Чем знаменит ипатьевский монастырь
Краткая история Ипатьевского монастыря
Костромской Ипатьевский монастырь – главная достопримечательность города Костромы вызывает особый интерес у туристов. Монастырь окружает каменная стена с бойницами и башнями. Он расположен в живописном месте на берегу реки Костромы недалеко от места её впадения в Волгу.
Монастырь был основан в конце 13 века костромскими боярами Зерновыми. Боярин Дмитрий Александрович Зернов в числе знатных бояр служил великому князю Московскому Ивану Калите. Свой монастырь бояре Зерновы назвали Ипатьевским потому что его главный, тогда ещё деревянный Троицкий собор, был заложен в марте, в день памяти епископа Ипатия Гангрского.
С древних времён монастырь являлся важным оборонительным сооружением. В 1382 году за дубовыми стенами Ипатьевского монастыря скрывался, во время набега хана Тохтамыша на Москву, Дмитрий Донской. В 1408 году в Ипатьевском монастыре, во время набега хана Эдигея, укрывался великий князь московский Василию I. Отсюда Василий призывал народ к выступлению против татаро – монгол.
На протяжении 350 лет Ипатьевский монастырь находился под покровительством рода Годуновых, которые считаются потомками Зерновых. А сам род Годуновых, судя по Родословным книгам, имеет будь то бы золотоордынское происхождение: «В лето 6838 (1330) прииде из Орды князь Чет, а во крещении Захария, а у Захарии сын Александр, у Александра сын Дмитрий Зерно, а Дмитриевы дети Иван да Константин Шея, да Дмитрий, а у Ивана Димитриевича Зернова дети Фёдор Сабур, да Иван Годун.» Род Годуновых в последствии превратил обитель Ипатия в лавру.
Весной 1435 года великий князь Московский Василий II во время борьбы с галичским князем Василием Косым расположился станом у стен Ипатьевского монастыря, а Василий Косой в Костроме. Противостояние по обеим сторонам реки Костромы было завершено миром, который был заключен в стенах монастыря.
В память этого события великий князь Василий Васильевич дал монастырю права на пользование перевозом через реку Кострому. Это была первая грамота жалованная Ипатьевскому монастырю.
Годуновы, потомки Зерновых, не забывали о своём родовом Ипатьевском монастыре, особенно с тех пор как Дмитрий Годунов стал постельничим Ивана Грозного. Его племянник Борис Федорович впоследствии стал фактическим правителем государства при безвольном царе Фёдоре Ивановиче, а с 17 февраля 1598 года Борис Годунов стал царём всея Руси.
В 1586 – 1590 годах на средства Дмитрия и Бориса Годуновых была воздвигнута 518 метровая каменная стена вокруг монастыря. Борис Годунов перестроил многие деревянные здания в каменные, в том числе и Троицкий собор. В 1603 году Борис Годунов построил оригинальную колокольню, имеющую вид стенообразной звонницы.
Ставленник Лжедмитрия Вельяминов заперся с поляками в Ипатьевском монастыре, где духовенство встретило поляков очень тепло и даже послало Лжедмитрию II делегацию с признанием Лжедмитрия царём всея Руси. Шесть месяцев народ осаждал монастырь, захваченный поляками и предателями. Воевода Лжедмитрия Вельяминов, выйдя с ратью из монастыря 1 мая 1609 года, попытался разбить народное ополчение, но был вынужден вновь укрыться за его стенами.
Освобождение России от врагов, начатое Мининым и Пожарским, увенчалось полным успехом. С начала 1613 года в Ипатьевском монастыре проживал 16 летний Михаил Романов и его мать инокиня Марфа. В это время в Москве был созван Земский Собор, который избрал на царство Михаила Романова. 14 марта 1613 года в Троицком соборе монастыря Ипатьевского монастыря Михаил Романов дал согласие вступить на московский престол.
В 17 веке протяженность крепостных стен монастыря увеличилась до 825 метров и они были надстроены до высоты 9 метров, при толщине стен более 2 метров. В настоящее время стены монастыря имеют 8 башен и 5 ворот.
