Чем на руси занимался рында

И пошел отрок (НААР), слуга (НААР)
пророка, в Рамоф Галаадский
4-я Царств 9:4

1) Существующая этимология

Корень – нет. Значение: истор. оруженосец или телохранитель придворной охраны московских царей (в XV–XVII веках, упразднены Петром I в 1698 году). Этимология – нет.

б) Исторический словарь, http://enc-dic.com/history/Rynda-34918.html

Рында. Царский оруженосец, телохранитель, назначаемый из стольников и стряпчих, почетная стража у царского трона при приеме послов.

в) Этимологический словарь Макса Фасмера

Рында I рында I «оруженосец, телохранитель», др.-русск. рында (Никон. летоп. под 1380 г., также у Аввакума, Котошихина 68 и сл.). Трудное слово, явно иноязычного происхождения. Произведение из др.-исл. rond ж. «край (щита), щит» (Тернквист, ZfslPh 7, 409) ставится под сомнение самой Тернквист (197 и сл.) с фонетической точки зрения. Совершенно невероятны объяснения из датск. rinde, rende «бежать» (Маценауэр, LF 18, 245) и из нем. Ronde «дозор» (Круазе ван дер Коп, ИОРЯС 15, 4, 20; против см. Тернквист, там же, 198). Ср. ры;ндель.

«Рында (от др.-рус. «рыдель» или «рындель» — знаменосец, возможно, из сред.-ниж.-нем. ridder — рыцарь) — оруженосец-телохранитель при великих князьях и царях России XIV—XVII веков. …

2) Применение термина в русском языке

а) Словарь русского языка XI-XVII вв., РАН, М., 1997;

Рында. Оруженосец (1380): «И то своё великое знамя черное повеле рынде своему над Михаилом Андревичем Бренком возите. Ник. Лет.».

б) О России в царствование Алексея Михайловича. Сочинение Григория Котошихина (1630-1667)

Глава 5, 2
«Да подле царя ж, по обе стороны, стоят рынды, четыре человека, наряжены в белое платье камчатое на горностаях, в шапках белых же высоких, и в сапогах, а в руках держат по топору нарядному з золотом и с серебром; а бывает на тех рындах платье и топоры царское; а люди они первой и другой и третей статьи родов, боярские дети.

И как им царь велит быти в и рындах, одному под другим, и платье свое с себя снять и взложить царское платье, и они промеж себя потомуж споруются и друг з другом быти не хотят, а быти ему мочно под тем, под кем царь велит, а он не хочет и платья своего с себя не снимет, а царского не взложит: и на таком ослушнике платье царь велит изодрать все, и взложить свое платье; а как послов отпустят, и с него сняв царское платье, или до послов, бьют перед царским окном, при всех людех, батогами, не ослушивайся царского указу».

«люди они первой и другой и третей статьи родов»

В XVI в. взаимоотношение знатных фамилий (местничество, «порода») было строго установлено, правительство при всех своих служебных назначениях соблюдает правила местнического распорядка. По «Государеву родословцу» определяли старшинство лиц одной фамилии, когда им приходилось отбывать службу по одному наряду.

* Сборник очерков из истории государства и права Руси //Allpravo.ru – 2004 г.

«в 1620 г. стольник Чихачов, назначенный стоять рындой в белом платье у царского места при аудиенции чужеземному послу ниже князя Афанасия Шаховского, обиделся, сказался больным и не поехал во дворец. Бояре послали за ним и велели его поставить перед собой. Чихачов предстал перед боярами в Золотой палате больным-разбольным, с костылем, да не одним, а с двумя зараз.
Для чего во дворец не приехал? – спросили бояре. Лошадь ногу мне сломала третьего дня на государевой охоте в Черкизове! – отвечал Чихачов. Больше, чай, отбаливаешься от князя Шаховского? – возразил на это думный разрядный дьяк Томило Юдич Луговской. Тогда Чихачев перестал притворяться и заговорил напрямик, что вот-де он бил челом государю и впредь станет бить челом и милости просить, чтобы государь пожаловал, велел дать ему, Чихачову, суд на князя Афанасия, а меньше ему князя Афанасия быть не вместно.

