Чем на руси набивали мячи для игры в шалыгу
Колпинский футбол
«Дорогой читатель, должны сразу предупредить, что книга о колпинском футболе… не о футболе. Точнее, о футболе – во вторую очередь. В первую очередь она о городе Колпино…»
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Колпинский футбол предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
От шалыги и килы… из истории российского футбола
Сколько себя помнит человечество, оно всегда играло в футбол. У каждого народа эта игра называлась по-своему, но одно было постоянным — круглый предмет, который древние люди пинали ногами. При раскопках в Египте, Греции, Италии археологи находили «мячи». В условный футбол играли эвенки, индейцы, японцы, австралийцы, а в древнем Китае мяч гоняли даже женщины.
Россия тоже отметилась в любви к этой игре. В середине века русский люд, невзирая на сословия, объединялся в нечто, напоминающее команды, и метался по бескрайним нашим полям, стараясь довести мяч до определенной зоны. Наша игра называлась «шалыга». Этому слову дал определение Владимир Даль: «шалыга» — нечто круглое, — голова, округлая вершина горы, верхушка здания и тому подобное.
Еще русский люд играл в «килу». Килой называли круглый мешок, набитый волосом. Он был размером с человеческую голову.
Трудно сказать, чем отличается шалыга от игры в килу, но доподлинно известно, что наше духовенство выступало с резкой критикой русского «футбола», поскольку из-за игрищ резко сократилась посещаемость церквей — а значит, и их доход. К слову, подобная критика имела место в Средние века не только в нашем государстве.
Несмотря на патриотический настрой авторов этой книги, совесть не позволяет им объявить нашу Родину зачинательницей современного футбола. Однако не без удовольствия отмечаем, что некоторые историки спорта не считают и англичан родоначальниками футбола, отдавая им только авторское право на название этой игры.
Осмелимся и мы заметить, что у англичан в Средние века была несколько другая игра. Представьте себе: по улицам и площадям средневековой Англии носится толпа, насчитывающая иногда до сотни человек. У этой игры почти не было болельщиков, поскольку все были игроками. Не было и правил — можно было играть любыми частями тела не только в мяч, но и использовать вместо пинаемого предмета собственно противника. Маленькие городки после такой игры долго зализывали раны, ремонтируя разрушенные торговые ряды и другие постройки, казалось бы, воздвигнутые на века.
Сегодня в футбольном движении все наоборот. Двадцать два футболиста, стараясь придерживаться правил игры, борются за мяч в отведенном для них зеленом пространстве, а потом многосотенные толпы болельщиков несутся по улицам и площадям, ломая на своем пути даже то, что к спорту никаким боком не прикасается. И еще долго городские власти, срочно отыскав средства, ремонтируют «берега», в которые бились «волнами» бурные толпы болельщиков.
Но давайте определим все-таки дату появления этой чудесной игры — в ее современном варианте — в России. Пока все сводится к тому, что истоки надо искать в городе Санкт-Петербурге, ибо он был в свое время столицей Российской империи. (Простите нас, читающие эту книгу, но в дальнейшем мы будем упоминать наш город по кличке, которую он носит, сколько себя помнит — «Петербург»; хотя город Святого Петра и город просто Петра — «две большие разницы»).
Датой основания Российского футбола многие считают 12 октября (24 октября по старому стилю) 1897 года. Именно матч этого дня был официально зафиксирован и отражен в печати. Играла команда «Санкт-Петербургского кружка любителей спорта» с командой «Василеостровского общества футболистов». Команды вышли на поле (плац кадетского корпуса, что на Васильевском острове), а победу одержали василеостровцы, 6:0.
Впрочем, в нашем городе эта игра процветала уже в середине XVIII века, но играли в нее обитавшие в Петербурге англичане. Сначала бились между собой, но со временем начали привлекать в противники других иноземцев, живших и работавших в нашем городе еще со времен Петра I. Вдали от родины иностранцы не ударялись в тягучую болезнь-ностальгию, а тем паче в пьянство. Нет, они создавали спортивные кружки-клубы, в которых чего только не было — велоспорт, плавание, гимнастика, бокс… И особое место занял футбол. По нашим сведениям, русским вход в эти «спортивные клубы» был закрыт.
