Чем знаменит макарьевский монастырь
ЖЕЛТОВОДСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Макарьев Желтоводский Свято-Троицкий монастырь, 3 июля 2009 г. Фотография с сайта ru.wikipedia.org |
Женский Макарьев Желтоводский монастырь во имя Живоначальной Троицы Лысковской епархии
В начале XV века преподобный Макарий Желтоводский, бывший насельник Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря, пришел на озеро Желтое, что неподалеку от левого берегу Волги, в семи верстах от Лысковской крепости. Ища уединения ради Христа, святой Макарий выкопал себе пещеру и начал продолжать свой подвиг отшельника. Однако Богу было угодно, чтобы 90-летний старец проповедовал Слово Божие местным жителям: мордве, марийцам, чувашам и татарам. Так и появилась братия в числе сорока человек. Первыми монахами и были представители коренных народностей Поволжья. Годом основания монастыря считается 1435 г. [1]
Однако в 1439 году отряды татарского хана Улу-Махмета уничтожили молодую обитель, братию убили, а преподобного Макария взяли в плен. Однако когда с ним познакомился сам Улу-Махмет, то последний отпустил старца, вверив ему еще сорок «мужей разве жен и детей», но с условием, что преподобный оставит берега Желтого озера (это озеро после многочисленных крещений стало именоваться святым). Тогда преподобный Макарий с людьми (в количестве около 200-300 человек) ушел на Север, на Унжу. Зайдя в свою прежнюю обитель в честь Пресвятой Троицы, дабы по чину похоронить своию убиенную братию.
В 1620 году Желтоводскую обитель возобновляет старец Аврамий, к которому неоднократно в сонном видении являлся преподобный Макарий, прося Аврамия устроить некогда разоренный монастырь. Старец сначала пришел на Святое (Желтое) озеро, а затем направился на Унжу, где в то время находился царь Михаил Федорович, который как и многие князья-Рюриковичи, почитал преподобного Макария как своего небесного покровителя. После этой встречи старец Аврамий приступил к возобновлению обители. При этом цари из рода Романовых помогали и средствами и издавали указы, дабы земное устроение обители шло и благодаря местной «ярмонке», которая впоследствие прославилась на весь мир как Макарьевская.
С XVII столетия монастырь Желтоводский дал нашей Церкви выдающихся архипастырей: патриарха Никона и первого Нижегородского митрополита Филарета, который был родом, по всей вероятности, из Лыскова.
К 1700 году монастырь окреп так, что царь Петр I уже издал о том, чтобы средства с «ярмонки» шли в государственную казну. Однако помощь по-прежнему оказываалась. Желтоводский монастырь был самым крупным из всех обителей Нижегородской епархии. Количество братии к середине XVIII века, по некоторым источникам, достигала нескольких сотен.
С началом XIX века мощь и красота монастыря «малится». В 1817 году знаменитая на всю Россию Макарьевская ярмарка была переведена из-под стен монастыря в Нижний Новгород. К 1860-ым годам остается в обители один иеромонах и несколько братий. Решено было монастырь закрыть, после пожара в 1868 году он был упразднен. Часть икон было перенесено в строившийся Нижегородский Александро-Невский собор.
Свято-Троицкий Макарьев-Желтоводский монастырь |
Женский монастырь
Лысковские и макарьевские купцы вступились за обитель. В своих прошениях они дошли до императора. Однако дальнейшая судьба обители была в большей мере под опекой императрицы Марии Александровны, которая и предложила монастырь сделать женским.
В 1882 году по указу императора Александра III монастырь был возобновлен как женский. Первыми насельницами стали сестры Лысковской богадельни. Они много положили трудов для восстановления обители.
В 1920-1922 годах монастырь был местом пребывания Васильсурского викария.
В 1927 году монастырь вновь был закрыт.
Третье возобновление монастыря преподобного Макария началось в 1991 году, но официально обитель была передана Русской Православной Церкви весной 1992 года. Первые насельницы были из разных монастырей, но преимущественно жительницы Нижегородской области и Чувашии. В августе 1992 года был освящен храм в честь Собора Архангела Михаила.