Можно тебе быть его меньше! – возразили бояре и приговорили бить Чихачова кнутом за бесчестие князя Шаховского. Долго того ждать, бояре! – сказал на это дьяк Томило Луговской и, вырвав у Чихачова один костыль, принялся бить неудачливого местника по спине и по ногам. Смотря на это, И.Н. Романов, дядя царя, не утерпел, схватил другой костыль у «больного» и присоединился к дьяку, работая также по спине и ногам Чихачова, причем оба приговаривали: «Не поделом бьешь челом, знай свою меру!». Побив Чихачова, велели ему стоять рындой в белом платье по прежнему распоряжению, а кнут, разумеется, «оставили».

3) Обобщение и вывод

а) Итак, из исторических повествований ясно, что на должность рынды назначались рослые, здоровые молодые люди из знатных дворянских (боярских) фамилий, они «служили ради чести». Из описания Григория Котошиха ясно, что должность «рынды» была малопривлекательной; требовала большой затраты времени и физических усилий, а материальных благ не приносила практически никаких. «Так как рынды не были чинами придворными, то они не получали жалованья. Состояли в ведении оружейничего» (Википедия/ Рында).

С другой стороны, рында участвовал в торжественных, деловых и военных мероприятиях и приёмах послов, т.е. получал дипломатический и административный и военный опыт. Через службу «рынд» прошли некоторые государственные деятели Московской Руси.

б) Мы выяснили, что этимологии древнерусского термина «рында» нет. Никто из исследователей не опирается на религиозную (иудеохристианскую) традицию, откуда на протяжении многих веков, черпались образцы социальной организации общества.

Целесообразно обратиться к оригинальным библейским текстам, вероятно в них мы сможем найти образ и термин соответствующий слову-понятию «рында».

4) Терминология иврита и библейский образ

Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита и выделим корень – РЫНДА = РЫН+ДА; прочитаем первое буквосочетание наоборот (как в иврите) – РЫН = НЫР. У нас сразу же выявляется термин иврита – НААР молодой человек, слуга, раб, слуга-оруженосец.

Произношение буквы АИН (в середине слова НААР) в иврите утеряно. В переводах, в русской транскрипции обозначалась как «А» (Овадия; в русской традиции Авдий), и как «И» (Илий, ивр.Эли).

Как произносилась русская буква «Ы» в XIV неизвестно, исследователи полагают как Ы и как И. В древних кириллических текстах «Ы» отсутствует, восходит к старославянскому (древнеболгарскому) кириллическому составному знаку ЪІ = Ъ+І (ер + и, откуда и древнее название её «еры»).

РЫНДА = термин прочитан наоборот – АД + НЫР = АДА надевать украшения, разодеться + НААР (НЫР) юноша, молодой человек, мужчина; слуга-оруженосец.

б) Библейский образ

* Судей 7:10,11: «если же ты боишься идти один, то пойди в стан ты и Фура, слуга (НААР) твой; и услышишь, что говорят, и тогда укрепятся руки твои, и пойдешь в стан. И сошел он и Фура, слуга (НААР; Фура оруженосец Гедеона) его, к самому полку вооруженных, которые были в стане».

* 1 Царств 14:1: «В один день сказал Ионафан, сын Саулов, слуге (НААР) оруженосцу своему: ступай, перейдем к отряду Филистимскому, что на той стороне. А отцу своему не сказал об этом».

* Иеремия 1:6, 7: «А я сказал: о, Господи Боже! я не умею говорить, ибо я еще молод (НААР). Но Господь сказал мне: не говори: «я молод (НААР)»; ибо ко всем, к кому пошлю тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе, скажешь».

* 1 Царств 30:17: «и поражал их Давид от сумерек до вечера другого дня, и никто из них не спасся, кроме четырехсот юношей (НААР), которые сели на верблюдов и убежали».

* Иезекииль 16:11: «И нарядил (АДА) тебя в наряды, и положил на руки твои запястья и на шею твою ожерелье».

Таким образом, в сигнале (слове) необъясненном до сих пор, мы обнаружили логическую и лексическую связь с иудеохристианской доктриной (образами) и терминологией. Термин РЫН+ДА является транслитераций (передача слов другой письменностью) двух библейских терминов; согласные буквы и содержание слов – совпадают.

