Чем можно заняться фрилансеру
Фриланс и жизнь
Блог о жизни и заработке во фрилансе
Старт: в каких профессиях проще всего начинать фрилансеру?
Как известно, начало – это всегда самое сложное в любом деле. Многим людям крайне необходимо видеть хотя бы минимальный результат уже на первых порах своего начинания. Если успехов нет, наступает уныние и дело забрасывается. Чтобы гарантированно успешно совершить старт в качестве фрилансера и заработать, важно выбрать правильное направление.
Самый простой путь – развиваться в той же сфере, что и раньше. Если вы были, скажем, хорошим наемным парикмахером или флористом, то теперь просто можно заниматься этим, но уже самостоятельно. Другое дело, если профессия не устраивает, или ваша прежняя сфера не совсем хороша для свободного плаванья. Скажем, программисту набрать клиентскую базу и стать фрилансером будет легко, а вот бывшему кассиру-операционисту точно придется сменить профиль. Попробуем рассмотреть в деталях, какие профессии наиболее востребованы во фрилансе, и в каких из них проще всего новичку.
1. Веб-дизайн и программирование
Веб-пространство уверенно держит первенство в списке: как по объему спроса, так и по предложению. Лучше всего здесь чувствуют себя настоящие мастера в своей области. Грамотный веб-программист без заказов не останется никогда, другой вопрос, что таковым надо еще стать. Рынок заполнен огромным количеством фрилансеров различного уровня: на биржах можно увидеть и школьников, и закончивших бесплатные курсы сайтостроения домохозяек, и самоучек-пенсионеров, и многочисленных выпускников курсов переподготовки при вузах. Каждый из них в силах найти своего клиента, если будет готов согласиться на его условия (есть такая же масса клиентов с минимальными бюджетами, которые ищут дешевых исполнителей). В основном уровень дохода специалиста полностью соответствует его профессионализму и, несмотря на колоссальный демпинг в этой сфере, настоящие знания и навыки будут оплачены по достоинству. Посему вывод: если это нравится, то заниматься можно и нужно в любом случае. Но если вы не являетесь высококлассным мастером, то будьте готовы к копеечным заказам и драке за каждого клиента. Другой выход – капитально вложиться в свое образование и выйти на принципиально другой уровень дохода и положения на рынке.
2. Копирайтинг
Тексты нужны сейчас всем и везде. Особенно востребованы описания товаров для интернет-магазинов, обзоры продукции, тематические статьи для сайтов, посты для социальных сетей. В плане конкуренции и оплаты – все сказанное про веб-дизайн справедливо и здесь. Но вот профессионалом копирайтинга стать несколько проще при наличии, как говориться, «природных данных». Как минимум: грамотный русский язык, умение много писать, способность быстро воспринимать и обрабатывать информацию. В обязательном порядке нужно понимать принципы SEO и требования к оптимизированным текстам. Есть также высшая каста копирайтеров, которые составляют продающие тексты и заголовки и берут за них очень дорого. Эта сфера лежит уже на стыке самого копирайтинга и маркетинга.
3. Продвижение сайтов и групп в социальных сетях
Также очень активно развивающаяся область с большим потенциалом. Вход осложняется необходимостью подтверждать свою квалификацию не только образованием, но и наличием реально выполненных (то есть продвинутых) проектов. Понятно, что ресурс за один день в Топ-10 поисковой выдачи не выведешь, поэтому даже на простое создание портфолио уйдет прилично времени и собственных денег. То есть тренироваться, разумеется, придется скорее всего на самолично созданных сайтах и группах. Но зато наградой вам будет не только отличное портфолио, но и возможность дополнительного заработка на своих детищах. Обучиться профессиям в этой сфере можно как платно, так и бесплатно – курсов масса. Для постоянной шлифовки знаний не стоит пренебрегать семинарами и тематическими конференциями, так как область очень подвижная – все время появляется что-то новенькое.
