Чем можно заняться после уроков
31 идея, чем заняться школьнику вместо многочасовой домашки
Я преподаю уже больше десяти лет, и мне есть чем гордиться в моей профессиональной жизни. Но чего я избегаю — так это репутации учителя, который загружает детей огромным количеством домашних заданий.
Большую часть моей учительской жизни я преподавала в пятом и шестом классе. Иногда я давала домашнее задание, которое нужно было выполнять больше двух часов. Дети жаловались, а родители не очень, по крайней мере, не мне. Я думаю, что родители, как и я, полагали, что выполнение домашних заданий — лучший способ потренировать новые навыки, она учит ответственности и помогает привить понятие о рабочей этике, и это возможность освоить только что пройденный материал.
Но самое главное — и я, и родители моих учеников в глубине души побаивались, что наши дети будут отставать — отставать от сверстников в параллельном классе, от детей в другой школе, от других детей в стране. И домашняя работа считалась одним из способов предотвратить отставание.
И я по-прежнему считаю, что все перечисленное верно. Но это верно только для учеников старших классов и студентов (конечно, если их домашнее задание не забирает все часы свободного времени). Но это в корне неверно, если мы говорим о младших школьниках и дошколятах.
Когда я начала изучать в докторантуре образовательную политику, я узнала о существовании исследований, утверждающих, что домашние задания вредят самым маленьким ученикам. «Домашка» не только не улучшает школьные достижения младших школьников, она может испортить отношение детей к школе и даже нанести вред психическому здоровью детей. Харрис Купер, ученый, потративший не одно десятилетие на исследования эффективности домашних заданий, сделал обзор существующих научных работ по этой теме и пришел к выводу, что «нет никаких доказательств тому, что любая домашняя работа улучшает школьные достижения учеников начальных классов».
Когда я сама стала мамой, я почувствовала, насколько уставшими и перевозбужденными бывают дети после целого дня в садике, подготовительной группе или начальной школе, за которыми следуют дополнительные занятия. После того как ребенок провел несколько часов сидя и делая то, что от него требует взрослый, уму и телу малыша нужны совсем другие занятия, а не дополнительная учеба.
И дело даже не столько в том, что от домашних заданий нет большого прока для маленьких детей, а может быть, даже вред. Дело в том, что домашние задания забирают время у других занятий, веселых, стимулирующих развитие, ценных тем, что именно благодаря им дети, вырастая, становятся здоровыми и счастливыми взрослыми.
Итак, чем же могут заниматься дети, вернувшись из школы, до того как придет время ложиться спать?
Очень важное место в развитии мозга ребенка занимает свободная самостоятельная игра. Дэвид Элкинд, автор книги «Сила игры: как спонтанные игры, развивающие воображение, делают ребенка здоровым и счастливым», считает, что свободная игра сейчас становится важна, как никогда, потому что уединения в жизни ребенка становится все меньше, а то его и вовсе нет, при этом день расписан по минутам.
«Играя, – пишет Элкинд, – дети получают новый опыт, и этот опыт, который они созидают сами, позволяет им получать новые социальные, эмоциональные и интеллектуальные навыки. По-другому такие навыки получить невозможно».
Я слышала бесчисленное количество историй о том, как взрослые ежедневно воюют со своими школьниками, пытаясь заставить их сделать домашнюю работу, и как портятся из-за этого их отношения.
Вместо того чтобы ворчать на ребенка из-за его неспособности сделать самостоятельно работу, до которой он еще не дорос, в семье нужно просто говорить о том, как прошел день. Разговор – это лучший способ для всех нас, особенно маленьких детей – узнать о мире и развить эмпатию.
По данным Национального фонда по проблемам сна, от 25 до 30% детей регулярно недосыпают. Недостаток сна ведет к ряду проблем, в том числе к снижению внимания, поведенческим проблемам, трудностям с учебой, раздражительности и лишнему весу. Но даже небольшое количество дополнительного сна может сильно изменить ситуацию. Одно исследование показало, что даже 20 минут дополнительного сна значительно улучшают школьные успехи ребенка.