Источник

Рында (оруженосец)

Чем на руси занимался рында. Смотреть фото Чем на руси занимался рында. Смотреть картинку Чем на руси занимался рында. Картинка про Чем на руси занимался рында. Фото Чем на руси занимался рында

Чем на руси занимался рында. Смотреть фото Чем на руси занимался рында. Смотреть картинку Чем на руси занимался рында. Картинка про Чем на руси занимался рында. Фото Чем на руси занимался рында

Рында — оруженосец-телохранитель при великих князьях и царях России XVI-XVII веков.

История

Рында с большим саадаком — главный оруженосец царя. Так же были рынды с другим саадаком, с меньшим копьем, с рогатиной и т. д.

Должность рынды упразднена при Петре I в 1698.

Одежда рынд

Чем на руси занимался рында. Смотреть фото Чем на руси занимался рында. Смотреть картинку Чем на руси занимался рында. Картинка про Чем на руси занимался рында. Фото Чем на руси занимался рында

Чем на руси занимался рында. Смотреть фото Чем на руси занимался рында. Смотреть картинку Чем на руси занимался рында. Картинка про Чем на руси занимался рында. Фото Чем на руси занимался рында

Рынды одевались в одежду белого цвета, расшитую серебром. В описи казны Михаила Фёдоровича перечисляется «платье рындова»:

Смирная (траурная) одежда.

Одежда и топоры рынд хранились в составе Большого наряда.

Вместо терлика могла использоваться ферязь.

Литература

Полезное

Смотреть что такое «Рында (оруженосец)» в других словарях:

Рында (значения) — Рында: Рында (оруженосец). Рында корабельная. Рында (корвет). Рында (бронепалубный корвет) … Википедия

РЫНДА — РЫНДА, оруженосец телохранитель при великих князьях и царях в 15 17 вв. Набирались из юношей знатного происхождения. Во время дворцовых церемоний стояли в парадных одеждах по обе стороны трона с бердышами на плечах, сопровождали царя в… … Русская история

Рында — Рында: Рында судовой колокол. Рында оруженосец телохранитель при великих князьях и царях России XVI XVII веков. «Рында»: «Рында» винтовой парусный корвет, построенный в 1856 году, участник Экспедиции русского флота к берегам… … Википедия

рында — 1. РЫНДА, ы; м. В старину: оруженосец, телохранитель московских царей. 2. РЫНДА, ы; ж. [от англ. ring the bell звони в колокол] 1. В парусном флоте: звон колокола, производимый в полдень. Бить, отбивать, звонить рынду (трижды ударять в колокол… … Энциклопедический словарь

оруженосец — джура, эсквайр, рында, спекулатор, воин Словарь русских синонимов. оруженосец сущ., кол во синонимов: 9 • армифер (1) • вои … Словарь синонимов

рында — воин, оруженосец, телохранитель; колокол, звон Словарь русских синонимов. рында сущ., кол во синонимов: 6 • воин (78) • звон … Словарь синонимов

Оруженосец — благородный (в этом случае обязательно конный) ученик рыцаря, сеньора, реже отца, если он являлся крупным сеньором, либо в случае отсутствия таковых учеников простолюдин сержант. В случае благородства ученичество обычно длилось с 14 лет до 21… … Википедия

РЫНДА — ·об., пенз., сар. нескладный верзила, долгая; сухопарая баба; | исхудалая кляча, одер. | Рында муж., ·стар. телохранитель, оруженосец. | мор. колокольный звон, означающий полдень: по три удара сряду. Бей рынду! Толковый словарь Даля. В.И. Даль.… … Толковый словарь Даля

РЫНДА — 1. РЫНДА1, рынды, муж. (ист.). Оруженосец или телохранитель придворной охраны московских царей. 2. РЫНДА2, рынды, жен. В выражении: рынду бить (мор.) звонить в колокол для обозначения полдня (от англ. ring the bell звони в колокол). Толковый… … Толковый словарь Ушакова

