Чем наказывали детей в ссср за плохую учебу
Как наказывали учеников в школах СССР
Читая бесконечные «нетленки» современных «психологов» и «педагогов» от образования, у здравомыслящего человека непременно возникает полное затмение сознания. Кого эти «великие умы» советуют воспитывать, а, точнее сказать, даже не воспитывать, а культивировать? Невольно напрашивается ответ – законченного эгоиста, ежеминутно упивающегося своей «уникальностью» и плюющего на все нормы, морали, не придерживающегося никаких правил приличий, принятых в обществе.
Только кнут?
Тема этого поста – не анализ методов воспитания молодого поколения, но и не напомнив об этом, невозможно объективно рассматривать поведение школьника в учебном заведении. Ибо оно напрямую связано именно с правильными внутрисемейными ценностями и умением родителей с раннего детства привить их своему чаду.
К чему мы всё это? А к тому, что именно эти ценности и определяют в конечном итоге и отношение ученика к образованию, школьной дисциплине, взаимоотношение его со сверстниками и учителями. Вот здесь-то и возникает вопрос целесообразности наказания и поощрения. Каким аршином измерять степень виновности и соответствие ей меры наказания? В разные времена на Руси меры эти были довольно разнообразными.
Не станем упоминать «домострой» эпохи Ивана Грозного, где отдельная глава была «Как детей учить и страхом спасать». Скажем, регламентом «штрафного журнала» 1851 года для гимназистов предусматривались карцер и розги, а уж что использовать в каждом конкретном случае – решал преподаватель. В арсенале педагога имелись и более гуманные методы воздействия на провинившихся – пересаживание на заднюю парту, отлучение от класса, лишение мундира на определенное время. Ученика могли хлестнуть линейкой, коленями поставить на горох.
Но что удивительно, не осталось ни одного свидетельства истеричного вмешательства в наказание «яжматерей» того времени. Замечательная мудрость гласила – «с черта вырос, а кнутом не стеган». Да и о чем может быть речь, если сам Александр III требовал воспитать из Николая и Георгия не «оранжерейный цветок» или «фарфор», а нормальных детей. Сам Николай, уже будучи императором, вспоминал, как им с братом частенько перепадало от наставника генерала Г. Даниловича.
Кстати, напомним, что временная отмена телесных наказаний с 1785 по 1928 гг., привела к появлению декабристов «поколения непоротого», затеявшего по сути бесполезную, но кровавую заваруху на Сенатской площади в 1825 году.
Педагогика СССР
Не допускалось никаких телесных наказаний учащихся в эпоху Советского Союза. Даже в годы войны, когда школьная дисциплина заметно снизилась, такие наказания были категорически воспрещены. От педагогов требовалась строгость в разумных пределах, настойчивость и терпеливость в процессе обучения и воспитания.
На дерзость и прочие грубые нарушения педагог мог:
Конечно же в каждом случае соблюдался индивидуальный подход к ученику, учитывался его характер, тяжесть поступка, совершение оного им одним или с группой товарищей. Обращалось внимание на отношение самого нарушителя к своему поступку – раскаивается ли он, стыдится ли и, немаловажно, признался ли сам или был уличен в нарушении.
Всё было бы безоблачно, не будь в советских школах такой категории преподавателей как физрук, военрук и частично преподаватель труда. Разумеется, полномасштабную ритуальную порку они не устраивали, но «выписать» подзатыльник нерадивцу или «приголубить» добротной линейкой за ними никогда не «ржавело».
А как сейчас?
Сравнение учащихся советского времени с нынешними – явно не в пользу дня сегодняшнего. Уже не наблюдается того азарта в стремлении познать, углубиться в изучаемое, использовать дополнительную литературу кроме учебной, тем самым расширяя горизонты знаний.
Сегодня, при таких современных средствах получения практически любой информации, просматривается явная апатия, нездоровый пофигизм к процессу обучения, пренебрежительное отношение к школе и учителям. Поверхностно нагугленный ученик уже считает себя светочем всяческих наук.