В настоящее время жизнь в монастыре продолжается, уже насчитывается более 20 насельниц; освящены 5 храмов из 7(в том числе и главный Троицкий собор).
У монастыря также имеются два подворья: в поселке Макарьево (храм Казанской иконы Божией Матери) и в городе Лыскове (Преображенский собор).
Троицкий Макариев Желтоводский монастырь, собор Троицы Живоначальной, 2014 г. Фото: Ю.Булкин |
Храмы монастыря
Настоятели
Литература
Использованные материалы
[2] скончался 13 ноября 1630 в Московском Заиконоспасском монастыре
[3] управлял монастырем один год, затем переселился в монастырь Казанской Божией Матери в село Лысково, где и погребен в 1636 г; у Строева показан архимандритом с 1635 по 1640 год
[4] из игуменов Макарьевского монастыря
[5] перешел в Московский Чудов монастырь, где и скончался в 1647 году
[6] ушел в безмолвие в Ниловый скит
[7] по двухлетнем управлении переселился в пустыню Модиолан где и скончался в 1662 году, погребен в Желтоводском монастыре
[8] первый настоятель монастыря в сане архимандрита (с 1666 года)
[9] с 19 января 1680 года был определен келарем в Саввин-Сторожевский монастырь
[10] из игуменов Оранской пустыни, управлял монастырем 23 года и 2 с половиной месяца
[11] из келарей Владимирского Рождественского монастыря, управлял 8 месяцев и 7 дней; переведен в Нижегородский Печерский монастырь
[12] из протопопов Нижегородского кафедрального собора
[13] переведен из Оранскаго монастыря, затем назначен настоятелем Нижегородского Благовещенского монастыря
[14] переведен в Нижегородский Печерский монастырь
[15] переведен в Переславль-Залесский Данилов монастырь
[16] переведен из Арзамасского Спасскаго монастыря, управлял Желтоводским монастырем 13 лет и 7 месяцев
[17] определен из полковых протоиереев, переведен в Грузию в Кваб-Тахевский монастырь
[18] переведен из Пензенского Нижеломовскаго монастыря; управлял Желтоводским монастырем 3 года и 7 месяцев, в 1818 году был назначен в Новоторжский Бориеоглебский монастырь, но на пути туда, по преклонности лет, скончался, где и погребен в Арзамасском Спасском монастыре
[19] переведен из Московского Знаменского монастыря
Макарьевский монастырь
Макарьевский монастырь в Нижегородской области — это духовная святыня, которая была возведена благодаря удивительной легенде о волшебном граде. Он по внешнему описанию похож на место, где построена обитель. Волжское побережье, звон колоколов, белокаменные стены являются важными составляющими общей картины.
Как добраться
Компания «Семейный чемодан» организует паломнические поездки.
Доехать до святых мест несложно. В вашем распоряжении будет несколько вариантов. Самый практичный и увлекательный вариант — переправа. Паром работает по расписанию. Поэтому, необходимо прибыть к причалу в установленное время. Лучше не опаздывать. Паром курсирует один раз в три часа.
Многие предпочитают выбирать теплоход. Ваше путешествие по Волге будет проходить в комфортных условиях. По дороге появится шанс познакомиться с другими достопримечательностями Нижегородской области. Предлагаются услуги автобуса или такси. Такой вариант в основном выбирают те, кто боится укачивания. Речное путешествие все же является более востребованным.
При желании можно заказать экскурсию, так ваша поездка будет более организованной, вы сможете пополнить запас знаний интересными фактами из истории.
На личном автомобиле потребуется ехать через Лысково по трассе М-7 на Казань. Точный адрес — с. Макарьево, ул. Набережная, 1.
Общие сведения
Макарьевский женский монастырь имеет непростую историю. Она начинается с 1435 года. Изначально он сооружался, как мужской. Сама территория, где находится объект, является красивой и по-особенному уютной. Вокруг храма постоянно разворачивались различные драматичные события. Первооснователь – Макарий Унженский. Его еще называют Желтоводским. Именно так величали озеро, расположенное неподалеку.