РЫНДА — 1. РЫНДА1, рынды, муж. (ист.). Оруженосец или телохранитель придворной охраны московских царей. 2. РЫНДА2, рынды, жен. В выражении: рынду бить (мор.) звонить в колокол для обозначения полдня (от англ. ring the bell звони в колокол). Толковый… … Толковый словарь Ушакова

Источник

Что такое склянки и рында и зачем их бьют: традиции и термины русского флота

Чем на руси занимался рында. Смотреть фото Чем на руси занимался рында. Смотреть картинку Чем на руси занимался рында. Картинка про Чем на руси занимался рында. Фото Чем на руси занимался рында

В Корабельном уставе Военно-морского флота до сих пор прописан Порядок отбития склянок на надводных кораблях 1 и 2 ранга. Склянки отбивают каждые полчаса, причем в 12:00 отбивается рында – три троекратных удара в морской колокол. Таким образом, «бить склянку» означает отмечать ударами морского колокола каждые полчаса.

Склянкой называют получасовой отрезок времени на корабле. Количество склянок показывало время, поэтому, к примеру, при счете с полудня восемь склянок означали четыре часа. Поскольку каждые четыре часа на корабле менялась вахта, отсчет начинался вновь. На немецких кораблях вахты менялись трижды – каждая смена составляла восемь часов.

Чем на руси занимался рында. Смотреть фото Чем на руси занимался рында. Смотреть картинку Чем на руси занимался рында. Картинка про Чем на руси занимался рында. Фото Чем на руси занимался рында

Изначально же склянками звали песочные часы с получасовым ходом. Их использовали на парусных кораблях. Каждые полчаса вахтенный матрос переворачивал часы, что знаменовалось ударом корабельного колокола. Таким образом, в жизни моряков склянки играли очень важную роль, фактически определяя и быт, и службу корабля.

— писал еще в советское время О.П. Наумов в своей статье в журнале «Русская речь» (№ 1, 1986).

Слово «склянки» очень прочно вошло в лексикон матросов, да и офицеров русского флота. Например, вахтенному матросу у склянок часто оставляли на хранение какие-то вещи и этот процесс стали называть «сдать под склянки». Но раз в сутки отбивали не склянки, а рынду. Рында – слово вроде и русское, а на самом деле нет.

Чем на руси занимался рында. Смотреть фото Чем на руси занимался рында. Смотреть картинку Чем на руси занимался рында. Картинка про Чем на руси занимался рында. Фото Чем на руси занимался рында

Чем на руси занимался рында. Смотреть фото Чем на руси занимался рында. Смотреть картинку Чем на руси занимался рында. Картинка про Чем на руси занимался рында. Фото Чем на руси занимался рында

Сейчас, конечно, с развитием целой системы современных сигналов, средств связи и оповещения, наличием часов у личного состава отбивание склянок осталось славной традицией, напоминанием о боевом прошлом русского флота. Морской колокол – такой же символ флотской службы, причем как на русских кораблях, так и на флотах многих других государств.

Источник

Значение слова «рында»

Чем на руси занимался рында. Смотреть фото Чем на руси занимался рында. Смотреть картинку Чем на руси занимался рында. Картинка про Чем на руси занимался рында. Фото Чем на руси занимался рында

1. Устар. В парусном флоте особого рода звон колокола, производимый в полдень. Пробило восемь склянок, и прозвонили рынду. На всех военных судах взвились флаги, обозначающие полдень. Станюкович, Пропавший матрос.

2. Мор. Судовой колокол. Все мы услышали далекое дребезжанье корабельного колокола. И это был посторонний корабль, потому что рында на «Смелом» звенит светло и тонко. Диковский, Осечка. В белом, словно молоко, тумане отовсюду раздавался тревожный звон судовых рынд. Это пароходы, 746 опасаясь столкновения, давали друг другу знать о себе. Бадигин, Три зимовки во льдах Арктики.

[От англ. ring the bell — звони в колокол]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Рында — судовой колокол.

Рында — оруженосец-телохранитель при великих князьях и царях России XVI—XVII веков.

Рында — река на Кольском полуострове.

Рында — залив в акватории Японского моря.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Рында

1. река в России ◆ Рында — одна из многочисленных рек, протекающих по территории России.