Правда и то, что сама школа стала не обучать, а оказывать услугу по обучению. А в рассуждениях на многочисленных форумах, да и с высоких трибун о правах учащихся, как правило, забывается, прежде всего, категория – об их обязанностях.
История детских наказаний от Древней Руси до наших дней
Буквально на днях патриаршая комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства призвала не считать побоями физические наказания детей в воспитательных целях. Церковь и ранее оправдывала такие воспитательные меры и порой даже настаивала на них. Но у государства сейчас другие представления о воспитании: с новыми поправками в Уголовный кодекс за причинение физической боли детям россияне могут отправиться в тюрьму сроком до двух лет. Тем самым власти закрепили окончательный поворот в традиции воспитания — детей больше бить нельзя.
Традиционное наказание
Со времён Древней Руси наказание детей воспринималось как благо. Ребёнка били и держали в строгости из любви к нему. Способы наказания на Руси сохранились в народной памяти через пословицы. «Дать бы тебе ума с заднего двора» — высечь. «Такую заушину дам, что троё суток в голове трезвон будет» — дать подзатыльник. «С черта вырос, а кнутом не стёган» — о пробелах в воспитании. «Жену учи до детей, а детей без людей» — о времени и месте проведения воспитательной работы. «Кого журят, того и любят» — о выборе тех, кого нужно наказывать. «По дважды и Бог за одну вину не карает» — о количестве наказаний за одну провинность.
Похвала ребёнка считалась опасной: «Хвала в очи хуже порчи». Хвалящий якобы рисковал оговорить ребёнка, поэтому суеверная мать должна была после положительных слов трижды плюнуть. Эта боязнь дошла до наших дней во фразе-предупреждении «не перехвали».
С распространением православия к наказаниям как необходимой мере добавились религиозные установки об изначальной греховности человека
Воспитательные наказания готовили детей не только к земной, но и к небесной жизни. «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его, — гласят Притчи Соломоновы в Библии. — Не оставляй юноши без наказания; если накажешь его розгою, он не умрёт».
В самом известном своде правил средневековой России — Домострое — наказанию детей были отведены отдельные пункты и несколько строк.
Домострой, XV–XVI века. Перевод В. В. Колесова:
«А пошлет Бог кому детей — сыновей или дочерей, то заботиться о чадах своих отцу и матери, обеспечить их и воспитать в добром поучении; учить страху Божию и вежливости, и всякому порядку, а затем, по детям смотря и по возрасту, их учить рукоделию — мать дочерей и мастерству — отец сыновей, кто в чем способен, какие кому Бог возможности даст; любить их и беречь, но и страхом спасать, наказывая и поучая, а когда и побить. Наказывай детей в юности — упокоят тебя в старости твоей».
Рекомендовалось «сокрушать ему рёбра» и «бить жезлом». Под «жезлом» понимался прут. От его ударов ребёнок «не умрёт, но здоровее будет», и его душа точно спасётся. Строгое воспитание в будущем «мужественного» человека подкреплялось, в частности, отсутствием улыбок во время игр.
Процедура наказания в семьях была спрятана от посторонних глаз. В школах при монастырях и церквях дети могли «получить» не только от отцов и старших братьев
Неотъемлемость жёстких мер для контроля за обучением даже попала в первый московский иллюстрированный печатный букварь. На гравюре-фронтиписе в начале книги был изображён класс, в котором учитель бьёт розгами одного ученика, пока остальные читают. Издание было напечатано в типографии Василия Бурцева в 1637 году. К розгам можно добавить и такие методы воспитания, как стояние коленями на горохе и удары верёвкой.
Уставное наказание
Во второй половине XVIII века наказания по-прежнему были распространены, но стали не столь популярны. Жалованная грамота дворянству 1785 года постановила, что к благородным сословиям не надо применять телесные наказания. Отменили этот запрет через десяток лет при Павле I и вернули после восхождения на престол Александра I.
При создании в конце XVIII века системы народных школ, которые должны были охватить относительно большое количество населения, тема наказания детей была закреплена в правилах. Так, в «Руководстве учителям первого и второго класса народных училищ» 1786 года телесные наказания были запрещены. В 1804 году в новом положении запрет был сохранён, а в 1820 году — отменён.
