Чем знаменит шостакович произведения
Дмитрий Дмитриевич Шостакович
Фото Все
Видео Все
Композитор Шостакович. Фильм 1 (1980)
ТОП 9 интересных фактов: Д. ШОСТАКОВИЧ | Best of Dmitri Shostakovich | ИСТОРИЯ МУЗЫКИ
Дмитрий Шостакович — биография
Дмитрий Шостакович – композитор, пианист, педагог. Носил звание Народного артиста СССР, награжден многочисленными премиями СССР И РСФСР.
Мировая слава пришла к Дмитрию Шостаковичу в 20 лет, кода его Первую симфонию услышали не только на родине, но и в США и Европе. После этого прошло еще десять лет, и его музыка зазвучала со сцены ведущих театров мира. В сталинские времена его то поднимали до небес, то чуть ли не превращали во врага народа, но это не помешало ему стать крупнейшим композитором 20-го века, музыка которого будет жить вечно.
Детство
Родился Дмитрий Шостакович 25 сентября 1906 года в Санкт-Петербурге. Его отец – Дмитрий Болеславович, инженер-химик, страстно любил музыку. Мама Софья Шостакович окончила консерваторию по классу пианино, давала уроки игры на фортепиано для начинающих. На момент рождения Дмитрия в семье уже подрастала дочь Мария, которая стала известной пианисткой, после него родилась еще одна дочь – Зоя, ставшая ветеринаром. Все дети обладали музыкальными способностями, часто устраивали дома импровизированные концерты.
В 1916 году Диму отдали в коммерческую гимназию. Параллельно с этим он посещал частную музыкальную школу Игнатия Гляссера. Знаменитый музыкант научил Шостаковича отменно играть на пианино, но композиция не была его сильной стороной, поэтому этот предмет талантливый ученик постигал самостоятельно.
Дмитрий Шостакович в детстве
Дмитрий характеризовал Гляссера как самовлюбленного, скучного и неинтересного человека. Он проучился у него три года и бросил школу, хотя мама настаивала на продолжении обучения. Но Дмитрий всегда отличался твердостью характера, решения он менять не привык.
Образование
В 1919-м Дмитрий поступил в Петроградскую консерваторию. Буквально после первого курса он закончил работу над первым оркестровым сочинением – Скерцо fis-moll.
Спустя год он стал автором произведений для фортепиано «Три фантастических танца» и «Две басни Крылова». В те годы он познакомился с Борисом Асафьевым и Владимиром Щербачевым, членами «Кружка Анны Фогт».
Дмитрий Шостакович в юности
Дмитрий был прилежным студентом, хоть и пришлось преодолевать множество трудностей. Он не наедался продуктовым пайком, который выдавали учащимся, часто голодал, но продолжал обучение. Шла зима, отопление в консерватории отсутствовало, многие болели и даже умирали.
Потом он напишет в своих мемуарах, что был слаб настолько, что даже не пытался ездить на учебу на трамвае. У него не было сил протискиваться в переполненный транспорт, поэтому юноша ходил пешком.
Семья очень бедствовала, особенно явным это стало после смерти отца. Дмитрий решил искать работу, и вскоре его приняли на должность тапёра в кинотеатр «Светлая лента». Он относился к своей работе с отвращением, платили за нее мало, сил требовалось много. Но приходилось терпеть из-за денег.
Прошел месяц, Дмитрий пошел за жалованием к хозяину кинотеатра Акиму Волынскому, но тот начал стыдить юношу, убеждать его, что искусство должно быть превыше всего, а материальная сторона не имеет значения.
Часть заработанных денег он все-таки выпросил, за остальным нужно было обращаться через суд. Прошло немного времени, имя Шостаковича уже начало набирать вес в музыкальном обществе, и его позвали на вечер памяти Волынского. Он пришел, и поведал всем о горьком опыте сотрудничества с этим человеком, чем привел в негодование организаторов мероприятия.
Документ об окончании консерватории по классу фортепиано Шостакович получил в 1923-м, а в 1925 году он завершил обучение по классу композиции. В качестве дипломной работы он представил Симфонию №1, которую впервые исполнили в Ленинграде в 1926-м. Спустя год симфонию услышали жители Берлина.
