Чем наделялись богатыри в былинах

Валерий ДАНИЛЕНКО. РУССКИЕ БОГАТЫРИ В БЫЛИННОЙ КАРТИНЕ МИРА. Борьба с врагом внешним и внутренним

Валерий ДАНИЛЕНКО

РУССКИЕ БОГАТЫРИ В БЫЛИННОЙ КАРТИНЕ МИРА

Борьба с врагом внешним и внутренним

В сказках, как и в мифах, мир делится на посюсторонний и потусторонний. Последний в свою очередь включает в себя две части – подземную (включая подводную) и небесную.

В былинной картине мира мы имеем дело только с одним миром – земным, что свидетельствует о том, что былины приблизились к реальному миру на значительно более близкое расстояние, чем мифы и сказки.

Центральное место в русской былинной картине мира занимают русские богатыри во главе с Ильёй Муромцем. Их образы – идеализация русских воинов-освободителей. О таких освободителях русский народ мечтал как в отношении его внешних врагов, так и в отношении его внутренних, классовых, врагов.

Русская былинная картина мира спроецирована на восприятие мира – его физической природы, живой природы, психики и культуры – со стороны главных былинных героев – русских богатырей.

Физическая природа

Земля, вода, воздух и огонь – основные природные стихии. Они составляют основу для изображения физической природы во всех фольклорных жанрах – сказках, пословицах и др. Они составляют основу для изображения физической природы и в былинах.

Если в сказках земля, вода, воздух и огонь подвергаются фееризации в высшей степени, то в былинах степень их фееризации невелика. Наибольшей фееризации в некоторых былинах подвергается вода. Как и в сказках, она может становиться в них чудесной – сильной и живой. Сильная вода наполняет богатырской силой Илью Муромца. Мёртвая и живая вода возвращает жизнь Добрыне Никитичу. Но и она, как и другие природные стихии, выступает в большинстве былин не в чудесном, а в естественном виде.

Изображение природных стихий в их естественном виде позволяло былинным сказителям героизировать изображаемый мир, поскольку в каждой стихии таятся мощные силы. Они подвластны только настоящим героям. В качестве таких героев в былинах выступают русские богатыри. Микула Селянинович своею богатырской сохой пашет каменистую землю. Илья Муромец очищает её от деревьев, которые он вырывает с корнем. Со своими крестными братцами-богатырями он покоряет водную стихию на Соколе-корабле. И т.д.

Живая природа

Если в сказках самое популярное растение – яблоня, то в былинах – дуб. С его помощью былинные сказители могут героизировать богатырей. В былине «Добрыня и Настасья», например, при встрече с чужеземным богатырём у Добрыни так разгорелось сердце молодецкое, что он, чтобы показать этому богатырю свою силушку, палицей весом в сорок пудов превратил старый дуб в щепки.

Психика

Некоторые сказочные герои обладают сверхъестественными способностями, связанными с органами чувств, – видят предметы, которые находятся от них на большом расстоянии, слышат звуки, недоступные обычным людям и т.д. В былинах такого рода чудеса встречаются намного реже, чем в сказках. Самый распространённый случай здесь связан с чудесной стрелой. Она слышат, что ей говорит богатырь, и летит туда, куда он её направляет. При этом сам он не видит цели. Она находится за пределами его зрения.

В былинах, как и в сказках, изображаются умные герои и глупые. Богатыри оказываются всегда умнее своих врагов. Вот почему они их побеждают.

Особое место среди былинных богатырей принадлежит Василию Игнатьевичу. В первой редакции былины о нём он уподобляется сказочным умным дуракам – Ивану, Емеле, Мартыну и т.п. Как и эти дураки, Василий очень непрактичен: несмотря на свои богатырские качества, он – пьяница, живёт в нищете и т.д. Его презирают бояре. Между тем, как и сказочный Иван-дурак, Василий Игнатьевич оказывается умнее татарского царя Батыги. Он сумел обхитрить Батыгу и одержать победу не только над ним, но и над его несметной силушкой.

В былинах нет скатерти-самобранки. Богатырям приходится в основном довольствоваться обыкновенной пищей. Их устраивает простая пища – хлеб, щи, рыба, мясо, капуста, редька и т.п. Только на пирах у Владимира они позволяют себе приобщиться к «ествам сахарным» и винцу. В былинах не раскрываются рецепты «сахарных еств». Слово сахарный в этом словосочетании подразумевает вкусный.

Богатыри, за исключением Василия Игнатьевича, не были пьяницами, но иногда они отдыхали в кабаках. Не был трезвенником и наш самый великий богатырь – Илья Муромец.

Одежда

У богатыря не было шапки-невидимки, сапог-скороходов или чудесных рубашек. Его главная форма одежды – военная. В неё входили кольчуга, панцирь, шелом и т.п. Но наряду с военной богатырь носил и нарядную («снарядную») одежду – шёлковую рубашку, кафтан, сафьяновые сапожки и т.п.