4. Консультирование, тренинги, коучинг
Подойдет, если вы добились реальных успехов в чем-то и теперь готовы учить других. Непременным условием тут является именно наличие личных результатов. Называть себя бизнес-консультантом, не создав при этом ни одного собственного успешного дела… ну, думаю, вы сами понимаете. Поэтому вход в эту нишу сразу доступен далеко не каждому. Но, получив некоторый опыт в других областях, вполне можно перейти сюда. Действительно востребованные коучи и тренеры зарабатывают невероятные суммы; новичкам же можно попробовать выпускать сначала массовые продукты по невысокой цене.
5. Неквалифицированный труд
Здесь находится обширная область, которая не требует каких-то особых навыков. В интернете полным полно сервисов, предлагающих оплату за клики по объявлениям, лайки в социальных сетях, постинг на форумах. Есть также и более высокий уровень – он-лайн помощники и исполнители различных заданий, например, по поиску информации или рассылке почты. Для входа в нишу не нужно практически ничего, кроме компьютера. Но реально заработать вряд ли получится – настолько низкая оплата. В оффлайне аналогичной можно назвать профессию разнорабочего или уборщицы.
6. Переводы
Старая проверенная ниша со стабильным потоком клиентов. Единственный нюанс, как вы догадываетесь, в качестве ваших знаний. Разумеется здесь место настоящих дипломированных филологов и переводчиков. Можно попробовать свои силы и будучи студентом профильного вуза. Еще вариант – если вы живете за границей и знаете иностранный язык на уровне native. Уровень квалификации придется подтверждать, как правило, выполняя тестовое задание.
7. Бухгалтерия
Бухгалтера были и будут нужны, хотя, с приходом он-лайн ресурсов по ведению учета, из объема клиентуры исчезли мелкие ИП и фирмы с небольшим количеством операций. Взять приходящего бухгалтера скорее всего будут готовы только при наличии у него значительного опыта. Так что про данную сферу можно практически на 100% сказать: бухгалтером-фрилансером можно стать, отработав достаточно долго в какой-нибудь фирме и, разумеется, имея полноценное профильное образование. Отличный вариант для бывших главбухов, вышедших на пенсию или сидящих в декрете.
8. Маникюр, наращивание ресниц и парикмахерское искусство
Конечно, в процессе работы предполагается ваше присутствие рядом с клиентом. В этом плане есть определенное неудобство. Многим вполне удается работать на дому, хотя это отсекает приличную часть потенциальных клиентов. Так что самым прибыльным будет выезд к заказчику, особенно если вы взялись за свадебные прически и макияж. Для набора базы сейчас активно используются социальные сети и старое доброе сарафанное радио. Хваткие и работоспособные мастера в мегаполисах способны делать очень приличные суммы. Обучение может длиться около года и стоит довольно дорого, но обычно оно отбивается в первые месяцы самостоятельной деятельности. Если вы живете в большом городе и такие специальности вам по душе – точно стоит попробовать.
9. Ремонт и строительство
Настоящая золотая жила для людей с руками из правильного места. Спрос традиционно высокий, контакты профессионалов охотно передают друзьям и знакомым. Нужны исключительно практические навыки, диплом у вас вряд ли кто спросит. Проще всего заниматься теми видами работ, которые не требуют специальных разрешений и допусков. Если есть соответствующие навыки и опыт – можно начинать прямо сейчас. Наиболее высокие заработки и объемы, разумеется, в густонаселенных регионах.
10. Страхование
Быть консультантом/агентом по страхованию может далеко не каждый человек. Собственно не из-за его талантов, а из-за склада личности. Эта ниша хорошо подойдет активным, пробивным людям, экстравертам с большим количеством друзей. Необходимо отсутствие страха перед «холодными» звонками и активным поиском клиентов по всем фронтам. Доход, увы, непредсказуем. Вход легче осуществить, если есть опыт в продажах. При помощи специальных сервисов, например Workle, можно работать он-лайн.
Советуем также посмотреть нашу свежую подборку: Перечень основных профессий фрилансеров
Как стать фрилансером: руководство для начинающих
10 минут на чтение
Рынок фриланса растет. За 2020 год согласно исследованию PWC Россия вошла в первую десятку стран по объему рынка фриланса в денежном выражении. Рассказываем, как стать фрилансером с нуля без опыта, где искать заказчиков и куда идти учиться, чтобы зарабатывать в интернете.