Мы все знаем, что развитие хороших привычек (в том числе желательно – любовь к чтению) – важнейший шаг на пути к школьным успехам. Тем не менее, домашняя работа зачастую отнимает то время, которое ребенок мог провести, читая книгу.
Исследования показывают, что дети, которым читают вслух, лучше учатся и обладают большим словарным запасом.
Умение играть самостоятельно без взрослых («игра в одиночку») создает у ребенка чувство уверенности, а также делает его спокойнее.
«Рисковые» забавы, такие, как лазание по деревьям, очень полезны для детей. Детям нужно понимать свои возможности, оценивать риски, учиться взаимодействовать с окружающей средой. Исследователи предполагают, что рисковые игры, которые наблюдаются в разных культурах и даже у других млекопитающих, несут важную функцию: готовят молодняк к взрослой жизни без постоянной опеки и заботы.
Еще один тип игры – сенсорная игра – очень важен для развития ребенка. Когда дети месят глину или играют пальчиковыми красками, они стимулируют органы чувств. «Сенсорный опыт, – объясняет один из специалистов по детскому развитию, – дает возможность почувствовать, что процесс бывает важнее, чем результат. То, как дети используют материалы, становится важнее, того, что у них получается в итоге».
«Параллельная игра», когда дети играют бок о бок, начинается еще у малышей двух-трех лет. Но и для более старших детей игра бок о бок очень важна для развития очень нужных социальных навыков.
Дети, которые узнают о новых блюдах и помогают их готовить, приобретают необходимые кулинарные навыки и, скорее всего, будут правильно питаться в будущем.
Дети, помогающие заботиться о домашних животных, менее возбудимые, у них реже встречается аллергия и астма, они более активные.
Даже если у ребенка нет своего питомца, он все равно может побыть с животными. В приюте для животных можно позаботиться о больных собаках или кошках, можно присмотреть за соседскими животными. Это очень важно для эмоционального развития детей.
Дети, работающие на земле, могут достигать бóльших успехов в науках по сравнению с теми, у кого такого опыта нет. Это происходит потому, что они активно изучают научные понятия и упражняются в математике, ухаживая за растениями.
Дети, занимающиеся музыкой, те, кто регулярно играет на чем-нибудь и участвует в выступлениях музыкальных коллективов, развивают участки мозга, отвечающие за грамотность и речь.
Организуя общение детей с бабушками и дедушками, мы даем им возможность получить ценный опыт. Они могут увидеть, как другие любящие их взрослые справляются с конфликтами, создают правила и обсуждают их, решают повседневные задач, и впитать таким образом семейные традиции.
Участвуя в волонтерских проектах, дети учатся быть благодарными, сочувствовать другим и ощущать себя частью общества.
Если ребенку тяжело выразить себя словами, рисование может стать возможностью расслабиться и выразить себя другим способом.
Дети обычно очень любознательны, им интересно, как и что происходит в мире. Научные опыты за пределами школы могут стать особенно эффективными в плане привития ребенку основ научного мышления.
Важность игры «а давай как будто» или «давай представим» для развития творческого начала ребенка и способности в будущем решать проблемы трудно переоценить. Когда дети представляют себя супергероями или болтают с плюшевыми игрушками, они усваивают социальные роли, готовят почву для будущей учебы, обдумывают все, что видят вокруг. Некоторые исследователи считают, что дети, которые не участвуют в таких играх, столкнутся в школе со значительными трудностями.
Борьба и кувыркание не имеет ничего общего с агрессией. Это свободная, освобождающая тело, энергичная, радостная игра. Дети учатся принимать решения, высвобождать стресс, улучшают свои навыки социального взаимодействия, а еще – борьба полезна для сердца и сосудов!
Когда дети весь день сидят за домашней работой, им не хватает времени на то, чтобы помочь родителям с уборкой. Исследователь Университета Миннесоты Марти Россман считает, что одним из показателей будущего успеха детей является их участие в домашних делах в детском возрасте.
Как утверждает Россман, «участвуя в домашних хлопотах, дети учатся у родителей ответственности, вносят свой вклад в жизнь всей семьи, чувствуют эмоции близких и привыкают заботиться о себе сами».
Придумывая истории, дети выражают свои эмоции, дают простор воображению и развивают моторику.
