должен стремиться к ограничению своего вмешательства в игру (подсказки…) и к максимальной активизации школьников. Он должен использовать любую возможность для поддержки участников игры не столько словами, сколько мимикой, жестами, взглядом.
Важно умение поддерживать дисциплину, т.е. контролировать ход игры.
Нужна смелость и решительность.
Каждый ведущий должен вырабатывать индивидуальный стиль ведения игры, который включает в себя творческое осмысление чужого опыта и поиск собственных резервов.
Не желательны две крайности в ходе игры:
Потеря контроля – эта та ситуация когда ведущий игры идёт на поводу у участников.
Слишком строгая дисциплина мешает самораскрытию школьников, препятствует полноценному развитию игры.
Приёмы, способствующие поддержанию игровой дисциплины
Необходимо вести игру динамично не давая участникам отвлекаться.
Подключение к игре с помощью вопросов, ролей, заданий для тех, кто слишком пассивен и наоборот проявляет не игровую активность
По отношению к нарушителям дисциплины нужно использовать не вербальные средства (взгляд, жест…). Ведущий не должен разбирать поведение нарушителей во время игры.
Не следует путать нарушения дисциплины с отсутствием интереса. Если попытки активизировать школьников не будут удачными, то лучше их оставить в покое потому, что насильно играть не заставишь.
В случае чрезмерной активности (трудно сдерживаемые восторги, затянувшиеся споры, желания высказаться всем сразу…), ведущий должен напомнить об ограниченном времени, о других условиях конкретной игры, может ввести новые условия во время игры.
Партия «борщей и напильников»
Поговорили с учителем технологии о том, что могут делать современные дети на старых добрых уроках труда.
Если вы уверены, что уроки технологии — это непонятная трата бесценного школьного времени, скорее всего, вам просто не встретился учитель, который смог бы доказать обратное. Сейчас мы это исправим.
Знакомьтесь — Татьяна Евгеньевна Галатонова, преподаватель предмета «Технология» в лицее №87 Нижнего Новгорода.
Дети на уроках Татьяны Евгеньевны чертят, строгают, выпиливают лобзиком — но вовсе не для того, чтобы просто собрать очередную табуретку по заготовленной схеме. Эти навыки нужны им для решения инженерных задач весьма широкого диапазона: от создания механических игрушек до проектирования гидравлических стапелей.
Стапель для сборки стабилизатора с гидроприводами. Собран юным техником Тимофеем Павловым под руководством Татьяны Евгеньевны.
Проекты, сделанные учениками Татьяны Евгеньевны, регулярно участвуют в конкурсах и фестивалях всероссийского уровня, а сама Татьяна Евгеньевна делится своими методами работы с другими педагогами на конференциях и мастер-классах.
Педагоги и реактивные вертушки. Мастер-класс по научной игрушке для педагогов области.
Вдохновившись видео и фотографиями с детьми и взрослыми, которые своими руками создают занимательные механизмы из подручных средств, Newtonew решил узнать у Татьяны Галатоновой её мнение по поводу того, что происходит в школе с уроками технологии, когда 3D-принтеры и робототехника захватывают умы.
Какое место уроки технологии занимают в «экосистеме» школьных предметов?
Татьяна Галатонова: Уроки технологии тесно связаны с основами всех наук: химией (свойства конструкционных материалов), физикой (опять же свойства материалов, принципы работы машин и механизмов, физические законы, лежащие в основе их работы). Можно найти множество точек пересечения с математикой, биологией, ИЗО, ОБЖ, историей, а также с русским и иностранным языками. Один предмет всегда дополняет другой.
Есть скептики, которые считают, что предмет технология изжил себя, что его следует трансформировать в ИКТ или робототехнику. Кому это нужно: строгать, пилить, забивать гвозди? А ответ-то прост — это нужно самому ребёнку.