Троицкий собор богато украшен фресковой живописью второй половины 17 века. В соборе великолепный иконостас, верх которого был сделан в Петербурге по заказу императрицы Елизаветы Петровны, в 1758 году Елизавета Петровна подарила его монастырю.
В монастыре находятся усыпальницы бояр Годуновых, всего в монастыре их три: в первой за алтарём погребен его основатель Захарий, его жена, их сын Александр Зерно, его дети и правнуки, потомки Зерновых – Сабуровы и Годуновы. Из рода Годуновых здесь похоронено 52 человека, в том числе отец и мать Бориса Годунова.
Звонница Монастыря была построена в 1603 – 1605 годах на средства дяди Бориса Годунова, Дмитрия Годунова. Звонница имеет длину 23 метра, ширину 7 метров, высоту 37 метров. В 17 века на звоннице были размещены 19 колоколов с общим весом 1100 пудов.
Палаты бояр Романовых были построены в 1586 – 1588 годах, первоначально в них проживал келарь, и они назывались келарскими кельями. Здесь в 1613 году имели временную резиденцию царь Михаил Романов и его мать инокиня Марфа (Ксения Ивановна Шестова). Поэтому вначале это здание называли «Дворцом царя Михаила Романова», потом «Царскими чертогами», а с 1863 года стали называть «Палаты бояр Романовых».
В монастырском архиве хранились копии с грамот великого князя Василия Тёмного, царей Ивана Грозного, Фёдора Ивановича, Бориса Фёдоровича Годунова, Василия Ивановича Шуйского, Михаила Фёдоровича Романова.
В ризнице монастыря до революции было богатое собрание предметов древности из самых разнообразных материалов: из золота, серебра, жемчуга, бархата, драгоценных камней, парчи и прочего. Много различных рукописных и старопечатных книг, имелись лицевые рукописные Евангелия и Псалтыри.
Город Кострома по праву гордится Ипатьевским монастырём, одним из великолепных памятников зодчества в России.
История Ипатьевского монастыря
За полвека до Куликовской битвы.
Есть основания полагать, что монастырь был заложен в 1330 году на средства татарского мурзы Чета, влиятельного вельможи Золотой Орды, который направлялся через эти края по пути в Москву на службу к великому князю Ивану Калите. На подходе к Костроме, в том месте, где сейчас стоит монастырь, Чет облюбовал дубовую рощу для отдыха. Во время отдыха ему было видение Божией Матери с апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием, после чего он был исцелен от какого-то недуга. В благодарность Богу усердием татарского мурзы на этом месте вскоре была основана обитель.
Священномученик Ипатий, имя которого носит монастырь, жил на рубеже III – VI веков, был епископом города Гангра. Он был не очень широко известен на Руси, но Божий промысел судил Ипатию память и славу в далекой от его родины стороне.
Кто-то удивится, узнав, что в создании славного русского монастыря принимал участие знатный татарин, каковым был Чет. Таких фактов, действительно, не так много в истории Руси, но следует помнить, что взаимоотношения азиатских кочевников и русичей, выяснявших отношения в течение нескольких столетий, были намного сложнее и разнообразнее, чем о них говорят сухие строки учебников истории. Наша земля обустраивалась всеми, кто здесь жил, кто не чувствовал себя временщиком и чужестранцем, кто был созидателем по своему духу. Таков был и мурза Чет. Справедливости ради отметим, что выдвигались и другие версии, касающиеся времени появления обители. Академик С. Б. Веселовский относил время её основания к концу XIII века.
Современные историки полагают, что обитель возникла ещё раньше – примерно в середине XIII века. Возможно, её основали новгородцы, почитавшие священномученика Ипатия как покровителя посадников своего города. Однако большая роль мурзы Чета в становлении Ипатьевского монастыря не подлежит сомнению.
Годуновы в судьбе монастыря.