Мировая паутина интернета и печатные источники то и дело подсовывают и альтернативные даты и имена из истории российского футбола. Так, еще одной датой зарождения футбола в России называют 1893 год, 24 сентября (12-го по старому стилю). В этот день в Петербурге на Семеновском гиппоциклодроме (ныне Пионерская площадь) между заездами циклистов (велосипедистов), был сделан почти 4-часовой перерыв для проведения показательного матча футболистов. Упоминался этот матч и в «Петербургском листке» — краткой заметкой всего в 14 строк.
Упомянем имя человека, который внес неоспоримый вклад в развитие дореволюционного футбола. Георгий Александрович Дюпперон. Годы жизни — 1877–1934. К своим двадцати годам он испробовал практически все виды спорта, известные в России в то время. Активно участвовал в создании команды «Кружок любителей спорта». По некоторым данным, этот кружок был организован в поселке Тярлево и основу его составляли дачники этой местности. Для краткости команду называли «Спорт», и за нее играл Георгий Александрович 12 октября 1897 года в упомянутом нами матче на Васильевском острове.
Дюпперон был одновременно капитаном первой футбольной и первой хоккейной команд. Кроме того, был он известен и как блестящий спортивный журналист: в 1901 году первым оповестил Россию о новой игре — «баскетбол». Из-под его пера вышло несколько монументальных научных работ. В конце жизни Дюпперон работал в институте имени П.Ф. Лесгафта, занимал должность доцента.
В истории российского футбола множество дат: знаковых для всех — и важных только для знатоков. Им посвящены труды профессиональных исследователей этого вопроса. Мы упомянем лишь 1912 год, Пятую Олимпиаду (проходила она в Стокгольме), на которую Россия выставила первую свою олимпийскую сборную по футболу.
Рождение сборной проходило в муках. Особого выбора в то время не было, и спортивная среда сразу же заявила, что в Швецию поедут лучшие игроки Петербурга и Москвы. Чтобы отобрать лучших из лучших, провели контрольный матч, но ни он, ни второй матч не внесли ясности. Свое твердое слово мог бы сказать тренер, но… у сборной его не было! Что, к слову, потом несказанно удивило остальных участников Олимпиады. В конце концов заинтересованные стороны сели «за стол переговоров» и в результате застольной беседы был определен состав нашей Олимпийской команды. В нее вошли девять футболистов из Петербурга и восемь из Москвы.
Со слов прессы, наши играли в оранжевых рубашках с гербом на груди и синих брючках. Очевидно, этого было недостаточно для победы: мы забили в общей сложности один гол, а в наши ворота от разных соперников влетело 18 мячей.
Но мы убеждены: первые «олимпийские шаги» достойны уважения и потому приводим состав Первой Олимпийской сборной.
Петербуржцы: Марков, Хромов, Бутусов, Уверский, Яковлев, Никитин, С. Филиппов, Соколов, Николаев.
Москвичи: Фаворский, Римма, Л. и М. Смирновы, Акимов, Кнынин, Жигарев и А. Филиппов.
Победы в олимпийских чемпионатах были еще впереди: 1956 год — в Мельбурне и 1988 — в Сеуле. И категорически не хотелось бы считать список наших побед исчерпанным.
Новости
Самая яркая игра — футбол! Археологические раскопки доказали, что некий “предок” футбола жил еще в Древнем Египте: ученые обнаружили здесь не только изображения играющих в мяч, но и сами мячи.
Историки утверждают, что игра в мяч ногами была любима китайскими воинами за две тысячи лет до нашей эры, и то, что прародителей футбола следует искать в Древнем Риме и в столь же древней Греции.
На Руси тоже издавна существовали игры с мячом, напоминающими футбол. Одна из таких игр называлась “шалыгой”: игроки ногами стремились загнать мяч на территорию противника. Играли в лаптях на льду рек или на базарных площадях кожаным мячом, набитым перьями.
