Чем знаменит чуйский тракт

Чем знаменит чуйский тракт

Чем знаменит чуйский тракт. Смотреть фото Чем знаменит чуйский тракт. Смотреть картинку Чем знаменит чуйский тракт. Картинка про Чем знаменит чуйский тракт. Фото Чем знаменит чуйский тракт

Чем знаменит чуйский тракт. Смотреть фото Чем знаменит чуйский тракт. Смотреть картинку Чем знаменит чуйский тракт. Картинка про Чем знаменит чуйский тракт. Фото Чем знаменит чуйский тракт

Чем знаменит чуйский тракт. Смотреть фото Чем знаменит чуйский тракт. Смотреть картинку Чем знаменит чуйский тракт. Картинка про Чем знаменит чуйский тракт. Фото Чем знаменит чуйский тракт

Чем знаменит чуйский тракт. Смотреть фото Чем знаменит чуйский тракт. Смотреть картинку Чем знаменит чуйский тракт. Картинка про Чем знаменит чуйский тракт. Фото Чем знаменит чуйский тракт

Чем знаменит чуйский тракт. Смотреть фото Чем знаменит чуйский тракт. Смотреть картинку Чем знаменит чуйский тракт. Картинка про Чем знаменит чуйский тракт. Фото Чем знаменит чуйский тракт

Чем знаменит чуйский тракт. Смотреть фото Чем знаменит чуйский тракт. Смотреть картинку Чем знаменит чуйский тракт. Картинка про Чем знаменит чуйский тракт. Фото Чем знаменит чуйский тракт

Чем знаменит чуйский тракт. Смотреть фото Чем знаменит чуйский тракт. Смотреть картинку Чем знаменит чуйский тракт. Картинка про Чем знаменит чуйский тракт. Фото Чем знаменит чуйский тракт

Чем знаменит чуйский тракт. Смотреть фото Чем знаменит чуйский тракт. Смотреть картинку Чем знаменит чуйский тракт. Картинка про Чем знаменит чуйский тракт. Фото Чем знаменит чуйский тракт

Чем знаменит чуйский тракт. Смотреть фото Чем знаменит чуйский тракт. Смотреть картинку Чем знаменит чуйский тракт. Картинка про Чем знаменит чуйский тракт. Фото Чем знаменит чуйский тракт

В давние времена при проезде бомов возница шел к началу узкого места и клал на дорогу шапку, чтобы встречный караван заметил и пропустил путников.

Иначе было не разъехаться.

В 1936 году через Катунь в районе села Иня построили первый в мире двухкабельный висячий мост. Проект подготовил студент-пятикурсник Сергей Цаплин. Это была его дипломная работа.

Цаплин сам претворял свой проект в жизнь: был главным инженером и начальником строительства. Возводили конструкцию зэки. Им сказали — как только мост будет готов, их отпустят. Потому мост прозвали «дембельским».

Заключенные руками натягивали тросы, крутили гайки. Канаты для моста скручивались на месте, прямо на льду застывшей Катуни с помощью задней оси грузовика.

Зэков действительно амнистировали. Но когда они уезжали, случилась трагедия: по пути одна из машин перевернулась, погибли 27 человек.

С 1970 года подвесной мост не используется — рядом построили новый железобетонный.

Источник

Чуйский тракт

Новости

Чем знаменит чуйский тракт. Смотреть фото Чем знаменит чуйский тракт. Смотреть картинку Чем знаменит чуйский тракт. Картинка про Чем знаменит чуйский тракт. Фото Чем знаменит чуйский тракт

Внимание! Локдаун!

Чем знаменит чуйский тракт. Смотреть фото Чем знаменит чуйский тракт. Смотреть картинку Чем знаменит чуйский тракт. Картинка про Чем знаменит чуйский тракт. Фото Чем знаменит чуйский тракт

Внимание! 4, 5, 6, 7 ноября наши офисы работать не будут!

Чем знаменит чуйский тракт. Смотреть фото Чем знаменит чуйский тракт. Смотреть картинку Чем знаменит чуйский тракт. Картинка про Чем знаменит чуйский тракт. Фото Чем знаменит чуйский тракт

Внимание! Изменение в расписании работы офиса!