Как правило, дома мама не позволяет пилить, строгать, одним словом — мусорить. А ведь любой мальчишка хочет сам почувствовать инструмент, обработать материал.
Видели бы вы восторженные глаза пятиклассника, когда он от разметки переходит к обработке материала. Как учится держать ножовку, рубанок, напильник. Он напоминает младенца, который на ощупь изучает мир.
Что будет, если количество часов уроков технологии в школе сократится? Дети ещё меньше будут работать руками.
Что происходит сейчас с уроками технологии, после введения нового ФГОС для средней школы?
Сегодня, согласно требованиям ФГОС, дети на уроках технологии должны научиться ориентироваться в современном производстве и обработке различных материалов, машиностроении, а также в информационной среде. Выпускники должны уметь влиться в быстро развивающееся общество. Каким должен быть урок технологии в 2035 году? Пришивать пуговицы и пилить/строгать или собирать роботов и программировать? Этот вопрос вызывает жаркие споры, в результате которых одних записали в «партию борща и напильников», а других в «партию новаторов». Но все сошлись в одном: урок труда уже сейчас нуждается в реформах.
Почему? Да потому, что я нахожусь там, куда планируется внедрять все эти инновации, в школе, и на практике вижу, как нынче живет школьный предмет «Технология».
Те, кто за «борщи и напильники», работают не просто в школах, а в школах региональных. И они знают, что нет оборудования, что нет материалов, что предмет технология — это предмет не главный в школе. Поэтому вместо него можно провести уборку территории, что-то перетащить, с него взять детей на прививку, медосмотр… «Ну не с физики же и математики», — говорят все. У школы нет денег на приобретение материала на уроки технологии. Или эта статья расходов не является важной в школьном бюджете.
А «новаторы» в школе не работают. Они теоретики. И с нуждами практиков просто никогда не сталкивались.
Я хочу овладеть всеми современными технологиями, которые планируют внедрять. Но как это сделать во время учебного процесса и с отсутствием оборудования для этих современных технологий? Не знаю…
Марсоход-шагоход Степана Рыбина
А может ли урок быть современным без нанотехнологий, робототехники и 3D-принтеров? Что его делает современным?
Чтобы сегодня сделать уроки труда более современными, нужна база, оборудование, материалы и творческий учитель. Как правило, в обычной школе нет и половины этого.
Например, мы используем на уроках доски от разбитых строительных поддонов. И станочная база в школе — один токарный станок и один сверлильный.
С другой стороны, это не мешает делать упор на развитие инженерного мышления: ставить технические задачи с поиском возможных вариантов решений, проектировать механизмы, которые можно изготовить из различных материалов.
Мы проектируем самые разные механизмы: кривошипные, фрикционные, рычажные. Очень интересны для нас с мальчишками механизмы с гидроприводами: они дёшевы, но дают огромный простор для творчества. Много работаем с различными конструкторами. Это электротехнические, гидропневматические, «Альтернативные источники энергии». В дело идут плашки из магазина IKEA, крупногабаритный конструктор Smiva и многие другие конструкторы, которые есть в моей игротеке. Там нет дорогих робототехнических конструкторов. Зато там огромный выбор совершенно разнообразных по виду и материалу.
Лицейская игротека «Мир глазами конструктора» проходит дважды в год. Здесь ученики с 1 по 8 класс могут смастерить что-нибудь этакое из коллекции конструкторов Татьяны Евгеньевны.
Как можно сейчас увлечь детей идеей «уметь делать всё», когда труд становится автоматизированным и появляется множество сервисов, которые избавляют нас от бытовой рутины?
Думаю, что только творчество может превратить рутинный труд в интересное дело.
Постепенно процесс придумывания начинает доставлять им удовольствие. А уж продумать процесс изготовления и изготовить — это дело времени и навыков работы. Их мы и приобретаем на уроках технологии.
