Чем можно заразиться в автобусе
Как не заразиться в общественном транспорте
Способы уберечься от коронавируса в транспорте
Жесткие ограничения, введенные весной 2020 года из-за распространения коронавируса, были постепенно сняты. Люди стали чаще появляться на улицах Москвы и других регионов России, ездить на общественном транспорте.
С точки зрения специалистов, поездки на городских маршрутках, автобусах и в метро очень опасны. Риск заражения Covid-19 довольно высок, потому что соблюдать социальную дистанцию в транспорте практически нереально.
Согласно наблюдениям ученых, «корона» выявляется у каждого четвертого пассажира, пользующегося городским транспортом в период затишья. В час пик подвергнуться инфицированию может один из трех — даже если на весь салон приходится всего один больной человек
Безопасные поездки
Как не заразиться в общественном транспорте коронавирусом (Рекомендации научного эксперта)
Поведение в общественных местах
Самые опасные виды транспорта
Маршрутки
Небольшие микроавтобусы пользуются огромной популярностью у населения. Маршрутки ездят с большей периодичностью, чем другие виды общественного транспорта. Поэтому количество перевозимых людей по этой линии всегда выше, чем на других.
Шанс защититься от коронавируса в маршрутке невысок. Люди едут, прижавшись друг к другу. В час пик в салоне маршрутного такси бывает трудно даже пошевелиться. Таким образом, создаются просто идеальные условия для распространения вируса.
Исходя из проведенных исследований, становится ясно: если в салоне маршрутки будет находиться один больной человек, он, теоретически, сможет заразить всех остальных. Вероятность остаться здоровым есть лишь у тех людей, которые обладают сильным иммунитетом (не входят в группу риска) и следуют рекомендациям Роспотребнадзора (соблюдают масочный режим).
Автобусы
Городские автобусы перевозят за день чуть больше людей, чем маршрутки. Это объясняется просторным салоном и систематическим курсированием транспорта по заданному пути.
В автобусе шанс оказаться на достаточном расстоянии от больного человека, и не заразиться, есть у 35% пассажиров. Но остальные 65% граждан рискуют оказаться в опасной близости от носителя вируса и подхватить опасную заразу.
Троллейбусы и трамваи
Транспорт, курсирующий на улицах города, благодаря рельсам или натянутым электропроводам, относительно безопасен. В салоне трамвая и троллейбуса довольно просторно, и людей здесь бывает не так уж много.
Но и тут шансы встретиться с вирусом весьма высоки. В спокойный период, когда в салоне может находиться около полусотни пассажиров, риск заболеть есть у 18 из них. В часы пик наполняемость значительно выше, следовательно, инфицированию подвержено большее количество граждан. Из 155 пассажиров трамвая или троллейбуса одним переносчиком с явными или скрытыми симптомами могут быть заражены 49 человек.
Электрички
Метро
Наши советы
Персональный автомобиль
Отличной альтернативой автобусам, троллейбусам, маршруткам, электричкам и метро является легковое транспортное средство. Безопасность гарантируется, если и водитель, и пассажир соблюдают рекомендации Роспотребнадзора.
В собственной машине не приходится делить пространство с другими людьми, особенно – с незнакомыми. При заказе такси риск распространения коронавируса тоже невысок, потому что пассажира часто отделяет от водителя прозрачная перегородка – сквозь такое препятствие вирус не проникнет.
Двухколесные средства передвижения
Вызвать такси не всегда удается. И даже автомобиль есть далеко не у всех. Перемещаться по городу можно иными способами – пожалуй, велосипед или электросамокат отыщется в каждом доме.
Путешествие на двухколесном личном транспорте поможет человеку оградиться от общения с другими людьми – а значит, уберечься от «короны» и сохранить здоровье. Кроме того, велосипеды и самокаты являются своеобразными тренажерами, помогающими поддерживать отличную форму и настроение своему обладателю.
В заключение
После изучения простой статистики, выводы напрашиваются сами собой. Любой общественный транспорт является зоной повышенной опасности. Обнаружить коронавирус могут у каждого четвертого человека, часто пользующегося автобусами, маршрутками, электричками или метро. Особо опасны ситуации, когда вирус находят у граждан, находящихся в группе риска.
Несмотря на то, что в общественном транспорте соблюдать социальное дистанцирование весьма проблематично, минимизировать риски заражения все же можно. Важно четко соблюдать рекомендации Роспотребнадзора – надевать перед входом в салон маску и перчатки, при выходе следует пользоваться антисептиком.