На территории храмового комплекса 7 августа проводится главный праздник, он посвящен дате появления обители. Сюда приезжают люди из различных регионов. Проводится крестный ход и праздничные богослужения.
Удивительная история появления храма – легенды и трагедии
Макарий длительное время искал уединения. В поисках спокойного и укромного места, он поселился на пустыре, рядом с Желтыми водами. Участок ему понравился, и он решил тут остаться. Впоследствии Волгой водоем был в буквальном смысле поглощен, поэтому строение теперь находится прямо на Волжском берегу. Предание гласит, что Макарий на берегу сделал себе небольшую пещеру. К нему за поддержкой нередко приходили люди из рядом расположенных деревень. Тогда Макарий решил заняться возведением храма в честь Пресвятой Троицы, который сегодня именуется, как собор Пресвятой Богородицы.
Вскоре произошло нападение татар. Поселение было разгромлено и уничтожено, а игумен попал в плен. На тот момент старцу было уже 90 лет. Хан, пообщавшись со священнослужителем, решил подарить ему волю. Макарий возвращается на пустырь. Старец привиделся во сне монаху Аврамию. Он его попросил возвести на Желтых водах церковь Пресвятой Богородицы. Аврамий не предполагал, где располагаются Желтые воды. Монах был сильно болен. Поэтому, в обмен на исцеление поклялся исполнить обещание старца.
Так случилось, что именно в это время на здешние земли приехала делегация, которую возглавлял первый царь из рода Романовых. Поездка сделана в знак благодарности, за дарование свободы патриарху Филарету. Его ранее взяли в плен поляки. Аврамий приехал к Унжескому монастырю и сделал список с иконы преподобного Макария. Образ стал творить разнообразные чудеса, исцеляя от болезней. Царь благословил святыню и разрешил возвести Макарьевскую обитель на Желтых водах. Местность была удачно и находилась в средней части Волжского пути.
Во владение монастыря перешла Макарьевская ярмарка. Возведение храма шло за счет торговых сборов. Благодаря усилиям Аврамия тут появилось две церкви, стали возводится различные постройки хозяйственного назначения.
1816 год оказался трагическим для священнослужителя. Произошел пожар, не уцелела ни одна ярмарочная постройка. Торговую зону перенесли в Нижний Новгород. В 1883 году обитель снова начала возрождаться. Теперь она приобрела женский статус. Во время прихода советской власти святыня прекратила свою деятельность. Здесь сделали детский дом, а потом техникум. Открытие храма произошло только в 1991 году. Сегодня монастырь является действующим. Сюда совершается паломничество из различных городов России. Были проведены масштабные реставрационные мероприятия. Вход является свободным. Расписание службы рекомендуется уточнить перед поездкой. Всю необходимую информацию можно найти на официальном сайте. Территория является благоустроенной, большой – цветники, лавочки, отличное освещение.
Таким образом, немало тяжелых моментов было на территории Желтых вод. Сегодня здесь стоит красивый храмовый комплекс, переливаясь на солнце серебристо-серыми куполами. Несмотря на то, что от желтых вод практически ничего не осталось, обитель не изменила свое название. О красивой легенде помнят местные жители, рассказывая ее приезжающим туристам. В их словах есть что-то сказочное, заставляющее верить в чудеса. Озеро поглотила Волга по причине смены русла. После уничтожения обители спустя пять лет после появления сложно было найти о не даже упоминания в летописях. Только людская молва утверждала, что здесь стоял храм, который помогал в молитвах найти исцеление.
В 18 столетии обитель сыграла важнейшую роль в духовном развитии России. Это был центр православной веры на Волге. Память о преподобном Макарии бережно охраняется. Святой является почитаемым в Приволжье. В дань его памяти регулярно организуется большая православная ярмарка.