После исцеления Чет крестился с именем Захария. Вместе с ним приняли православное крещение и люди из его ближайшего окружения. В пятом поколении рода Чета-Захарии рождаются два брата, которые впоследствии принимают разные фамилии: Федор Иванович Сабур и Иван Иванович Годун. Это были родоначальники знаменитых родов Сабуровых и Годуновых. Все они, начиная с Захарии, отличались глубокой набожностью, приезжали сюда доживать свой век, желая быть погребенными в стенах монастыря. Некоторые из них приняли здесь монашеский постриг. Завещали похоронить себя на монастырском кладбище практически все потомки Захарии. В стенах Ипатьевского монастыря похоронено несколько поколений предков Бориса и Ирины: их родители — Фёдор Иванович Годунов и его супруга Стефанида Ивановна (в инокинях Сандулея), их дед Иван Григорьевич Годунов и его супруга (нам известно только её иноческое имя Агриппина), их прадед Григорий Иванович Годунов (в иночестве Герасим) и другие. В монастыре был погребён и Дмитрий Иванович Годунов, постельничий Ивана Грозного, столь много сделавший для карьеры своего племянника Бориса при царском дворе. Если бы Борис Годунов не стал царем, его бы тоже похоронили здесь, рядом с отцом и матерью.
Со временем на территории монастыря образовались три усыпальницы, где находилось 52 захоронения. Ныне частично сохранилась только одна из трех усыпальниц, а могилы Захарии и его ближайших потомков утеряны. Так или иначе, земля Ипатьевской обители до сего дня покоит прах знаменитых родов Годуновых и Сабуровых, оставивших заметный след в истории Отечества.
Первой крупной постройкой здесь была деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы, на месте которой в 1560 году был построен пятиглавый каменный собор с тем же Троицким престолом и приделами во имя святого апостола Филиппа и священномученика Ипатия. Храм был сравнительно небольшим. (Именно в нем 14 марта 1613 года был призван на царствие Михаил Романов.)
В XIV и XV веках Ипатьевская обитель была довольно небольшой и малоизвестной. Возвышение рода Годуновых послужило началом к переустройству монастыря. Начиная с середины XVI столетия до 1605 года, то есть за 50 лет, был выполнен комплекс работ по каменному строительству в монастыре. Комплекс включал в себя сооружение вышеупомянутой Троицкой церкви, монастырских стен с въездными воротами, среди которых особое положение занимали Святые парадные ворота с надвратной церковью во имя великомученика Феодора Стратилата и великомученицы Ирины. Церковь возведена в честь соименных святых царя Феодора Иоанновича и его супруги царицы Ирины. Как было написано в закладной доске: «. на память от рода в род по душех своих и по своих родителей в вечный поминок».
Ипатьевский монастырь — характерный образец крепостной архитектуры Древней Руси XVI века. Каменная ограда монастыря, неприступная извне, с внутренней стороны имела важные преимущества для организации обороны. Главное боевое значение имели башни (стрельницы), где устанавливались крупные орудия. Для хранения пороха предназначалась специальная Пороховая (северо-восточная) башня. В Водяной башне был потайной выход к реке Костроме, что обеспечивало бесперебойное снабжение водой во время осады. Стены и башни с внутренней стороны связаны широким переходом — галереей боевого хода. Так монастырь стал крепостью на подступах к городу на старой Ярославской дороге.
Дмитрий Годунов внёс огромный вклад в монастырскую ризницу и библиотеку. Многие из вкладных Годуновских икон хранятся в фондах Костромского музея-заповедника, куда они поступили из ризницы Ипатьевского монастыря, некоторые из них можно встретить в московских музеях: Третьяковской галерее, Историческом музее, Оружейной палате Московского Кремля и других музейных хранилищах.
Д. И. Годунов заказывал много рукописей. Несколько весьма ценных рукописных книг он передал Ипатьевскому монастырю, в храмы Московского Кремля и церкви других го родов и монастырей. Рукописи украшались миниатюрами, одевались в богатые серебряные и позолоченные оклады, большинство из них изготовлялось в царских мастерских.
Из Ипатьевского монастыря происходит лицевое, то есть снабженное иллюстрациями, Евангелие 1605 года, хранящееся в Оружейной палате Московского Кремля. Оно на писано превосходным полууставом и украшено голубыми с золотом заставками и многочисленными миниатюрами. Среди них — сложная композиция «Родословное древо Иисуса Христа», включающая библейских «предков Христа» в медальонах и «Рождество Христово».
