Чем наиболее опасна ситуация когда проблема не сформулирована вопросом
Как правильно определить проблему в сочинении ЕГЭ по русскому
Правильность определения проблемы — это первый критерий проверки, который может быть оценен максимум в один балл. Но есть нюанс: если поставленный вопрос не засчитывается, то К1-К4 обнуляются, то есть выпускник теряет девять первичных баллов. Поэтому от него зависит, удастся ли получить за экзамен выше 80 баллов.
Как найти проблему в тексте ЕГЭ по русскому языку?
Чтобы понять, как определить проблему сочинения ЕГЭ, важно знать, что это такое и как ее формулировать.
Проблема — это тот вопрос, которым задается автор. Ее можно записать через процессуальное слово (отглагольное существительное — например, проблема влияния чего-то на что-то) или вопрос (как что-то влияет на что-то?). Она обязательно должна касаться человека и нравственности, поэтому стоит ориентироваться на наставления, которые звучат в тексте.
Сложности могут возникнуть с текстами со множеством тезисов или иронией. В таком случае важно помнить, что главный вопрос в тексте может быть только один и он обязательно морален.
Если автор выдвигает два и более равнозначных тезисов, то стоит выбрать один из них и формулировать проблему от него. Главное — к выбранному вопросу должно быть минимум две иллюстрации в тексте.
Если же суть текста кажется аморальной или наставление выглядит неоптимистично, то автор иронизирует. В таком случае, его позиция абсолютно противоположна, и это следует учесть.
Алгоритм определения проблемы в сочинении
Чтобы понять, как определить проблему сочинения ЕГЭ, нужно выработать алгоритм ее поиска и следовать ему. Это поможет избежать ошибок и получить высший балл за экзамен по русскому языку, при этом сэкономив время на проверку.
Что нужно избегать при формулировке проблемы
Теория по К1 не заканчивается на том, как определить проблему сочинения ЕГЭ. Помимо этого, необходимо также помнить о типичных ошибках и слабых местах, которые обычно встречаются во вступлении.
Итак, в сочинении следует избегать:
Таким образом, чтобы не потерять 90+ баллов за русский язык, нужно усвоить, как определить проблему сочинения ЕГЭ. Стоит обратить особое внимание на нравственные вопросы, поднимаемые автором, и его наставления, и тогда девять первичных баллов за содержание текста точно не будут потеряны.
Ошибки при формулировании проблемы текста в сочинениях ЕГЭ
Ошибки при формулировании проблемы могут быть связаны с неверным пониманием текста, когда выпускник не может различить главные и второстепенные мысли автора, не видит подтекстовой информации, неправильно интерпретирует использование языковых средств, не замечает иронии писателя и тому подобное.
Приведенные ниже примеры типичных ошибок при формулировании проблемы и способы их устранения помогут выпускникам избежать подобных ошибок в экзаменационных сочинениях.
Примеры (анализ) ошибок с разбором
Ошибки, связанные с неправильной формулировкой проблемы можно разделить на несколько видов:
Чтобы не допускать подобных ошибок выпускникам, необходимо знать причины их возникновения, а также уметь их видеть и заменять правильным вариантом формулировки.
Ниже подробно описаны все ошибки с примерами, разбором и правильными вариантами формулирования проблемы.
Непонимание проблемы
Причины подобной ошибки — невнимательное чтение текста, неумение различать основную и дополнительную информацию текста.
Ошибочная формулировка: «В данном тексте поднимается проблема бедной жизни старого охотника ».
Автор сочинения, не вникая в суть текста, пытается сформулировать проблему, опираясь на первое же выхваченное из контекста предложение (В избушке у самого леса живёт старый охотник Емеля с маленьким внучком Гришуткой).
Прежде чем формулировать проблему, необходимо дочитать текст до конца.
Правильная формулировка: «В данном тексте поднимается проблема самоотверженной родительской любви ».
В данной формулировке произошла подмена проблемы, над которой размышляет автор текста, и проблемы, возникающей в его личной жизни (у автора — проблема). В сочинении выпускник должен сформулировать не проблемы, которые могут существовать в жизни писателя, а проблемы, которые он анализирует в своем тексте.
