Чем награждали победителей олимпийских игр
Как награждали победителей древних Олимпиад
Современный спорт – это огромные деньги. Никого уже не удивляют многомиллионные гонорары победителей крупных спортивных состязаний. Интересно, а как награждали победителей Олимпийских игр в Древней Греции?
Главной наградой победителя древней Олимпиады был лавровый венок, ветви для которого срезали со священной оливы, росшей рядом с храмом Зевса. Причем, ветви должен был срезать золотым ножом мальчик, происходивший из знатной семьи. Было еще одно условие: у этого мальчика должны быть живы оба родителя.
Олимпийского чемпиона награждали в присутствии многочисленных зрителей, оратор хвалил победителя и его родину. А при выходе со стадиона восторженные поклонники нередко несли чемпиона на руках.
Следующее награждение проходило уже при возвращении героя Олимпиады к себе на родину. Восторженные земляки выражали чемпиону свое восхищение и, в знак благодарности за то, что прославил свой родной город, вручали материальное вознаграждение. В Афинах даже был издан закон, по которому победитель Олимпиады получал 500 драхм.
Поэты писали хвалебные оды своим соотечественникам, которые исполнялись хором. Кроме того, победитель Игр имел право установить свою статую в Олимпии. Весь вопрос был только в финансировании. Если атлет происходил из знатной семьи, он мог сам оплатить заказ на изготовление статуи, но чаще всего средства выделялись родным городом победителя или кем-то из богатых меценатов. Часто над скульптурами работали самые известные мастера, соответственно, плата была немалой. Постаменты часто украшались стихами, посвященными чемпиону.
Как видим, победители Игр в Древней Греции пользовались всеобщим уважением. Но в 394 году Олимпийские игры были запрещены римским императором Феодосием I, который называл их «пережитком язычества». Перерыв продолжался более 1500 лет.
Только в 1896 году, по инициативе барона Пьера де Кубертена, в Афинах состоялись первые Олимпийские игры современности. На них запрещалось выступать профессионалам, поэтому, на существенное материальное вознаграждение победители первых олимпиад рассчитывать не могли.
В связи с этим, можно вспомнить интересный случай, который произошел в 1912 году на Играх в Стокгольме. Победителем в легкоатлетическом пятиборье и десятиборье стал американский индеец Джим Торп. Вскоре после Олимпиады один из дотошных журналистов нашел заметку в газете о том, что Торп за несколько лет до Игр выступал за полупрофессиональную бейсбольную команду, и получал небольшие деньги.
Олимпийский комитет отреагировал незамедлительно, Торп был лишен звания чемпиона и был вынужден вернуть свои награды. Реабилитировали спортсмена только в 1983 году, правда, сам спортсмен скончался за 30 лет до этого события.
The Jizn
Как награждали победителей первых Олимпийских игр
Современный спорт – это огромные деньги. Никого уже не удивляют многомиллионные гонорары победителей крупных спортивных состязаний. Интересно, а как награждали победителей первых Олимпийских игр? Главной наградой победителя древней Олимпиады был лавровый венок, ветви для которого срезали со священной оливы, росшей рядом с храмом Зевса. Причем, ветви должен был срезать золотым ножом мальчик, происходивший из знатной […]
Современный спорт – это огромные деньги. Никого уже не удивляют многомиллионные гонорары победителей крупных спортивных состязаний. Интересно, а как награждали победителей первых Олимпийских игр?
Главной наградой победителя древней Олимпиады был лавровый венок, ветви для которого срезали со священной оливы, росшей рядом с храмом Зевса. Причем, ветви должен был срезать золотым ножом мальчик, происходивший из знатной семьи.
Было еще одно условие: у этого мальчика должны быть живы оба родителя. Олимпийского чемпиона награждали в присутствии многочисленных зрителей, оратор хвалил победителя и его родину. А при выходе со стадиона восторженные поклонники нередко несли чемпиона на руках.
Следующее награждение проходило уже при возвращении героя Олимпиады к себе на родину.
Восторженные земляки выражали чемпиону свое восхищение и, в знак благодарности за то, что прославил свой родной город, вручали материальное вознаграждение. В Афинах даже был издан закон, по которому победитель Олимпиады получал 500 драхм. Поэты писали хвалебные оды своим соотечественникам, которые исполнялись хором.