Я считаю, что должна научить ребёнка работать руками и головой. Научить азам работы различными инструментами, на станках, которые есть в нашей столярной мастерской. А потом он сам решит, в каком направлении совершенствоваться. Главное, что потом мальчишки не боятся взяться за починку школьного стула, парты, велосипеда на школьной парковке, заменить замок на дверке школьного ящика.
Как вы относитесь к тому, что на уроках технологии часто сохраняется деление по гендерному принципу?
В нашей школе классы большие, по 28-30 человек, поэтому приходится делиться на группы. Мне кажется, гендерный принцип сохраняется по старинке: надо же как-то делить. Хотя, на мой взгляд, это неверно. Программа должна быть универсальной и для тех, и для других, и группы должны быть смешанными. Мальчикам, считаю, необходимо умение готовить, обрабатывать текстильный материал хотя бы на элементарном уровне, а девочкам тоже интересно приобрести навыки работы не только с текстильным материалом, но и с древесиной. Вообще, темы по ведению домашнего хозяйства являются универсальными.
У меня есть примеры совместных проектов, когда группы мальчиков и девочек объединяются. Однажды мы готовились к городской технической олимпиаде, а капитан команды пятиклассников перенёс операцию на ноге. У него должна была проходить реабилитация в плавательном бассейне, и команда для своего капитана решила изготовить реабилитационный тренажёр. Этот тренажёр и стал тем самым проектом для олимпиады. Мальчики на уроках изготовили большую ласту на обе ноги, а девочки сшили плавательный жилет для спины. На защите проекта команда демонстрировала видеозапись с занятий в бассейне.
Могли бы вы рассказать о своих любимых проектах?
Я могу сказать, что самым необычным проектом был инкубатор из обыкновенной картонной коробки. Он дал жизнь шести перепелам и одной чёрной курочке. Выполнил его Тима Павлов, учившийся тогда в 3 классе. Сейчас Тимофей уже в пятом. На его счету ещё автомобиль-подъёмник, стапель для сборки киля самолёта и мобильный складной мост.
Очень люблю наши механизмы с гидравлическими приводами. Каждый из них — огромная работа мысли и рук.
Но вообще я люблю каждый наш проект. Это всегда Открытие для ребёнка. Он выполняется один-единственный раз, и модель тоже не повторяется никогда.
Памятка «Разнообразие игр на уроках технологии» (5-7 класс)
Разнообразие игр на уроках технологии
Существует большое разнообразие игр, направленных на развитие интеллекта детей:
2. творческие, сюжетно-ролевые
4. строительные, трудовые, технические, конструкторские
Используя различные виды игр, учитель имеет огромный арсенал способов организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Каждая из них направлена на развитие интеллекта детей и повышение их способностей. Через игру и в игре постепенно готовится сознание ребенка к предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками и с взрослыми, формируются качества личности, необходимые будущему школьнику. В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно.
Предметные игры выступают как манипуляции с игрушками и предметами.
Творческие, сюжетно-ролевые, игры в обучении – не просто развлекательный прием или способ организации познавательного материала. Игра обладает огромным эвристическим и убеждающим потенциалом. В результате игры у детей рождается деятельность творческого воображения, происходит взаимосвязь игровой, учебной и трудовой деятельности. Творческий характер сюжетно-ролевой игры определяется наличием в ней замысла, реализация которого сопряжена с активной работой воображения, с развитием у ребенка способности отображать свои впечатления об окружающем мире. При разыгрывании роли творчество ребенка принимает характер перевоплощения.
Главными структурными компонентами творческой сюжетно-ролевой игры являются:
— сюжет, который представляет собой отражение ребенком окружающей его действительности;
— усиление целенаправленности, а значит, и последовательности, связанности изображаемого;
— постепенный переход от развернутой игровой ситуации к свернутой, обобщение изображаемого в игре (использование условных и символических действий, словесных замещений);
Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры.
Цель: обеспечить дифференцированный подход при работе в подвижных группах.