Творчество
В 1932 году Дмитрий стал автором оперы «Леди Макбет Мценского уезда». Спустя несколько лет в копилке его работ появились пять симфоний. В 1938-м появилась «Джазовая сюита», которую чаще всего узнают по «Вальсу №2».
Сталину не понравилась музыка талантливого композитора, критики отреагировали мгновенно, в прессе появился ряд разгромных статей. Шостакович тогда окончил свою Четвертую симфонию, уже шли репетиции, но он остановил их буквально перед премьерой. Публика смогла услышать ее только в 60-х.
Дмитрий Шостакович в творческом процессе
В годы войны партитура этой симфонии пропала, композитор считал ее навсегда утерянной, и после снятия блокады с Ленинграда начал ее восстанавливать по памяти. Но в 1946-м копии партий нашлись, и спустя 15 лет произведение прозвучало на публике.
Войну композитор встретил в Ленинграде, он как раз писал самую известную свою симфонию – Седьмую. Шостаковича эвакуировали в Куйбышев, он забрал с собой все наброски произведения, которое прославило его на весь мир. Симфонию №7 назвали «Ленинградской», она впервые прозвучала весной 1942-го в Куйбышеве.
После победы композитор пишет еще одну симфонию – Девятую, и представляет ее 3 ноября 1945-го, в родном Ленинграде. Шостакович становится одним из самых известных и востребованных композиторов, но длится это недолго. В 1948 году его музыку снова отнесли к разряду «чуждых советскому народу», а сам композитор попал в опалу вместе с Прокофьевым и Хачатуряном. Дмитрия уволили из Московской консерватории, лишили профессорского звания, которое он получил в 1939-м.
В 1949-м вышла кантата Шостаковича «Песнь о лесах», в которой он, поддавшись тенденциям того времени, расхваливал СССР и его триумфальное восстановление после войны. Критики и власти успокоились, Дмитрий получил за нее Сталинскую премию.
В 1950-м Шостакович пишет 24 Прелюдии и Фуги для фортепиано. На протяжении восьми лет он не издал ни одной симфонии, и только в 1953-м представил Десятую.
Спустя год выходит Одиннадцатая симфония, получившая название «1905 год». Вторая половина 50-х ознаменовалась работой над инструментальной музыкой, которая отличалась разнообразием формы и настроения.
Творческая биография Шостаковича продолжилась написанием еще четырех симфоний. Помимо этого он сочинял вокальные произведения и струнные квартеты. Последняя работа музыканта – Соната для альта и фортепиано.
Личная жизнь
Трудности преследовали композитора не только в профессиональном плане, но и в личной жизни. В 1923-м он познакомился с Татьяной Гливенко. Они любили друг друга, но в то время музыкант испытывал крайнюю нужду, поэтому так и не решился предложить ей руку и сердце. Восемнадцатилетняя девушка быстро нашла ему замену и вышла замуж. Спустя три года, когда дела композитора пошли успешно, он предложил любимой бросить мужа и сойтись с ним, но получил отказ.
Дмитрий Шостакович с Ниной Вазар
Прошло немного времени, и Дмитрий женился на Нине Вазар. Они прожили в браке два десятка лет, стали родителями двоих детей. В 1938-м родился их первенец – сын Максим, спустя несколько лет семья пополнилась дочерью Галиной. В 1954-м композитор овдовел.
Второй раз Шостакович пошел в ЗАГС с Маргаритой Крайновой, сотрудницей ЦК ВЛКСМ. Однако они очень быстро поняли поспешность этого решения, и подали на развод.
В 1962-м композитор женился третий раз. Его избранницей стала Ирина Супинская, занимавшая должность редактора в издательстве «Советский композитор». Ее отец – репрессированный этнограф Антон Супинский. С Ириной композитор прожил всю оставшуюся жизнь.
Болезнь и смерть
Последние годы своей жизни Шостакович серьезно болел. Доктора не могли поставить диагноз, но пытались как-то помочь. Лечение заключалось в приеме курса витаминов, чтобы замедлить прогрессировавший недуг, но это мало помогало.