Правильная формулировка: «Автор анализирует в тексте актуальную во все времена проблему смысла жизни ».
Ошибочная формулировка: «Главная проблема этого текста – это умение «жить, потому что всё впереди ».
В этом примере показана неудачная формулировка с использованием цитаты, так как автор в данном тексте размышляет не об умении жить, а о проявлении заботы о людях.
Правильная формулировка: «Автор заставляет задуматься над проблемой проявления заботы о людях или Почему так важно проявлять заботу о людях и поддерживать их? ».
Ошибочная формулировка: « В чем проблема Власова? Над этим вопросом размышляет автор».
Проблема заявлена формально, оценить понимание проблематики текста невозможно.
Правильная формулировка: « Какова сила любви? Над этим вопросом размышляет автор».
Неумение сформулировать проблему.
Выпускник показал верное понимание проблемы текста в целом, однако не сумел правильно и точно сформулировать мысль.
Ошибочная формулировка: «Автора данного текста беспокоит проблема о преданности людям… ».
Это очень распространенная грамматическая ошибка, которую допускают выпускники, – нарушение связи слов в словосочетании (в данном случае, управления): существительное проблема требует от зависимого слова родительного падежа.
Правильная формулировка: « проблема преданности людям ».
Существительное «проблема» сочетается только с именем существительным, употреблённым в форме родительного падежа.
Существительное «вопрос» сочетается только с именем существительным, употреблённым в форме предложного падежа.
Например: вопрос ( о чём? ) о роли детских воспоминаний.
В данном примере присутствует нарушение сочетаемости слов «высказывает проблему», в результате чего происходит подмена понятий (такую проблему — эта тема): тема и проблема – это не одно и то же.
Правильная формулировка: «В прочитанном мною тексте автор анализирует проблему определения роли Родины в жизни человека ».
Неоправданное расширение или сужение проблемы.
Неоправданное расширение или сужение проблематики текста связано с игнорированием ключевых слов текста и/или опорой только на информацию отдельно взятого предложения.
Ошибочная формулировка: «Проблема, которую поднимает автор, носит социальный характер …».
Данная формулировка представляет собой громоздкую фразу, часто встречающуюся в сочинениях.
Правильная формулировка: «…автор поднимает важную социальную проблему …».
Ошибочная формулировка: «Писатель затрагивает проблему нравственности, которая разделяется на несколько частей и заключается в проблемах чести, совести и справедливости ».
В этом примере показана крайне неудачная формулировка, которая не дает возможности понять, о какой из нравственных проблем идёт речь. Можно говорить о различных аспектах проблемы, но не о ее «частях».
Скорее всего, автор сочинения хотел написать, что в тексте затронута одна из нравственных проблем, которую надо сузить и сформулировать более конкретно.
Правильная формулировка: « Какую роль играет понятие «честь» в жизни современного человека? ».
Ошибочная формулировка: «Автор посвящает свой текст проблеме « Левитановской зари ».
В данной формулировке произошел перевод проблемы в узкий план (в план темы): на самом деле при внимательном чтении текста выпускник увидел бы, что писатель рассуждает в тексте о проблеме приобщения к творчеству художника.
Правильная формулировка: «Автор посвящает свой текст проблеме приобщения к творчеству художника ».
Замена проблемы авторской позицией.
Данная ошибка заключается в том, что вместо формулирования проблемы учеником формулируется позиция автора.
Проблема – это вопрос, над которым размышляет автор, а позиция автора – ответ на этот вопрос.
Чтобы избежать подобных ошибок, найдите авторскую позицию и задайте к ней вопрос (это и будет проблема). Более подробно об этом читайте в статье «Что такое проблема текста«.
Ошибочная формулировка: «Одна из проблем данного текста заключается в том, что нужно быть смелым и не идти на сделку с совестью ».
В этом примере вместо проблемы (совести и ответственности человека за свои поступки) формулируется позиция автора.
Правильная формулировка: «Автора волнует проблема совести и ответственности человека за свои поступки ».
Подмена формулировки проблемы пересказом.
Причины подобной ошибки кроются в неумении различать основную и дополнительную информацию текста.