Оборудование: карточки с названиями отделов; листы-заготовки для работы в отделах; сигнальные карточки.
В ходе игры учитель выступает в роли консультанта фирмы.
1 этап («мозговой штурм»)
Учитель объявляет тему и цели урока, проводит инструктаж начальников отделов.
Научный отдел будет заниматься выдвижением гипотез; проектный – построением алгоритма; художественный – представлением проблемы в виде схемы; информационный – сбором информации; независимые эксперты будут заниматься индивидуальной работой по разным направлениям.
2 этап (проектирование конкретной деятельности). Ученики работают в группах-отделах.
3 этап (защита, систематизация, оценка и отбор лучших проектов )
Дидактические игры способствуют формированию внимания, наблюдательности, развитию памяти, мышления, самостоятельности, инициативы; решают определенную дидактическую задачу: изучение нового материала или повторение и закрепление пройденного, формирование учебных умений и навыков. В игре школьники охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний; стимулирует познавательную активность учащихся, вызывая у них положительные эмоции в процессе учебной деятельности. Характер деятельности учащихся в игре зависит от места ее на уроке или в системе уроков. Она может быть проведена на каждом этапе урока и на уроке любого типа.
Выделяют следующие виды дидактических игр:
Сюжетные (ролевые) игры. Действия инсценируются в задуманных условиях, учащиеся играют определенные роли. Такие игры носят и профориентационный характер. Учащиеся могут перевоплощаться в конструкторов, столяров, токарей, руководителей предприятий и т. д.
Творческие, сюжетно-ролевые, игры в обучении – не просто развлекательный прием или способ организации познавательного материала. Игра обладает огромным эвристическим и убеждающим потенциалом. В результате игры у детей рождается деятельность творческого воображения, происходит взаимосвязь игровой, учебной и трудовой деятельности. Творческие, сюжетно-ролевые, игры в обучении – не просто развлекательный прием или способ организации познавательного материала. Игра обладает огромным эвристическим и убеждающим потенциалом. В результате игры у детей рождается деятельность творческого воображения, происходит взаимосвязь игровой, учебной и трудовой деятельности. На уроках технологии при изучении темы «Современное производство и техническое и профессиональное образование» уместно проведение ролевых игр, где учащиеся получают роли «Эксперта», «Хранителя времени», «Представителя профессии».
Строительные, трудовые, технические, конструкторские игры. Эти игры отражают профессиональную деятельность взрослых. В этих играх учащиеся осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей и чужой деятельности, проявлять смекалку в решении творческих задач. Трудовая активность вызывает познавательную активность.
Игры, способствующие развитию интеллектуальных способностей школьников интересны и увлекательны. К ним относятся интеллектуальные игры типа «Счастливый случай», «Брейн-ринг», «Поле чудес», «Умники и умницы», «Что? Где? Когда?», «КВН», «Счастливый случай». Учащиеся с большим азартом участвуют в них, каждый стремится к победе.
Подборка игр для уроков технологии.
Цель: развивать у детей способность быстро производить мыслительные операции анализа и синтеза.
Ход проведения : детям говорится, что им сейчас будут зачитываться слова, и они должны в уме переставить буквы наоборот и тут же записать в тетрадь получившийся результат.
Цель: развивать логическое мышление, способность анализировать и умение выявлять закономерности
Ход проведения : на доске зарисовывается схема. В этой схеме зашифрована фраза, в которой сказано о роли труда в судьбе человека. Сначала нужно прочитать все буквы в верхней половине кружков, а потом – в нижней. Завершает фразу слог, помещённый в центральном кружке.
Цель: развивать логическое мышление, способность анализировать и умение выявлять закономерности.
Ход проведения : на доске зарисовывается схема из кружков, в указанной последовательности. В этой схеме зашифрована фраза о роли труда в судьбе человека. Сначала нужно прочитать все буквы в верхней половине кружков, а потом – в нижней:
Подсказка: начинать с буквы «Т» по часовой стрелке через 2 кружка.