Чем знаменит чуйский тракт. Смотреть фото Чем знаменит чуйский тракт. Смотреть картинку Чем знаменит чуйский тракт. Картинка про Чем знаменит чуйский тракт. Фото Чем знаменит чуйский тракт

Осторожно: мошенники!

Чем знаменит чуйский тракт. Смотреть фото Чем знаменит чуйский тракт. Смотреть картинку Чем знаменит чуйский тракт. Картинка про Чем знаменит чуйский тракт. Фото Чем знаменит чуйский тракт

От Сибири до Индийского океана

На дорожных картах Чуйский тракт значится под номером Р256. Трасса длиной 968 км начинается в Новосибирске и финиширует в селе Ташанта, что на самой границе с Монголией. Она пересекает Новосибирскую область, Алтайский край и Республику Алтай. Вдоль дороги расположены такие города как, Бердск, Новоалтайск, Бийск и другие.

Чем знаменит чуйский тракт. Смотреть фото Чем знаменит чуйский тракт. Смотреть картинку Чем знаменит чуйский тракт. Картинка про Чем знаменит чуйский тракт. Фото Чем знаменит чуйский тракт

Нулевой километр Чуйского тракта в Бийске

В свою очередь, тракт входит в состав трансазиатской трассы АН4. Его зарубежная часть начинается в монгольском приграничном городке Ярантай. Далее дорога идет через китайский Урумчи и заканчивается в пакистанском порту Карачи. Таким образом, стартовав в Сибири, можно с ветерком доехать до Индийского океана.

Этапы большого пути

Большинство дорог не имеет истории. Точнее, история у них, конечно, есть, но ее никто кроме дорожных строителей не знает. Совсем другое дело Чуйский тракт! Это дорога имеет богатую историю, о ней даже рассказывают школьные учебники. Дело в том, что на месте современной трассы еще тысячу лет назад проходил Мунгальский путь, по которому перемещали товары из России в Китай и обратно. Конечно, это был не Великий Шелковый путь, но он тоже имел большое значение.

Чем знаменит чуйский тракт. Смотреть фото Чем знаменит чуйский тракт. Смотреть картинку Чем знаменит чуйский тракт. Картинка про Чем знаменит чуйский тракт. Фото Чем знаменит чуйский тракт

Памятник строителям тракта

Обустройство караванной тропы началось во второй половине XIX века. Деньги на строительство выделила Сибирская железная дорога и бийские купцы. В 1901 году начались строительные работы, которыми руководил инженер И. И. Биль. Однако первый блин оказался комом. Построенный участок отработал несколько лет и разрушился. Правда, доходы купцов за этот короткий период выросли в шесть раз!

Чем знаменит чуйский тракт. Смотреть фото Чем знаменит чуйский тракт. Смотреть картинку Чем знаменит чуйский тракт. Картинка про Чем знаменит чуйский тракт. Фото Чем знаменит чуйский тракт

Музей Чуйского тракта в Бийске. Первые годы эксплуатации трассы

Поскольку тракт сулил большие выгоды, было решено возобновить строительство. В 1914 году начались изыскательские работы, и через два года на карте появился маршрут. На строительстве трассы были задействованы заключенные из окрестных лагерей, в том числе, немало репрессированных. Официально Чуйский тракт начал действовать 1 января 1935 года.

Чуйский тракт: step by step

Рассматривая карту достопримечательностей Алтая, можно обнаружить немало необычных памятников природы. Например, государством охраняются одиночный кедр в селе Залесово и степь у села Сибирячка. Не менее интересен вопрос о происхождении многих географических названий, дающих повод вволю пофантазировать. Например, у горы «Змеиной», возможно, топографов напугала змея. А при исследовании пещеры «Каторжной» было затрачено чересчур много сил и времени.