По мере возможности стоит избегать поездок в городском транспорте. Вместо этого можно пройтись пешком, воспользоваться личным автомобилем или двухколесным средством передвижения.
Как не подхватить вирус в автобусе, такси, личном авто? Практические советы
Что на данный момент мы знаем о распространении COVID-19: по сведениям Всемирной организации здравоохранения, коронавирус передается от человека человеку через микроскопические частицы воды в тот момент, когда инфицированный кашляет или чихает. Кроме того, вирус может распространяться через предметы или при касании поверхностей. Какие меры предосторожности предпринять, как соблюсти правила гигиены, чтобы не подхватить заразу? Мы собрали рекомендации для тех, кто не может остаться на карантине дома и вынужден перемещаться, пользуясь общественным транспортом, такси, личным автомобилем.
Общественный транспорт
Общественный транспорт в столице, как уже сообщали в «Минсктрасе», обрабатывают дезинфицирующими средствами. Но большое количество пассажиров является существенным фактором, увеличивающим риски.
Следите за личными границами
Пока медики сходятся на том, что коронавирус в нормальной ситуации не летает просто так по воздуху. Он либо появляется с теми самыми микроскопическими частицами воды, когда инфицированный кашляет или чихает, либо может находиться на поверхности, причем, в зависимости от материала и состояния окружающей среды, вирус может проявлять поразительную живучесть.
Избегайте близкого контакта с другими людьми.
Держите дистанцию не менее 1—1,5 метра. Но именно этого совета так трудно придерживаться в общественном транспорте в особенности в часы пик. Как быть?
Избегайте заполненного общественного транспорта.
Это, к слову, касается не только автобусов, троллейбусов и всего остального подвижного состава. Скопление людей может быть на остановках общественного транспорта, в переходах метро, возле касс с билетами и жетонами — сохраняйте бдительность и убедитесь в том, что в непосредственной близости нет других людей. Пришло время несколько расширить личные границы.
Непосредственно в транспорте постарайтесь найти место, где, говоря по-простому, никто не будет на вас дышать. Большое значение имеет не только, как много людей в салоне, но и насколько хорошо этот салон проветривается. Некоторые стараются занять место у двери, рассчитывая, что при открытии на остановках они будут находиться ближе к источнику свежего воздуха. Это может иметь смысл, но нужно также понимать, что все время поездки мимо вас будет проходить максимальное число пассажиров, которые входят и выходят на остановках — не лучшая перспектива.
Тем, кто предпочитает стоять у открытого окна, необходимо помнить о том, что еще прохладно и нужно защититься не только от страшных вирусов, но и от банального по нынешним меркам сквозняка.
Поверхности
Вторая зона риска — это любые поверхности. Поручни, ручки, одежда — своя собственная или чья-то еще. Вирус продолжительное время (называется период до трех суток) способен жить на металлических поверхностях, столько же — на пластике. Это означает, что при касании такой поверхности человек рискует подцепить заразу. Неосторожное движение — почесали нос, дотронулись до глаза — и она может попасть в организм.
Теперь представим типичное поведение пассажира общественного транспорта. Вошел в салон, взявшись за поручень, достал проездной, приложил к валидатору, снова взялся за поручень.
Не трогайте руками лицо: нос, рот, глаза.
Прикосновений к различным поверхностям избежать не удастся, соответственно, остается следить за своими действиями.
Можно также порекомендовать не браться за те же поручни голыми руками. Одноразовые перчатки во время поездки могут оказаться действеннее медицинской маски на лице, которую, кстати, рекомендуют использовать либо тем, кто боится заразить других, либо людям, которые ухаживают за больными, например, медицинским работникам.
При первой удобной возможности тщательно вымойте руки с мылом либо в крайнем случае воспользуйтесь специальным дезинфицирующим раствором.
Еще одна опасность связана с мобильными телефонами. Вошли в автобус, оплатили проезд, достали смартфон. Кто-то позвонил — поднесли аппарат к уху и рту — это риск. Во-первых, смартфоны тоже имеет смысл обрабатывать дезинфицирующими средствами. Во-вторых, следует проявлять осторожность, пользуясь ими в непосредственной близости от лица.