Кто такой фрилансер
Фрилансер — внештатный специалист, который самостоятельно ищет клиентов и может совмещать работу сразу в нескольких проектах.
Часто понятия «фрилансер» и «удаленный сотрудник» используют как синонимы, но это не так. В отличие от фрилансера, удаленный сотрудник официально трудоустроен в одну компанию и работает по нормированному графику. Фрилансер же сотрудничает с разными клиентами и устанавливает график работы сам для себя.
Плюсы и минусы фриланса
Плюсы
Преимущества фриланса, из-за которых в него стремятся попасть люди из найма:
1. Работа из любой точки мира. Для работы потребуется только компьютер и выход в интернет. Можно не ждать отпуска, чтобы путешествовать. Вы свободно передвигаетесь по миру без привязки к конкретному городу.
2. Сами устанавливаете график работы. Если вы сова и любите начинать работу во второй половине дня, на фрилансе это возможно. Вы сами формируете свой график работы, главное — укладываться в дедлайны, поставленные клиентом.
3. Можно работать с заказчиками со всего мира. На фрилансе вы не ограничены географией работодателя. Вы можете сотрудничать с заказчиками из других городов и стран.
4. Много интересных проектов. Для тех, кто не любит рутину, разнообразие проектов и задач позволяет постоянно быть в динамике.
5. Нетворкинг. На фрилансе нужно постоянно общаться с новыми людьми на разных проектах. Вы приобретаете большой круг полезных знакомств.
Минусы
При переходе на фриланс многие забывают про его минусы. Их важно учитывать, чтобы не разочароваться и не опустить руки в первое время работы:
1. Высокая конкуренция среди фрилансеров. Без хорошего портфолио сложно получить заказы. Необходимо постоянно развиваться, проходить курсы, пополнять портфолио, чтобы конкурировать на рынке.
2. Заработок напрямую зависит от трудоспособности. Здесь нельзя отсидеть часы, как на обычной работе и потом получить зарплату. Сколько поработал, столько и заработал. Приходится работать больше и усерднее, чем в найме.
3. Нет оплачиваемых отпусков и больничных. Многие фрилансеры начинают гнаться за проектами и боятся уйти в отпуск, потому что тут же теряют в заработке. На этот случай придется запланировать отдельный бюджет и учиться договариваться с клиентами.
4. Нет гарантий. Вам может попасться нечестный заказчик. На фрилансе никто не гарантирует, что вы получите деньги за свою работу.
Как стать фрилансером с нуля
Накопите финансовую подушку
Первые несколько месяцев вам придется потратить на создание портфолио, поиск заказчиков и наработку навыков, поэтому зарабатывать вы начнете не сразу. Кроме того, на фрилансе всегда есть риски: отсутствие заказов, недовольство заказчиков работой и возврат денег, периоды болезни и другие. Чтобы на что-то жить это время, вам нужна финансовая подушка.
Лучше запасти денежные средства на ближайшие 3-4 месяца. Ниже пример таблицы, по которой вы можете посчитать, сколько денег вам потребуется для комфортной жизни в месяц.
Категория бюджета | Расходы в месяц |
Жилье | |
Питание | |
Транспорт | |
Здоровье | |
… | |
Итого: |
К полученной сумме прибавьте 20-30% на непредвиденные расходы. При подсчете у вас получится примерный размер финансовой подушки на месяц.
Составьте распорядок дня
Когда вас никто не контролирует, очень легко начать откладывать задачи на вечер, на завтра, на послезавтра. Таким образом, вы рискуете сорвать дедлайны и сделать работу некачественно. Кроме того, что вы не получите деньги за свою работу, еще и испортите репутацию, которая на фрилансе особенно важна.
Здесь вам придется взять себя в руки и заняться самоорганизацией. Как выстроить свой рабочий день и какие сервисы использовать для планирования, читайте в нашей статье «Тайм-менеджмент против переработок и стресса. Базовые принципы и инструменты управления временем».