Потом все-таки композитору поставили диагноз — болезнь Шарко, или по-научному боковой амиотрофический склероз. Он лечился у американских и советских докторов, послушал совет Ростроповича и уехал в Курган, где принимал доктор Илизаров. В общей сложности он пробыл там 169 дней, лечение помогло ненадолго. Болезнь прогрессировала, несмотря на то, что он выполнял все предписания доктора, занимался специальной зарядкой и пил лекарства в соответствии с графиком. Единственной отдушиной для него в это время были походы на концерты, куда он отправлялся в сопровождении жены.
В 1975-м они поехали на концерт в Ленинград. В его программу включили романс Дмитрия Дмитриевича, и композитор очень хотел его услышать. Как назло, исполнитель от волнения не смог вспомнить начало, Шостакович разнервничался. Вернувшись домой, супруга вызвала музыканту неотложку, доктора которой диагностировали у него инфаркт и срочно госпитализировали.
В день смерти композитор собирался вместе с супругой смотреть футбольный матч по телевизору в больнице. Он попросил ее принести почту. Ирина отсутствовала совсем недолго, но когда вернулась, он уже скончался. Сердце Шостаковича остановилось 9 августа 1975 года.
Местом упокоения Дмитрия Шостаковича стало Новодевичье кладбище.
Слушать композиции
Ссылки
3 знаменитые симфонии Дмитрия Шостаковича
Оксана Полякова
Сочинять музыку Шостакович начал, когда ему было всего девять лет. После посещения оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» мальчик заявил о своём желании серьёзно заняться музыкой и поступил в Коммерческую гимназию Марии Шидловской.
На протяжении долгих лет он активно работал над симфониями и операми. В январе 1936 оперу «Катерина Измайлова», музыку к которой написал Дмитрий Шостакович, посетил сам Иосиф Сталин. Произведение шокировало диктатора, чей вкус был воспитан на популярной классике и фольклорной музыке. Его реакция нашла своё выражение в редакционной статье «Сумбур вместо музыки», которая на годы определила пути развития советской музыки. Большинство произведений Шостаковича, написанных до 1936 года, практически исчезло из культурного обихода страны.
В феврале 1948 было опубликовано Постановление ЦК ВКП(б) об опере Мурадели «Великая дружба», в котором музыка крупнейших советских композиторов (в том числе Прокофьева, Шостаковича и Хачатуряна) объявлялась «формалистической» и «чуждой советскому народу». Новая волна нападок на Шостаковича в прессе значительно превзошла ту, что поднялась в 1936 году. Композитор, вынужденный подчиниться диктату и «осознавший свои ошибки», выступил с ораторией «Песнь о лесах» (1949), кантатой «Над Родиной нашей солнце сияет» (1952), а также музыкой из фильмов исторического и военно-патриотического содержания, что отчасти облегчило его положение.
Вокальные циклы и фортепианные сочинения Шостаковича вошли в мировую сокровищницу музыкального искусства, но прежде всего он был гениальным симфонистом. Именно в своих симфониях он попытался переложить на язык музыки историю XX века, со всеми его трагедиями и страданиями. «Вечерняя Москва» предлагает вашему вниманию подборку самых известных из них.
Симфония №1
Первым по-настоящему оригинальным произведением Шостаковича стала его дипломная работа. После её премьеры в Ленинграде 12 мая 1926 года критика заговорила о Шостаковиче как о художнике, способном восполнить пустоту, образовавшуюся в русской музыке после эмиграции Рахманинова, Стравинского и Прокофьева. Слушатели были поражены, когда после бури аплодисментов на сцену вышел раскланиваться юноша, почти мальчик с упрямым хохолком на голове.
Уже в этой юношеской партитуре проявилась склонность Шостаковича к иронии и сарказму, к внезапным, драматически насыщенным контрастам, к широкому использованию мотивов-символов, часто подвергаемых радикальной образной и смысловой трансформации. В 1927 году Первая симфония Шостаковича прозвучала в Берлине, затем в Филадельфии и Нью-Йорке. Её включили в свой репертуар крупнейшие дирижеры мира. Так девятнадцатилетний мальчик вошёл в историю музыки.