Кроме того, победитель Игр имел право установить свою статую в Олимпии. Весь вопрос был только в финансировании. Если атлет происходил из знатной семьи, он мог сам оплатить заказ на изготовление статуи, но чаще всего средства выделялись родным городом победителя или кем-то из богатых меценатов. Часто над скульптурами работали самые известные мастера, соответственно, плата была немалой. Постаменты часто украшались стихами, посвященными чемпиону.
Как видим, победители Игр в Древней Греции пользовались всеобщим уважением. Но в 394 году Олимпийские игры были запрещены римским императором Феодосием I, который называл их «пережитком язычества». Перерыв продолжался более 1500 лет.
Только в 1896 году, по инициативе барона Пьера де Кубертена, в Афинах состоялись первые Олимпийские игры современности. На них запрещалось выступать профессионалам, поэтому, на существенное материальное вознаграждение победители первых олимпиад рассчитывать не могли.
В связи с этим, можно вспомнить интересный случай, который произошел в 1912 году на Играх в Стокгольме. Победителем в легкоатлетическом пятиборье и десятиборье стал американский индеец Джим Торп. Вскоре после Олимпиады один из дотошных журналистов нашел заметку в газете о том, что Торп за несколько лет до Игр выступал за полупрофессиональную бейсбольную команду, и получал небольшие деньги. Олимпийский комитет отреагировал незамедлительно, Торп был лишен звания чемпиона и был вынужден вернуть свои награды. Реабилитировали спортсмена только в 1983 году, правда, сам спортсмен скончался за 30 лет до этого события.
Олимпийская медаль
Олимпийская медаль (англ. Olympic medal ; греч. Ολυμπιακό μετάλλιο ) — знак отличия за личное или командное спортивные достижения в соревнованиях на Олимпийских играх, также считается атрибутикой, используемой Международным олимпийским комитетом для продвижения идеи Олимпийского движения во всём мире.
Олимпийская медаль имеет определённую градацию:
Но иногда этот порядок не соблюдался, как в Играх I Олимпиады. Золотую, серебряную и бронзовую награды в совокупности называют комплектом олимпийских медалей.
Содержание
История
В соревнованиях Античных Олимпийских игр наградой была не медаль, её создали гораздо позже. В античности награды могли быть какими угодно: Геракла наградили венком из дикой оливы, в последующие эллинские национальные Олимпийские игры были разыграны различные призы. Царь Эндимион за победу отдал своё царство, но участниками были его сыновья. Победитель получал большую сумму золотых монет, славу и разные ценности. За 293 Олимпиады Древней Греции было разыграно много призов, вручённых приблизительно 330 участникам, но ни одной медали выковано и подарено не было.
В первый раз решение о внедрении традиции награждать победителей Игр Олимпиады медалями было принято Первым Олимпийским конгрессом в 1894 году, за два года до I Олимпийских игр, прошедшим во Франции, в городе Париже. Все основные правила награждений и основополагающие принципы были прописаны в главном сборнике уставных документов Олимпийского движения — Олимпийской хартии. Основным принципом, описанным в Олимпийской хартии, была раздача медалей победителям в зависимости от занятых мест: занявшим первое и второе места спортсменам вручают медали из серебра 925-й пробы, а медаль победителя должна быть покрыта шестью граммами чистого золота (проба не уточняется). Диаметр самой медали около 60 мм, толщина 3 мм. За 3-е место спортсмены награждаются бронзовыми медалями. Размеры были установлены, но на протяжении многих лет они менялись. Изменяли также форму, привычную круглую форму отменяли в 1900 году на Играх II Олимпиады, а на III зимних Олимпийских играх в 1932 году была выбрана рельефная форма на гурте.
До 1960 года медали изготавливались без креплений и вручались победителям прямо в руки. Организаторы Игр 1960 года в Риме впервые изготовили тонкие бронзовые цепочки в форме оливковой ветви, чтобы медали можно было вешать на шеи спортсменам. Интересно, что, вводя не предусмотренное правилами новшество, организаторы подстраховались и вручили девушкам, выносившим медали для награждения, ножницы, чтобы быстро перерезать цепочки в случае возражений. Однако идея понравилась, и с тех пор к олимпийским медалям стали крепиться цепочки или ленты. [1]
Самые отличающиеся по форме медали были отлиты для Зимних Олимпийских игр: XI в 1972 году, XIX зимних Олимпийских игр 2002 года, а в 1998 году для XVIII игр были произведены медали с дополнительной прощелиной, доплавленой сверху, для удобного вдевания ленты. Эта идея стала применяться позже почти во всех Олимпийских медалях.