Ответ: Труд создал человека.
Цель : развивать логическое мышление, умения анализировать и синтезировать.
Ход проведения : детям показывалась карточка с ребусом. Кто первый догадается, должен поднять руку. За правильный ответ давался жетон. Набравший игрок большее количество жетонов, объявляется победителем.
Анаграммы – загадки с перестановкой букв в слове для образования другого слова.
Логорифмы – загадки, в которых слово получает различное значение от выбрасывания или прибавления буквы.
1. Легко дыша в моей тени,
Меня ты летом часто хвалишь,
Но буквы переставь мои –
И целый лес ты мною свалишь. (липа – пила)
2. Вдоль по проволоке мчусь
А с конца меня прочтут
Но буквы переставь мои –
В кастрюлю я полезу. (шпала – лапша)
4. Меня разыскивают все,
Когда дефект есть в колесе.
Шоферу каждому в дороге
Могу я пользу принести.
И буду я в лесу расти ( насос- сосна )
6. Настил из бревен мы возьмем
И переставим буквы в нем,
Из переставленных букв ряд
Увидим разновидность древа. (куб- бук)
2. Кто части мотоцикла знает,
Тот это слово разгадает.
А если букву «Д» прибавить,
Задание: мальчик имеет столько же братьев, сколько и сестёр, а у его сестры вдвое меньше сестёр, чем братьев. Сколько сестёр и сколько братьев в той семье? (3)
Задание: пассажир проехал половину всего пути, лёг спать и спал до тех пор, пока не осталось ехать половину того пути, что он проехал спящим. Какую часть всего пути он проспал? (1\4)
Задание: крестьянину нужно перевести через реку волка, козу и капусту. Но лодка такова, что в ней может поместиться крестьянин, а с ним или только волк, или только коза, или только капуста. Но если оставить волка с козой, то волк съест козу, а козу с капустой, то коза съест капусту. Как перевезти крестьянину свой груз?
Ведущий называет какую-либо букву и предлагает записать все названия инструментов из курса технологии за три минуты.
Выигрывает тот, кто напишет больше слов. Победитель зачитывает свои слова, остальные вычеркивают их в своих записях, затем читает тот, у кого осталось больше не зачеркнутых слов.
Участвуют все, образуют шеренгу в полушаге друг от друга. Ведущий с мячом стоит впереди.
Слова для ведущего: лобзик, ножовка, пила, ветер, стекло, кожа, фанера, лерка…..
По части очертания нужно узнать инструмент. Играют трое. Каждый получает по пять карточек. Кто быстрее и правильнее выполнит задание, тот победитель.
Игра проводится после изучения темы. Учащиеся должны назвать лишнее слово и объяснить, почему оно лишнее.
1. ножовка, паяльная лампа, рубанок
2. дрель, молоток, картон
3. проволока, молоток, кожа
4. чертилка, резак, лобзик
6. плоскогубцы, штангенциркуль, тесемка
7. кусок кожи, тесемка, молоток
Данные игры могут послужить мотивацией перед изучением нового материала.
1. Чтобы сделать мне деталь,
Чтобы был я молодец,
Очень мне поможет в этом
2.Бывает технологической, игральной и маршрутной. (карта)
4. Передней, задней я бываю,
И в сказках про меня читают. ( бабка)
5. Она бывает левой, правой,
Но распространена цилиндрическая,
А ни какая-нибудь коническая. ( резьба)
6. Назовите сборочную единицу токарного станка, которая также является непременным атрибутом одежды хозяек на кухне. (Фартук)
7. Они бывают верхними, нижними, поперечными, а также являются зимним приспособлением для катания. (Салазки)
Игры оказывают сильное эмоциональное воздействие на учащихся, формируют необходимые умения и навыки для данной возрастной группы: прежде всего коммуникативные, умение работать в группе, принимать решения, брать ответственность на себя.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.