Симфония №7
Любопытно, что написал о симфонии Алексей Толстой: «Седьмая симфония посвящена торжеству человеческого в человеке. Постараемся (хотя бы отчасти) проникнуть в путь музыкального мышления Шостаковича — в грозные тёмные ночи Ленинграда, под грохот разрывов, в зареве пожаров, оно привело его к написанию этого откровенного произведения».
[OBJ Дмитрий Шостакович исполняет фрагмент 7-й симфонии]
Симфония №10
Десятая симфония, одно из самых личных, автобиографичных сочинений Шостаковича, была создана в 1953 году. Её ждали как апофеоз победы, а получили нечто странное, двусмысленное, вызвавшее и недоумение и недовольство критики. Ею в советской музыке символически открылась эпоха «оттепели». Это была глубоко интимная исповедь художника, отстоявшего свое «Я» в отчаянном, почти безнадежном противостоянии сталинизму. Вслед за ней в творчестве Шостаковича наступил кризис, продлившийся несколько лет.
Дмитрий Шостакович: биография, творчество, музыкальная карьера. Произведения Шостаковича
Дмитрий Дмитриевич Шостакович — классик и новатор музыки XX века, русский советский композитор, пианист, педагог, народный артист СССР, лауреат восьми государственных премий.
Биография Шостаковича
Композитор родился в Санкт-Петербурге 12 сентября 1906 года в семье химика и пианистки. По семейной традиции мать начинает обучать Дмитрия игре на фортепиано при достижении им девятилетнего возраста.
Музыка и страсть к сочинительству быстро завоевали сердце будущего композитора. По словам самого Шостаковича, в детстве на создание произведений его побуждали разные события: «Будучи совсем маленьким, видел, как горел лес. Это послужило толчком к сочинению какой-то «огненной сонаты» для рояля».
Первая пьеса «Солдат» была написана под впечатлением от Первой мировой войны. Следом за ней появились «Революционная симфония» и «Похоронный марш». Увлекшись творчеством Гоголя, юный композитор попытался написать оперу «Тарас Бульба». Впоследствии он уничтожил все записи своих детских сочинений.
В возрасте 13 лет Дмитрий поступил в Петроградскую государственную консерваторию. Несмотря на суровые условия гражданской войны — здание не отапливалось, а студенты и преподаватели сидели в пальто и перчатках — юноша проявил особое усердие в изучении музыки.
Шостакович окончил учебное заведение по двум специальностям: как пианист в 1923 году и как композитор двумя годами позже. Дипломной работой стала Первая симфония, которая сразу принесла автору известность. День ее премьеры, 12 мая 1926 года, Дмитрий Дмитриевич стал отмечать как свой день рождения. Во время гастролей по СССР симфонию услышал немецкий дирижер Бруно Вальтер, он попросил автора выслать ему партитуру. Зарубежная премьера произведения принесла Шостаковичу международную известность.
В 1932–1934 годах была написана и поставлена опера «Леди Макбет Мценского уезда». Полтора года постановка пользовалась большим успехом, но затем подверглась жесткой критике в советской прессе и была изъята из репертуара. Композитора обвинили в том, что его музыка непонятна народу.
С июня по октябрь 1941 года Дмитрий Шостакович находился в Ленинграде. Там он начинает работу над знаменитой Симфонией №7. В произведении нашли отражение тема вражеского нашествия, контраст сцен мирной жизни и разрушительной силы войны. «Ленинградская» симфония Шостаковича стала символом борьбы советского народа против захватчиков. Композитор заканчивает работу над ней в эвакуации, в городе Куйбышев. В 1942 году происходят две премьеры: в июле симфонию исполняют в Америке, в августе — в блокадном Ленинграде. Для исполнения произведения, рассчитанного на двойной состав оркестра, музыкантов отзывали с фронта.
В 1948 году Политбюро обвинило Шостаковича в «декадентстве» и «буржуазном формализме». Он был объявлен профнепригодным, лишен звания профессора и уволен из консерваторий.
Несмотря на это, в 1949 году Дмитрий Дмитриевич принял участие во Всемирной конференции в защиту мира, а в 1950 году — в конкурсе имени И. С. Баха, проходившем в Лейпциге, в качестве члена жюри. В 1950-е годы происходит сближение композитора с властями. Он становится секретарем Союза композиторов СССР, РСФСР, вынужденно вступает в КПСС.
