Чем знаменит конструктор королев
Чем знаменит конструктор королев
Королев Сергей Павлович
Сергей Павлович Королев родился 12 января 1907 года (30.12.1906) в Житомире в семье преподавателя русской словесности.
В 1934 г. была издана работа С.П. Королева «Ракетный полет в стратосфере». Им был разработан ряд успешных проектов, в том числе проекты управляемой крылатой ракеты (летавшей в 1939г.) и ракетоплана РП-318-1 с ракетным двигателем. В 1937 году участвовал в испытаниях ракетоплана с двигателем «ОРМ-65» конструкции В.П. Глушко.
В 1944 г. Королев написал работы «Объяснительная записка к эскизному проекту специальной модификации самолета-истребителя «Лавочкин 5ВИ» со вспомогательными реактивными двигателями «РД-1» и «РД-3», «Крылатые ракеты» (краткий обзор работ, проводившийся в РНИИ в 1932-1938гг.). В том же году Королев обратился в военные инстанции страны с проектом программы разработки боевых ракетных систем.
27 июля 1944 г. на заседании Президиума Верховного Совета СССР принято постановление о его досрочном освобождении.
В августе 1945 г. Сергей Павлович вернулся в Москву. В сентябре он отбыл в Германию в качестве специалиста Технической комиссии по изучению трофейной ракетной техники.
В 1953 г. принят в члены КПСС. В том же году избран членом-корреспондентом АН СССР.
В 1954 г. обратился в ЦК КПСС с предложением о создании и выведении в космос при помощи ракеты Р-7 искусственного спутника Земли (ИСЗ). Инициатива была поддержана. В августе 1956 г. ОКБ-1 выходит из состава НИИ-88 и становится самостоятельной организацией, главным конструктором и директором которой назначается С. П. Королев.
В 1955 г. руководит разработкой первых образцов космических летательных аппаратов. Участвовал в строительстве наземных испытательных служб космодрома Байконур. В 1956 г. удостаивается звания Героя Социалистического Труда за разработку новых образцов боевых ракет.
4 октября 1957 г. С. П. Королев запускает на околоземную орбиту первый в истории человечества Искусственный спутник Земли. Его полет имеет ошеломляющий успех и создает нашей стране высокий международный авторитет.
В июне 1958 г. избран действительным членом Академии наук СССР.
В 1958 г. он руководит разработкой и выводом в космос геофизического спутника, а затем и парных спутников «Электрон» для исследования радиационных поясов Земли.
Развивая программу пилотируемых околоземных полетов, Сергей Павлович начал реализовывать свои идеи о разработке пилотируемой ДОС. Ее прообразом явился принципиально новый, более совершенный, чем предыдущие, космический корабль «Союз», проект которого он утвердил. Параллельно с развитием пилотируемой космонавтики велись работы над спутниками научного, народнохозяйственного и оборонного назначения.
Сергей Королев. Несостоявшийся «русский шпион» и упрямец, сорвавший саботаж Сталина
Пожалуй, главные вехи биографии Королева известны всем. Один из основателей ракетно-космической отрасли нашей страны и, к слову, всего мира. Именно он обеспечил стратегический паритет, сделав нас передовой ракетно-космической державой. Ключевая фигура в освоении космоса, фактически создатель практической космонавтики. «Отец» первого искусственного спутника Земли, организовавший исторический полет Юрия Гагарина. А еще «вредитель», «русский шпион» и «не нобелевский лауреат». Удивительных изломов в судьбе Королева было множество, но он никогда не отступал от своей главной мечты – к сожалению, не реализованной.
Путь к Красной планете
Добраться до Марса – вот чем грезил Сергей Королев. К созданию космического корабля, на котором можно было бы совершать многолетние экспедиции, конструктор приступил в секретной лаборатории ОКБ-1.
Однако в 1933 году программа фактически была свернута, более важным посчитали ракетостроение. Следующие несколько лет Сергей Павлович работал в Реактивном научно-исследовательском институте, созданном Михаилом Тухачевским. А после расстрела последнего в 1937 году был арестован – по обвинению во вредительстве Королева приговорили к 10 годам лагерей.
На открытии памятника Сергею Королеву и Юрию Гагарину. Фото: globallookpress.com
Свой срок Сергей Королев отбывал на золотых приисках Колымы. Голод, цинга, ужасные условия существования, золотодобыча, которую Королев ненавидел всем сердцем – ничто не сломило конструктора. К слову, существует множество легенд, как именно ему удалось выжить в лагерях. Мы обратимся к сказанному дочерью конструктора Натальей Королевой в книге об отце. Опираясь на архивы, она рассказывает об удивительной встрече Сергея Павловича с бывшим директором Московского авиазавода Михаилом Усачевым. Его в лагеря отправили, обвинив в смерти Валерия Чкалова, хотя всем было ясно, что Усачев ни в чем не виноват. В лагере бывший директор авиазавода сумел закрепиться в ранге нового «старосты», «начистив морду» местному авторитету. И когда он обходил территорию вместе с проигравшим уголовником, тот небрежно указал на кучу тряпья в одном из бараков: «Здесь валяется Король – доходяга из ваших, из политических; он заболел и, наверное, уже не встанет». Приподняв тряпье, Усачев опешил – перед собой он увидел совершенно бледного, безжизненного человека. Кто знает, если бы не случилась эта встреча, может быть, и не случился бы первый полет человека в космос с участием Юрия Гагарина…
Несостоявшийся шпион
В 1940 году Королев смог вернуться в Москву, а спустя четыре месяца ему пришлось выслушать новый приговор, после чего конструктора направили уже в другую тюрьму – своего рода «бюро» при Казанском авиазаводе, где Королев будет работать под началом Туполева. Фактически Сергей Павлович уже был свободен, однако это не означало, что он может делать все, что угодно. Был конкретный заказ – ехать в Германию для изучения баллистической ракеты Фау-2. Королева засылали в качестве водителя одного из советских генералов, которые смогли добраться до вражеского вооружения с помощью англичан – поездку организовали для союзников, а Королев должен был подглядеть за Фау-2. Естественно, профессионалов в группе не ждали. А Сергею Павловичу, как оказалось, и не удалось выдать себя за артиллериста. Его «раскусил» один из английских разведчиков. Позже он рассказывал, что подозрения закрались из-за отсутствия орденов на груди «водителя» и «слишком высокого лба для капитана артиллерии».
Как бы там ни было, в 1946 году Королеву было поручено воссоздать Фау-2 в советском варианте. А еще через два года уже в статусе главного конструктора ОКБ-1 Сергей Павлович приступил к испытаниям баллистической ракеты Р-1. На вооружение она была принята в 1950 году.
Где была бы отечественная космонавтика, если бы не Королев? Фото: globallookpress.com
Любимчик без нобелевской премии
Все говорит о том, что Никита Хрущев души не чаял в Сергее Королеве. Однако не стоит думать, что это была бескорыстная любовь. Хрущев прекрасно понимал, что прорывы конструктора – это его собственные активы. Потом можно будет «купаться» в лучах славы под ликование публики, устраивать пышные торжества, награждать и ученых, и себя заодно. Сергей Павлович был согласен на сделку, тем более, что Хрущев действительно поддерживал большинство его идей. Уже в 1960 году никто не сомневался, что Сергей Королев воплотит большой космический план с созданием лунного поселения, запуском экспедиции на Марс и последующим строительством базы на Красной Планете. Кроме того, прогнозировался облет Венеры и регулярные межпланетные экспедиции.
Сам Хрущев благодарил конструктора щедро, однако мировых деятелей не подпускал. Когда Королев запустил первый искусственный спутник Земли, ему хотели вручить Нобелевскую премию. Однако советские власти ответили, что достижение принадлежит народу и конкретного автора у него нет. Да и вообще, работа проведена под грифом секретно, а значит тайной останутся не только эскизы, но и личность самого конструктора.
Рекорды был необходимы партийным шефам, ведь так можно было доказать собственное величие. Фото: globallookpress.com
«Лунная гонка» за два года до смерти
Марсианский проект Хрущев со всей своей любовью фактически потопил. Сократил финансирование, после чего Королев принял решение продолжать разработки на свой страх и риск. Точно также он не оставил работу над ракетой, которую когда-то саботировал Сталин. Упрямец был прав, потому и состоялся полет Гагарина. В 1964 году стало ясно, что и марсианская мечта живет не зря. Американцы запустили макет лунного корабля «Аполлон». Хрущев испугался проигрыша, а затем прозвучал приказ: «Луну американцам не отдавать».
Практически круглосуточная работа подорвала и без того севшее после лагерей и тюремных пыток здоровье Королева. За день до очередного дня рождения, 11 января 1966 года, Сергея Павловича отпустили из больницы, где ему должны были провести операцию по удалению саркомы. Оказалось, день рождения стал прощанием с близкими. Во время операции Королеву не смогли ввести в трахею интубационную трубку. Есть мнение, что причиной стал двойной перелом челюстей – результат пыток в Бутырской тюрьме. 14 января 1966 года Сергей Павлович Королев умер в результате сердечной недостаточности.
Сказано. Сергей Королев
«Он был мал, этот самый первый искусственный спутник нашей старой Планеты, но его звонкие позывные разнеслись по всем материкам и среди всех народов как воплощение дерзновенной мечты человечества».
«Наступит и то время, когда космический корабль с людьми покинет Землю и направится в путешествие. Надежный мост с Земли в космос уже перекинут запуском советских искусственных спутников, и дорога к звездам открыта!»
«Порядок освобождает мысль».
«Критикуешь чужое, предлагай своё. Предлагая — делай».
«Ракета под водой — это абсурд. Но именно поэтому я возьмусь сделать это».
«Можно сделать быстро, но плохо, а можно — медленно, но хорошо. Через некоторое время все забудут, что было быстро, но будут помнить, что было плохо. И наоборот».
Мечта Сергея Королева о полете на Марс осталась нереализованной, но кто знает, может, совсем скоро у нас получится и это. Фото: globallookpress.com
«Повод для гордости»
Каждый день Царьград рассказывает о событии в истории нашей великой страны. Хроники прошлых лет, безусловно, пересекаются с настоящим. Оглядываясь назад, мы понимаем, на кого стоит равняться, каких ошибок следует избегать и что сделать для счастливого будущего наших детей.
Биография Сергея Королева
Основоположник практической космонавтики, ученый и конструктор в области космонавтики и ракетостроения, главный конструктор первых ракет‑носителей, пилотируемых космических кораблей Сергей Павлович Королев родился 12 января 1907 года (30 декабря 1906 года по старому стилю) в Житомире (Украина) в семье учителей.
В 1908 году Сергей Королев переехал с родителями в Киев (Украина). С 1910 года жил у родителей матери в Нежине (ныне Черниговская область, Украина), а в 1914 году вернулся в Киев. В 1916 году родители Сергея Королева развелись. С 1917 года он жил с отчимом и матерью в Одессе, где с их помощью дома изучал школьную программу. В 1922‑1924 годах учился в строительной профессиональной школе, занимаясь во многих кружках и на разных курсах.
Сергей Королев увлекся воздухоплаванием после знакомства в 1921 году с летчиками военной авиации на Базе гидросамолетов в Хлебной гавани одесского порта. В июне 1923 года он вступил в Общество авиации и воздухоплавания Украины и Крыма, а через месяц сам организовал кружки планеризма в одесском порту и на судоремонтном заводе. В 17‑летнем возрасте он создал свой первый проект летательного аппарата — «безмоторный самолет К‑5».
В августе 1924 года Сергей Королев поступил в Киевский политехнический институт на авиационное отделение механического факультета. Параллельно с учебой занимался в планерном кружке, где спроектировал несколько летательных аппаратов. Особенно его увлекали принципы реактивного движения и перспективы полетов в стратосферу.
В эти же годы Королев работал разносчиком газет, участвовал статистом в киносъемках, чинил крыши (ремесло черепичника он освоил еще в стройпрофшколе).
В 1926 году для продолжения учебы Сергей Королев перевелся на третий курс аэромеханического отделения механического факультета Московского высшего технического училища (МВТУ, ныне Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана).
В марте 1927 года он окончил планерную школу при МВТУ, получив звание пилота‑планериста. Сергей Королев занимался еще и в аэродинамическом кружке им. Н. Е. Жуковского, где разрабатывал оригинальные планеры и легкие самолеты. В 1929 году он спроектировал и построил планер «Коктебель» (вместе с Сергеем Люшиным) и 15 октября 1929 года летал на нем на VI Всесоюзных планерных состязаниях в Коктебеле. В ноябре того же года получил удостоверение пилота‑парителя, а в июне 1930 года окончил Московскую школу летчиков Осоавиахима, получив квалификацию «летчик».
С четвертого курса института Сергей Королев совмещал учебу с работой. С мая по ноябрь 1927 года работал в конструкторском бюро Государственного авиационного завода № 22 имени 10‑летия Октября, а затем в опытном отделе авиаконструктора Дмитрия Григоровича на заводе № 22. С октября 1928 года исполнял обязанности начальника конструкторской бригады центроплана этого отдела; в марте 1929 года был переведен в опытный отдел при заводе № 28, где участвовал в разработке торпедоносца Т0М‑1 под руководством Поля Эмэ Ришара.
В декабре 1929 года Королев защитил дипломный проект легкого самолета СК‑4 (руководитель Андрей Туполев), а в феврале 1930 года получил свидетельство об окончании МВТУ и присвоении квалификации «инженер‑аэромеханик».
После окончания МВТУ работал начальником бригады моторного оборудования в центральном конструкторском бюро (ЦКБ) на авиационном заводе № 39.
С марта 1931 года Королев начал работать старшим инженером по летным испытаниям в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ), где летал вместе с Михаилом Громовым, занимаясь, в частности, отработкой первого отечественного автопилота.
В сентябре 1931 года Сергей Королев принял участие в организации московской Группы изучения реактивного движения (ГИРД) при Осоавиахиме СССР во главе с Фридрихом Цандером, а в мае 1932 года, оставаясь штатным сотрудником ЦАГИ, стал ее начальником. В августе 1933 года в подмосковном Нахабино он руководил первым в СССР летным испытанием ракеты с двигателем на гибридном топливе «ГИРД Р‑1», а 25 ноября ‑ ракеты на жидком топливе «ГИРД‑Х». Итогом его деятельности в ГИРДе стал врученный в декабре 1933 года нагрудный знак «За активную оборонную работу» ‑ высшая награда Осоавиахима СССР.
В 1933‑1938 годах Сергей Королев работал в Реактивном научно‑исследовательском институте Наркомата тяжелой промышленности (с 1937 года — НИИ‑3 Наркомата оборонной промышленности): заместителем начальника института, старшим инженером сектора крылатых ракет, начальником сектора, начальником отдела, начальником группы, старшим инженером группы. В этот период он разрабатывал ряд проектов летательных аппаратов, в том числе проекты управляемой крылатой ракеты (летавшей в 1939 году).
В 1938 году по ложному обвинению Сергей Королев был арестован и осужден на 10 лет лишения свободы. Наказание отбывал на Колыме. В сентябре 1940 года Королёв благодаря ходатайству Андрея Туполева был переведен в Особое техническое бюро при наркоме внутренних дел СССР (ЦКБ‑29). Находясь в заключении, работал инженером‑аэромехаником в конструкторском бюро (КБ) Туполева, разрабатывавшем проект пикирующего бомбардировщика Ту‑2.
В июле 1941 года вместе с ЦКБ‑29 был эвакуирован в Омск, где до ноября 1942 года работал технологом КБ и помощником начальника сборочного цеха на авиазаводе № 166 (ныне ПО «Полет»).
В ноябре 1942 года Королев был переведен в Казань на авиамоторостроительный завод №16, где в опытном конструкторском бюро спецотдела НКВД под руководством Валентина Глушко работал ведущим инженером ‑ главным конструктором группы реактивных установок, занимаясь проблемой оснащения серийных боевых самолетов жидкостными ракетными ускорителями.
27 июля 1944 года Президиум Верховного Совета СССР принял постановление о досрочном освобождении Сергея Королева со снятием судимости.
С сентября 1945 года по январь 1947 года Королев находился в составе группы советских специалистов в Германии, где изучал немецкую трофейную ракетную технику. Работал сначала в специнституте «Рабе» в Бляйхероде в должности начальника группы «Выстрел», а позже первым заместителем начальника, главным инженером института «Нордхаузен».
В августе 1946 года Королев был назначен главным конструктором первой советской баллистической ракеты дальнего действия (БРДД), а также начальником отдела специального конструкторского бюро НИИ № 88 Министерства вооружения СССР (город Калининград Московской области, ныне город Королев). В 1947 году осуществлял техническое руководство первым пуском трофейной ракеты А‑4 на полигоне Капустин Яр. В 1948 году был проведен первый пуск БРДД Р‑1.
В мае 1950 года после реорганизации НИИ‑88 Сергей Королев был назначен начальником и главным конструктором опытного конструкторского бюро (ОКБ), а в сентябре 1951 года на него дополнительно возложили обязанность заместителя директора НИИ‑88.
С конца 1947 года до 1952 года по совместительству он был преподавателем кафедры реактивного вооружения МВТУ.
В 1956‑1966 годах — начальник и главный конструктор ОКБ‑1, выделенного из НИИ‑88 в самостоятельное предприятие (ныне Ракетно‑космическая корпорация «Энергия» имени С.П. Королева).
Под непосредственным руководством Сергея Королева было обеспечено создание ракетно‑ядерного щита страны (разработка и сдача на вооружение первых отечественных ракет дальнего действия на высококипящих, низкокипящих и твердотопливных компонентах топлива), начато исследование космического пространства (первые высотные геофизические ракеты, первый искусственный спутник Земли, первый космический полёт человека ‑ Юрия Гагарина, первые научные спутники «Электрон», автоматические станции к Луне, Марсу, Венере, первый отечественный спутник связи «Молния‑1», спутник фотонаблюдения «Зенит»). Были осуществлены работы по программам пилотируемых кораблей «Восток», «Восход», начаты работы по пилотируемым лунным программам, велись проектно‑поисковые разработки по пилотируемым комплексам для полетов к планетам Солнечной системы и другие проекты.
Как инициатор создания и председатель Совета главных конструкторов Королев обеспечивал в 1945‑1965 годах техническое руководство и координацию работ предприятий и организаций страны по ракетным, ракетно‑космическим и космическим проектам, разрабатывавшимся при головной роли руководимого им предприятия.
Сергей Королев был доктором технических наук, действительным членом Академии наук СССР (1958), членом Президиума АН СССР (1960‑1966), дважды Героем Социалистического Труда (1956, 1961), лауреатом Ленинской премии (1957), был награжден двумя орденами Ленина (1956, 1961), орденом «Знак Почёта» (1945), медалями.
Королев был женат дважды. Первая жена (1931‑1948) — Ксения Винцентини. В 1935 году у них родилась дочь Наталья, но этот брак распался. Вторая жена (1949‑1966) — Нина Котенкова.
Сергей Королев скончался 14 января 1966 года (остановилось сердце после хирургической операции). Урна с его прахом установлена в Кремлевской стене на Красной площади в Москве.
В 1966 году Академия наук СССР учредила золотую медаль его имени «За выдающиеся работы в области ракетно‑космической техники».
Имя Королева носит Самарский национальный исследовательский университет, Военный институт в Житомире, Ракетно‑космическая корпорация (РКК) «Энергия», наукоград Королев в Московской области (переименован в 1996 году из Калининграда), центральный проспект этого города. Именем академика Королева названы улицы во многих городах СНГ. В честь Королева названы два научно‑исследовательских судна, кратер на Марсе, кратер на обратной стороне Луны, астероид 1855, высокогорный пик на Памире, перевал на Тянь‑Шане.
В Москве в доме, где в 1959‑1966 годах жил Королёв, в 1975 году был открыт мемориальный Дом‑музей Королёва. Мемориальные дома‑музеи есть в Житомире и на Байконуре.
Сергей Королев
Сергей Королев: биография
Сергей Павлович Королев — выдающийся советский конструктор и ученый XX века, академик АН СССР, основоположник космонавтики, создатель программ и крупнейший специалист в области ракетостроения и кораблестроения.
Сергей Королев родился 12 января 1907 года (по старому стилю 31 декабря 1906) в Житомире. Его отец был учителем, из разночинцев. После распада семьи мальчика отправили в Нежин к родителям матери, где он воспитывался в купеческой семье. С 1917 года он живет в Одессе со своей матерью Марией Николаевной и отчимом Григорием Михайловичем Баланиным. Школьную программу изучал дома, с 1922 по 1924 год учился в строительной школе.
Детство
Раннее детство провёл у дедушки и бабушки в г. Нежине Черниговской области.
Здесь в 1911 г. Сережа в первый раз увидел, как летчик управлял аэропланом, который был похож на грохочущую огромную птицу. Впечатлительный мальчик был потрясен этим зрелищем. То, что увидел, стало зародышем будущего призвания Сергея Королева.
Начальное образование получал сначала в Киевской гимназии, позднее в Одесской. После закрытия гимназии в Одессе учился на дому.
Образование
В 1922 – 1924 гг. обучался в стройпрофшколе. Там сблизился с летчиками Одесского гидроотряда. Юноша трепетно следил за полетом крылатых машин над морем и воображал, как он поднимется на этом чуде в небо. Сергей все летнее время помогал готовить самолеты к полету. Основательно изучив мотор, Королев стал ценным работником, который был готов всегда помочь. Поэтому он понравился всем механикам и летчикам. В 17 лет создал и защитил первый проект безмоторного самолета К-5.
1924 – 1926 гг. обучался в Киевском политехническом институте на факультете авиационной техники.
1926 – 1929 гг. продолжил учиться в Московском высшем техническом училище им. Баумана. В училище спроектировал планеры «Коктебель» и «Жар-птица», проявил себя как способный авиаконструктор. Смело защитил дипломную работу по проекту легкого самолета СК-4. В дальнейшем по проекту Сергея было выпущено несколько самолетов СК-4 и «Красная звезда». На этих самолетах летчик-испытатель В.А.Степанчонок выполнял фигуры высшего пилотажа, мертвую петлю, на VII Всесоюзном планерном слете в Коктебеле в 1930 г.
Личная жизнь
Сергей Королев был дважды женат. Первый раз он женился августе 1931 года на однокласснице Ксении Винцентини, в 1935 году она родила ему дочь.
В 1948 году семья распалась.
Со второй женой – Ниной Ивановной Котенковой, которая была переводчицей в НИИ-88, он познакомился на работе.
Пять главных достижений Сергея Королева
БАЛЛИСТИЧЕСКИЕ РАКЕТЫ
В августе 1946 года Королев был назначен главным конструктором Особого конструкторского бюро № 1 (ОКБ-1), созданного в подмосковном Калининграде (в 1996 году город был переименован в Королев). Королев был начальником отдела № 3 НИИ-88 по разработке баллистических ракет дальнего действия.
В 1948 году Королев уже начал летно-конструкторские испытания баллистической ракеты Р-1 (аналога «Фау-2») и в 1950 году успешно сдал ее на вооружение. В 1956 году им была создана двухступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета Р-7 с отделяющейся головной частью массой 3 тонны и дальностью полета 8 тыс. километров. Ракета была успешно испытана в 1957 году на построенном для этой цели полигоне № 5 в Казахстане (ныне космодром Байконур).