Жилище

В былинах нет чудесных жилищ – таких, например, как избушка на курьих ножках. Богатыри, когда они были в Киеве, жили чаще всего в палатах белокаменных – двух- или трёхэтажных домах. Однако большая часть их жизни проходила на службе, где они жили в шатрах. Только у некоторых богатырей были богатые жилища. К ним относится Чурила Пленкович, который живёт в роскошном дворце.

Техника

У богатыря не было сказочного меча-саморуба. Он был вооружён луком с шёлковой тетивой и калёными стрелами в колчане, палицей, булавой, копьём, саблей, мечом, ножом, плетью и т.п. Ни в одной былине не упоминаются огнестрельные ружья.

Религия

В былинах, как и в сказках, языческие верования сохранились в образах чудовищ – Змея Горыныща, Соловья-разбойника, Тугарина Змеевича и т.п. Однако эти образы в них уже утратили свою религиозную природу. Они олицетворяют внешних врагов Русского государства. Вот почему они существенным образом в них очеловечены.

Все русские богатыри были православными христианами. Они не вникали в богословские премудрости. Из своей религии они брали главным образом её обрядовую сторону – посещали церковь, отмечали христианские праздники, крестились и молились.

Самым богомольным богатырём был Илья Муромец. Молитва ему помогает победить своего сына в схватке с ним. Его нательный полуторапудовый крест спасает его от удара копьём, который ему этот сын нанёс. В пылу гнева на Владимира, правда, Илья стреляет по маковкам киевских церквей. Но это была кратковременная вспышка. Он был правоверным христианином. В одной из былин он отдаёт драгоценности для строительства церквей и монастырей.

Богатыри были нетерпимы по отношению к иноверцам-басурманам. Этим объясняется жестокость, с которой Иван Гординович убивает черниговскую красавицу Алёну Дмитриевну, которая собралась замуж за татарского царя.

Наука

Как и в сказках, представление о науке в былинах сводилось в основном к знанию грамоты. Самым грамотным богатырём был Добрыня Никитич. Этим объясняется, почему Владимир давал ему поручения, связанные с дипломатическим мастерством. Он пишет письма татарским предводителям и ездит к ним самолично. Он выдерживает испытания, которые ему устраивает Батый в своей Орде. И т.д.

В былинах, как и в сказках, сохранилось представление о науке как «хитрой науке», которая позволяет человеку самому оборачиваться в животных или оборачивать в них других людей. Колдунья Маринка оборачивает Добрыню то в сороку, то в ворону, то в свинью, то в тура. Но богатырю помогает другая колдунья. Она возвращает ему человеческий облик. Он убивает Маринку.

Искусство

В былинах, как и в сказках, придаётся большое значение украшательству, которое можно расценивать как особый вид изобразительного искусства. Былинные герои украшают одежду, жилище и технику. Особенно искусно в былинах украшены корабли.

Как в сказках, так и в былинах отражено музыкальное искусство. Чаще всего в былинах идёт речь об игре на гуслях и песнях. Искуснейшим гусляром был Добрыня Никитич. По возвращении из длительной поездки он, переодевшись в скомороха, так виртуозно на пиру у Владимира играет на гуслях, что ему завидуют даже настоящие скоморохи.

Нравственность

Положительные былинные герои – носители добра. Со злом борются подлинные богатыри. Борьба добродетелей с пороками есть нравственная борьба.

У разных богатырей было разное детство. Илья Муромец родился в крестьянской семье. Его родители прививали ему крестьянские нравственные идеалы. Добрыня Никитич и Василий Буслаевич родились в богатых семьях. Их матушки учили их добру, исходя из своих нравственных представлений. Они лишь журили их за их проступки. Но их дети часто не поддавались воспитанию. Оба они были богатырями с детства. Вот почему у окружающих сверстников они могли оторвать руку, ногу и т.д.

Для вступления на богатырский путь молодые богатыри просили родительского благословения. Отец Алёши Поповича дал такое благословения своему сыну охотно. Зато Илья Муромец, Добрыня Никитич и Дюк Степанович, несмотря на их очень почтительные отношения с родителями, вступили на богатырскую стезю без первоначального родительского благословения.

По-разному у богатырей сложилась их семейная жизнь. Илья Муромец остался холостяком, Добрыня Никитич женился на полянице-богатырке Настасье Никуличне, а Алёша Попович – на красавице Елене (Олёне) Дмитриевне. Ещё до женитьбы на соблазнённой Олёне Алёша пошёл на обман, чтобы жениться на Настасье Никуличне. Он сказал, что Добрыня погиб. Обман раскрылся. Обманщику пришлось выдержать крепкие тумаки её оскорблённого мужа. Величественным былинным памятником супружеской верности стали женские образы – Василисы Микуличны и Чайны Часовичны.

На первом месте у богатырей были не родственные отношения, а служба. В споре между служебным долгом и родительским в Илье Муромце побеждает первый: он убивает своего сына-изменника.