В 1958 году Д. Шостакович делает собственную оркестровку оперы Мусоргского «Хованщина». Его интерпретация становится самой востребованной на ближайшие десятилетия.
Последние годы жизни композитора были омрачены тяжелой болезнью. Шостакович умер 9 августа 1975 года в Москве от рака легких, похоронен на Новодевичьем кладбище.
Преподавательская деятельность
С 1937 года Шостакович — преподаватель композиции в Ленинградской консерватории. С 1943 по 1948 год обучает инструментовке и композиции еще и в Москве. Среди его учеников были Г. Свиридов и М. Ростропович. После увольнения в 1948 году вернулся к преподавательской деятельности только через 13 лет.
Особенности музыки Шостаковича
Творчество композитора охватывает множество жанров. Первое место занимают 15 симфоний и 15 струнных квартетов. Кроме этого, Дмитрий Шостакович писал оперы, балеты, музыку для кинофильмов, песни, произведения для инструмента с оркестром, фортепианные пьесы, сюиты, увертюры и прочее.
Композитор получил признание не только в Советском Союзе, он являлся почетным членом музыкальных академий Италии, Франции, США, Сербии, а также доктором нескольких иностранных консерваторий.
Самобытная музыка Шостаковича включает новаторские приемы — новые формы, жанры, ладово-интонационные элементы. Но также в ней нашли отражение лучшие традиции классических авторов. Творчество Дмитрия Дмитриевича оказало большое влияние на развитие музыки XX века.
Личная жизнь
Шостакович был трижды женат. От первого брака с Ниной Васильевной Шостакович (урожденной Вазар) имел двоих детей: дочь Галину и сына Максима — известного дирижера.
Чем знаменит шостакович произведения
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Легенда XX века. Судьба Дмитрия Шостаковича сквозь призму его произведений
Дмитрий Шостакович, подарил миру бессмертную «Ленинградскую Симфонию», бунтарскую оперу «Катерина Измайлова», Тринадцатую симфонию, ставшую символом оттепельных лет.
О некоторых людях стоит говорить не сухими фактами по шаблону «родился в городе N», «женился на первой красавице страны», а пропускать жизнь человека через его творчество, без которого любой факт будет блеклым и лишённым всякого смысла.
Так и мы, говоря о Дмитрии Шостаковиче, рассказываем о его личности, опираясь на музыкальные произведения, которые он создавал, так как они являются самым достоверным отражением его жизни.
Итак, взмах дирижёрской палочки, приготовьтесь – Первая Симфония.
Рождение таланта
В 1923 году ещё никому известный, но уже подающий огромные надежды, Дмитрий Шостакович оканчивает Петроградскую консерваторию по классу фортепиано, а в 1925 году — по классу композиции.
Нужно отметить, что обучение в голодные послереволюционные годы давалось студентам тяжело: холодные аудитории, нерегулярный график работы транспорта, отсутствие тёплой одежды, обмороки от недоедания превращали учебу даже для самых упрямых и жизнелюбивых в мучительный водоворот, в который не каждый желал окунуться. Однако Шостакович был не из таких. Он редко пропускал занятия, а каждый свой вечер проводил на концертах Петроградской филармонии. В качестве дипломной работы девятнадцатилетний композитор пишет произведение, озаглавленное просто «Симфония №1», длящееся не более девятнадцати минут. Несмотря на великолепные оценки этого своего труда директором Консерватории Александром Глазуновым, успех к Шостаковичу пришёл немного позже. Хотя первым местом, где прозвучало произведение, стал Большой зал филармонии.
Мировое признание
Сам Шостакович в годы путешествия его симфонии по загранице пишет оперу «Нос», по повести Николая Гоголя, и, знакомясь с режиссёром Всеволодом Мейерхольдом, работает по его приглашению в качестве пианиста и заведующего музыкальной частью Театра имени Мейерхольда в Москве. Чуть позже, в 1930—1933 годах, он становится заведующим музыкальной частью Ленинградского ТРАМа (сейчас — театр «Балтийский дом»).