Оцените стоимость своей работы
Самое сложное на фрилансе — установить адекватные цены за свою работу. На что следует опираться при создании прайса?
Учитесь общаться с клиентами
Чтобы комфортно работать на фрилансе, учитесь вести переговоры и продавать свои услуги. Вас могут попытаться опустить по цене, предложить невыгодные условия работы, если вы не сможете донести ценность того, что делаете.
Сократить разногласия по выполненной работе между вами и заказчиком поможет бриф. Что это такое и как его составить, читайте в нашей статье «Для чего нужен бриф и как он поможет в работе с заказчиком».
Книги, которые помогут вести переговоры и договариваться с клиентами:
А еще договориться о взаимовыгодном сотрудничестве с клиентом вам поможет наша статья «Как вести переговоры и добиться взаимовыгодных отношений».
Продвигайте свои услуги
Лучший способ продвижения своих услуг — качественно выполнять работу. Тогда у вас будет «сарафанное радио» и поток лояльных клиентов. Но чтобы создать такой поток, нужно время и заказчики.
Чтобы привлекать клиентов, заведите блог в соцсетях, начните рассказывать о своей работе, делитесь кейсами и отзывами. Используйте мультиссылки — мини-вариант лендинга, где собрано описание ваших услуг, ссылки на соцсети, отзывы клиентов или прайс.
Пример мультиссылки дизайнера
Мультиссылку можно разместить в шапке профиля Instagram, в описании вашей страницы на Facebook или Vkontakte. Создать мультиссылку вы можете бесплатно в конструкторе SendPulse.
Конструктор мультиссылок от SendPulse
Еще один вариант продвижения услуг — чат-боты. С помощью них вы можете рассказать клиентам о своей работе, делиться полезными материалами и собирать заявки. Пример того, как фрилансер может продвигаться с помощью чат-бота, бот ведущего мероприятий Ивана Сорокина в Telegram: @Sorokinved_bot.
Чат-бот ведущего мероприятий в Telegram
Создать чат-бота в Facebook Messenger, WhatsApp, Telegram и ВКонтакте вы можете самостоятельно без помощи программиста в конструкторе чат-ботов от SendPulse.
Откройте для себя чат-бота
Выстраивайте автоворонки продаж и отвечайте на вопросы пользователей с помощью чат-бота в Facebook, VK и Telegram.
Как перейти на фриланс: советы от опытных фрилансеров
Выберите направление
Определите, что вы умеете и в каком направлении хотите развиваться на фрилансе. Растите в одной конкретной специализации. Например, дизайн или программирование. Так вы быстрее станете экспертом и получите хорошие заказы. Берите проекты и учитесь в процессе.
Сформируйте портфолио
Если совсем нет никакой базы, я всегда рекомендую простой алгоритм: несколько бесплатных проектов для портфолио. Когда у вас появится небольшой опыт, можно взять несколько условно-бесплатных задач за символическую плату. И только после этого — первые платные заказы.
Работайте напрямую с заказчиками
К биржам у меня отношение двоякое. Если человеку спокойнее начинать работать без коммуникации, почему нет. Есть задача, есть отклик и особо ничего не теряешь. Завалил задачу — ушел на другую биржу.
Но если хочется сразу влиться в поток, стоит работать напрямую с заказчиками. Так ты учишься оставлять толковые отклики, общаться и договариваться с клиентами. Начинаешь понимать принципы работы.
Камила Велиева, графический и веб-дизайнер, фрилансер
Делайте как можно больше касаний с потенциальными клиентами
Откликайтесь на вакансии в Telegram чатах, пишите сообщения с коммерческими предложениями в соцсетях и на почту. Чем больше касаний, тем больше шансов на успех.
Я советую начинать с Telegram чатов, их множество. Есть тип чатов, где ты пишешь небольшую самопрезентацию и клиенты сами тебя находят. Еще есть чаты, где публикуются вакансии от заказчиков и тебе нужно откликнуться. Здесь важно грамотно себя подать. Не нужно писать в ответ на вакансию: «Здравствуйте, еще актуально?». Подробнее об этом вы можете узнать из статьи «Как digital специалисту правильно откликаться на вакансии».