ры́нда I

1. истор. оруженосец или телохранитель придворной охраны московских царей (в XV–XVII веках, упразднены Петром I в 1698 году) ◆ У трона его стояли рынды или оруженосцы, выбранные из молодых красивых бояр, одетые в белые атласные кафтаны и вооруженные серебряными топориками; кругом на скамьях сидели бояре в дорогих одеждах и высоких меховых шапках. Д. И. Иловайский, «Краткие очерки русской истории», 1860 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Шереметев (по прозванию Большой) был одной из видных фигур царского двора. Начав карьеру рындой при царе Михаиле Романове, он служил и юному Петру I, считаясь одним из самых деловитых и преданных государственным интересам царедворцев. И. Грачева, «Сердце Переяславля Рязанского» // «Наука и жизнь», 2007 г. (цитата из НКРЯ)

ры́нда II

1. морск. специальный сигнал (обычно три удара) судового колокола, сигнализирующий полдень (до середины XIX века в это время на кораблях начинались сутки) ◆ В полдень поверяют стклянки по солнцу и компасу, и тогда вместо 8 стклянок, т. е. 8 раз, в колокол бьют 12 раз, утроивая удары. Сие называется бить рынду. Примечания // «Описание знаменитого и неслыханного сражения между российским бригом „Меркурием“ и двумя турецкими линейными кораблями 14 мая 1829 года», 1829 г. (цитата из библиотеки Google Книги) ◆ В колокол бьют «рынду», и все проверяют часы. К. М. Станюкович, «Пассажирка», 1892 г. (цитата из НКРЯ) ◆ В ту пору, когда на судах были песочные часы ― «склянки», вахтенный каждые полчаса ударом в колокол оповещал весь корабль о том, что он следит за временем и не забыл перевернуть получасовую склянку. Песочных часов давно нет на судах, а обычай остался: на всех кораблях каждые полчаса звонят в колокол ― бьют рынду. У этого выражения тоже интересное прошлое. Англичане говорили: «ринг дзэ белл» ― бить в колокол, а у нас переделали в «рынду бей» ― так и пошло! Андрей Некрасов, «Приключения капитана Врунгеля», 1960-1980 г. (цитата из НКРЯ)

Делаем Карту слов лучше вместе

Чем на руси занимался рында. Смотреть фото Чем на руси занимался рында. Смотреть картинку Чем на руси занимался рында. Картинка про Чем на руси занимался рында. Фото Чем на руси занимался рындаПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова вывязывать (глагол), вывязывая:

Источник

Дружины и рынды

Известный русский историк Николай Михайлович Карамзин в своем фундаментальном труде «История государства Российского» со ссылкой на летописца Нестора пишет о том, как словене ильменские, кривичи, весь и чудь — отправили посольство за море к варягам, чтобы сказать им: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет — идите княжить и владеть нами». И пришли к ним братья Рюрик, Синеус и Трувор, окруженные многочисленною дружиною, «готовою утвердить мечом права избранных государей». Рюрик прибыл в Новгород, Синеус — на Белоозеро в область финского народа веси, а Трувор — в Изборск, город кривичей. Так, в конце IX столетия Рюрик с помощью дружины утвердил свое господство над древним Новгородом.

Дружина в это время, кроме основной функции военного подразделения, выполняла также побочную функцию — охраны вождя. Как справедливо отмечает в своей книге П. Дерябин: «…наиболее сильные участники отряда плыли, скакали и дрались рядом с вождем и на деле становились его телохранителями, хотя так и не именовались». Эта двоякая функция дружины наглядно проявилась при захвате Киева Олегом, которому, по словам летописца, Рюрик вручил правление за малолетством своего сына Игоря. «Он с юным Игорем и немногочисленными людьми приплыл к высоким берегам Днепра, — повествует Карамзин, — где стоял древний Киев; скрыл вооруженных ратников в ладьях и велел объявить государям киевским, что варяжские купцы, отправленные князем новогородским в Грецию, хотят видеть их как друзей и соотечественников. Аскольд и Дир, не подозревая обмана, спешили на берег; воины Олеговы в одно мгновение окружили их…Аскольд и Дир, под мечами убийц, пали мертвые к ногам Олеговым… Олег, обагренный кровью невинных князей, вошел как победитель в город их, и жители, устрашенные самим его злодеянием и сильным войском, признали в нем законного государя».