Служебное рвение не в характере русских богатырей. Они не пресмыкаются перед князем. Все подлинные киевские богатыри в конечном счёте служат не Владимиру, а русскому народу. Яркое тому подтверждение – поведение Ильи Муромца в ссоре с Владимиром. Князь посадил его в погреб, где он провёл целых три года. Несмотря на это оскорбление, великий богатырь соглашается с мольбой князя идти против татарского царя Калина. Илья это делает не ради спасения княжеской власти в Киеве, а ради защиты русского народа от иноземного порабощения.

Смерть богатыря в былинах – редкий случай: богатырь призван побеждать, а следовательно, избегать смерти. Но если она в редких случаях и описывается, то с назидательным смыслом.

Смерть Святогора, Василия Буслаевича, Дюка Степановича и Чурилы Пленковича изображается в былинах о них как наказание: первый ею наказан потому, что он не способен защищать Русскую землю, поскольку она его не выносит, второй ею наказан за безверие, третий – за хвастовство, а четвёртый – за распутство.

Политика

Борьба с внешними врагами

Былинные сказители создали образ внешних врагов русского народа, сравнивая их с бесчисленной и безликой силой. Вот её зарисовки из некоторых былин.

Из былины «Поездка за данями»:

Переправляется сила басурманская,

И той силы доброму молодцу не объехать.

Серому волку не обрыскати,

Чёрному ворону не облететь.

Из былины «Василий Игнатьевич и Батыга»:

Ай у Батыги-то силы сорок тысячей,

А у сына у Батыгина силы сорок тысячей,

А у зятя Тараканчика силы сорок тысячей,

А у чёрного дьячка, дьячка-выдумщичка,

А той ли той да силы счёту нет,

А той ли той да силы сметы нет:

Соколу будет лететь да на меженный долгий день,

А малою-то птичики не облететь.

Из былины «Мамаево побоище»:

Из‑за моря, моря синего,

Из‑за тех же гор из‑за высоких,

Из‑за тех же лесов тёмных,

Из‑за той же сторонушки восточныя

Не тёмная туча поднималася –

С силой Мамай соряжается

На тот же на красен Киев‑град

И хочет красен Киев в полон взять.

И брал он себе силы много множество –

Сорок царей и сорок царевичей,

Сорок королей и сорок королевичей,

И за всяким визирем по сту тысячей,

Да брал своего зятя любимого,

Своего Василия Прекрасного,

И брал за ним силы войска триста тысячей,

А за самим за собой войска счёту не было.

И не матушка ли орда подымалася,

Мать сыра земля от войска потрясалася;

В конном топище красного солнца не видать было,

А светлый месяц от пару конского померкнул весь.

Этой страшной вражеской силе в наших былинах противостоят не бесчисленные русские войска, а немногочисленные герои-богатыри. Киевская богатырская дружина может состоять всего из семи человек.

Семь удалых русских богатырей,

Семь могучих братьицев названых:

Выезжал Горденко Блудович,

Выезжал Василий Казимирович,

Выезжал Иван, Гостиный сын,

Выезжал Самсон Самойлович,

Выезжал Алёшенька Попович млад,

Выезжал Добрынюшка Никитич млад,

Выезжал и матёрый Илья,

Старый Илья Муромец Иванович.

Малочисленность не мешает русским богатырям одерживать победу над многочисленными врагами.

И кричит Илья зычным голосом:

«Ой же где вы, могучие богатыри,

Удалые братья названые?»

Как сбегались на зов его богатыри,

Как садились на добрых коней,

Как бросались на силушку неверную,

Стали силушку колоть-рубить,

Да не столько рубят их богатыри,

Сколько топчут кони добрые:

Бились с силой ровно три часа,

Изрубили силу до единого.

Побеждать бесчисленных врагов может и один богатырь, – как, например, Илья Муромец. Он может это делать необычным способом:

Схватил Илья татарина за ноги,

Начал татарином помахивать:

Куда махнёт – тут и улицы лежат,

Куда отвернёт – с переулками.

О своих богатырских заступниках русский народ мечтал не только в отношении его внешних врагов, но и в отношении его внутренних, классовых, врагов.

Борьба с внутренними врагами

Борьба с внутренними врагами – классовая борьба. Главным классовым врагом угнетённых народных масс был великопрестольный князь киевский Владимир. В яркой форме об этом свидетельствуют былины о Чуриле Пленковиче. Первая из этих былин начинается, как и многие другие, с пира, который устроил в очередной раз Владимир. Но на этом пиру описывается необычная ситуация: на пир врывается множество незваных гостей.

А незнаемы люди к нему появилися:

Есть молодцов за сто человек,

Есть молодцов за другое сто,

Есть молодцов за третье сто,

Вcе они избиты-изранены,

Булавами буйны головы пробиваны,

Кушаками головы завязаны.

Оказалось, что эти избитые и израненные люди – охотники. Они пришли к Владимиру с жалобой:

Бьют челом, жалобу творят:

«Свет государь ты, Владимир-князь!