В том же году ученым были созданы первые баллистические ракеты на стабильных компонентах топлива (мобильного наземного и морского базирования).
Королев стал первопроходцем в этих важнейших направлениях ракетного вооружения. Он обеспечил СССР наличие стратегического ядерного ракетного вооружения, которое стало надежным щитом страны.
ПЕРВЫЙ ИСКУССТВЕННЫЙ СПУТНИК ЗЕМЛИ
В 1955 году Королев вместе с учеными Келдышем и Тихонравовым вышел в правительство с предложением о выведении в космос при помощи ракеты Р-7 искусственного спутника Земли (ИСЗ). Правительство поддержало эту инициативу.
АППАРАТЫ ДЛЯ ПОЛЕТА НА ЛУНУ
В 1959 году советские ученые под руководством Королева создают и запускают три автоматических космических аппарата к Луне. Первый и второй — для доставки на Луну вымпела Советского Союза, третий — с целью фотографирования обратной (невидимой) стороны Луны.
Первым аппаратом, пролетевшим рядом с Луной, стала советская автоматическая межпланетная станция «Луна-1». Это произошло 2 января 1959 года. А первым аппаратом, достигшим Луны, стала станция «Луна-2» — это произошло 13 сентября 1959 года.
Таким образом, Королев обеспечил Советскому Союзу лидерство в лунной гонке.
ЧЕЛОВЕК В КОСМОСЕ
Полет Юрия Гагарина по околоземной орбите 12 апреля 1961 года стал возможен благодаря усилиям Королева. Именно он создал первый пилотируемый космический корабль «Восток-1», доставивший Гагарина на орбиту.
За подготовку первого полета человека в космос Королев был вторично удостоен звания Героя Социалистического Труда.
ПРОЕКТ ОРБИТАЛЬНОЙ СТАНЦИИ
Продолжая развивать программу пилотируемых околоземных полетов, ученый начинает реализовывать свои идеи о разработке пилотируемой ДОС (долговременная орбитальная станция). Ее прообразом явился принципиально новый космический корабль «Союз». В состав этого корабля входил бытовой отсек, где космонавты могли долгое время находиться без скафандров и проводить научные исследования. В ходе полета предусматривались также автоматическая стыковка на орбите двух кораблей «Союз» и переход космонавтов из одного корабля в другой через открытый космос в скафандрах.
Королев ушел из жизни раньше, чем его идеи были воплощены в космических кораблях «Союз».
Интересные факты
Факт 1
В 17 лет он уже разработал проект летательного аппарата оригинальной конструкции — «безмоторного самолета К-5».
Факт 2
В 1938 г. по ложному обвинению С. П. Королёв был арестован и осужден на 10 лет. Но несмотря на все трудности лагерной жизни принимает активное участие в создании и производстве фронтового бомбардировщика Ту-2, аэроторпеды и ракетного перехватчика.
Факт 3
Возвращаясь с Колымы в Москву, в Магадане Королёв не попал на пароход «Индигирка» по причине занятости всех мест. Это спасло жизнь Королёву: следуя из Магадана во Владивосток пароход «Индигирка» попал в шторм и затонул у острова Хоккайдо.
Факт 4
Среди космонавтов бытует такая легенда: после кремации тела Королева Гагарин и Комаров выпросили часть его праха, чтобы отправить его на межпланетной станции в спецконтейнере с гербом Советского Союза на Луну. Как было на самом деле? Наверное, никто уже не знает. Трагически погиб Комаров. Через год не менее трагически ушел из жизни Гагарин.
Факт 5
Имя Королёва не упоминалось ни в новостях при запуске первого спутника, ни при полёте Гагарина. Лишь после смерти именем Королёва стали называться улицы, ему устанавливались памятники, сам он был похоронен у Кремлёвской стены.