Сама судьба святыни имеет тесную взаимосвязь с российской историей. Ведь важная роль в появлении и восстановлении храма принадлежит царю Михаилу Федоровичу из династии Романовых. Он передал крупную сумму на строительство и помог организовать ярмарку на территории озера. Много средств выделялось на нужды монахов. Строительные работы продолжались до 1628 года. Несмотря на то, что отряд Степана Разина не пощадил церковь, она снова отстроилась.
История монастыря была непростой, испытаний предстояло немало. В настоящее время поток туристов в здешние места является большим. Сюда приезжают не только в целях паломничества и для того чтобы попросить о помощи. Место само по себе является загадочным и живописным.
Архитектура, храмы, монастырский приход
Величественная святыня стоит прямо на побережье Волге. Место сказочное. Снаружи вы увидите красивые, мощные стены, башни для дозора, тяжелые металлические врата с элементами дерева. Это не просто могущественные стены. Здесь находятся кельи и разнообразные административные помещения.
Вход в храм необычен, к нему сразу притягивает взгляд. Чтобы попасть в обитель нужно пройти через огромные ворота и надвратный храм, который посвящен Михаилу Архангелу. Основными обителями монастыря выступают:
Попадая на территорию, сразу открывается вид на великий Собор Троицы Живоначальной. Стены его отличаются эффектной росписью фреской. Они являются старинными. Сегодня декор удалось восстановить только частично. Место находится возле реки, поэтому наводнение являлось нередким явлением. Об этом свидетельствуют разводы, которые остались на колоннах. Для того чтобы исключить затопление, вокруг монастыря был сделан земляной вал. Он помогает задержать воды.
На участке вы увидите много уникальных храмов. Всего насчитывается около шести объектов. Каждый из них имеет свою историю. Все сооружения были возведены в 18-19 веке и являются памятниками архитектуры. В 20 веке был выполнен большой цикл восстановительных работ. Под толстым слоем побелки мастера нашли много старинных фресок. Благодаря талантам иконописцев, декор получилось восстановить. На стенах монастыря вы найдете много икон. Наиболее чтимыми святынями признаны глава Пеподобного Макария и огромный иконостас с частицами его мощей.
Интересна для ознакомления церковь Макария. Интерьер отличается богатым убранством. Прихожан много. Верующие сюда приезжают за поддержкой основателя церкви, приклоняясь к его иконе. Большинство людей просят об исцелении и избавления от страданий. Многие просят о том, чтобы заветные желания в скором времени исполнились. Также в монастыре можно приклониться к мощам святого Николая Чудотворца, Иоанна Златоуса, Петра и Февронии, Матроны Московской.
Деятельность монастырского прихода преимущественно имеет отношение к церковной жизни. Здесь сделан небольшой приют для девочек, которые остались без попечения родителей. На данный момент проживает около 20 детей. Также при желании можно посетить церковную библиотеку. Есть гостиничные номера.
Службы проводятся каждый день с 8 часов до 17 часов. Во время праздников расписание меняется. Утренняя служба проводится на часть позднее, а вечерняя осуществляется в 18 часов. Здесь проводятся обряды крещения. Также можно причаститься и пообщаться со священником.
Полезная информация для туристов
Белокаменные стены величественные и поражают своей высотой. Поездка сюда оставит после себя неизгладимые впечатления. Здесь можно увлекательно провести время, по-настоящему отдохнуть от повседневности и забот. Все основные сооружения появились еще в 1650 гг. Они с того момента практически не изменились. Форма храмового комплекса сразу же попадает в поле зрения и привлекает своей необычностью. Она похожа на огромный четырехугольник. По периметру геометрии располагаются башни. Стены преимущественно выполняли оборонительную функцию. Отверстия для бойниц прекрасно сохранились. Собор, бесспорно, главное украшение территории. Свое ознакомление рекомендуется начать именно с него, а потом постепенно перейти к рассматриванию других объектов. Много уникальных росписей, картин с библейской тематикой. Все изображения являются реалистичными. От некоторых росписей даже захватывает дух.
Туристам рекомендуется не забывать об общепринятых правилах посещения. Прежде всего, необходимо обратить внимание на свой внешний вид. Этот момент отслеживается достаточно строго. Женщины должны быть одеты в длинную юбку и платок, желательно не использовать яркую косметику. Если вы что-то забыли, то здесь можно взять одежду напрокат, красивые платки доступны в продаже. Но лучше позаботиться об этом моменте заранее. Если вы приезжаете большой группой, то можно заказать экскурсию. Потраченные средства оправдают ваши ожидания. Экскурсовод расскажет много интересных фактах и легендах. Для того чтобы обойти всю территорию достаточно 1,5-2 часа времени.
Если останется время, то потратьте его на изучение Макарьево. Данный край красивый, здесь можно прогуляться по лесным зонам, прокатиться по Волге, заглянуть в местные музеи. Так, всего в 200 километрах находится музей татского станка, а если идти от монастыря пешком, то можно попасть на страусиную ферму. Также среди туристов популярен музей «Сказка». Многие гости села предпочитают позагорать, искупаться в Волге и организовать пикник. Пляжей вдоль побережья много. Дно реки приятное, вода является достаточно чистой. Главное, наслаждаясь удивительной красотой и досуговой деятельностью, не опоздать на автобус и паром.
Об Истории Макарьевского монастыря.
Макарьево-Желтоводский монастырь основан в 1415 г Макарием из Нижнего Новгорода, которого стали звать Желтоводским из-за называния монастыря, построенного на волжских пойменных лугах у Желтого озера.
Макарьево-Желтоводский монастырь основан в 1415 г Макарием из Нижнего Новгорода, которого стали звать Желтоводским из-за называния монастыря, построенного на волжских пойменных лугах у Желтого озера. И в 1439 году татары разорили и сожгли его. Макарий был взят в плен, но вскоре выпущен на свободу. С него взяли обещание не восстанавливать монастырь на том же месте. И Макарий ушел в леса Костромы, и впоследствии основал другой монастырь на Ужне. История архитектуры Макарьевского монастыря начинается только со времени его возобновления в 1620-е года, когда 1624 году была построена первая деревянная церковь.
Макарьевский монастырь в 1640 году. Реконструкция Н. Филатова, рисунок взят из его книги.
Московское правительство еще с XVI века предпринимали попытки переместить центр волжской торговли в земли Руси. Но организованная ярмарка в Васильсурске (городе построенном Василием III), потерпела неудачу. В 1641 году выходит указ об организации ярмарки около Макарьевского монастыря, который мог также собирать торговые пошлины.
Вообще, в то время русские монастыри были культурными и хозяйственными центрами. Это давало им возможность быть опорными пунктами при заселении края. У стен монастыря встречались судна, идущие вниз по течению из старорусских земель. Это поспособствовало тому, что на середине Волжского пути закрепилась знаменитая в то время Макарьевская ярмарка.
Павильон (каменный) ярмарки после реконструкции. Как видите, эта «античная» громадина и в самом деле могла превосходить Гостиный двор в Санкт Петербурге.
Все основные постройки в Макарьевском монастыре были возведены за достаточно небольшой период — с 1651 по 1667 года. Из-за этого он смотрится как единый архитектурный ансамбль. В своем современном виде его территория окружена крепостью четырехугольной формы, со сторонами около 200 м каждая, и предназначалась для защиты монастыря и ярмарки от народных волнений.
План «города Макарьева» (не воплощенный) 1781 года. Виден монастырь, стены (земляные) города (которых, кажется, так и не стали строить), и неудачно выбранное (у воды) место для ярмарки. Рисунок из книги Н. Филатова.
Центр монастыря — Троицкий собор — построенный в 1658 году. Это шестистолпный пятиглавый храм с тремя аспидами, их низкие стены подчеркивают высоту основного объёма. Собор по своему облику и величию было подобно Спасскому собору (1652) в Нижегородском кремле.
Макарьевский монастырь на иконе Симона Ушакова в процессе строительства (1661). Видно два каменных храма, Святые ворота в камне, которые потом придется переделывать, и квадратная башня с идущим от нее «вверх» пряслом каменной стены. Она впоследствии перестанет быть угловой, а прясло придется сломать. Остальные стены пока в дереве. Рисунок взят из книги Н. Филатова.