Ездили мы по полю по чистому,

Сверх той реки Череги,

На твоём государевом займище,

Ничего мы в поле не наезжавали,

Не наезжавали зверя прыскучева,

Не видали птицы перелётныя,

Только наехали во чистом поле

Молодцов за три ста и за пять сот,

Жеребцы под ними латинские,

Кафтанцы на них камчатые…

Они соболи, куницы повыловили

Печёрски лисицы повыгнали,

Туры, олени выстрелили,

И нас избили-изранили,

Тебе, государь, добычи нет,

От вас, государь, жалованья нет,

Дети, жены осиротели,

Пошли по миру скитатися!».

Как же отреагировал на эту жалобу великий князь?

А Владимир, князь стольно-киевский

Пьёт он, ест, прохлаждается,

Их челобитья не слушает.

Появляется вторая делегация – рыбаки. И эти избиты-изранены, и эти жалуются на дружинников-хищников:

Всю они белую рыбицу повыловили,

Щуки, караси повыловили,

Лёгкую рыбицу повыловили,

Нам в том, государь, добычи нет,

Тебе, государю, приносу нет,

От вас, государь, жалованья нет,

Дети, жены осиротели,

Пошли по миру скитатися,

Реакция Владимира та же, что и на жалобщиков-охотников:

А Владимир, князь стольно-киевский

Пьёт он, ест, прохлаждается,

Их челобитья не слушает.

Появляется третья делегация – сокольники. И эти избиты-изранены, и эти жалуются на дружинников-хищников, которых было…

Всех они ясных соколов повыхватали,

Белых кречетов повыловили,

А нас избили-изранили,

Называются дружиною Чуриловой!

Вот, оказывается, чья это многочисленная дружина хищников – Чурилы Пленковича! В былине «Владимир и Чурила» долго рассказывается о том, как Чурила хвастался приехавшему князю своим неправедно нажитым богатством и как вкусно он со своим отцом Пленком Сурожениным потчевал князя с княгиней. Но самое главное – он откупился от князя дорогими подарками (взятками):

В те поры Чурила догадлив был:

Берёт золоты ключи,

Пошёл во подвалы глубокие,

Сорок сороков чёрных соболей,

Другие сорок – печёрских лисиц,

Брал камку белохрущату,

Цена камке сто тысячей.

Принёс он ко князю Владимеру,

Клал перед ним на убраный стол.

В те поры Владимер, князь стольно-киевский,

Со княгинею возрадовались.

Вопрос с жалобами охотников, рыбаков и сокольников сразу отпал. Заявляет князь:

Хоть и много на Чурилу было жалобщиков,

А побольше того челобитчиков, –

А теперь на Чурилу я суда не дам.

Чурила – сомнительный киевский богатырь. Ему далеко до подлинного богатыря. Подлинный богатырь – народный заступник, а не хищник. Образцовым богатырём был Илья Муромец. Он совершенно бескорыстен. Об этом свидетельствует, в частности, конец былины «Три поездки Ильи Муромца». В заключительном эпизоде рассказывается о том, как её герой поехал по дорожке, где «богату быть»:

Во чистом поле наехал на три погреба глубокиих,

И которые насыпаны погреба златом‑серебром,

Златом‑серебром, каменьем драгоценныим.

Как же поступил Илья с этим богатством?

И обирал тут добрый молодец всё злато это серебро

И раздавал это злато‑серебро по нищей по братии;

И роздал он злато‑серебро по сиротам да бесприютныим.

Богатыри боролись за справедливость. Особого внимания заслуживает былина о бунте Ильи Муромца против Владимира.

Существует множество записей былины о ссоре Ильи с киевским князем. В разных вариантах этой былины указываются различные причины этой ссоры. Вот основные:

1) Илья оскорблён тем, что Владимир не пригласил его на свой пир. Он является на него незваным гостем;

2) Илья оскорблён тем, что Владимир на пиру его не узнаёт. Он расценивает это неузнавание как унизительную оценку его заслуг со стороны князя;

3) Илья оскорблён тем, что Владимир сажает его в гридне не среди почётных гостей, а среди ничтожных «воронят». Это унижает его богатырское достоинство;

4) Владимир дарит своим боярам на пиру очень дорогие подарки.

Княгиня Апраксия напоминает мужу об Илье Муромце. Тот дарит ему соболиную шубу. На фоне тех подарков, которые князь раздаёт боярам, эта шуба – оскорбление для великого богатыря.

Бунт Ильи против Владимира в различных вариантах обсуждаемой былины выражается тоже по-разному. Перечислю основные его формы:

1) Илья издевается над князем. Он выходит на середину гридни и пародирует самодовольные движения Владимира:

Он сапог во сапог да поколачиват,

Он скобка во скобку нащалкиват,

Ещё белыми руками намахиват,

Злочёными перстнями да он нащалкиват.