В этот период воспитываются «непоротые поколения». Словосочетание приписывают Александру Пушкину. Представители этих поколений в декабре 1825 года вышли на Сенатскую площадь. Восстание декабристов стало точкой начала общественных «заморозков» правления Николая I. В 1828 году устав гимназий и училищ постановил разрешить физически наказывать учеников первых трёх классов. В 1838 году к ним добавились все гимназисты.
Решение о наказании розгами принималось попечителями учебных заведений.
Существовала так называемая шкала наказаний — за каждый проступок следовало конкретное наказание
Из-за этого могли не учитываться реальные обстоятельства. В зависимости от настроений и методов, следящих за ученическим порядком, частота наказаний различалась. Известный противник телесных наказаний XIX века педагог Николай Пирогов приводил цифры, что от 13 до 27% всех учащихся Киевского учебного округа в 1857–1859 годах подверглись битью розгами.
В 1864 году «Уставом гимназий и протогимназий» телесные наказания были отменены. Годом ранее запретили физические наказания в отношении детей-преступников. Любопытно, что, как и сейчас, против либерализации тогда выступало руководство церкви. Общий гимназический устав не означал отмену физических наказаний во всех школах большой империи.
При домашнем обучении в привилегированных сословиях наказание тоже зависело от конкретной среды
В семьях российских императоров взгляды на дозволенность физического наказания не стояли на месте. При Екатерине II гуляли свободные идеи Просвещения и Жан-Жака Руссо. При Павле I юного будущего императора Николая и его брата Михаила воспитатель Матвей Ламсдорф бил розгами, линейками, ружейным шомполом, ударял их об стену.
Из записок Николая I, 1931 год:
«Граф Ламсдорф и другие, ему подражая, употребляли строгость с запальчивостью, которая отнимала у нас и чувство вины своей, оставляя одну досаду за грубое обращение, а часто и незаслуженное. Одним словом — страх и искание, как избегнуть от наказания, более всего занимали мой ум. В учении я видел одно принуждение, и учился без охоты».
Будущему Александру II Николай такого жестокого воспитателя определять не стал — Карл Мердер отличался рациональностью и вниманием к характеру ученика. К тому же ко двору был приглашён поэт Василий Жуковский. Вместо физических наказаний применились ограничения во встречах с родителями (дети жили в отдельной половине дворца), в питании (есть за обедом один суп) и, например, вправе входить в учебную комнату в воскресенье.
Обязательное для мальчиков военное обучение однажды отправило Александра на домашнюю гауптвахту за проскок на параде галопом вместо рыси
Советские наказания
В советской школьной системе бить детей было запрещено. Телесные наказания назывались буржуазным пережитком. Сторонники свободного воспитания, начавшие создавать свои общества ещё до революции, получили поддержку на правительственном уровне.
Те наказания, что использовались в школах, касались определения места ребёнка в социальной системе. За проступки могли позже обычного принять в пионеры или вовсе исключить из них. За плохое поведение — вызвать родителей в школу. Увеличение общественной нагрузки — тоже способ наказания. Например, назначить нерадивому школьнику дополнительное дежурство. В отличие от российских школ советские не боялись ставить «двойки» и оставлять учеников на второй год.
Многое из этого применяется до сих пор. С поправкой на ослабление дисциплины и технический прогресс
Теперь учителя пытаются сконцентрировать внимание учеников, отбирая мобильные телефоны, а на несерьёзные нарушения делового стиля в одежде не обращают сильного внимания.
Уголовные наказания
В наши дни вопрос о наказании детей обсуждается среди родителей, психологов и педагогов. Битье детей окончательно перестало быть нормой для большинства. Это закреплено и в Уголовном кодексе. Согласно 116 статье, за «нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль» в отношении близких родственников можно получить от 360 часов обязательных работ до двух лет лишения свободы.
Принятие поправки в эту статью в июле 2016 года вызвало недовольство Патриаршей комиссии РПЦ. Ссылаясь на Священное Писание и Священное Предание православной церкви, она заявила, что «разумное и любовное использования физических наказаний» — право родителей, установленное Богом. Несогласные были и среди сенаторов, принимавших закон. Поэтому спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко предложила создать рабочую группу для обсуждения принятых поправок.