Возможность побездельничать не менее важна, чем игра. Авторы книги «Перегруженные и неготовые: как сделать образование лучше, а детей – успешнее и счастливее» считают, что каждому ребенку нужны 3 вещи: игра, уединение и время с семьей.
Уединяясь, ребенок в буквальном смысле может ничего не делать – он может сидеть и слушать музыку или глазеть в потолок. Это позволяет ему подумать, отдохнуть, «перезагрузить» и голову, и тело.
Детям полезно молиться или размышлять о важных вопросах (конечно, без принуждения со стороны). Благодаря этому они более осознанно относятся к своим поступкам, постепенно формируют свою систему ценностей и ощущают себя цельными и живыми, в живой связи с Богом.
«Созидательные игры» – строительство крепости или снеговика – ориентированы на цель и требуют использования разных инструментов и материалов. Созидательные игры также помогают развивать математические способности и социальные навыки.
Исследователи утверждают, что дети, слушающие классическую музыку, умеют лучше концентрироваться и слушать других, а также лучше организуют свое время.
Вязание, вышивка, игра в крокет – эти занятия развивают мелкую моторику, улучшают координацию и помогают сосредотачиваться на чем-то в течение длительного времени.
Фотография развивает личность ребенка, его взгляд на мир и понимание себя, друзей, семьи и мира.
У физически активных детей, как и у взрослых, более здоровые сердце, легкие и кости. У них меньше риска набрать лишний вес, и они лучше себя чувствуют.
Малыши, дети постарше и даже взрослые спят лучше, если сну предшествует привычный ритуал. Дети, у которых такого ритуала нет, чаще демонстрируют проблемное поведение, гиперактивность и эмоциональные трудности.
Играя в коллективные игры, дети учатся идти к общей цели. Они учатся быть лидерами, понимать, что такое социальные контакты и правила.
Когда маленьким детям дают много домашних заданий, их успехи в школе не становятся выдающимися. Да и в любом случае, учеба в школе – это только один из видов учебы. Домашняя работа съедает время, которое можно потратить на самые разные виды учения, социального, физического и эмоционального, а можно просто отдохнуть.
Наши дети заслуживают того, чтобы за пределами школы заниматься самым своим важным делом – быть детьми.
Перевод с английского Александры Матрусовой
Домашние задания, кружки и секции: как все успеть после школы
Контроль за ребенком во второй половине дня. 6 советов
Жизнь обыкновенного школьника в будни состоит из трех частей: уроков, домашних заданий и той восхитительной части дня, когда уроки уже закончились, но мама еще не пришла с работы. Неизвестно почему, но факт остается фактом — ребенок так устроен, что умудряется максимально неэффективно использовать те несколько часов своей жизни, которые называются «второй половиной дня». Он не умеет планировать, у него слабая воля и мотивация к учебе, и он пока не может «чувствовать» время.
В эти часы досуга среднестатистический ребенок предается восхитительному ничегонеделанию, прерываемому изредка робкими попытками заняться уроками. Он стремительно одерживает верх над желанием разогреть обед, прежде чем его съесть, и с головой уходит в компьютер, не выныривая оттуда до вечера. В лучшем случае его вытаскивают во двор друзья.
Посреди рабочего дня почти в любом офисе можно встретить женщину, грозно рычащую в телефон: «А ты точно поел?» или «Если я приду, а уроки не сделаны. ». Женщина волнуется, поперек лба у нее пролегла морщинка. Она чувствует, что ее влияние на происходящее сейчас дома ничтожно мало. А ребенок, в свою очередь, понимает: мама далеко, а вечер еще нескоро. В результате его вторая половина дня (читай: половина школьной жизни) пропадает — он и не отдыхает толком, и не работает эффективно.
Вторая половина дня: список приоритетов
Как организовать ребенка, чтобы он все успевал и при этом оставался здоровым? Ведь с каждым годом детям задают все больше уроков, кружки и секции ужесточают правила отбора, а детский организм как требовал полноценного отдыха, так и продолжает его требовать.