Ошибочная формулировка: « Проблема в том, что герой, оставшись на войне без обеих ног, радуется тому, что остался живым ».
В данном примере формулировка проблемы подменяется пересказом текста.
Правильная формулировка: «Автор затрагивает важную проблему влияния войны на человека ».
Не забудьте после текста прочитать информацию об авторе, чтобы избежать фактических ошибок.
Например: Юрий Васильевич Бондарев (род. в 1924 г.) — русский писатель, сценарист, автор многочисленных произведений о Великой Отечественной войне.
Данную информацию вы можно использовать в сочинении, чтобы избежать тавтологии.
Например: писатель — журналист — публицист — автор — фамилия автора.
Рекомендации по правильному формулированию проблемы
Для правильно сформулированной проблемы текста можно воспользоваться следующими советами:
Каждый год ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений) включает в состав экзаменационных материалов новые тексты. Они разнообразны по своему содержанию, однако затронутые в них проблемы часто повторяются, поэтому материалы статьи помогут в формулировке проблемы текста.
Напоминаем, что формулировка проблемы текста должна быть размещена либо в конце введения, либо в начале основной части сочинения.
Объём: 1-3 предложения.
Сразу после формулирования представленной в тексте проблемы необходимо перейти к развёрнутому комментированию этой проблемы, о котором читайте в статье «Комментирование проблемы текста».
КАК ПРАВИЛЬНО СФОРМУЛИРОВАТЬ ПРОБЛЕМУ?
КАК ПРАВИЛЬНО СФОРМУЛИРОВАТЬ ПРОБЛЕМУ?
Этот вопрос очень важен, поскольку неправильно сформулированные проблемы могут привести к очень общим заключениям или к очевидным выводам. Основываясь на таких формулировках, будет невозможно провести анализ.
Так какой же должна быть формулировка проблемы?
1. Проблема должна быть существующей[1] – не той, «которая предположительно у нас появится после прохождения этапа X», а той, которая есть уже сейчас. На следующем этапе работы предлагаемая проблема будет переформулирована в гипотетическую цель, условия для достижения которой сейчас отсутствуют, а внешние условия могут измениться, и запланированная таким образом работа окажется ненужной.
В качестве иллюстрации вспомним детское стихотворение про рыбака [2], который, собираясь на рыбалку, попытался предусмотреть все осложнения, которые могли бы возникнуть в процессе ловли рыбы, и взял с собой массу ненужные вещей (кровать, самовар) и в придачу собаку,
2. Формулировка должна быть конкретной и реальной: лучше избегать общих слов и постараться дать понять заинтересованным сторонам, почему сложившаяся ситуация вас не устраивает и что вы намерены (и действительно можете) изменить.
Например, формулировка «низкий уровень жизни целевой группы» – не самая удачная для постановки проблемы. Если вы действуете в масштабе страны и распределяете бюджетные средства так, чтобы этот самый уровень жизни повысился по всем показателям – то это просто замечательно! А если ваша задача – «на общественных началах» вырастить поле картошки и раздать урожай малообеспеченным семьям, проживающим в вашем районе, то в такой ситуации формулировка «представители целевой группы плохо обеспечены продуктами питания» звучит, конечно, скромнее, но зато соответствует действительным возможностям по решению проблемы. Также неправильно формулировать проблему «целевая группа голодает»: в таком виде это простая констатация факта. К тому же, не совсем ясно, как будет устраняться причина голода.
– Не стоит использовать формулировки вида «нет чего-то» или «отсутствие чего-то» этим вы даете понять, что вам важнее не решение проблемы, а получение материальных ценностей.
Сами по себе слова «нет», «отсутствие» не являются запретными – нецелесообразно лишь их употребление в контексте «нет инструмента». Если слово «нет» участники обсуждения пытаются заменить словами «недостаточно чего-то (инструмента)», «отсутствие чего- то», эти попытки ведущий должен пресекать.
Формулировки типа «нет денег», «нет компьютера», «нет транспорта» являются некорректными. Тем не менее, формулировка «нехватка времени» вполне приемлема, потому что время не является инструментом, используемым для достижения цели. Опять же, «нет еды» – приемлемая формулировка, в отличие от «нет автомобиля».