Кроме попирания традиций предков, многие опасаются прихода диктатуры ювенальной юстиции
В 2008 году ФОМ провёл опрос об отношениях к физическим наказаниям. Оказалось, что только половину россиян (старше 18 лет на момент опроса) в детстве наказывали физически. С мужчинами это случалось чаще, чем с женщинами: 42% опрошенных признали — наказание было заслуженным. Но сами они считают, что физическое наказание для школьников со стороны родителей недопустимо (таких 67% против 26% сторонников), а в стенах учебных заведений такого не должно быть вообще (считают 90%). 63% из тех, кто имел детей, такие методы наказаний не применяли. Причём соотношения мало отличаются в зависимости от возраста, образования и местожительства респондентов. Самым популярным способом физического наказания были названы удары ремнём.
Новое в блогах
В СССР учителя и простые люди сами наказывали хулиганящих детей и не боялись милиции
В СССР учителя и простые люди сами наказывали хулиганящих детей и не боялись милиции и их родителей. Сейчас такое невозможно
В наше время мы уже привыкли к новостям о детских преступлениях, услышать мат на улице можно даже от учеников начальной школы, а в самой школе учителя могут оскорбить или даже ударить. За такое поведение нужно наказывать (для блага самих же провинившихся, я серьёзно), но простой учитель этой возможности фактически лишён.
А если же обычный человек сделает замечание зарвавшемуся ребёнку, то его, в лучшем случае, проигнорируют, в худшем оскорбят, а если детишек группа, то могут и избить. Случаи уже были. Да ещё и их родители могут прибежать защищать деточку от проблем. Неудивительно, что невоспитанные дети сейчас ничего не боятся — они прекрасно знают, что за их «шалости» им ничего не будет.
Конечно, есть законные способы борьбы с такими «детишками», но они громоздки и затратные по времени. Знаю об этом сам. В поисках ответа на вопрос «как же справлялись с попутавшими берега детишками раньше?» я расспросил близких и знакомых о временах Советского Союза. Мне рассказали несколько интересных историй из того времени.
Сперва небольшой пример, отлично характеризующий отношение советского общества к наказанию детей. Семидесятые годы, праздник Ивана Купала. Жаркий летний рабочий день, отец и его сверстники (8-12 лет) занимаются тем, что обливают водой всех прохожих, и детей и взрослых. Отец и его друзьями прекрасно понимали, что совершают полнейшую глупость, но разве какие-то моральные нормы могут остановить пакостливых подростков (особенно толпу), когда они все уже вошли в раж?
Идёшь, никого не трогаешь, и тебе вдруг прилетает. День Ивана Купала, Кемерово. Источник фото new.vse42.ru
И вот, старший приятель отца (11-12 лет) облил из ведра проезжавшую мимо машину. Было лето, жарко, у автомобиля открыто окно, вода попала на водителя. Машина останавливается, из неё выходит строго одетый мужчина в рубашке, брюках и туфлях (день же рабочий). Мокрый и очень недовольный. Обливший его сразу же убегать. Мужчина погнался за ним и с разбегу дал пацанёнку хорошего такого пинка под зад.
Отец особенно акцентировал внимание на том, что как раз в то время у мужчин была мода на туфли с заострёнными длинными носками. Так что пареньку «прилетело» очень даже хорошо.
Отец и другие мальчишки надрывают животики от смеха, получивший пендель потирает пострадавшую часть тела, а мужчина спокойно сел в автомобиль и уехал.
Сейчас этот случай стал бы ЧП федерального масштаба с привлечением телевидения и защитников «онижедетей» всех видов и мастей. Но в советское время смотрели на всё это гораздо проще. Ребёночек «зарвался», облил без спроса водой совершенно чужого человека (вместе с салоном его автомобиля) и этот человек прописал дозу «воспитания» не отходя от кассы.
И ни у кого не было и мысли идти в милицию писать заявление за побои или жаловаться родителям — те бы сами ещё выписали «добавки». Мальчишка получил заслуженно? Сам отец и его друзья ещё тогда считали, что да. Раз уж решились проказничать, то также надо быть готовым и к последствиям за это.