2) Илья впадает в ярость и угрожает Владимиру и его богатым гостям жестокой расправой;

3) Илья осуществляет свои угрозы: вынимает свою богатырскую плеть и убивает всех бояр на пиру. Владимир прячется от него за печкой под шубой;

4) Илья стреляет из лука по княжескому дворцу и маковкам киевских церквей;

5) Илья устраивает на городской площади свой пир для киевской голытьбы и издевается на этом пиру над шубой, которую ему подарил князь, обливая её вином и уподобляя её Владимиру:

Да уливайся моя шуба зеленым вином,

Да судит ли мне бог волочить собаку князя Владимира

Да по этому лугу зелёному?

А было намерение наряжено:

Натянуть тугой лук разрывчатый,

А класть стрелочку калёную,

Стрелять во гридню во столовую,

Убить тебя, князя Владимира,

Со стольной княгинею с Опраксией.

В былинах, как и в сказках, коммуникативные возможности языка подвергаются фееризации. Язык в них используется как средство общения не только с чудовищами (Змеем, Соловьём-разбойником, Тугарином Змеевичем и др.), но также с животными (конём, вороном, голубком и др.) и даже с продуктами физической природы (Непра-рекой). В былинах животные могут разговаривать между собой (как турица со своими детками).

Все говорящие животные обладают пророческим даром. Они предсказывают бедствия, которые могут произойти. Тем самым они помогают богатырям предотвращать надвигающиеся на них угрозы. Однако степень фееризации языка в былинах не идёт в сравнение со сказками. В былинах мы видим лишь бледные отголоски сказочной фееризации коммуникативной функции языка.

Среди фольклорных картин мира по степени их приближения к изображению реального мира мы можем смело разместить былинную картину мира между сказочной и пословичной. Выстраивается такая цепочка фольклорных картин мира: сказочная – былинная – пословичная.

Былинная картина мира в этой цепочке ближе к сказочной, чем к пословичной, поскольку былины, в отличие от пословиц, нередко прибегают к изображению чудес, хотя по числу изображаемых чудес былины существенно уступают сказкам.

Источник

Чем наделялись богатыри в былинах

Чем наделялись богатыри в былинах. Смотреть фото Чем наделялись богатыри в былинах. Смотреть картинку Чем наделялись богатыри в былинах. Картинка про Чем наделялись богатыри в былинах. Фото Чем наделялись богатыри в былинах

Чем наделялись богатыри в былинах. Смотреть фото Чем наделялись богатыри в былинах. Смотреть картинку Чем наделялись богатыри в былинах. Картинка про Чем наделялись богатыри в былинах. Фото Чем наделялись богатыри в былинах

Чем наделялись богатыри в былинах. Смотреть фото Чем наделялись богатыри в былинах. Смотреть картинку Чем наделялись богатыри в былинах. Картинка про Чем наделялись богатыри в былинах. Фото Чем наделялись богатыри в былинах

Чем наделялись богатыри в былинах. Смотреть фото Чем наделялись богатыри в былинах. Смотреть картинку Чем наделялись богатыри в былинах. Картинка про Чем наделялись богатыри в былинах. Фото Чем наделялись богатыри в былинах

Чем наделялись богатыри в былинах. Смотреть фото Чем наделялись богатыри в былинах. Смотреть картинку Чем наделялись богатыри в былинах. Картинка про Чем наделялись богатыри в былинах. Фото Чем наделялись богатыри в былинах

Былины и русские богатыри

Чем наделялись богатыри в былинах. Смотреть фото Чем наделялись богатыри в былинах. Смотреть картинку Чем наделялись богатыри в былинах. Картинка про Чем наделялись богатыри в былинах. Фото Чем наделялись богатыри в былинах

Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Трудно представить человека, который не знал бы, что такое былины и не прочитал хотя бы одну из них. Создателями былин является народ; былины не имеют авторов, как произведения художественной литературы. Их исполняли народные сказители, по памяти, как слышали. Само слово былина происходит от слова быль, т.е. в этих песнях поётся о том, что было, что происходило на самом деле. Именно народ сложил эти удивительные песни – сказания про русских богатырей. Переходили эти сказания от стариков к детям, передавая каждому новому поколению древние были.

Возникает вопрос – а жили ли они на Руси? Или все, что о них рассказывается – это простой вымысел? Кто они, откуда родом, чем занимались, кто являлся их прототипами? На эти вопросы я попытаюсь ответить в своей работе.

Русские богатыри являются примером мужества и доблести, эталоном патриотизма. Многие граждане России (особенно мальчики) хотели бы походить на этот образ. А действительно ли были такие люди на Руси и в своем реальном образе совмещали эти качества?

Цель проекта: узнать, кто такие былинные богатыри, подтвердить или опровергнуть существование былинных богатырей.

Для достижения поставленной цели предполагается решить ряд исследовательских задач:

Раскрыть понятия «былина», «богатырь».

Изучить произведения литературы и искусства, найти сведения, подтверждающие или опровергающие существования богатырей, их прототипов.

Проанализировать работу и обобщить данные о русских богатырях среди одноклассников, учеников 4В класса с помощью защиты данного проекта.