Годуновы жертвовали в Ипатьевский монастырь ценные сосуды из серебра, украшенные чеканкой или гравированными изображениями и орнаментом: водосвятные чаши, панихидные блюда. Предметы церковной утвари: массивный потир, дискос, копие и лжица — сделаны из золота и украшены чеканными изображениями. На одном из потиров есть надпись: «Лета 7107 (1599) при царе и великом князе Борисе Федоровиче всея Руси дал сей потир в дом Пречистые и Живоначальные Троицы в Ыпацкой монастырь золотые сосуды патырь, звездицу, три блюдца, лжицу, копейцо. Дал конюшей и боярин Дмитрей Иванович и сын его Владимир по своей душе и по своих родителей в вечный благ».
Время смут и испытаний.
С наступлением Смутного времени для Ипатьевской обители начались трудные дни. В 1608 году монастырь I был оккупирован одним из отрядов самозванца Лжедмитрия II, но прибывшее из Галича народное ополчение организовало правильную и успешную осаду крепости. При этом вокруг стен был вырыт осадный ров.
Летом 1609 года отряд самозванца был выбит из монастыря. Во время штурма была взорвана стена. От взрыва значительно пострадали обе надвратные церкви и Троицкий собор.
Юный царь Михаил Романов.
История Святой Руси хранит для будущих поколений уроки тяжких невзгод и потрясающих триумфов. Русский народ в своей истории был ведом Богом то путем славы и величия во времена всеобщего стремления к благочестию и чистоте духовной, то по тернистому пути испытаний за великие грехи наши. Но как только православный народ возносил покаянные молитвы, Русь возвращалась на путь благоденствия. Так было и во время Смуты начала XVII века, по слову Пушкина, «величественной драмы, начавшейся в Угличе и закончившейся в Ипатьевском монастыре».
После нескольких лет войн и раздоров пришло время единения и все общего национального согласия. В феврале 1612 года Кострома напутствовала нижегородское народное ополчение, которое двигалось в Москву для окончательного освобождения от польского засилья.
Вскоре в Москве собирается Земский Собор, который «яко едиными усты» избирает на русский престол шестнадцатилетнего Михаила Романова. 21 февраля 1613 года Собор присягнул православному царю. Сам избранник в это время пребывал в своей костромской вотчине – селе Домнине.
Из Москвы в Кострому было отправлено Великое Посольство для изъявления воли народа вновь избранному монарху. В это же самое время поляки, узнав об избрании Михаила, решили захватить его. Но русский крестьянин Иван Осипович Сусанин ценой своей жизни спас юного царя – надежду России.
14 марта, на двенадцатый день своего движения от Москвы, посольство торжественным шествием с правого берега по льду Волги направилось к Ипатьевскому монастырю. В то же время вторая процессия из духовенства и мирян двигалась из Костромы. Обе процессии были встречены у стен монастыря Михаилом и его матерью, инокиней Марфой. Был воскресный день, колокольные звоны всех костромских церквей оглашали это историческое событие. Послы преподнесли избраннику грамоты. Однако юный избранник, памятуя о недавних интригах и предательствах, долго отказывался от оказанной ему чести. И только после шестичасового увещеванья послы убедили Михаила отринуть сомнения, принять решение Собора и положиться на «праведные и непостижимые судьбы Божий». Представ пред чудотворным образом Феодоровской Божией Матери, Михаил Романов был благословлен на царство.
Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь – детище татарского мурзы и наследие Годуновых
Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь в Костроме
Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь – мужской монастырь, древнейшая обитель в нашем отечестве, основанная в XIV веке в честь Пресвятой Троицы и во имя святителя Ипатия, епископа Гангрского. Монастырь расположен в западной части Костромы, там, где одноименная река впадает в Волгу. Вокруг – речные дали, деревянные домики и заволжские холмы. Живописный уголок вокруг монастыря костромичи назвали Ипатьевым мысом.
Татарский основатель русского монастыря
Монастырь заложен в 1330 году на средства татарского мурзы Чета. Выходец из Золотой Орды, знатный татарский вельможа мурза Чет, добровольно перешел на службу к великому Московскому князю Ивану Даниловичу Калите.
