Чем знаменита эта картина моне
Рисование.ру
Клод Моне
Французский художник Клод Моне является одним из основателей импрессионизма. «Я пытался сделать невозможное — нарисовать сам свет», — признался однажды Моне. Это ему удалось!
Клод Моне. Картины художника
Клод Моне. Сирень на солнце
1872-1873 гг. Музей изобразительных искусств им.А. С. Пушкина, Москва
«Сирень на солнце» была создана художником примерно в то же время, что и картина «Впечатление. Восходящее солнце», ставшая символом импрессионизма. И это полотно можно заслуженно отнести к числу лучших творений Моне.
Клод Моне. Сорока
1868-1869 гг. Музей д’Орсе, Париж
Сорока, давшая название картине, кажется маленькой темной точкой на фоне сверкающего снегом и солнцем зимнего пейзажа. Полотно создано за несколько лет до выставки, положившей начало истории импрессионизма, но приметы нового стиля уже прослеживаются здесь: сияющие краски, энергичная манера письма, оставляющая ощущение свежести и мимолетности первого впечатления.
Клод Моне. Белые кувшинки
1899 г. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва
Кувшинка — или водяная лилия — была любимым цветком Моне. За свою жизнь он создал десятки картин с ее изображением. «Белые кувшинки» относятся к числу поздних произведений художника; он написал эту картину в местечке Живерни в Верхней Нормандии, где у него был дом и где Моне прожил около сорока лет.
Клод Моне. Впечатление. Восходящее солнце
1872 г. Музей Мармоттан-Моне, Париж
Та самая картина, с которой начинался импрессионизм и которая вызвала в обществе столь бурные дебаты: один из критиков утверждал, что предпочел бы «Впечатлению» обычный клочок обоев. Но ведь название оправдалось — полотно живет и вдохновляет уже не первое поколение начинающих художников!
Клод Моне. Впечатление. Камилла Моне на скамейке в саду
1873 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Камилла — первая супруга Клода Моне, служившая моделью для многих его произведений. Она вместе с художником мужественно пережила времена крайней нищеты, когда его картины никто не хотел приобретать. И на картинах Моне Камилла почти всегда словно освещает собой окружающее: цветы (один из любимых мотивов в живописи Моне) и солнечный свет сопровождают ее неизменно.
Клод Моне. Женщина с зонтиком, повернутая влево
1886 г. Музей д’Орсе, Париж
У Моне есть несколько схожих картин, на которых изображена дама под зеленым зонтиком, ярко освещенная солнцем. Для полотна 1875 года «Прогулка, или женщина с зонтиком» позировала его жена Камилла с сыном. А в 1886 году художник практически повторяет эту картину — но со времени смерти Камиллы прошло уже более семи лет. Своего рода дань памяти.
Клод Моне. Терраса в Сент-Адресс
1867 гг. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Яркое, солнечное произведение совсем не ассоциируется с житейскими невзгодами. Тем не менее оно создано в непростой для Моне период — из-за безденежья художник был вынужден поселиться в доме своего отца. Именно родственники живописца представлены на этой картине, в которой отразилось увлечение Клода Моне восточным искусством. Его черты проявляются в необычном ракурсе и нестандартной композиции, как будто урезанной снизу.
Клод Моне. Скалы в Этрета
1885 г. Институт искусств Стерлинга и Франсин Кларк, Уильямстаун
Скалы в Этрета (Нормандия) — удивительное творение природы, созданное волнами и ветром. Художник рисовал их на рассвете и на закате, в солнечную погоду и в клубах тумана. После того как картины Моне приобрели известность, популярность городка среди туристов возросла во много раз. На этой картине — утес «Игла» и арка «Нижние ворота».
Клод Моне. Поле маков
1873 г. Музей д’Орсе, Париж
Главные герои этого светлого, яркого летнего пейзажа, созданного в местечке Аржантей — оранжево-алые маки. Женщина с мальчиком на первом плане, практически затерявшиеся среди цветов — это жена Клода Моне Камилла и их сын Жан. Интересно, что вдали виднеются еще две фигурки — тоже женщина с ребенком, моделями для которых послужили. кто? Конечно, тоже Камилла и Жан.
Клод Моне. Бульвар Капуцинок в Париже
1873 г. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва
Одно из самых известных произведений Моне — вид на бульвар из окна ателье парижского фотографа Надара. Картина словно бы не имеет композиционного центра, зато в ней четко обозначена перспектива, и взгляд зрителя следует в глубину полотна, вдоль бульвара, поделенного дневным освещением на две части — золотистую солнечную и серовато-лиловую теневую.
Клод Моне. Вокзал Сен-Лазар
1877 г. Музей д’Орсе, Париж
В жизни Клода Моне был период, когда он, как и большинство художников второй половины XIX века, вдохновлялся техническим прогрессом и разнообразными изобретениями. Дань этому увлечению — серия картин «Вокзал Сен-Лазар», который художник, верный своему методу, изображал в разное время и при разном освещении, сохраняя впечатление момента, характерные особенности того или иного времени суток.
Клод Моне. Женщины в саду
1866-1867 гг. Музей д’Орсе, Париж
Моделью для всех изображенных на картине женщин стала супруга художника. Люди здесь второстепенны, главный герой картины — свет. Легенда гласит, что Моне был настолько щепетилен в вопросах «достоверности впечатления», что бросал работу, как только солнце скрывалось за облачком, и возобновлял ее, только когда освещение становилось прежним.
Клод Моне. Тополя на солнце
1887 г. Государственная галерея искусств, Штутгарт
Художнику удалось удивительно достоверно передать цвет летнего неба, который оно приобретает во время полуденного зноя — серовато-белесое, почти утратившее голубой цвет. Моне часто работал над несколькими картинами одновременно, запечатлевая все нюансы изменений освещения — утром, днем, вечером.
Клод Моне. Гранд-канал
1908 г. Музей изобразительных искусств, Бостон
Картина, на которой изображен Гранд-канал в Венеции, в 2015 году была продана на аукционе Sotheby’s почти за 24 миллиона фунтов. Произведения художника, созданные им во время кратковременного пребывания в Венеции в 1908 году, очень интересуют искусствоведов и коллекционеров.
Клод Моне. На пляже в Трувиле
1870-1871 гг. Музей Мармоттан-Моне, Париж
Нормандский курорт Трувиль всегда привлекал не только любителей морского отдыха — здесь творили многие художники. В частности, импрессионистов очаровывала изменчивая погода, дававшая возможность запечатлеть разнообразные капризы приморского климата — солнце, ветер, дождь.
Клод Моне. Руанский собор, портал. Солнечный свет
1894 г. МузейМетрополитен, Нью-Йорк
Цикл «Руанский собор» состоит из тридцати картин. Главным объектом художник делает каменные стены собора с их архитектурным убранством и игру света на них, а окружающее — небо, городской пейзаж — как будто не существует. Это позволило Моне сосредоточиться на изучении главного мотива своего творчества — изменяемости предмета в зависимости от освещения и времени суток.
Клод Моне. Пирамиды Порт-Котон, бурное море (скалы в Бель-Иль)
1886 г. Музей изобразительных искусств им.А. С. Пушкина, Москва
На острове Бель-Иль в Бретани Моне прожил всю осень 1886 года и создал там почти четыре десятка картин. Одна из наиболее известных сейчас украшает собой коллекцию Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. В свое время это полотно приобрел коллекционер Сергей Щукин — считается, что это была самая первая картина Моне, попавшая в Россию.
Самые известные картины Клода Моне
Клод Моне стал одним из основоположников нового жанра. Именно его картина оказалась в числе тех работ, которые были отнесены к импрессионизму. Самые известные картины Клода Моне оцениваются сегодня в несколько десятков миллионов долларов.
Интересные факты из жизни
Прежде чем на свет появились его самые известные картины, Клод Моне подрабатывал карикатуристом. Первые работы будущего импрессиониста датируются 1854 годом, когда ему было всего 14 лет.
К живописи Моне пристрастился случайно. Родители не давали ему деньги на карманные расходы, и чтобы их заработать, художник начала создавать карикатуры на своих друзей и родственников. Каждое произведение Клод Моне оценивал в 15-20 франков. Однако с настоящей живописью он познакомился позднее, когда его наставник Эжен Буден предложил юному художнику начать создавать картины на открытом воздухе.
Также волею случая зародился термин «импрессионизм». Несмотря на то, что он неразрывно связан с именем Клода Моне, его придумал не французский художник. Автором термина оказался малоизвестный журналист Луи Леруа.
В 1874 году на проходившей частной выставке Клод Моне представил картину, которая контрастировала с произведениями того времени. Критики обрушились на его и другие подобные работы, называя их аморальными, мятежными и несостоятельными. Луи Леруа, описывая мероприятия в журнале « Le Charivari » нелестно отозвался о создателях тех картин, назвав их импрессионистами. Однако мастера приняли этот эпитет.
Примечательно то, что именно произведение Клода Моне «Водяные лилии» считается лучшим в жанре импрессионизм.
Художник за свою жизнь создал множество картин. Большинство из них сохранилось до наших дней. Отдельно стоит отметить то, что, рисуя женщин, Клод Моне только образ своей жены Камиль Домкьюз.
Сегодня картины Клода Моне входят в тройку самых дорогих произведений живописи. В среднем каждая из них стоит около 7,22 миллиона долларов.
Список самых известных картин
Практически все свои самые известные работы Моне создал, начиная с 1883 года. Создавая картины, мастер не стремился изобразить что-то конкретное. Для него было важно то, как исполнена та или иная работа. Он не прекращал создавать даже после того, как у него ухудшилось зрение. В итоге из-под пера вышли картины Моне, фото с названиями и самые знаменитые из них представлены ниже.
«Женщины в саду»
Несмотря на то, что на полотне изображены четыре, казалось бы, разные женщины, образ трех из них художник срисовывал со своей супруги. Моне потратил много времени на это произведение, тщательно выверяя краски. Главной целью, которую ставил перед собой создатель «Женщины в саду», являлась передача настоящего дневного света. Остальные элементы картины заслуживают меньшего внимания.
«Женщины в саду» принесли своему создателю 2,5 тысячи франков, которые позволили ему выбраться из долгов.
«Терраса в Сент-Андресс»
«Терраса в Сент-Андресс» датируется 1867 годом. На полотне изображены двое мужчин и женщин, списанных с ближайших родственников автора. Картина демонстрирует сад, расположенный на побережье в Сент-Андресс. Особенность работы заключается в том, что она имитирует японские цветные гравюры. Также обращает на себя внимание отсутствие центральной точки. Складывается впечатление, будто автор «Терраса в Сент-Андресс» рисовал ее, находясь где-то наверху.
«Темза ниже Вестминстера»
Создание «Темза ниже Вестминстера» было завершено в 1871 году. По задумке автора, полотно должно передавать ощущение туманного лондонского утра. На заднем плане картины расположился окутанный дымкой здание британского парламента. Ближе находятся несколько лодок, вертикальная пристань и горизонтальный мост. Однако доминирующим на этом полотне является туман. Он переливается разными оттенками, размывая формы других объектов.
Также есть другое произведение, изображающее Вестминстер на закате.
«Впечатление: Восходящее солнце»
Тема раннего утра прослеживается и в следующей работа автора. «Впечатление: Восходящее солнце» демонстрирует предрассветный туман, стелющийся над гаванью. Через дымку прорывается круг ярко-оранжевого солнца. Произведение оставляет после себя мрачное впечатление, которое усиливается, если обратить внимание на размытые образы далеких кораблей и нечеткие контуры двух лодок на переднем плане.
«Мост в Аржантее»
«Мост в Аржантее» появился в 1874 году. За год до этого художник завершил создание «Поле маков у Аржантея». Оба произведения демонстрируют местность, где несколько лет жил Моне. Каждая картина отличается насыщенным цветом красок. В особенности это касается работы «Мост в Аржантее». В ней создатель использовал очень яркие оттенки, цвет которых не меняется с переходом от ближнего плана на задний. В «Поле маков у Аржантея» Моне разделил визуально полотно на две части, отделив красные цветки маков от женщины с ребенком.
«Вокзал Сен-Лазар»
«Вокзал Сен-Лазар», появившийся в 1877 году, считается одной из самых смелых картин того времени, когда основным мотивом многих полотен были разнообразные пейзажи. Однако и в этом произведении прослеживается подход Моне к своим работам. Автор концентрирует внимание зрителей не на объектах (вокзал, локомотив, люди), а на цветах. Все модели, представленные на изображении, не имеют четких очертаний.
«Прогулка к утесу в Пурвиле»
Работа, появившаяся в 1882 году, показывает прогулку двух молодых женщин, которые остановились на утесе около побережья. Несмотря на то, что «Прогулка к утесу в Пурвиле», создает впечатление некой спонтанности, Моне тщательно планировал произведение. Художник очередной слой краски, когда предыдущий еще не успел высохнуть.
«Руанский собор»
«Руанский собор» — это не картина, а цикл похожих друг на друга полотен, изображающих одноименный объект архитектуры. Работы создавались в течение 1890-х годов. Эти полотна представляют собой попытки художника поиграть с цветами. Они создавались в разное время и погоду. Художник, работая над этим циклом, пытался передать определенный момент.
«Пруд с водяными лилиями»
«Пруд с водяными лилиями» — это самая дорогая картина Моне. Создатель завершил ее в 1916 году, а работа велась около 7 лет. Примечательно то, что художник наносил краски по памяти. В это время его зрение начало резко ухудшаться.
Стоимость произведений
Помимо произведения «Пруд с водяными лилиями» Моне создал множество полотен, которые стоят сегодня несколько десятков миллионов долларов:
Этот список можно еще долго продолжать. Моне, в отличие от многих своих современников, еще при жизни был признан великим художником. Это позволило ему обеспечивать себя, работая только над полотнами.
Клод Моне — Гениальный основоположник импрессионизма и его музы. Интересные факты
Автопортрет в берете (1886)
🗝«Чем больше я живу, тем больше я сожалею о том, как мало я знаю.“
Само название жанра «импрессионизм» происходит от названия одной из картин Моне «Впечатление» (impression).
В 1847 году в Париже прошла выставка, на которой представили свои работы 35 «художников-мятежников», как они называли себя сами, в силу неординарного подхода к изображению действительности.
Среди них был и Клод Моне, который представил картину «Впечатление. Восходящее солнце». Полотна авторов вызвали широкий общественный резонанс. Журналист Луи Леруа даже презрительно назвал организаторов выставки «импрессионистами» (от англ. «Impression» – «впечатление»). Так, Клод Моне дал название новому направлению в искусстве. А брошенное критиком название было с готовностью воспринято «мятежными» художниками.
Впечатление. Восходящее солнце (1872)
Клод Моне родился в семье успешного бакалейщика. Семья принадлежала к среднему классу.
Свою карьеру Клод Моне начинал, как карикатурист.
Чтобы заработать на карманные расходы, Клод Моне с 14 лет рисовал карикатуры на друзей и местных жителей на продажу. Рисунки, которые юный художник продавал по 15-20 франков, пользовались невероятной популярностью.
Уже в 15 лет Клод Моне приобрёл известность, благодаря написанной им саркастической карикатуре на местного чиновника.
Карикатура “Жюль Дидье.Человек-бабочка” (1858)
Эжен Буден.Трювиль, причал в Гавани (1897).
Клод Моне поступил в Университет на факультет искусств. Но покинул учебное заведение, разочаровавшись в царившем там подходе к живописи.
Вскоре он продолжил обкчение в студии живописи, организованную известным художником, представителем академизма, Шарлем Глейр.
В этой студии также занимались такие художники, как Огюст Ренуар, Альфред Сислей и Фредерик Базиль. Они были практически сверстниками, придерживались схожих взглядов на искусство и вскоре составили костяк группы импрессионистов.
Огюст Ренуар. Портрет Жанны Самари (1877)
В 1860 году Клод Моне был призван в армию и отправлен в Алжир. Там он заболел брюшным тифом. Но благодаря финансовому вмешательству тётушки, художник откупился от воинской повинности и вернулся домой уже в 1861 году.
Живописная манера Клода Мане в настоящее время считается классикой. Для нее характерны отдельные мазки чистого цвета, помогающие точно передать богатство воздушной среды.
Завтрак на траве (1865)
Клод Моне любил писать природу. Пейзажи были излюбленным направлением в его творчестве. Художник изображал игру света и тени и его картины были наполнены особым движением воздуха
Пруд с водяными лилиями (1919)
Художник писал один и тот же пейзаж при разном освещении и в разные времена года. Известен случай, когда художник писал тополя близ своего дома, а когда узнал, что их собираются спилить – выкупил кусочек земли с ними и продолжил работу. Так появилась серия картин «Тополя на Эпте», изображающая переменчивость деревьев в разные сезоны.
Тополя на берегу реки Эпте (1891)
Женщины в саду (1867)
Мадам Моне на диване (1871)
Паоло Веронезе. Лукреция (1580-85)
Паоло Веронезе. Автопортрет (1558-63)
«Посмотрите на платье. Оно гибкое и в то же время плотное, оно мягко волочится, оно живет, оно ясно говорит, кто эта женщина. Это не платье куклы, один из кусков муслина, в которой обволакивают мечту; это добротный шелк, который действительно носят».
Дама в зеленом платье (1866)
Вероятно, девушка была не высокого происхождения и с раннего возраста зарабатывала самостоятельно на жизнь.
Первенца Клоду Моне Камилла родила ещё до вступления в брак, через год после их знакомства.
Весть о том, что Камилла ожидает ребёнка, привела отца Клода Моне в гнев. Он потребовал оставить молодую женщину, если сын желает вернуться в лоно семьи.
В тот период Клод Моне жил в удручающей бедности и все ещё был финансово зависим от своей семьи. Начинающий мастер не мог расплатиться с кредиторами, и вынужден был соскабливать краску со своих старых картин, чтобы продолжать работу на тех же холстах.
Сад в Сент-Адресс (1867)
Камилла служила моделью для его полотен. Салоны же отвергали одну картину за другой. А если даже и принимали, то развешивали так, что разглядеть их было невозможно. Прекрасные картины, за которые спустя двадцать лет художнику будут предлагать миллионы франков, пока не стоили ни гроша.
Последующие три года проходят у молодой пары в скитаниях и лжи. Клод Моне скрывает от семьи присутствие в его жизни Камиллы и сына Жана. Сначала он наведывается к своей гражданской семье, проживающей в то время в Париже, тайно, о чем свидетельствуют портреты младенца, написанные Клодом Моне с натуры.
Позднее художник увозит возлюбленную и сына из дорогостоящей столицы и квартирует в различных деревнях, вблизи от своего места жительства, тайно наведываясь к ним время от времени.
Клоду Моне приходилось прятать Камиллу от всего света. Женщина подвергалась критике и насмешкам при каждом удобном случае. Её сторонились, как падшую изгнанницу, отказывались принимать у себя. И хотя успех «Дамы в зелёном» был ещё на слуху, Камилле приходилось слышать о себе высказывания о том, что изысканное зелёное платье ещё не делает из неё даму.
Сначала он наведывался тайно, к проживающей в Париже, своей гражданской семье. Об этом свидетельствуют портреты младенца, написанные Моне с натуры.
Затем художник увозит возлюбленную и сына из дорогостоящей столицы и квартирует в деревнях, вблизи от своего места жительства, также тайно наведываясь время от времени.
Жан Моне на механической лошади (1872)
Когда в 1870 году Клод Моне объявил отцу о своём окончательном решении жениться на Камилле Донсье, тот пришел в ярость и лишил сына финансовой поддержки.
28 июня 1870 года, 30-летний Клод Моне женился на Камилле. У них родилось двое сыновей: Жан (1867 год) и Мишель (1878 год).
Вскоре после свадьбы, Клод Моне вынужден бежать в Лондон, чтобы не участвовать в бессмысленной войне между Пруссией и Францией 1870-1871 годов. Камилла остаётся в очередной раз одна с ребёнком на руках и следует за мужем только некоторое время спустя, забрав с собой в багаже несколько работ художника. В последствии им удаётся довольно удачно продать эти работы.
Цветы и фрукты (1869)
Женщина с зонтиком (1875)
Камилла Моне с ребенком (1875)
Аржантей – небольшой городок на берегу Сены, фактически предместье Парижа. Знаменитым на весь мир его сделали художники-импрессионисты.
На протяжении 5 лет Клод Моне создает свою знаменитую серию «Лодок в Аржантее», среди которых будут работы, отражающие саму суть творческой манеры художника.
Мост в Арженьи (1884)
Одной из наиболее часто «цитируемой» работой, выполненной здесь, станут «Красные лодки в Аржантее».
Красные лодки в Аржентее (1875)
На деньги, вырученные после удачной продажи одной из картин, Клод Моне покупает лодку и сооружает на ней шалаш, сделав таким образом что-то вроде импровизированной мастерской. Как говорил он сам, «места хватало как раз для того, чтобы поставить мольберт».
Работа на лодке помогала мастеру лучше изучить игру солнечного света на воде.
Аржентей. Цветы на берегу реки (1877)
Поле маков в Аржантее (1873)
В общей сложности семья Клода Моне прожила в Аржантее с 1871 по 1878 годы.
Камилла в японском кимоно (1875)
В 1976 году, устав от сложностей, возникших из-за характера его жены Камиллы, у которой к тому же обнаружились проблемы со здоровьем. А также по причине новых финансовых трудностей, исчерпав все возможное вдохновение от Аржентее, Клод Моне уезжает в Париж.
Эрнест Ошеде. Гравюра М. Дебутена
Никудышный предприниматель и кутила Эрнест Ошеде, несмотря на уговоры своей матери, пустил по ветру львиную долю своих собственных денег и приданое Алисы. Но после смерти отца, Алиса Ошеде получила внушительное наследство. Что позволило Эрнесту Ошеде вновь вести беспечную жизнь и коллекционировать предметы искусства.
Эрнест Ошеде прослыл богатым заказчиком у художников. Долгое время он был покровителем Клода Моне и заказал у художника серию декоративных панно для украшения своего особняка.
Художник провёл несколько месяцев в замке Роттембург, вдали от семьи, рядом с очаровательной, изысканной интеллектуалкой, одетой по последней моде, Алисой Ошеде, Которая была воплощение мира, казавшегося просто недосягаемым для Клода Моне.
Каролюс Дюран. Портрет Алисы Ошоде (1875)
Дорога в Ветей зимиой (1879)
Когда экономика внезапно пошла ко дну и заказы прекратились, Клод Моне также погряз в долгах. Художник с семьёй к этому времени жил в деревенском доме в Витёй. Жена Клода Моне Камилла была ослаблена и сильно болела после вторых родов.
Камила Моне (Донсье) (1871)
После вторых родов Камилла заболела и вскоре скончалась в 1879 году. Пораженный горем Клод Моне пишет заключительную картину – посмертный портрет жены Камиллы.
Камилла на смертном одре (1879)
Эрнест Ошеде, скрываясь от кредиторов, был вынужден оставить свою семью и бежать в Бельгию, меняя места своего пребывания.
Злые языки утверждали, что «. сначала Эрнест содержал никчёмных импрессионистов, чтобы они потом содержали его».
Алиса Ошеде, таким образом, оказывается сиделкой Камиллы, а потом «приёмной матерью» осиротевших детей усопшей.
В 1881 году, всего через два года после смерти Камиллы, младшие дети Алисы уже называли художника «папа Моне». Эрнест Ошеде не появился даже на совершеннолетие своей старшей дочери.
Когда же Эрнест Ошеде, озабоченный близостью жены к другу, зовёт Алису с детьми покинуть Ветёй и переехать к нему, та уклончиво отвечает, что если они уже в деревне создают для него такие большие расходы, что же тогда говорить о столице. И по- прежнему остаётся рядом с Клодом Моне.
Законный муж будет ещё многократно и настойчиво требовать возвращения жены любой ценой, но безуспешно.
Когда семья Ошеде-Моне решают покинуть Ветёй, законный муж Алисы Ошеде присылает ей письмо, обвиняющее жену в сожительстве с Клодом Моне. Однако, Алиса даёт ему решительный отпор, объясняя, что муж не может обеспечить ей достойное просторное жильё для проживания всей семьи.
Постепенно она изгнала из дома призрак Камиллы, избавилась от ее писем, фотографий и платьев. За годы, проведенные под одной крышей, Алиса успела приспособиться к вспыльчивому характеру Клода Моне.
С 1883 года Клод Моне начал снимать дом в Живерни, поселившись здесь вместе с Алисой и их совместными восемью детьми. В 1890 году художник купил этот дом.
На новом месте он сразу написал ряд работ: «Пейзаж в Вийе близ Вернона», «Дом у старого моста в Верноне», «Вид на церковь в Верноне» и разнообразные небольшие полотна с изображением цветочных букетов.
Тем временем в Париже медленно угасал законный муж Алисы, Эрнест Ошеде. В феврале 1891 года его разбил паралич, и Алиса сразу же приехала к нему в Париж. Любви между ними давно не было, но чувство привязанности и жалость остались. 19 марта 1891 года Эрнест Ошеде скончался на руках Алисы. После панихиды его прах перевезли в Живерни и похоронили на местном кладбище.
10 июля 1892 года, после положенного срока траура, Клод Моне и Анжелика Эмелия Алиса Ренго сочетались законным браком в присутствии четырех свидетелей. Отныне Алиса Моне могла не опасаться слухов и домыслов, а ее дочери гордо несли голову, выезжая в свет.
Сад в Живерни (Элизабет Мюррей)
Японский мостик (1897-99)
Как вспоминал Жан-Пьер Ошеде, часто садившийся за руль автомобиля отчима: «…мы часто ездили в одни и те же места, особенно любимые Моне: на побережье в Клашалоз или в Дез-Аман, в Лион-ла-Форе, в Анделис и т. д. В путешествиях обязательно участвовала моя мать, иногда брали еще кого-нибудь. Порой прогулка по окрестностям превращалась в настоящую экскурсию на целый день, а то и на несколько дней».
Алиса любила эти прогулки: «дорогой Клод» был рядом, писал этюды. Радость общения с мужем и путешествия оживляли ее одинокую, в общем-то, жизнь. Большинство детей к этому времени разъехалось и большой дом в Живерни почти опустел.
Именно Алиса стала той надёжной гаванью, которая позволила мастеру успокоиться и посвятить себя исключительно творчеству. Она обеспечила Клоду Моне поддержку, идеальные бытовые условия и надёжный тыл.
Дети четы Ошеде-Моне рассказывали в последствии, что Моне мог быть очень требовательным и строгим, но также мог быть и абсолютно нежным и любящим.
Клод Моне и Алиса Ошоде (крайняя слева) с детьми
В их доме в Живерни был строгий распорядок дня, как в казарме. Дети вставали по звонку, завтракали, выполняли поручения по дому, Они должны были вести себя тихо и не мешать работать папе Моне.
Сам Клод Моне никогда не заходил на кухню, но требовал от Алисы уже в воскресенье составленное на всю неделю меню, которое он сам лично предварительно одобрял. Объясняя это тем, что только он знал, сколько плодов и овощей э созрело в саду, и сколько куриц находятся в хозяйстве.
Клод Моне очень любил вкусную и изысканную кухню. О чем свидетельствует одно из его увлечений. Художник любил собственноручно собирать и записывать кулинарные рецепты. Всего в его коллекции было порядка 180 рецептов.
Клод Моне с женой Алисой кормят голубей. Венеция (1908)
Весной 1910 года Алисе Моне поставили страшный диагноз- лейкемию костного мозга. В то время ещё еще не умели лечить эту болезнь. Врачи давали Камилле год, от силы два года жизни. Осенью Клоду Моне исполнилось 70 лет, но это был невеселый праздник. К тому же у художника начало портиться зрение. Алиса угасала, ее мучили ужасные боли.
Алисы Моне не стало 19 мая 1911 года. Два дня спустя ее похоронили в Живерни, рядом с умершей дочерью Сюзанной и первым мужем Эрнестом Ошеде.
Клоду Моне было суждено пережить свою вторую жену на 15 лет. После смерти любимой Алисы, которая на протяжении 35 лет была ему верной спутницей и опорой, Клод Моне остался в одиночестве. Он впал в настолько глубокую депрессию, что был готов последовать за любимой. Своему другу, критику Гюставу Геффрою, Моне написал следующие строки: «Мой дорогой друг, все кончено! Моя любимая спутница умерла сегодня в 4 утра. Я подавлен и потерян».
Художник глубоко переживал утрату жены, его глаза не просыхали от слез, а кисти и краски покрылись пылью. По просьбе Алисы после ее кончины Моне сжег все ее письма.
Бланш Ошоде-Моне в разгар работы (1920)
Художника вернули к жизни только забота детей и уговоры друзей доработать этюды, созданные Клодом Моне во время его последнего путешествие с Алисой в Венецию,. Работая над своими венецианскими этюдами, он словно ещё раз пережил драгоценные минуты с Алисой. С той самой женщиной, которую подарила ему судьба.
Вид из садов в Салис 01 (1888)
Водяные лилии (1905)
Водяные лилии (1897)
В 1912 году Клоду Моне врачи поставили диагноз двойной катаракты, из-за чего ему пришлось перенести несколько операций на глазах. Теперь прооперированный глаз, из которого удалили хрусталик, стал восприимчив к коротким волнам и видел все в насыщенном сине-фиолетовом цвете. В то время как левый глаз продолжал видеть все в желтых оттенках.
Кувшинки (водяные лилии) в цвету (1914-17)
Но художник не оставил занятий живописью. По словам британского арт-критика Вальдемара Янушчака: «Катаракта заставила его верить не зрению, а воображению». Именно в это время Клод Моне создал свои удивительные, знаменитые «Водяные лилии». Восемь огромных панно, создающие в овальных залах Музея Оранжери ощущение пронизывающей, баюкающей, гулкой, обволакивающей водной бесконечности, были написаны художником без хрусталика в правом глазу и с катарактой на левом.
Руанский Собор (1892)
Клод Моне прошёл долгий и нелегкий путь. В течение многих лет мастер жил в безденежье и непонимании публики. Художнику было уже под 50, когда к нему пришёл финансовый успех.
Клод Моне скончался от рака лёгких 5 декабря 1926 года в Живерни в возрасте 86 лет и был похоронен на местном церковном кладбище. Художник перед смертью настоял, чтобы прощание с ним было скромным.
Клод Моне в саду Живерни
Одна из самых прекрасных цитат Гения импрессионизма:
Клод Моне на фоне своих картин Водяные лилии(1923)