2.1. Что такое былины?

Слава русской стороне!

Слава русской старине!

Я рассказывать начну,

Чтобы люди знать могли

О делах родной земли.

Создатели былин не стремились к точной передаче исторических событий, поэтому наделяли героев чудесными элементами, чтобы предать им большую значимость. В сказке, чудеса составляют главную завязку сюжета.

Былины – это песни и создавались они народом для исполнения. Передавались сказителями из уст в уста. Былины не имеют авторов. Каждая былина, прежде чем попасть в книгу, была записана от какого – либо исполнителя. На севере и в Сибири былины исполнялись соло – одним человеком; в южных районах России они пелись хором.

Всего былин насчитывается около 400. В.Г. Белинский выделил в русских былинах киевский и новгородский циклы (по месту возникновения). Особенности киевского цикла – образы трёх богатырей: Ильи Муромца, Алёши Поповича, Добрыни Никитича. В новгородском цикле – Садко, Василий Буслаев.

Русские богатыри, о которых сложено так много легенд, сказаний, былин и песен, совершали свои подвиги в труднейшие для Руси времена нашествий иноплеменных завоевателей: половцев, печенегов, татаро-монголов. Именно в этот период возникли знаменитые легенды о народных героях-богатырях.

Весть о них распространялась из уст в уста, путешествующие певцы и сказители складывали о них песни. Со временем эти истории приукрашались рассказчиками, обрастали новыми подробностями, но происходило это вовсе не из желания обмануть или что-то исказить, а исключительно от восхищения подвигами героев, от почитания и любви к ним. И тот, кто приукрашивал правдивые истории, сам верил в эти красивые подробности.

Шло время и такие рассказы превращались в былины, легенды, сказания, в которых был заложен особый смысл – как воспитательного, так и «вдохновительного» характера, то есть вдохновляющего других людей на благородные поступки, а также вселяющего веру в победу добра над злом, веру в то, что справедливость возможна не только на небе, но и на земле. Часто эти легенды и сказания, ходившие в народе, запечатлевались летописцами, благодаря чему они сохранились до наших дней. Примером могут служить былины.

Чем отличается былина от сказки? Тем, что она имеет реальную историческую основу, а сказка – просто вымысел. Но раз так, выходит, описанные в былинах персонажи – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович – когда-то действительно существовали? Так давайте попробуем разыскать их следы в истории.

В стародавние времена складывал народ былины. Их исполняли народные сказители под аккомпанемент старинного струнного инструмента, который называется гусли.

«Возьму гусли звонкие, яровчатые да настрою гусли на старинный лад, заведу старину стародавнюю, бывальщину о деяниях славнорусского богатыря Добрыни Никитича. Синему морю на тишину, а всем добрым людям на послушание.»

Значение слова Богатырь:

1. Герой русских былин и сказок. Защитник родины, воин, отличающийся необычайной силой, мужеством, удалью.

2. Рослый, крепкого сложения, сильный человек.

Главные богатыри Руси:

Русский богатырь Илья Муромец.

О том, что Илья Муромец существовал, ученые узнали из записей одного из иноземных посланцев, который заезжал в Киев. Это происходило в XVI-XVII веках. Там ему показали гробницу Ильи Муромца в главном храме Киевской Руси – Софии Киевской. Слово «мур» на Руси означало землю, камень, стену, а «муром» крепость. Таким образом, имя Ильи Муромца было расшифровано как Илья из пограничной крепости.

Русский богатырь Добрыня Никитич.

В былинах часто говорится о нём, что нет никого в Киеве вежливее и обходительнее его, оттого именно ему князь Владимир дает такие поручения, как поездка в чужую землю послом, сватовство.

Добрыня женат на Настасье Микулишне, дочери Микулы Селяниновича. Он любит свою жену, и сам любим. Они живут вместе с матерью Добрыни, в добром согласии и мире.

Русский богатырь Алеша Попович.

К нему русский народ не относился с сочувствием. Былины часто изображают Алешу Поповича не в лучшем виде, нередко в них он называется «Алёшкой». Но относятся к нему со снисхождением. Богатыри говорили, что он хвастается своей удалью.

Алёша склонен и к господству над другими людьми, в нем есть и властолюбие.

Да, Алёша порой беспечен, легкомыслен, но он жизнелюбив, безусловно, любит свою Родину, нетерпим к её недругам, самоотвержен.

Прототипом Алеши Поповича был Ольбег Ратиборович. Ученые определили дату одного из подвигов Алеши – победы над Тугарином Змеевичем. Оказалось, что под именем Тугарина имелся в виду половецкий хан Тугархан, убитый во время похода на Русь. Его прозвали Змеевичем, потому что он принадлежал к династии Шупаханидов, а имя Шурахан, в переводе с половецкого, означает змей. Известна и дата второго подвига Алеши Поповича – победы над Идолищем Поганым. Под этим именем скрывается знаменитый половчанин Итларь.

Русский богатырь Никита Кожемяка.