Чем знаменит чуйский тракт. Смотреть фото Чем знаменит чуйский тракт. Смотреть картинку Чем знаменит чуйский тракт. Картинка про Чем знаменит чуйский тракт. Фото Чем знаменит чуйский тракт

Зигзаги Чуйского тракта

Чуйский тракт весьма востребован среди авто-, мото- и велотуристов. Это вызвано не только живописными ландшафтами, которыми изобилует дорога, но и большим количеством примечательных мест, расположенных в непосредственной близости от трассы. Ну что же, совершим виртуальное путешествие по легендарной дороге.

37 км. Бердск. На берегах Бердского залива имеется множество турбаз, санаториев и пансионатов. Главным природным хитом этих мест считаются Бердские скалы. Они представляют собой высокий скальный участок вдоль правого берега Берди. Река здесь делает крутой разворот на 180 градусов.

Чем знаменит чуйский тракт. Смотреть фото Чем знаменит чуйский тракт. Смотреть картинку Чем знаменит чуйский тракт. Картинка про Чем знаменит чуйский тракт. Фото Чем знаменит чуйский тракт

Красоты равнинного Алтая

217 км. Новоалтайск. Подъездная дорога к Барнаулу. Столица Алтайского края находится чуть западнее от тракта, тем не менее, заслуживает внимания. Город основан во времена Петра I. Он появился благодаря открытию месторождения меди. Знаменитый уральский заводчик Демидов выбрал место для строительства медеплавильного завода на берегу реки Барнаулки. Это случилось в 1730 году.

Надежда Крупская, переезжая к Владимиру Ильичу в Шушенское, можно сказать, возвращалась в родные края. Ее дед, Василий Иванович Тистров, был родом из Барнаула. В 1823 году он стал первым смотрителем Алтайского краеведческого музея, который действует и поныне. Его стоит посетить, чтобы составить представление об истории и особенностях края.

Чем знаменит чуйский тракт. Смотреть фото Чем знаменит чуйский тракт. Смотреть картинку Чем знаменит чуйский тракт. Картинка про Чем знаменит чуйский тракт. Фото Чем знаменит чуйский тракт

Памятник Петру I в Бийске

250 км. У поворота на село Верхнее Жилино Косихинского района стоит скромный указатель – «Дом-музей летчика-космонавта Германа Титова». Из соседнего села Косиха родом поэт Роберт Рождественский.

364 км. В Бийском краеведческом музее действует экспозиция, посвященная Чуйскому тракту. Здесь представлены не только карты, планы и фотографии, но и древние артефакты, которые археологи нашли во время строительства дороги. В музее имеются модели автомобилей того времени, костюм шофера, а также картины, посвященные легендарной дороге.

400 км. Сростки. Алтайская земля чрезвычайно богата на выдающихся людей. Село Сростки в Бийском районе является родиной Василия Шукшина. Туристы посещают музей-заповедник и дом, в котором жил известный писатель. На горе Пикет стоит памятник Шукшину. Интересен парк скульптур «Чудики». Прототипами для забавных деревянных фигурок послужили герои рассказов Василия Шукшина.

Чем знаменит чуйский тракт. Смотреть фото Чем знаменит чуйский тракт. Смотреть картинку Чем знаменит чуйский тракт. Картинка про Чем знаменит чуйский тракт. Фото Чем знаменит чуйский тракт

Памятник Василию Шукшину в Сростках

416 км. Река Иша. На берегу имеются отличные места для отдыха. Поскольку течение плавное, есть возможность искупаться и позагорать на песчаном пляже. Рыбаков ждет отменная рыбалка.

Возле села Нижне-Каянча, которое административно относится к Алтайскому краю, находится туристический комплекс «Бирюзовая Катунь». Здесь имеется аквапарк, искусственное озеро, горнолыжные трассы, отели и базы отдыха. Комплекс расположен неподалеку от Горно-Алтайска.

Чем знаменит чуйский тракт. Смотреть фото Чем знаменит чуйский тракт. Смотреть картинку Чем знаменит чуйский тракт. Картинка про Чем знаменит чуйский тракт. Фото Чем знаменит чуйский тракт

511 км. От села Усть-Сема, что на Чуйском тракте, можно доехать до районного центра Чемал. В этих местах, на берегах Катуни, образовался, так называемый «Чемальский тупик». Крупнейшая алтайская зона отдыха протянулась от Чемала до села Соузга. Она включает кемпинги, турбазы, гостиницы, в которых можно остановиться на ночлег или остаться на отдых на продолжительное время.