Теперь к школе и учителям. На днях я общался со своим бывшим учителем английского языка — пятьдесят лет стажа, звание Заслуженного учителя России, очень гуманный и добрый человек. За чашкой чая обсудили последние новости и жизнь, а также затронули мои недавние злоключения и тему воспитания. Поохав над тем, что сейчас дети «совсем от рук отбились», моя учительница тоже рассказала пару историй из своей жизни.
Сельская местность, семидесятые годы, большая группа молодых педагогов только-только начала работать в школе. Если старшеклассники и старшеклассницы в них сразу повлюблялись, то хулиганы помладше, почуяв «молодую кровь», начали новых учителей банально травить: заедать, пакостить, обзывать, срывать уроки. Молодые педагоги терпят-терпят-терпят. Дотерпелись, рассказали обо всём директору.
Привели в кабинет главного зачинщика и. устроили ему порку прямо на длинном директорском столе. После такой «экзекуции» дисциплина у всех хулиганов заметно улучшилась, а травля прекратилась.
Да, в советской школе тоже хватало отморозков, доставлявших всем проблем, только вот советский учительский подход при работе с подобным контингентом несколько отличался от нынешнего. За оскорбление учителя могло последовать ощутимое наказание от самих же учителей. Не понимает слова и уговоры? Хорошо, можно по-другому.
Процесс воспитания прямо на улице. Такое происходило не только в СССР, но и во всём мире, в том числе и в странах Запада. Источник фото research-style.ru
Другой случай. Когда учительница забеременела и у неё округлился живот, один из школьников начал каждое утро под её окнами петь обидные песенки касательно её тогдашнего внешнего вида.
Обидно, неприятно. Она молодая, тушуется, стесняется как-то грубо ответить и «послать» наглеца куда надо. Своему мужу тоже не говорит.
Терпит-терпит-терпит. Однажды терпение лопнуло, рассказала обо всем мужу. Муж понял, пошёл до отца «певца» на пару слов, и в тот же день они вдвоём (муж учительницы и отец школьника) провели в гараже с наглецом «мужскую педагогическую беседу». Больше учительницу этот школьник не тревожил.
У этой истории есть продолжение. Несколько лет спустя эта самая учительница шла по улице, ей навстречу идёт военный с беременной женой.
Когда они поравнялись, военный внезапно упал на колени со словами «простите меня, только сейчас я в самом деле понял каким был дураком!» Этот военный оказался тем самым достававшим своими песенками учительницу школьником, и ещё много лет на каждый День рождения учительницы он присылал ей большой букет цветов.
Сейчас сложно представить ситуацию, чтобы простой прохожий мог отвесить заслуженный пинок школьнику-хулигану, или муж пострадавшей и отец провинившегося вместе надавали бы подзатыльников этому самому провинившемуся. Общество очень сильно изменилось за последние десятилетия. В советское время учитель был всегда прав, и я допускаю, что порой случалась явная несправедливость в отношении детей.
Но сейчас ситуация перекошена в абсолютно другую сторону и всегда прав не учитель, а ученик и его родители. Не знаю, найдёт ли наше общество когда-нибудь золотую середину, но факт есть факт — в СССР проблем с детской вседозволенностью и безнаказанностью не было. По крайней мере, не в таком масштабе.
5 наказаний детей из СССР, которые сегодня выглядят бесчеловечно
Физические наказания? Психологическое давление? Порицание общества? Было все.
Emir Kaan Okutan / Pexels
Пожалуй, нет в жизни более важной миссии, чем воспитание детей. Сколько терпения, труда и сил нужно вложить, чтобы ребенок вырос настоящим человеком. При этом ни один родитель не застрахован от непослушания, строптивости и регулярно повторяющихся хулиганских выходок своего чада. Чтобы ребенок понял, что поступил плохо, ему надо преподать урок. В СССР тоже перевоспитывали нерадивых спиногрызов, однако применяли такие строгие меры, о которых в наше время даже неловко говорить. Мы вспомнили 5 примеров того, как наказывали детей в Советскую эпоху.