Опальная опера «Катерина Измайлова»
Следующей важной вехой в его творчестве следует считать оперу «Катерина Измайлова», которую Шостакович написал в 1932 году, вспомнив сюжет повести Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Композитор отошел от традиционного звучания. Главная героиня – это не мечтательная юная красавица, парящая высоко, а земная женщина, страстная натура, которая полюбила красивого и пустого человека. Ради него она идёт на убийство, а позже исчезает в водах, по которым плывёт корабль, везущий её на каторгу. Использование столь крамольного сюжета едва ли могло понравиться осторожным критикам, вечно оглядывающимся на партийный аппарат. Такая опера не могла прийтись по вкусу и власти, не принимавшей искренности, если она шла вразрез с общепринятыми вкусами. Оперу забраковали, назвав её в газете «Правда» «сумбуром вместо музыки», а автору возмутительного произведения пришлось отменять все запланированные концерты.
Шостакович — профессор Ленинградской консерватории
В 1937 году Шостакович пишет и исполняет свою Пятую симфонию, ставшую одной из вершин симфонической музыки XX столетия. Вождь народов прокомментировал произведение в своем стиле:«Деловой творческий ответ советского художника на справедливую критику». Одновременно с этим Шостакович становится профессором Ленинградской консерватории, где преподаёт инструментовку, а затем и композицию. Период его преподавания знаменит трепетным отношением к ученикам и отсутствием в нём панибратства: своих студентов он называл на «вы» и обращался только по имени-отчеству, не принижая достоинств и находясь на равных
«Ленинградская симфония»
Впервые произведение исполнили 5 марта 1942 года на сцене Куйбышевского театра оперы и балета, а 9 августа симфония прозвучала в блокадном Ленинграде. В тот вечер дирижировал Карл Элиасберг, который управлял единственным оставшимся в городе оркестром. В тот день в Ленинграде включили все уличные репродукторы, чтобы каждый смог услышать героическую симфонию, а поэтесса Ольга Берггольц — написать строки «Наступила полная тишина, и началась музыка. И мы, не плакавшие над погибающими близкими людьми, сейчас не могли и не хотели сдерживать отрадных, беззвучных, горючих слез. И мы не стыдились их». Симфония стала символом мужества осаждённого города, а Шостакович снискал такую славу, которая ко многому обязывала.
Обвинение в «формализме» и преклонении перед Западом
Конец эпохи
В 1953 году Шостакович провожает эпоху сталинского режима своей Десятой симфонией, а в 1954 вкладывает боль утраты от смерти жены Нины Васильевны в Седьмой квартет – проникновенное и светлое произведение.
Поэма против геноцида евреев
В годы оттепели Шостакович вновь доказывает, что чувствует пульс времени, в которое он живёт и творит. Композитор пишет Тринадцатую симфонию, основой для которой послужили пять стихотворений из поэмы «Бабий Яр» поэта Евгения Евтушенко — яркого представителя группы поэтов-шестидесятников. Впоследствии композитор вспоминал, как власти и недоброжелатели пытались сорвать премьеру, которая из-за этого вылилась в демонстрацию антиправительственных настроений. Центральная линия поэмы — дискриминация и геноцид евреев, дошедший до своего апогея в 1941 году, когда произошёл массовый расстрел населения.
Последние годы
Последняя, Пятнадцатая симфония, написанная Шостаковичем, стала своеобразным прощанием, полным задумчивости и ностальгии, в котором композитор использовал цитаты из увертюры Джоаккино Россини к опере «Вильгельм Телль», тему судьбы из оперной тетралогии Рихарда Вагнера «Кольцо Нибелунга», музыкальные аллюзии на музыку Михаила Глинки и Густава Малера. Премьера состоялась 8 января 1972 года.
9 августа 1975 композитора не стало. Его последнее произведение – это соната для альта и фортепиано: композиция взвинченная, неровная и тревожная – в первой части, размеренная и спокойная в середине и, снова, по нарастающей, кричащая и отчаянная в конце. Эта пронзительная вещь, которая по своей энергетике и общей надрывности так характерна для порывистой молодости, заставляет забыть о том, что она написана пожилым мужчиной, перенёсшим два инфаркта и страдающим раком лёгких.