530 км. Черга. В селе продают оригинальные сувениры из керамики. Есть возможность совершить полет на дельтаплане.

652 км. Онгудай. В эти удаленные места едут любители экстремальных развлечений. Особой популярностью пользуются Онгудайский, Кош-Агачский и Улаганский районы. От тракта расходятся туристские тропы по Северному и Южному Чуйскому хребтам.

686 км. Перевал Чике-Таман. Это красивое место находится между селами Хабаровка и Купчегень. На перевале есть смотровая площадка, с которой открывается открыточный вид. Есть кафе, где можно вкусно пообедать. В окрестностях перевала сохранились фрагменты старой дороги, которую возводили еще заключенные СибЛАГа.

691 км. Купчегень. Неподалеку от старинного села археологи откопали древнее городище. Комплекс назвали Кор-Кечу. К природным достопримечательностям этих мест относится Ильгуменский порог. Это излюбленное место поклонников экстремальных сплавов.

Чем знаменит чуйский тракт. Смотреть фото Чем знаменит чуйский тракт. Смотреть картинку Чем знаменит чуйский тракт. Картинка про Чем знаменит чуйский тракт. Фото Чем знаменит чуйский тракт

710 км. Речные террасы на Катуни считаются еще одним природным хитом.

722 км. Иня. Неподалеку от села высится большое количество древних курганов. Известной археологической достопримечательностью являются «Ининские стелы» высотой около двух метров. Не менее впечатляет Ининский подвесной мост, переброшенный через Катунь. Он был первым в мире двухцепным висячим мостом.

731 км. Река Чуя, которая и дала название тракту. Среди туристов популярно место, где она сливается с Катунью.

744 км. На легендарной трассе можно встретить памятники необычным персонажам. Здесь, например, увековечен герой старой песни, которая называется «Есть по Чуйскому тракту дорога». Слова к ней написал алтайский поэт Михаил Михеев. Она посвящена простому шоферу Кольке Снегиреву, который водил грузовик «АМО». Он был страстно влюблен в девушку Раю. Она тоже была шофером, но ездила на «Форде». Песня стала хитом 30-х годов. На ее основе даже сняли кинокартину «Ехали два шофёра».

Чем знаменит чуйский тракт. Смотреть фото Чем знаменит чуйский тракт. Смотреть картинку Чем знаменит чуйский тракт. Картинка про Чем знаменит чуйский тракт. Фото Чем знаменит чуйский тракт

Памятник шоферу Кольке Снегиреву

В 70-е годы возле скалы Белый Бом, что в Онгудайском районе, поставили памятник легендарному водителю. Деньги на него собрали друзья реального шофера Николая Ковалева, послужившего прототипом для героя песни. На памятной табличке выгравировали ее текст. Считается, что именно в этом месте разбился Снегирев. В 2014 году поставили новый памятник, а старый перенесли в Музей Чуйского тракта.

865 км. Пейзажи Кызыл-Чина. В Чуйской степи, в окрестностях села Чаган-Узун, высятся необычные разноцветные горы, напоминающие марсианский ландшафт.

942 км. Ташанта. Финишная точка Чуйского тракта. В селе действует пограничный КПП. Здесь пересекают российско-монгольскую границу. Вблизи села сохранились наскальные рисунки первобытных людей.

Из глубины веков

На Алтае, в окрестностях Чуйского тракта, сохранилось множество культовых сооружений, созданных руками древних людей. Например, возле села Тигирек Краснощековского района находится, так называемая «Лев-гора». Свое название она получила из-за скалы, похожей на египетского сфинкса. На вершинах близлежащих гор археологи нашли плоские обработанные камни. По всей видимости, они играли роль жертвенников.