Прежде всего, при организации второй половины дня следует разобраться с приоритетами: что, по вашему мнению, для ребенка важнее всего. К примеру, схема ценностей может быть такой:
Иная последовательность пунктов или появление в списке других предпочтений вовсе не говорят о том, что вы — плохой родитель. Просто у вас другие приоритеты, например спорт. Решать вам. Однако, записывая ребенка в детский кружок или на дополнительные занятия, вы не только делаете его жизнь более насыщенной и разнообразной — вы вычеркиваете из его жизни час или два, которые можно было бы потратить на игры и прогулки. Это важно помнить.
При планировании второй половины дня ребенка следует соблюдать правильную дозировку всех видов его деятельности. Он должен отдохнуть, позаниматься и выполнить несложную домашнюю работу. Но как вместить все это в один вечер? Составляя расписание, можно руководствоваться следующими пропорциями (они, конечно, приблизительны и во многом зависят от тех приоритетов, о которых мы говорили ранее, но все же многолетние наблюдения за детьми позволяют утверждать, что пропорции примерно таковы):
Обратите внимание: отдых и свободное время школьника в списке разнесены, поскольку это разные вещи. Отдых должен быть разнообразным и по-хорошему организованным: вам предстоит вместе с ребенком решить, как именно он будет отдыхать в понедельник, во вторник, в среду и так далее.
Но, несмотря на все это, примерно десять процентов времени должно уходить на то, что никак не регламентировано, — время свободной деятельности необходимо ребенку, чтобы перейти от одного процесса к другому, «забыть» про одно дело и начать другое. Временной люфт не просто необходим — он неизбежен. Даже если вы не оставите на него времени, он все равно появится, только при этом вы будете нервничать из-за того, что сын или дочь все никак не усядутся за уроки.
Домашние задания: почему трудно и долго
Многие родители вполне могут запротестовать: «Как же так? Мы каждый день до глубокой ночи делаем с детьми эти уроки, а вы говорите о каких-то жалких 25% времени!».
То, что на выполнение уроков в начальной школе уходит больше одного-полутора часов, говорит лишь о том, что они делаются неэффективно. Причин этому может быть несколько:
Как проконтролировать ребенка после школы
Пожалуй, самая сложная задача — добиться выполнения ребенком запланированного на день. Именно на этом этапе, как правило, и возникают проблемы. Какого-то общего решения тут нет — каждой семье придется выстраивать свою цепь компромиссов, наказаний и поощрений. Однако можно предложить несколько простых советов, которые помогут вам с ребенком организовать его день.
Если и это не работает
В моей педагогической практике мне довелось столкнуться с такой ситуацией: родители переложили всю заботу по организации второй половины дня ребенка на неработающую бабушку. На первый взгляд — решение логичное, ведь бабушка уже своих детей воспитала, так что и с внуком справится. Беда была в том, что бабушка не справлялась. Внук не слушался ее, поступал по-своему, учился из рук вон плохо.
Родители же не были готовы это признать и отказывались оставлять ребенка в школе на полный день, хотя такая возможность была. Все дело в том, что они приложили определенные усилия, чтобы решить проблему, и не хотели верить, что решение оказалось неверным, а усилия пошли прахом.
Очень важно понимать: недостаточно просто приложить усилия к тому, чтобы ребенок делал уроки. Важно, чтобы он на самом деле их делал. Поэтому если вы видите, что метод, изобретенный вами, не работает, значит, надо его менять. Чтобы не наступать всякий раз на одни и те же грабли, можно руководствоваться следующими принципами:
«А как же самостоятельность? спросит иной родитель. Надо же дать ребенку возможность самому регламентировать свою жизнь. Ведь как научить человека водить машину, если не пускать его за руль?». Все это, конечно же, верно, однако даже самый смелый инструктор вряд ли доверит руль первокласснику. Если вы сможете продемонстрировать ребенку пример хорошо организованного дня и приучить его к порядку, то, когда ребенок отвоюет себе немного самостоятельности (а он обязательно отвоюет), эту самостоятельность он употребит во благо. Как в стихотворении Агнии Барто:
Все я делаю для мамы:
Для нее играю гаммы,
Для нее хожу к врачу,
Математику учу.
Все мальчишки в речку лезли,
Я один сидел на пляже,
Для нее после болезни
Не купался в речке даже.
Для нее я мою руки,
Ем какие-то морковки.
Только мы теперь в разлуке,
Мама в городе Прилуки
Пятый день в командировке.
И сегодня целый вечер
Что-то мне заняться нечем!
И наверно, по привычке
Или, может быть, от скуки
Я кладу на место спички
И зачем-то мою руки.
И звучат печально гаммы
В нашей комнате. Без мамы.
Чем занять первоклашку после школы: 5 идей
Ваш малыш впервые переступил порог школы. Для него началась совсем новая, интересная и непростая жизнь. Сколько новых знаний нужно усвоить и навыков осилить! Однако ваш ребенок по-прежнему остается ребенком. И, так же как и любому малышу, ему необходимо играть.
Юлия Каспарова
По нынешним временам у маленького школьника может оставаться много свободного времени — детские кружки и продленка пока не работают. И часть этого времени необходимо занять прогулками и спортивными занятиями. Но что делать в оставшиеся часы досуга? Неужели смотреть телевизор и играть на планшете? Давайте найдем альтернативу этим, пусть и интересным, но не всегда полезным занятиям. Увлечь малыша не сложно, нужно лишь приложить чуть-чуть усилий…
1. Пальчиковые игры
Мы привыкли думать, что развивать мелкую моторику полезно только крошечным карапузам. Но это не так. Для маленьких школьников умение ловко управляться с ручкой и карандашом выходит едва ли не на первый план. Ах, как нелегко даются ребенку эти первые буквы в школьных прописях! Чтобы облегчить жизнь своему первокласснику, занимайте его в свободное время играми и упражнениями для укрепления кисти, мелких мышц и суставов пальцев. Для этого не обязательно писать в прописях дополнительно. Есть вещи куда приятнее: лепка из пластилина, глины или соленого теста, рисование, раскрашивание, распутывание лабиринтов, игры с мозаикой, конструктором.
Подарите дочке наборы бумажных кукол с одежками, а сыну — машинки-самоделки из бумаги. Только не те, что «без ножниц и клея», а именно с необходимостью вырезать по контуру. Работа с ножницами лучше всего укрепляет пальцы и кисть!
2. Эксперименты
Если вам удастся увлечь маленького школьника экспериментированием, считайте, что на какое-то время проблема его досуга решена. Опыты и эксперименты — вещь захватывающая. Сейчас можно найти хорошие книжки с простыми физическими и химическими опытами, рассчитанными на младших школьников. Там все описано легко и понятно, а яркие картинки улучшают восприятие информации. Подберите ребенку такую книжку — и пусть делает свои первые опыты. Большинство реактивов для них отыщется на вашей кухне. Если ребенок всерьез увлечется экспериментами, купите ему «набор юного химика».
А может, маленького исследователя заинтересовать микроскопом? Он уже как раз достиг того возраста, когда вполне справится с этим прибором. Конечно, с некоторой помощью взрослого. Детский микроскоп можно отыскать практически в любом магазине развивающих игрушек. Любознательных малышей интересует определенно все: из чего состоят животные и растения, чем жжется крапива, почему одни листочки гладкие, а другие — пушистые, отчего помидор красный, а огурец — зеленый. И именно микроскоп даст возможность найти ответы на многие детские «почему». И когда среди школьных предметов появятся химия и биология, у вашего ребенка уже не возникнет с ними сложностей.
Для полного счастья
Можно обзавестись цифровым микроскопом. Эта современная игрушка имеет свои достоинства. Главное достоинство — возможность вывода изображения на экран монитора. Это превращает микроскоп в подобие увлекательной компьютерной игры. Ребенок может сохранить полученное изображение, отредактировать, раскрасить, подписать при помощи простого графического редактора. А еще можно записывать видеоизображение и даже сделать свой собственный видеофильм о микромире. В каком-то смысле такой микроскоп превращается из исследовательского прибора в творческий инструмент.
Чем занять ребенка после школы? Записать в секцию или кружок по интересам!