Так дружина Олега с помощью коварства, именуемого военной хитростью, помогла своему вождю захватить Киев.

Одной из возможных причин гибели князя Святослава на днепровских порогах, вероятно, было то, что дружина к этому времени уже утратила свой однородный этнический состав. В нее, кроме варягов, входили уже представители и других национальностей: славян, литовцев, венгров и даже степных кочевников, что, видимо, сказалось на ее бдительности.

Не спасла дружина и старшего сына Святослава — великого князя Ярополка, который был коварно убит своим младшим братом, князем Новгородским Владимиром. Как пишет Карамзин, «предатель ввел легковерного государя своего в жилище брата… и запер дверь, чтобы дружина княжеская не могла войти за ними, там два наемника, племени варяжского, пронзили мечами грудь Ярополка…».

«Явная ошибка охраны», — скажет современный читатель, и будет прав, хотя по придворному этикету того времени охрана не могла войти в помещение впереди или рядом с охраняемым лицом.

Великий князь Святополк, называемый в летописи Окаянным (сын великого князя Владимира Святославича, крестившего в 988 году Русь и одним из первых русских князей инициировавших цепь коварных расправ с родственниками, угрожавшими его власти), — тоже пошел по стопам отца. После смерти родителя в 1015 году Святополк захватил его великокняжеский стол в Киеве и постарался обезопасить себя от притязаний со стороны своих многочисленных братьев. Наиболее опасный из них, любимый сын великого князя Владимира Святославича, Борис, отправился с киевской дружиной в поход против печенегов. Известие о смерти отца застало Бориса на реке Альте. Дружина предложила Борису идти на Киев и овладеть престолом. Но Борис, не хотевший нарушить святости родовых отношений, этому совету не последовал и тем самым совершил трагическую ошибку. Дружина покинула его, и он остался, по словам летописца, с одними своими «отроками», то есть с младшими членами дружины, состоящими по преимуществу из дворовых слуг князя. Иными словами, Борис практически остался без охраны, чем не замедлил воспользоваться Святополк. Он подослал к Борису вышегородских бояр, которые ворвались ночью в его шатер на реке Альте и пронзили копьями князя и его слугу Георгия, пытавшегося закрыть господина своим телом. Вскоре пал от рук убийц, подосланных Святополком, брат Бориса — Глеб[132].

Упоминание вышеприведенных исторических фактов дает нам основание внимательнее посмотреть на то, что же представляла собой структурно княжеская дружина Древней Руси. Вот что по этому поводу пишет Карамзин:

«О… внутреннем образовании войска известно нам следующее: князь был его главою на воде и на суше; под ним начальствовали воеводы, тысяцкие, сотники, десятские. Дружину первого составляли опытные витязи и бояре, которые хранили его жизнь и служили примером мужества для прочих. Мы знаем, сколь Владимир уважал и любил их. Дружина Игорева и по смерти князя носила на себе его имя. Под сим общим названием разумелись иногда и молодые отборные воины, отроки, гридни, которые служили при князе: первые считались знаменитее вторых… Варяги до самых времен Ярославовых были в России особенным войском; они и гридни, или мечники, брали из казны жалованье; другие участвовали только в добыче».

Таким образом, княжеская дружина в IX–XII веках делилась на старшую и младшую. Старшая дружина, наиболее близкая к князю, вошла в историю древней Руси под именем бояр. Старшие дружинники (или бояре) выступали также в роли советников князя. Младшая дружина известна под собирательным названием «гридь» («гридьба», «гридня»), отсюда часть княжеского терема, где жила «гридь», называлась «гридницей». «Гридь» или «мечники» (младшая дружина), как мы уже отмечали выше, в свою очередь делилась на «детских» и «отроков».

«Детские» — боевые младшие члены дружины сопровождали князя в качестве свиты и телохранителей, а также исполняли его различные поручения. В совете князя, кроме военного, они участия не принимали. «Детским» мог стать только свободный человек.