Былина о Никите очень древняя. Ее датируют 9-10 веком. Есть версия, что у Никиты был прототип в лице богатыря, победившего печенежского великана, который потом превратился в змея.

Русский богатырь Микула Селянинович.

А какой замечательной внешностью наделил Микулу русский народ! Богатырь статен, могуч, у него глаза ясны, как у сокола, а брови черны, словно соболиные. А кудри, какие чудные! Качаются, словно жемчуг рассыпается. Русский народ не поскупился на краски, чтобы достойно изобразить русского богатыря!

Труды Микулы Селяниновича славные! И связаны они с матушкой-землей. Он ловко управляется с сохой. Борозды такие делает, что если в один край уйти, то и другого не видать. Мощные коренья вывертывает, как каменья, валит в борозды.

При знакомстве с былиной о Вольге и Микуле Селяниновиче, приходит понимание того, что симпатии русского народа на стороне землепашца Микулы, а не вояки богатыря Вольги. Первенство в силе и достоинстве они отдают именно тому богатырю, который связан с матушкой-землей.

А заканчивается былина Вольге и Микуле Селяниновиче добрым рассказом именно о Микуле. О том, как он с рожью управляется, да крестьян угощает.

2.3. Исследование характерных особенностей былин;

«Былина – это жанр русского фольклора, героико-патриотическая песня-сказание о богатырях и исторических событиях древней Руси (9-14 века)». Былина – это не простой пересказ истории, ее задача прославить богатыря и его подвиг, который имеет решающее значение для русского государства. Былины переносят нас в необычный, особенный мир, но, несмотря на значительную долю фантастики, в них отразились подлинные исторические события, которые приобрели, сказочный характер только с течением времени. В былинах вполне достоверно изображена Русская земля. Обычно действие былин происходит возле Киева – исторического центра России, а герои былин (Добрыня – из Рязани, Илья – из Мурома, Алеша – из Ростова) являются общенародными героями. Богатыри в былинах – могучие воины, защитники родной земли, в них воплотились лучшие качества русского народа. Раньше былина (слова) не было, а богатырские песни назывались старинами (старинками). Позднее появилось слово БЫЛИНА, что означало «быль, правдивое повествование».

1. Былинам присуща своя ритмико-мелодическая структура стиха, которая влияет на правильность исполнения былины:

1) неторопливый, плавный, спокойный темп речи;

2) былина читается напевно (речетативом): гласный пропевается и одно слово как бы выливается из другого;

3) ритмически организованный былинный стих звучит торжественно, величаво, подчеркивая особую важность, как самого исполнения, так и тех событий, о которых в былине рассказывается;

4) былинная речь отступает от правил современного произношения;

5) в каждой былинной строке есть слово, которое является ее смысловым центром; оно выделяется при чтении, чтобы то, о чем читают, было понято правильно;

7) для создания ритмического рисунка в былинной строке повторяются предлоги, норма которых поддерживается ритмической структурой стиха, так как опущение предлога повлечет ее нарушение.

8)Былины отличаются и устойчивостью структуры: запев, зачин, формулы, повторы, лейтмотив, исход. Все они обязательны, кроме запева. Эти особенности былинного строя помогают читателю воспринять идейную сущность произведения.

9) Этому служит и строение сюжета, ход развития действия.

Основой сюжета является обычно важное, значительное событие. В центре былины – всегда богатырь: он действует, достигает определенной цели.

10) Важное место в былинном сюжете занимает диалог – драматическое объяснение героев, в котором выясняются цели действий и душевные состояния.

11) Нельзя обойти стороной и иллюстрации к былинам, которые создают определенный настрой для образного восприятия и развития фантазии у школьников (например, известные картины В.М. Васнецова).

2.4. Опрос среди одноклассников и его результаты.

Мною было проведено социологическое исследование на тему «Былины и русские богатыри». Данное исследование проходило среди учащихся 4 «В» класса МБОУ СОШ№2 им. М.Ф Колонтаева города Калуги 7 февраля 2019 г.

В опросе приняли участие 16 человек. Возраст опрашиваемых 10-11лет.

Анкета опроса прилагается к работе (см. приложение).

На вопрос «Кто такие богатыри?» дети написали похожие ответы. Общее описание: Богатыри – это могучие люди русской земли, храбрые, мужественные (сильные духом), воины, защитники своей Родины и народа.

Среди детей самыми известными оказались Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.

68% хотели бы быть похожими на Илью Муромца. Потому что он самый сильный, всегда защищал Родную Землю и был нашим земляком.

20% на Добрыню Никитича, потому что он был мудрым.

Основные качества богатыря:

Физическая сила – 39%

Любовь к Родине – 22%

Хитрость, смекалка – 4%

Военное искусство – 13%

Участники опроса видят богатыря не только могучим и сильным духом, но и знающим воинское дело. Основным качеством выделена могучая сила.

Что привлекает в богатырях:

Участников нашего опроса, привлекают духовные качества богатырей (смелость, уверенность в себе, благородство, помощь слабым, борьба за справедливость, любовь к Родине и ее защита).