Ещё один вариант поиска клиентов — Instagram. Выбираете нишу, с которой вам будет интересно работать. Например, спорт, психология, косметология. Ищете экспертов в этой нише и пишете им в директ сообщение с предложением о сотрудничестве. Важно, чтобы на вашем аккаунте была хоть какая-то информация о том, чем вы занимаетесь.
Выстраивайте личные границы
На фрилансе можно столкнуться с людьми, которые не соблюдают личные границы.
Клиент может тебе написать/позвонить в 2 часа ночи и попросить что-то срочно сделать, внести правки. Это нормально, если ты работаешь в таком графике, но если твой рабочий день, например, с 12:00 до 20:00, лучше предупредить об этом клиента еще в начале сотрудничества. Я взяла в привычку включать «бесшумный режим» на телефоне, когда мой рабочий день окончен.
Почему важно выстраивать личные границы с клиентами? Потому что если этого не делать и бежать на помощь каждый раз, когда от тебя чего-то ждут, совсем скоро выгорание станет твоим лучшим другом.
Вообще советую задать себе вопросы: «С кем я хочу работать, а с кем точно не стану? Кто мой идеальный клиент?». Тогда вы и самоценность свою поднимете и сами для себя определите личные границы.
Где искать заказчиков: популярные фриланс-площадки
Биржи фриланса
Weblancer — биржа фриланса для специалистов разных направлений. Можно найти заказы в сфере веб-дизайна, программирования, SEO, копирайтинга, бухгалтерии и многих других. Чтобы подавать заявки на заказы, нужно зарегистрироваться. На платформе предлагается заполнить портфолио — оно повышает шансы найти работу. Заказчики смотрят на портфолио при выборе исполнителя.
Страница с активными заказами на бирже Weblancer
Не на все заказы стоят фиксированные цены. Вы сами устанавливаете цены за свою работу на некоторых проектах. Также есть возможность выводить заработанные деньги не только на онлайн-кошелек WebMoney, но и на банковскую карту Visa/Mastercard. Комиссия сервиса — 5% от суммы сделки.
Kwork — фриланс маркетплейс, где вы сами размещаете услуги на виртуальной витрине. Для получения заказов нужно зарегистрироваться на сервисе и для каждой своей услуги создать кворк — карточку с описанием услуги.
Так выглядит карточка с описанием услуги на платформе Kwork
У такого формата есть минус. Когда вы разместили карточку в каталоге заказов, вы уже не сможете отказаться от работы, после того, как клиент нажал «Заказать».
Комиссия сервиса при заработке до 30 000 рублей — 20%, от 30 000 до 300 000 рублей — 12%, выше 300 000 рублей — 7,5%. Вы устанавливаете комфортные для себя цены на услуги с учетом комиссии сервиса.
FL — сайт для начинающих фрилансеров. Здесь найдется работа для специалистов из разных областей. Есть проекты для маркетологов, дизайнеров, разработчиков, фотографов. Чтобы приступить к выполнению заказов, пройдите регистрацию и заполните портфолио.
Страница с задачами для фрилансеров на сайте FL
Очень удобно, что сразу после регистрации сервис делает подборку заказов по вашей специализации. Есть минус — чтобы заказчики увидели ваш отклик, нужно приобрести аккаунт PRO, который стоит 1000 рублей в месяц.
Upwork — международная биржа фриланса. Работа в сервисе разделена по категориям: «Разработка», «Дизайн», «Финансы», «Техподдержка», «Копирайтинг», «Юридические услуги», «Продажи и маркетинг». Есть проекты с почасовой и фиксированной оплатой. Комиссия сервиса — 20%. Если с одного клиента вы суммарно заработали 500 долларов, комиссия снижается до 10%. Чтобы комиссия была 5%, вам нужно суммарно заработать 10 000 долларов с одного клиента.
Категории с заказами на бирже Upwork
Механизм работы такой же как на всех биржах. Вы регистрируетесь на платформе и начинаете откликаться на проекты в интересной для вас категории. При выборе исполнителя заказчики изучают ваше предложение и профиль, поэтому нужно грамотно заполнить личную страницу.
Freelancer — еще одна известная международная биржа фриланса. Можно найти заказы в самых разных тематиках. От простых задач типа рассылки сообщений в мессенджере до создания приложений и чат-ботов. Для поиска работы необходимо зарегистрироваться, заполнить профиль и указать свои навыки. В соответствии с ними сервис подберет подходящие для вас проекты.
На бирже также можно размещать работы на «витрине», так заказчики могут сами найти подходящего исполнителя
Комиссия сервиса как для проектов с фиксированной стоимостью, так и с почасовой оплатой — 10%. Есть дополнительные платежи «по желанию». Например, если вы хотите, чтобы ваша заявка на проект была выделена цветом, придется заплатить 0,50 долларов.
Fiverr — площадка для фрилансеров со всего мира. Особенность этой биржи в том, что не заказчики размещают свои задачи, а фрилансеры размещают свои услуги. Категории, в которых можно разместиться: «Дизайн», «Маркетинг», «Копирайтинг и переводы», «Видео и анимация», «Музыка», «Разработка», «Работа с данными», «Бизнес», «Образ жизни».
Предложения фрилансеров в категории Social Media Management на бирже Fiverr
Размещение услуг бесплатное, но сервис забирает себе 20% от каждой сделки. После заполнения профиля вам предложат пройти бесплатный онлайн-курс о том, как продавать свои услуги на бирже.
Guru — международный фриланс-сервис. Чтобы подать заявку на проект, нужно зарегистрироваться. Бесплатно можно отправить 120 откликов в год. Если хотите откликаться чаще, придется приобрести платный тариф. Всего их четыре. Базовый тариф Basic+ стоит 8,95 долларов в месяц, а самый продвинутый Executive — 39,95 долларов в месяц.
Страница с поиском заказов на бирже Guru. Можно задать нужную категорию, выбрать минимальную границу оплаты и другие параметры
Чем выше тариф, тем больше откликов можно сделать и тем меньше комиссия сервиса. Например, на бесплатном тарифе вы будете отдавать бирже 8,95%, а на тарифе Executive — 4,95%. Кроме того, вам регулярно придется подтверждать свою квалификацию прохождением тестов, за которые тоже нужно платить. Продвинутые тарифы дают вам возможность делать это бесплатно.
Telegram каналы с вакансиями
WORK ON — канал с вакансиями для фрилансеров. Много вакансий, связанных с соцсетями. Например, менеджер блогера или сторисмейкер. Есть предложения для таргетологов, дизайнеров, копирайтеров. Помимо вакансий, на канале размещают резюме. Разместить свое резюме можно, написав администратору канала. Стоимость размещения — 450 рублей.
Freelance Choice — медиа с вакансиями для копирайтеров, SMM менеджеров, журналистов и редакторов. Здесь есть не только предложения от заказчиков, но и полезные материалы для пишущих, анонсы творческих конкурсов и новости по маркетингу и редактуре.
Фриланс Таверна — канал с проектами для фрилансеров из разных ниш. Есть вакансии для верстальщиков, дизайнеров, менеджеров по продажам, копирайтеров, контент-менеджеров, разработчиков и других специалистов. На канале можно разместить свое резюме. Стоимость публикации — 600 рублей.
После размещения резюме остается на канале навсегда. Если вы поставите тег с вашей специализацией, например, #копирайтер, заказчик сможет в любое время найти вас в поиске.
Текстодром — агрегатор вакансий для копирайтеров, редакторов, SMM, SEO, PR, переводчиков и журналистов. Ежедневно утром и вечером на канале публикуют новые проекты. Также у агрегатора есть свой блог с полезными статьями.
Норм работа — канал с вакансиями для фрилансеров и удаленщиков, много предложений на полную занятость. Задачи и проекты очень разнообразные, но больше всего вакансий на канале размещают для копирайтеров, маркетологов, SMM специалистов и менеджеров по продажам.
Резюме
Если вы решили стать фрилансером, вот несколько советов:
Пишу про маркетинг и IT. Помогаю читателям получать ответы на их вопросы, а компаниям достигать своих целей с помощью текста.