Такси
В случае с автомобилем пространства в салоне существенно меньше, чем в общественном транспорте, но и людей внутри значительно меньше. И это весомый плюс в сложившейся ситуации — чем меньше даже таких непрямых контактов, тем лучше. Мы уже разобрались, что за пределами транспорта нужно избегать людных мест, а что делать, оказавшись в машине?
Опасности те же — вдохнуть зараженные вирусом частицы либо подцепить их с поверхности. Возможно, имеет смысл разместиться не на переднем сиденье, рядом с водителем, а сзади.
Не стесняйтесь попросить у водителя разрешения приоткрыть окно, если в машине душно.
Трудно предположить, что удастся попасть в машину, ни до чего не дотронувшись. Поэтому, чтобы себя обезопасить, нужно не прикасаться к лицу по крайней мере до тех пор, пока не появится возможность вымыть руки с мылом. В некоторых случаях могут помочь антисептические растворы, но в них должно содержаться не менее 60% спирта.
В нынешней обстановке специалисты рекомендуют пореже иметь дело с наличными деньгами, на поверхности которых также могут быть вирусы или бактерии.
Мойте руки после того, как брали в руки деньги, банковскую карту, кошелек.
Личный автомобиль
С личным автомобилем все обстоит несколько проще, чем с такси. По крайней мере, вы наверняка знаете, кто в нем ездит. Рекомендуют, кстати, исключить появление случайных пассажиров, если вы хотите чувствовать себя в большей безопасности в своей машине.
Можно обработать поверхности антисептическими средствами.
Специалисты рекомендуют делать это дважды в сутки. Протрите руль, рычаг КПП, приборы и кнопки. Это добавит спокойствия, но не даст никакой гарантии. Вы ведь не изолированы в автомобиле, значит, как-то до него добрались. Значит, трогали дверную ручку, кнопки в лифте, открывали дверь подъезда, дотрагивались до двери авто — слишком много рисков еще до того момента, когда вы окажетесь в машине.
Имеет значение не то, как часто вы протираете руль, а то, насколько внимательно вы следите за своими действиями: регулярно ли моете руки с мылом, отучились ли тянуться пальцами к лицу.
Можно ли использовать влажные салфетки для дезинфекции салона автомобиля? Можно, но с ними не все так просто. Некоторые специалисты сходятся во мнении, что даже антисептические салфетки не имеют достаточного эффекта для того, чтобы обеззаразить поверхность. Другие настаивают на том, что добиться положительного результата можно, но недостаточно однократно протереть поверхность: нужно воздействовать на поверхность в течение 3—5 минут, используя несколько салфеток.
В любом случае нет причин успокаиваться, полагая, что в своем автомобиле вы находитесь в полной безопасности. Способы дезинфекции салона имеют смысл, но это лишь дополнительная мера в целом комплексе предосторожностей, которые необходимо соблюдать ежедневно.
Проветривайте салон, проведите чистку климатической системы.
Проветривание пойдет на пользу. Ученые считают, что коронавирус может жить в воздухе на протяжении несколько часов, но речь в первую очередь об ограниченном, замкнутом пространстве. В автомобиле должен быть свежий воздух. Это актуальный совет на любые времена.
И еще один чисто водительский вопрос — автозаправочные станции. Это контакты с людьми, контакты с поверхностями. Нужно помнить об основополагающих правилах: соблюдать дистанцию друг от друга и регулярно мыть руки.
В каком транспорте самый высокий риск подхватить коронавирус?
В связи с распространением коронавируса многие отказываются от поездок на общественном транспорте. И не зря — общественный транспорт является одним из самых опасных мест с точки зрения возможности инфицирования. Доцент кафедры теории вероятностей и прикладной математики МТУСИ Елена Скородумова рассказала, где вероятность заразиться коронавирусом выше всего.
Согласно исследованиям китайских эпидемиологов, вирус может перемещаться на расстояние до 4,5 метра. Эпидемиологи проанализировали случай распространения коронавируса в автобусе, в котором ехал инфицированный пассажир. В полностью закрытом салоне он сел во втором ряду сзади. В итоге он заразил семерых людей в разных частях салона, в том числе пару, сидевшую в шести рядах от него (4,5 метра). Инфицированный пассажир на протяжении всей поездки не вставал с кресла и никак не взаимодействовал с другими людьми.