Моментом рождения того футбола, который мы знаем, считается 1863 год. Тогда представители уже 7 клубов собрались в Лондоне, что бы выработать единые правила игры и организовать Национальную футбольную ассоциацию. Постепенно были разработаны современные правила игры в футбол.
Футбол любят, мальчишки подражают знаменитым футболистам, даже умудряются причёски делать, такие же, как у кумиров.
Друзья, хотите больше знать про футбол, спешите в библиотеку. Возможно, читать про футбол не так интересно, как в него играть, и все-таки — довольно увлекательно. А чтобы разбираться в тонкостях правил или блеснуть парой интересных фактов о знаменитых матчах, без книги не обойтись.
Предлагаем вам книги, которые есть в фондах библиотек:
Все эти книги представлены на коллаже.
Друзья, примите участие в футбольной викторине «Забей».
Чем на руси набивали мячи для игры в шалыгу
(Из истории московского «Спартака». Шутка)
Ну а в каждой шутке есть доля истины. Практически у каждого народа в свое время имелась, а у некоторых имеется и до сих пор, своя национальная игра в мяч. Исконно-русских «футболов» было несколько, от одного из них сохранилось даже название – шалыга. Суть игры заключалась в том, чтобы ногами закатить мяч на защищаемую противником территорию. Полем служил летом – любой подходящий пустырь, а зимою использовались русла замерзших рек. Мяч для шалыги делался из кожи и набивался перьями. Разумеется, ни названий команд, ни имен великих игроков от тех времен не сохранилось, но зато известно, что увлекались они настолько, что часто пропускали церковные службы. За это рьяный протопоп Аввакум предлагал палить их на кострах как вероотступников.
Два века спустя, когда британская версия игры в мяч распространилась на континент, уничтожив по дороге все региональные «футболы», в Москве пришлось начинать с нуля.
Подробнее: http://www.m24.ru/articles/96690?utm_term=copyed&utm_medium=cpc&utm_campaign=buffer&utm_source=CopyBuf
В Италии была популярна напоминавшая древнеримский гарпастум игра кальчо, а в России – шалыга. Последняя заключалась в том, что игроки, толкая мяч ногами, пытались загнать его на участок поля противника. Мяч для шалыги изготовлялся из кожи, которую набивали перьями. Обычно в шалыгу играли на торгу (базаре) или зимой на льду реки. Русская церковь считала, что игра в мяч отвлекает людей от богослужения, поэтому осуждала ее, а известный своим фанатизмом протопоп Аввакум (XVII в.) даже заявлял, что играющих в мяч следует сжигать – как еретиков (хотя ужас Салема в Россию из-за мяча все-таки не пришел).
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Create your own visitor map!
Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
subRebel style by ktauber
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS
Мяч: из чего и для чего его делали раньше?
Чтобы вести рассказ, надо сначала договориться, что значит «раньше». Пусть это будет не вчера и не сто лет назад, а до того, как некто Лайндон разработал одну из первых надувных резиновых камер (1862).
Но ведь мячи существовали задолго до того! Об индейских мячах мы уже беседовали, а теперь поговорим о том, как обстояло дело в Восточном полушарии.
Изображения мячей обнаружены на стенах египетских гробниц, а при раскопках захоронений фараонов найдены и они сами, сшитые из полосок кожи либо из коры деревьев, а иногда выполненные из песчаника. Командные игры египтян с этими предметами посвящались богам, каждая команда представляла интересы группы небожителей, мяч загонялся в ворота изогнутыми палками.
И в Древнем Китае играли в мяч, например, пиная его ногой. Игра со временем стала любимым народным развлечением, а во II веке до н.э. вошла в обязательную программу торжественного празднования дней рождения императора. Тогда же кожаные мячи вместо набивания перьями птиц и волосом животных научились наполнять воздухом, разработали правила и на игровом поле стали устанавливать ворота. Победителей чествовали цветами, награждали ценными подарками, а проигравших били бамбуковыми палками.
В древней Японии тоже не обходились без мяча. При императорском дворе проводились командные игры по забиванию мяча в ворота за определенное время (отмеряемое по песочным часам), во время перебрасывания он не должен был касаться земли. А мячик «тэмари» и по сию пору популярен у детей, он вытачивается из дерева, а потом оплетается цветными шелковыми нитями.
