Чем знаменит леонардо да винчи в биологии
История эмбриологии в эпоху Леонардо да-Винчи
Среди художников эпохи Возрождения Леонардо был не единственным, кто интересовался анатомией: Микель Анджело, Рафаэль, Дюрер, Мантенья и Вероккио — все они производили вскрытия, чтобы обогатить свои познания о человеческом теле. Но Леонардо с большей любознательностью, нежели они, вникал в биологию и навсегда останется одним из величайших биологов, так как он первый ввел в биологию количественный метод исследования. В этом он почти на четыреста лет опередил свою эпоху.
Эмбриология Леонардо содержится в III томе его дневников «Quaderni d’Anatomia», изданных в 1911 г. в виде факсимиле благодаря исключительному труду трех норвежских ученых: Вангенстена, Фонана и Хопстока. Эти дневники представляют собой удивительное и поистине обаятельное сочетание анатомических рисунков, физиологических диаграмм, архитектурных эскизов, чертежей по механике и записей, вроде следующих: «рубашки, штаны и сапоги…», «пойти проведать мессера Андреа…» «простудился…», «величайшие безумцы — это некроманты и заклинатели…».
Страница из анатомических дневников («Quaderni d’Anatomia») Леонардо да-Винчи (около 1490 г.)
Результаты произведенных им вскрытий беременной матки и ее оболочек прекрасно зарисованы, как показывают приведенные здесь рисунки. Ему было известно о существовании амниона и хориона; он знал, что пуповина содержит только сосуды, хотя он, по-видимому, считал, что человеческая плацента состоит из ворсинок. Один из его рисунков, по мнению издателей, изображает развитие куриного яйца. Однако мне кажется, что последнее предположение неправдоподобно. Действительно, Леонардо больше занимался наблюдениями над зародышами млекопитающих, чем над развитием цыпленка, хотя есть указания и на последние наблюдения. «Смотри, как птица питается внутри яйца», говорит он в одном месте, быть может для того, чтобы напомнить самому себе о возможности экспериментов, и в другом: «Цыплята выводятся при помощи огненных печей». И дальше: «Спроси жену Бьяджино Кривелли (была ли это Лукреция Кривелли, портрет которой Леонардо писал?), как петух высиживает яйца курицы, когда он сильно возбужден», — факт, недавно вновь открытый Лиенхартом. «Прежде чем показать разницу между печенью взрослого человека и печенью зародыша, вскройте насиженное яйцо». Леонардо разделяет вековечный предрассудок, утверждая: «Яйца округленные производят самцов, а длинные — самок».
О зародыше млекопитающих он говорит: «Вены ребенка разветвляются не в веществе матки его матери, но в плаценте, которая служит как бы сорочкой, одевающей матку изнутри, с которой последняя связана, но не соединена непосредственно при помощи ворсинок». Таким образом, в одном и том же замечании Леонардо допускает ошибку, утверждая, что плацента человека состоит из ворсинок, но в то же время констатирует факт, доказательство справедливости которого потребовало всей изобретательности XVII в., а именно, что кровяное русло плода нигде не сообщается с кровяным руслом матери, так как плацента только связана со стенкой матки, но не соединена с ней непосредственно.
«Ребенок, — продолжает Леонардо, — покоится в матке, будучи окружен водой, ибо тяжелые предметы весят меньше в воде, чем в воздухе, и тем меньше, чем более вязка и мутна вода. И эта вода распределяет свой собственный вес и вес плода по всему телу матки и по всем ее сторонам». Склонность Леонардо к количественным и математическим объяснениям выступает здесь со всей очевидностью.
А вот следующие записи: «Заметь, как зародыш дышит и как он питается пуповиной, и вникни в то, почему одна душа управляет двумя телами, ибо вы видите, что мать требует пищи, а ребенок вследствие этого оказывается отмеченным определенным приростом. Авиценна утверждает, что душа производится душой, а тело телом. Per errata!» («Что за ошибки!»).
«Дитя, — говорит далее Леонардо, — выделяет мочу, еще будучи in utero, и содержит в своем кишечнике экскременты: на четвертом месяце утробной жизни в его желудке содержится хилус, образовавшийся, может быть, из менструальной крови. Но он не имеет голоса in utero».
«Если женщина говорит, что иногда она слышит, как ребенок в матке плачет, то это скорее звуки известных ветров».