Алтай известен также своими курганами. Их относят к так называемой назырской культуре. В некоторых захоронениях нашли мумии – точно такие же, как в Египте! Возраст некоторых курганов превышает 5000 лет! Они старше египетских пирамид. Не менее интересны пирамиды ступенчатой формы высотой около полутора метров. Они установлены прямо на курганах. Их обнаружили в Чарышском районе на берегу реки Сентелек.

Чем знаменит чуйский тракт. Смотреть фото Чем знаменит чуйский тракт. Смотреть картинку Чем знаменит чуйский тракт. Картинка про Чем знаменит чуйский тракт. Фото Чем знаменит чуйский тракт

Порой в этих краях находят и вовсе удивительные вещи. Рассказывают случай, когда возле села Покровка под землю провалился мальчик. Вскоре мать нашла у него золотое изделие, которое явно было изготовлено много веков назад. Слух о находке быстро облетел округу, и вскоре в село прибыли археологи. Экскаватором и лопатами они сняли верхний слой почвы в том месте, где провалился ребенок. В земляной нише оказалась статуя индийского божества. «Золотой Будда» весил 25 кг!

Место силы

Чем знаменит чуйский тракт. Смотреть фото Чем знаменит чуйский тракт. Смотреть картинку Чем знаменит чуйский тракт. Картинка про Чем знаменит чуйский тракт. Фото Чем знаменит чуйский тракт

Красоты Горного Алтая

Источник

Чуйский тракт: история и современность. Фотографии тракта

Чуйский тракт – современная федеральная автомобильная дорога Р-256 (М-52) «Новосибирск – Барнаул – Горно-Алтайск – граница с Монголией». Протяженность Чуйского тракта – 953 км. Дорога получила свое название по имени реки Чуя (самому значительному притоку Катуни, длина 320 км., начинается двумя истоками на западном склоне хребта Чихачёва, которые сливаются в районе с. Кош-Агач), по берегу которой тракт идёт в Онгудайском и Кош-Агачском районах Республики Алтай. Исторически Чуйским трактом называли автомобильную дорогу от г. Бийска до границы с Монголией. С 1961 г. название Чуйский тракт закреплено за автодорогой от Новосибирска до Ташанты.

По версии научно-популярного журнала «National Geographic» Чуйский тракт, единственная дорога России, которая вошла в список десяти самых красивых автомобильных дорог мира. «Эта старинная дорога – первая ниточка, соединившая Россию и Китай много столетий назад. Проехать по «Чуйскому тракту» – все равно, что пересечь всю Россию…».

Чуйский тракт, согласно исследованиям, впервые упоминается в древних хрониках Китая как «Мунгальский тракт». В русских книгах записи об этой «караванной тропе» встречаются в книге «Большого чертежа всему Московскому государству» (XVI в.). Исторические корни Чуйского тракта имеют тесную взаимосвязь с проникновением на Алтай Великого шелкового пути.

Поводом для начала регулярной торговли на Чуе в XIX в. послужило ежегодное религиозное шествие джунгарских дербетов, которые в сопровождении монгольского войска ежегодно отправлялись для осуществления обрядов в верховьях реки Катуни, в урочище Байхач, где находилось большое священное дерево. Постепенно к дербетам присоединяются пограничные жители пикетов Тархаты и Джидар. В местечке Бураты в то время проходили 3 ярмарки. Первая в начале июня под названием «Черю кельди» (Войско пришло), видимо связанная с приходом монгольского войска. В августе проводилась вторая ярмарка под названием «Калан» (продажа в долг). Этот вид торговли был кредитным. Третья под названием «Шаланга» (рождественская ярмарка) проходила в декабре. Сначала монголы и китайцы торговали с местным населением, затем вступили в контакт с русскими купцами на ярмарке. Основным предметом торговли русских купцов на Чуе была юфтевая кожа, закупали они сурковые и другие шкурки. Солдаты и офицеры постепенно вытеснились китайскими и монгольскими купцами, торговые операции приобретали все более важное значение (Табаев, 1975: с. 7).