Переправляясь по Волге, мурза тяжело заболел и раскинул для отдыха и лечения шатер в устье реки Костромы при впадении ее в Волгу. Во сне вельможе явилась Пресвятая Богородица с апостолом Филиппом и великомучеником Ипатием Гангрским. Богоматерь обещала исцелить Чета, если он примет христианство и построит обитель в честь святого Ипатия.
Прибыв в Москву, мурза принял христианство, получив при крещении имя Захария, и испросил у великого князя разрешение заложить монастырь на месте своего исцеления. Усердием татарского мурзы на берегу реки Костромы в благодарность Богу основана обитель в честь великомученика Ипатия.
Обитель, покровительствуемая Годуновыми
В пятом поколении рода Чета – Захарии – родились два брата: Федор Иванович Сабур и Иван Иванович Годун, родоначальники знаменитых родов Сабуровых и Годуновых. Со времен возвышения рода Годуновых, потомков легендарного мурзы, начался расцвет монастыря. К концу XVI века их стараниями монастырь стал центром политической и духовной жизни средневековой Руси. Настоятель обители игумен Иаков в 1599 году был облачен в сан архимандрита.
Неприступная крепость
Ипатьевский монастырь во времена Годуновых – неприступная крепость. Монастырь окружали высокие дубовые стены, в центре двора – храм, освященный во имя Живоначальной Троицы. В XVI веке здесь построены каменные стены, соборы, звонницы и кельи. Древние крепостные стены поражают мощью.
Обитель окружали земляные валы, толщина стен 3 метра, высота – от 6 до 11. Каменная ограда, неприступная извне, с внутренней стороны имела башни-стрельницы, где устанавливали крупные орудия.
Порох хранился в специальной Пороховой башне, а в Водяной башне – потайной выход к реке Костроме. Стены и башни с внутренней стороны связаны широкими переходами. Так монастырь стал крепостью при подъезде к городу по Ярославской дороге.
Родовая усыпальница
Годуновы принимали иноческий постриг и доживали свой век в Ипатьевском монастыре, желая упокоиться в родовой усыпальнице – «гробовых палатах», внутри которых висели родовые образа в драгоценных ризах. На надгробных плитах лежали расшитые золотом, серебром и жемчугом покрова, перед образами горели лампады.
На территории монастыря образовалось три усыпальницы с 52 захоронениями. Земля Ипатьевского монастыря до сих пор покоит прах знаменитого рода Годуновых, которых поддерживала постоянная молитва монастырской братии, прерванная в 1919 году из-за закрытия монастыря.
Годуновы – собиратели и дарители бесценных древностей
Дмитрий Иванович Годунов заложил традицию бесценного собрания древностей в монастыре. Опричник царя Ивана Грозного, Дмитрий Годунов – ценитель и знаток прекрасного, человек с тонким художественным вкусом. В его домашней мастерской лучшие иконописцы, ювелиры и мастера миниатюр Московского Кремля создавали удивительные по совершенству произведения.
Храмовые двери первого «годуновского» каменного собора изготовлены в XVI веке по заказу Дмитрия Годунова в мастерских Московского Кремля и выполнены в редчайшей технике золотой наводки на меди. Двери обиты медными листами с изображением на них библейских пророчеств и евангельских сюжетов.
Золотой оклад на храмовый образ Пресвятой Троицы, золотой комплект богословских сосудов и водосвятных чаш, панихидные блюда, гобелены и ювелирные украшения – вклады Дмитрия Ивановича в Троицкий собор, подчеркивают его намерение возвысить древнюю родовую обитель. Предметы церковной утвари: массивный потир, дискос, копие и лжица сделаны из золота и украшены чеканными изображениями.
При поддержке Годуновых действовала мастерская, выпускавшая рукописные книги с великолепной отделкой. Бесценны книжные вклады Дмитрия Годунова: напрестольные Евангелия, Псалтири, Служебники, изготовленные московскими мастерами, украшены драгоценными окладами, лицевыми миниатюрами с изящными жемчужными орнаментами.
В Ипатьевском монастыре хранилось Евангелие 1605 года, снабженное иллюстрациями, украшенное голубыми с золотом заставками и миниатюрами. Среди них – композиция «Родословное древо Иисуса Христа», включающая библейских «предков» Христа в медальонах и «Рождество Христово». Написанное полууставом, Евангелие хранится в Оружейной палате Московского Кремля.
Колыбель Императорского дома Романовых
При высоком покровительстве обитель процветала, владея сотнями селений и огромными земельными наделами.
Смутные времена
В 1605 году Годуновых отстранили от управления государством, начались времена Великой Смуты. Череда дворцовых переворотов, когда власть переходила из рук в руки, сопровождаясь кровопролитием и предательством, закончилась в Ипатьевском монастыре, который стал местом, где изменился ход русской истории.
После войн и раздоров пришло время единения и национального согласия. 8 февраля 1612 года Москву освободили от польского засилья, а в феврале 1613 года Земский Собор избирает на русский престол 16-летнего Михаила Федоровича Романова. Начинается эпоха Императорского дома Романовых.
Начало перемен
При Борисе Годунове Романовы жили в ссылке в Ипатьевском монастыре. Во время заседания Земского Собора избранник пребывал в костромской вотчине села Домнино. Из Москвы в Кострому отправили великое посольство для изъявления воли народа вновь избранному монарху.
Поляки, узнав об избрании Михаила, решили захватить его, но костромской крестьянин Иван Осипович Сусанин ценой собственной жизни спас новую династию, заманив поляков в непроходимую чащу. На центральной площади современной Костромы возвышается памятник бесстрашному земляку.
Когда поляки расправились с Иваном Сусаниным, Михаил с матерью укрылись в Ипатьевском монастыре, куда и прибыло посольство на 12-й день движения из Москвы.14 марта 1613 года послы Земского Собора долго, но тщетно просили юного Михаила и его матушку Марфу принять избрание. После 6-часового увещевания молодой избранник с плачем согласился занять русский престол.
Недавние события Смутного времени пугали юного Михаила, его некому было защитить: отец, архимандрит Филарет, находился в плену у поляков. Послы убедили государя положиться «на праведные и непостижимые судьбы Божии». Чудотворными образами, принесенными из Костромы, совершили торжественный обряд призвания на царство Михаила Федоровича Романова. Так наступил конец Смутному времени на Руси.
С тех пор члены царской семьи почитали Ипатьевский монастырь как фамильную святыню. При вступлении на престол каждый из царей, посещая обитель, делал щедрые вклады. Вклад – это пожертвование монастырю для найма монастырской молитвы ради спасения души. В качестве вклада очень ценились колокола.
Многочисленные царские грамоты укрепляли экономическое положение монастыря. По велению Михаила Романова вдвое увеличилась территория обители, башни и стены выглядели нарядно и богато, построили каменное жилье, настоятельские и братские кельи, погреба, поварню, трапезную.
Протяженность монастырских стен, укрепленных квадратными башнями, увеличилась до 518 метров, высота стен – до 10. По величине земельных владений монастырь занимал четвертое место среди крупнейших русских обителей.
Процветание монастыря
Могущественные меценаты монастыря Романовы не скупились, жертвуя средства на ремонт и строительство новых построек, развитие художественного иконописания и каменной резьбы. В знак особой царской милости в Троицкий монастырь Ипатьевского монастыря из Москвы государь Михаил Федорович передал Тихвинский образ Божьей Матери и прислал Царское место.
Любовь костромичей к Тихвинской иконе так велика, что во время Крестного хода в день почитания чудотворной Феодорвской иконы Божьей Матери, Тихвинский образ также выносят из монастыря и проходят с ним по всему городу.
В 1744 году в Ипатьевском монастыре разместилась Костромская архиерейская резиденция, а Троицкий собор получил статус кафедрального. Древняя обитель превратилась в административный центр Костромской епархии. В монастыре возобновились строительные работы, разбили Архиерейский сад.
В XVIII веке соорудили новые ворота в честь приезда в Кострому императрица Екатерина II. Для строительства парадных ворот в Кострому доставили чертежи кареты императрицы с требованием сделать их такими, чтобы карета свободно проезжала через ворота. Парадный въезд достойно встретил Екатерину, торжественно приветствуя высоким фронтоном с изображением вензеля императрицы.
Празднование юбилея Дома Романовых
В 1913 году Ипатьевский монастырь стал центром празднования 300-летнего юбилея Царствующего Дома Романовых. Царское семейство во главе с Николаем II и придворными прибыло на празднование в Кострому. Древняя обитель предстала перед гостями в своем великолепии.
Ипатьевский монастырь, окруженный высокими стенами, с башнями-бойницами и башнями-дозорными, представлял грозную крепость. Золотые главы собора на фоне лохматых кедров, пушистых лиственниц и плакучих берез вносили торжественность и празднично сверкали на солнце.
Накануне торжества капитально отремонтировали Троицкий собор, белым камнем обложили цоколь. В огромной толпе народа, встречающего царя, были и потомки Ивана Сусанина, чей прах по велению Михаила Романова захоронен в Ипатьевском монастыре. Через город прошел Крестный ход, в котором участвовало все духовенство Костромы.
Император приложился к Феодоровской иконе Божьей Матери, которой благословляли на царство его предка Михаила, и вошел в обитель. В Троицком соборе государь отстоял Литургию и молебен. Царь вышел к народу, запрудившему место между обителью и берегом реки Костромы.
Ничего подобного торжествам, прошедшим 19 мая 1913 года, в истории обители не было. Торжественное событие стало апофеозом древнего монастыря и одновременно прощанием с уходящей старой Россией. Революционные события 1917 года выдвинули новые ценности, среди которых не нашлось места ни монастырям, ни национальным святыням.
Разоренная обитель и новая жизнь
В 1919 году Ипатьевский монастырь закрыли, наступил страшный богоборческий период.
Советская эпоха
В монастыре разместили детский приют и общежитие текстильщиков, военные казармы, устроили стадион и танцплощадку. Губернская комиссия конфисковала священные сосуды, лампады, подсвечники, оклады для икон весом на 14 кг. золотом и 200 кг. серебром.
В 1958 году советское правительство присвоило обители статус музея-заповедника. В монастыре началось восстановление, которое продлилось 20 лет.
Время возрождения
День возрождения Ипатьевского монастыря – 25 ноября 1989 года, когда епископ Александр провел первую за многие десятилетия разрушения Церкви службу в присутствии всего духовенства города.
В 1991 году зарегистрирована Свято-Троицкая Ипатьевская монашеская община, в обители началась новая жизнь. С этого времени ежегодно в день казни представителей царского рода Романовых в Ипатьевском монастыре совершается заупокойная служба.
Летом 1993 года в монастыре прошел фестиваль «Вехи», посвященный 380-летию династии Романовых. 12 апреля 1996 года на звонницу монастыря водрузили 6 новых колоколов. Самый крупный, «Свет-колокол», весит 65 пудов. В конце 2004 года обитель передана Русской Православной Церкви.
С 2004 года открыт Церковный Историко-археологический музей, в основе его коллекции – уникальные предметы богослужения, экспонаты древнего письма и печати, ценные произведения художественного наследия и древние рукописи, в их числе – легендарная Ипатьевская летопись.
Монашеская жизнь
В монастырский комплекс входят многочисленные башни, надвратная церковь, свечной и архиерейский корпус, к которому примыкают «палаты бояр Романовых». К 400-летию дома Романовых в память о трагическом конце династии рядом с монастырем возвели часовню «Царская Голгофа».
Сейчас высокий статус Ипатьевского монастыря – официальной колыбели династии Романовых – подчеркивают отреставрированные храмы, аккуратная брусчатка дорожек, пышное разнообразие цветов и ровно подстриженная трава на газонах. Община монастыря с любовью благоустраивает территорию: здесь разбиты два фруктовых сада, аккуратные кусты и пышные деревья оттеняют чистоту и порядок монастырского подворья.
В монастыре возрождается духовная молитвенная жизнь, без которой другая монастырская деятельность не принесет пользы. Немногочисленная братия обители поддерживает молодежные проекты епархии, участвует в работе епархиальных СМИ. Основное послушание братии – келейные молитвы, церковные службы и работа по восстановлению храма Иоанна Богослова.
Храмы и колокольня
Надвратная церковь в честь мучеников Хрисанфа и Дарии возведена в 1841 году на месте входа в монастырь. Хрисанф и Дария пострадали за христианскую церковь в 283 году в Риме. Церковь Ипатьевского монастыря – единственная на территории России церковь, посвященная этим мученикам.