Большинство родителей считает, что помимо школы их ребенок обязательно должен посещать какой-нибудь кружок или секцию для детей. Кому-то важно, чтобы после занятий, пока родители на работе, ребенок был занят полезным делом. Другие хотят, чтобы в семье вырос олимпийский чемпион или великий художник. Кто-то уверен, что ребенок непременно должен стать победителем международных конкурсов юных талантов… Или заниматься и спортом, и живописью, и музыкой одновременно.
Большинство родителей считает, что помимо школы их ребенок обязательно должен посещать какой-нибудь кружок или секцию для детей. Кому-то важно, чтобы после занятий, пока родители на работе, ребенок был занят полезным делом. Другие хотят, чтобы в семье вырос олимпийский чемпион или великий художник. Кто-то уверен, что ребенок непременно должен стать победителем международных конкурсов юных талантов… Или заниматься и спортом, и живописью, и музыкой одновременно.
Но не стоит забывать, что всего должно быть в меру, и после уроков школьник должен иметь возможность для полноценного отдыха. Поэтому не нужно перегружать его многочисленными внешкольными занятиями.
Как же найти подходящее занятие для ребенка?
Прежде всего, посоветуйтесь со своим ребенком. Пускай он сам решит, чем именно хотел бы заниматься в свободное от школьных занятий время.
Рассмотрите все варианты детских секций в Вашем городе. Если есть возможность – посетите «дни открытых дверей» в домах детского творчества, чтобы школьник своими глазами увидел, как проходят занятия. Возможно, стоит сходить на какие-нибудь ознакомительные уроки (чаще всего они бывают бесплатными). Пусть Ваше чадо посетит все занятия, которые его заинтересуют. Теория – это хорошо, но практические знания – лучше. Если ребенок будет знать, что его ждет в том или ином кружке – ему будет проще определиться.
Если вы видите в своем ребенке будущего Паганини, а он предпочел футбол или кружок рисования – смиритесь. Дайте ему возможность реализовать себя. Практика показала, что дети добиваться более или менее значимых результатов только в тех сферах, которые им действительно нравятся.
Для начала, узнайте, какие кружки есть в той школе, в которой учится Ваш ребенок. Как правило, при школах практикуются факультативные занятия по школьным предметам. Этот вариант идеально подойдет для тех ребят, которые тянутся к знаниям и стремятся повысить уровень своего интеллекта.
Кроме того, практически в каждой школе работают вокальные, театральные и изобразительные кружки, в которых школьник может проявить свои творческие способности.
Отметим, что посещение кружков или секций при школе имеет огромное количество преимуществ: близость к дому, привычная атмосфера, и преподаватели, с которыми школьник уже знаком…
В любом городе функционируют полупрофессиональные (или профессиональные) танцевальные студии, спортивные секции, лингвистические курсы и т.д., в которых дети могут заняться самыми разнообразные видами деятельности: от шахмат до восточных единоборств. Несомненным преимуществом таких занятий может стать то, что простое увлечение впоследствии может перерасти в профессию.
Также можно обратиться в ближайший дом детского творчества. Как правило, набор занятий в подобных заведениях одинаков:
Конечно же, при большом желании можно найти что-нибудь более редкое – курсы будущих психологов, клубы стрелкового спорта или кружки по составлению икебан…
Заслуживают внимания и муниципальные учреждения, в которых проводятся бесплатные внешкольные занятия для детей. Обычно в их число входит «стандартный набор»: художественные творчество, шахматы, музыкальная грамота.
Расценки на платные курсы разнятся, и зависят от уровня потребительского спроса и формы организации (государственная или частная). Например, в небольших российских городах стоимость танцевальных занятий может начинаться от 500 рублей в месяц. А вот в крупных мегаполисах стоимость подобных же занятий может «стартовать» и от 4000.
Если ваш ребенок решил заняться плаванием, то дешевле будет приобрести абонемент на месяц или полгода, нежели оплачивать каждое занятие.
Какой бы кружок ни выбрал Ваш школьник, обязательно следите за его поведением после занятий. Если он воодушевлен, с восторгом рассказывает о произошедших событиях и с нетерпением ожидает следующих занятий – значит, Вы сделали правильный выбор. Если ребенку не нравится выбранное дело – лучше отказаться от него и искать что-то другое. Рано или поздно Вы непременно будете вознаграждены счастливым взглядом своего ребенка.