В результате организации регулярных торговых отношений были построены первые избушки на Чуе, в месте, которое теленгиты называли Кожо-Агач. Завозить товары в горы на большие расстояния по опасной тропе без перевалочных пунктов было довольно сложно, поэтому начали строиться промежуточные базы, позже превратившиеся в сёла. Первый такой пункт устроил купец Шебалин. Его заимка превратилась в крупное село Шебалино, ныне районный центр Республики Алтай. Позднее появились перевалочные пункты в с. Топучая, с. Онгудай и с. Кош-Агач. Пионерами торговли здесь были бийские купцы Хабаровы и житель Змеиногорска Токарев. В 1864 г. в Кош-Агаче было уже 10 избушек-складов, а бийский купец 1-й гильдии В.А. Гилёв построил себе жилой дом. В 1870 г. купцы Гилёв, Бодунов, Смирнов и Котельников пересекли границу с Монголией, а позже и границу с Китаем, где открыли свою торговлю. Во 2-й половине XIX в. силами крестьян из близлежащих сел была построена дорога от Бийска до Шебалино, по которой можно было проехать на телеге. На участке от Шебалино до Кош-Агача грузы продолжали перевозить только вьючным способом.

С 1870-х гг. началось постепенное переустройство вьючного пути в колесную дорогу через села Алтайское, Черга, Шебалино. Село Онгудай становится важным перевалочным пунктом и в 1891 г. там была учреждена таможня.

С целью капитального устройства тракта в 1880-х гг. по всей линии Чуйского тракта под руководством инженера Брещинского проводились первые изыскательские работы. Рассматривалось несколько вариантов строительства. По максимальной смете предполагалось не только соорудить дорогу, по которой можно было бы передвигаться на телегах, но и построить шестнадцать постоялых дворов для отдыха и смены лошадей. Но эти проекты так и остались на бумаге из-за отсутствия средств. Весной 1901 г. приступили к строительству участка дороги от Шебалино до Кош-Агача. С этой целью на Алтай были командированы из Московской сапёрной бригады два офицера и тридцать нижних чинов. Строили тракт и крестьяне из ближайших деревень и сел. Всего в работе участвовало от 80 до 158 рабочих.

Бийские купцы организовали подписку в пользу дороги среди лиц, торгующих с китайскими подданными, и в короткий срок собрали 10 тыс. руб. В середине 1903 г. строительство дороги было завершено, и началось регулярное движение колесных повозок на всем протяжении тракта. В это же время начала действовать телеграфная линия между Бийском и Кош-Агачем.

Бурное развитие промышленности заставило вновь обратить внимание на Чуйский тракт теперь уже в плане капитального строительства для движения автомобилей. В 1913 г. на Алтай прибыла экспедиция с целью составления проекта строительства Чуйского тракта под руководством техника путей сообщения Вячеслава Яковлевича Шишкова (1873–1945), впоследствии известного писателя, автора романа «Угрюм река», эпопеи «Емельян Пугачев», путевых очерков «По Чуйскому тракту» и др.

Шишков Вячеслав Яковлевич родился в 1973 г. в г. Бежецке Тверской губернии в семье купеческого приказчика. После окончания Бежецкого городского училища он поступил в Вышневолоцкое техническое училище. В конце 1894 г. техник В.Я. Шишков был направлен на работу в г. Томск в Управление округа путей сообщения по рекам Западной Сибири.

В период с 1909 г. по 1914 г. В.Я. Шишков работал в изыскательских экспедициях на реках: Обь, Чарыш, Бия, Енисей, Лена, Катунь, Нижняя Тунгуска и других. В мае 1913 г. в качестве техника Томского округа путей сообщения он руководил Чуйской экспедицией по изысканию тракта из Бийска до монгольской границы у Кош-Агача. Вот так характеризует В.Я. Шишков свое путешествие по Алтаю: «Алтай все надвигается и надвигается, идет на вас. Горы закрыты голубыми фатами. Целомудрием от них веет, непорочной чистотой. Тройка ваша бежит вперед, а Алтай все ближе становится. Горы сбрасывают одну за другой воздушные пелены, прекрасную наготу свою открывают, чаруют вас, обещают, что-то сулят. Горы отдельными сопками обходят вас, ловко заходят в тыл и с боков, и вы чувствуете, что незаметно, с каждым шагом попадаете все крепче в сладкий плен Алтая. Алтай идет на вас».