«Он также не дышит в матке». Утверждая это, Леонардо противоречит самому себе: «Ребенок не дышит, пока он находится в теле матери, ибо он покоится в воде, а тот, кто дышит в воде, немедленно тонет». «Дыхание не необходимо для зародыша, ибо он почерпает жизнь и пищу от жизни и пищи матери». И сердце зародыша не бьется. Для нас утверждение, что в матке не происходит дыхание, — явно ошибочно, но мы подразумеваем в данном случае тканевое дыхание, между тем как во времена Леонардо, говоря о дыхании, имели в виду исключительно легочное дыхание. Следовательно, Леонардо был совершенно прав, отрицая, что плод дышит, как это утверждали некоторые анатомы до него.
Его единственное замечание о душе гласит: «Природа помещает в тела животных душу, образующую тело, т. е. душу матери, которая еще во чреве образует очертания тела человека и в должное время пробуждает Душу, долженствующую стать его обитательницей. Эта душа вначале спит, опекаемая душой матери, питающей и животворящей через пуповину». Это звучит не очень революционно. Но Леонардо был первым эмбриологом, производившим количественные наблюдения над эмбриональным ростом. Так, например, он определяет длину совершенно сформировавшегося зародыша в один локоть (braccio), а взрослого — цифрой втрое большей. «Дитя, — говорит он, — увеличивается за день гораздо быстрее, пока оно находится в утробе матери, чем когда оно находится вне ее тела, и это учит нас, почему в продолжение первого года своего существования вне тела матери, или, вернее, в продолжение первых 9 месяцев, оно не удваивает размера, приобретенного им за те 9 месяцев, пока оно находится внутри ее тела, и даже через 18 месяцев оно не удваивает размера, который оно имело спустя 9 месяцев после рождения. Следовательно, за каждые 9 месяцев оно уменьшает величину прироста до тех пор, пока не достигнет своего окончательного размера». Здесь Леонардо затрагивает одну из наиболее современных количественных проблем эмбриологии, и мы вправе были бы ожидать, что он даст графические иллюстрации этих положений, если бы не вспомнили, что он жил за 200 лет до Декарта и за 500 лет до Майнота.
Уменьшение скорости роста (в проц.) с увеличением возраста у мужских человеческих зародышей (из Майнота)
Его цифровые данные, по-видимому, касались и относительных размеров частей, а в замечании: «печень у зародыша относительно гораздо крупнее, чем у взрослого» можно усмотреть зачатки направления, которое успешно развивают в наше время Скэмон и Калкинс. Другие цифровые данные касаются длины кишечника у зародыша, например лаконическое: «20 локтей», или утверждение: «длина пуповины у человека, но не у животных, всегда равняется длине тела зародыша».
Леонардо получил бы большое удовлетворение от статистических исследований Фога, изучившего 8000 пупочных канатиков.
Леонардо мало сказал о наследственности: в одном месте он упоминает о связи итальянки с эфиопом и говорит, что родившийся от этой связи ребенок был для него доказательством того, что черный цвет вызывается не непосредственным действием солнца и что «при зарождении семя самки столь же действенно, как и семя самца». Наконец, лучшим примером широты его кругозора является замечание: «Во всех семенах есть пуповина, которая разрывается, когда семя созреет. И подобно этому в них есть матка и оболочки, как показывают травы и все семена, произрастающие в кожуре». Мы уже встретились с этой идеей у. Гиппократа и снова найдем ее у Натаниела Хаймора.
Не случайно, что рисунки зубцов, грузов и блоков встречаются в записях Леонардо рядом с рисунками зародыша. Как говорит Хопсток, «Леонардо приходит к выводу, что существует только один естественный закон, управляющий миром. Этот закон — необходимость. Необходимость — это властелин и страж природы, необходимость создает вечные законы». Если Аристотель является отцом эмбриологии как отрасли естествознания, то Леонардо — отец эмбриологии как точной науки. Он умер в 1519 г.
Источник: Джозеф Нидхэм. История эмбриологии. Пер. с англ. А.В. Юдиной. Гос. изд-во иностранной лит-ры. Москва. 1947
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Леонардо да Винчи вклад в науку
Какой вклад внес Леонардо да Винчи в науку и искусство, Вы узнаете из этой статьи.
Леонардо да Винчи вклад в науку
Будущий итальянский ученый и художник, изобретатель и ученый, музыкант и писатель, а также представитель искусства Возрождения, появился на свет в поселке Анкиато около городка Винчи 15 апреля 1452 года. За свою жизнь он успел нарисовать много картин и рисунков, создать проекты изобретений, которые потрясли мир. Но обо всем поочередно.
Леонардо да Винчи вклад в биологию
Его интересовали вопросы патологии, а точнее прогрессирующие изменения, происходящие под действием болезни. Ученый был первым, кто описал атеросклероз после вскрытия тела старика, и тщательно его изучив.
Также да Винчи интересовала такая область биологии, как физиология. Он изучал принципы и причины проявления кашля, дыхания, зевоты, биение сердца, рвоты, чихания, системы мочевыделения и чувственных раздражений. В работе мускул Леонардо видел принципы механики, кровообращение пытался объяснить через правила гидродинамики. После тщательного изучения работы глаза, им было создано модель «Сamera Оbscura», с которой он не расставался.
Также да Винчи особый интерес проявлял к гемодинамическим проблемам физиологии сердца. Им была осуществлена попытка создания первого протеза клапана аорты. Кроме того он описал и зарисовал аппендикс, сосудистую систему внутри печени и речевой аппарат человека, точнее его аномалии.
Леонардо да Винчи вклад в медицину
Особенно заслуживает внимания вклад Леонардо да Винчи в анатомию. Глубокие познания в этой области позволили ему максимально изучить организм человека и правдоподобно его изучить. Его анатомические рукописи и рисунки были обнаружены в 1778 году и стали доступны обществу.
Художником в совершенстве было изображено скелет, связав в рисунке мускулы и нервы, прикрепленные к костям. Леонардо был первым человеком, который точно и правильно нарисовал пропорции и формы частей человеческого скелета. Ученый впервые предположил, что крестец хребта состоит из 5 позвонков, а не 3, как думали раньше. Также он описал кифозы и лордозы позвоночного столба, суставные поверхности костей.
Леонардо да Винчи вклад в культуру
Среди ранних работ художника были картины «Крещение», Мадонна с цветком». Это глубокие произведения с тщательной детализацией и обобщенными формами. Но сильное увлечение наукой его некогда отвлекало от рисования. И такие работы как «Поклонение волхвов» и «Святой Иероним» остались недописанными.
Леонардо да Винчи вклад в искусство особенно был плодотворным в миланский период творчества 1482 – 1499 годов. Он создал скульптурный монумент конной статуи Франческо Сфорца и большое количество архитектурный проектов. К сожалению, до нас они не дошли: либо были уничтожены врагами, либо временем. Среди живописи, то наиболее популярными картинами миланского периода являются «Тайная вечеря» и «Мадонна в гроте». Еще одной вершиной творчества да Винчи была знаменитая на весь «Джоконда» или «Мона Лиза».
Таким образом, Леонардо да Винчи вклад в историю науки и культуры настолько огромен, что его исследования намного опередили свое время. Он был новатором и экспериментатором, гением и фанатиком своего дела. Его зарисовки, рисунки, а также наброски были настолько точны и подтверждаются современными учеными при помощи чудо техники ХХІ века.
Надеемся,что из этой статьи Вы узнали, какой вклад в науку и искусство внес Леонардо да Винчи.
Чем знаменит леонардо да винчи в биологии
Леонардо да Винчи (15 апреля 1452 — 2 мая 1519) — величайший художник и гениальный ученый, заслуги которого трудно сравнить с чьими-либо.
Родился в 1452 году вблизи города Винчи (откуда и произошла приставка его фамилии). Его художественные увлечения не ограничиваются живописью, архитектурой и скульптурой. Не смотря на громадные заслуги в области точных наук (математики, физики) и естествознания, Леонардо не находил достаточной поддержки и понимания. Лишь спустя многие годы его работы были по-настоящему оценены.
Увлекаясь идеей создания летательного аппарата, Леонардо да Винчи разработал сначала простейший аппарат (Дедала и Икара) на основе крыльев. Новой его идеей стал аэроплан с полным управлением. Однако ее воплотить в жизнь не удалось из-за отсутствия мотора. Также знаменитой идеей ученого является аппарат с вертикальным взлетом и посадкой.
Изучая законы жидкости и гидравлику в целом, Леонардо внес значительный вклад в теорию шлюзов, портов канализации, проверив идеи на практике.
Знаменитыми картинами Леонардо да Винчи являются «Джоконда», «Тайная вечеря», «Мадонна с горностаем», «Мона Лиза» и многие другие. Леонардо был требователен и точен во всех своих делах. Даже увлекаясь живописью, он настаивал на полном изучении объекта перед началом рисунка.
Рукописи Леонардо да Винчи бесценны. Их полностью опубликовали лишь в 19-20 веках, хотя еще при жизни автор мечтал издать часть З. В своих заметках Леонардо отмечал не просто размышления, а дополнял их рисунками, чертежами, описанием.
Будучи талантливым во многих областях, Леонардо да Винчи внес значимый вклад в историю архитектуры, искусства, физики. Умер великий ученый во Франции в 1519 году.
Во Франции церковь гораздо строже относилась к вскрытиям человеческих трупов, чем в Италии. В 1300 г. папа Бонифаций VIII издал буллу «De sepulturis» о погребении, которая невыгодно отразилась на практических занятиях анатомией, хотя и была издана по совершенно другому поводу. Крестоносцы, желая похоронить на родине трупы погибших соратников, вываривали их скелеты для доставки на родину и погребения.
Но французское духовенство истолковало буллу именно как наложение запрета на вскрытие трупов, а следовательно, и на анатомические исследования. В Италии же современник Леонардо Александро Бенедетти в своей «Истории человеческого тела» (1497 г.) пишет, что анатомы обычно изготовляли скелеты, вываривая человеческие трупы, «не боясь отлучения от церкви».
Первый правительственный акт, утверждающий необходимость один раз в год производить анатомическое вскрытие в присутствии врачей и хирургов, был издан в Венеции в 1368 г. В 1376 г. такая же привилегия была дана медицинскому факультету университета в Монпелье. В XV веке такие привилегии стали твердо установившийся фактом, и ко времени Леонардо рассечение человеческих трупов при преподавании медицины стало более обычным делом в Италии, хотя и позднее церковь все же старалась наложить на них свой запрет.
Еще будучи учеником в мастерской художника Вероккио, Леонардо, несомненно, изучал книгу анатома Мондино, которая познакомила его с анатомическими воззрениями крупнейших ученых древности от Аристотеля до Галена и Авиценны. Однако Леонардо, основываясь на наблюдении и опыте, приобрел более правильное представление о структуре органов тела человека и животных. Леонардо писал своим противникам, упрекавшим его в непочтении к анатомическим догмам, основанным на авторитете античных ученых: «Хорошо знаю, что некоторым гордецам, потому что я не начитан, покажется, будто они вправе порицать меня, ссылаясь на то, что я человек без книжного образования. Глупый народ! Не знают они, что мои знания более, чем из чужих слов, почерпнуты из опыта, который был наставником тех, кто хорошо писал, так и я беру его себе в наставники и во всех случаях буду на него ссылаться» (Леонардо да Винчи. Избранное. М., 1952, стр. 188). И если первые анатомические наблюдения Леонардо близки и созвучны Авиценне, то последние его исследования стоят ближе к исследованиям Вeзалия.
Леонардо был одним из борцов за право рассекать человеческие трупы — право, отнятое и преследуемое церковью в течение многих веков. В его записях есть такие строки: «И если ты имел бы любовь к этому предмету, тебе, быть может, помешал бы желудок, т. е. чувство рвоты, а если бы он не помешал, то тебе может быть помешал бы страх находиться в ночную пору в обществе подобных мертвецов, четвертованных, ободранных, страшных видом своим; и если это не помешает тебе, быть может, будет недоставать тебе правильности рисунка, необходимой при таких изображениях»
Леонардо да Винчи был первым, кто предложил использовать стеклянные модели органов и сосудов, чтобы наблюдать, как по ним течет кровь.
Один из современников, посетивший Леонардо в 1517 г., писал: «Этот человек так детально разобрал анатомию человека, показав на рисунках части тела, мышцы, нервы, вены, связки, кишки и все остальное, что может быть найдено в телах мужчин и женщин, как никто не сделал этого до него. Все это мы видели своими глазами. Он сказал нам, что вскрыл более 30 трупов мужчин и женщин всех возрастов. Он писал также о природе воды, о различных механизмах и о других предметах — все это он собрал в бесчисленном множестве томов, написанных на просторечьи. Если эти тома будут когда-либо изданы, то они принесут большую пользу и доставят удовольствие читателю» (Е. Маc Сurdу. The note books of Leonardo d Vinci. London, 1938). Преодолев все трудности, Леонардо сам занимался анатомированием и оставил подробное наставление, как производить его. Паоло Джовио, один из ранних биографов Леонардо, отмечал, что он «отдавал себя нечеловечески тяжелой и отвратительной работе в анатомических изысканиях, рассекая трупы преступников, чтобы проследить пути природы и, по расположению нервов и позвонков, воспроизводить различные сгибания и напряжения членов» (Жизнь Леонардо да Винчи, 1537—1550. Пер. с латинского А. Л. Волынского. Киев, 1909). Препараты он изготовлял собственноручно. В методику изучения органов он вводил новое, например, инъецирование воском желудочков мое и сосудов, чтобы определить их форму. Он изобрел модель из стекла для изучения клапанов сердца. Он первый стал делать распилы костей вдоль и поперек, для подробного изучения их структуры, ввел в практику зарисовку всех изучаемых им органов во время анатомирования. И этим объясняется необычайно правильное и реалистическое изображение людей и животных в его живописи и скульптуре. Точнее всего Леонардо изображает и описывает скелет, впервые совершенно правильно представляя и изображая его пропорции; он также первый точно определяет число позвонков крестца. Все анатомические изображения, сделанные до Леонардо, были условны, да и позднейшие художники не смогли превзойти Леонардо в этом искусстве.