Летние
Игры I Олимпиады
В апреле 1896 года проходили I летние Олимпийские игры в Афинах, на которых было роздано 43 комплекта медалей в 9 видах спорта. Отличительной особенностью игр было то, что награждений золотой медалью не было [2] : победителям, занявшим первое место в соревнованиях, вручались медали, сделанные из серебра, с позолотой. Обладатели вторых мест получали бронзовые медали, третьи места учитываться стали позже, после принятия соответствующего решения Международным олимпийским комитетом.
На лицевой стороне наградной медали выгравирована голова Зевса Олимпийского, отца богов. Он сжимает в правой ладони земной шар, со стоящей на нем богиней победы Никой, которая придерживает руками над головой огромную оливковую ветвь. Слева расположена, вертикально снизу вверх, надпись греческими буквами: Олимпия (англ. OLYMPIA ; греч. Ολυμπία ). Справа — фамилия художника Жюль Шаплен (англ. J. C. Chaplain ; греч. J. C. Shaplen ).
На оборотной стороне изображен Акрополь. Вверху полукругом написано по-гречески печатными буквами: «Международные Олимпийские игры» (англ. International Olympic Games ; греч. Διεθνείς Ολυμπιακοί Αγώνες ), а внизу в две строки продолжение — «в Афинах, 1896» (англ. in Athens in 1896. ; греч. στην Αθήνα, 1896 ).
Игры II Олимпиады
Таким же образом, как и на предыдущих играх, на летних Олимпийских игр 1900 года распределялись медали участникам, занявшие первые два места в каждом виде спорта. Победителям вручали серебряные, а участникам, занявшим второе место, бронзовые медали.
Памятная награды сильно отличались своей формой — первый и единственный раз в истории летних Олимпийских игр награды имели прямоугольную форму (назывались «плакетками»). Фраза «Олимпийские игры» на наградной плакетке, так и на памятной медали отсутствовали, в связи с одновременным проведением Олимпийских игр и Всемирной выставке, которая проходила в Париже.
Изображения наградной плакетки и памятной медали отличались, но изготовлены они были из одинаковых металлов, в основном из бронзы, при этом наградная плакетка покрыта слоем серебра, и её легко принять за серебряную.
Художником изображений на памятной медали оказался француз Жюль Шаплен, создавший олимпийские награды для победителей I Олимпиады в Афинах. На лицевой стороне медали — окрылённая богиня победы, парящая в воздухе, несёт победителя. В правой руке у нее венок и пальмовая ветвь. Победитель держит горящий факел. Надпись по-французски: «Exposition Universelle Internationale Paris 1900» — Международная Всемирная выставка. Париж. 1900. (англ. The international World’s fair. Paris. 1900 ; фр. L’Exposition universelle internationale. Paris. 1900 ). Внизу на фоне панорамы Парижа выбита надпись: Exercices Physiques Et Sports (Физические упражнения и спорт).
Игры III Олимпиады
С этих игр, начали награждать золотыми, серебряными и бронзовыми медалями троих победителей, а не двоих как было в предыдущих Олимпийских играх. Но точно также, как и в 1900 году, Олимпийские игры совпадали с проведением Всемирной выставки в городе Сент-Луисе, штате Миссури (США). Правительство США распорядилось выпустить около 500 золотых, 500 бронзовых олимпийских наград и свыше 1500 памятных медалей.
На лицевой стороне наградной медали изображен в полный рост победитель Игр с венком в правой руке, за которым — соревнующиеся в различных видах спорта атлеты, на фоне Акрополя. Сверху полукругом надпись: «Olympiad» (Олимпиада), чуть ниже в горизонталь — «1904». На оборотной стороне — в полный рост, богиня победы с венком победителя и пальмовой ветвью, стоящая на земном шаре, она повернута в правую сторону, а слева — бюст Зевса Олимпийского. Наверху надпись: «Universal Exposition» (Всемирная выставка). Внизу: «St. Louis, U. S. A.» (Сент-Луис, США). Справа от богини — лавровый венок, в центре которого гравировалось название вида спорта, за победу в котором предназначалась медаль.