«Отроки» — также младшие члены дружины, состоявшие в основном из дворовых слуг князя. В их числе могли находиться и несвободные люди, княжеские холопы. Как и «детские», так и «отроки» в совете князя, кроме военного, участия не принимали. Таким образом, функции телохранителей князя в дружине непосредственно выполняли «детские», или «гридни».

С конца XII века термин «гридь» исчезает и вместо него появляется «двор», в смысле младшей дружины. Обратимся снова к Карамзину: «Что прежде называлось дружиною государей, то со времен Андрея Боголюбского (1157–1159) уже именуется в летописях двором: бояре, отроки и мечники княжеские составляли оный. Сии дворяне, впервые в России, были лучшею частью войска. Каждый город имел особенных ратных людей, пасынков или отроков боярских (названных так для отличия от княжеских) и гридней или простых мечников, означаемых иногда общим именем воинской дружины».

Упомянутый историком великий князь Суздальский и Владимирский Андрей Юрьевич Боголюбский, сын великого князя Киевского Юрия Владимировича Долгорукого, заслуживает нашего внимания в связи с тем, что он одним из первых в истории владетельных князей Древней Руси пал жертвой классического дворцового заговора, участниками которого были люди из его ближайшего окружения: родственники по линии его первой жены из рода богатого московского боярина Кучки и ключник (управляющий домашним хозяйством) Анбал, родом ясин, то есть осетин. 28 июня 1174 года заговорщики в числе 20 человек пришли к ложнице[133] князя и выломали дверь. Князь хотел схватиться за меч, который принадлежал когда-то святому Борису, коварно убитому за 159 лет до этого Святополком Окаянным, но меча в спальне не было: ключник Анбал заблаговременно убрал его. Со второй попытки заговорщики убили безоружного князя, оказавшего им, несмотря на свой преклонный возраст, яростное сопротивление.

По этой схеме в более поздние времена происходили почти все многочисленные дворцовые заговоры против царей из дома Романовых, о чем мы расскажем дальше. Общей отличительной чертой этих заговоров было участие в них наиболее близких к трону людей, в том числе и тех, в обязанности которых входила охрана самодержца. Появление великокняжеского двора привело к определенной трансформации дружины. Карамзин: «Состав нашей рати мало изменился… Все главные чиновники государственные: бояре старшие, большие, путные (или поместные, коим давались земли, доходы казенные, путевые и другие), окольничие, или близкие к государю люди, и дворяне… собственно именовались двором великокняжеским. Второй многочисленнейший род записных людей воинских назывался детьми боярскими: в них узнаем прежних боярских отроков; а княжеские обратились в дворян».

С. Герберштейн, посол Священной римской империи, посетивший Московское княжество в 1517 году и оставивший после себя знаменитые записки, рядом с князем Василием III Ивановичем постоянно видит изгнанного из Казани татарского князя Шиг-Алея, который сопровождает Василия на охоте, а во время торжественного приема посла стоит от него по правую руку. По-видимому, Шиг-Алей, кроме декоративно-прикладного назначения, выполнял и функцию охранника московского князя, не доверявшего своим боярам и предпочитавшего иметь рядом с собой верного татарина. Во время охоты, пишет Герберштейн, Шиг-Алею, вооруженному золоченым луком и двумя колчанами со стрелами, ассистировали два молодых знатных лица, один из которых держал в правой руке секиру (топор) из слоновой кости, а другой — булаву, которую называли шестопером.

Н. М. Карамзин полагает, что рынды появились впервые при дворе великого князя Василия III, отца Ивана Грозного, озабоченного великолепием своего двора. Со ссылкой на историка Иовия, Карамзин утверждает, что великий князь Василий Иванович, снискав общую любовь народа, стражи во дворце не имел, «ибо граждане служили ему верными телохранителями». Это сомнительное утверждение оставим на совести нашего именитого историка и обратимся к его описанию рынд. «Рындами, — пишет он, — …именовались оруженосцы, молодые знатные люди, избираемые по красоте, нежной приятности лица, стройному стану: одетые в белое атласное платье и вооруженные маленькими серебряными топориками, они ходили перед великим князем, когда он являлся народу, стояли у трона и казались иноземцам подобием ангелов небесных; а в воинских походах хранили доспех государев». Об особом отношении к рындам и их статусе свидетельствует документально зафиксированный факт помилования Иваном Грозным сына опального боярина В. М. Юрьева Протасия, служившего по молодости рындой.