Если же наличие какого-то инструмента – действительно необходимое условие для решения проблемы, ведущий должен побудить аудиторию переформулировать проблему. Наводящим вопросом может быть такой: «Какая проблема решится с появлением этого инструмента?»
3. Избегайте слишком общих, глобальных проблем («бездуховность общества», «глобальное потепление» и т.п.).
4. В формулировке должна присутствовать только одна проблема. Распознать тот факт, что формулировка содержит в себе несколько проблем, можно по словам «потому что…» или «для того, чтобы.».
Пример: «Дети не хотят играть во дворе, потому что там нет детской площадки» надо разбить на две проблемы: «дети не хотят играть во дворе» и «во дворе нет детской площадки».
5. Избегайте излишней детализации. Не стоит записывать проблемы каждого из многочисленных членов целевой группы – наш проект в какой-то мере универсален (направлен на всю группу) и долгосрочен.
6. Проблемы не должны дублироваться. Если две проблемы близки по смыслу, их надо объединить вместе либо, если участники обсуждения не согласны, уточнять формулировку до тех пор, пока не станет очевидным различие между проблемами. Следить за отсутствием «дубликатов» – обязанность ведущего.
Пример: Две проблемы: «Дети летом предоставлены сами себе» и «Летом детьми никто не занимается». Если участники не соглашаются объединить проблему в одну, то стоит предложить переформулировать их в «равнодушное отношение к происходящему во дворе со стороны прохожих и жителей дома» и «родители не уделяют должного внимания ребенку в семье».
Качественно провести этап формулирования проблем помогут ответы на следующие вопросы:
• В чем состоит проблема с точки зрения целевой группы?
• Почему необходимо осуществление планируемой деятельности с точки зрения целевой группы?
• В чем состоят причины возникновения проблемы с точки зрения каждой из заинтересованных сторон?
• Какие могут быть последствия существования проблемы с точки зрения каждой из заинтересованных сторон?
• Почему целевая группа не может решить проблему самостоятельно? Что мешает это сделать? Почему необходима помощь? Какой она должна быть?
• Какие организации уже занимались этой проблемой?
Роль ведущего. Не только на этом, но и на остальных этапах анализа ведущий должен периодически напоминать группе участников о той цели, ради которой они собрались: «Мы – это те люди, которые лучше всех знают основную проблему, поэтому именно мы можем все вместе, усилиями всей группы ее описать». Если это не так, то мы допустили ошибку на этапе анализа заинтересованных сторон, и составленный перечень надо срочно пересмотреть.
Если в процессе обсуждения окажется, что надо добавить одну или более «забытых» заинтересованных сторон – сделайте это незамедлительно: это повлияет на ход анализа только положительным образом.
Однако стоит постараться избежать ситуации, когда большая часть собравшихся имеет отдаленное представление об основной проблеме (зато с ними приятно пообщаться), и вы медленно, но верно понимаете, что в перечне заинтересованных сторон надо заменить большую часть.
Часто участники обсуждения «зависают» на одной из проблем, утверждая, что ее решение невозможно либо, наоборот, вместо того, чтобы предложить формулировку проблемы (например, «отсутствие условий для игр детей»), предлагает в той или иной форме варианты ее решения («нет детской площадки», «надо поставить детскую площадку»). Ведущий должен побудить участников переформулировать эти утверждения, задавая вопросы вида «Какую проблему это решит?» либо, в самом худшем случае, отдельно фиксировать такие утверждения для того, чтобы позже к ним вернуться и еще раз попытаться переформулировать их или использовать при определении других проблем.
Если проблем высказано слишком мало, надо идти по пути детализации проблем (естественно, в разумных пределах).
Теперь вернемся к участникам обсуждения. Они описывают стоящие перед ними проблемы, которые, возможно, решит либо, наоборот, обострит планируемая деятельность. Сейчас участники должны учитывать только свои собственные интересы либо интересы сторон, которые они представляют. Напомним, что все проблемы записываются на карточках (одна проблема на одну карточку) и крепятся около соответствующих заинтересованных сторон либо связей на Схеме анализа заинтересованных сторон. В процессе сформулированные проблемы обсуждаются, корректируются (в случае необходимости), группируются однотипные проблемы.
Затем карточки снимаются и размещаются на подготовленном пространстве – на стене, полу или большом листе бумаги.
В случае с нашим примером, список проблем может быть таким:
• Дети не могут играть во дворе дома.
• Родителям приходится далеко ходить с детьми.
• Дети уходят далеко от дома.
• Детей тяжело контролировать.
• Во дворе негде играть.
• Во дворе запарковано много машин.
• Во дворе ездит много машин.
• Детям опасно играть во дворе.
• Двор загрязнен строительным и бытовым мусором.
• Нет зеленых насаждений.
• Детская площадка быстро пришла в негодность.
• Играть на площадке опасно.
• Поступает много жалоб в ЖЭС на то, что детям негде играть.
• Подростки собираются в подъездах.
• Подростки мусорят в подъездах.
• Двор загрязнен собаками.
• Двор загрязнен алкоголиками.
• Подростки бьют лампочки.
• Кто-то выкручивает лампочки в подъездах.
• В темный подъезд страшно заходить.
• Участковому поступают многочисленные жалобы на подростков.
А вот как будут выглядеть карточки с формулировками проблем, сгруппированные в соответствии со Схемой анализа заинтересованных сторон (Рисунок 3) относительно каждой из групп интересов:
Рисунок 4. Пример размещения проблем на схеме анализа заинтересованных сторон
Теперь, когда все проблемы сформулированы, можно перейти к этапу анализа – построения причинно-следственных связей и «дерева проблем».
Читайте также
Аутсорсинг и офшоринг: не тот ответ не на ту проблему
Аутсорсинг и офшоринг: не тот ответ не на ту проблему Мы считаем, что применение бережливого подхода может дать превосходные результаты. Вместо того чтобы оценивать работу по затратам на исправление одной и той же постоянно возникающей ошибки, сторонники бережливого
Взгляд без эмоций на эмоциональную проблему
НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ
НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ Иногда для того, чтобы найти новый способ решения проблемы, нужно посмотреть на нее с новой и в чем-то, может быть, непривычной точки зрения. Например, несмотря на то, что любой предприниматель начинает бизнес в первую очередь для того, чтобы
Сформулируйте проблему
Сформулируйте проблему Всякий раз, когда у кого-нибудь из членов команды возникает вопрос, на который он хотел бы получить отклик, подготовка презентации вопроса до встречи помогает предотвратить непоследовательное или неполное объяснение проблемы. Кроме того, группа
Делать то, что правильно, потому что это правильно
Делать то, что правильно, потому что это правильно Сознательный бизнес придерживается простого, но эффективного правила: верные действия во имя правильных целей обычно со временем приводят к хорошим результатам. Если мы слишком «лелеем результат», как говорил Будда,
Как сформулировать задачу?
Как сформулировать задачу? Задача формулируется исходя из шести компонентов:1. Субъект действия: кто должен выполнять задачу;2. Само действие: что субъект должен делать для ее выполнения;3. Итог действия: ожидаемый результат;4. Сроки выполнения;5. Информация
Включаемся в работу и изучаем проблему
Включаемся в работу и изучаем проблему Включайся в работуПо-настоящему рабочая атмосфера возникает, когда люди начинают обсуждать цель встречи. Нужно погрузиться в новую информацию, перетасовать идеи. На деле никто не увидит систематики в рабочем материале до тех пор,
Задание 5. Сформулировать миссию компании и уникальное торговое предложение
Задание 5. Сформулировать миссию компании и уникальное торговое
Решите проблему, а не создавайте новую
Решите проблему, а не создавайте новую Работа продавца состоит в том, чтобы решать проблемы. Но когда вы не можете заключить сделку после того, как продемонстрировали все достоинства вашего товара, то тем самым только создаете новую проблему. В таких случаях рекомендую
Шаг 1. признайте и примите проблему
Шаг 1. признайте и примите проблему Признайте существование проблемы и примите это как факт. Сформулируйте ее как можно точнее и комплексно, как она того требует. Определите вызвавшие ее причины и отделите их от человека, который причастен к проблеме. Проясните скрытые
Решаем проблему в три приема
Решаем проблему в три приема
Способность внятно сформулировать ви дение будущего – отличительная черта Стива Джобса
Способность внятно сформулировать видение будущего – отличительная черта Стива Джобса Способен ли лидер сформулировать увлекательное, динамичное и притягательное видение будущего? Что еще важнее, способен ли он это сделать, когда вокруг все рушится? В частности, в
9.1. Три взгляда на проблему
9.1. Три взгляда на проблему Любую проблему можно рассмотреть в трех плоскостях: объективной, отношенческой и экономической.Проблема объективна всякий раз, когда трудноразрешимая задача встает перед субъектом, словно стена, готовая обрушиться на него, и он не может
Коуч просит клиента сформулировать, в чем заключалась для него польза сессии
Обрисуй проблему
Обрисуй проблему ЦЕЛЬ ИГРЫКаждый день мы расставляем по приоритетам проблем, с которыми приходится сталкиваться. Неопределенные или неправильно понимаемые проблемы с трудом проходят внутренние фильтры, определяющие, что важно, а что не очень. И как следствие, остаются
Смотрите на проблему шире
Смотрите на проблему шире Другими словами, в любой ситуации пытайтесь воспринимать общую картину и осознавать роль других людей в ней. Чтобы взглянуть на проблему шире, перестаньте фокусироваться на одной части и, принимая решение, учитывайте всю доступную информацию,
Запись на стене
Разбираемся с критерием К1 — Формулировка проблемы исходного текста.
Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет. — 1 балл.
Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста. — 0 баллов.
Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно (в той или иной форме в любой из частей сочинения) одну из проблем исходного текста, то такая работа по критериям К1–К4 оценивается 0 баллов.
Для экспертов, которые проверяют работу экзаменуемого, по каждому исходному тексту дается информация о тексте в табличной форме, отражающая проблематику исходного текста и позицию автора. Эти проблемы в той или иной форме должны быть отражены в сочинении выпускника.
ОК ЕГЭ: не нужно формулировать все проблемы исходного текста! Пишем только об одной!
ФИПИ: «Эксперт фиксирует для себя, есть ли в работе формулировка проблемы (проблематики) исходного текста (какие вопросы поднимает автор текста?).
Обращаем внимание на то, что для формулировки проблемы экзаменуемым может быть использована лексика, отличающаяся от той, которая представлена в таблице.
Проблема может быть также процитирована по исходному тексту или указана с помощью ссылок на номера предложений в тексте».
ОК ЕГЭ: не поддавайся на провокацию! Не надо «указывать проблему с помощью ссылок на номера предложений! Цитировать — можно, но если берешь вопрос из текста, не забудь про кавычки!
Примеры:
«Писатель Сергей Михалков ставит очень важную проблему – проблему важности чтения классической художественной литературы в детстве». *
«Основная проблема, поставленная Сергеем Михалковым, связана с влиянием классической художественной литературы на внутренний мир ребенка. Почему именно в детстве важно прочесть лучшие книги мировой классики? Может ли счастливо сложиться судьба человека, если он не прочтёт в детстве книг, вошедших в сокровищницу мировой литературы? Какова роль книги в процессе становления человека как личности?»
ОК ЕГЭ: задавать три вопроса вместо одного — плохая идея: если хотя бы на один из этих вопросов ответа в сочинении не будет, потеряем балл по К5, логика.
Ещё примеры:
«Прочитав этот текст, я ещё раз убедился, что одной из важнейших проблем на нынешний день в России является необразованность».
«Проблема, которую хотел нам показать С. Михалков такова: дети в настоящее время не читают книг».
«В своем тексте автор поднимает тему образованности, болезненную и довольно сложную для многих. Кого считать умным и образованным?»
«В этом тексте проблемой является нехватка знаний, интеллекта, способности развиваться и стремиться к чему-либо».
«В этом тексте Михалков ставит проблему начитанности и наличия богатого духовного мира».
*Тексты сочинений участников ЕГЭ здесь и далее представлены в оригинальном виде – без правки (то есть по другим критериям могут быть сняты баллы за допущенные в примере ошибки).
ОК ЕГЭ: наш совет – формулируй проблему вопросом. Одним вопросом. Именно на этот вопрос должен быть ответ в позиции автора.