Леонардо — основатель науки динамической анатомии. «Я рисую много изображений для того, чтобы ты мог видеть многие отдельные с чая, которые подчинены одинаковым правилам» — пишет он. «Шейных позвонков семь, из коих первый сверху и второй отличны от других пяти. Сделаешь ты эти шейные кости с 3 точек зрения в совокупности с 3 точек зрения в отдельности; и так сделаешь их с двух других то зрения, в именно: видимые снизу и сверху и так дашь о их форме истинное понятие, каковое истинное понятие ни древние, ни новейшие писатели никогда не могли бы дать без громадного и докучливого и смута долгого писанья и времени. Но этим кратчайшим способом изображения с разных точек зрения будет дано полное и истинное понятие, и дабы то, что я даю людям, было бы благодеянием, я обучаю способу это гравировать» (настоящая книга, стр. 317).
Рисунки, изображающие орган в разных ракурсах, Леонардо именовал dimonatrazioni. Это — «показ общего правила на частном примере, также подведение частного случая под общий известный закон». (В. П. Зубов. Леонардо да Винчи. М.-Л., Изд-во АН СССР, 1961, стр. 133).
Рис. 1. Анатомические рисунки Леонардо да Винчи
Рис. 2. Анатомические рисунки Леонардо да Винчи
Презентация к докладу «Леонардо да Винчи и его вклад в развитие естественных наук»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области «Воронежский юридический техникум» Презентация к докладу по естествознанию Тема: «Леонардо да Винчи и его вклад в развитие естественных наук» Выполнила: студентка группы П-12 Бреева Оксана Руководитель Мацаева О.В. Воронеж 2016
Содержание Введение Леонардо да Винчи Вклад в биологию Вывод Источники
Введение Самые большие достижения в эпоху Возрождения были сделаны в области анатомии. Стало возможным вскрытие трупов. На исходе Средневековья в Италии взошла звезда, озарившая все последующее развитие европейской цивилизации.
Леонардо да Винчи Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в селении Анкиано близ небольшого городка Винчи. В 20 лет начал работать самостоятельно. В Милане Леонардо проявил многие свои таланты. Он заинтересовался анатомией, сделал несколько рисунков к анатомическому атласу человека. 2 мая 1519 умер в Кло-Люсе. Истина в конце концов не остается скрытой.
Вклад в биологию В течение своей жизни сделал тысячи заметок и рисунков, посвящённых анатомии. Делая вскрытие тел людей и животных, он точно передавал строение скелета и внутренних органов. Описал ранее неизвестные щитовидную железу. Рассматривал организм как образец «природной механики». Впервые описал ряд костей и нервов. Особое внимание уделял проблемам эмбриологии и сравнительной анатомии.
Вклад в биологию Особенно важным для Леонардо было строение черепа, так как лицо имело наибольшую прорисовку. Прототипами ангелов во множестве картин Да Винчи были младенцы, поэтому он изучал и детские организмы.
Вывод Неутомимый учёный-экспериментатор и гениальный художник, Леонардо да Винчи остался в традиции личностью-символом эпохи, «. которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учёности». Рукописи Леонардо увидели свет лишь спустя 400 лет и не смогли оказать должного влияния на развитие науки.
Источники http://polprav.blogspot.ru/2011/09/blog-post_7345.html http://yos.ru/natural-sciences/85-2010-09-10-11-38-25.html?start=8 http://www.wisdoms.ru/avt/b125.html http://www.fpss.ru/gazeta/world/4216/ http://vincipage.narod.ru/bio.html http://vincipage.narod.ru/bio.html
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-137195
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минобрнауки обновит перечень специальностей высшего образования
Время чтения: 1 минута
В Москве новогодние утренники в школах и детсадах пройдут без родителей
Время чтения: 1 минута
Каждый третий российский школьник хотел бы стать разработчиком игр
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.