Памятная медаль восьмиугольной формы, на лицевой стороне которой три герба — города, штата и США — в орнаменте из листьев и дата — «1803» (год присоединения Луизианы к Соединенным Штатам Америки, столетию этого события и была посвящена Всемирная выставка в Сент-Луисе). Текст на медали: «Universal Exposition Commemorating The Olympic Games 1904, Physical Culture Department» (Всемирная выставка. В память об Олимпийских играх, 1904. Департамент физической культуры). Далее выгравированы подписи руководителей Оргкомитета по подготовке к Играм. На оборотной стороне — фигура олимпийского чемпиона с оливковой ветвью на фоне восходящего солнца. Надпись: «Olympic Games St. Louis USA 1904» (Олимпийские игры, Сент-Луис, США, 1904).
Игры IV Олимпиады
История создания медалей этих игр отличались своеобразностью и оригинальностью, в привычку вошло изменять кардинально дизайн, состав металлов и размеры наград. Лондон от этой привычки не отказался. Автор эскиза Бертрам Маккенан в сотрудничестве с Британским олимпийским советом решил произвести медали очень маленькие — 33 мм в диаметре. Окончательная экскизы медали были переданы в Королевскую Академию, для согласования.
Нарушая правила Олимпийской хартии, изменяли не только размер, но и состав металлов, а именно процент золота в призовой медали за первое место. Было решено отливать из чистого золота 583-й пробы, а не позолоченные, как были все предыдущие варианты в прошлых играх. Именно с этим связано уменьшение размеров, за счет чего она внешне была очень похожа на большую юбилейную монету.
На лицевой стороне наградной медали изображены, стоящий в полный рост, обнаженный атлет-победитель и с обоих сторон две полуобнаженные женские фигуры, возлагающие венок на его голову. Внизу надпись: «Olympic Games London 1908» (Олимпийские игры, Лондон, 1908). На оборотной стороне — изображение святого Георгия Победоносца на коне, поражающего дракона, а перед ним — богиня победы с пальмовой ветвью в правой руке. Справа, на заднем фоне, крупное дубовое дерево. На ребре медали выгравировано название вида спорта, за победу в котором она предназначалась.
Игры V Олимпиады
Отличительной чертой является то, что одна сторона наградной медали осталась такой же, как у награды Лондонской Олимпиады, 1908 года. Эскизы наградной и памятной медалей подготовил шведский скульптор Эрик Линдберг.
Олимпийские медали
Барон де Кубертен далеко не сразу пришёл к идее создания медалей Олимпийских игр.
Олимпийские игры в Древней Греции. Серебро вместо золота
Как только и чем только не награждали победителей Олимпийских игр в Древней Греции! Вот только медалей в этом внушительном списке не было никогда. Самым распространённым типом награды считался венок, сделанный из оливы. Известны случаи, когда победителям вручали золотые монеты, причём в изрядных количествах. Чем-то это напоминает призовые за удачные выступления.
Пьер де Кубертен с самого начала вынашивал идею награждения победителей. И первоначально барон хотел возродить греческую традицию возлагать на головы олимпийских чемпионов венки. И тут Кубертен и его товарищи немного свернули с греческого пути на римский. По первоначальному проекту спортсмен, занявший первое место, должен был получать лавровый венок. Такой надевали на голову римскому полководцу, заслужившему триумф. Надо сказать, что от этой идеи барон быстро отказался. Скорее всего, потому, что в Европе конца XIX века лавр не ценился так, как в Древнем Риме.
Тогда и родилась мысль о медалях. Официально они в качестве главной олимпийской награды были утверждены на I Олимпийском конгрессе в 1894 году. Вот только первоначально медалей было лишь две. Победителю — из серебра с позолотой, а спортсмену, ставшему вторым, — из бронзы. Та же история повторилась и в Париже в 1900 году. И лишь в 1904-м, когда Олимпиаду принимал американский Сент-Луис, отмечать почётными знаками решили уже не двоих, а троих спортсменов. Но до золота опять дело не дошло. Победитель получал медаль, сделанную из серебра, но покрытую золотой эмалью. И вот тогда-то МОК и решил, что это, наверное, не очень правильно, и чемпионы следующей Олимпиады, лондонской, в 1908 году впервые получили медали, сделанные из чистого золота.
Это, в свою очередь, привело к уменьшению размеров наград. Однако именно в 1908 году сложилась традиция, существующая по сей день: победитель получает золото, второй призёр — серебро, третий — бронзу.
Первые Олимпийские игры 1896. Зарождение традиции
Первоначально МОК постановил, что медаль должна быть круглой. Кроме того, была очень важна отсылка к Древней Греции. Именно поэтому на медалях, изготовленных для Олимпиады в Афинах (1896 год), можно увидеть с одной стороны изображение Зевса, а с другой — Акрополя. Акрополь появлялся на медалях также в 1900 и 1904 годах, но гордые британцы в 1908-м заменили древнегреческий храм изображением святого Георгия верхом на лошади.
Впрочем, всех переплюнули французы. Медали парижской Олимпиады 1900 года даже не назывались медалями. По не вполне ясным причинам они имели прямоугольную форму, и в официальных протоколах их называли плакетками. Правда, всё это делалось с согласия МОК.
В 1904 году медалям вернули первоначальную круглую форму. Таковыми они остаются по сей день. Ещё одна любопытная деталь. На протяжении долгого времени у медалей не было лент. Награды вручались победителям и призёрам прямо в руки, а не надевались на шею. Олимпийская хартия, приблизительно с начала 20-х годов ХХ века, очень строго регламентировала всё, что хоть как-то касалось церемонии награждения. Отступы от буквы олимпийского закона строго пресекались или, во всяком случае, не поощрялись.
Однако оргкомитет летней Олимпиады 1960 года (Рим) решил рискнуть. Были изготовлены тонкие бронзовые цепочки в форме оливковой ветви, которые крепились к медалям сверху и позволяли вешать их на шею победителям. МОК организаторы попросту обманули, представив инспекционной комиссии медали без цепочек. А на первой церемонии награждения девушкам, которые вынесли медали, дали с собой маленькие ножницы, чтобы они могли оперативно перерезать и удалить цепочки, если представители Олимпийского комитета останутся недовольными. МОК, однако, пришёл в восторг. С тех пор ленты и цепочки стали неотъемлемой частью олимпийских медалей.
Многократные кавалеры
Это традиционная часть нашей рубрики, и грех от неё отказываться. Тут, правда, нужно помнить довольно простое правило. МОК учитывает в первую очередь количество побед, а не общее число медалей. Так что человек, завоевавший две золотые медали, окажется выше того, у кого наград сорок штук, но медаль высшего достоинства только одна.
Самого титулованного спортсмена в истории Олимпиад все прекрасно знают. Это наш современник — американец Майкл Фелпс. У этого пловца целых 23 золотые медали! Специфика соревнований такова, что если кто-нибудь когда-нибудь и переплюнет спортсмена по прозвищу Летающая Рыба, то, очевидно, это тоже будет пловец. Преследователи отстают безнадёжно.
Победители римской Олимпиады 1960 года получили медали на цепочках: Рафер Джонсон, США (золото, в центре), Ян Чуаньгуан, Тайвань (серебро, слева), Василий Кузнецов, СССР (бронза):
Вторую, третью, четвёртую и пятую строчки в списке самых титулованных олимпийцев занимают девятикратные чемпионы. Среди них советская гимнастка Лариса Латынина, финский легкоатлет Пааво Нурми и двое американцев — пловец Марк Спитц и спринтер Карл Льюис. До недавнего времени тут был ещё и Усейн Болт. Однако ямайского бегуна лишили одной из золотых медалей. Виной стал злосчастный допинг, который нашли у его партнёра по спринтерской эстафете.
Ну, а среди самых титулованных спортсменов в истории зимних Олимпиад лидируют исключительно норвежцы. Причём их имена и фамилии созвучны. Вот вам три восьмикратных чемпиона: лыжница Марит Бьёрген, лыжник Бьёрн Дели и биатлонист Уле-Эйнар Бьёрндален. При этом Бьёрген ворвалась в эту компанию буквально месяц назад, когда выиграла два золота на Олимпиаде в Пхёнчхане. В итоге же лыжница оказалась выше и Бьёрна Дели, и Бьёрндалена, ибо всего в её личной коллекции 15 наград разного достоинства.
Самые титулованные отечественные спортсмены в истории зимних Олимпиад — конькобежка Лидия Скобликова, лыжница Любовь Егорова и шорт-трекист Виктор Ан. Они одержали по шесть побед на Олимпиадах. Ан, правда, половину этих наград завоевал, выступая за сборную Южной Кореи. В те времена его ещё звали Ан Хён Су.
Олимпийские награды. От оливковой ветви Олимпии до медали из вторсырья
За прошедшие 125 лет олимпийские награды были прямоугольными, ребристыми, квадратными, похожими на пончики, золотыми и позолоченными. Для Игр в Саппоро 1972 года их сделали в форме аморфной капли. А на Играх в 1900 году победители даже отказались от медалей в пользу призов: один из серебряных призеров с шестом выиграл зонтик.
Д ревняя Греция
Родина Олимпийских игр — Древняя Греция, а именно одно из ее крупнейших святилищ Олимпия. Здесь зажигается огонь Олимпийских игр современности. Сейчас существует большое количество легенд о том, как возникли Олимпийские игры.
Одна из них рассказывает, что Зевс победил своего отца Кроноса, который пожирал собственных детей. Бог грома освободил их и велел в честь этого события проводить Игры, которые называли Олимпийскими. Другая легенда гласит, что Олимпийские игры придумал и организовал Геракл, который совершил двенадцать подвигов. И в честь одного из подвигов начали проводить Игры.
По одним легендам, тогда победитель получал в награду венок, сплетенный из ветвей оливы, которые произрастали в священной роще в Олимпии, а сами венки плели девственницы из храма Геры. По другим историям, на первых Олимпиадах, организованных Гераклом, призом был венок из веток яблони.
Первые современные награды
Традиция дарить медали началась с первых современных Олимпийских игр в 1896 году, где победители получали серебряную награду и диплом, за второе место давали бронзу, лавровую ветвь и диплом.
На лицевой стороне афинской медали изображены лицо Зевса и его рука, держащая глобус с крылатой богиней Никой, с надписью «Международные Олимпийские игры в Афинах-1896». Дизайнером медали был Жюль Клеман Шаплен.
На вторых Олимпийских играх в Париже в 1900 году медаль была прямоугольной формы. Больше медалью такой формы на Олимпиадах не награждали. Медаль за первое место так и осталась серебряной, но с небольшой позолотой. За второе и третье места были, как и сейчас, из серебра и бронзы.
На лицевой стороне была изображена крылатая богиня, держащая в поднятых руках лавровые ветви; на заднем плане — вид на Париж и памятники Всемирной выставки. На обратной стороне спортсмен на пьедестале почета в поднятой правой руке держит лавровую ветвь; на заднем плане — стадион и афинский Акрополь.
На третьей Олимпиаде в Сент-Луисе медаль стала сново круглой, а награду за первое место сделали полностью золотой. Кстати, диаметр той награды — всего 33 миллиметра, почти в три раза меньше современных наград. А еще впервые медаль была прикреплена к цветной ленте булавкой, чтобы закрепить ее на груди спортсмена.
Размер медалей постепенно двигался в сторону увеличения. Состав тоже не всегда был одинаковым. Медали за первое место в основном делали серебряными, но добавляли позолоту.
На медалях первых зимних Олимпийских игр в 1924 году во французском городе Шамони был изображен спортсмен, который в правой руке держит коньки, а в левой — лыжи. На заднем плане разместили Альпы с горой Монблан. Надпись на обратной стороне медали гласила: «Зимние виды спорта в Шамони-Монблан, 25 января — 5 февраля 1924 года, организованная Олимпийским комитетом Франции под высоким патронатом Международного олимпийского комитета по случаю празднования VIII Олимпиады»
В 1928 году на Играх в Санкт-Морице (Швейцария) на олимпийской награде появляются традиционные пять колец.
М едали второй половины XX века
Последующие тридцать лет до 1968 года медали летних Игр были почти идентичными. Разве что в Риме в 1960 году медали установили в бронзовом круге с лавровым венком, сочетающимся с лентой, также выполненной в виде последовательности бронзовых лавровых листьев. Еще традиционное положение изображений на медалях летних Олимпиад поменяли. На лицевой стороне обычно располагали богиню Нику. Теперь спереди был олимпийский чемпион, которого несет толпа, на фоне олимпийского стадиона. На обратной стороне — богиня победы. Размер медалей достиг почти 70 миллиметров.
В 1972 году на Играх в японском Саппоро сделали медаль необычной формы. На лицевой стороне линии с небольшим рельефом изображают мягкий снег и острый лед, образно передавая японскую атмосферу мира и безмятежности. На оборотной стороне медали надпись: «XI ЗИМНИЕ ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ, САППОРО’ 72».
На XVI зимних Олимпийских играх в Альбервилле (Франция) впервые медали были созданы из стекла, а также украшены золотом, серебром и бронзой. Все награды были ручной работы.
Такой детальный и точный труд потребовал нескольких этапов производства. В изготовлении принимало участие 35 человек. Компании Lalique потребовалось несколько сотен часов, чтобы создать 330 медалей. А сам процесс находился под наблюдением известного дизайнера Мари-Клод Лалик. На лицевой стороне награды изображены пять олимпийских колец на фоне горного пейзажа.
На зимних соревнованиях 1994 в Лиллехаммере (Норвегия) дизайнер Ингьерда Ханевольд в качестве основного материала для создания медали использовала спарагмит — горную породу, часто встречающуюся в Норвегии. Как заявляла сама дизайнер, она хотела изобразить то, что любят и ценят норвежцы, а именно природу своей страны. Сами медали были уже 78 миллиметров в диаметре.
М едали XXI века
На играх в Турине в 2006 году медаль впервые было круглая с пустым местом в центре. По задумке дизайнера она представляет итальянскую базарную площадь. Это место, где итальянцы празднуют большие победы и переживают большие поражения.
Также дизайнер Дарио Куатрини воплотил идеи из истории Италии: производство колец, старинных монет и украшений. Сама медаль идеально круглая, как олимпийские кольца, а своим открытым пространством в центре она показывает место, где бьется сердце, когда висит на груди спортсмена. Диаметр медали составил примерно 107 миллиметров.
На летней Олимпиаде в Пекине 2008 года для изготовления медалей использовали нефрит (минерал с волокнистой структурой). Награды символизировали благородство и добродетель и являлись воплощением традиционных китайских ценностей — этики и чести. Таким образом медали представляли собой смесь традиционной китайской культуры и Олимпийских игр.
На лицевой стороне медали был отражен греческий характер Олимпийских игр: богиня победы Ника на стадионе «Панатинаикос». Обратная сторона награды инкрустирована нефритом. А на металлической центральной части выгравирована эмблема пекинской Олимпиады, выполненная в стиле традиционных китайских иероглифов.
Медали Олимпийских игр в Сочи символизируют мозаику из национальных орнаментов различных культур и национальностей, которые есть в России. Там есть солнечный пейзаж, заснеженные вершины, песчаные пляжи. Сами награды сделаны из металлов и поликарбонатов, поэтому соединяют легкость и красоту.
На лицевой стороне изображены олимпийские кольца, а на обратной выгравированы название Игр на английском языке и эмблема игр. Официальное название события «XXII ОЛИМПИЙСКИЕ ЗИМНИЕ ИГРЫ» написано на русском, английском и французском языках на гранях. Сами медали весили от 460 до 530 грамм. Диаметр награды около 100 миллиметров.
В создании медалей на текущую токийскую Олимпиаду впервые в истории принимало участие почти все население Японии. Проект Tokyo 2020 Medal Project дал каждому жителю страны возможность стать частью Олимпиады. Проект призвал японцев пожертвовать устаревшие электронные устройства.
С 2018 по 2020 год в стране собрали 79 тонн бытовой электроники. В кампании участвовало 90 процентов населенных пунктов Японии, включая города и деревни. В итоге вторсырья было достаточно, чтобы сделать все 5000 медалей.
Япония не была первой страной, которая использовала старую технику для производства наград. На играх в Рио-де-Жанейро в 2016 году около 30% серебра для изготовления золотых и серебряных медалей было получено из переработанных автомобильных запчастей. А на Играх в Ванкувере в 2010 году медали делали из электроники старых компьютеров и телевизоров. Однако японцы стали первыми, чьи медали были созданы полностью из переработанных материалов.
Выделите ошибку в тексте
и нажмите ctrl + enter