Фото: © South China Morning Post
Потом он вышел из автобуса и пересел в микроавтобус, тем самым заразив еще двух пассажиров. Один из пострадавших также сидел на расстоянии 4,5 метра от инфицированного китайца. Основываясь на этих сведениях, Елена Скородумова для портала DailyStorm построила математическую модель и выявила вероятность заражения коронавирусом в транспорте.
Хуже всего — в маршрутке
Маршрутка в случае наличия в ней зараженного пассажира превращается в зону заражения полностью. Все пассажиры с вероятностью 1 (максимальной) находятся в опасности. Автобусы похожи на маршрутки — почти все пассажиры попадают в зону риска. Вероятность оказаться на опасном расстоянии от носителя — 69,75%. Вероятность того, что хотя бы один человек окажется в опасной зоне, почти максимальна. Реальные шансы заразиться есть у каждого четвертого человека.
А вот трамвай относительно безопасен, так как в нем много места и мало людей. Но и в нем шансы высоки. В час затишья, когда в салоне находятся 56 человек, среднее их количество в зоне заражения — 18. В час пик с 155 пассажирами в трамвае 49 из них могут оказаться инфицированными одним переносчиком.
Электричка — один из самых опасных с точки зрения карантина видов транспорта: рядом с носителем вируса в вагоне пригородного поезда окажется много потенциальных жертв в любое время суток. В час затишья в электричке 116 человек, в час пик — 260. Среднее число пассажиров, находящихся в зоне заражения в электричке в относительно разгруженные часы, — 42, в забитой — 95.
Опасны и «Ласточки» — в час затишья в них находятся 69 человек, в то время как в час пик — 300. Среднее число людей, находящихся в зоне заражения в электропоезде во время затишья, — 23, в забитом — 102.
Главное преимущество вагонов метро — их длина и, соответственно, высокий шанс оказаться вне зоны поражения. Но если инфицированный человек окажется в подземке в пиковый период, большого числа новых пациентов не избежать. В относительно свободном вагоне метро находятся 60 человек, в час пик — 344. Среднее число людей в опасной зоне в вагоне метро во время затишья — 18, в забитом — 102.
Вывод? Общественный транспорт — зона повышенной опасности, от поездок на нем лучше воздержаться либо стараться себя максимально обезопасить (не пользоваться транспортом в часы пик, носить маску, мыть руки).
Не держитесь за поручни: какие микробы живут в общественном транспорте, и нужно ли носить перчатки
Задумывались ли вы когда-нибудь, какие микроорганизмы обитают на поручнях экскаваторов, навигационных стендов и скамеек в метро? А главное, можно ли заразиться какими-либо болезнями, прикоснувшись к ним? Защитят ли вас медицинские перчатки? Расскажем.
Российские ученые из инновационного центра «Сколково», Института биологии гена РАН, университета ИТМО и других организаций вместе со своими американскими коллегами исследовали микробиоту, населяющую московское метро. В частности бактериологический анализ проводился на четырех станциях: Римской, Достоевской, Сретенском бульваре и Выставочной. Результаты опубликованы в журнале Computational and Structural Biotechnology Journal. Аналогичный разбор проводили мексиканские ученые, чьи выводы изложены в Nature.
Ни для кого не секрет, что система общественного транспорта — идеальная среда для передачи микроорганизмов. Причем разнообразие последних напрямую связано с объемом пассажиропотока. Метро можно смело назвать «хранилищем» как полезных (комменсалы, симбионты), так и вредных бактерий, которые участвуют в передаче инфекционных заболеваний.
Невидимые пассажиры — что выяснили ученые?
Самыми распространенными микроорганизмами в московском метро оказались бактерии рода Dietzia (актинобактерия, Dietzia maris — болезнетворная для человека), Brevundimonas (протеобактерии; B. diminuta и B. vesicularis — болезнетворные, могут вызвать бактериемию, сепсис, пневмонию, менингит и др.), Pseudomonas (среди них — синегнойная палочка Pseudomonas aeruginosa обнаруживается при гнойных процессах), Arsenicicoccus и Stenotrophomonas.
Нужны ли медицинские перчатки?
«Вход без масок и перчаток запрещен!» Такое объявление можно увидеть и услышать при входе в метро, торговые центры и другие общественные места. И теперь вопрос о перчатках стал острым из-за проблемы с коронавирусом. Но, если с масками все более не менее понятно, то как быть с перчатками? Действительно ли они нужны? И что по этому поводу говорят зарубежные исследователи?
Центры по контролю и профилактике заболеваний США (CDC) еще в начале пандемии выпустили рекомендации по использованию медицинских масок, не опубликовав, однако, аналогичных руководств в отношении перчаток. Согласно CDC, «лучший способ защитить себя от микробов вне дома — регулярно мыть руки водой с мылом в течение 20 секунд или использовать антисептик с содержанием спирта не менее 60%».
Президент Австрийского сообщества больничной гигиены (ÖGKH) Оян Ассадиан — сторонник целесообразного использования одноразовых медицинских перчаток:
Нужно помнить, что за доли секунд перчатка собирает на своей поверхности больше бактерий, чем недавно вымытые руки. А в теплой и влажной среде (внутри перчатки) бактерии размножаются более активно. Поэтому снимать их нужно правильно.
Успешная операция российских хирургов: путь к новому лечению тяжелого заболевания
Уникальную операцию провели российские хирурги, спасшие мужчину с объемной нейроэндокринной опухолью тонкого кишечника.
Роман Комаров, д. м. н., директор клиники факультетской хирургии им. Н.Н. Бурденко, завкафедрой сердечно-сосудистой хирургии и инвазивной кардиологии Сеченовского Университета
Состояние пациента значительно осложнялась тем, что коварная опухоль захватила крупные артерии и вены расположенные в сосудистой зоне кишечника. До сих пор объемное образование могли удалять, лишь удалив весь тонкий кишечник. Но врачи пошли другим путем.
В клинике факультетской хирургии им. Н.Н. Бурденко Сеченовского Университета, куда и поступил пациент, выбрали органосохраняющий вариант лечения, требующий большого опыта и навыков от хирургов. В России до сих пор такие операции не проводились, поэтому хирурги, изучив опыт зарубежных коллег, выполнили аутотрасплантацию – пересадку пациенту его собственного тонкого кишечника без выключения кровотока.
Опыт хирургов Сеченовского Университета, успешно применивших комбинацию двух сложнейших направлений онко- и ангиохирургии, будет транслироваться во все региональные клиники страны.
Так ли вреден зубной порошок: мнение эксперта
Зубные порошки снова набирают популярность. Но так ли они безопасны? Спросили у врача-стоматолога.
Зубной порошок — довольно спорный продукт. Его плюсы в натуральном составе (обычно это минералы, глина, эфирные масла, морская соль) и в том, что он отбеливает потемневшую от кофе и чая эмаль и очищает зубы от мягкого налета.
Новая болезнь цивилизации: успешное лечение породило новую проблему
Всем известно, что способы лечения онкологии имеют две стороны, с одной – подавляют жизнедеятельность раковых клеток, с другой — заставляют страдать здоровые ткани. Впрочем, это касается не только онкологии. Что же происходит при лечении и можно ли бороться с последствиями, узнаем из первых уст.
Терапия с эффектом разрушения
Пример онкотерапии можно найти у Александра Солженицына в «Раковом корпусе»: «Рентгеновские лечения, благополучно, успешно или даже блистательно закончившиеся десять и пятнадцать лет тому назад дачею крупных доз облучения, – выявлялись теперь в облученных местах неожиданными разрушениями и искажениями». Сегодня на смену лучевой терапии, описанной классиком, и современную химиотерапию пришли таргетные препараты и лекарства, меняющие биохимический обмен кальция. Онкотерапия, безусловно, преследует благую цель – остановить или затормозить рост метастазов в костях и органах. И успешно с этой задачей справляется! Но при этом, к сожалению, это обладает серьезным побочным эффектом – разрушает кости, в частности, челюсти, носовые и орбитальные.
«Фактически это новая, ранее неизвестная человечеству болезнь цивилизации, – говорит врач-онколог с мировым именем, челюстно-лицевой хирург, пластический хирург, директор Института кластерной онкологии им. профессора Л.Л. Левшина Сеченовского Университета, академик РАН, профессор Игорь Решетов. – Число пациентов с метастазами в кости неукоснительно растет. Им в основном назначаются препараты, производные золедроновой кислоты, которая своеобразным образом укрепляет кость в зоне метастазов позвоночника, ребер и подвздошной кости. Но одновременно с этим происходит перераспределение кальция в организме. Под действием препарата кальций уходит именно из костей черепа и переходит в очаг метастазов. Новое лечение значительно продлило жизнь онкопациентам. Это положительная сторона, но отрицательная в том, что люди стали доживать до тех осложнений, которые раньше не встречались».
Повреждение неопределенной формы
Проблема острого радионекроза — не новость для практикующих онкологов. Специалисты знают, что в тех зонах, где ткань подвергается лучевой терапии, начинаются разрушающие процессы в пределах полей облучения. Новые лекарственные некрозы имеют необычный характер – они могут быть неопределенных очертаний. Из-за этой особенности невозможно прогнозировать, какая часть кости пострадает больше, а какая останется не задетой.
«Когда наступила эра таргетных препаратов и оказалось, что одним из сайд-эффектов этих средств является разрушение кости, мы стали выполнять операции по восстановлению костей лица и челюсти и при таких осложнениях. В настоящее время в нашей клинике реконструктивной хирургии значительно прибавилось пациентов, которые нуждаются в таких операциях. Всем им оказывается высокотехнологичная медицинская помощь по государственным квотам. Более того, такие операции выполняются не только в университетских клиниках, но и в федеральных центрах, где также наработан опыт восстановления костей после перенесенного заболевания», — подтвердил Игорь Решетов. — Я вам сообщу еще одну важную для всех информацию. Сейчас в мире растет нее только количество тромбозов, но и разрушение костей. Причины этого опять же мультифакторные. Основной фактор – прием препаратов, которые нарушают микроциркуляцию, и при этом начинают страдать кости лица. Фактически это новая, ранее неизвестная человечеству болезнь цивилизации».
Компьютерный зрительный синдром: причины, симптомы и советы офтальмолога
Современный мир все больше уходит в онлайн, а это подразумевает многочасовую работу за экраном компьютера. Как часто вы ощущаете, что ваши глаза устали или даже покраснели, а качество зрения постепенно ухудшается? Если вам знакомы эти симптомы, то причиной может быть компьютерный зрительный синдром. Рассказываем, по каким признакам можно распознать развитие синдрома и как предотвратить.
Ольга Булгакова, врач-офтальмолог,
медицинский консультант Essilor Academy Россия
Почему возникает компьютерный зрительный синдром
Во время работы за компьютером взгляд надолго фиксируется на мониторе, в связи с чем значительно сокращается частота моргания и пересыхает слезная пленка на поверхности глаза. Как итог — глаза краснеют, появляется раздражение и жжение, которые приносят человеку большой дискомфорт.
Дело в том, что экраны гаджетов излучают вредный синий свет, который преломляется перед сетчаткой, вызывая тем самым напряжение аккомодации. Аккомодацией называют способность глаза менять фокусное расстояние, путем сокращения и расслабления цилиарной мышцы. Спектр синего света снижает контрастность и остроту зрения. Это связано с тем, что изначально человеческий глаз фокусируется на лучах с разной длиной волны в разных точках. Но синий свет фокусируется прямо перед сетчаткой, что приводит к размытости изображения, повышая уровень нагрузки на зрение.
Главные симптомы
Профилактика и лечение
При возникновении этих симптомов стоит обратиться за консультацией к врачу. Однако существует ряд общих советов, следование которым позволит минимизировать шансы возникновения компьютерного зрительного синдрома.
Создайте комфортные условия для работы за компьютером. Монитор должен быть расположен в такой позиции, чтобы рядом с ним не было ярких источников света, а поверхности не давали световых бликов. Также не забывайте о защите от вредного синего света, который тоже провоцирует ухудшение качества зрения. Обратите внимание на специальные очки для работы за компьютером. Они обезопасят ваши глаза от излучения и помогут в фокусировке взгляда.
Делайте перерывы на 20 секунд каждые 20 минут работы за монитором. Не забывайте, что иногда нужно отвлекаться от работы и смотреть вдаль, поэтому поставьте компьютерный стол так, чтобы иметь возможность видеть самый далекий предмет в комнате поверх экрана. Это поможет вашим глазам дать отдых аккомодации после продолжительной работы вблизи от монитора.
Чаще моргайте. Редкое моргание повышает испарение жидкости с поверхности глаза. В норме закрывать и открывать глаз следует примерно 1 раз в 5 секунд – это помогает увлажнить и тем самым очистить его поверхность, снизив риски возникновения дискомфорта.
Следуя этим простым правилам, вы сможете вовремя остановить возникновение ощущения сухости, покраснения и раздражения глаз. Не забывайте, что при появлении подобных симптомов рекомендуется обратиться к врачу, чтобы избежать развития более серьезных заболеваний.