Престол церкви святых мучеников, поминаемых 1 апреля, освящен в память того, что в этот день в 1613 году Михаил Федорович Романов выехал из Ипатьевского монастыря в Москву на царство. В этот же день в 1814 году император Александр I во главе русской армии вступил в Париж после победы над Наполеоном.
Церковь представляет собой бесстолпный храм, возведенный над аркой Святых ворот, увенчанный 12-гранным шатром с маленькой главкой на глухом барабане. В декоре храма – сочетание элементов классицизма и древнерусского зодчества. Церковь, в которой ежедневно проходят вечерние и утренние службы, заново расписана артелью палехских художников.
Троицкий собор построен при царе Алексее Михайловиче в 1650-1652 годах на месте «годуновского» храма. Четырехстолпный трехаспидный храм увенчан пятью главами на световых барабанах. Поднятый на высоком подклете, он с трех сторон окружен двухъярусными галереями. В торце южной галереи – придел преподобного Михаила Малеина, тезоименитого святого царя Михаила Романова.
Северная, богато оформленная сторона храма – фасад здания, оконные проемы которого включены в композицию колончатого пояса. Здесь же – парадное крыльцо с восьмигранным шатром, поднятое на четыре декоративных столба с мощными кубышками и висячими арками с гирьками.
Троицкий собор украшает великолепный иконостас середины XVIII века: объемные виноградные ветви фламандской резьбы, покрытые тонкими листками сусального золота, выполнены костромскими резчиками в стиле барокко. Иконы для иконостаса выполнены царскими иконописцами. Настенная роспись XVII века с изящным орнаментальным декором благородно выделяет искусно выполненные иконы.
Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы – каменная просторная церковь с пятью главами в русско-византийском стиле с приделом во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Украшает церковь позолоченный иконостас с иконами, выполненными палехскими иконописцами.
Колокольня состоит из двух разновременных частей. Древняя часть возведена в 1604 году на средства Годуновых в стиле многопролетной аркады. В 1645 году к ней пристроили высокую колокольню с одним открытым пролетом для звона и шатром с зеленой черепицей по заказу Алексея Никитича Годунова, последнего представителя знаменитого рода.
Колокольня украшена сплошь каменными резными поясами, сдвоенными полуколоннами и оконными проемами с килевидным завершением. Западная открытая галерея, сооруженная вместо прежней, деревянной, пристроена в XIX веке. На звоннице находилось 18 колоколов. Крупнейший весом 600 пудов – вклад матери царя Бориса Годунова Стефаниды.
В 2006 году в монастырь вложен новый 500-пудовый колокол «Царь Михаил» принцем кентским Майклом – пра-пра-правнуком императора Николая II, отлитый в память 400-летия избрания на престол государства Российского царя Михаила Федоровича Романова.
Рядом с колокольней на пьедестале установлен снятый часовой колокол, вклад дяди Бориса Годунова, Дмитрия. Недалеко от колокольни – мемориальная колонна в память знаменательных событий и лиц, оставивших след в истории Ипатьевского монастыря.
Достопримечательность монастыря – палаты бояр Романовых. Здесь жил молодой Михаил Романов, когда в 1613 году сюда прибыло посольство Земского Собора с известием об избрании 16-летнего Михаила на российский престол.
Святыни монастыря
В Ипатьевском храме хранятся бесценные святыни:
Тихвинская Икона Божьей Матери – чтимая святыня костромской земли. Икона – точная копия чудотворной Тихвинской иконы, написана святителем Петром, митрополитом Московским. Впервые принесена в Кострому в 1613 году посольством Земского Собора, возвестившим юному Михаилу о его избрании на всероссийский царский престол.
В 1619 году царь Михаил подарил святыню обители, где она и пребывала в иконостасе Троицкого собора. В 1919 году, изъятая из церкви, стала недоступной для поклонения. 13 апреля 2004 года святыня возвратилась в Костромскую епархию, заняв свое историческое место.
Величественный вид Ипатьевского монастыря, торжественное великолепие и звон церковных колоколов оставляют в душе русского человека незабываемые чувства и эмоции.