Пороли и лупили
Воспитание детей в СССР всегда отличалось строгостью. Ребенок должен был как можно скорее стать частью общества, не выделяться из толпы и перенять социальные нормы, диктуемые государством. Многие родители той эпохи совершенно нормальным и, главное, очень действенным способом наказания ребенка считали применение физической силы. Бесконечные подзатыльники, порка ремнем по мягкому месту — все это испытали на себе многие дети СССР.
Но непослушным доставалось больше всего. Ведь если проступок был серьезным, родители не обходились просто ремнем. Любимое чадо вполне могли хорошенько отколошматить.
Корреспондент новостного портала рассказывает:
«Немало историй помнят бывшие советские дети о бытовом насилии, в ходе которого их собственные родители били их за проступок ремнем, садовым шлангом, розгами или любыми другими предметами, попавшими под руку. Как правило, этот опаснейший метод наказания сочетался с одновременным навязыванием стыда ребенку».
«При этом можно было обратиться в райком и пожаловаться, что, например, соседи бьют своих детей. Однако эти жалобы чаще всего так и оставались не рассмотренными».
Немало взрослых, детство которых пришлось на эпоху СССР, до сих пор вспоминают, как их нещадно лупили дома за малейшую провинность. Спустя долгие годы, обида на родителей все еще жива.
Прилюдно стыдили и внушали, что ребенок плохой
Еще один излюбленный прием воспитания среди советских родителей — это стыдить своего ребенка. Причем стыдить так, чтобы он понял, насколько он плохой и никчемный. Желательно это было делать в присутствии других людей, и чем большая публика видит наказание — тем лучше. Но и находясь с малышом один на один, мать или отец нередко выдавали гневную тираду, перечисляя все его недостатки и убеждая, что «из такого шалопая точно не выйдет ничего хорошего».
Корреспондент новостного портала комментирует:
«Стыд перед обществом в советское время был одним из главных инструментов воздействия на детей, призванный превратить юного пионера в достойного гражданина нации. Люди, которые сегодня уже сами стали родителями и уважаемыми членами общества, до сих пор с содроганием вспоминают испытанный ими в детстве ужас. Зачастую подобные воспитательные мероприятия переходили всякие разумные границы: известны случаи, когда родители буквально унижали детей, полагая, что делают большое благо».
В наше время встречается все реже семей, где родители считают, что чем больше стыдить и унижать ребенка, тем более успешно можно воздействовать на него и перевоспитать. Даже в тех семьях, где дети являются отпетыми хулиганами и здорово портят нервы своим родителям, на смену полному авторитету отца и матери и беспрекословному подчинению пришло равенство, стремление слышать и понимать свое чадо и совместно находить выход из трудностей. Даже к самому проблемному ребенку родители стараются проникнуться и понять причины его проступков.
Психолог Ирина Млодик объясняет:
«Современные родители более гуманные, чем это было 30 или 50 лет назад — это факт. Изменились и методы воспитания. Постоянно стыдить, указывать на плохое и уверять малыша, что он пустое место — это провал, и родители нашего времени это поняли. Мать и отец стараются быть для своего ребенка, прежде всего, друзьями, которые уважают его и понимают».
Отправляли на пятидневку в детском саду
Еще один ужас всех без исключения детей, живших в Союзе — остаться в детском саду на пятидневку. Ребята боялись, что строгие родители отправят на целую неделю из дома и заберут только на выходные. Пресловутая пятидневка была классическим наказанием. Мамы и папы считали, что именно в условиях казенного учреждения из хулигана сделают настоящего человека, да и времени на проказы практически не останется.
Корреспондент исторического портала Юлия Яхина комментирует:
«Советский детский сад, как и другие советские учебно-воспитательные учреждения, больше всего напоминал какое-то закрытое учреждение типа тюрьмы. Казенщина была во всем — от нормативов в одежде до отношения воспитателей к детям. Прикрывалось это какими-то там „нормами“, но на самом деле выглядело точь-в-точь как тюрьме и точно так же воспринималось».