Из каких источников получены знания о богатырях:

Интернет – ресурсы – 15%

Экскурсии в музеи – 8%

А есть ли сейчас богатыри? Кого можно назвать?

Да, есть богатыри (спортсмены, военные) – 85%

Можно ли стать богатырем?

Большинство детей и взрослых считают, что можно. Для этого нужно верить в себя, заниматься спортом, быть справедливым, добрым, мудрым, честным, тренировать силу воли, духа, помогать людям, быть патриотом. Но часть детей и взрослых считают, что не получится. Потому что физические и духовные данные закладываются от природы. Можно стать хорошим человеком, сильным спортсменом, героем, но не богатырем.

Почетно ли в наше время быть богатырем?

Часть детей (30 %) считают, что сейчас богатырем быть не почетно. Потому что со временем перестали цениться черты характера, за которые богатырей уважали, и стремления людей изменились в сторону достижения материальных ценностей. Но большинство (70 %) детей считают, что почетно. Потому что нам не хватает таких людей как богатыри, верят в вечные человеческие ценности, смотрят с надеждой и оптимизмом в будущее.

Таким образом, в результате исследования, мы узнали значение термина «былины», познакомились с основными Богатырями Земли Русской, провели социологический опрос, результаты которого показали нам знания людей современного мира об истории богатырей.

Моя гипотеза подтвердилась. Богатыри – это не вымысел сказителя, действительно, жили люди, которые стали прототипами сказочных богатырей.

Мы должны быть благодарны тем, кто сумел записать былины и издать их. Их песни – сказания доставляют нам художественное наслаждение и остаются для нас, читателей, образцом поэтического вдохновения.

По былинам богатырей объединяет происхождение из Северо-Восточной Руси (Муром, Рязань, Ростов), поединок с чудовищем, богатырская служба в Киеве при дворе князя Владимира Красное Солнышко.

В былинах и легендах они часто вместе совершают подвиги. Но на самом деле они никогда не встречались. Их разделяли века — Добрыня Никитич жил в 10 веке, Алеша Попович — в 13 веке, а Илья — в 12-м веке. Но когда легенды столетиями передаются от одного поколения к другому, они обрастают новыми подробностями, знаменитые персонажи начинают совершать новые подвиги, а временные рамки постепенно размываются и смещаются.

В некоторых былинах богатыри присутствуют вместе, например, «На заставе богатырской», в которой они охраняют подступы к Киеву.

Все описанные воины вполне подходят на роль воспетых народом богатырей. Но есть одна нестыковка: в былинах Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович состоят на службе князя Владимира Красное Солнышко и время от времени встречаются друг с другом, тогда как их прототипы жили в разное время. Воевода Добрыня – при Владимире, преподобный Илия погиб в 1204-м, а Алеша Попович почти 20 годами позже. Скорее всего, реальные личности послужили лишь образами для создания народом былинных героев. Молва об их подвигах передавалась из уст в уста и постепенно переплелась со старинными легендами, другими историческими событиями и сказками.

Есть также версия, что образ трех богатырей заимствован из более ранних мифов. В славянской мифологии есть такая троица – Горыня, Дубыня и Усыня. Эти великаны обладали сверхъестественными способностями: сворачивали горы, вырывали с корнями деревья, останавливали реки.

Подобные качества отчасти присущи и богатырям. С приходом же на Русь христианства языческие великаны превратились в богатырей – защитников православной веры. И более того, в былинах они начали, наоборот, побеждать древних змеев (например, Змея Горыныча).

Читая былины, мы нашли много исторически достоверных примет. Например, старинное вооружение воинов: меч, щит, копьё, шлем, кольчуга – всё это есть и у богатыря.

Былины настолько достоверны, что по описаниям былин учёные восстанавливали старинные облики зданий, описывали быт предков.

А и сильные, могучие

богатыри на славной Руси!

Не скакать врагам по нашей Земле!

Не топтать их коням Землю Русскую

Не затмить им солнце наше красное!

-Не родом богатырь славен, а подвигом.

-Лучше того дела нет, чем родную землю от врагов защищать.

4. Список используемой литературы и Интернет-ресурсов.

1.Картинки с сайта в Интернете.

2. Былины. Русские народные сказки. М.: Детская литература, 1986.

3. Интернет-сайт Википедия.

4. Подготовили ряд вопросов в виде анкеты. Опрошены ученики 4 «В» класса (16 человек)

Опрос одноклассников на тему: «Русские богатыри».

На вопрос «Кто такие богатыри?»

Какие основные качества богатыря?

(Физическая сила, сила духа, любовь к Родине, хитрость, смекалка, военное искусство)

Что Вас привлекает в богатырях?

Из каких источников получены знания о богатырях?

(Книги, интернет – ресурсы, кино, мультфильмы, экскурсии в музеи)______________________________________________________________________________________________________________________ А есть ли сейчас богатыри? Кого Вы можете назвать?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *