Чем знаменит угличский колокол
Российские древности
Древние памятники России
Набатный колокол из Углича
«Российские древности» рассказывают об артефакте с интересной историей, до сих пор еще полной загадок.
Первый Спасо-Преображенский собор в Угличе был построен в первой половине XIII века, на месте соборного храма рубежа X-XI веков. В 1485-1487 годах при угличском князе Андрее Васильевиче Большом собор возводится в камне. (Андрей Васильевич Большой — сын великого князя московского Василия Темного и брат великого князя московского Ивана III. Известный угличский краевед XIX века Иван Петрович Серебренников считал, что время княжения Андрея Большого, «продолжавшееся около тридцати лет, составляет самый блестящий период в местной истории»). Новая постройка становится частью немногим более раннего комплекса каменного княжеского дворца, замыкая с одного края его внутреннюю площадь.
Согласно легендам, набатный колокол (он отличался особым звоном, отличным от церковного благовеста) на колокольне Спасо-Преображенского собора был древним, чуть ли не со времен первого деревянного собора. А известным на всю страну он стал 15 мая 1591 года, когда «вдовый поп» Федот Огурец и сторож собора Максим Кузнецов, запершись на колокольне — чтобы не помешали, возвестил по приказу по приказу Марии Нагой о смерти ее сына, царевича Дмитрия.
Икона «Святой благоверный царевич Димитрий Угличский», конец XVII-начало XVIIIвв. Из собрания Тверской областной картинной галереи. Фото Александра Шапиро.
И после того как «зазвонили в городе у Спаса», к «царице на двор» сбежались «многие посадские, и слободские, и посошные люди, и с судов казаки с топоры, и с рогатинами, и с кольем» и забили насмерть тех, кого Нагая назвала убийцами царевича.
Фрагмент иконы Святой благоверный царевич Димитрий Угличский», конец XVII-начало XVIIIвв. Из собрания Тверской областной картинной галереи. Фото Александра Шапиро
После проведенного следствия власти сурово наказали виновных в угличских беспорядках: Марию Нагую «за недосмотрение за сыном и за убийство невинных…» постригли в монахини и отправили в дальний монастырь; ее братьев заточили; 200 угличан-«бунтовщиков» казнили, 60 семей сослали в Сибирь. А «подстрекателя к бунту», то есть набатный колокол сбросили с колокольни, и, лишив крестного знамения, вырвали язык, отрубили ухо, наказали 12 ударами плетью. И тоже отправили в Сибирь, причем тащили его на себе ссыльные угличане. Когда в 1593 году после годичного этапирования колокол «пришел» в Тобольск, местный воевода велел запереть его в приказной избе, записав в статейный список как «первоссыльного неодушевленного с Углича». В течение 250 последующих лет колокол не раз перемещали с места на место. Со временем он стал исторической достопримечательностью, обладанием которой жители Тобольска гордились.
Фрагмент иконы Святой благоверный царевич Димитрий Угличский», конец XVII-начало XVIIIвв. Из собрания Тверской областной картинной галереи. Фото Александра Шапиро
Только в 1849 году в Угличе впервые заговорили о возвращении несправедливо (еще при Михаиле Федоровиче Романове было официально признано, что царевич Дмитрий был убит) обвиненного в «бунтарстве» колокола на родину. Вернуть колокол означало «ознаменовать незаслуженность позора, которому два с половиной века назад подвергся их город». И вот группа угличан подает прошение, в ответ на которое император Николай I распорядился: «Удостоверясь предварительно в справедливости существования означенного колокола в Тобольске, и по сношению с г. оберпрокурором Святейшего Синода, просьбу сию удовлетворить».
Картина М.С. Знаменского «Великий князь Александр Николаевич (будущий император Александр II) осматривает Угличский колокол в Тобольске 2 июня 1837 года».|
Созданная в Тобольске комиссия во главе с исследователем сибирской старины протоиереем А. И. Сулоцким… не признала существующий колокол подлинным и угличанам в просьбе было отказано. Почему? Ярославский краевед Александр Михайлович Лобашков (1907-1989) в своей книге «История ссыльного колокола» (1988 год) пишет, ссылаясь на различные источники,что ссыльный угличский колокол «раздался, растопился без остатка» во время тобольского пожара 1677 года. И в память о подробном артефакте в XVIIIвеке отлили новый колокол, такой же по весу, но иной по форме, сделав на нем надпись: «Сей колокол, в который били в набат при убиении благоверного царевича Димитрия. 1593 году прислан из города Углича в Сибирь в ссылку во град Тобольск к церкви всемилостивого Спаса, что на торгу, а потом на Софийской колокольне был часобитный, весу в нем 19 пуд. 20 ф.». Для синодальной комиссии данная надпись стала аргументов против признания колокола подлинным.
Надпись на колоколе XVIII века
«Замечательно, — писал А.И. Сулоцкий, — что подпись на ссыльном колоколе вырезана именно в то время, а какое предполагается переливка его, то есть между 1780-1792годами. Доказательство справедливости сего замечания находится на самом колоколе. В ней говорится: «…а потом на Софийской колокольне был». Из этих слов очевидно, что подпись вырезалась в такое время, когда ссыльный колокол не был на соборной Софийской колокольне, а таких случаев было только два. Первый — между1780-1798 годами, второй с 1836 года, когда колокол спущен был с соборной колокольни и подвешен подле архиерейской церкви». Далее Лобашков подробно излагает многолетнюю борьбу за колокол угличан— краеведов, любителей старины, патриотов родного города. Причем, например, Леонида Федоровича Соловьева — уроженца Углича петербургского купца 2-й гильдии, одного из инициаторов возвращения колокола — автор представляет как сознательного фальсификатора, пренебрегшего доказательствами неподлинности артефакта ради собственного пиара.
Фотография колокола 1910 года. С.М. Прокудин-Горский
Интересно, что известный историк-краевед Михаил Иванович Пыляев в своей работе «Исторические колокола» (1882 год) написал об угличском колоколе: «В бытность мою в 1882 году в городе Тобольске мне привелось лично видеть этот колокол; поверхность его, очевидно, очень старая, и от древности самая медь серого цвета, надпись же, несомненно, новейшая. При самом тщательном осмотре не найдется ни малейшего даже намека на то, что этот колокол не настоящий углицкий, а только перелитый из него, да и многовековая уверенность жителей не допускает ни малейшего сомнения в его подлинности».
Так или иначе, 20 мая 1892 года, в 23 часа пароход с колоколом торжественно был встречен собравшимися на пристани многочисленными жителями Углича.Утром, перед молебном протоиерей Спасо-Преображенского собора А.И. Субботин произнес речь: «Приветствую вас, родичи богоспасаемого града Углича, с возвращением в стогны нашего града так называемого «ссыльного колокол»…Святая истина и правда, по древней мудрой русской пословице, ни в воде не тонет, ни в огне не горит. И вот этот колокол, немой свидетель истины насильственной смерти царевича Димитрия, после трех столетий пребывания своего в ссылке, в Сибирском городке Тобольске, как обличитель честолюбия, коварства, лжи и обмана, снова явился на том месте, где пролита невинная кровь страдальца…помолимся и об упокоении душ всех невинно убиенных и пострадавших угличан. В настоящее же время живущим пожелаем, чтоб и они любили истину и стояли за правду, как и их предки».
Современный вид колокола
Но не все были настроены радостно. «Как ни жаль, а приходится разрушать иллюзию угличан. Они сделались жертвами крайне печального недоразумения…. В Углич теперь возвращается совсем другой колокол, позднейшего литья». (Публицист С.А. Андрианов, статья «Торжество по недоразумению», «Исторический вестник», 1892 год; к слову, именно эта статья легла в основу книги Лобашкова, который порой, брал из нее текст, не заключая его в кавычки). «И вдруг оказалось, что эта прекрасная эпопея была проделана ради призрака или, проще говоря, вышло много шуму из ничего. Колокол оказался не настоящим ссыльным, а совсем другой». (Экономист А.П. Субботин, книга «Волга и волгари», 1894 год).
К моменту возвращения колокола и Спасо-Преображенский собор, и колокольня уже давно выглядели иначе, нежели когда «ссыльный» покинул Углич. Собор заново отстроили в 1700-1706 годах, колокольню — в 1730 году. Впрочем, о помещении артефакта на звонницу и не думали: он стал одним из первых экспонатов Угличского музея отечественных древностей, открытого в Палатах угличских удельных князей (Дворце царевича Дмитрия) меньше чем через месяц после прибытия колокола.
Дискуссия о подлинности колокола снова разгорелась в конце 1980-х годов. Вышеупомянутому А.М. Лобашкову оппонировал угличский краевед Алексей Викторович Кулагин. По его инициативе был проведен металлографический и химический анализ колокола. По результатам исследования Кулагин сделал вывод, что колокол отлит в конце XVвека, то есть во время правления князя Андрея Васильевича Большого, строителя первого каменного Спасо-Преображенского собора. В августе 2019 года специалисты приступили к новым исследованиям колокола. О результатах их работы пока не сообщалось.
Текст: Александра Шапиро
Следить за публикациями на портале можно в наших группах в Facebook, ВКонтакте и в Одноклассниках, а также на канале в Telegram. Кроме этого, у нас есть свой аккаунт в Instagram.
Об экспонате
Исторически сложилось, что Тобольск на протяжении нескольких веков был местом ссылки. Традиционно считается, что первым политическим ссыльным стал неодушевленный предмет — знаменитый Угличский колокол. 15 мая 1591 года в городе Углич при странных обстоятельствах погиб сын Ивана IV Грозного, наследник престола царевич Дмитрий. Официально считается, что наследник погиб в результате несчастного случая, играя с ножом, однако в связи с этим событием в Угличе произошло восстание, сигналом к которому послужил тревожный набат колокола.
По указу царя Бориса Годунова набатный колокол, звонивший по убиенному царевичу, сбросили со Спасской колокольни, вырвали ему язык, отрубили ухо, принародно на площади наказали 12 ударами плетей и отправили в сибирскую ссылку. В Тобольске ссыльный колокол находился вначале на колокольне деревянной Спасской церкви, позднее его переместили на главную соборную колокольню Софийского двора Тобольского кремля. В XIX столетии для колокола построили звонницу, которая и сегодня сохранилась на территории Тобольского кремля.
В 1890 году Тобольский музей купил Угличский колокол у архиерейской церкви. Дважды во время Высочайших визитов в город в колокол звонили наследники престола — Цесаревич Александр Николаевич в 1837 году и Цесаревич Николай Александрович — 1891-м, будущие императоры Александр II и Николай II.
В марте 1892 года в Угличе состоялось заседание, на котором решили создать комиссию для поездки за ссыльным угличским колоколом. Тогда же начались торги с Тобольским музеем по поводу цены за него. В Петербург приезжал тобольский городской голова Трусов и в переговорах вначале запросил 15 тысяч рублей. Но Тобольский музей назначил цену всего в 600 рублей — именно столько стоило отлить новый колокол для архиерейской церкви, который повесили взамен снятого угличского.
9 мая 1892 года депутация на пароходе «Полярный» прибыла в Тобольск из Углича за колоколом. После возвращения из сибирской ссылки колокол стал экспонатом Угличского музея древностей, а в Тобольске была изготовлена его модель, которая сегодня представлена в залах Тобольского музея-заповедника.
Следствие по делу о гибели царевича Димитрия закончилось в 1591 году, как водилось в ту эпоху, пытками и казнями. Нагие (за исключением Марии, насильно постриженной в монахини) оказались в тюрьме.
Власти наказали даже большой угличский колокол, созывавший в тот день горожан на расправу. Ему урезали «ухо» (почему и прозвали «корноухим») и отправили в ту же сибирскую ссылку — правда, не в Пелым, а в Тобольск.
В Тобольске воевода князь Лобанов-Ростовский распорядился запереть Ссыльный Угличский колокол в приказной избе и сделать на нем надпись:
«Первоссыльный неодушевленный с Углича».
«Заключение», впрочем, продлилось недолго: вскоре «корноухий» колокол сопричли к звоннице Софийского собора Тобольска. А в 1677 году, во время большого тобольского пожара, когда сгорел и деревянный Софийский собор, колокол якобы расплавился — «раздался без остатка». Или почти расплавился.
Опять версии раздваиваются, как раздвоились в свое время толкования обстоятельств смерти царевича Димитрия.
Согласно одной из версий, в XVIII веке в Тобольске отлили «новый Углицкий колокол» — пользуясь иконописной терминологией, как бы «список» старого. Для «отличения его от прочих колоколов» митрополит Тобольский Павел (Конюскевич) приказал сделать на нем надпись следующего содержания:
«Сей колокол, в который били в набат при убиении благоверного царевича Димитрия 1591 году, прислан из города Углича в Сибирь в ссылку во град Тобольск к церкви всемилостивого Спаса, что на торгу, а потом на Софийской колокольне был часобитный, весу в нем 19 пуд. 20 ф.».
В 1890 году колокол выкупил у епархии Тобольский музей. К тому времени он помещался на небольшой, специально выстроенной для него звоннице и служил местной достопримечательностью.
Но угличане не забыли своего «неодушевленного первоссыльного». В 1849 году они подали прошение в министерство внутренних дел о возвращении набатного колокола, и Николай I постановил:
«просьбу сию удовлетворить» — «удостоверясь предварительно в справедливости существования означенного колокола в Тобольске».
Но специально созданная комиссия удостоверилась именно в том, что колокол «не тот». Прошение угличан осталось без чаемых ими последствий. Их убедили в том, что «первоссыльного» более не существует.
Тем не менее в самом конце XIX века угличский ссыльный колокол прибыл в Углич. А проведенные в 1980-е годы исследования его состава показали, что отлит он был, скорее всего, в XV веке. И, значит, все-таки—тот самый?
Чем знаменит угличский колокол
15 мая 1591 года в Угличе сторож Спасского собора Максим Кузнецов и вдовый священник Федот по прозванию Огурец по приказу царицы Марии Нагой били в набат по случаю смерти царевича Дмитрия. Звон собрал на соборной площади горожан, начались волнения и самосуд над лицами, заподозренными в убийстве Дмитрия.
Василий Шуйский, расследовавший происшествие в Угличе, казнил 200 угличан, а 60 семей 1 апреля 1592 года сослал в Сибирь (в основном, в Пелым). Набатный колокол, которому к тому времени, как говорится в летописях и преданиях, было уже лет триста, как подстрекателя к бунту сбросили со Спасской колокольни, вырвали ему язык, отрубили ухо, наказали принародно на площади 12 ударами плетей и «сослали» в Сибирь. Есть предание, что угличане почти год волокли его в ссылку на себе.
Колокол в 1593 году был привезен в город Тобольск. Тобольский воевода князь Федор Лобанов-Ростовский распорядился запереть колокол в приказной избе и сделать на нем надпись: «Первоссыльный неодушевленный с Углича». Затем колоколу определили место на колокольне церкви Всемилостивого Спаса, а позже – на Софийской соборной колокольне.
Затем колокол висел на колокольне церкви Всемилостивого Спаса, что в нагорной части города, близ Иртышского Яра, а потом неизвестно как попал на колокольню тобольского кафедрального Софийского собора, где по причине его резкого и громкого голоса в него отбивали часы и в случае пожара били в набат.
Соборная колокольня, построенная в 1683—1685 годах, около 1780 года развалилась, и Угличский колокол, вместе с другими соборными колоколами, был повешен на козлах или срубах, устроенных из бревен, между Архиерейским домом, Консисторией и Собором. Там он в ночь с 27 на 28 апреля 1788 года во время большого общегородского пожара чуть было не растопился, как некоторые другие соборные колокола. На козлах колокол находился до 1797 года, когда была выстроена новая соборная колокольня и на нее подняли колокола. Скорее всего, именно в это время на колоколе была по чьему-то распоряжению (вероятно, архиепископа Варлаама или заведовавшего при нем строительством абалакского игумена Маргарита) вырезана надпись, рассказывающая об его истории. О ссыльном колоколе вспоминали декабристы, видевшие в нем бунтаря.
В конце 1836 или начале 1837 года по распоряжению архиепископа Тобольского Афанасия Угличский колокол был повешен под небольшим деревянным навесом возле Крестовской архиерейской церкви. Целью перемещения было показать, если потребуется, историческую достопримечательность планировавшему посетить (и посетившему) Тобольск в 1837 году наследнику Александру Николаевичу (однако, осмотра не случилось); а также то, что при перестроенной Крестовой церкви не было благовестного колокола. С тех пор колокол там и находился, сзывая к богослужению в архиерейской церкви — благовест в него, особенно в тихую погоду и при молчании других колоколов, был слышен по всему городу; а также служа предметом любопытства как местных жителей, так и заезжих лиц — помимо прочих его осматривал 24 июля 1868 года великий князь Владимир Александрович. В 1860-х годах для ссыльного колокола и других мелких колоколов Крестовой церкви вместо старого деревянного навеса устроили новый на каменных столбах и несколько далее прежнего от храма.
В народе «биография» колокола обросла преданиями и слухами: повторяется и до сих пор, будто он перед ссылкой был сечен кнутом и будто у него рваные ноздри (у колоколов нет никаких «ноздрей»); что наказан он был за то, что при каком-то пожаре не дал «гулку»; будто тобольский колокол всего лишь копия, так как оригинал либо разбился еще по дороге в Сибирь, либо при падении соборной колокольни, или растопился во время пожара.
В декабре 1849 года в Угличе возникла мысль о возвращении ссыльного колокола; инициаторами были краеведы и любители старины мещане Иван и Василий Серебренниковы, и учитель Федор Киссель. 12740 местных жителей обратились к министру внутренних дел с просьбой об исходатайствовании им высочайшего разрешения для возвращения из Тобольска за их счет колокола. Привлеченный к делу Синод запросил справку о колоколе у Ярославской и Тобольской епархий. Рассмотрев приведенные данные о колоколе, он нашел их неудовлетворительными, и в определении, подписанном 11 мая 1851 года, объявил, «что сими сведениями не подтверждается мысль, что сей колокол есть тот самый, которым возвещено было в Угличе убиение царевича Димитрия». Этим и окончилось тогда дело.
Этнограф Ипполит Завалишин в своей книге 1862 года высказывался, что колокол желательно вернуть из ссылки в Углич, где поставить на площади в центре города на монументальном подножии и увенчать «крестом спасения» — такое «благородное» примирение с прошлым, по его мнению, имеет большое нравственное значение. Церковный краевед Сибири протоиерей Александр Сулоцкий в своей статье 1869 года напротив писал, что колокол лучше бы оставить в Тобольске, так как там он является одной из двух главных достопримечательностей и напоминаний о былых временах наряду с мраморным памятником Ермаку; а в Угличе, на фоне других связанных с царевичем Дмитрием объектов, особенно его дворца, он стушевался бы.
Сулоцкий в 1869 году описывал колокол как корноухий, то есть с отсеченным, а не оторванным ухом; с резким и громким звуком; весом 19 пудов и 20 фунтов (319.41 кг); медь на поверхности серого цвета; толщина стенок — вершок с третью (5,9 см); окружность по нижним краям — 3 аршина и 3 четверти (2,7 м); края как бы обгрызены, то есть обиты, что говорит о том, что его неоднократно поднимали и спускали с колоколен и перевозили, при этом обращаясь с ним не слишком аккуратно. По краям колокола вырезана (а не вылита) надпись (склад надписи и форма букв нового времени):
«Сей колокол, в который били в набат при убиении благоверного царевича Димитрия в 1593 году, прислан из города Углича в Сибирь, в ссылку в град Тобольск, к церкви Всемилостиваго Спаса, что на Торгу, а потом на Софийской колокольне был часобитной.»
Новую попытку возврата колокола предпринял угличский мещанин и петербургский купец Леонид Соловьев. Потратив несколько лет и значительные средства, в итоге он добился разрешения у императора Александра III на возвращение колокола в Углич. Самым серьезным аргументом противников возвращения стало утверждение, что настоящий колокол расплавился во время большого пожара 1677 г., об этом имеются ссылки и на архивные документы. Но что интересно: лишь только пароход приставал к тобольской пристани, тут же извозчики предлагали приезжим посмотреть город и в первую очередь увидеть ссыльный колокол.
В Тобольске варшавский студент Флориан Ляхмайер изготовил его муляж из папье-маше, для которого выстроили в Кремле сохранившуюся до наших дней колоколенку; ныне он хранится в Тобольском историко-архитектурном музее-заповеднике (фото).
Царский указ в Тобольске вызвал смятение. К тому времени колокол выкупил губернский музей, и губернатор Владимир Тройницкий, как один из попечителей музея, собрал в октябре чрезвычайное заседание комитета музея. Но царское решение принято – и любые доводы в данном случае были уже бессильны. Тобольская Дума сделала попытку получить материальную компенсацию в 15000 рублей, но такая цена для стороны, утверждавшей, что колокол не имеет ценности, была нелогичной. В итоге сошлись на немалой сумме в 600 рублей (стоимость колокола, изготовленного для епархии взамен взятого в музей). 20 мая 1892 г. в 11 часов ночи двухтысячная толпа в Угличе сопровождала колокол во время перенесения с парохода на южный вход паперти Спасо-Преображенского собора при неумолкаемом «Ура!». Колокол стал одним из первых экспонатов созданного в 1892 г. в Угличе музея.
В 1980—1989 годах по возникшему еще в XIX веке вопросу подлинности колокола шла полемика между угличскими исследователями А.М. Лобашковым, отрицавшим ее, и А.В. Кулагиным, придерживавшимся противоположной точки зрения. В 1983 году по инициативе Кулагина в Центральной заводской лаборатории ПО «Чайка» были проведены металлографический и химический анализы сплавов нескольких колоколов из Угличского историко-художественного музея, в том числе и ссыльного колокола. Химический анализ показал, что состав бронзы ссыльного колокола следующий: 82,62 % меди, 15,83 % олова и 1,55 % примесей. Были определены также механические свойства. Из исследования Кулагин сделал вывод, что колокол лил высококвалифицированный литейщик, работавший в Угличе в конце XV века. По мнению Кулагина, спор о подлинности завершился его победой — в Угличе находится тот самый колокол, что звонил по гибели царевича, хотя противоположное мнение до сих пор распространено.
4 ноября 2017 года состоялось освящение точной копии Угличского колокола, отбывавшего 300-летнюю ссылку в древней столице Сибири и возвращенного на родину в Углич в конце XIX века. По инициативе Тобольско-Тюменской епархии на средства благотворителей по сохранившемуся макету был изготовлен бронзовый колокол и водружен на историческую звонницу.
В 2019 году специалисты из Новосибирска приступили к новым исследованиям угличского колокола. Специальная экспертиза на основе проведенных 3D-сканирования и химического анализа должна установить, жив ли ссыльный набатный колокол или он погиб в страшном пожаре 1677 года в Тобольске, о чем свидетельствуют архивные документы.
Адрес: Тюменская область, Тобольск, Красная площадь 1 ст. 3.