В наше время в некоторых детских садах еще остались группы, где можно оставить ребенка на ночь. Но явление это совсем нечастое и отнюдь не повсеместное, да и условия в садах иные, чем во времена СССР. Только те родители, которые работают по ночам и не имеют помощников в лице родственников, пользуются этой услугой дошкольного учреждения.
Пресс-секретарь департамента образования г. Москвы Александр Гаврилов комментирует:
«Пятидневки сегодня выглядят неплохо: они лишены специфического сиротского запаха, как правило, обеспечены всем необходимым, а интерьеры выглядят совсем по-домашнему».
Записывали в спортивную секцию
Всем известно, что нет более действенного способа закалить тело и дух, чем занятия спортом. Советские родители активно претворяли в жизнь этот постулат, благо государство сполна предоставляло возможности для физического развития детей. Спортивная секция считалась отличным вариантом, чтобы даже самого отпетого хулигана наставить на путь истинный. Ребенок был занят делом, преодолевал трудности и в жестких дисциплинарных условиях закалялся духом.
Журналист Светлана Голицына рассказывает:
«Детям с самого раннего возраста прививали полезные навыки, формировали у них привычку к труду. Именно на спортивные секции была возложена важная функция воспитания детей. Ребенок был занят своим делом, необходимость физической активности делала его дисциплинированным, собранным и ответственным».
Стоит отметить, что обстановка в спортивных секциях была строгая, чуть ли не спартанская. Тренеры держали юных воспитанников в ежовых рукавицах, в порядке вещей было повышение голоса, оскорбления и даже рукоприкладство.
«Дисциплина была важнейшей составляющей в спорте. В детских спортивных секциях тренеры очень строго относились к детям, наказывали за малейшую провинность, могли прикрикнуть или заставить отжаться двести раз за разговор с товарищем».
«В свое время меня батя записал сразу в три секции: футбол, баскетбол и хоккей, чтоб без дела не слонялся. Так у меня времени свободного вообще не было, после школы быстро обедал и на тренировку. Зато времени на хулиганство и глупости не было».
Отправляли в трудовой лагерь на лето
Летний трудовой лагерь был явлением повсеместным в СССР. Дабы дети не болтались 3 месяца без дела и не приучались к плохому, многие родители отправляли своих чад в лагерь, где воспитанники работали на полях и огородах, помогали делать ремонты, пилили, красили и были правой рукой своих вожатых и руководителей.
Автор блога по истории СССР рассказывает:
«Работы было много, планы ставились как взрослым, питание оставляло желать лучшего, да и бытовые условия были весьма и весьма некомфортные даже для походных условий. Фрукты и овощи старались есть прямо на грядках, немытыми, так как выносить с поля продукцию запрещалось. Так постепенно у ребят падал энтузиазм и тускнели глаза».
При этом хулиганам, само собой, в наказание доставалось гораздо больше работы, а условия их пребывания в лагере были очень далеки не то что от идеальных, а просто удовлетворительных. Ребятам приходилось сталкиваться с бытовыми неудобствами, что, как считали взрослые, шло только на пользу, укрепляло выдержку и дух.
«Я в детстве хулиганил и каждое лето ездил в трудовой лагерь при школе. Режим дня был расписан только до 16.00. Но на деле работали до 20 или до 22, особенно когда отставали от графика. Норма для 20-25 ребят было 125 тонн. 1 захудалый трактор, косили вручную. Многие болели (чирьи, животами маялись). По ночам судороги сводили конкретно».
И по сей день существуют летние трудовые лагеря для подростков, где дети могут с пользой провести время. Однако сейчас это нечто сродни оздоровительным сменам, где ребята обучаются новым видам деятельности, находят друзей, насыщенно проводят досуг и, конечно же, находятся в достойных условиях пребывания. При этом дети еще и получают зарплату за свой труд — символическую, конечно, но вполне достойную, чтобы ощутить гордость за самого себя.
Невозможно воспитывать ребенка без наказаний, ведь тогда есть риск, что чадо вырастет эгоистичным и уверенным в том, что ему все дозволено. Однако следует всегда соблюдать золотую середину, ведь некоторые методы воспитания могут напрочь сломать психику ребенка и оставить след на всю жизнь.