В 1916 г. проект был закончен и сдан заказчикам. Он предусматривал два варианта. Один из них – на всем протяжении правым берегом реки Катуни, с целью миновать все паромные переправы с выходом на левый берег в районе бома Кур-Кечу. Другой вариант – от Бийска сразу на левый берег Катуни и через села Смоленское, Алтайское до села Черга, от которого по ныне существующей трассе до Монголии. Работы по строительству тракта были прерваны Первой мировой войной, событиями Революции и Гражданской войны.

26 мая 1922 г. постановлением ВЦИК Чуйскому тракту был присвоен статус государственного. В 1922 г. на Чуйском тракте начались новые работы. Был выбран Катунский вариант направления дороги, который предусматривал следующий маршрут: Бийск – Майма – Чемал – Каянча. Планировалось соединение со старой дорогой в районе бома Кур-Кечу. Позднее было решено сделать переход с правого берега Катуни на левый в районе села Усть-Сема Чемальского района, а новый тракт соединить со старым в районе села Черга Шебалинского района.

В 1924–1925 гг. развернулись дорожные работы в горной части тракта. В 1931 г. началось строительство Чуйского тракта как автомобильной дороги. В 1933 г. в связи с важным военно-стратегическим значением строительство Чуйского тракта было передано в ведение НКВД и за автомагистралью закрепилось название «Чуйский военизированный тракт». Работы на строительстве дороги велись вручную в труднейших условиях силами жителей прилегающих сел и заключенных. Вдоль тракта на расстоянии 15-20 км друг от друга строились «командировки» — рассчитанные на 300-400 заключённых лагеря. Раскулаченные сибирские крестьяне стали строителями тракта. В течение 1931–1934 гг. было проложено 363 км шоссейной дороги с гравийным и щебеночным покрытием.

При строительстве новой дороги большое значение придавалось строительству мостов. В 1923 г. был построен мост через р. Чую около с. Кош-Агач, три парома через р. Катунь на двенадцать подвод каждый. В 1934 г. заключенными был построен крупнейший в Советском Союзе наплавной понтонный мост. В 1934 г. началось сооружение первого в мире двухкабельного висячего моста через Катунь у с. Иня, спроектированного С.А. Цаплиным. В 1935 г. были сданы в эксплуатацию деревянный мост через р. Бию в г. Бийске, деревянный мост через р. Ишу и мост через р. Катунь у с. Усть-Сема.

В июле 1934 г. состоялся первый автопробег Бийск – Кош-Агач для проверки построенных участков полотна и эксплуатационных качеств отечественных автомобилей «ЗИС-5». За 5 дней 28 грузовых и 2 легковых автомобиля прошли по труднейшей горной дороге.

Чуйский военизированный тракт на всем протяжении (Бийск – Майма – Усть-Сема – Черга – Онгудай – Иня – Кош-Агач – Ташанта) был сдан в эксплуатацию 1 января 1935 г.

В годы Великой Отечественной войны Чуйский военизированный тракт становится дорогой стратегического назначения. По нему перевозилась продукция горнодобывающей промышленности (ртуть, вольфрам и др.), сельского хозяйства (мясо, молоко, зерно, панты маралов, шерсть и др.), шли караваны с грузами из Монголии.

На фронт за годы Великой Отечественной войны от Управления дороги было мобилизовано 84 работника. В 1941 г. с Алтая на фронт был направлен 71-й дорожно-эксплуатационный полк, сформированный в Бийске, который состоял в основном из высококвалифицированных шоферов и дорожников с Чуйского тракта – из Бийска, Маймы, Шебалино, Ини, Онгудая и Кош-Агача.

Приходили распоряжения и о мобилизации на фронт автомобилей. В предписании говорилось, что машина должна быть в полной исправности и с комплектом положенного к ней инструмента. Таким образом, на фронт была отправлена почти вся действующая техника. На обслуживание перевозок осталось всего 40 автомобилей устаревших марок. Грузы возили на лошадях, быках, на Чуйский тракт вернули верблюдов.

За время своего существования Чуйский тракт неоднократно обновлялся: в 1956–1957 гг. был осуществлен капитальный ремонт участка дороги Усть-Сема – Шебалино. В 1959 г. построен капитальный железобетонный мост через р. Катунь у с. Усть-Сема. В 1964 г. – мосты через р. Бия и Иша, в 1970 – мост через р. Катунь у с. Иня. В 1984 г. введена новая дорога через перевал Чике-Таман и построена обводная дорога, выводящая автомобили на Чуйский тракт, минуя город Бийск.

Чуйский тракт знаменит своими перевалами. Семинский перевал (Дьая Менку в пер. с алтайского Вечная грива) – самая высокая точка Чуйского тракта. Высота перевала 1717 метров над уровнем моря. Название перевала происходит от монгольского «себи» – крепость. Во все времена это было труднопроходимым местом, т.к. зимой здесь лежали огромные снега, а с весны до поздней осени было вязкое болото. Перевал разделяет бассейны рек Туэкты и Семы.

Семинский перевал – уникальный природный комплекс и важный стратегический пункт в истории народов, символ выдающего исторического события. На вершине установлен памятник, посвященный 200-летию добровольного вхождения алтайского народа в состав Российского государства.

Семинский перевал – государственный памятник природы. Он ценен как природный комплекс – рубеж Северного и Центрального Алтая. Перевал имеет несколько высотных почвенно-растительных поясов: лесостепной, лесной, горно-таежный, высокогорный. Растительный покров перевала имеет большую научную и практическую ценность. В составе растительных сообществ насчитывается 4 эндемика: кровохлебка Азовцева, роза остроиглистая, родиола морозная, дендрантема выемчатолистная. На перевале произрастают кедр сибирский, карликовая березка, ива, кедровый стланец, герань белоцветковая, горец змеиный, кандык, ветреница алтайская, золотой корень и другие растения. На Семинском перевале расположен учебно-тренировочный центр «Семинский перевал» – спортивная база олимпийского резерва России.

Не менее живописным является перевал Чике-Таман (в пер. с алтайского «Прямая подошва»). Высота перевала 1295 метров над уровнем моря. В 1996 г. перевал Чике-Таман объявлен памятником природы. Из исторических источников известно, что дорога через перевал существовала с незапамятных времен. Старожилы до сих пор показывают следы древней дороги, вырубленной в скалах. Её строительство относят к Х–ХII вв.

Позднее через перевал было проложено несколько путей. С.П. Швецов пишет: «Раньше существовало три дороги: на гору Чике-Таман, Ириндуой и на Чернореченскую дорогу». В 1903 г. было завершено строительство дороги от Онгудая до Кош-Агача, в т. ч. и через перевал Чике-Таман. Позже большие строительные работы проводились в 1924–1925 гг. В 1927 г. была закончена прокладка новой трассы через Чике-Таманский перевал. Этот вариант дороги с щебеночным покрытием использовался до 1980-х гг. Эта трасса имеет большое количество петель и виражей.

Применение современных технологий и материалов на автомобильной дороге Р-256 «Чуйский тракт» способствует повышению транспортно-эксплуатационных характеристик и безопасности движения.

Федеральная магистральная автомобильная трасса Р-256 (М-52) «Новосибирск – Барнаул – Горно-Алтайск – граница с Монголией» («Чуйский тракт») в сети автомобильных дорог Республики Алтай занимает главное место. Она обеспечивает выход России к границе с Монголией и Китаю. Дорога международного значения способствует организации транспортной связи между Республикой Алтай и соседними регионами: Алтайским краем, Новосибирской и Кемеровской областями. Велико ее внутреннее значение – обеспечение транспортной доступности для большей части районов республики, связь со столицей региона – городом Горно-Алтайском, выход на ближайшую железнодорожную станцию – город Бийск.

На нашем сайте вы можете прочесть о следующих достопримечательностях, расположенных рядом с Чуйским трактом или недалеко от него: мемориальный знак В.Я. Шишкову перед селом Манжерок, озеро Манжерокское, водный источник Аржан-Суу.

Список литературы:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *