Чем награждали римских воинов
Награды римских легионеров часть 1
Наградная система Древнего Рима была так тщательно разработана, что стала эталоном для подражания для последующих поколений. Даже варвары и вандалы, в конце концов, сокрушившие Рим, использовали не только элементы римской военной тактики, но и награждали своих заслуженных воинов на «римский» манер.
Все началось с того, что создавая первую в мире профессиональную армию, для ее наилучшего функционирования, римляне многое переняли у покоренных ими народов: и военную тактику, и суровые наказания, и разнообразные поощрения и награждения как индивидуальные, так и коллективные. Например, у южно-италийских греков и этрусков они позаимствовали награждения посохом со спиралевидным верхом, складным стулом и серебряными рельефными сосудами для питья. По словам римского историка Аммиана Марцеллина «в его время римские солдаты пили из серебряных кубков, которые были тяжелее их мечей».
Римляне к их чести переняли все самое лучшее. Им удалось чрезвычайно преуспеть в развитии новых для них технологий в разных областях повседневной жизни благодаря тому, что на них работали в основном лучшие мастера порабощенных ими же народов, превращенные в рабов. Сами же граждане Рима поначалу считали ремесленничество «непристойным, низким и бесчестным» занятием. И вообще, Закон строго запрещал римским гражданам заниматься ремеслом. Их главная задача сводилась к участию в многочисленных войнах.
У кельтов или галлов, как их прозвали сами римляне за петушиные перья на головах (лат. Gallus – петух), римляне позаимствовали награждения заслуженных воинов шейными обручами из скрученного металла (лат. torques), браслетами (лат. armillae) и фибулами (англ.button – застежка). О том, что фибулы выступали в роли наград для высокопоставленных военных, упоминается даже в Библии, в первой книге Маккавейской (глава 10 часть 3 стих 89) Тит Флавий пишет, что Александр «послал ему (Ионафану) … золотую застежку, какая по обычаю давалась царским родственникам».
Древнеримский историк Тит Ливий в книге «Война с Ганнибалом» поведал не только о борьбе Рима с Ганнибалом, но и о тех наказаниях и поощрениях, что применялись тогда в римской армии. Из повествований Тита Ливия, а также из трудов Полибия, Плиния Старшего, Геродота и других летописцев прошлого выясняется, что римская наградная система отличалась разнообразием форм для поднятия боевого духа армии, и обладала четкой иерархической направленностью.
Боевые награды римских легионеров
Многие историки считают, что ни в одной армии Древнего мира не было такой развитой системы боевых наград, как у римлян.Что только не использовали они в качестве знака воинской доблести
Браслеты за храбрость и небоевые копья
Ожерелья и браслеты вручали отличившимся воинам (от рядового до центуриона) обычно парами и часто одновременно — и ожерелья, и браслеты. Изготовляли такие награды из разных металлов, а потом покрывали золотом или серебром. Среди браслетов преобладали плоские, широкие и в основном без всяких рисунков, но попадались и украшенные так называемым «змеиным узором». Такие награды вручали только воинам, которые имели римское гражданство. Однако известны случаи, когда почетные ожерелья и браслеты вручали целым воинским частям, причем из вспомогательных войск, состоявших обычно не из граждан Римской империи.
Конному – фалеру, пешему – фиалу
Подробное описание всех римских наград оставил древнегреческий историк Полибий, живший во II веке до нашей эры. Он был поклонником римского государственного устройства и в своем труде «История» писал: «Если была какая-нибудь схватка и некоторые солдаты отличились в ней храбростью, консул созывает на сходку все войско и ставит подле себя тех солдат. Сначала он произносит похвальное слово о заслугах каждого воина, затем дарит солдату, ранившему неприятеля, копье; солдату, убившему врага и снявшему с него доспехи, дарит фиалу — диск, если он пеший, или фалеры, если он конный. Золотым венком консул награждает солдат, которые при взятии города первыми взошли на стену. Солдаты, удостоенные подобных наград, участвуют в торжественных процессиях со знаками отличия; носить подобные украшения может лишь тот, кого консул наградил ими за доблесть».
В Древней Греции «фалара» первоначально означала блестящую металлическую бляху, украшавшую или укреплявшую шлем воина, потом их стали применять в виде застежки на воинских доспехах, а также для украшения конской сбруи. Изображения таких фалар встречаются на многих древнегреческих вазах, где изображены верховые или запряженные лошади.
Из древнегреческого языка «фалары», видоизменившись в «фалеры», перебрались на Апеннинский полуостров, где этрускам они стали известны уже в другом значении. В Древнем Риме в IV веке до нашей эры фалеры сначала являлись только знаком принадлежности к занимаемой должности: наряду с золотым кольцом (обручем) их использовали как знаки отличия сенаторской власти. Но вскоре фалеры становятся и военными наградами. Они были известны еще во времена Республики, но тогда ими награждали только конников. Когда Ганнибал захватил римский лагерь при Каннах, то добычу карфагенян составило «серебро, что находилось преимущественно на конских фалерах».
Римские фалеры — это обычно большие и маленькие диски круглой или овальной формы, размером в диаметре от 4 до 7 сантиметров. Они были очень разнообразны по своему оформлению: гладкие и плоские, с шишечками посередине или расходящимися от центра концентрическими кругами. Их изготовляли из самых различных материалов (серебра или бронзы, часто позолоченной), драгоценных или полудрагоценных камней и даже из стекла. Такие награды ученым порой трудно бывает отличить от похожих на них бляшек, украшавших портупею солдат или конскую сбрую. На фалерах делали всевозможные изображения, особенно часто встречаются головы Медузы Горгоны, Марса, Минервы, Юпитера, а также головы сфинкса или льва. Фалеры носили на груди: их полость заполняли смолой и с обратной стороны закрывали медной пластинкой, через которую пропускали проволоку. Проволока образовывала петельки в тех местах, где под прямым углом или по диагонали перекрещивались ремни, проходящие на груди или через плечи.
Девятикратный фалероносец Флавий Фест
Особенно храбрые и заслуженные воины имели по нескольку фалер, которые выдавали легионерам не по одной, как медали в современных армиях, а целыми наборами из 5, 7 или 9 штук. Например, в музее города Майнца находится надгробие Кая Люция, знаменосца XIV легиона, и на нем изображены девять фалер вместе с двумя кольцами. В таком же порядке кольца и фалеры расположены на надгробной отеле римского легионера Кая Корнелия, выставленной в висбаденском музее. А в 1858 году в Германии была найдена круглая металлическая коробка, в которой лежало 9 фалер. Их обладателем был Флавий Фест — центурион XI легиона, имя которого было выгравировано на коробке и на одной из фалер с изображением Сатира.
Археологи раскопали множество надгробных памятников в развалинах военных лагерей на Рейне, в Англии, Голландии, Швейцарии и других странах. Изучив их, историки пришли к выводу, что фалеры (а также гривны и запястья) были низшими наградными знаками, которыми поощряли преимущественно солдат. Военачальникам же вручали венки и копья. Римский император Август, стремясь к популярности в широких солдатских массах, охотнее «раздавал фалеры, гривны и всякие золотые и серебряные украшения, нежели почетные венки за взятие стен и валов: на них он был крайне скуп».
Менее распространенными были фалеры из стекла, обычно темно-синего цвета. Не все историки считают их наградами. Если при археологических раскопках металлические фалеры обычно попадаются ученым в комплекте, то стеклянные встречаются реже, и чаще всего поодиночке, поэтому в настоящее время их известно чуть более 70 экземпляров. На стеклянных фалерах изображены мужские головы, не встречавшиеся на металлических, причем часто в сопровождении детей. Многие ученые склоняются к мысли, что на стеклянных фалерах изображали императоров и наследных принцев из династии Юлиев-Клавдиев с сыновьями, реже —их жен. Наиболее часто на стеклянных фалерах встречаются изображения императоров Тиберия и Клавдия (иногда с сыновьями), а также полководца Германика — любимца рейнских легионов, который, если бы не его внезапная кончина, стал бы преемником Тиберия.
Овация за победу над Спартаком
Немалую роль в римских триумфах играл мирт. Сплетенным из него венком украшали героев за гражданские доблести или за войну без пролития крови. Венок этот назывался «corona ovalis»(от слова «ovus» — овца), так как при возложении его на голову героя обычно приносили в жертву овцу. Первым такую награду получил консул Постум Тубертус, победивший сабинянок. Но когда такой же венок поднесли Марку Крассу за победу над рабами Спартака, тот отклонил эту награду. Красс и не пытался требовать большого триумфа за победу в войне с рабами, но даже и пеший триумф, называемый овацией, который ему предоставили, был сочтен неуместным и унижающим достоинство этого почетного отличия. При таком малом триумфе полководец не ехал по улицам Рима, стоя в колеснице, запряженной четверкой лошадей, в лавровом венке и сопровождаемый звуками труб. Он шел пешком, в сандалиях, в венке из мирта, а сопровождали его флейтисты, так что триумфатор производил не столько боевое, устрашающее, сколько вполне мирное впечатление.
Наградные венки Рима имели весьма четкую иерархию и внешний вид, установленный правилами. Каждый подвиг должен быть отмечен особым венком, число коих в Римской империи было довольно велико. Вначале венок был лавровый, потом его листья стали делать из золота, и у венка появились другие названия. Золотой венок («corona aurea») получали лишь триумфаторы. За ним шла «сorona obcidionalis», которую сначала плели из цветов и травы, а затем стали изготовлять из золотых цветов и золотой травы. Этой наградой увенчивали тех, кто снял осаду с города или крепости, «сorona ziwika» из дубовых листьев вручали тому, кто в бою спас товарища. Наградой за морские подвиги была «Corona nawalis rostrata», зубцы которой изображали нос корабля. К венкам полагались ленты, которые повышали достоинство награды.
Наградные венки не всегда венчали голову героя, иногда их носили на золотой цепи на шее. Вручали их не только полководцам или отдельным воинам, их мог получить целый легион или центурия. В таких случаях сигны воинских частей украшали не одной, а многими наградами. На сигне помещали венки, фалеры и другие знаки отличия легиона, а высшей наградой для него было пурпурное квадратное знамя, свисающее с перекладины шеста, увенчанного римским орлом.
На закате Римской империи стало обычным награждение воинов золотыми шейными цепями за оказанные императорам особые услуги. Например, римский историк Иосиф Флавий так писал о награждении императором Веспасианом военачальника Проба: «Совершив уже в звании трибуна во время Сарматской войны при переходе через Дунай много подвигов, он получил в дар при всех, на сходке, четыре копья без наконечников, два венка за взятие валов, один гражданский венок, четыре знамени, два золотых браслета, одну золотую шейную цепь и одну чашу для жертвоприношений в пять фунтов».
Награды римской армии — Легиона Древнего Рима
Специально для любителей истории древнего мира сегодня я немного расскажу про Римские награды, которые выдавались воинам великих легионов Древнего Рима:
Венки
1 – венок за спасение товарища.
2 – венок за спасение триумфатора.
3 – этот венок вручался солдатами своему полководцу, который вывел их из опасного положения в бою.
По правилам Древнего Рима каждый значимый подвиг в бою должен быть отмечен венком. Именно поэтому венков, конечно, было не три вида, а значительно больше. Тут были и простые, из лаврового, дубового листа или цветов, и дорогие, с золотыми листьями. К каждому венку шли ленты, которые значительно повышали значимость награды. Венки не всегда одевали на голову, иногда их просто носили на шее на цепи из золота.
Короны
4 – корона за взятие крепостной стены (Corona Muralis).
5 – корона за захват вражеского корабля (Corona Navalis).
6 – корона за взятие полевого укрепления (Corona Vallaris).
Украшения
7 – Торквес (ожерелье)
8 – Фалера (медаль)
9 – Перстень всадника.
Отдельно хочу рассказать украшений.
Торквес — это ожерелье, которое изготавливалось из различных драгоценных металлов, например, из серебра, золота или бронзы. Это «украшение» являлось частой наградой воинов-легионеров Древнего Рима.
Фалеры или Фалары — это в основном металлические бляхи, хотя встречаются и стеклянные. Сначала они были знаком принадлежности к занимаемой должности в Сенате. Позже из них сделали воинские награды. На фалере изображался профиль Льва, Сфинкса, Юпитера, Марса и даже Медуза Горгона. Это были низшие награды, которыми поощрялись преимущественно солдаты.
БОЕВЫЕ НАГРАДЫ РИМСКИХ ЛЕГИОНЕРОВ ЭПОХИ ПРИНЦИПАТА
Статья опубликована в журнале «Вестник Пермского университета». Выпуск 2. Сер. «История». Пермь, 1998. С.27-33.
Эпоха Антонинов (II век) – период постепенного вытеснения dona militaria, включая браслеты и ожерелья, чисто материальными методами стимулирования отличившихся воинов: денежной премией, увеличением продуктового пайка, дополнительным увольнением и т.д. В эпоху Северов – период важных реформ в римской армии – dona militaria исчезают окончательно. Одной из основных причин отказа от dona militaria является провинциализация легионов. Служба в легионах к тому времени стала уделом солдатских сыновей и жителей прилегающих к лимесу территорий. Для них республиканские военные традиции, рассчитанные на уроженцев Рима и Италии, были уже безусловно чужды, чего, впрочем, нельзя сказать об античной идеологии в целом. Кроме того, в течение II века постепенно стиралась разница в социальном составе легионеров и солдат вспомогательных войск. К началу военных реформ Септимия Севера вспомогательные войска почти целиком набирались из римских граждан, а потому отпала необходимость подчеркивать специальными наградами особый статус легионеров. Со времени Маркоманских войн Марка Аврелия легионы начинают терять положение основного рода императорской армии, испытывая возрастающую конкуренцию со стороны вспомогательных войск.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Награды римских офицеров н
Безусловно, иначе были экипированы офицеры римской армии. Их отличал посеребренный бронзовый, украшенный великолепными барельефами и горельефами, анатомический панцирь плотно облегающий торс, шлем с пышным султаном (лат. Сrista), сапоги (лат. Сalceus) и плащ (лат. Рaludamentum). Они носили белую тунику (лат. Sagum) с одной или двумя полосками пурпурного цвета в зависимости от их ранга и социального положения. На вооружении офицеров был заимствованный у этрусков четырехугольный щит с вогнутой поверхностью, обоюдоострый меч и кинжал (лат. Parazonit), который являлся их знаком отличия.
В романе «Мастер и Маргарита» Михаил Булгаков очень красочно описал командующего легионом: «…перед прокуратором предстал светлобородый красавец со сверкающими на груди золотыми львиными мордами, с орлиными перьями на гребне шлема, с золотыми же бляшками на портупее меча, в зашнурованной до колен обуви на тройной подошве и в наброшенном на плечо багряном плаще».
Генералы римской армии, кроме того, поверх анатомического панциря чуть выше талии повязывали перевязь, которая представляла собой матерчатую ленту, завязанную на узел. Украшение в виде полумесяца (лат.lunula) из слоновой кости на башмаке (лат.calceus senatorius) и кольцо-печатка на пальце владельца указывали на его высокий статус в обществе и ранг в армии. Полководец римской армии, которым был сам император, носил сапоги красного цвета, с одной или двумя фибулами плащ пурпурного цвета, который послужил прообразом мантий европейский королей. Ему полагалось также серебряное копье или скипетр, который являлся символом высшей военной власти.
И совсем другие награды были у офицеров, генералов и полководца римской армии из сословия римских «всадников» и «сенаторов». А главнокомандующего всей римской армией, занимавшего высокое положение, чествовали особо и награждали тоже особо.Офицерам римской армии, также как и всем воинам, выражалась благодарность от имени Сената и римского народа. Однако им всегда доставалась большая часть захваченной военной добычи (лат.praeda), более дорогие трофеи (лат.spoil), а также тога с двумя пурпурными полосами (лат.Clavus), золотой или серебряный кубок, деньги, фалеры и разные ценные подарки от властителя государства. Вдобавок ко всему, им полагался надел земли, который был во много раз больше солдатского, но не должен был превышать 500 югеров по законодательству того времени.
Известен случай, когда Сенат удостоил неслыханный почестей командующего римским флотом – адмирала Гая Дуилия: в общественных местах его должны были сопровождать два флейтиста и факелоносец, «дабы все граждане Рима видели, что идет человек, сокрушивший вражеский флот».
Прозвища
О большой и славной победе римского полководца служили также почетные прозвища (лат. agnomen), что давались по названию разгромленного врага. Первым почетное прозвище «Африканский» получил Публий Корнеллий Сципион за победу над Ганнибалом в 202 году до н.э., его также стали называть «Великим» вслед за Александром Македонским. Двойное прозвище «Кунктатор Максимус», что означает «Медлитель Величайший», добыл тактикой ведения войны Квинт Фабий. Про него древнеримский историк написал: «он один! – спас и воскресил государство». Прозвище «Македоник» получил Люций Эмилий, победив македонские народы, прозвище «Дакик», «Парфяник» получил Траян, прозвище «Сарматик» получил Марк Аврелий, прозвища «Армянский», «Мидийский» и «Великий Парфянский» получил Марк Луций Вер. Существовали и другие прозвища, например, «Германик», «Британик», которые получали римские полководцы в результате успешных военных действий против тех или иных племен и народов.
Венки
Еще одной наградой за военные заслуги в римской армии являлся венок. Эта награда ценилась очень высоко, так как давала обладателю вечную славу и почет. Венков существовало несколько разновидностей, и наивысший статус среди всех занимал венок из лавра (лат. coronae aurea). Ведь во все времена лавр почитался символом славы, чести и наивысших заслуг. Сначала лавровый венок плели из живых ветвей лаврового дерева, а потом искусно изготавливали из золота. Именно таким венком награждался полководец-победитель во время триумфа, поэтому такой венок еще называли «триумфаторским» (лат.coronae triumphalis). А вот мирт всегда почитался символом любви и мира, и потому венком из мирта (лат coronae myrtea) награждали полководца, не пролившего много крови в войне. Венок, сплетенный из живых цветов и зеленой травы (лат. Coronae obsidianis или лат. coronae graminea), давали в награду тому, кто снял осаду с города или крепости. Венок из дубовых листьев (лат. Coronae civica) вручался тому, кто спас в бою товарища или римского гражданина. Ведь дуб всегда символизировал доблесть и мужество. Был венок (лат. Coronae Vallaris), который вручался тому, кто захватил вражеский лагерь. Существовал венок (лат. Coronae muralis или лат. coronae castrensis) для награждения того, кто первым поднялся на стену вражеской крепости. Такой венок по форме напоминал крепостные стены. Тит Ливий в книге «Война с Ганнибалом» описал случай награждения этим венком сразу двоих воинов: центуриона Квинта Трибеллия и моряка Секста Дигития. Они первыми взобрались на стену Нового Карфагена. За этот же бой адмиралу Гаю Дуилию подарили 30 быков и наградили венком за военные подвиги на море (лат. coronae navallis rostrata), который внешне походил на ростры корабля.
Конечно же, и погибшему на поле боя римскому полководцу воздавались посмертные почести. Вот как описал этот торжественный ритуал Тит Ливий: «по приказу Ганнибала сразу же за воротами лагеря соорудили погребальный костер, и мимо трупа Грахта (прославленного римского военачальника) прошло торжественным маршем, в полном вооружении, все карфагенское войско. Испанские солдаты исполнили воинскую пляску, почтили мертвого и все прочие племена, каждое по своему обычаю.
В истории известен случай, когда полководец, потерпевший поражение, мог удостоиться почестей героя. Так случилось со спартанским царем Леонидом, его 300 спартанцами и немногочисленными феспийцами (одно из греческих племен). Они погибли, сражаясь с миллионной армией персидского царя Ксеркса в Фермопилах, оставаясь преданными закону предков «Вместе умереть или победить!». Ведь с самого рождения спартанских мальчиков готовили к войне, и символом статуса спартанца был большой щит; потерять его в бою считалось позором. Женщины, провожая своих мужчин на войну, желали им вернуться «со щитом (т.е. живым) или на щите (так приносили домой павших в бою)». Ни одна победа не прославляла воинство так, как прославило это поражение. Воздавая им должное, на месте их гибели поставили монумент с эпитафией, написанной еще древнегреческим поэтом Симонидом: «Странник! Ступай и поведай гражданам Лакедемона (древнее название Спарты), что их заветам верны, здесь мы костями легли».