Четыре круглых массивных столба поддерживают своды Троицкого собора. В конце XVII иле начале XVIII века все стены и своды зала были покрыты росписью. Синие, красно-коричневые и охристо-желтые цвета оттеняются пятнами чистого черного цвета. На стенах нет пустого места, все занято изображениями человеческих фигур, коней, сказочными постройками, скалами и деревьями. Множество различных картин, соединенных в сплошные ленты, несколькими рядами опоясывают храм. Хотя сюжеты для композиций были взяты из церковной тематики, художники трактовали их в привычных для себя образах, помещая действующие лица библейских историй в обстановку повседневного быта своего времени, показывая реальную жизнь. Сейчас эти изображения без реставрации проявляются, и становятся всё ярче и ярче.
Проявляющиеся фрески Троицкого монастыря.
Трапезная Макарьевского монастыря, 1651 года, представляет собой двухэтажное здание. На первом этаже были хозяйственные помещения, которые во времена ярмарки сдавались под склад товаров. К большому залу трапезной примыкала Успенская церковь, а с противоположной западной стороны открытая паперть соединяла ее с колокольней, углы которой были обработаны под каменный руст. В 1882 году открытые проемы галереи были заделаны, а вместо прежнего деревянного крыльца сделана внутренняя, деревянная лестница.
Обрамление окон первого яруса трапезной, как и многие детали на корпусах келий крепостных стен, особенно по южной стороне монастыря — результат переделок первой половины XVIII века.
По четырем углам монастыря стояли круглые башни, между ними, на середине стен, квадратные с воротами.
Круглые Башни монастыря.
С южной стороны, обращенной к реке, был устроен главный вход — Святые ворота с надвратной церковью Михаила Архангела над ними. Первоначально церковь имела одну главу, которую в 1670 году заменили пластически более сложным пятиглавым завершением.
Святые ворота с надвратной церковью Михаила Архангела
Кроме сохранившихся сейчас укреплений, монастырь имел пристроенную с запада дополнительную территорию, огороженную тремя стенами, с мощными квадратными башнями и встроенным в западную наружную стену каменным Гостиным двором. Помещения Гостиного двора в XIX веке перестроили в пересыльную тюрьму, под таким названием и были известны стоявшие до недавнего времени остатки сооружения. Башни и стены этого участка давно уже полностью разрушены, а примыкавшая к ним угловая северо-западная башня обвалилась при высоком паводке еще в 1829 году.
Во второй половине XVII века монастырь достиг своего расцвета. Патриарх Антиохийский Макарий, посетивший монастырь в 1666 году, назвал его «вторым Иерусалимом». В монастыре даже побывали император Петр I и императрица Екатерина Великая.
Будущий патриарх Никон, Аввакум Петров, архиепископ Сибирский и Тобольский Симеон, протопопы Стефан Вонифатьев и Иван Неронов – выходцы из Мкарьевского монастыря.
XIX век был очень трудным для монастыря. В 1817 году Макарьевская ярмарка была перенесена в Нижний Новгород. Волжские воды стали постепенно разрушать наружную линию укреплений. В 1868 году обитель была закрыта, так как существовала угроза полного закрытия. В 1883 году, монастырь был восстановлен, но уже как женский.
А в 1927 году монастырь уже закрыли, сестер разогнали. В 1928–1929 годах здесь был размещен детский дом, затем монастырские помещения стали сдавать в аренду разным советским организациям. В годы войны в монастыре размещался эвакогоспиталь, а в 1943 году обитель была передана Лысковскому зооветеринарному техникуму. За годы советской власти монастырские храмы и строения постепенно разрушались и приходили в упадок.
Соборы Макарьевского монастыря.
В 1990 году Свято-Троицкий Макарьевский Желтоводский женский монастырь был передан Нижегородской епархии. К 2005 году отреставрированы и освящены монастырские храмы. В настоящее время обитель переживает свое третье возрождение, что конечно не может не радовать!