Древние греки тоже придумали несколько игр с мячом. Так, спартанские воины увлекались «эпискиросом» — соревнованием по перебрасыванию ногами и руками кожаного мяча, набитого лоскутами, конским волосом, перьями, песком, а потом — надутого воздухом. Любознательные римляне не преминули в числе прочего и это позаимствовать у соседей. Например, завели у себя игру «гарпастум».
Вот как ее описывает Поллукс: «Игроки разделяются на две команды. Мяч помещают на линию в центре площадки. На обоих краях площадки за спиной у игроков, каждый из которых стоит на отведенном ему месте, проводят еще по линии. За эти линии полагается занести мяч, причем совершить оный подвиг сподручно, лишь распихивая игроков соперничающей команды». Эта игра была важной частью программы военных занятий, наполнителями для мяча первонально служили сено, солома и даже зерна инжира, а затем — воздух.
Воинственные легионеры вместе с «огнем и мечом» принесли другим народам и распространили среди них свои спортивные занятия с мячом. Британцы, например, соблазнившись ими, не только позаимствовали «гарпастум», но и освоили так, что в 217 г. н.э. выиграли матч у римлян!
Они придумали и собственный способ изготовления мячей: обвязывали конским (девичьим) волосом круглые овощи, затем приспособились делать их из мочевых пузырей животных. Если бы этим и ограничились! А то ведь пускали в ход отрубленные головы врага или слуги (поговаривают, правда, что не они первыми додумались до такого, а древние китайцы).
Играли прямо на улицах, в буйстве азарта не замечая ничего, кроме мяча, так что порой страдали торговые лавки, окна и двери в жилых домах. Дошло до того, что игра стала «опальной». В Англии запрет на нее впервые был наложен в 1314 г. Эдуардом II, а снят лишь в 1603 г. королевой Елизаветой I.
И викинги играли в мяч зимой и летом. В Исландии даже проводили ежегодные двухнедельные турниры. Во Франции играли в шоллаж: целью попадания мяча служил обод бочки, обтянутый пергаментной бумагой.
А в России? Под Новгородом археологии обнаружили самые разнообразные мячи XIII в. Их делали из кожи, из бересты, из туго свернутых тряпиц. В Хотьковском монастыре рукодельницы мастерили их из мягких подушечек, а внутрь насыпали камешки, завернутые в бересту, — получались мячи-погремушки.
Среди популярных в народе игр была, например, шалыга. В ней игроки ногами стремились загнать кожаный мяч, набитый перьями, в «город» противника. в «Очерках бурсы» описывает похожую забаву — килу:
Любителям игры с мячом доставалось от властей. Епитимья за нее была предусмотрена церковными постановлениями, протопоп Аввакум призывал сжигать игроков на костре, в указе царя Алексея Михайловича (1648) о них говорилось:
«…и по нашему указу тем людям велено делати наказание: и вы б тех велели бить батогами, а которые люди от такова бесчиния не отстанут, а вымут такие богомерзкие игры и вдругорядь, и вы б тех ослушников велели бить батогами; а которые люди от того не отстанут, а объявятся в такой вине и в третие и четвертые, и тех, по нашему указу, велено ссылать в украйные города».
Вот как бывало! А почему? У всех народов изначально мяч был не просто спортивным снарядом, а священным символом (как правило, Солнца). С началом христианской эпохи игры с ним стали причислять в «богомерзким» за древность традиции. Но мяч «выжил», и это замечательно!
Презентация на тему «Народный мяч. Позабытые традиции»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
МБОУ Гимназия №3 г.Инта Исследовательская работа НАРОДНЫЙ МЯЧ – ПОЗАБЫТЫЕ ТРАДИЦИИ Работа Гераськиной Наталии, ученицы 7а класса Руководитель: Лиханова А.Ю.
Задачи исследования: 1. Изучить историю возникновения мяча. 2. Узнать технологию изготовления лоскутного мяча. 3. Попробовать изготовить лоскутный мяч своими руками. Методы исследования: 1.Метод сбора и обработки информации. 2.Наблюдение, изучение сохранившихся традиций и технологии изготовления лоскутного мяча. 3.Метод опроса, беседа с наставником.
I.История народной игрушки уходит корнями в глубокую древность. Можно сказать, что все, создаваемое взрослыми для того, чтобы порадовать детей, было игрушкой, будь то кораблик из скорлупы грецкого ореха, кукла из лоскутков, конь из соломы. Создавались они из того материала, который был «под рукой» и использовался для «взрослых» вещей, а попутно делались «несерьезные» предметы для того, чтобы занять ими детей малых.
Игрушки рождались в труде и всегда это было делом семейным. Мужчины и женщины в свободное время лепили, рубили, точили игрушки, привлекая к делу своих детей, приучая их к усердию и терпению. Игрушка готовила ребёнка к самостоятельной работе, хранила и передавала от старшего поколения к младшему опыт и традиции. Издавна взрослые ценили детскую игру – никогда не останавливали начатое действо, не разрушали игровые постройки, не выбрасывали игрушки.
Тысячелетиями народная игрушка воспитывала ребёнка, она проверена детской любовью и игрой. Давно утратился вложенный когда-то в игрушку магический и символический смысл, но не утратилось то, что составляет духовную ценность народной игрушки – гармоничное ощущение радости труда и красоты.
Народная игрушка, её искусство и ремесло тесно связаны с православной культурой, с художественной мыслью монастырей. Это уникальное и символическое слияние. Сергиев Посад – центр православия и историческая столица русской игрушки. Промысел Сергиевской игрушки развивался в Троице-Сергиевом монастыре, а Хотьковская мягкая игрушка обязана своим рождением Покровскому Хотькову женскому монастырю.
Покровский Хотьков женский монастырь
Получается, что народная игрушка – это ещё и уникальный сплав живого народного творчества с монастырской художественной культурой, православных художественных традиций и традиций народного фольклора. Народная игрушка до сих пор вызывает неподдельный интерес детей (и взрослых тоже), глядя на неё, у всех без исключения возникает желание взять её в руки, поиграть с ней, иметь её рядом или сделать такую же. Незаслуженно позабытый лоскутный мяч – это тоже частица нашей народной культуры так взволновавшая и заинтересовавшая меня. Тем, что я узнала о нём и чему научилась, хочу поделиться с вами сегодня.
“Бабушкин” мяч – погремушка Для самых маленьких матери шили тряпичные мячи, которые выполняли роль погремушек, или «гремушек», «громотух», как их ещё называли. Мяч сшит по принципу мешочка из льняного полотна от края праздничной дедушкиной рубахи, вышитой художественной гладью. Возьмём прямоугольный лоскут ткани и сошьём его с боку. Простегаем с одного конца швом «вперёд иголку» и стянем, заматывая нитку по месту стяжки. Вывернув мешочек, прошьём его также с другого конца и набиваем паклей, опилками, сеном, ватой, тряпками или другими набивочными материалами, вкладываем внутрь картонную трубочку с горошинами или мелкими камушками, или просто набиваем крупой. Стягиваем края, пряча необработанный край внутрь. Место стяжки можно закрыть пуговицей, вышивкой или нашивкой из ткани.
А вот так я мастерила свой мяч – погремушку.
Ну вот и закончилось наше небольшое путешествие в мир народной игрушки – лоскутного мяча. Цель моей работы была достигнута – я узнала, какие народные мячи бытовали на Руси, и как можно сделать лоскутный мяч своими руками. Эта работа меня очень увлекла. Спешу поделиться ей с вами и призываю: Наблюдайте жизнь вокруг себя, не переставайте восхищаться красотой всего, что нас окружает, получайте радость и пользу от сделанного своими руками.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-679767
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Госдуме предложили продлить каникулы для школьников до 16 января
Время чтения: 1 минута
В Липецкой области начинающие педагоги получат 120 тысяч рублей
Время чтения: 0 минут
Глава СПЧ предложил ввести подготовительные курсы перед обучением в школе для детей мигрантов
Время чтения: 1 минута
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.