Так эволюция княжеской дружины как первой организационной структуры охраны в Древней Руси на рубеже XV и XVI веков привела к выделению из числа ее ратников специального подразделения полупрофессиональных рынд-охранников и телохранителей великих князей и царей московских. Все вышеизложенное дает нам бесспорное основание утверждать, что именно рынды явились первыми в чистом виде на Руси телохранителями московских князей и царей, обеспечивавшими их личную безопасность в военное и мирное время. Нам трудно судить об уровне их подготовки, но то обстоятельство, что их основные обязанности носили отчасти декоративно-церемониальный и добровольный характер и соответствующим образом из казны не оплачивались, позволяет сомневаться в их высоком профессионализме.

Звание рынды просуществовало до конца XVII века и было отменено Петром I в 1698 году.

Читайте также

Глава 5 Дербентская эпопея эмира Маймуна и его русской дружины

Глава 5 Дербентская эпопея эмира Маймуна и его русской дружины Снова в Дербенте. Невезение эмира начинается с имени. Синоним для демократии. Интрига ширваншаха. Демократия торжествует. Загадочное письмо. Русы приходят на помощь. Падение демократии. Ширван ставит на

Их дружины

Их дружины II. Одинаковое с князьями общеземское значение имели и их дружины. Чем больше размножался княжеский род и чем сильнее разгоралась борьба со степью, тем больше увеличивался численно служилый дружинный класс. У нас нет достаточно сведений о количестве дружины у

Глава 5 Дербентская эпопея эмира Маймуна и его русской дружины

Глава 5 Дербентская эпопея эмира Маймуна и его русской дружины Снова в Дербенте. Невезение эмира начинается с имени. Синоним для демократии. Интрига ширваншаха. Демократия торжествует. Загадочное письмо. Русы приходят на помощь. Падение демократии. Ширван ставит на

Дружины и рати Китежа

Дружины и рати Китежа А кто, собственно, будет производить все эти чудесные технологии, дорабатывать их, предъявлять покупателю? Причем не где-то там, «за бугром», а у нас дома, и не послезавтра, а прямо завтра с утра?Не надо ничего придумывать. Все уже есть. Нужно только

Дружины и легионы украинских националистов

Дружины и легионы украинских националистов Начало сотрудничеству украинских националистов с немецкими разведслужбами было положено в начале тридцатых годов. Германский отдел Украинской Военной Организации (УВО) под руководством Рихарда Ярого установил контакты с

Глава 2 Призвание варягов, их первые шаги. Образование Киевской Руси. Примучивание соседних племен. Дружины. Общины. Социальное расслоение. Дань. Остатки древнего народоправства

Глава 2 Призвание варягов, их первые шаги. Образование Киевской Руси. Примучивание соседних племен. Дружины. Общины. Социальное расслоение. Дань. Остатки древнего народоправства Ну и что же Рюрик со своими варягами? Как объяснить их появление в 862 году на Руси: как

Легионы и дружины украинских националистов

Легионы и дружины украинских националистов В начале нашего рассказа о формированиях украинских националистов приведем диалог, состоявшийся на Нюрнбергском процессе между Главным обвинителем от СССР Р.А. Руденко и бывшим руководителем отдела «Абвер-Аусланд» генералом

Русь — союзница Империи Ромеев. Русско-варяжские дружины на службе в ромейской армии

Русь — союзница Империи Ромеев. Русско-варяжские дружины на службе в ромейской армии После заключения соглашения (987-988 гг.) между базилевсом Василием II (976-1025 гг.) и великим князем Киевским Владимиром (987-1015 гг.) отношения между Русью и Ромейской империей вступили в новую

Недовольство варяжской дружины

Недовольство варяжской дружины «Варяжским витязям», очевидно, нравилась мирная жизнь. Однако нет-нет да и вспоминали они с тоской о бурной молодости, о сражениях, о набегах под началом Рюрика на бриттов, франков, приильменских славян, о своих отважных походах на

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *